По числу крестных ходов среди городов епархии выделялся Тихвин: несколько раз в году они совершались из всех городских церквей в Большой Успенский мон-рь и затем вокруг него (в 3-й день Пасхи, 15 авг., 15 сент. («всемирная радость» - память освобождения монастыря от осады в 1613), 1 окт.). Трижды (в 6-й день Пасхи, 18 авг. и 27 нояб.) крестный ход следовал из монастыря в Знаменскую ц., дважды (на 5-й день Пасхи и 21 нояб.) - в жен. Введенский мон-рь, 9 мая - в Николаевский Беседный мон-рь. В Боровичах городские соборы и Духосошественский мон-рь дважды в год «обменивались» крестными ходами: из мон-ря они направлялись на престольные праздники соборов (летний - Троицкий и зимний - Введенский), из собора - на монастырские праздники (день Св. Духа и 23 окт.). В Ст. Руссе самый древним, очевидно, был крестный ход из Преображенского мон-ря в городской Воскресенский собор в Неделю о Фоме. Когда в 1805 г. в Преображенский мон-рь из Новгорода был передан ковчег с 50 частицами мощей, был учрежден крестный ход из собора в мон-рь с обнесением ковчега вокруг обители в 1-е воскресенье после Воздвижения. После холерной эпидемии 1848 г. было получено Высочайшее разрешение поднимать старорусский Чудный крест (устроен в 1655 во время «морового поветрия»; одновременный аналогичный крест сохр. в Ярославле в ц. Положения Ризы Божией Матери (Крестобогородская церковь)) и совершать с ним крестный ход вокруг города. Из-за особенностей географического положения города хождение совершалось в 3 дня: 8 июля обходили центральную часть города, в ближайшее после 8 июля воскресенье - Соборную сторону и 1 авг.- Заречную (Введенскую) сторону. Кроме того, 5 июля крестный ход направлялся из Преображенского мон-ря в упраздненный Кречев мон-рь. По Высочайшему разрешению, данному в 1857 г., 16 авг. был установлен крестный ход из городской Святодуховской ц. в рощу на берегу р. Порусьи (примерно в 7 км от города, т. н. Спасительский погост), к-рый особо привлекал отдыхавших на Старорусском курорте. В Кириллове с 1854 г. во время крестного хода 28 июля вокруг Кириллова Белозерского мон-ря и по городу носили местночтимую икону Божией Матери, «что чюдотворец Кирил с собою принес».

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Мон-рь Тривале (парк Тривале в г. Питешти) был основан во 2-й пол. XV в. Трифоном и Станкой Стэнеску. Первая церковь была деревянной; каменная, во имя Св. Троицы, была построена господарем Матеем I, в 1670-1673 гг. пришла в запустение, затем была перестроена и в 1731 г. расписана Иоасафом Греком. Мон-рь восстановлен в 1991 г., братию составляют 6 монахов, настоятель - протосинкелл Герасим (Никуц). В 9 км от Питешти расположен мон-рь Вьероши, основанный в 1571-1573 гг. ворником Ивашку Голеску. Введенская ц. мон-ря частично была перестроена в 1645 г. великим казначеем Строе Леурдяну. В 1955-1956 гг. были проведены реставрационные работы. Мон-рь восстановлен в 1998 г., в наст. время братии не имеет (администратор - свящ. Мариус Неделя). В 25 км от Питешти находится жен. мон-рь Басковеле, основанный в 1695 г. вел. комисом (позже господарь Валахии) Щербаном I Кантакузином. Обитель сильно пострадала в результате землетрясения 1838 г. и была перестроена в 1843 г. стараниями «благочестивого христианина из Питешти Стефу Николау», после чего кафоликон в честь Введения во храм Пресв. Богородицы получил еще 2 посвящения: в честь Рождества Пресв. Богородицы и Успения Пресв. Богородицы. В 1863 г. имения мон-ря были секуляризированы, в 1869 г. после удара молнии кровля церкви и часть келий сгорели. В 1883 г. Арджешская епископия обратилась в Министерство культов с ходатайством о закрытии мон-ря из-за малочисленности насельниц и плохого состояния построек. Инициатором возрождения духовной жизни в Басковеле стал еп. Арджешский Никита (Дума; 1923-1936), который по предложению свящ. Иоанна Баласеску снова открыл мон-рь. Под наблюдением архим. Григория (Уритеску), викария епархии, в монастыре были проведены значительные восстановительные работы. Кафоликон расписал в 1948-1950 гг. Теодор Петреску из Тутаны. Обитель закрыли в 1959 г. и возобновили в 1991 г. В 2006 г. была построена трапезная мон-ря. Община состоит из 5 монахинь, настоятельница - игум. Иустина (Георге). Мон-рь Валя-Мэнэстирий расположен в одноименном селе.