Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОНАСТЫРЬ ЭЛЬ-ХУМАЙРА [Георгия святого мон-рь Эль-Хумайра; араб. Мар-Джирджис Хумайра - красноватый, название дано по цвету местной почвы], один из крупнейших мон-рей Антиохийского Патриархата. Находится примерно в 60 км от г. Хомса, на юж. склонах хребта Ансария (Джабаль-Алави), у дороги от Средиземноморского побережья в глубь Сирии. Возник предположительно в визант. время, его основателем традиционно считают имп. Юстиниана (527-565). Однако, судя по нек-рым археологическим данным, мон-рь существовал уже в V в. Основные сведения об этой обители содержатся в источниках XVII - нач. XX в. Мон-рь славился чудотворениями у иконы св. вмч. Георгия, привлекавшей паломников даже из-за пределов Сирии, не только христиан, но и мусульман, в частности окрестных алавитов. Самое большое количество паломников прибывало на праздник Воздвижение Креста Господня, богомольцы расселялись в палаточных лагерях вокруг обители, к мон-рю съезжались торговцы, и ок. 2 недель шла ярмарка. Мон-рь, владевший значительными имениями и стадами, а также получавший щедрую милостыню, был важным центром социальной поддержки окрестного населения. Он кормил за свой счет паломников всех исповеданий, проходящие мимо торговые караваны, а также множество нищих и немощных. В период тесных связей Антиохийской Церкви с Россией при патриархе Макарии (сер. XVII в.) мон-рь св. Георгия в числе др. сир. обителей периодически получал милостыню из России. Подробное описание этой обители было оставлено В. Г. Григоровичем-Барским (1727) и рядом поздних авторов. В нач. XVIII в. и в 1837-1838 гг. мон-рь перестраивался, во время реконструкции в 30-х гг. XIX в. в обители была возведена вторая церковь. Численность монахов в XVIII-XIX вв. составляла 30-40 чел., гл. обр. арабов, хотя в XVIII в. среди братии было немало греков. Строительство совр. монастырской церкви, довольно значительной по размерам, началось в 1857 г. В ней находится деревянный резной иконостас, изготовленный в Дамаске между 1865 и 1899 гг. Он считается самым большим иконостасом в Сирии и Ливане. В наст. время в мон-ре более 10 монахов. 2 раза в год (в день памяти вмч. Георгия, 6 мая, и на праздник Воздвижения Креста Господня) он становится местом массового паломничества христиан. Лит.: Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-Плаки-Албова, уроженца Киевскаго, монаха Антиохийскаго, путешествие к св. местам в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г., им самим писанное. СПб., 18005. Ч. 1; Соловьев С. Монастырь св. Георгия в Сирии//СИППО. 1905. С. 547-555; Панченко К. А. Монастыри в правосл. Антиохийском патриархате в XVI - нач. XIX вв.//ВМУ. Сер. 13: Востоковедение. 2004. 4. С. 89-113. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164487.html

Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневост. умирающих и воскресающих божеств. В Палестине насчитывается 22 культовых места, имеющие отношение к Г., 5 из к-рых христианско-мусульм. и 9 мусульм.: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе, в частности баня, к-рую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, отчего вода в ней в этот день приобретала целительную силу. Наиболее известные христ. церкви и мон-ри, посвященные вмч. Георгию (мон-рь Мар-Джирджис Хумайра (Сирия), ц. вмч. Георгия в Лидде, мон-рь под Бейт-Джалой , у сел. Эль-Хадр, и др.), были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от к-рых даже получали значительные пожертвования. Около пещерной ц. вмч. Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте г. Джуния), согласно местному араб. преданию, произошел поединок Г. со змеем. На Ближ. Востоке существует почитание Г. под именем аль-Хадр (аль-Хадер, аль-Хадир), к нему обращаются с просьбами о ниспослании дождя, ему дают обеты, испрашивая благополучие близким. Г. особенно почитается в качестве целителя болезней, в первую очередь нервных и психических расстройств. Однако аль-Хадр, к-рому посвящено множество преданий и к-рый считается одним из 4 «бессмертных» наряду с Исой, Ильясом и Идрисом, далеко не всегда и не во всех мусульм. преданиях может отождествляться с Г. Ист.: Мусульманское сказание о св. Георгии по ат-Табари/Пер. М. О. Аттая//Этногр. обозр. М., 1895. 3 (отд. изд.: М., 1896). Лит.: Canaan T. Mohammedan saints and sanctuaries in Palestine//JPOS. 1927. P. 120-125 (Ibid. L., 1927); Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 66, 262. К. А. Панченко Гимнография Память Г. с богослужебным последованием отмечается в древнем (V-VII вв.) иерусалимском Лекционарии под 23 апр. и 10 нояб. ( Tarchnischvili. Lectionnaire. T. 2. [Pars. 1.] P. 3, 61-62; [Pars. 2.] P.

