Екатерины, а также вмц. Евфимии Всехвальной, к-рая долго беседовала с ним. Преподобный видел небесный Свет, своего ангела-хранителя, слышал ангельские песнопения. В Житие П. С. описано, что в своей духовной брани он нередко претерпевал бесовские нападки, особенно сильными они были во время его пустынножительства на Синае. Это были и помыслы, к-рые диавол пытался вложить преподобному, и устрашающие шумы, к-рые П. С. слышал, и явления бесов в отвратительном обличье, и прямые физические нападки. Когда П. С. переселился в келью св. Епистимии, то бесы не давали ему присесть, растянув его руки в разные стороны, словно распяли на кресте. Душу его при этом сдавило чувство полной богооставленности. Когда через 4 дня они его отпустили, он упал на землю не в силах пошевелиться (Житие. 2017. С. 236). Этим искушениям П. С. противостоял с великим мужеством. Сказав себе тогда: «С места не сдвинусь. Умру так умру»,- старец пробыл в келье 2 недели и, когда спустился в мон-рь и приобщился Св. Таин, почувствовал утешение, посланное свыше. В 1964 г. из-за болезни П. С. был вынужден оставить келью святых Галактиона и Епистимии и вернуться на Афон, где поселился в каливе святых Архангелов скита Честного Предтечи, принадлежащего Иверскому мон-рю. В этой каливе вокруг П. С. собралось небольшое братство. Духовником самого П. С. был в то время иеросхим. Тихон (Голенков). В 1966 г. о. Тихон стал восприемником П. С. при постриге в великую схиму. Из-за сырого климата у П. С. опять начались проблемы со здоровьем, он был вынужден лечь в больницу в Фессалонике, где ему удалили часть левого легкого. После операции о П. С. заботились благочестивые женщины, к-рые жили полумонашеской группой (сестричеством), и по выздоровлении он помог этим сестрам создать исихастирий (мон-рь) св. ап. Иоанна Богослова близ Суроти, о к-ром заботился до самой своей кончины. Вернувшись на Афон, П. С. поселился в Ипатиевской келье в Катунакиях, где прожил год. В 1968 г. он перебрался в полуразрушенный мон-рь Ставроникита, чтобы помочь монахам его восстановить.

http://pravenc.ru/text/2578686.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Виссарион (Толмачев). Фотография. Сер. XIX в. (Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит ). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь , в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон. 3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков. В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита . По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед . На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв . Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.

http://pravenc.ru/text/158790.html

Перед ней находится фиал (1814). В сев.-вост. углу монастырского комплекса размещена игуменская резиденция с парекклисионом мц. Наталии, построенным генеральным консулом Греции в Александрии А. Маносом (1873). В корпусах также устроены парекклисионы св. бессребреников Космы и Дамиана, Всех святых, св. Иоанна Предтечи, свт. Спиридона Тримифунтского. Кафоликон мон-ря Кафоликон мон-ря Слева от входа в мон-рь находится кафизма свт. Николая Чудотворца (1799), к-рая используется как усыпальница. Она построена на месте, где раньше существовала визант. обитель Макри. Старый кладбищенский храм св. Архангелов с фресками 2-й пол. XVII в. расположен на вершине лесистого холма к северо-западу от мон-ря. Пристань К. находится на вост. берегу п-ова Айон-Орос, в местности Калиагра, между мон-рями Ивирон и Ставроникита. Она защинена 5-этажной башней. До постройки в кон. XIX в. пристани в Дафни к ней причаливали корабли с путешествующими в Карею. К. принадлежат скит вмч. Пантелеимона, расположенный к востоку, по пути к Иверскому мон-рю (основан в 1785, кириакон 1790 г., фрески 1866 г.), 18 келлий и 4 исихастирия на Капсале . К.- единственный из афонских монастырей, не имеющий своего конака-представительства в Карее, поскольку расположен в неск. минутах ходьбы от нее. В кон. XIX - нач. XX в. 2 келлии К., вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца, были заселены рус. иноками, а келлия великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, приобретенная в 1895 г. российским подданным схим. Иоакимом (Барканеску),- молдавскими ( Павловский А. Спутник рус. паломника по Афону. М., 1905. С. 10, 158). Мощи и святыни Евангелие-тетр. 1-я пол.— сер. XIV в. (ок. 1362) (Ath. Cutl. 283. Fol. 124r — 125v) Евангелие-тетр. 1-я пол.— сер. XIV в. (ок. 1362) (Ath. Cutl. 283. Fol. 124r — 125v) В К. хранятся частица Честного и Животворящего Креста Господня, стопа прав. Анны, челюсть сщмч. Иерофея, левая рука свт. Григория Богослова, честная глава прп. Алипия Столпника, а также частицы мощей ап. Павла, мч. Тимофея, вмч. Пантелеимона, нмч. Панагиота Кесарийского, прп. Нила Мироточивого, мч. Кирика, вмч. Иакова Персянина, мч. Трифона, свт. Василия Великого, сщмч. Харалампия, св. Параскевы и прп. Матроны Пергийской. Помимо иконы «Грозное Предстательство» в К. чтут образы Божией Матери Алтарницы, или Комниной (типа Дексиократуса, т. е. с Младенцем на правой руке), XVIII в., и Божией Матери «тис Стиларинис», или Ятриссы (т. е. Целительницы), XIV в. (перевезена с подворья К. на о-ве Мармара). Библиотека

