Валуйки. Собор Николая Чудотворца. Свято-Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. На территории Белгородской области освящена восстановленная жемчужина православной архитектуры – Валуйский Свято-Никольский собор Свято-Николаевский собор был заложен в 1906 г. к 300-летию дома Романовых как главный собор Валуйского Успенского монастыря. В 1935 г. в давно закрытом к тому времени монастыре разместили колонию для несовершеннолетних. А в Свято-Николаевском соборе - «производственные площади» (литейный цех). Реставрационные работы по восстановлению собора начались в октябре 2007 г. 4 сентября 2011 г., в воскресный день, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил торжественное освящение четырехпрестольного возрожденного из руин Свято-Никольского собора города Валуйки. Центральный придел освящен в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца; правый придел освящен в честь мученика Евгения; левый придел освящен в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского, а в нижнем храме находится придел во имя Всех святых в земле Российской просиявших. Успено-Никольский монастырь в городе Валуйки был основан в конце XVI века. Свято-Никольский собор был заложен в 1906 году как главный в Валуйском Успенском монастыре. Строительство храма продолжалось в течение семи лет, его двери распахнулись перед прихожанами 1 сентября 1913 г., к 300-летию дома Романовых. В 1926 г. монастырь был официально закрыт. А позже, в 1935 г., в нём разместили колонию для несовершеннолетних, а также в Свято-Никольском соборе – производственные площади (литейный цех). В 1906 году закладывается Свято-Николаевский собор в память трехсотлетия основания монастыря и царствующей династии Романовых, обретения иконы Николая Чудотворца. Открытие Собора состоялось в 1913 году, он был освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном в присутствии губернатора С. И. Голикова.  Величественный Собор был построен в псевдо-византийском стиле из кирпича монастырского завода. В изданной в то время брошюре описаны подробности возведения этой грандиозной постройки. «Храм пятиглавый, снаружи украшен гипсовыми украшениями Спасителя, Богоматери, Ангелов: внизу между окнами размещены 12 изображений Св. Апостолов. Снаружи храм покрыт клеевою коричневою краской, а кровля железная… Вызлащены также кресты и главы под ними. Вместимость 3000 (три) тысячи человек, иконостас фаянсовый, московского фабриканта Кузнецова… Иконы хорошей Московской художественной живописи.

http://sobory.ru/article/?object=15810

Москва. Покровский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1635. Ссылки:     Адрес: Россия, город Москва, Таганская улица, дом 58. Координаты: 55.738518, 37.671405 Проезд:метро " Марксистская " , далее проезд на автобусах м7, 51, 74, т63, с755, 766 до остановки " Б. Андроньевская ул. - Покровский монастырь " , или от станции метро " Пролетарская " трамваями А, 38, 43 до остановки " Абельмановская застава " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь «Покрова на убогих домах» был основан в 1635 г. русским царем Михаилом Феодоровичем на месте с давних пор находившегося здесь кладбища для погребения бездомных, бродяг, утонувших, казненных и т. п. Здесь был и убогий дом, почему и монастырь назывался сначала Убожедомским. В 1806 г. была заложена, а в 1814 г. освящена на средства благотворителей двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный в честь святых Апостолов Петра и Павла и северный придел в честь Святителя Николая. В нижнем ярусе были установлены три престола: главный - во имя Святителя Ионы, Митрополита Московского, преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Храм Воскресения Словущего с приделами: центральный - Воскресения Словущего, правый - святой праведной Матроны Московской, левый - Тихвинской иконы Божией Матери, был построен в 1798 г., перестроен в 1854-1855 гг. архитектором М.Д. Быковским. Здание этого храма стройное и величественное, выполнено в романском стиле. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Трехъярусная колокольня монастыря была построена в 1799 г., разрушена в 1926 г. Покровский миссионерский монастырь, заштатный, в Москве, у Покровской заставы, на Семеновской улице. Основан в 1655 году при царе Алексее Михайловиче. Соборный храм монастыря до 1812 года, когда монастырь подвергся разорению от французов, был во имя Всех Святых; в 1815 году был возобновлен и освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова. При монастыре школа с приютом и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=03548

