А памятный Федя стал таким Федором с усами и бородой, что посмотреть страшно. Служит в нашем Обществе пароходства (т. е. в РОПиТе. – Н.Л.) и получает 100 ливров. Новой госпожи Ивановой не удалось видать. Прощаясь, полуслепой старик заплакал». 817 Хаваджа – перс. ‘господин’, уважительное обозначение на Востоке лиц преимущественно торгового сословия. 818 Джирджис Халеби Руми – т. е. ‘Георгий Халеби, православный’. Имеется в виду отец Я.Е. Халеби, см. выше примеч. 793. 820 Об известном католическом деятеле и благотворителе в Иерусалиме М.-А. Ратисбонне см. выше, примеч. 352 к документу 223. 821 Об основательнице кармелитского женского монастыря Pater Noster на Елеоне Аурелии де Босси, герцогине д’Овернь см. выше, примеч. 515 к документу 310. 822 Максимов имеет в виду госпиталь Тантур (на полпути между Иерусалимом и Вифлеемом), построенный графом Бернгардом Кабогой-Червой (1823–1882), австрийским консулом в Иерусалиме, в 1866–1881 гг. Госпиталь находился под управлением Мальтийского ордена, к которому принадлежал Кабога. Создатель комплекса умер в Иерусалиме, похоронен в Тантуре. 823 Неточность В.А. Максимова: русский храм в Горнем был освящен первоначально не в честь Сретения Господня, а в честь Сретения (встречи) Пресвятой Богородицы с родственницей своей Елизаветой. Другое литургическое название праздника: «Целование Марии». В настоящее время храм считается посвященным Казанской иконе Божией Матери. 824 Имеется в виду францисканский монастырь Магнификат (лат. Magnificat ‘Величит’ – по первому слову латинского перевода молитвы Богородицы «Величит душа Моя Господа»), включивший развалины дома евангельского Захарии, отца святого Иоанна Предтечи и небольшим клином входящий в окружающую его с трех сторон территорию Русского Горненского монастыря. 825 Неточность В.А. Максимова. По договоренности архимандрита Антонина с насельницами Горней, их домики-келлии принадлежали им пожизненно, затем передавались, по их желанию, любой назначенной наследнице также в пожизненное пользование – и лишь после кончины этой наследницы переходили в собственность обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Обитель располагала своим источником, а также цистернами для сбора дождевой воды. Однако этих запасов братии не хватало, и воду возили из Нила. Монастырский мул, груженный сосудами с водой, был обучен самостоятельно подниматься от реки в К. и возвращаться обратно к монаху, ждавшему его на берегу, чтобы снова наполнить сосуды. Судя по всему, именно этому обстоятельству мон-рь обязан одним из своих названий, под к-рым он фигурирует в мусульм. источниках (Дейр-эль-Багль). Егип. историк аль-Макризи (XIV-XV вв.) приводит еще одно наименование К.- Дейр-Хиркаль. В позднее средневековье резиденция Александрийского патриарха была перенесена из К. в один из мон-рей Каира (возможно, сразу после разорения К. при аль-Хакиме). Несмотря на это, обитель продолжала играть заметную роль в егип. церковных делах, тем более что Александрийские патриархи в мамлюкскую эпоху десятилетиями жили в Византии и не появлялись в Египте. Так, известен мирный договор мамлюкского султана Калауна с Генуей от 14 мая 1290 г., когда клятву генуэзских послов на Евангелии засвидетельствовали представители мелькитской Церкви Египта епископ Мисра Петр, настоятель К. Арсений, диак. Матфей (Матта) и мон. Михаил из Синайского мон-ря ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 56. Not. 97). В 1320 г. мон-рь посетил доминиканец Франческо Пипино, который упомянул, что К. заселен правосл. монахами, а в окрестных пещерах живут яковитские (коптские) пустынники. Известно, что здесь подвизался и умер копт. писатель аль-Макин Джирджис ибн аль-Амид Младший ( после 1398; см. в ст. Макин ). В мае-июне 1321 г. Каир стал центром антихрист. беспорядков. Вслед за массовыми погромами церквей, прокатившимися по всему Египту 8 мая, в Каире начались сильные пожары, к-рые общественное мнение приписало заговору христиан. По обвинению в поджогах были казнены неск. десятков копт. и правосл. монахов и мирян. Нек-рые монахи К. под пытками признались в причастности к пожарам, после чего обитель была разгромлена, а все 14 ее насельников сожжены на одной из площадей Каира.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

