Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКТАРИЙ МИТИЛИНСКИЙ [Лесбосский; греч. Νεκτριος Μυτιληναος, Λσβιος], иером., греч. мелург (сер. XVIII в.). Автор полного цикла херувимских и воскресных причастнов на 8 гласов. Херувимские Н. М. на 8 гласов, включая 2 редакции на 1-й глас и 2-й - на глас βαρς (7-й), введены в научный оборот и изучены К. Карангунисом ( Καραγκονης. 2003. Σ. 459-463). Эти произведения получили достаточно широкое распространение; спустя некоторое время после их создания они были украшены мон. Феодулом Энитом : сохранился его автограф 2-й пол. XVIII в.- Анфология Ath. Iver. 1132, содержащая 9 херувимских Н. М. (2 на глас βαρς), с надписанием перед каждой «украшено мной (т. е. Феодулом Энитом.- Авт.)» (καλλωπισθν π μο - fol. 290-308v); в Анфологии XVIII в. Ath. Doch. 376 содержатся 5 обработанных Феодулом произведений Н. М., причем херувимская 2-го плагального (6-го) гласа надписана как «украшенная» (καλλωπσθη - fol. 221v - 229v), а херувимские 2-го, 1-го плагального (5-го), гласа βαρς и 4-го плагального (8-го) - как «сокращенные» Феодулом Энитом (συντομθη - fol. 199, 221, 232, συντομηθν - fol. 243v). Аналогичный цикл воскресных причастнов, менее распространенный в рукописной традиции (Ath. Xeropot. 380. Fol. 346v - 434, 1759 г.- кроме гласов 4-го и βαρς; Ath. Pantel. 969. Fol. 165-183, ок. 1730-1750 гг.; 984. Fol. 186-192, сер. XVIII в.; 1012. Fol. 187v - 198, 1768 г.), рассмотрен в исследовании Н. Георгицэ ( Gheorghi. 2009. P. 69, 78). Особый интерес представляет Анфология сер. XVIII в. (Ath. Xen. 114), в к-рой помещены 2 произведения Н. М.- херувимская 4-го гласа и воскресный причастен на глас βαρς с надписаниями «кир Нектария и нашего учителя» (Fol. 145, 183). В той же рукописи, выполненной, очевидно, неизвестным учеником Н. М. (этот факт указывает на успешную педагогическую деятельность последнего, о к-рой нет др. сведений), содержатся 2 распева заупокойного Трисвятого, обозначенные как «экзегезисы» Н. М. (указаны 2-й плагальный и 4-й плагальный (вероятно, на самом деле 2-й плагальный) гласы - fol. 204, 205v). Этими указаниями подтверждается (причем достоверно, поскольку это запись ученика данного мелурга), что Н. М. занимался «истолкованием» певч. симиографии, что было особенно популярно в его время.

http://pravenc.ru/text/2564896.html

1985. Σ. 230-235). В трактате И. дано развернутое толкование вышеназванного правила: «Здесь утверждается древний канон, говорящий, что всякая трифония производит тот же глас. И при движении вверх, и вновь при движении вниз. Неодинаково же всегда и всюду, но когда по мелосу, когда по параллаги, и когда таким образом, а когда другим. И когда по мелосу только, а когда и по параллаги и по мелосу одинаково, когда же только по параллаги. Ведь в «доме» четвертого плагального [гласа] найдешь тот же, третий и срединный второй [гласы]; итак, от третьего [гласа] в трифонии сотворяя, найдешь второй [глас]; от срединного второго же [гласа], то есть νανες, найдешь третий [глас], отсчитав три звука». Т. о., перемещение на 3 ступени (т. е. на кварту) как вверх, так и вниз приводит к тому же гласу, но иногда это справедливо в отношении реальной высоты звука (π μλους - звукоряд с применением альтерации и транспозиции), а иногда - в отношении теоретической ступени звукоряда (π παραλλαγς - основной, диатонический звукоряд). Это теоретическое описание дополнено изобретенной И. схемой (что дает возможность применить данную теорию ко всем гласам), обычно включавшейся в трактат и известной как «мудрейшее параллаги» (σοφωττη παραλλαγ; напр., см. ркп. Athen. K. Psachou. 16/170. Fol. 112v, XVII в.). Согласно толкованию И., в «доме» 4-го плагального гласа (большой круг во 2-м снизу ряду больших кругов справа) помещены мартирии 4-го плагального, 3-го (ναν) и 2-го срединного (νεανς на G) гласов, а на расстоянии 3 шагов вверх направо или вверх налево от него находится 2-й глас (см. мартирии внутри круга справа и вне круга слева). На расстоянии 3 шагов вверх направо от большого круга с мартирией 2-го срединного гласа (νεανς) находится малый круг с мартирией 3-го гласа (ναν). Речь идет об упражнениях метрофонического типа (по тетрахорду), которые соединяют по видимости (πιφανειακ) звуки определенной системы, а по сути - гласы, на которых основываются начало и конец каждой части этого звукового упражнения.