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Троицы был основан господарем Александру II Мирчей (1568-1577) и его супругой Екатериной в благодарность за победу в битве с господарем Винтилэ (май 1574), произошедшей на этом месте. Изначально задумывался как митрополичья церковь. Во время войны господаря Михая Храброго с турками Бухарест в 1595 г. был занят Синаном-пашой, к-рый возвел вокруг мон-ря военные укрепления. Отступая, турки уничтожили не только укрепления, но и сам монастырь. В 1614 г. господарь Раду IX Михня начал восстановление монастыря по плану его первоначальной застройки. Кафоликон был расписан при его сыне, господаре Александру V Коконуле (Князьке) (1623-1627). В 1625 г. мон-рь стал преклоненным афонскому Иверскому монастырю . Обитель была одной из самых богатых в Бухаресте, однако греч. администрация не вкладывала средства в ее ремонт и благоустройство. Данные обстоятельства, а также ряд землетрясений привели мон-рь в тяжелое состояние. Во время работ по модернизации Бухареста (с 1875) кафоликон, колокольня и часть келий были сохранены. С 1839 г. в мон-ре действовали Бухарестская ДС, Французский лицей, а после установления коммунистического режима - партийная школа. В 1960 г. мон-рь был закрыт. Реставрационные работы проводились в 1969-1974 гг., в 1979 г. церковь была освящена и расписана архим. Софианом (Богиу). В нартексе сохранились росписи румынского живописца Георге Тэтэреску (1886-1957). В мон-ре похоронен румын. патриарх Юстиниан (Марина) . В 1998 г. мон-рь был открыт. В общине 10 монахов, настоятель - архим. Нектарий (Софеля). В 13,5 км от Бухареста находится мон-рь Черника , он упоминается в документах с 1608 г., был основан ворником Черники Изворанулом. В 1781 г. настоятелем Черники стал игум. Георгий, ученик прп. Паисия (Величковского), к-рый возродил здесь монашество и поднял мон-рь из руин. Следующим настоятелем Черники был свт. Каллиник Черникский, его чудотворные мощи хранятся в мон-ре. Др. бухарестский мон-рь, Антим , с кафоликоном в честь Воскресения всех святых был основан сщмч.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

еп. Аствацатур построил 3-ярусную колокольню. В этом огромном монастырском комплексе было много жилых (кельи, комнаты для паломников и др.) и хозяйственных построек. Весь комплекс был окружен стеной, прямоугольной в плане. Мон-рь Сурб-Карапет был одним из крупных центров культуры и просвещения армян и сирийцев; здесь изучали и толковали Свящ. Писание, в скрипториях переписывали рукописи и создавали новые тексты. Хранилище рукописей находилось в ц. св. Георгия. Мон-рь был известнейшим духовным центром и среди армян средневековья назывался «столицей монастырей». Как место паломничества мон-рь привлекал большое число армян в дни праздников Вардавар (Преображения Господня) и Успения Пресв. Богородицы. Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Мон-рь неоднократно разрушали. В 1058 г. тюрки-сельджуки сожгли его, но в том же году монашеская жизнь была возрождена усилиями кн. Торника Мамиконяна. Во время нападения Тамерлана в кон. XIV в. жители окрестностей укрывались в защищенном стенами монастыре. В 1-й пол. XVI в. игум. Григор Мушский построил монастырскую школу; в 1560 г. игум. Мелкиседек перестроил ц. Сурб-Карапет. В 1661 г. Аристакес Паронтер ремонтировал ц. Сурб-Степанос и известный своей водой монастырский источник. В 1709 г. мон-рь был разрушен землетрясением, восстановлен усилиями еп. Ованнеса Багишеци и Григора Шхтаякира, собравших средства у богатых армян из К-поля. В 1750 г. мон-рь был вновь разрушен персид. войсками, в 1784 г. поврежден землетрясением, но в 1787-1788 гг. был основательно перестроен. В 1827 г. на мон-рь напали курдские разбойники, ограбили сокровищницу, похитили утварь, уничтожили рукописи и повредили строения; после этого мон-рь ок. 6 месяцев оставался заброшенным. В сер. XIX в. в мон-ре проводились восстановительные работы. В 1839 г. была построена 2-этажная резиденция для епископа М., в 1850 г.- семинария, в 1875-1876 гг.- новое здание семинарии.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Ново-Спасского мон-ря. СПб., 1883; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; он же. Вкладная книга Нижегородского Печерского мон-ря//ЧОИДР. 1898. Кн. 1. Отд. 1. С. I-VIII, 1-93; он же. Синодики XVII в. Переславского Горицкого мон-ря. М., 1902; он же. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в.