Унификация копт. богослужения патриархом Гавриилом V (1409-1427) выразилась в пересмотре существовавших литургических практик и составлении сборника правил, ставших обязательными к исполнению во всех коптских храмах («Установление»). В XVI в. наиболее широко представлена лит-ра церковно-практической направленности - казуистические дидактические сочинения, регулирующие практику совершения таинств (крещения, покаяния, брака) и приема вероотступников, наставления монахам патриарха Иоанна XIII (1483-1524), инструкция для настоятелей монастырей некоего аввы Кирилла (1589). Церковная поэзия XVII в., в особенности гимны и стихи, посвященные Христу и Богородице, во многих случаях являются вольными переводами копт. поэтических текстов с довольно свободным следованием правилам араб. метрики. Биографические сведения о многих поэтах крайне скудны или вовсе отсутствуют. В поздних рукописях сохранилось много анонимных гимнов и стихов, которые трудно датировать. Предположительно в XVII в. с использованием библейского материала был составлен рифмованный гимн «Жизнь Иисуса». Филологические исследования этого периода ограничиваются сочинениями Юсуфа Абу Дакна (Иосиф Бородатый, Josephus Barbatus), копта-эмигранта, занимавшего должность преподавателя вост. языков в Париже, Оксфорде и Лувене. Ему принадлежит трактат о коптах «История яковитов» на лат. языке, еврейско-лат. лексикон, араб. грамматика и словарь. Остается практически неизученной историческая лит-ра эпохи, крупнейшим памятником к-рой является Всемирная история Юханны аль-Хазика, доведенная до 1612 г. (неизд.). Литература кон. XVIII-XIX в. Иерархи этого времени уделяли особое внимание окормлению мирян. Патриархи Петр VI (1718-1726), Иоанн XVIII (1769-1796), Марк VIII (1796/97-1809) являются авторами ряда пастырских посланий и нравоучительных проповедей. Сочинения 2 первых объединены в сб. «Книга ступеней» (Kitb al-adr). Патриарх Петр VII (1809-1852) известен как составитель апологетических сочинений, направленных на укрепление веры и нравственности среди народа. При патриархе Марке VIII свящ. Джирджис ибн Кузман перевел на араб. язык т. н. Климентово Восьмикнижие.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Ц. задачу повышения пришедшей к этому времени в крайний упадок религ. культуры своей паствы. Благодаря усилиям активных священнослужителей и мирян в коптской среде стал расти интерес к собственной богословской традиции. Под влиянием лит. деятельности мон. Афрама (Ефрема) Адада, составившего многочисленные богословско-просветительские труды, в кон. XIX в. в К. Ц. сформировался небольшой кружок авторов (игум. Филутавус (Филофей) Ибрахим аль-Багдади, миряне Урьян Джирджис Мифтах и Ибрахим Руфаил ат-Тухи, Абд аль-Масих аль-Масуди, Никула Гитас, директор духовной школы и журналист Юсуф Минкарийус), к-рые активно выступали против протестант. пропаганды в Египте, в частности против отрицания учения о приснодевстве Богородицы. С римо-католиками особенно ревностно полемизировал диак. Пиставрос Ибрагим (1899), с мусульманами - Петр Дионисий (1891) (см.