Он отметил, что, когда Патриарх Алексий II взошел на патриарший престол, церковную жизнь в СССР «можно было сравнить с пустыней», поскольку в то время Русской Церкви было запрещено заниматься образовательной, воспитательной и миссионерской деятельностью. «Всё то, что Патриарх Алексий II начал - это была такая чистая энергия возрождения: делалось всё, что мы упустили, что не было возможности делать при советской власти... огромное количество людей предлагали свои усилия, чтобы участвовать в этом возрождении. Патриарх всё поддерживал, даже то, на что, казалось, нет никаких ресурсов. Что-то удавалось сделать чудом Божиим: например, открытие Свято-Тихоновского института или создание Православной энциклопедии, которая до сих пор еще выходит - за 25 лет выпущено 70 томов», - пояснил священник. По его словам, одной из главных целей Патриарх Алексий II видел восстановление в стране духовных центров, которые существовали ранее: Оптина пустынь, кафедральный Храм Христа Спасителя в Москве, Валаамский монастырь, Дивеевская обитель и так далее. «Его Святейшество понимал, что восстановление этих центров станет основой возрождения Церкви. Да и сам он, его личность, был " мостиком " между старой (дореволюционной) и новой (после крушения СССР) Россией», - пояснил протоиерей Владимир Вигилянский. Будущий патриарх родился в 1929 году в Эстонии, на тот момент за границей, воспитывался в эмигрантской среде. «По линии отца это были обрусевшие немцы, которые служили Царю и Отечеству, монархисты. Будущий Патриарх пережил войну в оккупированной немцами Эстонии, фактически он стал жить в СССР лишь в 1945 году, в 16 лет. Тогда Алексей Ридигер приехал в Ленинград поступать в духовную семинарию. Он был не похож на тех людей, которые его тогда окружали», - рассказал отец Владимир Вигилянский. Он также обратил внимание на то, что нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – «сподвижник, последователь и младший современник Патриарха Алексия II». «Люди они совершенно разные, но противопоставлять их не стоит, они из одной команды, одного круга, единомышленники. Они вместе занимались возрождением Церкви в период новейшей истории страны. Например, Патриарх Кирилл восстанавливал богословскую школу - Петербургскую духовную академию, можно сказать, что он совершил там просто революцию. Еще в советское время он был направлен на Смоленскую кафедру - самую бедную в России епархию - и ее восстановил. При этом он занимал пост главы Отдела внешних церковных связей. То есть патриарх Кирилл тоже ощутил на себе эту историческую динамику, энергию возрождения Церкви в тот период», - заключил собеседник агентства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/et...

«Нам нужны в стране спокойствие, мир и диалог. На такой основе нужно строить будущее нашего государства», — подчеркивает лидер партии. В связи с изменением маршрута Патриарх прибыл в ставропигиальный Свято-Троицкий Воскресенский Корецкий женский монастырь, где совершил литию у места захоронения почивших настоятельниц монастыря. Однако Патриарх Московский и всея Руси Кирилл все же посетил западноукраинский город Ровно и захваченный раскольниками кафедральный Свято-Воскресенский собор. Верующие встретили Предстоятеля в Ровно оглушительными возгласами «Наш ПатриархКирилл!». Святейший Патриарх начал свое обращение к народу словами «Христос воскресе!», в ответ раздался возглас многотысячной толпы: «Воистину воскресе!» «Все изменения, которые произошли в программе визита Святейшего Патриарха накануне в связи с посадкой самолета в Киеве, мы сегодня пытаемся исправить. Патриарх посещает Ровно, затем Городок. Программа входит в то русло, которое было запланировано заранее», — сообщил пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Георгий Коваленко. «Святейший Патриарх очень хотел оказаться в Ровно. Ровно, как и все города на маршруте — это очень важные города, важные места для посещения для общения Святейшего с паствой, для преподания первосвятительского благословения, для того, чтобы услышать людей», — рассказал корреспонденту сайта «Правмир» Владимир Легойда, председатель синодального информационного отдела Русской Православной Церкви. «И поэтому, когда сегодня появилась такая возможность, Святейший Патриарх принял такое решение и поехал в Ровно», — добавил В.Легойда. По его словам, «Святейший Патриарх не боится никаких возможных последствий, потому что речь идет об общении с паствой». «Он приехал со словом любви и мира, и для него было очень важно преподать это слово всем верующим людям Украины. И сегодня его благословение было направлено и к тем тысячам и тысячам людей, которые радостно встречали Патриарха, и к тем людям, которые, может быть, не были рады приезду Святейшего и каким-то образом выражали свое недовольство. И к ним он обращал свое слово любви и благословение», — рассказал председатель синодального информационного отдела.

