Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕЗУИТЫ [офиц. название - Societas Jesu (SJ), Об-во Иисуса], католич. орден монашествующих регулярных (уставных) клириков, основанный в 1534 г. католич. св. Игнатием Лойолой и утвержденный 27 сент. 1540 г. папой Римским Павлом III буллой «Regimini militantis Ecclesiae». Деятельность членов ордена имеет целью пропаганду и защиту католич. веры, миссионерство, просветительную деятельность, католич. воспитание и образование верующих. Символ ордена - монограмма имени Христа (IHS), девиз - «Ad majorem Dei gloriam» (A.M.D.G.- К вящей славе Божией). Термин «И.» долгое время употреблялся как неофиц. наименование членов ордена (до XVI в. термин использовался для обозначения ревностных подражателей жизни Иисуса). И. называли себя «игнатианцами» по имени основателя ордена, «воинством Иисуса», а также «сотоварищами Иисуса» (см.: Nigrono J. Regulae Communes Societatis Iesu. Cracoviae, 1913. T. 1. P. 338-341). Впервые официально слово «иезуит» было употреблено в постановлении 32-й генеральной конгрегации ордена (1975), однако вплоть до наст. времени в офиц. документах в отношении членов ордена применяются описательные выражения «члены Общества Иисуса», «священники... монашествующие... регулярные клирики Общества Иисуса». Организация и устав Структура ордена сложилась к сер. 40-х гг. XVI в., организационные принципы И. были закреплены 21 июля 1550 г. буллой «Exposcit debitum» папы Римского Юлия III и нашли отражение в пространных орденских конституциях (Constitutiones), работа над к-рыми была начата Лойолой в 1547 г. и закончена уже после его смерти (конституции утверждены на 1-й генеральной конгрегации И. в 1558). Об-во Иисуса - муж. орден, в нем нет жен. ветви и ветви мирян (терциариев). Орден изначально мыслился и предназначался для активной работы в миру, поэтому в отличие от «классических» монашеских орденов И. не вменяется в обязанность совместное богослужение (в т. ч. совместное чтение бревиария ), отсутствуют внутренние предписания более строгих постов или покаянной практики. И. не имеют особого орденского облачения, его членам разрешено носить одежды приходских священников той местности, где они находятся, или светскую одежду. И.- орден с четкой структурой и жесткой дисциплиной; его члены не могут занимать к.-л. высшие церковные должности или принимать епископский сан без особого дозволения руководства ордена.

http://pravenc.ru/text/293585.html

II. Древнехристианская символография 4 Не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята 5 . Идеальный духовный образ Спасителя, по примеру апостола, живо сохранялся и в душах верующих, и служил заменою личного созерцания Богочеловека. Но скоро или не скоро этот внутренний образ, по свойству человеческой природы, должен был, так сказать, проситься наружу, чтобы облечься во внешнюю, видимую форму, получить объективное телесное бытие, воплотиться, если можно так выразиться. И он-то был внутренним мотивом первоначального христианского искусства, определявшим различные фазы его развития и, в то же время, средоточием и высшей целью его. Образ этот слишком всеобъемлющ, слишком высок, а искусство было еще слишком слабо и неопытно, чтобы создать для него разом более или менее соответствующую форму. Оно должно было идти к осуществлению его медленно, путем опытов. Для этой цели оно должно было воспользоваться отчасти теми формами представления, какие предлагала ему древность, насколько формы эти могли служить для выражения духовных идей христианства не только без ущерба, но и с пользою для веры. С образом Богочеловека Иисуса Христа, в какой бы форме Его ни представляли, в непосредственной или, более или менее, отдаленной связи стояли все заветные верования, чаяния и надежды древних христиан, тем больше, что символически-художественные формы, благодаря своей эластичной природе, допускали самое широкое применение. 1 Духовный образ Спасителя Богочеловека Иисуса Христа и Его искупительной смерти, ближайшее выражение свое нашел в монограмме имени Христова и в изображении креста. а) Одним из первых, если не самым первым предметом символически-художественного представления древних христиан было, как и естественно ожидать, драгоценное имя Господа Иисуса Христа, имя, которое, по словам апостола, выше всякого имени, пред которым должно преклоняться всякое колено небесных, земных и преисподних, которое всякий язык должен исповедать и кроме которого нет другого имени под небесами, о нем же подобает спастися 6 . Нужно ли более сильное побуждение к благоговейному почитанию имени Христова и к уяснению неизмеримо-глубокого, таинственного значения его как в области литературы церковной, так и в области церковного искусства? «Христос, говорит Лактанций , не собственное имя, а наименование власти и царства. По словопроизводству с греческого и еврейского оно означает помазанника Божия, предвозвещенного и прообразованного царем Давидом и другими пророками, и потому, как выражается Августин Sacramenti plane nomen est 7 . Чтобы иметь всегда пред глазами это святейшее и таинственнейшее имя, не подвергая его кощунственному поруганию язычников, христиане употребляли монограмму этого имени, слагавшуюся из двух начальных букв X и Р. Употребление такого рода монограмм, было в обычае у греков и римлян 8 . Монограмма имени Христова бесчисленное множество раз встречается на древнехристианских памятниках как частных, так и общественных.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