http://pravenc.ru/text/162188.html

И повелел царь и дал им это право, и возвратились вся братия в светлую обитель с победою и с великою радостью. 31. Рассеяние учеников св. Мар Авгена    Немного дней спустя собрались вся братия и вышли из обители, каждый держа в руке крест, и спустились все на нижнюю часть горы и исполнили псалмы и совершили    молитву и подошли все, чтобы благословиться у св. Мар Авгена. И отправился каждый из братии, куда направила его благодать Божия, чтобы положить основания монастырей и храмов, где желал каждый из них. И устроили они много храмов и обителей, и подобно солнечным лучам распространился слух о славных подвигах учеников Мар Авгена. Те, которые вышли с ним из пределов Египта и собрались к нему из всякой страны и города, суть следующие:    Св.Мар Фома, ии Мар Иосиф Босная,    Св.Мар Гурья, ии Мар Босная,    Мар Батала, ии Мар Даниил,    Мар Георгий, ии Мар Гевруня,    Мар Кдала, ии Мар Исаак,    Мар Дада, ии Мар Шази,    Мар Таве, ии Мар Баршмит,    Мар Юанний, ии Мар Хабиба,    Мар Елисей, ии Мар Гуля,    Мар Серапион, ии Моисей,    Мар Григорий, ии Мар Хошаба правый,    Мар Ягу, ии Мар Силона (Сильван),    Мар Яв, ии Мар Тит,    Мар Симеон Столпник,и Мар Индрия (Андрей),    и отец Симеон Гузит,и Мар Убель Барбаут,    и Мар Олуг,и Мар Веньямин,    и Мар Иосафат мученик,и Мар Шабий,    и Мар Милин мученик,и Мар Иоанн Апамейский,    и Мар Уля,и Мар Иоан Нахлая    и Мар Иоанн Дило-(долинный)    мейский,и Мар Каюлеа,    и Мар Иоанн Тайяйский, и Мар Авраам,    и Мар Георгий Тувейн,и Мар Андрей,    и Мар Стефан,и отец Пола (Павел),    и Мар Мелькя,и Мар Укяма,    и Мар Исайя,и Мар Соломон,    и Мар Ярит,и Мар Амон,    и Мар Пинхис,и Мар Лука,    и Мар Аха,и Мар Гнива,    и Мар Иоанн Малый,и Мар Бабей книжник,    и Мар Иоанн Кьмульс-и Сергий слабоумный    кий,(дуда),    и Мар Мруйла,и Мар Шалита,    и Мар Михей, и Мар Овдишо,    и Мар Папа, и Мар Иоанн сын Кельдона,    и монах Салара, и Мар Шаин,    и отец Михей, и Мар Авун,    и Мар Кома,и Мар Иона,    и госпожа Фекла, сестра блаженного Мар Авгена, и другая сестра Стратоника с ним. Их я нашел и обозначил в этом повествовании. Они суть естественные братия его и ученики, и служители его славы. Каждый из них, который оказывал помощь и творил силы и чудеса, обозначен в этом повествовании, чтобы хотя по молитвам всех их вообще дал нам Господь помощь и исцеление и очищение прегрешений, а также и всякому прибегающему к молитвам их. Аминь и Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Епархия матрана урмийского обнимала весь участок Барендуг и заключала в себе более 50 селений и часть г. Урмии, называемую Гель Паталихан; но кафедра и постоянное местопребывание его находились в селении Ардышай. За матранами следовали епископы, коих было семь: пять епархиальных, из коих два были в Турции и три в Персии, и два викария, состоявших при матране Мар Хнанишу. В Турции находились несторианские епископы: Мар-Слыва и Мар-Саркис; первый имел епархию в участке Гявер, а кафедру и местопребывание в селении Бажерья; епархия второго находилась в участке Джилюй, а кафедра – в селении Храмнус. В Персии жили епископы: Мар-Юханан, Мар-Иосиф и Мар-Илия; епархия Мар Юханана была одною из обширнейших, так как в ней находилось более 30 селений, а кафедру он имел в селении Гявилан. Епископы: Мар-Иосиф и Мар-Илия имели в своем ведении по одному только селению, которые и составляли их епархии: селение Ада, в участке Назлучай, управлялось Мар Иосифом, a селение Гюйтана, том же участке, Мар Илиею; первое имело 184, а второе 200 домов. Главная причина неравномерности несторианских епархий заключалась в том, что пространство и объем всякой епархии определялись достоинством епарха, а достоинство этого последнего, в свою очередь, определялось числом предшествовавших ему епископов из его рода. Епископы Иосиф и Илия первые из своего рода сделались абунами, а к тому же их епархии наиболее пострадали от