Характерную иконографическую форму, заменяющую собой распятие в древнехристианский период, составляет крест. Символ очень древний, известный многим народам задолго до появления христианства, разнообразный по своим формам и значению 2015  и получивший особенную важность в христианстве. В памятниках древнейших он является в формах символических и монограмматических, много раз изданных и довольно обследованных. Но уже от III в. мы имеем прямое изображение четырехконечного креста U (crux immissa) в катакомбах Люцины; в памятниках V в. он встречается часто. Сам по себе, без всяких аксессуаров крест указывает на распятие Иисуса Христа; однако уже в эпоху саркофагов он поставлен был в связь с другими символами, которые сообщают ему более определенный характер. В скульптуре саркофагов нередко повторяется следующая композиция (рис. 143): представлен четырехконечный крест; у подножия его два воина со щитами и копьями; иногда они спят, опираясь на щиты, как в позднейших изображениях воскресения Христова. 143. Латеранский саркофаг. Из церкви Св. Павла. На поперечных балках креста стоят две птицы и своими клювами поддерживают венок, утвержденный на верхней оконечности креста. Иногда в венке – монограмма имени Иисуса Христа, а у подножия креста Сам Иисус Христос с припадающими к ногам Его св. женами; в перспективе гробница Иисуса Христа в виде купольного здания 2016 . Лучшее изъяснение композиции принадлежит Пиперу 2017 , по которому здесь изображен покой Иисуса Христа во гробе; характерным признаком служат два воина, означающие стражей при гробе Иисуса Христа. Вместе с тем здесь даны еще два момента – один предшествующий покою, другой сопровождающий его, это распятие Иисуса Христа в виде голгофского креста и воскресение в виде явления Иисуса Христа св. женам. Венок и птицы могут означать как воскресение Иисуса Христа (победу над смертью), так и вознесение на небо. Соединение креста с символической фигурой агнца также указывало древним христианам на искупительную крестную жертву. В построенной Павлином Ноланским церкви в Фунди агнец – Христос изображен был стоящим под крестом 2018 . То же изображение встречаем на саркофаге в равеннском мавзолее Галлы Плакиды 2019 : агнец стоит у подножия креста на горе, из которой текут четыре ручья (=райские реки). На некоторых саркофагах агнец имеет крест на голове 2020 , а на одной бронзовой лампе украшена крестом и его грудь 2021 . Чиампини дает снимок с древних дверей римской церкви Пуденцианы, где изображен агнец в нимбе, с крестом, поддерживаемым правой ногой; подпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Лицевые Страсти расчленяют сложную сцену распятия на несколько отдельных изображений и вносят изменения и дополнения в установившуюся схему. Элемент истолковательный в виде надписей, западничество в стиле и иконографии составляют также характеристические черты этих распятий. В рукописи О. Л. Д. П. CLXXVI: крест восьмиконечный с титлом «И. Н. Ц. И.»; вверху солнце и луна; внизу Адамова глава; по сторонам Иисуса Христа два разбойника, два воина – с губкой и копьем, Логин-сотник, Иоанн Богослов, святые жены и иудеи. В рукописи 91, кроме простого распятия среди двух разбойников, с толпой иудеев у креста изображены отдельно: пригвождение Иисуса Христа к кресту, разделение одежд, плач предстоящих у креста; Богоматерь с мечами в груди поддерживает Иисуса Христа, Иоанн Богослов приглашает Богоматерь к себе, воины прободают ребро Иисуса Христа и перебивают голени разбойников. В рукописи XLVIII: воины поднимают крест Иисуса Христа посредством блока; в особых миниатюрах – прободение ребра и восстание мертвых из гробов. В рукописи CLXIII Логин в нимбе с монограммой «Л.»; в рукописи CXXXVII под распятием изображен Иосиф; в рукописи 1903 в перспективе город; в отдельной миниатюре прободения ребра поставлены над разбойниками надписи: «разбойник варвар, злодей вгест»; в рукописи LXXIII как Иисус Христос, так и разбойники распяты тремя гвоздями. В рукописи С.-Петербургской Духовной Академии А 1 / 23 : крест с Голгофой и Адамовой главой; предстоящие; в перспективе – городская стена с башнями, вверху – облака, солнце и луна померкшие (темного цвета); в особых миниатюрах – трепет ада (ад в виде страшной пасти чудовища, как в памятниках западных; в пасти скорченный дьявол, с кровавыми глазами, рвет на себе волосы), напоение Иисуса Христа оцтом и прободение ребра (кровь красная и вода зеленоватая). Детали эти, а равно и дробление сюжетов, объясняются влиянием текста Страстей, разлагающего цельный евангельский рассказ на отдельные части. Греческий подлинник различает пригвождение Иисуса Христа к кресту ( ες τν σταυρν καθλωσις) и распятие ( στυρωσις).