В памятниках катакомбных нет ни одного изображения Тайной вечери как события исторического, ознаменованного установлением Евхаристии. Общее направление искусства, первоначально вращавшегося главным образом в сфере простой символики, определяло собой уже заранее и характер изображения Евхаристии: она явилась под формами символическими. Рыба – I ΧΘYΣ, в наименовании которой заключены пять монограмм имени Иисуса Христа, Сына Божия, Спасителя, была одним из наиболее распространенных символов Евхаристии 1753 . В живописях катакомб, равно как на гробничных плитах, печатях, резных камнях, лампах рыба изображается часто в связи с другими символами: хлебами, якорем, монограммой имени Иисуса Христа, добрым пастырем и птичкой; иногда видим одно только начертание наименования «I ΧΘYΣ», или " I ΧΘYΣ ΖΩΝΤΩΝ, I ΧΘYΣ ΣΩΤΗΡ» (=вместе с изображением двух рыб). Связь этого символа с другими в одном и том же памятнике помогает раскрытию его смысла. Особенно же важное значение в этой экзегетике имеют памятники древней письменности, в которых Иисус Христос называется рыбой, питающей верующих, рыбой евхаристической; между ними первое место должно быть отведено эпитафиям Аверкия Иерапольского  и – Отунской 1754 . В отдельных случаях символическое истолкование рыбы может быть оспариваемо, но вообще евхаристическое значение ее установлено в науке твердо. Отсюда рыба со своим евхаристическим значением перешла и в средневековые изображения Тайной вечери: ее видим в равеннской мозаике Св. Аполлинария (Nuovo), в лобковской псалтири, в лицевых Евангелиях, в стенописях псковского Мирожского монастыря и других памятниках, как видно будет ниже 1755 ; и так как не доказано, что первоначальное значение рыбы было в средние века забыто и что в средневековых изображениях Евхаристии рыба явилась под влиянием поздних толкований XXI главы Евангелия Иоанна 1756 , то, ввиду общей связи средневекового искусства с древнехристианским, мы усвояем рыбе в средневековых изображениях Тайной вечери то же евхаристическое значение, что и в памятниках древнехристианских. Сколь ни многочисленны памятники с изображением рыбы в период древнехристианский, однако они не обнаруживают в своих формах широты заключенной в них идеи: рыба со стоящей на ней корзиной с хлебом в катакомбах Люцины 1757 дает лишь общий намек на установление Евхаристии (=хлебы) Иисусом Христом (=рыба). В так называемой сакраментальной капелле 1758 рыба на треножнике, возле которого стоят корзины с хлебами, означает материю Евхаристии, т. е. плоть и кровь Спасителя, данные в снедь верным. В одном из изображений этой капеллы (рис. 120), представляющем треножник с хлебами и рыбой, возле которого стоят две человеческие фигуры (одна женская с воздетыми руками), католические ученые видят намек на литургическое действие освящения хлеба и вина, но это истолкование композиции, опирающееся на авторитет де Росси, доселе составляет предмет спора 1759 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