распространения в них протестантизма; епископ же Мар-Юханан насчитывал в своем роде более 10 абун. Кроме означенных несторианских епископов в то время, о котором идет у нас речь, готовился к рукоположению в сан епископа аркян (т. е. архимандрит) Баба, с принятием нового имени Мар Ионы 317 . Ему имела быть дана особая епархия, но какая, – еще не было решено. В то время он жил в селении Супарган, принадлежавшем к епархии патриарха, и управлял им в качестве епарха 318 . Итак, высшую иерархию сиро-халдейской несторианской церкви составляли в данное время следующие лица: один патриарх Мар-Шимон-Рувим, три матрана: Мар-Хнанишу, Мар-Иосиф и Мар-Гавриил, шесть епархиальных епископов: Мар-Слыва, Мар-Саркис, Мар-Юханан, Мар-Иосиф, Мар-Илия и Мар-Иона; два епископа викарных: Мар-Денха и Мар-Иоанн и один кандидат на епископский сан – аркян Иона.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Содержание того и другого письма было следующее. Матраны, после обычного приветствия и благожелания, извещали, что осенью (в ноябрь) прошедшего года они послали в Россию доверенного от себя, епископа Мар-Денху с тем, чтобы верили его словам, как их собственным, и затем сообщали краткие сведения о том, сколько всех христиан жило в их участке Ноджио. «В нашем участке, – писали они, – до 2000 домов христианских, а если соединимся все вместе, то будет в шесть раз больше. Церквей у нас около 300, митрополитов 2, епископов 4, священников и диаконов очень много». Наконец, после описания насилий и притеснений со стороны мусульман и просьбы как можно скорее придти к ним «в силе Божией» и освободить их из рук врагов, несторианские матраны вручали себя и своих пасомых всецело в волю русских, говоря: «освободите ли только нас из рук врагов, оставя на прежнем месте жительства, или возьмете к себе, т. е. переселите в Россию? Как вы захотите и как положите, так мы и сделаем» 310 . Письмо ото было скреплено двумя печатями – большою матрана Иосифа, приложенною в двух местах, и малою – матрана Мар-Хнанишу. На правой стороне текста, на полулисте было написано другою рукою: «мы оба митрополита турецкой страны, Мар-Хнанишу и Мар-Иосиф в согласии принятия нами православной веры, Меликам Саяду и Николаю, которые присылали к нам бумагу из Эривани, дали руку…». В письме от епископа Мар-Слывы заключался, главным образом, перечень домов (3600), селений (62) и церквей (105, но из них 60 были разорены и обращены в домы мусульманские), находившихся в его епархии 311 , а в конце письма, не скрепленного ни печатью, ни подписью, было сказано: «а о принятии нами православия мы дали слово Меликам – Саяду и Николаю». Вообще, по сведениям, собранным архим. Софониею чрез посланных им сотрудников оказывалось, что на присоединение к православной русской церкви были согласны в урмийском (в Персии) несторианском округе матран Гавриил, подчиненные ему епископы: Мар-Иоанн, Мар-Иосиф и Мар-Илия и кандидат на епископство Мар-Иона, и в сурдийском (в Турции) несторианском округе: матраны Мар-Хнанишу и Мар-Иосиф, епископы их: Мар-Слыва и Мар-Саркис; викарии: Мар-Денха и Мар-Иоанн, т. е. три матрана, шесть епархиальных епископов (со включением сюда Мар-Ионы) и 2 викария, а всего 11 абун, или, что то же, все несторианские архиереи со всем их клиром и народом, исключая пока патриарха несторианского Мар-Шимона и его епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВАРГЕЗЕ II (Моран Мар Василий; 16.06.1874, Куричи, совр. шт. Керала, Индия - 3.01.1964, Парумала, шт. Керала, Индия), Католикос Востока (с 1928), Католикос Апостольского престола св. Фомы и митр. Маланкарский. Предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви. Отец Г.