Илии на о-ве Самос ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 204-205). В кон. XIX в. часть мощей И. находилась в Благовещенском скиту монастыря Ксенофонт на Афоне (Книга Паломник. С. CIV). Кроме того, болландисты собрали сведения о местонахождении честной главы И. в Португалии (мон-рь в Сакавене близ Лиссабона), в Австрии (Халль-ин-Тироль) и о других частях ее мощей в Италии (Беневенто, Верона, Равенна), Германии (Кёльн и Мюнхен) и Франции (Дуэ). И. очень широко почиталась на Западе, где ее память праздновалась 16 февр. (в день перенесения мощей из Путеол в Кумы). Эта память впервые встречается в Геласия Сакраментарии (VII в.) и в Мартилоге блж. Иеронима Стридонского (Эхтернахский список VIII в.). Кроме того, 25 февр. был установлен праздник в честь перенесения мощей И. в Неаполь. Ист.: BHG, N 962z, 963; BHL, N 4522-4527; ActaSS. 1658. Fevr. T. 2. P. 873-885; Li ver del juïse en fornfransk predikan/Ed. H. von Feilitzen. Upsala, 1883. P. 3-24; SynCP. Col. 333-334, 975; Sanctae Julianae martyris//PG. 114. Col. 1437-1452; Cynewulf. Juliana/Ed. W. Strunk. Boston; L., 1904; Brun ö hler E. Über einige Lateinische, Englische, Französische und Deutsche Fassungen der Julianenlegende. Bonn, 1912. S. 11-35; MartHieron. Comment. P. 99-100; Liflade ant te passiun of Seinte Iuliene/Ed. S. T. R. O. d " Ardenne. Liege, 1936. L., 1961r; MartRom. Comment. P. 61, 66; Chavasse A. La Sacramentaire Gélasien. Tournai, 1958. P. 274, 283 et passim; Geith K. E. Priester Arnolts Legende von der heiligen Juliana: Untersuch. zur lateinischen Juliana-Legende und zum Text der deutschen Gedichten. Freiburg i Br., 1965; Αγγελδη Χ. Τ μαρτριο τς γας Ιουλιανς τς κ Νικομηδεας//Βυζατιν. 1977. Τ. 9. Σ. 150-166; Rankka E. Li ver del Juïse: Sermon en vers au XIIe siècle. Uppsala; Stockholm, 1982; ЖСв. Дек. С. 575-585; Νικδημος. Συναξαριστς. 20035. Τ. 2. Σ. 381-382. Лит.: ActaSS. 1658. Fevr. T. 2. P. 868-873; Сергий (Спасский).

http://pravenc.ru/text/1237851.html

Во время 3-го и 6-го часов, как и положено, совершается проскомидия. В тот момент, когда служащий иеромонах начинает изымать частицы о живых и об усопших, он ударяет в алтарный колокольчик, чтение часов прерывается, все выходят из своих стасидий и молча поминают своих родных и близких, затем чтение часов продолжается. После 6-го часа произносится отпуст в открытых св. вратах и начинается литургия; возможно совершение общего молебна между 6-м часом и литургией. Лобзание икон в конце службы. Мон-рь Ксенофонт Лобзание икон в конце службы. Мон-рь Ксенофонт Литургия в обычные дни продолжается ок. часа. Моменты литургии, считающиеся важнейшими - начальный возглас «    », великий вход, эпиклеза (т. е. время после возгласа «      »), «    », возглас «    », время Причащения (от возгласа «      » до возгласа «        »),- отмечаются тем, что в это время все выходят из стасидий. Всю литургию монахи стоят в камилавках; кукулий снимают во время чтения Апостола и не надевают до конца литургии. За будничной литургией поют только вседневные антифоны, Трисвятое, «      » в конце литургии (все антифонно), а также херувимскую песнь (на глас седмицы), «    », причастен (пение причастна прерывается, когда иеромонах ударит лжицей о дискос, указывая, что уже достаточно), тропари и кондаки по входе (Ibid. Σ. 46). На литургии часто, кроме больших праздников, бывает 2 чтения Апостола и Евангелия - рядовое и святому, а когда святому не положено чтение, читается общее Богородице (такая же практика существовала на Руси в XVI - 1-й пол. XVII в.). Чтец читает Апостол в центре храма лицом к востоку; Евангелие в обычные дни читается так же, как на полиелейной утрене, по праздникам диакон читает Евангелие с поставленного в центре храма аналоя. Символ веры и молитву Господню «Отче наш» читает один из старших монахов или почетный гость мон-ря. Перед возгласом «    » в нек-рых мон-рях принято возглашать: «Ες βοθειαν πντων τν εσεβν κα ρθοδξων Χριστιανν» (В помощь всем благочестивым и православным христианам.