Покоряюсь, Господи, Твоему всеблагому и благопромыслительному о мне изволению! Вознося к Тебе благодарение устен, от сердца исповедую желание — соответствовать святости служения, волею Помазанника Твоего и Иерархов Твоих указанного моему убожеству, — желаю соответствовать верностию служения, ревностию о славе имени Твоего, всеусердным попечением о благе призванных к царствию Твоему. В Тебе источник силы: уповаю, что и в немощи моей совершится сила Твоя! Верую и дерзаю надеяться, что по молитве Вашей, христолюбивые Архипастыри, с возложением святительских рук Ваших, тайнодейственно снидет на главу мою сила, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, — снидет и почиет и воздействует во мне. Буди, Господи, милость Твоя, по глаголу Твоему! С надеждою приближаюсь к Тебе. Первосвятитель древнепрестольного града сего, милостивый Отец и Архипастырь! Дух Твой, уповаю, не обременится и новым бременем, какое, к своим бременам, еще воспринимаешь ныне на свои рамена; это новое бремя — моя неопытность, требующая наставлении и вразумлений усиленных и терпеливых. Уповаю; ибо знаю желание Твое — видеть в Церкви Божией достойных Пастырей, право правящих слово истины. XXIII. Речь Синодального члена, Филарета, Митрополита Московского, говоренная в московском большом Успенском Соборе, при вручении жезла новопосвященному Епископу Дмитровскому Алексию, 20 Сентября 1853 года Преосвященный Епископ Алексий! Почти шестнадцать лет тому, как, вводя тебя в чин монашествующих, при мощах Святителя Алексия, мы поручили тебя его покровительству, заимствовав от него тебе имя. He сомневаюсь, что, вместе со мною, ты признаешь действительность его над тобою покровительства. Мирным путем служения, под благоволительными взорами Державной и Священной Власти, ты доведен до того, что приемлешь ныне участие в попечении о его пастве, которой он в течении веков не престает покровительствовать. Прибегнем и ныне к близкому для нас покровительству Святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, и, моля их, будем надеяться, что их молитвы и невидимое благодатное вразумление и содействие будут споспешествовать, чтобы начатки твоего нового служения были благонадеяны для Церкви и благопомощны для останков моего настоящего служения.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Чин закончился возглашением многолетия Российскому Императору, Св. Синоду с патриархом Мелетием и новонареченному» 643 . 29 февраля/13 марта 1904 г. Бруклинская Николаевская церковь стала местом первой православной епископской хиротонии в Америке. «К утру все участники церемонии были уже в Бруклине. Небольшая местная церковь приготовилась по парадному отпраздновать возведение своего настоятеля в сан епископа. Разукрашенная гирляндами цветов, плошками и национальными русскими и американскими флагами у входа, она была битком набита богомольцами, иные из коих прибыли из очень дальних городов. Духовенство в облачениях с хоругвями проводило «со славою» от дома настоятеля Его Преосвященство Преосвященнейшего Тихона вместе с о. Архимандритом Рафаилом к церкви, среди огромной толпы любопытствующих американцев, в громадном количестве собравшихся подле храма и по прилегающим улицам. По облачении Владыки Тихона к нему на кафедру вышел Преосвященный Иннокентий и занял место рядом с ним. Впереди стало в два ряда духовенство вместе с митрофорным протоиереем А. Г. Товтом. Поддерживаемый одним из священнослужителей и о. иеродиаконом стал приближаться к святителям и архимандрит Рафаил, приводимый «хиротонисатися во епископа Бруклинскаго». Исповедание веры он прочитал частью по-славянски, частью по-арабски. Последовали многолетия, и затем началась Божественная литургия св. Василия Великого по чину до Трисвятого, когда и совершилось великое таинство возведения во епископа, и когда Дух Святый благодатию святительства озарил архимандрита Рафаила при возложении на него рук Святительских и прочтении трогательной молитвы. Архипастырь, духовенство и клир возглашали громогласно «аксиос», и новорукоположенного архиерея стали облачать в святительские одежды, дар щедрого покровителя православной церкви Благочестивейшего Государя Николая Александровича 644 . Дальнейшую часть литургии совершали уже три Архиерея, – событие небывалое в этой стране, где на протяжении всего существования миссии только два раза состоялись свидания, и то кратковременные, двух православных иерархов. Приходилось только сожалеть, что громадное стечение богомольцев, при небольших размерах церкви, не позволяли в полной степени проявиться благолепию и величию, присущим архиерейскому, а тем более соборно-святительскому служению. Сиро-арабы ликовали и со свойственною восточным народам экспансивностью тут же в церкви выражали свои восторги громким шепотом в наиболее трогающие их моменты богослужения. Когда во время великого выхода, передавая преосвященному Рафаилу св. Чашу, прот. Хотовицкий во всеуслышание возгласил по-арабски: «архиерейство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем», – слова этого первого приветствия в церкви новому епископу показались столь радостными для сиро-арабов, что по церкви прошел громкий гул восторга, чуть не прорвавшийся в рукоплескания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