- Улаханана из рода Калласерил (ветвь известного священнического рода Путхенпуракал), мать - Найтхи. По отцу он - родственник Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила, митр. Маланкарского (1858-1934), по матери - Геваргезе Мар Григория, митр. Ниранамского (1848-1902). Крещен с именем Геваргезе, мирское имя - Пуннос. В 9-летнем возрасте Г. серьезно болел и исцелился только после того, как родители дали обет посвятить сына Богу. Г. был отдан в Парумальскую семинарию, где 6 лет изучал сир. язык и богословие под рук. митр. Геваргезе Мар Григория и малпана Геваргезе Мар Дионисия (буд. митрополит Маланкарский). Еще 6 лет Г. обучался в Старой семинарии в Коттаяме под рук. митр. Павла Мар Афанасия Кадавила, малпана Геваргезе Мар Дионисия и известного ученого малпана Коната Кораха Матхена, затем был зачислен в колледж Церковного миссионерского об-ва. 24 мая 1892 г. посвящен во диакона митр. Павлом Мар Афанасием. Обучение в Высшей школе Мар Дионисия из-за внезапной болезни пришлось оставить. 26 нояб. 1898 г. Г. был рукоположен во священника митрополитами Геваргезе Мар Григорием, Павлом Мар Афанасием и Павлом Мар Иваниосом (впосл. 1-й Католикос Моран Мар Василий Павел после восстановления Католикосата в 1912). 29 нояб. 1898 г. митр. Геваргезе Мар Григорий возвел Г. в монашеский сан рамбана, Г. помогал митрополиту управлять Ниранамской епархией до его смерти в 1902 г., затем руководил Парумальской семинарией. В 1908 г. Г. сопровождал номинированных митрополитов Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила и Павла Кочупарампила в поездке к яковитскому патриарху Игнатию Абдаллаху II, пожелавшему возвести в сан митрополита и Г., но он отказался, не имея предварительного утверждения Сиро-Маланкарской Церковью. В 1912-1913 гг. патриарх посетил Индию и 10 сент. 1912 г. возвел Г. в сан митрополита на Ниранамскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/161817.html

В 1889 г. Королевский суд вынес решение о подчинении Индийской Церкви яковитскому патриарху только в духовных вопросах при ее административно-финансовой независимости. Однако патриарх претендовал на бóльшие полномочия, и это решение не соблюдалось. Маланкарский митр. Геваргезе Мар Дионисий VI ( 1934; канонизирован М. Ц. в 2003) выступил против такой практики и не дал подписку о полном подчинении Антиохийскому патриарху Абдаллаху II (1906-1915), избранному на место низложенного тур. правительством Абдулмасиха II. Тогда Абдаллах II в 1911 г. отлучил митр. Дионисия и поставил на его место Мар Кирилла Павла ( 1917), к-рого затем сменил Мар Павел Афанасий ( 1953). Эти действия не признали законными ни Христианский сирийский совет, ни дистриктный суд Тривандрама (шт. Керала), в 1919 г. вынесший решение в пользу митр. Дионисия. Т. о., он оставался фактическим главой Индийской Церкви, несмотря на то что в 1912 г. низложенный патриарх возродил древний титул католикоса Востока, к-рым наделил митр. Канданадского с именем Мар Василий Павел I. После смерти католикоса (1914) престол оставался вакантным до 1925 г., когда уже сам Дионисий VI с 2 др. митрополитами возвел в этот сан Коттаямского митр. Геваргезе Мар Филоксена с именем Мар Василий Геваргезе I († 1928). В 1930 г. неск. человек из партии католикоса (2 епископа, священник, диакон и мирянин) были приняты в Римско-католическую Церковь, что положило основание Сиро-Маланкарской католической Церкви . В следующем году Антиохийский патриарх Илия III в ходе визита в Индию аннулировал отлучение Дионисия VI, отказавшись при этом признать католикосат. В 1934 г. церковный совещательный орган «Сирийская христианская ассоциация» принял устав М. Ц. и утвердил ее совр. офиц. название. В 1938 г. была учреждена 1-я епархия М. Ц. за пределами Кералы. В 1958 г. Верховный суд Индии закрепил правовой статус только за группой католикоса. В том же году Антиохийский патриарх Иаков III признал католикоса Мар Василия Геваргезе II ( 1964) главой М. Ц., и т. о. раскол был преодолен до 1975 г., когда патриарх отстранил католикоса Мар Василия Оугена I и назначил главой Церкви митр. Мар Филоксена с именем Мар Василий Павел II ( 1996). Группа католикоса не приняла этого назначения и выбрала предстоятелем Василия Мар Фому Матфея I ( 1991). При его