//Рукописи слав. и рус., принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1906. Вып. 5. С. 1-115; Памятники древней письменности Спасского мон-ря в г. Муроме: (Лицевой синодик и вкладная книга)/Предисл. Н. Добрынкина. Владимир, 1892; Покровский Н. В. Древности Костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34 [на с. 4-5 отрывки из вкладной книги]; Воронцова Л. Д. Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря//Древности: Тр. Археогр. Комис. МАО. 1899. Т. 1. Вып. 2. Стб. 321-346; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 2. С. 577-580 [фрагмент вкладной и кормовой книги Троице-Сергиева мон-ря кон. XVI в.]; Вкладная книга Брянского Свенского мон-ря//ИРГО. 1911. Вып. 4. С. 392-433; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Изюмов А. Ф. Вкладные книги Антониева Сийского мон-ря 1576-1694 (7084-7202) гг.//ЧОИДР. 1917. Кн. 2. Отд. 1 С. 1-104; АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338; Т. 3. 479. С. 465; Вкладная книга 1674-1675 (7183) года Моск. Новодевичьего мон-ря//Источники по соц.-экон. истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Моск. Новодевичьего мон-ря/Подгот. В. Б. Павлов-Сильванский. М., 1985. С. 152-210; Вкладная книга Троице-Сергиева мон-ря. М., 1987; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря/Предисл. И. Л. Маньковой. Свердловск, 1992; Козляков В. Н. Толгский мон-рь XVII в. и его вкладчики//Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992. С. 14-22; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря. М., 1993; Хозяйственные книги Чудова мон-ря 1585/86 г. М., 1996. С. 31-53; Вкладная книга Анзерского скита//Прп. Елеазар, основатель Св.-Троицкого Анзерского скита/Подгот.

http://pravenc.ru/text/158928.html

д., ипподрома и собора Св. Софии. Обычно рассматривается отдельно от Б. д., однако, безусловно, являлся частью большого дворцового района в прибрежной вост. части города. Основан ок. 1043 г. имп. Константином IX Мономахом вместе с больницей и имп. дворцом как часть нового дворцового комплекса; его покровительницей стала фаворитка императора севаста Мария Склирена. Мон-рь пользовался правом покровительства монахов с Олимпа Вифинского и из мон-ря Неа-Мони на Хиосе, приезжавших в К-поль. В 1055 г. в мон-ре св. Георгия был похоронен его основатель имп. Константин Мономах. Мон-рь и дворец были одной из важнейших резиденций императоров 2-й пол. XI-XII в. В 1118 г. в Манганах скончался и был похоронен имп. Алексей I Комнин. У Никиты Хониата ( Nik. Chon. P. 580) есть сообщение о том, что в кон. XII в. имп. Исаак II Ангел разрушил комплекс для строительства храма арх. Михаила, однако в 1200 г. Антоний Новгородский упоминает о его богатстве и красоте. Вероятно, деятельность Исаака II коснулась только собственно дворцовых построек, а мон-рь остался нетронутым. В 1207 г. папа Иннокентий III утвердил права еп. Нивелона Суассонского на владение мон-рем и всеми его богатствами. В обители разместилась община регулярных каноников, однако затем мон-рь стал объектом многолетнего спора между канониками и госпитальерами. Возможно, мон-рь был переименован латинянами в честь св. ап. Андрея, т. к. в грамоте папы Иннокентия IV от 1244 г. он указан под этим названием. Сохранился ряд свидетельств о регулярных богатых пожалованиях мон-рю от императоров и Патриархов в XIV в. Игумены имели титулы архимандритов и протосинкеллов, т. е. были постоянными членами Патриаршего синода. В 1279 г. здесь состоялось рассмотрение вопроса об объединении Церквей в присутствии имп. Михаила VIII Палеолога и Патриарха Иоанна Векка. В 1320-1321 гг. к-польский Патриарший престол занимал монах мон-ря Герасим. В 1327 г. в мон-ре отрекся от престола имп. Андроник II и в 1328 г. был здесь же пострижен. В 1351 г. в этот мон-рь удалился имп.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Лит.: Макарий (Миролюбов), иером. Описание Оранской Богородицкой пуст. М., 1851; Гавриил, иером. Описание Оранского Богородицкого 1-кл. мон-ря. Н. Новг., 1871; Шмидт С. О. К истории монастырской колонизации XVII в.: («Повесть о начале Оранского мон-ря»)//ВИРА. 1964. [Вып.] 12. С. 297-309; Бахарева Н. Н. Икона «Богоматери Владимирской Оранской»: (К вопр. об атрибуции и истории иконы)//Памятники истории и архитектуры Европ. России. Н. Новг., 1995. С. 146-156; Васильев В. Обитель на Оран-поле//Правосл. слово: Газ. Н. Новг., 1997. 13(98). С. 5; Власова Е. И. Оранский мон-рь и скит//АиО. 1997. 