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 48-155). Одним из важнейших итогов этой деятельности стало развитие на рубеже XIX и XX вв. Движения воскресных школ. Возникла насущная необходимость в составлении краткого изложения вероучения К. Ц. Первопроходцем в этой области стал вдохновитель Движения воскресных школ Хабиб Гиргис (впосл. архидиакон). Ему принадлежит ряд трудов, ставших основополагающими для современного коптского религиозного образования, в частности соч. «Православные христианские принципы» для учеников старших классов. Лекции, которые Хабиб Гиргис читал в 1900 г., были впосл. систематизированы свящ. Булусом Басили в кн. «Православная скала», фактически представляющей собой катехизис К. Ц. Поскольку возрождение копт. богословия было тесно связано с антикатолич. полемикой, то и критику учения IV Вселенского Собора архидиак. Хабиб Гиргис направляет в адрес католич. Церкви: «Если они [католики] утверждают и признают, что соединение [двух природ] было по естеству (  ) и по сущности (  ), неразлучным и нераздельным, то они должны проложить это утверждение и дальше по прямой и не разделять природы [после их соединения], потому что с точки зрения разума нельзя говорить о разделении двух природ после утверждения об их соединении, то есть говорить о двойственности после единства.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Сегодня в монастыре активно действуют православные летние лагеря. Мар-Джирджис Хумайра особенно любим Антиохийским Патриархом и считается его резиденцией, и это не случайно, ведь в своё время Иоанн Х (Язиджи) был настоятелем этого монастыря. «Долина христиан» — Вади аль-Насара Вади аль-Насара, или «Долина христиан», — это район в западной части Сирии, близкий границе с Ливаном. На северо-западе Сирию отделяют от Малой Азии отроги Тавра, чуть южнее тянутся пологий хребет Ансария, на высшей точке которого (Наби-Юнис) установлена прекрасная скульптура Пресвятой Богородицы. Исторически эта территория связана с 200-летней историей крестовых походов и войн за обладание Святой Землей, однако во время современной войны Вади аль-Насара считается самым спокойным местом для проживания христиан. Хомская митрополия Хомская митрополия самая древняя, она основана во II веке, а христиане жили тут уже в I веке. Дорога апостолов в Рим пролегала через Хомс. Исторически Хомская митрополия имела большие связи с Русской Церковью: в церкви Сорока мучеников Севастийских, в которой в начале войны организовали свой штаб террористы-смертники, иконостас выполнен русскими мастерами, Российская империя помогала в устроении христианских школ, в которых учили и мусульман, и христиан, больниц, было построено 13 школ в деревнях, принадлежащих Хомской митрополии. Прежде чем покинуть церковь, исламисты устроили в ней пожар, чем причинили существенный ущерб уникальному убранству. Митрополит Хомсский Георгий Абу–Захем рассказал, что именно Хомс стал центром революции в Сирии. В начале кризиса православных христиан тут было 140 тысяч человек, в самом городе — 100 тысяч, и 7 церквей. В старом городе, в историческом центре произошло наибольшее количество терактов, террористы делали всё возможное, чтобы христиане покинули свои дома. Не было воды, электричества, связи. Еще в 1957 году в восточной части Хомса, где сейчас в основном живут христиане, специалисты обнаружили, что под домами существует целый лабиринт галерей, в которых христиане III века исполняли свои обряды. Именно в этих подземельях во время современного конфликта обосновались террористы, в результате христаин в городе практически не осталось.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В XVII в. некая монахиня-францисканка получила откровение о том, что мощи К. покоятся в пещере на горе Сан-Калоджеро. Обнаруженные при раскопках останки были сочтены за мощи К., останки охотника Архария и кости легендарной оленихи. Останки были выставлены для поклонения, но в 1728 г., после визитации, проведенной Ансельмо де ла Пенья, еп. Джирдженти (Агридженто), они были сожжены. Самое раннее известное изображение К. относится ко 2-й пол. XV в. (приписывается Джованни ди Пьетро). На триптихе, хранящемся в аббатстве св. Филиппа в Аджире, представлены Дева Мария с Младенцем на престоле и предстоящие прп. Венедикт Нурсийский и К. (с длинной бородой, в одеянии греч. монаха, в руках - посох и книга). Ранние датированные изображения