I глава Мы имеем традиционный, веками сложившийся и принятый тип изображения воскресения Господа Иисуса Христа, в котором на первом плане помещается гроб Воскресшего. Эта иконографическая подробность встречается решительно во всех композициях нашего сюжета. Каковы ни были бы его персонажи, как ни была бы сложна и запутана обстановка события, в какой бы форме – символической или историко-реалистической – ни передавалось евангельское повествование об этом центральном во всем христианстве факте, мы везде встречаем изображение гроба Господня. Возьмем ли мы древнейшую композицию на барельефе латеранского саркофага 171), который считается первым и начальным памятником нашего изображения, когда древние христиане еще не дерзали касаться резцом или кистью самого воскресения, – остановимся ли на реалистической композиции Таддео Гадди в ц. Марии Новой во Флоренции, пред нами – прежде всего гроб Христа или под символической монограммой Спасителя, или же в форме классического саркофага, на котором сидят ангелы. И конечно, гроб Христа в Иерусалиме – этот уникум в целом мире – был единственным предметом, который притягал, до сих пор притягает особенное внимание всех христиан и который заставил одного благочестивого паломника воскликнуть в священном восторге: εουσαλμ… μφαλος τς γς, μση το σμου! Отсюда, для иконографии воскресения Христа очень важно определить отношение между св. гробом в Иерусалиме и воспроизведением этого гроба первыми христианскими художниками-реалистами, которые пытались передать евангельское повествование в исторической обстановке, и их попытки в истории искусства получили значение в некотором смысле норм. Так, наши изображения в своей основе имеют исторический гроб Христа. Отсюда, мы должны прежде всего обратиться к представлениям древних евреев о загробной жизни и посмотреть, к чему обязывали они живых? Однако в настоящее время нельзя говорить о религии иудейской без того, чтобы не определить своего отношения к догме рационалистов, по которой – иудейские эсхатологические воззрения вообще целиком заимствованы были у древних вавилонян, и, следовательно, погребальные обычаи древних евреев также представляли простую копию обычаев вавилонских. Факты говорят обратное, и к ним мы должны также обратиться (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Protas...

Разделы портала «Азбука веры» Сергей Говорун Вера в Церковь " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 2  голоса:  5.0 из  5) Чтобы знать, когда придет антихрист, необходимо просто прислушиваться к голосу Церкви, который всегда выражался через хранителей церковной истины — епископов и епископские Соборы, но не через кликуш, подобных Полихронию, которые ставили себя выше Церкви и выше апостольских преемников, вводя в заблуждение простых людей, а также, что значительно опаснее, сея недоверие к Церкви и ее соборному голосу. Шестой Вселенский собор (680–681 гг.), собиравшийся с целью утверждения веры в две природные воли и две природные энергии (действия) Иисуса Христа и осуждения ереси моноэнергизма и монофелизма, которые учили об одной воле и одной энергии (действии) во Христе, в ходе своей работы столкнулся с одним явлением, которое актуально и для наших дней. Из той истории можно сделать весьма поучительные выводы применительно к ситуации, которая сложилась в нашей Церкви сейчас. В чем заключалась суть дела. В начале пятнадцатой сессии Собора было объявлено, что существует некий иеромонах, по имени Полихроний, который учит простой народ верить в одну волю и одну энергию Христа. Собор принял решение заслушать Полихрония, с тем чтобы выразить свое отношение к его учению. Полихроний был вызван в зал заседаний. Его попросили исповедать свою веру. Вместо этого он заявил, что имеет заранее подготовленную рукопись с «изложением веры». Однако, зачитать ее он отказался, прежде чем ему позволят возложить эту рукопись на какого-либо мертвеца. Он пообещал, что воскресит его, и это будет лучшим доказательством истинности вероучения, изложенного в рукописи, которое, по его словам, ему открыл Сам Бог. Весьма любопытно описание списка, о котором говорил Полихроний. Никакой другой документ, рассматривавшийся Собором, не заслужил столь пристального внимания и подробного описания протоколистов, как этот. Действительно, сама рукопись многое говорила за себя и за ее автора. Это был папирусный список, запечатанный печатью с весьма красноречивой монограммой: «Полихрония исповедника». Он был надписан: «Константину боговенчанному и всемудрому царю, Полихроний». (Речь идет об императоре Константине Погонате.)