148 С собственноручных черновых подлинников, хран. в архиве Св. Синода. Опись T.III; докум. 128 и 129. Копии имеются в деле архива Св. Синода, 1864 г., 779; лл. 10–12. 151 Речь идет о епископе полянинском Парфении. Природный болгарин, воспитанник московской духовной академии, Парфений в монашество пострижен на Афоне, был учителем славянского языка в халкинской семинарии, в октябре 1859 г., рукоположен на кафедру епископа полянинского и в короткое время успел возвратить в православие совратившихся в унию жителей города Кугуша; в 1861 г., за сочувствие своим соотечественникам, был предан солунским митрополитом суду и заключен в митрополичью тюрьму. Парфений жаловался патриарху. Последний, для расследования дела, командировал епископа Анфима, впоследствии первого экзарха болгарской церкви, и Парфений был признан невиновным (Русск. Вести. 1882 г., май, стр. 409). 152 См. выше, «Замечания митрополита Филарета о константинопольской иерархии, по сведениям 3, 10, 17 и 24 октября 1861 года», II. 157 С собственноручного черн. подлинн., хранящ в архиве Св. Синода. Опись 94, т. III; докум. 137 и 140. 158 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. III; докум. 146. 160 Условия эти напечатаны в книге: «письма митр. моск. Филарета к А. Н. Муравьеву», Киев, 1869 г., стр. 634–35. 165 Григорий 6-й, после 26 летнего пребывания на покое, вторично избран на патр. престол 10 февраля, 1867 г., а в августе 1871 г. отказался от престола, уступив место патриарху Анфиму 6-му; † 1882 г. 167 Архиеп. Евгений назнач. Местоблюстителем александр. патр. престола, по случаю тяжкой болезни патр. Никанора. Последний, не желая подчиниться воле констант. патриарха, отказался признавать Евгения и избрал своего изместника, в лице архимандрита Нила. От сего образовалась смута, имевшая печальные последствия для православия в патриархате. 168 Должность рефендария – одна из старинных патриарших должностей. Она существовала еще в византийский период и почти с тем же значением, как и в настоящее время, именно: референдарии служили посредниками в деловых сношениях патриарха с императором. В настоящее время они являются патриаршими агентами при турецком правительстве, обязанными представлять, и защищать пред ним интересы патриархии. В византийский период реффендарии были духовными сановниками, а в настоящее время они светские, хотя, подобно великим логофетам, возводятся в должность патриархом чрез возложение рук (χειροθεσα) и чтение установленной молитвы и получают от него диплом на свою должность (Прим. одинар. проф. спб. духовн. академии И.Е. Троицкого ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В-третьих, оно полезно потому, что христианин, который часто присутствует при сей жертве и приемлет сие Таинство, посредством оного освобождается от всякого искушения и опасности со стороны диавола; поскольку враг души не осмеливается нанести никакого вреда тому, в ком видит пребывающего Христа. К принятию страшных Таин должно приуготовляться по чину нашей Православной Церкви. Сие предуготовление состоит в искреннем исповедании, посте, сокрушении и совершенном примирении со всеми, и в другом, тому подобном. Вопрос 108. Какое четвертое Таинство? Ответ. С в я щ е н с т в о. Оно есть двоякое: одно духовное, а другое таинственное. Священство духовное имеют все православные Христиане, как учит Апостол Петр: Вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Пет . 