- Ibid.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Монахи на клиросе (мон-рь Ксенофонт) Монахи на клиросе (мон-рь Ксенофонт) С давних пор на Св. Горе литургическое пение является одним из любимейших занятий монахов. Монастырские Типиконы предусматривают смену певчих у аналоя и соучастие всей братии в певч. служении, несмотря на то что не все обладают даром «прекраснопения» (καλλιφωνα). Такое соучастие является упражнением (σκηση), приносящим свои плоды. Одаренные монахи посвящают себя певч. искусству и достигают в нем совершенства, др. же упражняются и обучаются музыке ежедневно на протяжении всей жизни, приобретая со временем хорошие певч. навыки. Т. о., мон-ри Св. Горы благодаря их живой и непрерывающейся традиции являются наилучшей школой церковного пения. На А. от 40 до 50 раз в году совершаются торжественные службы, состоящие из всенощного бдения (вечерня, утреня, 1-й час) и присоединенных к нему 3-го и 6-го часов, водоосвящения и Божественной литургии. Во время такой службы, продолжающейся не менее 12 ч., звучат различные типы песнопений, являющихся обработками визант. (XIV-XV вв.) и поствизант. (XVII-XIX вв.) мелургов и представляющих разнообразные стили певч. искусства. Это медленные или пространные (ργ) песнопения собственно визант. традиции, с мелосом пападической (см. Пападики ) разновидности, к-рым распеты неизменяемые песнопения, гл. обр. псалмовые стихи: аниксандарии, кекрагарии (см. Господи, воззвах ), полиелеи, пасапноарии (хвалитны) , Трисвятое, херувимские песни, причастны и др., и с мелосом стихирарной (см. Стихирарь ) разновидности: самогласны, подобны и славники, а также песнопения, мелос к-рых относится к т. н. матиматарной (см. Матиматарий ) разновидности, напр., песнопение «Богородице Дево», украшенное кратимами - слогами-вставками «τεριρεμ», «τενενα», «τοοτα», «τιτιτι». Значение живой монастырской певч. традиции А. состоит в сохранении визант. и поствизант. наследия в едином, неразрывном виде. В каждом мон-ре имеются свои прекрасные певчие (псалты). В наст. время выделяются хоры мон-рей: Ватопед, Симонопетра, Дионисиат, Ксиропотам, Дохиар и Иверского. С завидной последовательностью певч. искусство культивируется и в скитах Св. Горы. Славятся также братства псалтов прор. Даниила (Δανιηλαοι) и ап. Фомы (Θωμδοι) или Золотых дел мастеров (Χρυσοχοι, по профессиональной принадлежности его членов) в Катунакии, а также Карцонеев (Καρτσωναοι, в честь основателя - Пантелеимона Карцонеоса) в скиту св. Анны. Своим «прекраснопением» и прилежанием к занятиям певч. искусством выделяются и нек-рые монахи-келлиоты.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Афон. 1721. Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Афон (Ватопед). 1721 г. Афон. XV. Прпп. Ксенофонт, Мария, Аркадий и Иоанн. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Ватопед. 1721. Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Афон (Ватопед). 1721 г. Дечани. Ок. 1350. Прп. Ксенофонт. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года. Афон. XV. Прпп. Ксенофонт, Мария, Аркадий и Иоанн. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русский Север. XVI. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Афон. XV. Прп. Ксенофонт, Мария, Аркадий и Иоанн. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/909930.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ксенофонт Константинопольский, прп. Описания иконы Ксенофонт Константинопольский, прп. - житие Аркадий Константинопольский, Палестинский, прп. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию, советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные супруги бла[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Прпп. Ксенофонт, Мария, Аркадий и Иоанн. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 7667.jpg:   Размер: 604x1200, 0.72 MPix, 141 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (133) , (0) . Описание: [Русский Север. XVI.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Файл 7668.jpg:   Размер: 222x896, 0.2 MPix, 60 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (124) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 7669.jpg:   Размер: 579x1200, 0.69 MPix, 186 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (169) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 7670.jpg:   Размер: 349x1200, 0.42 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (116) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2237

После 1917 г. в В. м. разместили красноармейцев, 41 насельник был мобилизован на подсобные работы в Красную Армию. 7 авг. 1918 г. красноармейцы вскрыли раку с мощами прав. Симеона. В окт. 1918 г. при отступлении Красной Армии из Верхотурья в скиту на М. Актае были захвачены и через 4 дня расстреляны преподобномученики Каллист (Опарин) и Иакинф (Питателев) . В том же месяце Верхотурье заняла армия А. В. Колчака, в В. м. был расквартирован штаб полка под командованием Н. Г. Казагранди. Архим. Ксенофонт (Медведев). Фотография. 10-е гг. XX в. Архим. Ксенофонт (Медведев). Фотография. 10-е гг. XX в. К нач. 1919 г. в В. м. жили 145 насельников. В июне 1919 г. вместе с отступавшей Белой армией эвакуировалась и братия, предварительно спрятав мощи прав. Симеона в обители, серебряную раку иноки увезли в Красносельский Введенский жен. мон-рь в Ирбитском у. Нек-рые монахи ушли с Белой армией, большинство же во главе с архим. Ксенофонтом вскоре вернулись в В. м., раку также привезли в мон-рь. В 1920 г. братия зарегистрировала мон-рь как приходскую общину. 25 сент. 1920 г. состоялось еще одно вскрытие мощей св. Симеона, вызвавшее протест верующих; св. мощи были опечатаны, паломничество к ним запрещено. Архим. Ксенофонт и иеродиак. Вениамин (Зыков) за противодействие комиссии, совершавшей вскрытие, были обвинены в «контрреволюционной деятельности» и приговорены к 2 годам принудительных работ, в нояб. 1921 г. досрочно освобождены, 15 сент. следующего года архим. Ксенофонт вернулся в Верхотурье. В июне 1919 - февр. 1920 г. в В. м. жили 93 чел., иноки содержали приют на 50 мальчиков, в апр. 1921 г. в обители оставались 43 монаха. В 1921 г. часть территории В. м. была передана под пехотные курсы, 7 нояб. в Николаевской ц. открылся гарнизонный клуб. В апр.-июле 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей из мон-ря были вывезены мн. предметы, в т. ч. и серебряная рака. Несмотря на запрет губернских властей, в 1920-1924 гг. паломничество к мощам прав. Симеона продолжалось, и в 1924 г. вновь было проведено вскрытие мощей святого. По договоренности с церковным советом мощи оставили в храме под стеклом - во избежание «заразы».