http://pravenc.ru/text/2462351.html

Ап. Иоанн с учеником Прохором. Миниатюра из Четвероевангелия. Кон. X в. Мон-рь Дионисиат (Cod. Dionys. 588. Fol. 225v — 226) Первые попытки каталогизации афонских рукописных собраний предпринимались еще в XVIII в. Иерусалимским Патриархом Хрисанфом Нотарой и Неофитом Мавромматисом, митр. Навпакта и Арты. В 1801 г. появился весьма несовершенный указатель англичан Ханта и Карлайла. Наконец, в кон. XIX в. греч. ученый С. Ламброс составил каталог греч. афонских рукописей, описывающий 6618 кодексов из собраний мон-рей (кроме Вел. Лавры и Ватопеда), Протата и скитов св. Анны и Кавсокаливийского ( Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895-1900. 2 vol.). Каталог 1536 рукописей Ватопеда составил вместе с Аркадием Ватопедским митр. Софроний (Евстратиадис) (Catalogue of the Greek Manuscripts in the Library of the Monastery of Vatopedi on Mt. Athos. Camb. (Mass.) etc., 1924), он же издал каталог 2046 рукопией Вел. Лавры, подготовленный Спиридоном Кабанасом (Κατλογος τν κωδκων τς Μεγστης Λαρας τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει. 1925). Эти основные каталоги дополняют описания, к-рые составили Евлогий Курилас (более 500 кодексов из б-к Кавсокаливийского скита, скита св. Анны и др.), Евдоким Ксиропотамский (84 ркп. из Ксиропотама), Евфимий Дионисиатский (218 ркп. из Дионисиата), М. Манусакас (15 ркп. мон-ря Ставроникита), Пантелеимон Лавриот (165 ркп. Вел. Лавры), Герасим Микраяннанит и др. (см. также: Πολτης Λ. , Μανοσακας Μ. Ι. Συμπληρωματικο κατλογοι χειρογρφων το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Θεσσαλονκη, 1973 ). С 50-х гг. XX в. ведется активная работа по микрофильмированию афонских рукописей; наиболее полным собранием микрофильмов располагает Патриарший ин-т патристических исследований в мон-ре Влатадон (Фессалоника). Согласно Уставу, «желающий посетить библиотеки Свящ. Монастырей обязан предъявить в Свящ. Кинот письменные рекомендации Министерства иностранных дел Греции или Вселенской Патриархии, с которыми он находится в непосредственной переписке» (ст. 185). С 70-х гг. XX в. наблюдается тенденция к централизации рукописных собраний А. Книги мн. скитов и келлий, закрывшихся из-за отсутствия насельников, были переданы в б-ки главных мон-рей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