2:9 ); и Иоанн в Откровении: заклался и искупил еси Богови нас Кровию Своею От всякаго колена и языка и людий и племен, и сотворил еси нас Богови нашему Цари и Иереи ( Откр. 5:9–10 ). Таковому Священству сообразные бывают и приношения, именно: молитвы, благодарения, умерщвления плоти, предание себя на мученичество за Христа, и другие сим подобные. Увещевая к сему Апостол Петр говорит: и сами яко камение живо зиждитеся во храм духовен, святителство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом ( 1Пет. 2:5 ); и Павел: Молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови (чего требует), словесное служение ваше ( Рим. 12:1 ). Вопрос 109. Каким образом производится таинственное Священство? Ответ. Священство, именуемое Таинством, заповедано Апостолам от Христа. Посвящение производилось чрез возложение рук их, и доныне производится по преемству Епископов, наследовавших Апостолам для раздаяния Божественных Таин и попечения о человеческом спасении, как сказал Апостол: Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ). Сия должность заключает в себе две принадлежности. Во-первых, силу и власть разрешать грехи человеков, ибо о сем сказано: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф. 18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! Перед тем как преклонить свою главу у святого престола, я прошу вас о сугубой молитве о моем недостоинстве, дабы она была свидетельством молитвы всей Полноты Церковной и изъявлением воли и согласия на мое поставление всего народа Божия. Глубоко верю, что по молитвам Церкви Господь поможет мне нести крест архипастырского служения в Новосибирской епархии, которое часто сопряжено, как мне представляется, с двумя трудносовместимыми моментами жизни. С одной стороны, я должен буду усугубить дело созидания храма своей души, ибо это цель жизни всякого христианина, но одновременно я должен буду проявлять заботу о многочисленной пастве, попечение о которой только своими силами скоро может превратиться в суету. Но зная, что Господь судит иначе, нежели человек, и что «сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор. 12:9 ), особенно уповаю на помощь Божию и всех святых, в земле Сибирской просиявших. Промыслительную десницу Божию вижу я и в том, что хиротония моя совершается в стольном граде Москве, где почивают святые мощи Святителей Московских, которые являют образ архипастырского попечения о народе Божием, усердных молитвенников и строгих подвижников. С помощью Божией я буду стараться во всем следовать благому примеру их, неизменно соблюдая евангельское учение и правила Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Аминь. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при вручении архиерейского жезла новопоставленному епископу Новосибирскому и Бердскому Сергию Богоявленский кафедральный собор, 10 декабря 1995 года Преосвященный епископ Сергий, наш собрат во Христе! Через возложение рук наших совершилась ныне над тобой архиерейская хиротония, и благодатные дары Святого Духа приобщили тебя к сонму епископов Русской Православной Церкви. Ты предстоишь Освященному Собору как продолжатель дела Христова и преемник апостолов, которые словом и делом возвестили миру Распятого и Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа. Они проповедовали то, что слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали ( 1Ин. 1:1 ) своими руками. Ты же отныне призван возвещать благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Христа Иисуса ( 1Тим. 1:2 ), продолжая дело и служение святых апостолов и их преемников-епископов, живших прежде нас. Это — Предание Святой Церкви, это ее вера, которую ты исповедал сегодня перед нами и обещался хранить неповрежденной до конца жизни своей.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

Первоначальный и главный здесь Светильник и света Источник есть Христос; от Него будучи озарены, апостолы сияли духовным просвещением тайнодействием для всей Церкви. От сих заняли свет их преемники, от преемников последующие за ними, а наконец, и мы, недостойные, как сказал уже я. Заметить при сем не неуместно, слушатели, что поставляющие и поставляемые священствовать и пасти Христово стадо отличаются между собою различными степенями и названиями. Первый и высший степень есть степень архиерея, или епископа, второй – священника, или пресвитера, третий – диакона. О прочих подразделениях не упоминаю. А поскольку имя архиерея носил на Себе Сам Господь Иисус Христос: имуще Архиерея велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания ( Евр. 4:14 ), названием же пресвитера и диакона ознаменовывали рукоположенных своих еще Христовы апостолы, то не очевидно ли, что в священстве не только внутреннее строение, но и самый внешний образ оного, т. е. и самые степени, и титла, и чины не суть изобретение новое и человеческое, по законоположение Божественное, от Бога Слова проистекающее и тем древнейшее, что предначертание оного находится в ветхозаветной Церкви? Ибо что были в скинии свидения Аарон, его сыны и Левиты, то самое в благодатной нашей Церкви епископы, пресвитеры и диаконы. Посему-то и Аарон, и сыны его поставлены были в звание служения Богу не иначе, как возложением на них рук Моисеевых. Посему-то и принадлежности тогдашнего служения почти те же, как и ныне, например, звонцы, драгоценные на