И в этот ответственный и благодатный для меня день хочу низко поклониться Вам, Ваше Святейшество, с великой благодарностью и любовью за оказанное высокое доверие ко мне, немощному. Благодарен и всем тем людям, которые помогали мне на пути моего христианского, монашеского и пастырского становления, тем, через кого действовал в моей жизни Господь. Благодарю архиепископа Феогноста, наместника Свято-Троице-Сергиевой лавры, за его помощь и заботу обо мне в то время, когда я был насельником обители. Благодарю всю братию лавры, с кем трудился и учился монашеской жизни. Низко кланяюсь своим телесным родителям, которые вырастили меня человеком, способным увидеть и воспринять Божественный свет истины Христовой. Благодарю Высокопреосвященнейшего Вениамина, архиепископа Владивостокского и Приморского, за снисхождение к моим немощам и недостаткам, за наставления мне быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (ср.: 1 Тим. 4, 12). С глубоким смирением кланяюсь и вам, богомудрые архипастыри Церкви Христовой, смиренно прошу: вознесите свои молитвы Пастыреначальнику Христу Спасителю, чтобы благодать Святого Духа неотступно пребывала со мною, дабы мое служение было во славу Божию, для благоденствия Церкви Русской на Дальнем Востоке и для спасения моей души. С покорностью преклоняю свою главу под благодатное осенение ваших святительских рук, ибо в Церкви Христовой никто сам собою не приемлет этого великого дара Святого Духа (ср.: Евр. 5, 4). Видя в этом избрании, которого я не искал, волю Божию, смиренно «благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю», да поможет мне Всемилостивый Господь по вашим молитвам достойно совершать это великое служение и самому достичь нетленных благ, уготованных Богом всем любящим Его.   Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла преосвященному Николаю, епископу Находкинскому и Преображенскому Преосвященный епископ Николай! Изволением Святого Духа и решением Священного Синода ныне возложением на твою главу рук архипастырей по усердной соборной молитве совершилась твоя личная Пятидесятница в Свято-Троицком кафедральном соборе города Магадана в день его великого освящения. Ты облачен в новые одежды, знаменующие препорученный тебе небесный дар совершителя таин в Доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_nikolay...