http://azbyka.ru/apokalipsis/sergej-govo...

I. Общий исторический обзор древне-церковной иконографии 1) Содержание и различные направления древнехристианской иконографии до четвертого века Древнехристианская иконография возникла на почве, орошенной христианской кровью, – на могилах мучеников. Могилы родных и близких и доныне повсюду привлекают верующее и любящее сердце. Но для первых христиан, у которых под влиянием гонений воспитывалось и поддерживалось более сильное чувство отчужденности от этого мира, а также более живое чувство общения всех членов царства Божия, даже тех, которые отошли в вечное отечество, могилы единоверцев были особенно любимым и священным местом, тем больше, что там они находили убежище от гонений. Верующие поэтому сходились там, совершали богослужение, прославляя Бога и благоговейно чествуя память мучеников. Тут-то, вдали от взоров враждебного мира, живые делили с мертвыми свои верования, чаяния и надежды. Безмолвными, но красноречивыми свидетелями этих заветных верований и упований служат надгробные памятники, открытые и открываемые еще доныне на древнехристианских кладбищах. Это или простые камни, или целые гробницы, покрытые скульптурными и живописными изображениями, то безыскусными, то высокохудожественными. На надгробных камнях, большей частью, сделанных грубо, древние христиане изображали весьма часто драгоценное имя Господа Иисуса Христа то в виде монограммы, то посредством греческого названия рыбы: χθς. Отчасти в соединении с этим символическим письмом, отчасти независимо от него, мало-помалу стали употреблять они и символические изображения: изображение креста, рыбы, рыболова, якоря, то отдельно, то в связи с кораблем, голубя, агнца, доброго пастыря, изредка мифологический образ Орфея, присоединяя к этим главным символам символы побочные. Древним христианам тем естественнее было обратиться к этим символам, что последние были знакомы им и представляли готовые художественные формы. С другой стороны, такие изображения тем меньше могли встретить возражения со стороны церкви, что художник в этом случае пользовался образами Св. Писания и его образный язык переводил на язык художественный, облекал в художественные образы. Притом, этот символически-художественный язык вполне гармонировал с образным объяснением истин веры и нравственности, преобладавшим в отеческой литературе первых веков. Символические изображения поэтому могли самым позволительным образом удовлетворять естественной потребности иметь внешнее средство наглядного представления высоких духовных идей христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С нами Бог»: Вера на фронте 15.10.2022 1706 Время на чтение 3 минуты Источник: Благодатный Огонь В связи с мобилизацией родных нам людей, братьев наших, отправляющихся на фронт, стоит вспомнить, на что или на кого уповать, где искать внутренние опоры, к кому обращаться в самых критических ситуациях. Вспомним судьбоносный момент истории, когда войска Константина Великого встретились с войсками узурпатора Максенция. Максенций, захвативший Рим и живший там как жестокий тиран, обладал огромным войском, куда большим, чем войско Константина. Будучи язычником, Максенций обращался к различным ложным богам, языческим заклинаниям, при этом свою жизнь проводил в распутстве. Как сообщают древние историки, Максенций предался чародейству, магическим гаданиям и самым мерзким оккультным ритуалам, чтобы склонить на свою сторону победу. И вот, уверенный в силе этих магических ритуалов и прельщенный якобы хорошими для него гаданиями, он допустил роковую ошибку – оставил крепкие стены Рима и вышел в открытую местность для битвы. Константин же Великий незадолго до сражения увидел на небе сияющий светом крест и надпись: «Сим победиши», а ночью в видении ему явился Сам Христос и велел изготовить знамя креста для защиты от неприятеля. Константин велел соорудить хоругвь, на которой крест соединялся с монограммой имени Иисуса Христа. Эта хоругвь или, точнее, лабарум сохранился даже на монетах времен Константина Великого. Лабарум пронзает древком змея, как символ победы христианства над диаволом. Так вот, когда два войска встретились друг с другом в сражении, то победило именно войско Константина, вооружившееся Крестом Христовым. Максенций же, надеявшийся на оккультизм, погиб. Перед силой креста Христова не устоит никакая магия. Поэтому, отправляясь на фронт, мы берем с собой не заговоры и заклинания, не амулеты или талисманы, а Крест Христов – пусть даже самый маленький нательный крестик. И он уже свидетельствует, что мы сами – Христовы, с нами сила Животворящего Креста, и вся вражья сила, темная, дьявольская сила, будет отступать прочь