1610 г. (мон-рь Драгомирна) Митр. Анастасий (Кримка). Миниатюра из Служебника. 1610 г. (мон-рь Драгомирна) В авг. 1595 г. при поддержке Польши Иеремия Мовилэ занял молдав. престол. Вместе с этим состоялось и возвращение митр. Георгия III (Мовилэ). Митр. Мардарий поселился сначала в мон-ре во имя вмч. Георгия в Дрогобыче, где стал игуменом, затем в афонском мон-ре Ставроникита . В период 2-го предстоятельства митр. Георгия III в М. м. произошел ряд значимых для Церкви событий. В 1598 г. была создана суффраганная Хушская епископия , в юрисдикцию к-рой вошли уезды Фэлчиу, Тигеч, Лэпушна, Орхей, Сороки. Кафедральным собором стала ц. во имя святых Петра и Павла, построенная св. Стефаном III в г. Хуши. Господарь Иеремия и митр. Георгий III вели с местоблюстителем К-польского Патриаршего престола патриархом Александрийским свт. Мелетием I (Пигасом) переговоры о повышении статуса Молдавской Церкви, сохранились письма свт. Мелетия I 1597-1598 гг., адресованные господарю Иеремии и митр. Георгию III, в к-рых обсуждался в т. ч. и этот вопрос. Запросы молдав. стороны точно не известны, однако ответы патриарха позволяют предположить, что речь шла о возведении М. м. в ранг патриархии. Патриарх предложил предоставить М. м. статус архиепископии по примеру Охридской Архиепископии и выслал митр. Георгию III патриаршую мантию. Несмотря на то что соборное постановление относительно данного вопроса так и не было принято, митр. Георгий III принял титул архиепископа и в дальнейшем Молдавские предстоятели до митр. Варлаама (Моцока) (1632-1653) влючительно пользовались двойной титулатурой - архиепископа и митрополита. В мае 1600 г. молдав. престол занял Михай Храбрый. Вместе с Иеремией страну покинули митр. Георгий III и епископы Романский и Рэдэуцкий. На призывы Михая вернуться архиереи ответили отказом. Господарь возвел на кафедру иерарха М. м. митр. Тырновского Дионисия (Ралли-Палеолога) . 2 июня был созван Собор, на котором присутствовали 4 греческих и 2 галицких архиерея. Было решено лишить сана бежавших архиереев и поручить митр.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Конак мон-ря прп. Павла Конак мон-ря прп. Павла Павла преподобного монастырь - конак-келлия ап. Андрея Первозванного и 2 келлии: великомучеников Феодоров Стратилата и Тирона (недалеко от конака) и Сретения Господня (справа от дороги, перед поворотом на Ватопед из Дафни), известная с 1456 г. Ставроникита - конак-келлия Всех святых (рядом с Андреевским скитом) и 8 келлий, расположенных в местности Като-Капсала (к востоку от К.), к-рую относят к К.: св. Архангелов, упоминаемая в источниках с 1661 г., в храме келлии сохранились фрагменты фресок 2-й пол. XVIII в.; прор. Илии, подаренная Симонопетре деспотом Иоанном Углешей и купленная Ставроникитой в нач. XVIII в.; Честного Креста, где подвизался старец Тихон (Голенков) и 11 лет жил его ученик Паисий Святогорец (1924-1994), а в наст. время - писатель и поэт иером. Симеон из Перу; мучеников Кирика и Иулитты (XVII в.); прп. Онуфрия; Трех святителей; Воскресения Христова, где принимает на исповедь чад старца Паисия иером. Евфимий, ученик почившего старца келлии иером. Исаака (Атталаха), автора книги «Житие старца Паисия Святогорца»; сщмч. Климента Римского. Ксенофонта преподобного монастырь - конак-келлия ап. Андрея Первозванного. Григория преподобного монастырь - конак-келлия мч. Трифона с храмом 1773 г. (с вост. стороны от К.), являвшаяся в XI в. самостоятельной обителью, и 5 келлий: свт. Филофея Коккина, патриарха К-польского, на месте келлии Всех святых, купленная в 1661 г. и отстроенная заново в 1995 г.; Сретения Господня, или Иоасафеев (на площади, где останавливаются автобусы), в к-рой размещается братство иконописцев Иоасафеев и открыта иконная лавка; св. Бессребреников, или Пахомеев (1-й поворот направо по дороге от К. в Иверский мон-рь, немного далее конака), предоставленная другому братству иконописцев - Пахомеям; свт. Николая Чудотворца (Коммену, το Κομμνου) в местности Коммени, образованная в 1901 г. и населенная рус. монахами, восстановлена недавно мон. Александром из Австрии; святителей Афанасия Великого и Кирилла Александрийских на границе с Капсалой, рядом с к-рой в небольшой каливе свт. Афанасия Великого нек-рое время подвизался прп. Никодим Святогорец.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Ее к-польское происхождение подтверждается иконографией композиций, художественным уровнем исполнения и использованием в качестве орнаментального мотива двуглавого орла. Следование визант. иконографии характерно для XVII в.: Е. из Иверского мон-ря, созданная по заказу патриарха Дионисия К-польского, с датой 12 янв. 1672 г. Е. такого типа была в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде: «...шита золотом и серебром, на которой вышиты праздники дванадесятные и страсти Христовы» (Описи новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 94 (опись 1749 г.)). Шитые композиции праздников характерны для предмета облачения, родственного Е. и известного в копто-сир. традиции XVI в. как батрашиль. Е. с изображением «Благовещения» отличаются большим количеством вариантов образа Христа в центральном медальоне иордани. Иногда сюжет «Благовещение» объединен в общую композицию и помещен на одной стороне Е., что характерно для произведений, включающих Страстной цикл и двунадесятые праздники. В этом случае напротив «Благовещения» обычно изображается «Рождество Христово». Известны случаи, когда между центральным медальоном иордани и фигурами арх. Гавриила и Богоматери из «Благовещения» помещаются образы пророков: первосвящ. Захарии и св. Иоанна Крестителя (напр., Е. XVI в., Византийский музей, Афины; Е. свящ. Константина, XVI в., мон-рь Ставроникита, Афон). В нижней части Е. с «Благовещением» выделяется 4 основные группы изображений: святители, апостолы, сонм святых (по 3 фигуры в медальоне), сюжетные композиции. Группа сонма святых, как правило, представлена только на Е. с «Благовещением» и имеет общее композиционное строение для всех памятников: переплетение малых кругов с крупными медальонами с фигурами 3 святых, к-рые располагаются по всей длине Е. Состав святых может меняться, но их расположение соответствует следующему порядку: пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, отшельники, сочинители гимнов. Важной иконографической деталью, объединяющей эту группу, является образ Св. Троицы в центральном медальоне иордани.