http://pravenc.ru/text/578483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОНГИН [Греч. Λογγνος] (кон. XIII - нач. XIV в.), мон., визант. мелург. В певч. рукописях он назван афонским (иногда с уточнением - из мон-ря Ватопед) монахом (редко - вероятно, ошибочно - иеромонахом). Наиболее распространенным его песнопением является херувимская на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» 2-го плагального (6-го) гласа, в большей части кодексов называемая «γιορειτικ» (святогорская). В Анфологии нач. XVII в. Ath. Philoth. 137 (Fol. 131-132) это песнопение разделено на 4 колена (πδες; см. подробнее в ст. Анаподизм ): 1) «Νν α δυνμεις...», 2) «Σν μν...», 3) «Ιδο γρ εσπορεεται...», 4) «Ινα μτοχοι...» Существуют также его версии, украшенные мон. Иоасафом Новым Кукузелем (нач. XVII в.) (Bodl. Clark. 13. Fol. 124v - 126, XVII в.; Andros. Nikolaou. 38. Fol. 166-168, 2-я пол. XVII в.), критскими мелургами Венедиктом Епископопулом (рубеж XVI и XVII вв.) (Sinait. gr. 1442. Fol. 185v - 187, нач. XVII в.; 1440. Fol. 267-268v, ок. 1657-1658 гг.; Padova. Bibl. Univ. 432. Fol. 135-136v, нач. XVII в.; Ath. Iver. 1225. Fol. 213v - 214v, 2-я четв. XVII в.; Athen. Bibl. Nat. 963. Fol. 299-300v, 3-я четв. XVII в.) и его учеником Димитрием Тамиасом (1-я пол. XVII в.) (Liverpool. Sydney Jones Library. Mayer. 12053. Fol. 510v - 512, 1662 г.,- для 2 хоров). Хартофилакс Хурмузий изложил это песнопение в нотации Нового метода (S. Sepulcri. 705. Fol. 211v - 212v, 1829 г.). С именем Л. найдены также стихи «Блажен муж» 4-го плагального (8-го) гласа (Ath. Konstamon. 86. Fol. 39v - 50, 56v - 68, 1-я пол. XV в., в т. ч. двухорные), стихи полиелея и Богородичных антифонов на полиелее (Ath. Cutl. 457. Fol. 119-120, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 2062. Fol. 194v, 2-я пол. XIV - нач. XV в.; 2262. Fol. 194v, XV в.; Ath. Iver. 974. Fol. 117v, 148-150v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 241-254, 1458 г.; Ath. Philoth. 122. Fol. 69-80, 1-я пол. XV в.), стихи непорочнов (Ath. Cutl. 457. Fol. 242v - 250), причастен «Чашу спасения прииму» 1-го плагального (5-го) гласа (Ath. Iver. 985. Fol. 146v, 1425 г.). Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3 (по указ.); Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 333; Герцман Е. В. Греческие рукописи Петербурга. СПб., 1996-1999. Т. 1-2 (по указ.); Χαλδαακης Α. Γ. Ο πολυλεος στν Βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια. Αθναι, 2003 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Νησιωτικ Ελλς. Αθναι, 2005. Τ. 1: Υδρα. Σ. 102; Γιαννπουλος Ε. Σ. Η νθηση τς ψαλτικς τχνης στν Κρτη (1566-1669). Αθνα, 2004 (по указ.); idem. Τ χειργραφα Βυζαντινς μουσικς: Αγγλα. Αθνα, 2008 (по указ.); Καραγκονης Κ. Χ. Παραλειπμενα περ το χερουβικο μνου. Βλος, 2005. Σ. 116-117. А. Халдеакис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2110708.html