http://ruskline.ru/opp/2022/10/15/s_nami...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРЕЦИЯ ЧАСТЬ II Архитектура Рассмотрение процесса развития греч. церковного зодчества по территориальному признаку достаточно условно и не учитывает целого ряда не только периферийных, но и центральных явлений. Для Г., с ее богатой античной и средневек. культурной традицией, это существенно, поскольку окончательное формирование границ этой страны произошло только в сер. XX в. Раннехристианский и ранневизантийский периоды Известны лишь 2 христ. памятника, дошедшие от первых веков: катакомбы Милоса (Плаки) на о-ве Милос (III-V вв.) и крипта под Димитрия вмч. базиликой в Фессалонике (2-я пол. V в.). Катакомбы высечены в вулканической скальной породе и содержат коридоры общей протяженностью ок. 200 м, со множеством захоронений в аркосолиях, стены и потолки украшены росписью с геометрическим орнаментом, в к-рый включены изображения монограммы Иисуса Христа. Крипта под базиликой вмч. Димитрия - сводчатая субструкция, фрагмент древних бань, где в 303 г. был замучен и, согласно преданию, захоронен вмч. Димитрий. Маленьких размеров церковь, возведенная над криптой после Миланского эдикта (313), и ряд небольших храмов, построенных в этот период, впосл. были заменены крупномасштабными торжественными постройками. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Базилика А в Филиппах. Кон. VI - VII в. Развитие христ. зодчества в Г. началось преимущественно с V в. В Центр. Греции более раннему строительству церквей препятствовали устойчивые языческие традиции, а также завоевание материковой Г. герулами. В IV в. интенсивно развивались лишь города Македонии, особенно Фессалоника , расположенная на Эгнатиевой дороге (Via Egnatia), связывающей Рим с К-полем. В нач. IV в. в К-поле императоры Галерий и Константин Великий вели крупное строительство (дворец, триумфальная арка, ротонда, термы, ипподром); в кон. IV в., при имп. Феодосии I, этот город стал одним из центров империи. С кон. IV по VII в.