http://pravmir.ru/rovno/

В память о посещении обители Святейший Патриарх Кирилл подарил монастырю икону преподобных Зосимы и Савватия, воздвигающих Соловецкий крест, а также репродукцию картины с изображением пятнадцати Патриархов Московских и всея Руси, оригинал которой находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Также Святейший Патриарх Кирилл приветствовал участников XIV межрегионального фестиваля «Православие и СМИ», организаторами которого выступили Департамент информационной политики Тюменской области, Комитет по делам национальностей Тюменской области, администрация г. Тобольска, Союз журналистов Тюменской области, Тюменское региональное отделение общественной организации работников СМИ «МедиаСоюз» и Тобольская митрополия . « " Православие и СМИ " — это очень важная тема. Сегодня мы, живя в информационном обществе, должны помнить о важной роли средств массовой информации в освещении любых событий, — отметил Святейший Патриарх. — Потому не должно быть никакого отторжения ни перед телевизионными камерами, ни перед журналистами. Очень важно насыщать информационное поле той положительной информацией о жизни Церкви, о духовной жизни нашего народа, о мировоззренческих поисках у нашей интеллигенции, которые сегодня не менее драматичны, чем это было в XIX или в начале ХХ века. Наш народ идет к Богу, но идет очень непростыми путем. И сегодня мы все являемся свидетелями особого этапа в жизни нашего народа, в жизни этого движения навстречу к Богу. И дай Бог, чтобы наши современные СМИ, особенно имеющие отношение к Православию, умели профессионально, умно, сердечно открывать людям то, что сегодня происходит в глубине духовной жизни нашего народа». Затем Патриарх осмотрел архитектурный ансамбль монастыря, включающий храм преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая Чудотворца и храм Новомучеников и исповедников Российских. У мозаичного изображения преподобного Нестора Летописца — небесного покровителя фестиваля «Православие и СМИ» — председатель Союза журналистов Тюменской области В.С. Кузнецов и директор Департамента информационной политики Тюменской области А.П. Новопашин преподнесли Его Святейшеству набор медалей, символизирующих соработничество журналистского сообщества Тюменской области с Русской Православной Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/3678225.ht...

http://www.patriarchia.ru/db/text/1176331.html Деревянный соборный храм в честь Святой Троицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского построен в 1530-е гг. рядом с первыми постройками обители. Каменный собор в честь Святой Троицы с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1585-1591 гг., по преданию, на средства инока Николая, из дворянского рода Арсеньевых. Собор был расписан фресками в византийских традициях на сюжеты из евангельских притч московскими государевыми иконописцами. В соборе хранился древний почитаемый образ Казанской иконы Божией Матери. Храм взорван в 1943 г. В 1991-2000 гг. проведены раскопки руин храма. В 2009 г. закончено восстановление Троицкого собора. По материалам сайта http://www.patriarchia.ru/db/text/1175496.html 6 июня 2010 г. во время Первосвятительского визита в Смоленскую епархию Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого собора Болдинского монастыря и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. В своем обращении к собравшимся Патриарх Кирилл рассказал о том, как он более 20 лет назад впервые посетил Болдинский монастырь, когда нес архипастырские труды на Смоленской кафедре: «Однажды я приехал в это место, где, мне сказали, раньше был монастырь. Что же я увидел? – развалины. Не просто остовы полуразрушенных храмов, а кучи битого кирпича. Мы знаем, что враг, отступая из этих мест, взорвал Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь, не пощадил этого собора, построенного, по мнению ученых, Феодором Конем, знаменитым средневековым русским архитектором, который воздвиг крепостную стену вокруг Смоленска. Все было разрушено. Я действительно не могу вспомнить другого монастыря Русской Церкви, который бы полностью лежал в руинах. Через несколько лет после этого посещения я принял решение возобновить здесь монашескую жизнь. И отец Антоний был назначен на эти руины, где негде было жить, он начал собирать братию и восстанавливать обитель. И сегодняшним освящением Свято-Троицкого собора мы как бы ставим точку после первого, может быть самого важного этапа жизни монастыря от всей программы его восстановления».

http://sobory.ru/article/?object=11062

Святейший Владыка выразил признательность председателю правления Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря В.А. Зубкову, губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву и наместнику обители игумену Феофилакту (Безукладникову) за труды по возрождению святыни. Затем Святейший Патриарха Кирилл рассказал об актуальных задачах дальнейшего восстановления и развития Нового Иерусалима. Стенограмма выступлений председателя Правительства РФ Д.А. Медведева и Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году, интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность. 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 6 марта 2009 года Президентом РФ Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.

http://patriarchia.ru/db/text/3832109.ht...