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, 3 апр. назначается постовая служба с пением на утрене «Аллилуия» ; особенностей богослужебного последования в честь Н. не отмечено (см.: Arranz. Typicon. P. 145). Такое же указание дается в древнейших рукописных редакциях Иерусалимского устава на день памяти Н. 4 или 3 апр. (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 209; Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 103б), и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г., в к-ром память Н. окончательно фиксируется 3 апр. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 3 апр. также назначается постовая служба с «Аллилуия»: последование Н. включает кондак 2-го гласа           канон, цикл стихир-подобнов и седален. В таком же виде указания на 3 апр. сохранились в пореформенном московском Типиконе 1682 г. и совр. Типиконе РПЦ (см.: Типикон. Ч. 2. Л. 292 об.). Богослужебное последование в честь Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ορθοδοξας δηγ (Православия наставниче; Μηναον. Απρλιος. Σ. 22); кондак 2-го гласа           (Минея (МП). Апрель. Ч. 1. С. 64); канон (в совр. Минее помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором указан Феофан Начертанный - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445; также ср.: Μηναον. 1898. Τ. 4 (Μρτιος κα Απρλιος). Σ. 239) с акростихом Τν σν γεραρω παμφα βον, Πτερ (Твое чествую всесветлое житие, отче) 4-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        ), нач.: Τ φωτ τς θεας στραπς, Πτερ αγαζμενος (Светом Божественнаго блистания, отче, озаряемь); цикл стихир-подобнов; седален. В рукописях сохранились песнопения в честь Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Климентом , с акростихом Νικτα μλπω τν νκην τς πστεως (Никиту пою, победу веры) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Νεοφανς σπερ στρ ντειλεν τ κκλησ Χριστο (Как вновь воссиявшая звезда, явился Церкви Христовой), со 2-й песнью (см.: AHG. T. 8. P. 74-86; этот же канон содержится в рукописных слав. Минеях XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 55); седальны; ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 173-174; AHG. T. 8. P. 78).

http://pravenc.ru/text/2565356.html

gr. 778 (по четвергам). На наличие осмогласных циклов канонов И. З. указывают также особые акростихи нек-рых канонов Минеи и ссылка на «умилительный канон Иоанну Златоусту» (без обозначения гласа) в службе 27 янв. в Евергетидском Типиконе. По рукописям также известны песнопения в честь И. З., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг; под 13 нояб.: анонимный канон 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Μετανοας σλπιϒξ ϒεϒονς, πτερ, μεϒαλφωνος (Покаяния труба быв, отче, великогласна) со 2-й песнью; анонимный канон 4-го гласа с акростихом χου τν μνον χρυσορμον παμμκαρ (Приими песнь златословную, всеблаженне), ирмос: Θε καλυφθες βραδϒλωσσος ϒνφ (        ), нач.: ξης μετασχν τς λκτου τν νω (Славе приобщившись бесконечной вышних) (AHG. T. 3. Р. 382-399); канон, составленный гимнографом Германом, 3-го гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ως πρτιμον ν τ Εκκλησ (Яко пречестного в Церкви); канон авторства Андрея Критского 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Απαντες ο πιστο συνελθντες μυστικς (Все верные собравшись таинственно); канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа с акростихом Χρυσον παιν το Χρυσοστμου στμα (Златыя восхвалю Златоуста уста), ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Χριστ, Θες μν, χαριτσας τ πϒχρυσον (Христе, Боже наш, облагодатствовавший всезлатое); канон авторства Константина плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Ιωννη, φρορει με σν Κωνσταντνον (Иоанне, храни меня, твоего Константина), ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Ιερωττη χορεα τν εσεβν (Священнейший лик благочестивых); канон, составленный гимнографом Иосифом, тяжкого (т. е. 7-го) гласа с акростихом Ωιδν φρω σοι βδμην, χρυσον στμα. Ιωσφ (Песнь приношу тебе седьмую, златые уста. Иосиф), ирмос: Νεσει σου πρς ϒεδη (        ), нач.: Ωφθης ρασμνος τν ρετν τας δαις (Явился еси украшенный добродетелей видами); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν ϒδην δησιν, μκαρ, δχου. Το Ιωσφ (Восьмую мольбу, о блаженне, приими. Иосифа), ирмос: Υϒρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τας καθαροτταις σου προσευχας (Чистейшими твоими молитвами) (Ταμεον. Σ. 92-93).