http://pravenc.ru/text/190057.html

Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.) Евангелист Марк с ап. Петром. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (РНБ. Греч. 101. Л. 50 об.) В системе декорации крестово-купольного храма изображения Е. помещали в парусах под куполом, что символизирует распространение евангельского учения на все стороны света. Иконы Е. могли входить в состав деисусного ряда темплона (ок. 1360, мон-рь Хиландар на Афоне). Один из ярких примеров воплощения в визант. искусстве классических традиций - портретные миниатюры Е. в Четвероевангелии из мон-ря Ставроникита на Афоне (Ath. Stauronik. 43. Fol. 10v, 11r, 12v, 13r, X в.). Е. представлены на фоне архитектурного c элементами пейзажа задника - разнообразных массивных античных построек, акцентирующих глубину пространства. Фигуры Матфея и Иоанна развернуты влево, Марка и Луки - вправо. Е. сидят в свободных позах на табуретах с подушками, ногами опираясь на подножия, перед столиками с письменными принадлежностями и пюпитрами, на к-рых лежат книги. Матфей глубоко задумался перед раскрытой книгой, приложив палец к углу рта; Марк держит стило, готовый писать, но пока его рука покоится на колене; Лука окунает стило в чернильницу, раскрытый для письма кодекс лежит на коленях, через закрытую книгу на пюпитре перекинут длинный свиток, его конец находится на полу; Иоанн со свернутым свитком в левой руке сосредоточенно размышляет перед раскрытой на пюпитре книгой, прижав палец к губам, около пюпитра - коробка со свитками. На столах - чернильницы, прозрачные сосуды с черными и красными чернилами, циркули. Обстановка работы над рукописью передана с большой точностью и эмоциональной достоверностью. Вероятно, рукопись копирует ранний визант. образец. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV - нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v) Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Миниатюра из Лекционария. Кон. XIV - нач. XV в. (Sinait. gr. 233. Fol. 86v) В это же время создаются миниатюры др.

http://pravenc.ru/text/180937.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010