В.Березин, В.Добронравов Второй благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Антилохова, Великова, что на Тальше, Веретева (пог.), Вознесенья, что в Медвежьем углу, Горок, Дмитриевского (пог.), что в Пропастищах, Меховиц, Петровского, Польки, Плеща, Ряхова, Старо-Никольского (пог.), Седикова, Троицкого (пог.), Тынцов, Усолья, Филяндина, Яковлева и Эдемского. Антилохово Село Антилохово, при пруде и колодцах, находится от уездного города в 17 верстах. Описываемое село весьма древнего происхождения; в первый раз оно упоминается в письменных документах XVI столетия, но основание его относится, несомненно, к более раннему времени. Из документов, помещенных в описи Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год, видно, что село Антилохово в первой половине XVI столетия принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю; но потом (неизвестно – когда) «из монастыря было взято и отдано в раздачу», так что во второй половине XVI столетия в упомянутых документах владельцами села значатся: князь Филипп Шеховской с братьями и князь Сила Григорьевич Гундоров, а по смерти последнего – княгиня Ульяна Гундорова. В 1587 году Царь Федор Иванович снова возвратил монастырю его старую вотчину и в описи монастыря 1660 г. царская жалованная грамота под 211 записана так: «Грамота Государя Царя и Великаго Князя Феодора Ивановича всея Русии 95 (1587) году за приписью дьяка Елизарья Вылузгова Володимерскаго уезду Стародубо-Ряполовскаго на монастырское на старое село Антилохово, что было из монастыря взято и отдано в раздачу» 42 – В описи монастыря 1696 года записано: «С села Антилохова взято со крестьян с 8 вытей с полуторы осьмухи 8 рублей, 6 алтын, полторы деньги; платил Еремка Микитин» 43 . Во владении означенного монастыря Антилохово, вероятно, оставалось до 1764 г., когда монастырские населенные имения были отобраны в казну. В селе в настоящее время существуют две каменные церкви: холодная и теплая; при них колокольня и ограда каменные же. Холодная церковь построена в 1828 году усердием прихожан. Престол в ней один – в честь Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Пластуновская. Подворье Краснодарского Всецарицынского женского монастыря. Карта и ближайшие объекты Монастырская стена Подворья Всецарицынского монастыря в честь иконы Божией Матери Всецарица находится на территории Динского района Краснодарского края на окраине станицы Пластуновской. Оно расположено на берегу реки Ставок и удалено от города Краснодара на 40 километров. Комплекс монастырского Подворья состоит из храма во имя Саввы Освященного, строящегося Благовещенского храма, деревянной звонницы, домика игуменьи, целебного источника, освященного во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Вся территория Подворья обнесена высокой каменной стеной. Длина монастырской стены Подворья Всецарицынского монастыря составляет приблизительно 300 метров, толщина около 1 метра, высота составляет 3 метра 20 сантиметров. Монастырская стена Подворья Всецарицынского монастыря представляет собой белоснежную стену со Святыми воротами и четырьмя угловыми башнями, которые покрыты остроконечными металлическими крышами. На остриях крыш установлены Ангелы, которые вращаются от ветра на золотистых шарах, как флюгера. Имеется трое металлических кованых ворот. Стена Подворья Всецарицынского монастыря построена по проекту архитектора из города Переславль Залесского Вячеслава Николаевича Ижикова. Строительство длилось один год и три месяца, закончено в декабре 2010 года. Всецарицынский монастырь имеет подворье с 25 га пахотной земли в Динском районе, севернее станицы Пластуновская на берегу реки Ставок, на месте упразднённого колхоза, от которого достался огромный фруктовый сад. В августе 2007 года на подворье был освящён храм во имя святого преподобного Саввы Освящённого, по проектам Вячеслава Ижикова возводятся начатые строительством в конце апреля 2012 года каменные храм во имя Пресвятой Богородицы, в память чудесного Ей Благовещения, часовня во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и часовня-колокольня во имя святого великомученика Георгия Победоносца, высота которой должна составить 42 метра.