http://pravenc.ru/text/166461.html

«Как можно поклоняться неживому предмету?» Что нужно знать про Крест Господень 21 марта, 2020. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Мы прошли почти половину пути до Страстей Христовых Третье воскресенье Великого поста, неделя Крестопоклонная. Следующие дни пройдут под знаком Креста Господня: многие верующие постараются строже поститься, по возможности – чаще бывать на службах или хотя бы заходить в храм, чтобы поклониться Кресту Господню. Подходящее время для размышлений о сути главного символа нашего спасения. Когда христиане начали изображать Крест Христов? У первых христиан такого символа не было? Упоминание о святости орудия казни Господа Иисуса Христа встречается уже у апостола Павла: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14). Священномученик Игнатий Богоносец, ученик апостола Иоанна Богослова, в начале II века пишет ефесянам: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть крестом». Первые дошедшие до нас графические изображения креста относятся к концу II – началу III в. – так называемые ставрограммы (изображения креста в виде наложенных друг на друга букв «тау» и «ро») – священный символ, буква в тексте, указывающая на распятие Христово. Конец II – середина III века – по свидетельству Тертуллиана, христиане изображают крест и налагают на себя крестное знамение, причем это уже сложившаяся практика. Начало IV века – Крест Константина (монограмма в виде наложенных друг на друга букв «хи» и «ро»), в дальнейшем – с поперечной перекладиной. С этого момента изображение креста становится общеупотребимым. Поклонение кресту – не язычество ли? Как можно поклоняться неживому предмету? Тот же Тертуллиан поясняет, что крест изображает Христа: христиане считают его «выразительным знаком Искупителя, несмотря на то, что не имел никаких других украшений, ни головы, ни фигуры». Таким образом, крест – это простейшая икона. Христианское богословие иконы было окончательно сформировано к VII Вселенскому собору, VIII век. Обращение к Кресту можно сравнить с художественным приемом – олицетворением, когда на неживые предметы переносят качества и действия одушевленных предметов. В данном случае, наоборот, действия Христа переносятся на Его Крест, представляющий собой икону и образ Спасителя и Его искупительного подвига. Почему «Крест», если использующееся в Евангелии слово «σταυρς» обозначает дословно «столб»?

http://pravmir.ru/kak-mozhno-poklonyatsy...

Подпишитесь на наш Телеграм В первые века христианства авторы изображений Страшного суда опирались на текст Откровения Иоанна Богослова и Евангелия от Матфея. Внимание уделялось ожиданию Второго пришествия Господа Иисуса Христа. Постепенно внутри этого сюжета развивается тема личной ответственности человека за свои грехи. Таким образом, в одной и той же композиции сосуществуют приметы двух разных явлений. Это непосредственный суд над душой сразу после смерти и суд, который состоится в конце времен. Для первых христиан Второе пришествие было желанным и постоянно призываемым. Привычное нам выражение «Страшный суд» характерно именно для русского языка. В раннехристианской традиции другие акценты. Суд именуется последним, вселенским, праведным. Первые христианские изображения, которые указывают на Страшный суд, датированы серединой III века и являются в большинстве своем знаковыми. В христианских катакомбах на масляных светильниках и саркофагах встречается изображение монограммы Христа, состоящей из двух начальных букв Его имени, скрещенных между собой. Это так называемая хризма. По обе стороны от нее — альфа и омега, первая и последняя буквы греческого алфавита. Это изображение отсылает нас к теме страшного суда в Апокалипсисе. «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний » (Откр 22:12, 13). Иисус. Катакомбы Камадиллы В катакомбах Камадиллы на месте хризмы уже изображен Сам Христос. По обе стороны от Него — альфа и омега. Постепенно подробности, описанные в 4-й главе Апокалипсиса, раскрываются в монументальной живописи полнее. В росписях III–IV века встречается композиция, которая одновременно изображает Христа и агнца на престоле. В верхней части Христос восседает, окруженный херувимами или животными, символизирующими четырех евангелистов. Рядом могут находиться Апостолы или старцы. В нижней части часто изображается агнец на престоле или на горе Сион, которому предстоит судить этот мир. Потолок кубикула в катакомбах святых Петра и Марцеллина Мозаика базилики Санта-Пуденциана

http://blog.predanie.ru/article/strashny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010