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕЗУИТЫ [офиц. название - Societas Jesu (SJ), Об-во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini militantis Ecclesiae». Деятельность членов ордена имеет целью пропаганду и защиту католич. веры, миссионерство, просветительную деятельность, католич. воспитание и образование верующих. Символ ордена - монограмма имени Христа (IHS), девиз - «Ad majorem Dei gloriam» (A.M.D.G.- К вящей славе Божией). Термин «И.» долгое время употреблялся как неофиц. наименование членов ордена (до XVI в. термин использовался для обозначения ревностных подражателей жизни Иисуса). И. называли себя «игнатианцами» по имени основателя ордена, «воинством Иисуса», а также «сотоварищами Иисуса» (см.: Nigrono J. Regulae Communes Societatis Iesu. Cracoviae, 1913. T. 1. P. 338-341). Впервые официально слово «иезуит» было употреблено в постановлении 32-й генеральной конгрегации ордена (1975), однако вплоть до наст. времени в офиц. документах в отношении членов ордена применяются описательные выражения «члены Общества Иисуса», «священники... монашествующие... регулярные клирики Общества Иисуса». Организация и устав Структура ордена сложилась к сер. 40-х гг. XVI в., организационные принципы И. были закреплены 21 июля 1550 г. буллой «Exposcit debitum» папы Римского Юлия III и нашли отражение в пространных орденских конституциях (Constitutiones), работа над к-рыми была начата Лойолой в 1547 г. и закончена уже после его смерти (конституции утверждены на 1-й генеральной конгрегации И. в 1558). Об-во Иисуса - муж. орден, в нем нет жен. ветви и ветви мирян (терциариев). Орден изначально мыслился и предназначался для активной работы в миру, поэтому в отличие от «классических» монашеских орденов И. не вменяется в обязанность совместное богослужение (в т. ч. совместное чтение бревиария ), отсутствуют внутренние предписания более строгих постов или покаянной практики. И. не имеют особого орденского облачения, его членам разрешено носить одежды приходских священников той местности, где они находятся, или светскую одежду. И.- орден с четкой структурой и жесткой дисциплиной; его члены не могут занимать к.-л. высшие церковные должности или принимать епископский сан без особого дозволения руководства ордена.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Под символическою формою креста скрывается намек на высшую идею христианства, что вполне согласно с характером первоначального христианского искусства. Символические источники и монограммы имени Иисуса Христа (ХР) также близки в эпохе первоначального христианства, но они имеют здесь значение, вероятно, специальное, применительно к погребальному назначению здания. Кроме неба как элемента постоянного в украшении храма, хотя и не всегда выражаемого в одних и тех же фигурах (позднее – радуга), здесь является над дверями Добрый Пастырь: «аз есмь пастырь добрый... аз есмь дверь; мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет»; здесь первый пример утвердившегося впоследствии обычая изображать над дверями храма Иисуса Христа, как это видно в Софии константинопольской и еще яснее в храме св. Марка в Венеции, где Иисус Христос держит Евангелие, раскрытое на словах: ego sum janua... Изображение мученика, вероятно, имеет связь с изображением Доброго Пастыря: если в лице Доброго Пастыря представлено символическое начало христианства, то в лице мученика – его торжество, так рассуждают Кавальказелле и Кроу 45 ; но в последующем каноне расписания церквей это сопоставление не удержалось. Мозаики в церкви Аполлинария Нового представляют, после церкви Марии Великой в Риме, блистательный образец расписания средней части храма 46 . Цель мозаиста заключалась в том, чтобы изобразить величие и славу Иисуса Христа; к этой мысли приводило его направление тогдашнего богословия, исследовавшего в борьбе с ересями вопросы о божестве Сына Божия; вместе с тем и там же, вероятно, не без влияния споров о достоинстве Богоматери, мозаист прославляет в своем творении и Богоматерь. Мозаики расположены по стенам этого храма в три ряда и представляют 26 изображений, относящихся к евангельской истории, 32 изображения святых и две процессии. В верхнем ряду по стенам расположены евангельские события: исцеление расслабленного, исцеление бесноватого, исцеление второго расслабленного, отделение овец от козлиц, лепта вдовицы, мытарь и фарисей, воскрешение Лазаря, беседа с самарянкою, грешница у ног Иисуса Христа, исцеление двух слепых, чудесный лов рыбы, чудо умножения хлебов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Древнее христианское искусство для изображения Воскресения использовало также новозаветные образы и события. Например, сцена воскрешения Лазаря. Здесь Иисус изображен как римлянин с