К. сохранились в санктуарии на горе Сан-Калоджеро. За главным алтарем храма установлена мраморная статуя святого, выполненная в 30-х гг. XVI в., в пещере находится майоликовое изображение, датированное 1545 г.: К. в одеянии лат. монаха, с посохом и книгой в руках, у его ног - охотник и олень. На многочисленных более поздних изображениях К. представлен как бородатый старец-отшельник, нередко с кожей темного или черного цвета. Ист.: Caietanus O. Vitae Sanctorum Siculorum. Panormi, 1657. T. 1. P. 123-131; ActaSS. Iun. T. 3. P. 589-601; MartRom. Comment. P. 243-244; Rizzo F. P. Sicilia cristiana dal I al V sec. R., 2006. Vol. 2. T. 2: Testimonia/Ed. A. Pagliara. P. 28-32 [чтения], 131-148 [канон Сергия]. Лит.: Lancia di Brolo D. G. Storia della Chiesa in Sicilia. Palermo, 1880. T. 1. P. 405-407; Cusmano B. Notizie storiche sulla vita e sul santuario di S. Calogero colla descrizione del monte Cronio. Siena, 1892; Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 1095; La Sorsa S. S. Calogero nel folklore e nella leggenda//Lares. 1932. Vol. 3. Fasc. 3/4. P. 61-73; Amore A., Brandi M. V. Calogero, eremita in Sicilia//BiblSS. Vol. 3. Col. 696-699; De Gregorio D. San Calogero: Studio sul Santo e il suo culto. Agrigento, 1977; Terrizzi F. San Calogero: Pagine d " archivio. Sciacca, 1987-1989. 2 t.; Scorza Barcellona F. Santi africani in Sicilia (e siciliani in Africa) secondo Francesco Lanzoni//Storia della Sicilia e tradizione agiografica nella tarda antichità/Ed. S. Pricoco. Catania, 1988. P. 37-55; Luzzi A. La memoria di S. Calogero e altre commemorazioni italogreche nel Sinassario-Tipico Vat. gr. 2046//RSBN. N. S. 1992. Vol. 29. P. 175-191 (Idem// i dem. Studi sul Sinassario di Constantinopoli. R., 1995. P. 103-122); Rizzo F. P. Sicilia cristiana dal I al V sec. R., 2006. Vol. 2. T. 1. P. 56-60.

http://pravenc.ru/text/1320137.html

24 августа террористы взорвали в Пальмире храм Баал-Шамин, один из самых ценных и хорошо сохранившихся фрагментов древнего города. За пару дней до этого боевики ИГИЛ убили хранителя древностей Пальмиры, ученого-археолога и автора множества научных работ Халеда Асаада, который более 50 лет проработал смотрителем античного комплекса в Пальмире. 31 августа стало известно о разрушении еще одного древнего храма Пальмиры – храма Бэлы. Что уже разрушили радикальные исламисты? В январе 2015 году боевики ИГИЛ разграбили музей в Мосуле (Ирак). Среди уничтоженных памятников ассирийского искусства — скульптура крылатого быка из Ниневии, относящаяся к IX веку до н.э. Также в Мосуле уничтожена почитаемая шиитами мечеть пророка Юнуса, отождествляемого с библейским пророком Ионой, мечеть и гробница Джирджиса (св. Георгия) и гробница пророка Шифа (библейского Сифа). В феврале 2015 года от действий боевиков пострадала библиотека мосульского доминиканского монастыря и католической церкви. Речь идет о десятках, а возможно, и сотнях тысяч сожженных изданий. Кроме того, исламисты снесли бульдозерами развалины города Нимруд. Этот город упоминается в Библии как Келах. Были уничтожены и руины древнего города Хатры (древний город в составе Парфянского царства). Действия «Исламского государства» сравнивают с разрушением талибами гигантских статуй Будд в афганском Бамиане в 2001 году. Слева — фото сделанное в 1997 году. Справа — после уничтожения скульптуры   Зачем исламисты разрушают памятники ? Как утверждают сами исламисты, исторические памятники языческих времен принадлежат «периоду невежества» и «не должны существовать по шариату». В исламе существует очень жесткий запрет на изображение живых существ, а идолопоклонство, поклонение чему бы то ни было и кому бы то ни было, кроме Аллаха – тяжкий грех. В своих видеообращениях к миру боевики заявляют, что уничтожая статуи, скульптуры и развалины, они следуют заветам пророка Мухаммеда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/palmira-drevniy-gorod-...