http://sobory.ru/article/?object=43030

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1526. перестроена в 1829 г. в связи со строительством колокольни. Год утраты:1939 (затоплен водохранилищем) Адрес: Ярославская область, Угличский район (акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки) Изменить описание объекта Кроме Покровского собора также был построен каменный храм с трапезной в честь Богоявления Господня, и в 1526 году над монастырскими вратами построен храм святителя Николая Чудотворца. Оба этих храма считались уникальными памятниками допетровского зодчества.  В 1828-31 годах над надвратной Никольской церковью была построена 30-метровая колокольня. Надвратный храм во имя Николая Чудотворца был выстроен в 1526 году. Во второй половине XVII века по обеим его сторонам появились башни. Считается, что на благоустройство обители повлиял митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич, сподвижник патриарха Никона и неутомимый строитель, на счету которого — возведения Ростовского кремля, реконструкция Ростовского Борисоглебского монастыря, Успенского собора и Толгского монастыря в Ярославле, Воскресенского монастыря в Угличе, Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге и т. д. Так, надвратный храм во имя Николая Чудотворца в Покровском Паисьевом монастыре был очень похож на надвратную Никольскую же церковь в ростовском Авраамиевом монастыре, те же башни прочитывались в оформлении Святых ворот в Ростовском кремле. Может быть, что над их созданием работали одни и те же мастера. В 1828–1831 годах надвратная церковь была упразднена, над ее объемом возвысилась колокольня в духе классицизма. Трагической участью Покровского Паисьева монастыря стали не только утрата, но и забвение. Замечательный ансамбль, включавший архитектурные памятники XV-XIX веков, разрушенный и затопленный при строительстве Угличского гидроузла в конце 1930-х годов, остался малоизученным. В последующее время он лишь в редких случаях привлекал внимание исследователей. Конечно, в последние годы создано немало научных работ, но в истории Покровского монастыря остаются «белые пятна», тиражируются и бесконечно повторяются нарочито ошибочные сведения.

http://sobory.ru/article/?object=59060

Г.А. Скворцов Глава I. Патриарх Адриан до патриаршества Биографические сведения о последнем русском патриархе крайне скудны. П. Адриан, в мире Андрей 1 , родился в Москве 2 окт. в 1637 или 1639 году 2 . О жизни Андрея до пострижения в монашество не имеется никаких известий. В истории он является уже архимандритом Чудова монастыря (с 1678–1686 г.) 3 и доверенным лицом п. Иоакима. Как архимандрит Чудова монастыря Адриан заявил себя строительной деятельностью. Он «много споспешествовал устроению» монастыря. Соорудил соборную церковь в честь святителя Алексия с пределом благовещения Пресвятой Богородицы и при ней особую церковь в честь ангела своего, апостола Андрея. Весь монастырь с палатами, прилегающими к церквам, трапезами и под ними монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на царские средства. Самая перестройка началась в августе 1680 г. и закончилась в 1686 г. 4 Как доверенное лицо п. Иоакима архимандрит Адриан в Актах Истории встречается под 1682 годом, когда он от лица Иоакима ходатайствовал пред государями и царевной Софьей в Троицко–Сергиевском монастыре за взбунтовавшихся в Москве стрельцов и о скорейшем возвращении правительства в столицу 5 . Ходатайство Адриана, как известно, имело полный успех. Еще одна черта характерна для архим. Адриана в этот период его жизни: он проявил себя, как строгий поборник иноческого целомудрия. В монастырском храме он отвел особые места для мужчин и женщин, даже входы в храм устроил отдельные для мужского и женского пола, а дабы иноки Чудова монастыря прилежали безмолвию, учредил три дня на каждой неделе, в понедельник, среду и пятницу, запирать ворота в нем; завёл он и общую трапезу в особо устроенной им палате 6 . Положение Чудовского архимандрита в иерархии того времени было настолько видное, а личные качества Адриана, несомненно, настолько выдающиеся, что в 1686 г. 21–26 марта архим. Адриан был п. Иоакимом поставлен в митрополита на епархию Казанскую и Свияжскую 7 . О деятельности м. Адриана в Казанской епархии не сохранилось сведений. Известно только, что он обогатил своими вкладами благовещенский собор и написал книгу «О древнем предании свв. Апостол и свв. Отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста на лице своем руки своея персты, и кия слагати, и како на себе оный изображати» 8 . Обстоятельства избрания м. Казанского Адриана на патриаршую кафедру