2(13). С. 362-373; она же. Оранский Богородицкий мон-рь как феномен духовной культуры. М., 2004; она же. Оранский скит: История и современность//Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 45-49; Евдокимова А. А. Из неопубл. наследия иером. Димитрия - насельника Оранского Богородицкого мон-ря//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство. СПб., 1997. Вып. 1. С. 5-11; Осипов А. Оранки//Правосл. слово. Н. Новг., 1997. 9(94). С. 7; Пчелин Н. А. «Являющий вечность собой...»: Оранский Богородицкий мон-рь на изломе эпох. Н. Новг., 2001; Русские мон-ри: Поволжье/Сост.: А. А. Агапов и др. М., 2003; Дёгтева О. В. Блж. Аркадий, Оранский подвижник XIX ст.//Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 20-24; она же. Оранский Богородицкий муж. мон-рь//Там же. С. 1-9; она же. Судьба архимандрита//Там же. С. 27-30; она же. Судьба Оранской иконы Божией Матери: К проблеме изъятия церк. ценностей в сов. время//Там же. С. 31-35; она же. Традиц. крестные ходы с чудотв. иконой Богоматери Владимирской Оранской в Нижегородской губ.//Там же. С. 11-19; она же. Оранский Богородицкий мон-рь: Этапы формирования архит. ансамбля (XVII - нач. XX ст.)//Духовные смыслы: Сб. Богородск, 2015. С. 163-179; Тихон (Затёкин), игум. Жизнеописание наместника Оранского мон-ря архим. Августина (Пятницкого)//Нижегородская старина. 2006. Вып. 11. С. 36-44; Возвращение святыни: Чудотв. икона Владимирской Оранской Божией Матери//Там же. 2008. Вып. 18. С. 2-9; Коршак С. Н. Оранский лагерь 74 в военные и послевоенные годы//Зап. краеведов. Н. Новг., 2008. Вып. 12. С. 318-332; Шустова Ю. В. Монастырская деятельность в годы Первой мировой войны (на примере Оранского Богородицкого мон-ря Нижегородской епархии)//Саровский летописец: Мат-лы VIII ист. конф. Саров, 2009. С. 296-299; Оранский Богородицкий мон-рь в старинных описаниях. Н. Новг., 2012; Святыни Православия//Покров. М., 2012. 9(501). С. 4-34; Жизнеописания Нижегородских подвижников благочестия. Н. Новг., 2015. С. 293-322, 334.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Преставление вел. кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюр из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 335 об.) Столь же сложная картина вырисовывается и при анализе документов из архива Чудова мон-ря. Ссылки на грамоты Д. И. встречаются в 2 документах XV в.- в грамоте вел. кн. Георгия Димитриевича на села Лужковское, Павловское и Монаковское в Сурожике Московского у. и в грамоте вел. кнг. Софии Витовтовны на с. Филипповское в Маринине слободе Переяславского у. Если с. Филипповское поступило в мон-рь еще при жизни Д. И., то села в Сурожике дал вкладом в мон-рь чернец Авраам, сын Микулы Давыдовича, в нач. 30-х гг. XV в. Возможно, в данном случае также шла речь о пожаловании мон-рю «десятого» с этого владения. Возможно, Д. И. пожаловал жителям Филипповского монопольное право ловли рыбы на р. Шерне, к-рым они пользовались «из старины» еще во 2-й пол. XV в. Д. И. оказывал поддержку и таким подвижникам, основавшим мон-ри на Рус. Севере, как преподобные Стефан Махрищский и Димитрий Прилуцкий. Первый был хорошо известен вел. князю еще тогда, когда он создал недалеко от Троице-Сергиевой обители Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . Узнав, что прп. Стефан отправился на Север и основал вместе со своим учеником прп. Григорием (см. Григорий и Кассиан , прп., Авнежские) Авнежский в честь Св. Троицы мон-рь , Д. И. прислал мон-рю «милостыню доволну и книги своя». По желанию Д. И. прп. Стефан позднее вернулся в Махрищский мон-рь, к-рому вел. князь дал «нивы же, и угодия, и езера на пропитание мнихом». Прп. Димитрий Прилуцкий был известен Д. И. еще тогда, когда святой учредил общежительный мон-рь в Переяславле Залесском. По свидетельству Жития прп. Димитрия, во время строительства близ Вологды Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных древ Животворящего Креста мон-ря Д. И. прислал «доволную потребу на строение». Прп. Димитрий был крестным отцом одного из сыновей вел. князя. По просьбе старцев Спасо-Каменного в честь Преображения Господня муж. мон-ря на Кубенском оз. Д. И. дал им в качестве игумена пришедшего в Москву с Афона прп. Дионисия Грека. По инициативе Д. И. в нач. 80-х гг. XIV в. был построен каменный Успенский собор в Коломне.

http://pravenc.ru/text/178205.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010