http://pravenc.ru/text/541598.html

Σ. 158. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память Е. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445), последование Е. включает минимальный набор песнопений - стихиры, канон авторства Иосифа, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа и седален, предполагается совершение вседневной службы с пением «Аллилуия» на утрене. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 145) под 9 апр. упоминается Е. с указанием «Аллилуия». Во всех редакциях Иерусалимского устава описание службы на память Е. отличается краткостью - пишется или только память, или память с указанием «Аллилуия». Подробное описание службы 9 апр. появляется в печатных изданиях (начиная с первопечатного: М., 1610), тем не менее последование Е. по-прежнему состоит из стихир, канона и седальна. Изредка в книгах, следующих Иерусалимскому уставу, можно встретить кондак Е., но это является скорее исключением. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τος Εψυχου εψχως δω πνους. Ιωσφ (           в слав. печатных Минеях имя Иосифа отделено от акростиха и напечатано отдельно, как обозначение авторства), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τος θλους εψχως, μκαρ (      ); цикл из 3 стихир-подобнов (в греч. и слав. Минеях набор стихир отличается; в слав. Минее XII в. содержится еще одна стихира на тот же подобен, отсутствующая в совр. слав. Минее - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 56); седален. В рукописях встречается кондак Е., не вошедший в печатные издания, 7-го гласа, «Божественнымъ огнемъ разжегся» (см., напр., в Псалтири следованной нач. XVII в.- РГБ. Троиц. 340. Л. 411 об.). А. А. Лукашевич Иконография Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Е. изображается, как правило, безбородым юношей в хитоне и гиматии красного цвета, с крестом в правой руке, редко - в воинских доспехах.