В беседе также была затронута тема соотечественников. Как известно, после трагических событий, связанных с Октябрьской революцией, многие русские люди покинули Россию, и часть из них осталась жить на территории нынешней Македонии. По разным подсчетам, число русских людей в этой стране достигает ныне 48 тысяч человек. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с благодарностью отметил доброе отношение со стороны государственного руководства и народа Македонии к проживающим на территории страны русскоязычным соотечественникам. В числе обсуждавшихся тем был вопрос положения Православия в Македонии. Его Святейшество высказал мнение, что восстановление канонического статуса Македонской Православной Церкви будет фактором, который в большей мере, чем любой другой, будет обеспечивать сохранение македонской национальной, культурной, религиозной идентичности. А значит, урегулирование этой проблемы является делом особой важности, которое нужно осуществлять путем братского диалога с Сербской Православной Церковью. Святейший Патриарх также говорил о том, какую большую роль в решении сложных вопросов, связанных с межрелигиозными проблемами в стране, может играть Македонская Православная Церковь. И для этого также важно урегулирование ее канонического положения. Говоря об имеющихся контактах по линии культуры, образования, Святейший Владыка отметил: «Если какая-то скорбь посещает вашу Церковь, мы стараемся откликаться, помогать. Когда произошел пожар в монастыре Трескавец, его настоятель обратился к нам с просьбой помочь восстановить богослужебный книжный фонд, и я дал указание, чтобы была бесплатно сделана подборка этих книг и направлена в монастырь. В прошлом году было подписано соглашение между Московской духовной академией и университетом святого Климента Охридского о взаимном признании дипломов. Сейчас несколько ваших студентов обучаются в Москве и Санкт-Петербурге». Особо остановился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на очень тревожных изменениях в жизни современных европейских государств, отказывающихся от традиционного понимания семьи как союза мужчины и женщины, вопросов личной и семейной нравственности.

http://patriarchia.ru/db/text/3562435.ht...

В дар Троицкому собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Знамение» с памятной надписью. Посещая Вознесенский собор , Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам священномученика Фаддея Тверского , пребывающим в приделе его имени. Наместник Архиерейского подворья Вознесенского собора г. Твери архимандрит Адриан (Ульянов) передал Его Святейшеству икону с частицей мощей священномученика Фаддея. «Совершенно особое значение в истории нашей Церкви имеет личность священномученика Фаддея, — сказал в своем слове Святейший Владыка. — Он был смиренным, очень образованным человеком, который всегда говорил тихим голосом, никогда не боролся со своими врагами, и уже Патриарх Тихон называл его святым человеком. Но когда началось время тяжких гонений, то своей бескомпромиссной позицией перед лицом палачей священномученик свидетельствовал о христианской вере. Он говорил то, что должен был говорить по совести, как епископ Церкви Божией. У него была возможность уйти в сторону, найти какой-то иной путь в жизни, выйти из-под удара гонителей, но он ничего этого не сделал и был зверски замучен. Но и сегодня его святые мощи, история его жизни, его лик на иконах свидетельствуют о силе христианских убеждений. Мы не знаем имена палачей, мы не знаем тех, кто подписывал смертный приговор, мы не знаем тех, кто считал, что судьба святителя в их руках, мы не знаем тех, кто, может быть, ждал его отречения от веры и от Церкви, но мы знаем имя священномученика Фаддея. Если вдуматься, то это есть не что иное, как явление силы Божией, которая совершается в человеческой истории, в реальной человеческой жизни. Этот пример должен научить нас силе веры, которая порождает силу духа, силу убеждений, поражающих и разрушающих любые средостения. Верю, что священномученик Фаддей, мощами пребывающий в этом святом храме, молится о Тверской земле и о всей Русской Православной Церкви и является ходатаем и молитвенником за всех нас». Обращаясь к собравшимся, Святейший Владыка пожелать им хранить веру, которая «является драгоценнейшим даром и одновременно великой силой, способной преобразовывать нашу жизнь».

http://patriarchia.ru/db/text/1192397.ht...

