влияния на серб. искусство, обусловленное значительным расширением Сербского гос-ва и тесными связями короля с К-польским двором. Совместная работа византийских и сербских мастеров привела к формированию особой разновидности палеологовского стиля, когда оригинальность и непосредственность изображения уступили роль иллюстративному началу и стандартным средствам художественного выражения. Начало этих изменений в сербской живописи кон. XIII в. обычно связывают с деятельностью греческих мастеров Михаила Астрапы и Евтихия , с появлением фресок в ц. Богоматери Перивлепты (1294/95) в Охриде и в ц. свт. Ахиллия в Арилье (1296). При М. было возведено и расписано больше храмов, чем при всех его предшественниках - 42, в т. ч. церкви Благовещения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница , Успения Пресв. Богородицы (Богородица Левишка) в Призрене, вмч. Георгия в с. Старо-Нагоричино , Иоакима и Анны в мон-ре Студеница , Богородицы Троеручицы, Константина и Иоанна Предтечи и Никитский монастырь в г. Скопье, ц. вмч. Георгия в мон-ре Ораховица , храмы в Осоговском и Прохора Пшинского мон-рях, в Моштанице , и др. Также на его средства возводили соборы вне Сербии: в Хиландаре, мон-рь арх. Михаила в Иерусалиме, в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (ц. первомч. Стефана), в К-поле (ц. Иоанна Предтечи с больницей), в Фессалонике (2 храма). Почитание Первые известия о М. пришли на Русь в кон. XIV или нач. XV в. в уставных указаниях Минеи служебной на окт. по Иерусалимскому уставу, где под 29-м числом упоминается празднование «Уроша краля, ктитора места сего, паче же новые сей церкви», т. е. Хиландарского кафоликона, возведенного по его инициативе. Но память тогда не отождествлялась с М. и переписывалась по инерции, нередко опускалась ( Naumow A. Wiara i historia: Z dzejów literatury cerkiewnosowiaskiej na ziemiach polsko-litewskich. Kraków, 1996. S. 155). В Великом княжестве Московском М. получил большую известность в нач. 20-х гг. XVI в., когда в Москву были принесены, по всей видимости с Афона, Жития его сына кор.

http://pravenc.ru/text/2563220.html

Особенно торжественно И. был принят на Афоне. После Великой лавры И. посетил груз. Иверский монастырь , в то время находящийся уже в юрисдикции К-польского Патриархата, где пробыл месяц и работал с груз. рукописями. Ему удалось получить разрешение временно вывезти из мон-ря Библию на груз. языке 1078 г. и 3 др. груз. рукописи: манускрипты были переданы в Тифлис, переписаны и возвращены на Афон. Посетив Грецию, И. с Кипра отправился в Дамаск, где получил благословение и «отпущение грехов» от патриарха Антиохийского Даниила (1767-1791), к-рый по примеру 2 предыдущих патриархов известил об этом Антония I. Сохранилось письмо груз. католикоса-патриарха К-польскому патриарху, в к-ром Антоний I подтвердил позицию в отношении статуса И. и указал, что И. «намерен обманом заполучить от блаженнейшего патриарха епархию Джавахети... муж сей Иона отвержен от Церкви и лишен чести архиерейской, дабы ни одна душа не вознамерилась содеять зло и ввести в заблуждение Ваше Святейшество и блаженнейшего патриарха Антиохийского» (НЦРГ. Н 2510; Кавтария. 1977. С. 143). Однако, несмотря на это, И. везде по предложению местных Глав Церквей и архиереев совершал богослужения, часто в патриаршем облачении. В Палестине И. был принят Иерусалимским патриархом, в Александрии - умирающим патриархом Александрийским Герасимом III (Гимарисом; 1783-1787/88), к-рый также «разрешил его от грехов». На подворье Екатерины великомценицы монастыре на Синае в Каире И. по просьбе братии мон-ря рукоположил во иереев неск. монахов; в мон-ре вмц. Екатерины он прожил 4 месяца. В Триесте И. встречался с имп. Свящ. Римской империи Иосифом II (1765-1790), в Яссах в 1789 г.- с кн. Г. А. Потёмкиным, с разрешения которого по ходатайству местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата еп. Амвросия (Серебренникова) (22 дек. 1789 - 29 дек. 1791) И. был дан в управление мон-рь сщмч. Панкратия близ Ясс. В течение 2 лет обитель стала одной из самых богатых в Молдавском княжестве. В дек. 1791 г. И. получил приказ российской имп. Екатерины II выехать в Киев. Он был назначен викарием тяжелобольного митр. Киевского Самуила (Миславского) (22 сент. 1783 - 5 янв. 1796), жил в Киево-Печерской лавре и вел дела епархии, в т. ч. рукополагал священников (нач. 1792 - весна 1794).