http://pravenc.ru/text/187277.html

55  Молебные каноны святителю Николаю составлялись и в византийскую эпоху – таковы неизданный канон 2-го плагального гласа, авторства Василия (акростих: Πρσβ πρ μων, θερμ προσττα, πτερ Νικλαε [в тропарях]; Β σιλεου [в богородичнах]), и анонимный канон 4-го плагального гласа, созданный по подобию малого молебного канона Пресвятой Богородицы, издаваемый нами – см. Приложение 3 к настоящей статье. 59  Строфы, объединённые одинаковым поэтическим размером, общим рефреном и, как правило, акростихом. 60  В современной традиции полные кондаки, за некоторыми исключениями, не употребляются за богослужением, но в сокращённом виде – в форме проимия (который, собственно, и принято теперь называть «кондаком») и одного икоса – они до сих пор звучат за богослужением. 62  Первый из них был издан ещё в 1876 г. Ж.-Б. Питрой (Pitra J.-B. Analecta Sacra spicilegio Solesmensi parata. P., 1876. Vol. 1. P. 203–209). См. новое издание обоих кондаков: Maas P. Sancti Romani Melodi cantica: Cantica dubia/Ed. C.A. Trypanis. B., 1970. P. 121 – 134. См. также: Амфилохий, архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII–XIII bb. по рукописи Московской Синодальной библиотеки с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе, и с приложением... М., 1879. С. 80 (1-й паг.), 26–28 (2-й паг.). 67  Кондак состоит из проимия и 12 икосов. Изд.: Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. 355–358. См. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 45 (2-й паг.). 71  Попразднство памяти Мирликийского архиепископа 6 декабря, широко известное в греческих Типиконах южно-итальянских редакций, а также на Руси в эпоху господства Студийского устава. 72  Кондак (вернее, проимий) начинается со слов: Светлым ти житием облистав... (Амфилохий. Кондакарий. С. 245 (1-й паг.)). На перенесение мощей святителя был составлен и собственный русский кондак (вернее проимий; он использовался с икосом от первого из упомянутых выше греческих кондаков): Взиде звезда от Востока до Запада... (Там же. С. 252). 73  Следует оговориться, что речь идёт об акафисте как жанре – знаменитый Акафист Пресвятой Богородице, восходящий к VI–VII bb., был прекрасно известен всем византийцам, но до XIV b. воспринимался как совершенно уникальный гимн, а вовсе не как жанровый образец для иных песнопений, подобных ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Последование И. в совр. рус. богослужебных книгах превосходит по количеству песнопений аналогичное последование в совр. греч. Минее. В совр. греч. Минее помещен отпустительный тропарь И. 3-го гласа Απστολε γιε (    ); в рус. Минее содержится 2 отпустительных тропаря: 1-го гласа       и еще 1-го гласа «Чистоту душевную...» (Минея (МП). Июнь. Т. 10. Ч. 2. С. 85). В греч. Минее содержится кондак И. 1-го гласа Εκ ζης εκλεος (Из знатного корене...); в русской - 2-го гласа       2-го гласа     В совр. богослужебных книгах помещен канон И. авторства Феофана с акростихом Μλπειν Ιοδαν τν θεπτην σπουδσω. Θεοφνους (Пети Иуду Боговидца тщуся. Феофаново) плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Μστα τν ορανων (Таинниче небесных). В рус. Минее также содержатся 4 цикла стихир-подобнов; 4 самогласна; 4 седальна; светилен. В греч. Минее количество стихир И. значительно меньше; светилен отсутствует. В рукописях сохранились песнопения И., не вошедшие в совр. богослужебные книги: 19 июня - кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ως μαθητν λαμπρτατον (Яко ученика светлейшего...), иной кондак 2-го гласа «Истинного благочестия проповедника...» ( Амфилохий. Кондакарий. С. 225, 254); 26 мая - канон, предположительно составленный Иоанном Монахом, с акростихом Χαροις, Ιοδα, πστολε Χριστο (Радуйся, Иудо, апостоле Христов) 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Χαροις, Ιοδα, μαθητ (Радуйся, о Иудо, учениче) (Ταμεον. Σ. 205), 2 цикла стихир-подобнов (Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина минея). 2003. С. 420-421). Е. Е. Макаров Иконография Ап. Фаддей. Мозаика. 2-я четв. VI в. (Византийский музей культурного цен-тра им. архиеп. Макариоса, Никосия) Ап. Фаддей. Мозаика. 2-я четв. VI в. (Византийский музей культурного цен-тра им. архиеп. Макариоса, Никосия) В греч. иконописном подлиннике - «Ерминии» иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в числе описаний 11 апостолов приведено следующее: «Фаддей молод, без бороды» (Ерминия ДФ.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленый Георгием , еп. Никомидийским (имя автора акростихом в богородичнах), с акростихом Εγκωμοις Μμαντα μλπω συν πθ (Похвалами Маманта воспеваю усердно), 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Εαρ μν σμερον πνευματικν τος πιστος (Весна сегодня нам духовная верным); канон, составленный Германом I , патриархом К-польским, без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ νατελαντι ν τ κσμ (Явившемуся в мире); анонимный канон с акростихом Μμαν μρτυρα μνοις δετε μλψωμεν (Маманта мученика песньми давайте воспоем), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Μμαντος νικηφρου μνοις γηθοσνως νυμνσωμεν (Маманта победоносного песньми радостно воспоем) (см.: AHG. T. 1. P. 52-87; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1936. Τ. 35. Σ. 478); 3 цикла стихир-подобнов (см.: Ягич. Служебные минеи. С. 016-017; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ibid.); 2 седальна ( Ягич. Там же. С. 015; AHG. T. 1. P. 81); светильны ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ibid. Σ. 488); дополнительные икосы кондака ( Амфилохий. Кондакарий. С. 160). Е. Е. Макаров Иконография В восточнохрист. традиции изображения М. известны в визант. искусстве К-поля, в Греции и на Балканах, в М. Азии и Каппадокии, в Грузии, на Кипре, в Ливане и Эфиопии. В Зап. Европе почитание святого и соответственно его изображения представлены в первую очередь в искусстве Франции и Италии. Мч. Мамант. Тондо из мон-ря Гелати (Зап. Грузия). XI в. Мч. Мамант. Тондо из мон-ря Гелати (Зап. Грузия). XI в. Существуют неск. основных типов изображения святого. Самый древний - М. верхом на льве, восседающий на звере как на троне - прямолично или как всадник; в руках он держит пастушеский жезл или крест, на коленях или в руках нередко изображают ягненка или козленка. Данная иконография святого может быть связана с генезисом его образа на основе культа богини Ма, к-рую изображали сидящей на льве (The Veneration. 2013. Cat. 3). Подобные образы были чрезвычайно популярны на Кипре, особенно в искусстве XV-XVI вв. Самым ранним и одновременно 1-м достоверным изображением М. данного типа является свинцовая евлогия VI в. (Византийский музей в Афинах, дар музею от директора археологического ин-та Бейрута; The Veneration. 2013. Cat. 14). На лицевой стороне этого небольшого металлического диска М. представлен сидящим на шагающем льве как на троне. Вокруг средника надпись: «Ευλογια του αγιου μεγαλομαρτυρος, αμην» (Благословение святого великомученика Маманта, аминь). Возможно, евлогия была изготовлена в Кесарии Каппадокийской, поскольку там, на месте подвига святого, уже в раннехристианское время существовала базилика, где находились его мощи. В. Н. Залесская, основываясь на данных иконографии М. и на типологии евлогий, датирует евлогию X-XI вв. ( Залесская. 1995. С. 236-242).