преемнике Василии Мар Фоме Матфее II ( 2006) Верховный суд Индии в 1995 г. постановил, что церковный устав 1934 г. распространяется на обе группы внутри единой автокефальной Церкви, законным главой которой является католикос, тогда как патриарх выполняет функцию духовного предстоятеля. Это положение сохранялось при следующем главе М. Ц. Василии Мар Фоме Дидиме I ( 2010) и продолжает действовать в наст. время, притом что Сирийская яковитская Церковь имеет в Индии собственного католикоса (с 2002 Мар Василий Фома I). Отношения М. Ц. с другими Церквами в XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2561702.html

   И опять пал раздор между ними относительно того, откуда же, наконец, племя и род Мар Иакова; и никто не знал; и было спрошено народом города, когда он, св.Иаков ликовал с ним: «Откуда господин отец наш по происхождению своему?» Он же не желал поведать им. Но когда настал день воскресный, пришел св. Мар Авген с некоторыми братьями из общины, чтобы приветствовать епископа. И когда они вошли утром в день воскресный и приветствовали епископа и весь народ, св. Мар Авген начал благословлять Бога, Который восставил Церкви Своей такого мужественного и усердного пастыря, как этот, и говорил всему народу города: «Радуйтесь и славьте Господа, Который сподобил ваш город того, чтобы в нем был начальником и руководителем Мар Иаков, род и племя которого из племени св. Мар Иакова, брата Господня, который был епископом Иерусалима во дни святых апостолов». А об этом старец Мар Авген узнал из откровения Святого Духа. Святой же Иаков не хотел открыться, чтобы это не было для него поводом к тщеславию. 12. Исцеление святыми Мар Авгеном и Мар Иаковом одного расслабленного    Все же собрание города радовалось и прославляло Бога, Который сподобил его такого великого дара, как этот. Особенно же радовались тому, что дал им Господь, именно, что вблизи их города будет обитель святых братьев, которые имеют своим начальником такого благословенного старца, как этот, который приобрел дерзновение у Господа, как апостолы Петр и Павел. Ибо Мар Авген явно творил чудеса, как святые и божественные апостолы, не утаивая дара, который дал ему Господь его. Был же один человек, который лежал в притворе церкви 15 лет и все члены которого были стянуты и расслаблены. Мар Иаков и Мар Авген, когда отправились на служение Святых Тайн, увидели этого человека. Мар Авген упросил Мар Иакова принести молитву за этого странника. И тотчас он повелел диакону водворить тишину и водворили ее в народе. И оба они преклонили колена в молитве и просили у Господа, чтобы Он исцелил этого человека, дабы он прославлял Господа в этом городе между язычниками и иудеями и да познают они, что «Ты — Единый Сильный и да уверуют во имя возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И то, что сотворил Ты рукою святых Твоих апостолов у врат храма во Иерусалиме, сотвори и теперь рукою немощных рабов Твоих в этом городе, чтобы проповедуемо было в нем имя Твое святое и возносима была сила креста Твоего. И как там явным знамением рукою святых и избранных апостолов Твоих Ты заградил уста первосвященников и книжников, когда они шептались между собою и говорили: «Ведь вот явное чудо, которое было их рукою, сделалось известным всему Иерусалиму. И мы не можем восстать против этого», так сие и ныне, Господи, да совершит сила креста Твоего в явном знамении исцеления этого больного для заграждения уст тех, которые смеются над Тобою и насмехаются над силою победоносного креста Твоего, во славу имени Твоего и для возвышения главы народа Твоего и ради чести Святой Церкви Твоей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К концу XVII века на Малабаре были уже две основных группировки христиан: сиро-католическая, которая привлекла на свою сторону многих христиан, используя аргумент о недействительности хиротонии Мар Фомы и приобрела первого туземного епископа в лице Александра де Кампо, и монофизитская, возникшая из несторианской по недостатку богословского образования христиан апостола Фомы после прибытия в 1665 г. яковитского епископа Иерусалимского Григория в Малабар 39 . 