http://pravenc.ru/text/578302.html

В. приходится на VI в. (напр., икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), тогда же появляются образы на монетах (напр., монета Юстина II, 565-578, надпись: Rex regnatium). В монументальной живописи этот образ получил особое значение в послеиконоборческий период. Его стали помещать в куполе, важнейшем месте в системе храмовой росписи. О значении образа известно из Слова свт. Фотия, патриарха К-польского (858-867; 877-886), сказанного им на освящении к-польской церкви мон-ря Богородицы Одигон или дворцовой ц. Богородицы Фара: «Он [Христос] как бы обозревает землю и обдумывает ее украшение и устройство» (Ομιλα 10. 6// Θωτου Ομιλαι/Εκδ. Β. Λαορδας. Θεσσαλονκη, 1959. Σ. 102). Г. В., Царь Небесный, окруженный свитой архангелов в лоратных одеждах, представлен в куполе собора Св. Софии в Киеве (1037-1045); в куполе ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100) - без ангельского окружения. В куполе Палатинской капеллы в Палермо (1143-1146) медальон с Г. В. окружают чины небесных сил, а по кайме медальона идет греч. текст: «Небо - престол Мой, земля - подножие ног Моих,- так говорит Господь Вседержитель». В сицилийских базиликах, не имеющих купола, образ Г. В. помещается в конхе апсиды. Так, в мозаиках кафедральных соборов в Монреале (1180-1190) и в Чефалу (1148) Христос представлен с открытым Евангелием, на страницах к-рого на латыни и греч. языке написан текст: «Аз есмь свет всему миру…», наиболее часто встречающийся в изображениях Г. В., а по сторонам лика идет надпись: IC ХС О παντοκρατωρ. Образ Г. В. может сочетаться с др. образами Христа. Так, в росписи свода ц. св. Стефана в Кастории (XII в.) рядом с медальоном с образом Г. В. представлены медальоны с Христом Еммануилом и Христом Ветхим денми . Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Господь Вседержитель. Мозаика ц. Марторана в Палермо. 1146 - 1151 гг. Особое распространение образ Г. В. получает в монументальной живописи и на иконах в палеологовскую эпоху. Помимо надписи: παντοκρατωρ (иконы: 1363, ГЭ; XIV в., мон-рь Пантократор на Афоне; кон.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

510. Fol. 137, между 879 и 882 гг.) - воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Прав. Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство прав. Захарии»); в кодексе Экберта (Городская б-ка, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е гг. X в.); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 гг., К-поль) - Ирод в визант. императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа» в росписях Токалы-килисе в Гёреме (кон. X в.) - палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (кон. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Прав. Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед к-рой застыл воин, замахнувшийся мечом; в груз. Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я пол. XII в.) младенцы изображены спеленутыми. Избиение младенцев. Плач Рахили. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г. Избиение младенцев. Плач Рахили. Роспись ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря, Македония. Ок. 1376 г. В памятниках поздневизант. периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В мон-ре Хора (Кахрие-джами, ок. 1316-1321) теме «И. м.» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Прав. Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В ц. вмч. Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (ок. 1376), сюжету «И. м.» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона.

http://pravenc.ru/text/293832.html

В. обычно изображается как святитель, в фелони и омофоре, единолично в рост (с Евангелием в руках) или в мучении (усекаемый мечом). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «...старец с остроконечною бородою, подобен Василию Великому» (Ч. 3. § 8. 57). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 24 апр. указана память В., изображать его предписывается «с бородою, едва показавшеюся». В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) он описан следующим образом: «Сед, аки Власий (сщмч., еп. Севастийский.- Э. Ш.), ризы крестечныя, испод лазорь, бела дымчата, амфор и Евангелие». В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) указано также изображать хартию с изречениями святого. В мучении святой представлен в лицевом минологии на год на 6 иконах, в т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в Минологии (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 37v, 1327-1340 гг.) и в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334 и 1343 гг. Единолично в рост он изображен на миниатюре из Синаксаря Давидогареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 52r (104), 1030 г.- в рост); в Минологии (Messan Salvad. 27. Fol. 274v); в росписи ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; на миниатюре греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.; в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), ок. 1320 г. (погрудное изображение); на минейных иконах за апр. (XVI в., ВГИАХМЗ) и на годовой Минее (нач. XIX в., УКМ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 162, 210; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 260; Менолог. C. 297, 313, 338; Евсеева. Афонская книга. С. 298; Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 63. Кат. 140. С. 36. Кат. 58. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.)