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОРИЦЫН [Нарицын] Петр, рус. духовный композитор 1-й пол.- сер. XVIII в. Автор партесных обработок песнопений литургии знаменного, греческого и др. распевов для 4-голосного хора (дискант, альт, тенор, бас). Биографические сведения о Н. не найдены. Н. Ф. Финдейзен назвал Н. духовным композитором кон. XVII в. ( Финдейзен. 1928. С. 331). Н. В. Гурьева предположила, что Н. и государев певчий дьяк Петр Покровец - одно и то же лицо, хотя нет никаких данных о том, что Н. жил в это время, был государевым певчим в 1654-1693 гг., а также о том, что Петр Покровец был автором к.-л. песнопений ( Гурьева. 2000. С. 11). Обработки Н. имели достаточно широкое распространение в России, они сохранились в рукописных сборниках (преимущественно в Обиходах ), происходящих из московских церквей Петра и Павла у Яузских ворот (ГИМ. Син. певч. 1099, подписан синодальным певчим Феодором Петровым), Симеона Столпника за Яузой (ГИМ. Епарх. певч. 4), из угличского во имя святителя Алексия, митрополита Московского, мужского монастыря (ГЦММК. Ф. 283. 496, партия дисканта), Архангельска (РНБ. Ф. 1260. Q. 75), тихвинского Большого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3983 (у Финдейзена ошибочно указан 3933)), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря (РНБ. Солов. 1194/1338, 1194/1320, 1194/1351, 1194/1353), Успенского собора г. Кинешмы (ГИМ. Син. певч. 1286), Спасской ц. с. Ошеть Нолинского у. Вятской губ. (РНБ. Ф. 1260. Q. 17, партия дисканта), соликамского во имя Святой Троицы мужского монастыря (ГИМ. Син. певч. 789, партия альта; 791, партия тенора), Пыскорского Спасо-Преображенского мон-ря (Соликамский у. Пермской губ.) (ГЦММК. Ф. 283. 508, партия баса), Киево-Печерской лавры (НБУВ ИР. 42 п/XVIII-21, партии дисканта, тенора и баса). Н. мог быть певчим или уставщиком одного из этих певч. центров. Большинство певческих рукописей с произведениями Н. было создано в 30-50-х гг. XVIII в. Обиход из угличского Алексиевского монастыря создан в 1734 г. (Л. 1 об.), а наиболее поздний список произведений Н. из коллекции Николая и Петра Ивашёвых (ГИМ. Епарх. певч. 9) датируется 1786 г. ( Плотникова. 2017. С. 435-450).

http://pravenc.ru/text/2577963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ (Пьянков Павел Егорович; 6.01.1813, г. Оханск Пермской губ.- 8.01.1882, Петрозаводск Олонецкой губ.), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Сын священника (впосл. протоиерея) г. Оханска Пермской епархии, одного из миссионеров Пермской миссии. В 1834 г. окончил Пермскую ДС, в 1834-1836 гг. был инспектором и учителем Пермского ДУ. В 1836 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1840 г. по 1-му разряду. Магистр богословия (утвержден 8 авг. 1841). В 1840-1844 гг. преподавал в Пермской ДС, с 24 нояб. 1842 по 9 февр. 1844 г. исполнял должность ректора. 19 марта 1844 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Входоиерусалимской ц. (ок. 1764-1776) Нижнетагильского завода. Овдовел. С 29 сент. 1845 г. профессор Свящ. Писания, риторики и латинского языка Вятской ДС; 16 нояб. 1846 г. пострижен в монашество в Трифоновом вятском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . С 16 апр. 1849 г. инспектор и профессор церковно-библейской истории Саратовской ДС, с 14 нояб. 1852 г. инспектор Казанской ДС. С 11 мая 1854 г. ректор Пермской ДС (20 мая возведен в сан архимандрита) и настоятель верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , с 10 июня 1860 г. ректор Подольской ДС и настоятель каменец-подольского во имя Святой Троицы мужского монастыря . С 15 июля 1864 г. ректор Орловской ДС и настоятель мценского во имя святых апостолов Петра и Павла монастыря . С 17 сент. 1868 по 30 окт. 1869 г. находился на чреде священнослужений и проповедей в С.-Петербурге. 31 окт. 1869 г. П. назначен епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии; 16 нояб. хиротонисан в Троицком соборе Александро-Невской лавры. С 24 июня 1872 г. еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии. Был председателем Вятского комитета Православного миссионерского об-ва; жертвовал в пользу Вятской миссии. С 28 февр. 1877 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, настоятель Александрова Свирского в честь Святой Троицы монастыря .