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Боевики ИГ взорвали христианский храм в иракском Мосуле 10.03.2015 20:09 Версия для печати Мосул, 10 марта. Боевики террористической группировки " Исламское государство " взорвали христианский храм Георгия Победоносца в иракском городе Мосул, сообщает ТАСС со ссылкой на канал Sky News Arabia. Расположенный на северо-востоке города храм Георгия Победоносца считался одним из самых больших и самым почитаемым среди христиан Мосула. По поступившим сообщениям, культовое сооружение было взорвано в понедельник, 9 марта. Помимо храма, экстремисты разрушили находившиеся рядом с ним несколько жилых построек, а также помещение, предназначенное для распределения благотворительной помощи. Известно также, что рядом с храмом находится христианское кладбище. Информации о его сохранности после взрыва пока не поступало. Мосул находится под контролем боевиков " Исламского государства " с июня 2014 года. За это время они уничтожили целый ряд местных достопримечательностей, облик которых был сочтен несовместимым с их религиозной доктриной. В частности, были разрушены мечеть и гробница пророка Юнуса (Ионы), почитаемого как христианами, так и мусульманами, а также средневековая мечеть пророка Джирджиса (Георгия Победоносца).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В авг. 1580 г. под рук. Элиано состоялся Каннубинский Собор. Были утверждены исповедание маронитами исхождения Св. Духа и от Сына (см. ст. Filioque) и исповедание двух природ, двух воль и двух действий во Христе; из Трисвятого исключена фраза «распныйся за ны»; признано существование чистилища; запрещено причастие детей до конфирмации и т. д. ( Moosa. 2005. P. 250). Эти постановления полностью соответствовали традициям Римско-католической Церкви и отменяли устоявшиеся религиозные традиции маронитов. При патриархе Саркисе ар-Риззи (1581-1596), брате скончавшегося патриарха Михаила, Элиано распространял постановления Собора среди маронитов Горного Ливана, прибрежных городов Сирии, а также Халеба и Дамаска ( Dib. 1962. P. 101). В 1584 г. в Риме была основана Маронитская коллегия (Collegium Maronitarum) - духовное учебное заведение для буд. маронитских священнослужителей. Этому предшествовали открытие гостевого дома для студентов-маронитов и учреждение для них стипендий. Обучение в коллегии должно было привить студентам навыки жизни в европ. католич. стране, их учителями до 1773 г. были преимущественно иезуиты ( Roque, de la. Voyage de Syrie et du Mont-Liban. P., 1722. T. 2. P. 119-137); со своей стороны студенты коллегии познакомили Европу с ближневосточным христианством (о системе маронитского образования от основания Маронитской коллегии до 2006 см.: Walbiner. 2007). При коллегии имелась типография, где уже в 1585 г. был отпечатан для маронитов исправленный краткий Требник, в 1594 г.- Служебник, еще через 2 года - Лекционарий ( Gemayel. 2008. P. 58). Издательскую деятельность коллегии характеризует история Миссала М. к. Ц. (K    ), подготовленного и опубликованного при участии буд. патриарха Джирджиса Умейры (изд.: Missale Chaldaicum juxta Ecclesiae nationis Maronitarum. R., 1592-1594). В 1-е издание были включены древние сир. анафоры, большинство из к-рых использовали как марониты, так и яковиты, при этом имевшиеся в них варианты institutio были заменены на установительные слова из канона рим. мессы. Патриарх Саркис запретил использование этого Миссала ( Moosa. 2005. P. 255), однако в 1596 г. под давлением папского легата был вынужден согласиться с его временным использованием, настояв, однако, на том, чтобы вскоре Миссал был пересмотрен и отредактирован с учетом маронитских литургических традиций. Тем не менее 2-е издание (Missale Syriacum juxta ritum Ecclesiae Antiochenae nationis Maronitarum. R., 1716) было еще более латинизированным и содержало лишь текст анафоры рим. обряда, переведенный на сир. язык.