http://pravenc.ru/text/150505.html

В сер. 80-х гг. XVI в. К-польский престол переживал череду смут. Несколько патриархов были свергнуты один за другим из-за интриг противоборствовавших кланов, заручившихся поддержкой османских властей ценой возраставших выплат из церковной казны. М. симпатизировал бывшему патриарху Иеремии II (Траносу) , отправленному османами в ссылку в 1584 г. Патриарх Сильвестр, напротив, поддерживал противника Иеремии Феолипта II, в рукоположении к-рого Александрийский патриарх лично принял участие (16 февр. или 10 марта 1585). В период пребывания в К-поле М. занимался активной преподавательской деятельностью, писал богословские трактаты, вел переписку с лицами, известными в церковных и светских кругах в разных регионах правосл. мира. В 1587 г. патриарх Сильвестр принял решение уйти на покой и поселился на о-ве Родос. Он вызвал к себе М. и убедил его в необходимости возглавить Александрийскую Церковь. Планировалась поездка М. к Антиохийскому патриарху для совершения хиротонии, но, видимо, она не состоялась (Мат-лы для истории. 1909. С. 264-265). Несколько лет М. управлял Александрийской Церковью в сане экзарха патриарха Сильвестра, а после его кончины в 1590 г., клир и народ избрали М. патриархом. Ввиду отсутствия в Египте должного числа архиереев хиротонию М. совершил в Каире 5 июля 1590 г. Антиохийский патриарх Иоаким V Дау ( 1581-1592), возвращавшийся из К-поля, где в мае того года прошел Собор, санкционировавший учреждение Патриаршества на Руси. После интронизации М. оба патриарха посетили монастырь вмц. Екатерины на Синае. Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 1985 г. (мон-рь Анкарафу, Крит) Св. Мелетий I (Пигас), патриарх Александрийский. Икона. 1985 г. (мон-рь Анкарафу, Крит) М. был не согласен с введением на Руси Патриаршества и обвинял К-польского патриарха Иеремию, вновь взошедшего на кафедру в 1587 г., в совершении неканонического действия, поскольку в нем не участвовала Александрийская Церковь. В Москве, видимо, знали об этой позиции. Кроме того, рус.

http://pravenc.ru/text/2562856.html

Несмотря на нестроения церковной жизни внутри Патриархата, И. вел активную внешнюю политику. В 1593 г. синайские монахи вопреки воле Александрийского патриарха Мелетия I избрали епископом некоего Лаврентия, к-рый получил посвящение от 2 епископов Антиохийского престола. Мелетий добивался низложения Лаврентия, указывая на неканоничность его поставления и уличая в связях с Римом. И., не желая конфликта со своими архиереями, поддержал Синайского епископа и ранее 1599 г. ездил в Иерусалим, где вместе с патриархом Софронием V провел Собор, подтвердивший рукоположение Лаврентия. Однако Мелетию удалось привлечь остальных патриархов на свою сторону и заставить Лаврентия принести покаяние, после чего он в 1600 г. был вторично поставлен на Синайскую кафедру. После низложения Кипрского архиеп. Афанасия I , обвиненного в различных злоупотреблениях (1598), И., рассчитывая вернуть Кипр в юрисдикцию Антиохийской Церкви и ссылаясь на араб. апокрифические правила I Вселенского Собора, восстановил Афанасия в сане, чем усугубил конфликты внутри Кипрской Церкви. Против этого резко выступил Мелетий Пигас, выполнявший тогда функции местоблюстителя К-польского престола. Отношения 2 патриархов особенно ухудшились в сент. 1599 г., когда Мелетий угрожал И. извержением из сана. В старости И. ослеп. Дамасская община, возглавляемая могущественным шейхом Георгием ибн Самуром, стала тяготиться правлением патриарха и подыскивать на смену ему более дееспособного лидера. Христиане Дамаска заставили И. рукоположить одного из христ. старейшин - Абд аль-Азиза ибн аль-Ахмара (в монашестве Дорофей) в сан «митрополита патриаршей кельи», к-рый фактически исполнял функции наместника патриарха. В нояб. 1603 г. И. был принужден сложить с себя сан и возвести Дорофея на Патриаршество (см. ст. Дорофей IV ). Низложенный патриарх покинул Дамаск. По словам хронистов, не одобрявших такого вмешательства мирян в дела церковной иерархии, в ту ночь на город падали «огненные звезды» (вероятно, метеорный поток Леониды). Однако современники восприняли отречение патриарха спокойно, объяснив это состоянием его здоровья (известен соответствующий колофон мон. Абд аль-Карима Кармы (впосл. патриарх Евфимий II )). И. удалился в родное сел. Сисния, а оттуда направился в мон-рь вмц. Екатерины на Синае, рассчитывая на поддержку еп. Лаврентия. Патриарх умер по дороге, в Египте, или, по др. версии, в Синайском мон-ре, где и был похоронен.