http://pravenc.ru/text/158212.html

КРЯШЕНЫ (крещены, керэшены, крещеные татары), этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар на территории РФ 153-178 178-180 180-181 182-183 183-186 КСЕНИЯ Семеновна Петрухина (1897 - 20.03.1938), послушница, прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) КСЕНИЯ (Черлина-Браиловская Евдокия Федоровна; 24.01.1881 - 15.09.1937), прмц. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 186-187 186-187 КСЕНИЯ Михайловна Радунь (1875-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) 187-193 КСЕНИЯ ЮРЬЕВНАмонашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 194-196 181-182 196-204 КСЕНОФОНТ (XIV/XV в. (?)), прп. (пам. 28 июня, 26 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 204-206 КСЕНОФОНТ Тутанский (XIV в. (?)), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 206-207 КСЕНОФОНТ Ксенофонт (Бондаренко Константин Андреевич; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 207-208 209-219 КСЕНОФОНТ, МАРИЯ, АРКАДИЙ И ИОАНН (VI в. (?)), преподобные К-польские и Палестинские (пам. 26 янв., в 4-ю Неделю Великого поста) 208-209 КСЕНЬЯ группа мон-рей, принадлежат Димитриадской и Алмирской митрополии Элладской Православной Церкви 219-220 220-229 229-230 КТИТОР лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства 230-231 231-235 235-241 241-244 242-244 244-248 248-251 251-260 КУДУМАС муж. общежительный мон-рь Гортинской и Аркадийской митрополии Критской Православной Церкви 260-261 261-262 262-263 КУЗА Александру Йоан (1820-1873), 1-й господарь Румынии (24 янв. (5 февр.) 1859 - 11(23) февр. 1866)

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

Древнейшими церковными сооружениями в К-поле, построенными в честь Г., являются мон-рь Ксирокерк, или Ксилокерк (упом. с 518), и ц. во имя вмч. Георгия в квартале Иерон, построенная, согласно Псевдо-Кодину, имп. Константином I Великим (Πτρια Κωνσταντινουπλεως. 3. N 177-178. P. 270-271). Даже если считать данное известие недостоверным, важно, что в XIV в., когда составлялось это описание построек К-поля, ц. во имя вмч. Георгия в Иероне воспринималась как очень древняя. В К-поле известны др. храмы, освященные во имя Г.,- в кварталах Контария (время постройки неизвестно), Кипариссия (реконструирован в IX в., сохр. после падения К-поля (1453), сгорел в 1782 и был восстановлен патриархом К-польским Константином II в 1833), Сики (впервые упом. в 1303 в хрисовуле имп. Андроника II Палеолога, вероятно, построен латинянами), а также мон-ри вмч. Георгия «ту Препозиту» (кон. VIII в.) и построенный имп. Константином IX Мономахом (1042-1055) в Манганах (там хранилась верхняя часть главы святого). Обитель играла важную роль в церковной жизни столицы до падения К-поля. Ее игумен в XIV в. имел сан архимандрита и протосинкелла, на заседаниях церковных Соборов занимал 2-е место после игумена Студийского мон-ря. В 1204-1261 гг. мон-рь находился в руках латинян. При турках мон-рь был занят дервишами, а затем разобран и строительный материал был использован при постройке дворца Мехмеда II (1467). Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Вмч. Георгий. Мозаичная икона. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ксенофонт) Г. посвящен ряд Похвальных слов визант. писателей: Аркадия, архиеп. Кипрского (BHG, N 684), свт. Андрея Критского (BHG, N 681-682), Феодора Квестора (BHG, N 684d), Иоанна, митр. Евхаитского (BHG, N 685-686), Григория II (Георгия) Кипрского, патриарха К-польского (BHG, N 683), Константина Акрополита (BHG, N 684а), Антония, еп. Ларисского (BHG, N 684b), Нила, архиеп. Родосского (BHG, N 684n), и др., а также стихи Феодора Продрома (BHG, N 691у). В К-поле 23 апр. служба великомученику совершалась в ц. во имя вмч. Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Св. Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 270) и Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 626). В календарях палестинского происхождения 3 нояб. отмечается также праздник освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде ( Garitte. Р. 102), к-рый получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 Свящ. Царских Патриарших ставропигиальных мон-рей (α ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερα Βασιλικα Πατριαρχικα κα Σταυροπηγιακα Μονα), располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке: 1) Вел. Лавра (Μεγστη Λαρα) во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед (Βατοπεδου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 3) Иверский мон-рь (Ивирский, Ивирон, Ιβρων) в честь Успения Богородицы, 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρου) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 5) Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат, Διονυσου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш (Κουτλουμουσου) в честь Преображения Господня, 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκρτορος) в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам (Ξηροποτμου) во имя Сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф (Ζωγρφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρου) во имя св. Архангелов, 11) Каракал (Καρακλλου) во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофея мон-рь (Филофей, Θιλοθου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 13) Симонопетра (Симопетра, Σμωνος Πτρας) в честь Рождества Христова, 14) Павла св. мон-рь (Αγου Παλου) в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита (Σταυρονικτα) во имя св. Николая Чудотворца, 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφντος) во имя вмч. Георгия Победоносца, 17) Григория прп. мон-рь (Григориат, Γρηγορου) во имя св. Николая Чудотворца, 18) Эсфигмен (Есфигменский, Εσφιγμνου) в честь Вознесения Христова, 19) Русский вмч. Пантелеимона мон-рь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικν), 20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμοντου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 мон-рей имеют права собственности на А. Все проч. зависимые монашеские учреждения (Iερ Εξαρτματα) - скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы - с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью к.-л. из перечисленных обителей. Изменять количество мон-рей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в мон-ри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1-3, 126-141). Ни одно из священных жилищ на А. не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все мон-ри Св. Горы находятся под духовной юрисдикцией К-польского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [К-польского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Св. Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Конфискация монастырских владений по приказу султана Селима II (1569) и их принудительный выкуп нанесли тяжелый удар по экономическому состоянию К. п. м. В 1581 г. обитель находилась в долгах. Насельники Симонопетры, пострадавшей от сильного пожара, по приглашению ксенофонтских иноков приняли управление мон-рем, взвалив на себя их долг в размере 200 тыс. аспр. Эта опека была утверждена сигиллием патриарха Иеремии II в мае 1581 г. Игум. Симонопетры Евгений с 20 иноками поселился в К. п. м., но уже в 1586 г. они вернулись в свой мон-рь. Мон-рь прп. Ксенофонта. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. Мон-рь прп. Ксенофонта. Рис. В. Г. Григоровича-Барского. 1744 г. В актах господарей Матея Басараба (1635) и Михни III Раду (1658) ретроспективно упоминается о помощи К. п. м. их предшественников, о к-рой не сохранилось более ранних документальных свидетельств. В т. ч. господарь Раду Шербан с 1607 г. предоставлял мон-рю ежегодную субсидию в размере 9 тыс. аспр (еще 700 аспр было назначено монаху, приезжающему за этим пожертвованием). В 1624 г. мон. Пахомий подарил мон-рю скит Здреля (Ждреля) в Олтении, посвященный вмч. Димитрию Солунскому, также именовавшийся Роаба. До XIX в. это подворье оставалось главным владением К. п. м. в Дунайских княжествах. Матей Басараб назначил К. п. м. ежегодную сумму в 10 тыс. пиастров (и еще 1000 пиастров - для монаха-сборщика) и выделил средства на роспись экзонартекса кафоликона (сцены Апокалипсиса, ктиторский портрет с женой). Поддерживали К. п. м. и господари Молдавии: напр., в 1787 г. Александр Ипсиланти передал мон-рю доход от соляных разработок. О владениях К. п. м. известно мало, т. к. его архив, содержавший сведения до кон. XVIII в., утрачен. Из актов др. мон-рей известно о пограничных спорах К. п. м. с Дохиаром в XVI-XVII вв., к-рые не смогло решить даже размежевание границы К-польским патриархом Тимофеем II в 1620 г. Когда в 1661 г. «Великая Средина» (собрание 20 афонских игуменов) была вынуждена продать мон-рям келлии в Карее, К. п. м. купил келлии вмч. Димитрия Солунского и Парфенуди, но впосл. перепродал их Ватопеду. В сер. XVII в. были укреплены монастырские фортификации и надстроены верхние ярусы надвратной башни (до 1660/61) и внешней башни (1667/68). В 1663 г. в К. п. м. подвизалось 50 чел. в стенах мон-ря и 60 анахоретов в принадлежащих ему келлиях. В «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1698; изд. в 1701 в Бухаресте) говорится, что К. п. м. был населен серб. и болг. иноками, а иезуит Франсуа Браконнье в 1706 г. упоминает о болг. монахах.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010