http://pravenc.ru/text/2562390.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ДАМАСКИН [араб.; Юсуф ибн Джирджис Муса ибн Муханна аль-Хаддад] (15.05.1793, Дамаск - 10.07.1860, там же), сщмч. (пам. в Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) 10 июля вместе с др. жертвами Дамасской резни ), прот. И. Д. был младшим из 3 сыновей в семье ткача. Получив начальное образование, он был вынужден прервать учебу, чтобы помогать отцу, но продолжал заниматься по ночам. Изучил араб., греч. и евр. языки, риторику (под руководством известного мусульм. учителя); сличал араб. перевод Библии с Септуагинтой. Рукоположен во диакона и священника Антиохийским патриархом Серафимом по ходатайству дамасских христиан в 1817 г. (по др. сведениям, ок. 1821 - см.: Порфирий (Успенский). 1894. С. 255). Следующий патриарх, Мефодий (1823-1850), возвел И. Д. в сан протоиерея и назначил его экономом Патриархии. Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США) Сщмч. Иосиф Дамаскин. Икона. XX в. (часовня апостолов Петра и Павла в Антиохийской деревне, Пенсельвания, США) И. Д.- один из видных деятелей возрождения АПЦ в XIX в. Он активно занимался научно-просветительской деятельностью: в течение мн. лет произносил проповеди в кафедральном соборе Дамаска, за что получил прозвание Второй Златоуст; сверял араб. переводы богослужебных книг с греч. оригиналами; перевел на араб. язык «Катехизис» свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского; издавал святоотеческие творения; содействовал подготовке лондонского издания араб. перевода Библии 1857 г.; участвовал в диспутах с мусульманами, протестантами и мелькитами-униатами (см. ст. Мелькитская католическая Церковь ). С 1836 г. И. Д. возглавлял Патриаршую школу в Дамаске, носившую впосл. его имя, и сделал ее крупнейшим образовательным центром для правосл. христиан Сирии и Ливана. Нек-рое время (между 1833 и 1840) преподавал также в богословской школе Баламанда . В 1852 г. открыл высшее богословское учебное заведение по образцу крупнейших правосл. семинарий того времени; однако после кончины И. Д. оно прекратило существование. Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845-1872) приглашал И. Д. для преподавания араб. языка в церковной школе в Иерусалиме, предлагая ему хорошее жалованье, однако И. Д. предпочел трудиться на родине. Учениками И. Д. были большинство иерархов АПЦ 2-й пол. XIX - нач. XX в., в т. ч. Антиохийский патриарх Мелетий II (1899-1906). С И. Д. встречались нек-рые российские церковные деятели и востоковеды (архим. Порфирий (Успенский) в 1843, Н. И. Ильминский в 1853), оставившие о нем похвальные отзывы.

http://pravenc.ru/text/673667.html

   001    002    003   004     005    006    007