http://pravenc.ru/text/468923.html

Кондаков и Н. П. Лихачёв считали разновидностью извода «О.», или Великой Панагии , чудотворную новгородскую икону Божией Матери «Знамение». Кондаков отмечал очевидную связь этого варианта «О.» с Влахернами и почитавшимися там образами Богоматери. Образ «О.» сохранял значение покровительства, ему молится, напр., патриарх Евфимий Иерусалимский (между его изображением и фигурой прор. Моисея, ок. 1223, мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Среди древнерус. примеров «О.» наиболее известны монументальные иконы из Ярославля - «Ярославская Оранта» (1-я треть XIII в., ГТГ) и из Пскова - «Мирожская Оранта» с ктиторскими портретами св. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского и его супруги кнг. Марии (живопись - 2-я noл.XVI в. (1583?, ныне в собрании ПИАМ), с к-рой на рубеже средних веков и Нового времени делали списки: напр., икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)). Литургическая символика «О.» была раскрыта в стенописи, иконах, предметах церковного убранства, напр. на шитом воздухе, даре эпирского деспота Феодора Комнина и его супруги Марии Дукины собору Св. Софии в Охриде (1216, ныне в НИМ(С)), или на служебной утвари, напр. на панагиарах или артосных панагиях, на стеатитовом панагиаре, XIV в. («чаша царицы Пульхерии») в афонском мон-ре Ксиропотам. В древнерус. иконографии «О.» является частью композиции Покрова Пресвятой Богородицы . Видимо, актуальностью литургического или ктиторского замысла было продиктовано появление изображений «О.» в произведениях эпохи царя Иоанна IV Васильевича Грозного и его преемников, как в самостоятельном варианте, напр. на черневой позолоченной дробнице с оклада надгробной иконы прп. Сергия Радонежского из ризницы Троице-Сергиевой лавры (1585, СПГИАХМЗ), так и в составе символических композиций, напр. «Видение прор. Исаии» на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304.III.21/М. 8663 (Троицк. III-21). Л. 25, 1592), на фреске в юж. люнете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598-1600). Лит.: Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1. С. 60-100, 379; Т. 2. С. 55-94, 105; Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 129, 146-149; Демус О. Мозаики визант. храмов/Пер. с англ.: Э. С. Смирнова. М., 2001. С. 42; Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии// Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII вв. СПб., 2004. С. 331-337; Бутырский М. Н., Заикин А. А. Золото и благочестие. М., 2005; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси XI - нач. XVI в. М., 2012; Лидова М. А. Образ Богоматери Патрицианки в раннехрист. иконографии//Византия в контексте мировой культуры. СПб., 2017. С. 7-21. (Тр. ГЭ; 89). М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/Оранта.html