7. Яковиты в Малабаре Мар Григорий прибыл в Малабар в ответ на письма Мар Фомы к сирийским патриархам Востока. Он отказался от опресноков и католических облачений и ввел за Евхаристией квасный хлеб и восточные священные облачения, отказался от учения об очистительном огне, настаивал на анафематствовании Нестория и папы, на изъятии из Символа веры филиокве и на введении прежних церковных обычаев, осужденных Диамперским собором. Считают, что он совершил каноническую хиротонию Мар Фомы во епископа. За свою краткую епископскую деятельность в Малабаре он сумел вместо несторианского учения ввести монофизитское в той части Церкви, которая входила в подчинение Мар Фомы, и добиться, чтобы Яковитская Церковь Антиохии была признана “Главой и Матерью Вселенской”. Скончался он в 1672 г., а через год умер и Фома де Кампо, преемник которого Фома II управлял Церковью до 1686 г. В 1685 г. в Малабар прибыли два яковитских епископа — Мар Василий и Мар Иваний 40 из мосульского монастыря Мар Маттай. Мар Василий вскоре умер, а Мар Иваний продолжая управлять Церковью, старался заменить римские обычаи яковитскими, отверг IV Вселенский собор и пытался снова ввести женатое священство. Спустя некоторое время он рукоположил Мар Фому III (1686–1688), а потом Мар Фo­мy IV (1688–1725 или 1728), скончавшись в 1694 г. Как уже было упомянуто, голландцы запретили всякую миссионерскую деятельность иностранцев в Индии. Однако папа Иннокентий XII через германского императора Леопольда I, обеспечив кальвинистам Венгрии религиозную свободу, добился для римских миссионеров свободы действий в Индии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Хотя в Мар-Элии не было монахов, обитель оставалась местом паломничества ( Fiey. 1965. P. 639-659; Wilmshurst. 2000. P. 217-218). С 40-х гг. XX в. мон-рь находился на территории ирак. военной базы и был заброшен; во время оккупации Ирака (между 2003 и 2011) базу занимали амер. солдаты, к-рые частично восстановили здания. В 2014 г. мон-рь был уничтожен боевиками ИГ. IV. Мар-Ораха (Мар-Аураха; св. Авраама; халдейский), в 14 км к северу от М., близ г. Батная; основан при католикосе Ишояве II (628 - между 644 и 646) несторианским св. Авраамом Мидийцем, сподвижником Раббана Хормизда. Об истории обители сохранилось мало сведений. В 1719 г. настоятель Авдо вместе с мосульским свящ. Хидром принял католичество. В 1743 г. мон-рь был разорен иранцами и заброшен. В 1808 г. патриарх Йоханнан Хормизд предложил отдать его Габриэлю Данбо, желавшему восстановить восточносир. монашество, но тот предпочел поселиться в монастыре Раббан-Хормизд. Обитель, восстановленная в кон. XIX в., использовалась в качестве летней резиденции патриарха и для других целей. Монастырские здания, в т. ч. однонефная церковь со световым куполом над алтарем, построены в XIX-XX вв. ( Fiey. 1965. P. 531-533; Wilmshurst. 2000. P. 233-234, 353-354). Мон-рь Мар-Маттай Мон-рь Мар-Маттай V. Мар-Маттай (араб. Шайх-Матта; св. Матфея; яковитский), в 35 км к северо-востоку от М., на юж. склоне горы Маклуб (сир. Альфаф - «Тысячи»; название связано с числом живших на горе монахов). О времени и обстоятельствах основания мон-ря точных сведений нет. Согласно позднейшему агиографическому сказанию о мч. Бехнаме и его сестре Саре (BHO, N 177; см. Веенам и Сара ), в IV в. св. Матфей (Маттай) бежал из Римской империи во время гонений на христиан и стал отшельником. Он обратил в христианство Бехнама и Сару, принявших затем мученическую смерть от своего отца, царя Синаххериба. Впосл. царь раскаялся в содеянном и построил неск. мон-рей, в т. ч. Мар-Маттай. На горе находились и др. мон-ри (Мар-Абрахам, Мар-Йоханнан), жили отшельники, среди к-рых были сторонники как монофизитства, так и несторианства.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010