Ободряемый такими мыслями, не буду, Господи, пререкать Твоему званию ни мыслью, ни чувством, но, подобно апостолам, в эти именно дни сидевшим в Иерусалиме и ожидавшим, доколе облекутся силою свыше ( Лк.24:49 ), буду и я сидеть в этом первопрестольном граде и ждать того великого дня Господня (дня Святого Духа), в который Церковь назначила ввести меня в наследие сил и дарований Святого Духа 84 . Умоляю вас, богомудрые архипастыри и отцы, присоедините к моей бессильной молитве, ваши богоугодные и многомощные молитвы, да не будет тщетна во мне эта благодать, имеющая низвестись на меня возложением рук ваших, но да укрепит меня в предстоящем служении и во благо направит стопы мои. К тебе, доблестный Первосвятитель Церкви Российской, милостивейший Архипастырь и отец мой, прежде всего обращаю свое сердце и свою просьбу! Благословив призвать меня из глуши к служению Новгородской Церкви в качестве настоятеля скромной обители, ты принимаешь теперь меня помощником себе в великом звании епископском. По широте твоей любви умножь твои святительские молитвы к Небесному Пастыреначальнику, да даст Он мне силы и усердие быть тебе добрым помощником в твоих пастырских трудах, и благослови меня на предлежащий мне подвиг тем отеческим благословением, которое утверждает дома чад. Слово при вручении жезла Преосвященному Трифону (Туркестанову), епископу Дмитровскому 85 Преосвященный епископ Трифон! 86 Что сказать тебе в назидание, коего требует от меня сейчас и правило Церкви, и долг архипастыря? Зная беспримерное усердие и любовь твою к проповедованию слова Божия, я хочу напомнить тебе те дорогие для каждого из нас, пастырей, слова, которые некогда сказал Господь смущенному и боявшемуся за успех своей проповеди апостолу Павлу в Коринфе: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе ( Деян.18:9–10 ). Если и такой муж силы, и такой герой веры, каким был апостол Павел, не был свободен от страха, когда получил божественное призвание проповедовать слово крестное в многолюдном, полном роскоши и богатства языческом городе Коринфе, если и он, как сам говорит, был в этом городе и в немощи и в страхе и в великом трепете ( 1Кор.2:3 ), то что удивительного, если ты, как сам поведал нам при своем наречении, принимаешь свое призвание к епископскому служению не без смущения и душевной тревоги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Благодарность и низкий поклон воздаю моим наставникам — архиепископу Новосибирскому и Бердскому Тихону, под руководством которого мне довелось трудиться десять лет, неся наравне с обязанностями наместника монастыря и другие епархиальные послушания, а также архиепископу Владивостокскому и Приморскому Вениамину, с которым знаком около 20 лет. Эти почтенные архипастыри своей жизнью дали мне пример того, что архиерей — это опытный кормчий, который управляет вверенной ему паствой с большим умением, осторожностью, но в то же время и с твердостью; а также любвеобильный отец, молитвенник и печальник за каждого вверенного ему Богом человека. Особую благодарность выражаю Вам, Ваше Святейшество, за оказанное мне доверие и высокую честь быть епископом Церкви Христовой. Ваше Святейшество! В этот переломный период истории Отечества, да, пожалуй, и всего человечества, особо слышен Ваш голос, призывающий к решительному и ответственному церковному служению, к понятной и убедительной проповеди Евангелия, укреплению нравственного начала и духовной культуры народа. Мы видим Вашу заботу о Церкви и любовь к людям. В ответ хочется заверить Вас в своей сыновней преданности и готовности нести преподаваемые Вами послушания. Ваше Святейшество, всечестные архипастыри, прошу вас сугубо помолиться обо мне в этот великий для меня день, в день моей Пятидесятницы. Да изольет Господь на меня благодать Пресвятого Своего Духа, да укрепит мои слабые силы и соделает достойным служителем Святой Церкви. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Николаю, епископу Звенигородскому Преосвященный епископ Николай! Благоволением Великого Архиерея и Господа нашего Иисуса Христа ныне Святым и Животворящим Духом в таинстве хиротонии ты приобщился к собору епископов и получил власть пасти Церковь Божию. Епископское служение — высокое, ответственное и спасительное — слагается из молитвы, учения и управления и требует полного самоотречения и самоотдачи. Святитель Филарет Московский, у честных мощей которого совершилась сегодня твоя хиротония, в напутственном слове новопоставленному архиерею учил, что епископство ныне то же, как и при сошествии Святого Духа и возложении рук апостолов, и «если мы далеки от мужей апостольских, то это по нашей вине. Не время удаляет нас от них, но недостаток ревности подражать им».

http://e-vestnik.ru/docs/v_svoey_zhizni_...