В период лат. господства мощи М. были перенесены в Барселону и помещены в храме, разрушенном в ходе гражданской войны. Часть мощей М. находится в Мазере близ Тулузы. И. Делеэ считал, что к М. могла относиться запись в Иеронимовом Мартирологе под 25 марта с памятью Дулы, т. е. рабыни, служанки (MartHieron. Р. 159; MartHieron. Comment. Р. 160). Кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог (XVI в.) память М. под 15 марта (MartRom. Р. 97). В Александрийском Синаксаре Михаила, еп. Атрибского, память М. отмечена под 7 сент. Ист.: BHL, N 5687b, 5688; Poncelet A. Catalogus codicum hagiographicorum latinorum Bibliothecae Nationalis Taurinensis. Appendix: 1. Passio St. Matronae virginis Thessalonicensis//AnBoll. 1909. Vol. 28. P. 461-463; ActaSS. 1735. Mart. T. 2. P. 396-398; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 145; ЖСв. Март. С. 570-571. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 87, 89; Т. 3. С. 119; Sauget J.-M. Matrona, santa, martite di Tessalonica//BiblSS. Vol. 9. Col. 105-106; Moutsopoulos N. K. Monasteries Outside the Walls of Thessaloniki During the Period of Slav Raids//Cyrillomethodianum. 1987. T. 11. P. 129-194; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 328; Κραλδης Α. Ματρνα ν Θεσσαλονκ μρτυς//Τ Αγιολγιον τς Θεσσαλονκης. Θεσ., 1997. Τ. 2. Σ. 32-36; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 271-272; Χαριζνης Γ. Οι απαρχς του μοναχισμο στη Θεσσαλονκη: Θεσσαλονικες μρτυρες και μοναστικ καθιδρματα που εμφανσθηκαν στην Πλη, ως την ναρξη της εικονομαχας (726)//Μακεδονικ. Θεσ., 2005. Τ. 34. Σ. 35-64. О. В. Л. Иконография Изображения мученицы встречаются в византийском искусстве в рукописных и настенных минологиях, а также на минейных иконах. Ранний образ М. сохранился на одной из 6 минейных икон (т. н. гексаптих) кон. XI - 1-й пол. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Изображение М. включено в Минологий деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 33r, 1322-1340 гг.) - в мафории розового оттенка, в руке держит крест; на миниатюре из греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов. РНБ. O. I. 58. Л. 107, кон. XV в.) М. написана в рост в минейной части под 27 марта, облачена в монашеские одежды, в схиме, на голове плат (куколь), в правой руке держит крест, в левой - закрытый свиток. Образ святой представлен в настенных минологиях в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (между 1334 и 1343) и в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350).

http://pravenc.ru/text/2562606.html

Преподобные Макарий Великий и Макарий Александрийский. Икона. 1-я пол. XIII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно предписаниям Ерминии, составленной мон. Дионисием Фурноаграфиотом, М. А.- «старец с радостным выражением на лице» (Ерминия ДФ. С. 174. XIII 75). В русских лицевых подлинниках оба прославленных под 19 янв. Макария подписаны как «Александрийские пресвитеры», из-за чего в описании их облика возникает путаница. Так, в сводном иконописном подлиннике XVIII в. о 2-м из них сообщается: «…другий Макария египтянин… в клобуке, сед, брада доле Богословли, риза преподобническая, испод дичь санкирь, в левой руке свиток, а правая проста, а в Прологе пишет печатном: образ имея накрутен редки точию космы, на устнах имея к концу о браде, кожеи его яко слонова подобитися от студени и зноя» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 67). Согласно сводному иконописному подлиннику XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова, М. А. также следовало придавать облик преподобного: «подобием стар сед (пожив лет сто) брада доле Иоанна Богослова, в клобуке греческом, риза преподобническая, испод дич санкирной, в левой руке свиток, правая проста; преставися в такой старости, яко и зубом его испадшим, бяше же святый облаз имея и накрутен, редки точию космы на устнах имея к концу о браде» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 253). В предписаниях акад. В. Д. Фартусова было указано, что М. А. следовало писать как глубокого старца, сходно с прп. Макарием Великим (Египетским): «Старец египетского типа, 100 лет, лицом и телом очень худ. По греческому подлиннику, у него весьма редкая небольшая и узкая борода, волосы как на бороде так и на усах, клочками; зубов у него нет; одежда бедная - власяница, короткая мантия и епитрахиль, как у пресвитера. Можно писать ему и хартию с его изречением: «Аще исповедуеши грех твой, и Божие за него наказание познаваеши, то исправися отселе». Или: «Виждь, Господи, и не премолчи, воскресни Боже, да разыдутся врази Твои и да бежат от лица Твоего, яко душа наша наполняется поругания» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 158-159).

http://pravenc.ru/text/2561434.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010