Пять рождественских посланий Патриархов 20 века. [Революция и война, послабления в государственном гнете и воинствующий атеизм, распад Советского Союза и восстановление церковной жизни — все это отражалось в Патриарших рождественских посланиях — ежегодных обращениях Святейших Патриархов Московских и всея Руси ко всем Православным  верующим. «Фома» отобрал пять лет и пять посланий Патриархов ХХ века]. Подготовили Наталья Харпалева и Марина Борисова// Фома. - — январь 2020. - С.26-33. - (раздел « Вера »). - Каждую из пяти хронологических частей публикации составили          рубрики: Что происходит в стране; Кто на Патриаршем престоле; О чем говорит в рождественском послании . Представлены исторические даты: 1919 год.   Ил.: Воспитанники детских садов на [антирелигиозном] митинге. 1920-е гг.; Святейший Патриарх Тихон среди прихожан во время посещения одной из церквей. Ярославль, 1918. Документальные фото. - С.28; 1942 год. Ил.: Раненые бойцы в госпитале Александро-Невской лавры. 1942; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.29; 1946 год . Ил.: Строительство здания Московского государственного университета (МГУ) на Ленинских (ныне Воробьевых) горах. 1950-е гг.; Святейший Патриарх          Московский и всея Руси Алексий I. Фото из архива Издательства Московской Патриархии. - С.30; 1972 год. Ил.: Строительство БАМ. 1970-е гг.; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 1972. - С.31; 1991 год. Ил.: Крестный ход с мощами преподобного Серафима Саровского  по пути          в Дивеевский монастырь. Подмосковье, 23 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/Фотохроника ТАСС; Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 2007; Патриарх Алексий II встречает мощи преподобного Серафима Саровского у стен Дивеевского монастыря. 30 июля 1991 г. Фото Александра Сенцова/Фотохроника          ТАСС. - С.32-33. Патриарх Кирилл. Господь никого не отвергает. Из «Рождественского послания архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви, 2020 год. Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - — январь 2020. - С.34-35. - (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1201-y...

21 июля 2016 года, в праздник чествования Казанского образа Царицы Небесной, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка, архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, епископа Чистопольского и Нижнекамского Пармена возглавил в Благовещенском соборе Казанского кремля Божественную литургию, после которого состоялся крестный ход к Казанскому Богородицкому монастырю. За богослужением присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич и президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. В рамках визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым, а затем с председателем Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтием Камилем Самигуллиным. В Казанском кремле состоялся прием от имени президента Республики Татарстан по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви. После него Святейший Владыка в сопровождении митрополита Казанского и Татарстанского Феофана и президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова посетил Раифский Богородицкий мужской монастырь и детский приют при обители. Вечером того же дня Его Святейшество отбыл в Первопрестольный град. 28 июля 2016 года, в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира и церковно-государственный праздник — День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Орловскую митрополию.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

И.М. Руденя преподнес Его Святейшеству икону преподобного Нила Столобенского с частицей честных мощей. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил губернатора Тверской области И.М. Руденю за труды, в том числе по возрождению православных святынь, и вручил икону Покрова Пресвятой Богородицы. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви Святейший Патриарх Кирилл вручил наместнику Нило-Столобенского монастыря архимандриту Аркадию (Губанову) Патриаршую грамоту. Во внимание к помощи Тверской епархии генеральный директор холдинга «Дмитрова гора» С.А. Новиков был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к трудам по восстановлению храмов Тверской епархии председатель храма Рождества Христова г. Твери В.А. Суслов был награжден медалью ордена Славы и чести I степени. Во внимание к помощи Нило-Столобенской пустыни и в связи с 70-летием со дня рождения сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева г. Москвы Т.В. Баргесян была удостоена медали преподобного Андрея Иконописца. Во внимание к помощи Тверской епархии заслуженный художник России Л.Г. Юга была удостоена Патриаршей грамоты. Днем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел экспозицию монастырского музея, посвященного истории обители. Монастырь Нило-Столобенская пустынь был основан в 1594 году указом Святейшего Патриарха Иова. Первым настоятелем был назначен преподобный Герман, насельник близлежащего Николо-Рожковского монастыря. Вторым настоятелем был святитель Нектарий (Теляшин), ученик преподобного Германа. При нем обитель стала быстро возвышаться и процветать, в том числе благодаря покровительству и вкладам российских царей. Среди них: Михаил Федорович, Алексей Михайлович (крестник святителя Нектария), Екатерина II, Александр I. Также в синодике жертвователей обители записаны многие князья, бояре, купцы и другие представители знати. С начала XIX века Нило-Столобенская пустынь входит в число крупнейших монастырей России. В день обретения мощей преподобного Нила в обитель стекалось до 45 тысяч паломников.

http://patriarchia.ru/db/text/4929297.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010