короткой стрижкой. В руках у Него волшебная палочка. Она отсылает нас к ветхозаветному чуду в пустыне, когда пророк Моисей ударил жезлом Аарона о камень, и из камня истекла вода. Жезл в руках Моисея и палочка в руках Иисуса указывают нам, что в обоих случаях чудо совершает Бог. Один из способов изображения Воскресения Христова — хризма, монограмма имени Христа, окруженная символами победы и славы. Так на стенках римского саркофага мы видим сцены последних дней жизни Иисуса, а в центре над спящими у входа в гроб воинами — крест, оканчивающийся наверху хризмой. Хризма вписана в венок славы и символизирует победу над смертью. На кресте, как на древе жизни, сидят птицы. Постепенно в христианском искусстве на смену символам приходят нарративы. Все чаще художники изображают иллюстрации к евангельским событиям, описывающим Воскресение Христово. Один из классических сюжетов — жены-мироносицы, приходящие ко гробу. Интересно, что гроб может изображаться не как пещера, а в виде ротонды, напоминающей Кувуклию храма Гроба Господня. В синоптических Евангелиях и в нашем церковном календаре смерть на кресте и воскресение разнесены во времени. В Евангелии от Иоанна оба эти события происходят в одно мгновение. Эта мысль отражается в изображениях, где распятие Иисуса и явление Ангела женам Мироносицам подается в едином виде. Такое объединение указывает на то, что Христос умер смертью, которая есть воскресение. Как единое событие может быть также представлено явление Ангела женам-мироносицам и Вознесение. Это объединение, а также то, что Иисус держится за руку, протянутую Ему с Небес, отсылает нас к Книге Деяний святых апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, Он был вознесен десницею Божиею…» (Деян 2: 32–33). Можно встретить точную иллюстрацию к тексту, такую как аворий 400 года. Изображение дерева в подобных сюжетах не случайно. На данном изображении оно произрастает из Гроба Господня и является символом райского древа жизни. Одновременно дерево в Библии — символ человека. Потому что человек — это существо, у которого корни уходят на небо, а плоды и листва здесь, на земле. В Псалтири образ праведника — дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет (Пс 1:3).

http://predanie.ru/book/221034-voskresen...

Такое отожествление в древнехристианском сознании прообраза с осуществившей его личностью Иисуса Христа само по себе, естественно и незаметно должно было привести к личному изображению Его. И действительно, на некоторых саркофагах рядом с образом Агнца является образ Иисуса Христа в полусимволической и полуисторической обстановке. На одном мраморном саркофаге Иисус Христос стоит на холме или камне, из которого истекает четыре потока; около Него с правой стороны стоит агнец, тоже на холме или камне, с монограммою Христова имени на голове; с левой стороны, у холма, на котором стоит Иисус Христос, стоит овца 307 . На другом саркофаге Иисус Христос также стоит на камне или холме, и около Него агнец, у которого на голове крест, а около холма или камня несколько овец 308 . Агнец, в том и другом случае, занимает подчиненное положение, уступая первенство личному образу Того, прообразом Кого он был. Монограмма на первом памятнике указывает именно на это прообразовательное отношение агнца к личности Христа, равно как крест на голове агнца на другом памятнике несколько точнее определяет это отношение, указывая на крестную смерть, как жертву, прообразом которой в специфическом смысле, была жертва пасхального агнца. Овцы служат символами верующих, для которых Христос есть не только Агнец закланный, но и пастырь. Частнее присутствие овец в данном случае выражает отношение к Иисусу Христу не только верующих вообще, но, в особенности, умерших, – их личную веру и надежду на Его имя и Его крестную смерть 309 . Судя по форме креста, памятник может быть отнесен не раньше, как к V в. Более широкий смысл представляет третий саркофаг в полуслмволическом и полуисторическом сопоставлении целого ряда символов с соответственным рядом личных образов. Под изображением Иисуса Христа между десятью фигурами по сторонам и двумя фигурами (мужской и женской) у Его ног, стоит агнец между двенадцатью другими агнцами 310 . Так как между верхним и нижним изображением почти полное соответствие, то под 12 овцами всего естественнее, кажется, разуметь 12 апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Сильным побуждением для почитания прямого изображения креста, а не монограммного, было обретение Честного и Животворящего креста матерью Св. Царя Константина, равноапостольною Еленой. По мере распространения прямого изображения креста, он приобретает постепенно форму Распятия. Изображение Распятия тесно связано с символическим