персях камни, митра, кидар, подир, златая дщица. Сие все сообразив, Святитель Златоустый пишет: «Не человек, не Ангел, не Архангел, и не другой кто-либо из сотворенных, но Сам Утешитель учредил священническое служение и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями служения ангельского. О чудо! Еще живут пастыри духовные на земле, а поставлены распоряжать небесным» 35 . Итак, не хищением они присвояют себе достоинство пасти, вкупе же и судиями быть словесных овец стада Христова; не самомнением увлекаясь, призывают их к себе во время приличное, испытуют совесть и проникают в глубину сердец; и, смотря по состоянию внутреннему, иных связуют, чтобы предать суду Божию, других оставляют свободными следовать в пренебесный двор овчий, где и Агнец, на престоле сидящий, Который искупил нас Богови кровию Своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Как уже отмечалось, чтец и певец – низшие степени церковного клира, которые, как приготовительные, должен пройти всякий готовящийся к принятию священного сана. Посвящение (хиротесия, руковозложение) в чтеца, певца и иподьякона не является Таинством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храмовом богослужении. Схема чина поставления в чтеца и певца Чин поставления в чтеца и певца разделяется условно на три части. I часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; первой молитвы епископа; пения тропарей; пострижения волос; облачения поставляемого в фелонь. II часть состоит из архиерейского благословения посвящаемому; возложения рук епископа на его главу; второй молитвы епископа; чтения посвящаемым Апостола; снятия с посвящаемого фелони. III часть состоит из архиерейского благословения; благословения стихаря; облачения посвящаемого в стихарь; поучения об обязанностях чтеца; благословения посвященного в чтеца; вручения чтецу подсвечника («лампады»). Чин поставления совершается посреди храма перед Литургией, по облачении архиерея. До начала чтения часов иподьяконы приводят поставляемого на середину церкви, где тот трижды поклоняется алтарю и также архиерею. Потом кандидат, преклонив голову, подходит к архиерею, который осеняет его крестным знамением и возлагает на посвящаемого руки, читая первую молитву: «Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинствам изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами». В молитве говорится о чтеце, как о «свещеносце», поскольку выносить свечу перед священнослужителями – одна из его обязанностей. После этого поются тропари. 1 . Апостолам: «Апостоли святии, молите Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим». 2 . Святителям. 3 . Составителям Литургий: а) святому Иоанну Златоусту : «Уст твоих, якоже светлость огня, возсиявши благодать…»; б) святому Василию Великому : «Во всю землю изьще вещание твое…»; в) святому Григорию Двоеслову : «Пастырская свирель богословия твоего рит оров победи трубы…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

—459— Антония 705 говорится напр.: „Видимую или подлежащую чувствам принадлежность Таинства Священства составляют: а) возложение рук... б) слова, произносимые Архиереем при возложении рук на главу поставляемого: „Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует“ и проч. В сочинении архиеп. Игнатия о таинствах 706 читаем: „Образ (forma) или видимость, третья принадлежность Таинств, в Таинстве Священства состоит в рукоположении святительском с произношением слов: „Божественная благодать, всегда немощная врачующая“ и т. д. 707 Внимательное исследование вопроса приводит, однако, к заключению, что в православном чине рукоположения за одной только этой молитвой „Божественная благодать“ никак нельзя признать совершительного значения. В этом могут убедить нас, как некоторые исторические справки, так более всего рассмотрение самой молитвы и всего чина рукоположения по их существу. В некоторых древнейших изложениях чина рукоположения, как напр. в „канонах Ипполита“ 708 , в „постановлениях Апостольских“ 709 и др. 710 эта молитва не приводится и о ней нет никакого упоминания. Само собой разумеется, что такое умолчание немыслимо, если бы именно эта молитва имела совершительное значение. – В некоторых древних евхологиях церкви православной, а также разных еретических восточных общин, сохранивших, как известно, во многом предания вселенской церкви, молитва „Божественная благодать“ не соединяется с возложением рук, при котором произносятся другие молитвы 711 . Естественно думать, что именно те молитвы имели в данном случае совершительное значение, которые соеди- —460— нялись с руковозложением, а следовательно рассматриваемая молитва такого значения не имела. – Наконец, не