http://pravenc.ru/text/2561776.html

И. Н. Попов, К. А. Максимович Гимнография Память И. П. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 234) 18 февр. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. П. не упоминается. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 259), представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава , память И. П. отмечается 2 сент.; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; соединяются последования И. П., вмч. Маманта и Октоиха; последование И. П. содержит минимальный набор песнопений: канон авторства Германа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноитал. редакцию Студийского устава, память И. П. не отмечается. В Георгия Мтацминдели Типиконе кон. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 229) И. П. упоминается 2 сент., однако описана только служба Маманту. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 156-157), 2 сент. совершается служба с «Бог Господь» и тропарем; И. П. назначается общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Καννα πστεως (    ) и цикл стихир-подобнов; на утрене назначаются 2 канона Октоиха и канон Маманту, однако при наличии в Минее 2 канонов (очевидно, речь идет о канонах Маманту и И. П.) поются оба канона Минеи, а канон Октоиха опускается. Эти указания с нек-рыми изменениями повторяются и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.: И. П. назначается тот же отпустительный тропарь, на утрене предписывается петь канон Октоиха и 2 канона святым. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 2 сент. отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); последование И. П. то же, что и в первопечатном греч. Типиконе, добавлено лишь указание на седален И. П. по 3-й песни канона. Последование И. П., помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь святителю 4-го гласа Καννα πστεως (    ); канон авторства Германа (указан уже в Евергетидском Типиконе) без акростиха, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (      ), нач.: Τ νατελαντι ν τ κσμ (      ); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/469584.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010