После сего встает архиерей с кафедры и становится к правой стороне престола. Рукополагаемый же трижды поклоняется престолу и преклоняет одно правое колено (а не оба), в знак того, что на диакона возлагается не полное священнослужение, а только одна часть его, только служение при Тайнах Святых, но не совершение их. Затем посвящаемый полагает руки на престол крестовидно, приложив же и чело между рук к святой трапезе. В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя тем, что посвящаемый готовится быть участником пастырского бремени и, благословив рукополагаемого трижды и возложив руку на главу его, по возглашении протодиакона или диакона «Вонмем», произносит вслух: «Божественная благодать всегда немощная врачующи, и оскудевающая восполняющи, проручествует (такого-то) благоговейнейшаго иподиакона в диакона: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа». Иереи в алтаре поют: «Господи, помилуй», трижды, а певцы – «Кирие елейсон», трижды (медленно), доколе архиерей прочтет молитву. По прочтении молитвы воздвигнут рукополагаемого и разрешают препоясание его, и архиерей орарий возлагает на левое рамо, глаголя велегласно: «Аксиос». Это совершается потому, что иподиакон, сообразно своей должности, носит орарь, опоясанный чрез оба плеча, а диакон, который при богослужении имеет край ораря в руках, должен носить орарь на левом плече. Потом надевают рукополагаемому поручи, или нарукавники, при возложении коих также сперва святителем, потом клиросами обоих ликов возглашается: «Аксиос», т.е. достоин рукополагаемый быть облеченным в видимый знак своего сана и служения – в орарь, поручи. После возложения поручей рукополагаемому дается рипида, при возглашении архиереем и пении певцами: «Аксиос». Рукоположенный, поцеловав рамо архиерея, поставляется у престола охранять Святые Дары от насекомых и веет над дискосом, держит же рипиду до возглашения: «Святая Святым», ибо тогда наступает время причащения. Рукоположенный диакон приобщается первым из диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Благодарю всех тех, кто был моей духовной опорой. С особой теплотой мне хочется вспомнить почившего духовного отца моего архимандрита Наума. Сыновне и сердечно благодарю архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия за заботу о моей духовной жизни. Выражаю мою искреннюю благодарность правящему архиерею Новосибирской епархии, Преосвященнейшему владыке Тихону за мудрое многолетнее руководство. Особые слова благодарности — родителям, семье и близким за поддержку на выбранном жизненном пути. От всего сердца выражаю свою сыновнюю благодарность Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду, за оказанное мне высокое доверие — избрание меня на великое сие служение. В этот исключительный священный момент моя душа исполнилась трепетом и смущением при мысли о высоте, святости и тяготах епископского служения. Мне определено быть правящим архиереем на краю земли, в далекой Чукотке, где в XIX веке свет Христова учения нес святитель Иннокентий Московский, в 1842 году учредивший Анадырскую миссию. Пример его самоотверженного служения на северо-восточном рубеже нашего Отечества будет вдохновлять меня на предстоящие архипастырские труды. По благодати Божией проповедь Евангелия среди малочисленных народов Крайнего Севера продолжается. Паства в Анадырской и Чукотской епархии многонациональна и многоязычна, состоит из людей самых разных культурных и поведенческих установок, поэтому первоочередной задачей является созидание духовного единства в союзе мира, соединение людей в Единое Тело Христово. Дерзая принять на себя благодать апостольского служения, верю, что «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), а животворящая благодать, «немощная врачующая», попалит мои грехи, восполнит недостатки, исправит ошибки и обратит все ко благу Святой Церкви. Именно попечение о благе Церкви отныне становится основной целью моего предстоящего служения. В священный час возложения ваших святительских рук на мою недостойную главу смиренно прошу вашего благословения, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства. Уповаю на усердные и сугубые молитвы ваши о том, чтобы и мне научиться самоотвержению и любви, и безропотному несению своего креста, который с этого дня становится еще тяжелей и одними человеческими силами неподъемным, дабы Всеблагий Господь по вашим святым молитвам, через возложение святительских рук во время архиерейской хиротонии даровал мне «Духа Господня, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Аминь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5254758...

Свято-Троицкий монастырь создавался святителем Филофеем как миссионерский духовно-просветительский центр Зауралья, и мы возродили при нем духовное училище, которое вот уже 16 лет является православным образовательным центром Тюмени и ведет большую миссионерскую и просветительскую работу. Помощь Божия всегда ощущалась и в моих трудах по социальному служению: в работе сестричества милосердия при Свято-Троицком монастыре, общества трезвости, Фонда святого великомученика и целителя Пантелеимона. В 2006 году свершилось очень важное для Тюмени и всей Западной Сибири событие — Господь открыл нам мощи Своего угодника, апостола Сибири святителя Филофея, митрополита Тобольского, которые ныне почивают в обители, созданной им, — Свято-Троицком мужском монастыре города Тюмени. Оглядываясь на произошедшие со мной события, со смирением и благодарением Богу отмечаю Его промыслительное обо мне попечение и благодатную помощь. Теперь промыслом Божиим призываюсь я на новое послушание — архиерейское служение. Не верю в случайность происходящего и глубоко убежден в том, что Сам Господь наш Иисус Христос правит Церковью Своей, а с юношеских лет почитал я за благо искать волю Божию, «благую, угодную и совершенную» (Рим. 12:2), и, как призывают нас святые отцы, ничего не искать и ни от чего не отказываться. И поэтому с трепетом, но без сомнения и колебаний, приемлю предложенное служение и ничтоже вопреки глаголю. Всем сердцем разделяю слова апостола: «Любящим Бога вся поспешествуют во благое, сущим по предуведению званным» (Рим. 8:28). Глубокой благодарностью полно мое сердце к Вашему Святейшеству и членам Священного Синода за оказанное мне доверие, которое, с помощью Божией и Вашими молитвами, постараюсь всеми силами оправдать. Я весьма благодарен правящему архиерею Тобольско-Тюменской епархии митрополиту Димитрию за честь, оказанную мне, и те духовные уроки, которые он преподал мне на моем жизненном пути, в священническом служении и монашеском послушании. Вот те мысли и чувства, с которыми я ныне предстою перед вашей святыней, и верую от всего сердца, что молитвами вашими и вашей поддержкой утвердит меня Господь «во всяцем слове и деле блазе» (2 Фес. 2:17). Всем вам, богомудрые архипастыри, приношу сердечную благодарность за ваши молитвы. Уповаю на молитвенный покров и заступничество Пресвятой Богородицы, всех святых, в земле Сибирской просиявших, а наипаче святителя Филофея, митрополита Тобольского, и верую, что через возложение ваших рук Дух Святый изольется изобильно на мою душу, даст мне премудрость, разум, страх Божий. Аминь. Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3330900.ht...