лишено значения и то обстоятельство, что во многих древних чинопоследованиях восточных общин, как напр. александрийских и сирийских яковитов, молитва „Божественная благодать“ возглашается даже не епископом, а архидиаконом 712 , чего, конечно, не могло бы быть, если бы этой молитве придавалось совершительное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Такое прощание со всем причтом уместнее келейно при кончине или в завещании.) Вслушиваясь последовательно в этот «новый чин» отпевания архиереев, чувствуется и видится непоследовательность его содержания. То усопший много раз лично кается в своих грехах и пороках, перечисляя их многообразие и безобразие, то до житейской мелочи исповедует свои деяния и всякие добродетели. Получается какое-то несвязное смешение, неувязка. Вот стихи из трех статей для примера: 27 ст. – «Благодать дана быша ми, да ни себе пасу аз, но паству». 28 ст. – «Аз себе, Спасе, пасох, себе, но помилуй мя по велицей милости Твоей». Ст. 36 – «О пастырех и пастве нерадих, како помиловати имаши мя Христе». Ст. 45 – «Архиерей паствы своея отец есть, но горе мне о пастве не брегшемуся». Ст. 46 – «Не миловах аз, Спасе, ни нищаго, ни вдовицы, ни сироты». Ст. 158 – «Вдов и сирот и нищих питаше, яко отец чада своя». Ст. 50 – «Гневливость и злопамятство были друзи мои». Ст. 154 – «Чистое сердце име вкупе и помыслы». Ст. 51 – «Люди прихождаше ко мне, Спасе, люди искаша у меня утешения, я же гнушался». Ст. 52 – «Недоступен бых им Христе, недоступен...» Ст. 162 – «Доступен бысть аще днем, аще нощию, утро или полудне». Все это крайние противоречия. Ст. 81 – «Совесть угрызает мя, совесть угнетает мя...» Ст. 163 – «Всякое имущество Церкви добре храняше». Ст. 100 – «Сан свой Святительский опорочих, опорочих и вас». Ст. 155 – «Тебе, Спасителю, любляше непорочным сердцем и житием». Ст. 28, 36, 157, 164 – противоречие: добро со злом смешал, где правда, а где ложь? Есть и еще противоречия, но достаточно наглядны и вышеприведенные примеры. Весьма неназидательно и позорно. Тут похваляется добродетелями и тут же порочит. Вывод из этого сумбурного «чина»: достойнее подчиниться существующему правилу 116-му Карфагенского Собора, которое ясно гласит: «Постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденные на Соборе молитвы – как предначинательные, так и окончательные и молитвы предложения или возложения рук и отнюдь да не приносятся никогда иные вопреки вере, когда глаголются те как просвещеннейшими собраны».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

76 Каллиник, из митр. Солунских в 1856 г. избран на александр. патр. престол в 1862 г. добровольно отказался от престола и получил согласие вселенск. патр. Иоакима 2-го на занятие прежней солунской кафедры. См. т. II, 94, док. 98. 80 Против этого периода, на поле, Государь Император написал карандашом: «Сколько мне известно, оно и прежде существовало». 81 С собственноручного черн. подлин., хран. в архиве Св.Синода. Опись 94, том II; докум. 54 и 55. 82 Логофет ( λογοθτης) – одна из немногих должностей, по взятии Константинополя турками, перечисленных из штата царского в патриарший. При византийских императорах логофеты заведывали главным образом государственными финансами; при патриархах также им принадлежало и теперь принадлежит главное заведывание экономическими делами патриархии. Логофет – светский сановник патриархии, но возводится в свою должность патриархом через возложение рук (χειροθεσα – в отличие от χειροτονα) и чтение молитвы по особому чину. Он занимает первое место в пентаде духовных и светских сановников патриарха, носит титул архонта (князя), и так как избирается обыкновенно из самых знатных и богатых и богатых фамилий, то пользуется огромным влиянием на общий ход дел патриархии. Прим. орд. професс. с. петерб. акад. И. Е. Троицкого . 84 С собственноруч. черн. подлинн., хран. в секретн. бумагах канцел. обер- прокур. Св. Синода, 1860 г., л. 19. 85 С копии, хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. I; док. 57. Подлинн. хранит. в секрет. бумагах канцел. обер-прокур. Св. Синода, 1860 г. 78; л. 8–10. 89 См. выше, «Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синоду, графу А. П. Толстому, с приложением записки об актах константинопольского церковно-народного собрания». 91 См выше, " Мнение митрополита Филарета, по поводу постановления церковно народного собрания, об увеличении получаемого логофетом Николаем Аристархи содержания». 93 С копии, исправ. Митрополитом Филаретом, хранящ. в архиве Св. Синода, лл. 2–7. Опись 94, том II, док. подлинн. хранит. в секрет. бумагах канцел. обер-прокур. Св. Синода, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010