изображением Иисуса Христа под видом Агнца. Уже в катакомбах иногда встречается крест, под которым изображен Агнец, а на кресте голубь. Позднее Агнец изображается лежащим на жертвеннике под крестом или стоящим на троне также под крестом. Иногда изображается так, что из прободенной груди Агнца струится кровь в подле стоящий сосуд. Около IV века появляются кресты, на которых фигура Агнца представляется распятой на том месте, на котором помещается изображение Распятого Спасителя. Позднее (около 586 г.) встречаются изображения на кресте самого Иисуса Христа или настоящее Распятие. Древнейшее изображение Иисуса Христа и двух разбойников появилось не ранее V – VI века, причем – по известным ныне древним изображениям (на дверях одной древней церкви в Риме) – еще не заметно связи между крестом и распятием. 42. Лица, совершающие богослужения Православное богослужение совершается особыми лицами, поставленными на то Господом и составляющими церковную Иерархию или духовенство. По воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц, первосвященников, священников и левитов. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея, а первыми священниками были сыновья Аарона. При принесении жертв им помогали левиты. Лица же, желавшие совершать богослужение без Божия благословения, были наказаны (напр. возмутившиеся с Кореем, Дафаном и Авироном). Ветхозаветная иерархия состояла, таким образом, из трех степеней. В Новом Завете Иисус Христос из множества последователей Своих избрал 12 Апостолов и им дал право учить, совершать богослужение и руководить верующих ( Матф. 28:19 ). Со временем Апостолы передали свою власть другим избранным лицам, учредив так же, как и в Ветхом завете, три степени Иерархии, и прежде всего степень диаконскую. Помолясь, Апостолы возложили на избранных людей руки и посвятили их на служение церкви. Служение первых диаконов состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении Таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нижние части алтарной апсиды облицованы мрамором и мозаической росписи не имеют. Направо от главной апсиды, в диаконнике изображения св. Николая (в малой апсиде), св. Елевферия и Афанасия (в арке), а в арке возле иконостаса – двух диаконов Евпла и Лаврентия, в виде прекрасных юношей. Свод этой малой апсиды украшен древнехристианскою монограммою имени Иисуса Христа, вероятно, уже утратившею к тому времени свое первоначальное значение. В левой (от зрителя) малой апсиде, где помещается жертвенник, Иоанн Предтеча в виде сурового аскета; возле него, в арке, два святителя, Сильвестр и Анфим; в сводике та же монограмма, а в арке иконостасной – св. Руфин и неизвестный. В средней части храма: в куполе колоссальное изображение Господа Вседержителя, напоминающее Пантократора в константинопольской Кахрие-Джами, с благословляющею десницею: лик строгий, на лбу и около носа глубокие складки, густые темные волосы падают на плечи; верхняя одежда синяя, а нижняя серая, проложенная золотом. Ниже Вседержителя – ряд пророков, среди которых обращают на себя внимание Иеремия – мужественный старец, Давид и Соломон в диадимах. Под куполом, в парусах сводов, в том месте, где обычно помещались и помещаются евангелисты, здесь находятся изображения благовещения (СВ), рождества Христова (ЮВ), крещения (ЮЗ) и преображения (СЗ). На северо-западном столбе вход в Иерусалим, на юго-восточном – сошествие во ад и явление ангела св. женам у гроба Иисуса Христа; на юго-западном – уверение Фомы, на северо-восточном – распятие Иисуса Христа. На южной стене – медальонные изображения мучеников; на западной, над входом, успение Богоматери. Во внутреннем притворе отдельные изображения святых: Акиндина, Елпидифора, Анемподиста и др.; во внешнем – тайная вечеря (восточн. стор.), введение во храм Пресвятой Богородицы (там же), сретение (южн. ст.) и явление Бога Аврааму в виде трех странников (сев. стор.). С отмеченными двумя росписями греческих храмов следует сопоставить мозаическую роспись бывшего Храма Спасителя в загородном константинопольском монастыре, превращенного в мечеть Кахрие-Джами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Как можно поклоняться неживому предмету?» Что нужно знать про Крест Господень 21 марта, 2020. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Мы прошли почти половину пути до Страстей Христовых Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие верующие постараются строже поститься, по возможности – чаще бывать на службах или хотя бы заходить в храм, чтобы поклониться Кресту Господню. Подходящее время для размышлений о сути главного символа нашего спасения. Когда христиане начали изображать Крест Христов? У первых христиан такого символа не было? Упоминание о святости орудия казни Господа Иисуса Христа встречается уже у апостола Павла: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в начале II века пишет ефесянам: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом». Первые дошедшие до нас графические изображения креста относятся к концу II – началу III в. – так называемые ставрограммы (изображения креста в виде наложенных друг на друга букв «тау» и «ро») – священный символ, буква в тексте, указывающая на распятие Христово. Конец II – середина III века – по свидетельству Тертуллиана, христиане изображают крест и налагают на себя крестное знамение, причем это уже сложившаяся практика. Начало IV века – Крест Константина (монограмма в виде наложенных друг на друга букв «хи» и «ро»), в дальнейшем – с поперечной перекладиной. С этого момента изображение креста становится общеупотребимым. Поклонение кресту – не язычество ли? Как можно поклоняться неживому предмету? Тот же Тертуллиан поясняет, что крест изображает Христа: христиане считают его «выразительным знаком Искупителя, несмотря на то, что не имел никаких других украшений, ни головы, ни фигуры». Таким образом, крест – это простейшая икона. Христианское богословие иконы было окончательно сформировано к VII Вселенскому собору, VIII век. Обращение к Кресту можно сравнить с художественным приемом – олицетворением, когда на неживые предметы переносят качества и действия одушевленных предметов. В данном случае, наоборот, действия Христа переносятся на Его Крест, представляющий собой икону и образ Спасителя и Его искупительного подвига. Почему «Крест», если использующееся в Евангелии слово «σταυρς» обозначает дословно «столб»?

http://pravmir.ru/kak-mozhno-poklonyatsy...

II. Древнехристианская символография 4 Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята 5 . Идеальный духовный образ Спасителя, по примеру апостола, живо сохранялся и в душах верующих, и служил заменою личного созерцания Богочеловека. Но скоро или не скоро этот внутренний образ, по свойству человеческой природы, должен был, так сказать, проситься наружу, чтобы облечься во внешнюю, видимую форму, получить объективное телесное бытие, воплотиться, если можно так выразиться. И он-то был внутренним мотивом первоначального христианского искусства, определявшим различные фазы его развития и, в то же время, средоточием и высшей целью его. Образ этот слишком всеобъемлющ, слишком высок, а искусство было еще слишком слабо и неопытно, чтобы создать для него разом более или менее соответствующую форму. Оно должно было идти к осуществлению его медленно, путем опытов. Для этой цели оно должно было воспользоваться отчасти теми формами представления, какие предлагала ему древность, насколько формы эти могли служить для выражения духовных идей христианства не только без ущерба, но и с пользою для веры. С образом Богочеловека Иисуса Христа, в какой бы форме Его ни представляли, в непосредственной или, более или менее, отдаленной связи стояли все заветные верования, чаяния и надежды древних христиан, тем больше, что символически-художественные формы, благодаря своей эластичной природе, допускали самое широкое применение. 1 Духовный образ Спасителя Богочеловека Иисуса Христа и Его искупительной смерти, ближайшее выражение свое нашел в монограмме имени Христова и в изображении креста. а) Одним из первых, если не самым первым предметом символически-художественного представления древних христиан было, как и естественно ожидать, драгоценное имя Господа Иисуса Христа, имя, которое, по словам апостола, выше всякого имени, пред которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних, которое всякий язык должен исповедать и кроме которого нет другого имени под небесами, о нем же подобает спастися 6 . Нужно ли более сильное побуждение к благоговейному почитанию имени Христова и к уяснению неизмеримо-глубокого, таинственного значения его как в области литературы церковной, так и в области церковного искусства? «Христос, говорит Лактанций , не собственное имя, а наименование власти и царства. По словопроизводству с греческого и еврейского оно означает помазанника Божия, предвозвещенного и прообразованного царем Давидом и другими пророками, и потому, как выражается Августин Sacramenti plane nomen est 7 . Чтобы иметь всегда пред глазами это святейшее и таинственнейшее имя, не подвергая его кощунственному поруганию язычников, христиане употребляли монограмму этого имени, слагавшуюся из двух начальных букв X и Р. Употребление такого рода монограмм, было в обычае у греков и римлян 8 . Монограмма имени Христова бесчисленное множество раз встречается на древнехристианских памятниках как частных, так и общественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010