Годы обучения в семинарии стали для меня благодатным временем изучения богословских наук, исполнения послушаний, посещения богослужений. Моим духовным становлением я обязан схиархимандриту Серафиму (Томину), к которому приезжал в Андреевский монастырь Оренбургской епархии на духовные беседы. Постепенно знакомясь с монашеской жизнью, я все больше проникался рассказами духовника о жизни в монашестве — итогом стало решительное желание встать на этот путь. По окончании семинарии архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев) назначил меня на должность помощника инспектора, это стало моим первым административным опытом. Выражаю свою благодарность и глубокую признательность Высокопреосвященнейшему митрополиту Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну , научившему меня своим примером терпеливому и внимательному отношению к людям, умению выслушивать, ревностно совершать богослужения. Я видел в нем пример непрестанного попечения о благе Церкви, образец мудрости при принятии сложных решений. Владыка Иоанн показал, с каким самозабвением и смирением архипастырь должен созидать церковную жизнь. Благодарю Ваше Святейшество и членов Священного Синода за мое избрание и доверие ко мне. Ныне для архипастырей и пастырей Русской Церкви наступило благодатное время, время работы с молодежью и подрастающим поколением, а также в сфере миссионерской, духовно-просветительской, катехизической и социальной деятельности. Сегодня перед своей хиротонией прошу молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы и Марийских священномучеников. Обращаюсь также к Вам, Ваше Святейшество и вам, богомудрые архипастыри, с просьбой вознести свои молитвы, дабы благодать Святаго Духа, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, снизошла на меня через возложение святительских рук на мою главу, укрепила нашествием и силою на епископское служение, чтобы, подражая Истинному Пастырю, положившему душу Свою за овцы Своя, с усердием и жертвенностью совершать свое служение Матери-Церкви. Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/6120688.ht...

Попечение Божие обо мне, грешном, проявлялось и через благочестивых наставников, которых Господь обильно посылал на моем пути. Они являлись для меня примерами подлинно христианской жизни, даруя бесценный пастырский опыт. С глубоким почтением обращаю слова сыновней благодарности Высокопреосвященному митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за его отеческую заботу, сопровождавшую меня все годы моего пастырского служения. С особой теплотой мне хочется вспомнить и в Боге почившего архиепископа Людиновского Георгия (Грязнова), с которым на протяжении многих лет Господь судил мне трудиться в епархиальном управлении. С особой благодарностью Богу я вспоминаю время своего служения в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре. В стенах этой обители прошла большая часть моей монашеской жизни. Премудрый Промыслитель в начале монастырского послушания вел меня и немногочисленную тогда братию по пути многих трудностей, лишений и испытаний, но поддержка духовника обители схиархимандрита Власия (Перегонцева) помогла пережить то непростое время. Сравнивая жизнь монастыря в начале 2000-х годов и его нынешнее благоустройство и благолепие, всякий раз с благодарностью Богу повторяю слова псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9:11). Теперь, стоя на пороге уже архипастырского служения, всецело вручаю себя милостивому заступничеству Пресвятой Богородицы и уповаю на молитвенное предстательство перед Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом преподобного Серафима Саровского, преподобного Пафнутия Боровского, покровителя нашей обители и всей земли Калужской, и всех святых. Смиренно прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, досточтимые и боголюбивые архипастыри, при возложении своих рук на меня, грешного, вознести святительские молитвы ко Господу нашему Иисусу Христу. Да соделает Он меня достойным восприемником ниспосылаемой Им в Таинстве архиерейской хиротонии благодати, чтобы мое архипастырское служение стало жертвой, угодной Богу и душеспасительной для паствы, и послужило во славу Церкви Христовой.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4285835...