http://pravenc.ru/text/2578739.html

Новогрудок. Кафедральный собор Николая Чудотворца. Собор. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1780. Адрес: Республика Беларусь, Гродненская обл., Новогрудский р-н, г. Новогрудок, ул. Гродненская, д. 4 Координаты: 53.598665, 25.823552 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Новогрудок, кафедральный собор имени Николая Чудотворца Построен в 1870 в году в стиле позднего барокко как костел при монастыре францисканцев. В 1842 году переосвящён в православную церковь. Капитально перестроен на средства прихожан в 1852 году, после чего получил черты русско-византийского зодчества. Имеет 2 престола: имени Святителя Николая Чудотворца и святой великомученицы царицы Александры. Храм представляет собой 3-нефовую базилику с 5-гранной апсидой. Главный фасад поделен на 3 яруса широкими карнизными поясами. В центре первого яруса главный вход, фланкированный спареными пилястрами, по бокам которых размещены неглубокие ниши. В центре второго яруса, над главным входом, находится большое полуциркульное окно, также фланкированное спареными пилястрами. Третий ярус - невысокая башня-звонница с арочными проемами, завершенная небольшим куполом на 8-гранном барабане. Стены боковых фасадов прорезаны высокими оконными проемами, размещенными на 2 уровнях. В толще стен главного фасада находятся 2 витые лестницы, ведущие на звонницу. Главный неф перекрыт цилиндрическими сводами с распалубками, а боковые нефы - крестовыми. Литература: А.А. " " " храмы " Кафедральный собор святителя Николая Чудотворца в г. Новогрудке. Построен в 1780 году из кирпича в виде корабля. В конце XVIII - начале XIX столетий храм принадлежал римо-католическому францисканскому монастырю. После упразднения монастыря в 1846 году храм был передан Православной Церкви и преобразован в соборную церковь. После пожара 1852 года храм сильно пострадал и был капитально перестроен на средства прихожан. Иконостас храма был выполнен во второй половине XIX века в московской художественной мастерской. В 1902 году приход Свято-Никольской церкви составлял свыше 5600 человек. После возрождения Новогрудской епархии в 1992 году храм становится кафедральным собором. Храм двухпрестольный. Главный престол освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Боковой – в честь святой мученицы царицы Александры. В криптовой части здания устроена церковь в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

http://sobory.ru/article/?object=09619

Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Карта и ближайшие объекты Бело-Бережская обитель основана в 1714 году как Бело-Бережский Предтеченский Скит в урочище Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии, в живописном предместье города Брянска, монахом Серапионом, в схиме Симеоном (+1741). 9 февраля 1721 года последовал Указ императора Петра I об устроении вместо Скита Пустыни, назначении ее строителем монаха Серапиона и построении в ней деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1755 году вместо деревянного был воздвигнут каменный двухэтажный четырех-Престольный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: Владимирской иконы Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца и Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1777 году Пустынь была упразднена и приписана к Брянскому Петро-Павловскому монастырю. В 1800 году начальником Пустыни был назначен ученик Афонских и Молдавских старцев старец Василий (Кишкин, +1831), который стал возобновителем обители. В 1804 году Пустынь была вновь включена в штатные монастыри на своем содержании, настоятель ее носил титул строителя. С 1804 по 1808 год строителем обители был Преподобный Лев Оптинский. В 1847-1856 годах была возведена каменная пятиярусная колокольня с часами, а в 1878 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери " Троеручица " . При Пустыни был устроен Скит с деревянным храмом. К 1916 году в монастыре было 9 храмов и 32 корпуса: настоятельский, братские, трапезные, больничный, гостинный, странноприимный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. В середине XIX века в обители подвизалось около 200, а к 1916 году — около 400 человек братии. Главной Святыней монастыря была икона Божией Матери " Троеручица " . Этот образ был принесен в Пустынь строителем старцем Серапионом 12 июля 1824 года. От него источались многие чудотворения. В праздничные дни Пустынь посещало до пяти тысяч Богомольцев. Обитель славилась безвозмездным гостеприимством, в голодные годы безплатное питание предоставлялось 300-400 неимущим. Монастырь имел большую библиотеку и архив. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Братия объединилась в трудовую коммуну и продолжала совершать Богослужения. С 1920 года в стенах монастыря разместилась детская трудовая колония, и из обители выселили всю братию. С 26 июля 1924 года в обители прекратилось Богослужение. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы " Троеручица " построено здание детского санатория. От монастырской ограды осталась одна башня и небольшой участок стены, разрушена также большая часть монастырских корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=07563

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010