Свято храни верность архиерейской присяге, слова которой звучали сегодня перед алтарем в присутствии собратьев-архипастырей и множества народа. Возложенное на тебя ныне бремя ответственности страшит тебя, ибо человеческими силами его поднять невозможно. Только благодатью Божией мы обретаем способность совершать дело, высота которого, по слову святителя Иоанна Златоуста, равна ангельскому ликостоянию, «потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельского служения» (см. свт. Иоанн Златоуст. Слово третье о священстве). Этот опыт священнодействия научает нас смирению — вершине всех добродетелей, ибо мы на практике познаем верность слов Священного Писания: «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7). Посему непрестанно пребывай в благодарении Господу Вседержителю, сподобившему тебя великого дерзновения совершать Евхаристию — Таинство Благодарения — и великой ответственности возводить на священную степень пастырства служителей Церкви Христовой, дабы «на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Увеличение числа приходов да будет одним из самых насущных вопросов твоего служения. Однако храмоздательство не должно быть самоцелью и главной ценностью в твоей деятельности. Важно, чтобы люди, приходящие в церковь, не уходили неутешенными, не оставались обделенными вниманием пастырей. Поэтому особенно тщательно заботься о подготовке достойных кандидатов в клир, памятуя при этом слова апостола: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22). Отвечая на нужды современников, ты должен организовать системно дело катехизации и просвещения. Многие наши сограждане, принадлежа Православию по факту совершенного некогда крещения, не имеют пока опыта духовной жизни и достаточных знаний о вере, но ищут их и ждут духовной помощи.

http://patriarchia.ru/db/text/2065826.ht...

Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Прокопьевскому Амвросию в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя Преосвященный епископ Амвросий! Сегодня за Божественной литургией через соборные молитвы и возложение рук святителей Божиих ты получил сугубую благодать Святого Духа, приобщившую тебя к сонму епископов Русской Православной Церкви. Приветствую тебя с этим великим даром милости Господней. Промыслом Божиим, изволением Священного Синода нашей Церкви, тебе определено быть викарным епископом Кемеровской епархии. Доброе свидетельство о тебе наместника Сретенского монастыря в Москве архимандрита Тихона утверждает нашу надежду, что ты будешь надежным помощником правящего архипастыря епархии архиепископа Софрония. В своем слове при наречении ты говорил, что любовь к Церкви Христовой ты стяжал с юных лет. После завершения обучения в московских Духовных школах ты был пострижен при Академии и, восходя от силы в силу в священных степенях, духовно возрастал, обретая познание высоты и святости служения Церкви Божией. В течение ряда лет ты нес ответственные послушания в Сретенском монастыре и Духовной семинарии при этой обители. Этот путь служения Святой Церкви дал тебе необходимый опыт, которым ты будешь руководствоваться в предстоящем тебе архипастырском делании. После своего избрания и до архиерейской хиротонии ты сослужил Нам во многих храмах и обителях нашего Первопрестольного града, а в свободное от богослужений время работал в Московской Патриархии, что дало тебе опыт, который столь необходим тебе в предстоящем епископском служении. А совместное служение духовно сроднило тебя с Нами, что важно и необходимо для укрепления единства Церкви Христовой. Взирая на высоту святительского служения, ты сознаешь свои немощи и недостатки, чувствуешь, что страх и трепет объемлет твою душу. Неудивительно, ведь и знаменитые отцы и учители Церкви с трепетом взирали на епископское служение и пытались уклониться от него. Епископ, преемник апостольского служения, должен стоять на такой нравственной высоте, чтобы его дела могли служить не только примером, но и побуждением для других к прославлению Отца Небесного (Мф. 5. 16).

http://pravoslavie.ru/13084.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010