Скачать epub pdf 16. 2 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе праздности «Господи и Владыко живота моего, духа праздности не даждь ми». В предыдущей беседе, благочестивые слушатели, мы коснулись жития преподобного Ефрема Сирина , составителя великопостной молитвы «Господи и Владыко живота моего». Эта великопостная молитва состоит из десяти прошений, составляющих три части, произносимые в три приёма, с земным поклоном после каждой части. В первой части мы просим Господа не дать нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Во второй части мы просим Господа дать нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Наконец, в третьей части просим Господа даровать нам зрение своих согрешений и не осуждать брата своего. Остановимся в сегодняшней беседе на первом прошении первой части молитвы преподобного. Молитва начинается с обращения к Богу, как «Владыке живота моего», т. е. жизни моей. Священное Писание говорит нам, что вся жизнь наша связана с Богом, зависит от Него и держится Им ( Деян. 17:25 ). В Его милующих руках – участь праведных и неправедных, добрых и злых ( Мф. 5:45 ), всего растительного и животного мира ( Мф. 6:26, 28 ). Ничто и никто не может просуществовать и дня и часа без зиждительной силы Духа Божия, заложенной в природе всего тварного (в его законах и закономерностях) при самом его творении ( Быт. 1:2 ). Призывающая, просвещающая, освящающая и спасающая благодать Божия всюду окружает нас: и дома, и на улице, и особенно в храме, если мы душой и сердцем открыты для неё, жаждем и ищем её. Повсюду чувствуя, и особенно в своём сердце, Бога, мы не можем без молитвы и благословения Божия ни начинать, ни продолжать, ни завершать никакого дела на земле. Бог действительно Господин, Владыка живота нашего, всей жизни нашей. Поэтому неудивительно, что именно с этих слов и начинается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина , т. е. со слов! «Господи и Владыко живота моего». О чём мы просим своего Владыку? Мы просим, прежде всего, не дать нам «духа праздности». Почему не просто сказано: не дать праздности, но ещё добавлено: «духа праздности»? Остановимся на этих двух словах (понятиях) и, в первую очередь, на слове «праздность». По ближайшему своему смыслу, слово «праздность» обозначает ничегонеделание, незанятость, пустое времяпрепровождение, но не в силу отсутствия какого-либо дела или работы, обязанности или долга, или из-за потребности отдыха, или из-за болезни. Нет, но исключительно по беспечности, беззаботности, лености, рассеянности, легкомысленности и безответственности за своё поведение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   На 3, 6 и 9 часах после молитвы святого Ефрема Сирина читается молитва часа. ПОСЛЕДОВАНИЕ ЧИНА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ    Непосредственно за 9 часом совершается последование изобразительных (завеса царских врат открывается). Хор: «Во Царствии Твоем», с припевом «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (псалмы «Благослови, душе моя, Господа» и «Хвали душе моя» — не поются).    В среду и пятницу сырной седмицы, на праздники Благовещения, храмовый и великого святого, а также в Великий Четверг и Субботу  - «Блаженны» не поются, а читаются; поклонов не бывает.    Чтец: «Лик небесный поет Тя» («Слава, и ныне», указанные перед тем, не читаются). «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш». Кондак дневной, «Слава: Со святыми упокой». «И ныне: Богородичен» (в праздники же здесь — только один кондак праздника), «Господи, помилуй (40), «Честнейшую Херувим». Священник: «Боже, ущедри ны» и молитва святого Ефрема Сирина (в праздники полиелейные, Благовещения, храмовые — совершаются только 3 великих поклона).    В дни, когда не служится Литургия Преждеосвященных Даров, после молитвы святого Ефрема Сирина сразу же начинается вечерня с чтения «Приидите, поклонимся».    Таким образом, вседневная вечерня в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы не имеет начального возгласа. Если же Литургия Преждеосвященных Даров в такой день служится, то изобразительны заканчиваются полным отпустом. В этом случае, после молитвы святого Ефрема Сирина читаются Трисвятое по „Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице».    Священник: «Премудрость». Хор: «Достойно есть» (до «Честнейшую Херувим»). Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (3). «Благослови». Священник творит малый отпуст.    Далее следует начало Литургии Преждеосвященных Даров.    См. об этом: Розанов Н. Богослужебный Устав. М., 1902. Ч. II, гл. 31.    Эти окончания напечатаны в Ирмологии, Триоди Постной, Типиконе, гл. 58, Октоихе и Следованной Псалтири в последовании утрени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Заложник собственной жадности: вершки, корешки или молитва Ефрема Сирина? (+Видео) 28 февраля, 2017. Иеромонах Димитрий (Першин) Почему сказка про жадного медведя — о нас с вами? Почему сказка про жадного медведя — о нас с вами? Что такое неукорные и укорные страсти? Зачем Великим постом мы каждый день читаем молитву преподобного Ефрема Сирина? Ответы на эти вопросы ищет вместе с попугаем-ара иеромонах Димитрий (Першин).  В одной замечательной русской сказке медведь стал заложником собственной жадности. Сказка — о том, как медведь пришел к мужику, чтобы вместе с ним сеять репку или пшеницу, и потом вместе собрать урожай. Мужик спросил медведя: «Слушай, а как мы будем урожай делить? Поровну или вершки тебе, корешки мне?» Медведь и отвечает: «Нет, давай все вершки мне, а корешки тебе». А сеяли они репку. В итоге вся репка досталась мужику, а медведь остался с ботвой. Потом медведь, наученный горьким опытом (всю зиму сосал лапу в берлоге), говорит мужику: «Нет, теперь пускай все корешки будут мои, тебе только вершки». В итоге сеяли они пшеницу, зерно все досталось мужику, медведь совсем расстроился, и на этом сотрудничество закончилось… Так вот, эта история про нас. В богословии различаются страсти неукоризненные – те свойства нашей природы человеческой, которые были восприняты Спасителем, в которых проявляется несовершенство, даже немощь нашего естества после грехопадения. Но в самих этих страстях, в этих проявлениях природы нет ничего греховного. Скажем, жаждать, хотеть есть, уставать, скорбеть – во всем этом нет греха. Но в этом проявляется наше естество после грехопадения. Господь воспринимает эти неукорные страсти. Их еще называют дозволительными, теми страстями, которые нам дозволены. Что происходит после грехопадения? Мы укоряем себя в том, в чем укорять себя не надо, в неукорных страстях, и дозволяем себе недозволенные страсти. И в эти дни Великого поста мы с вами каждый день с понедельника по пятницу читаем молитву преподобного Ефрема Сирина , который как раз учит нас различать, что дозволено, что не дозволено, в чем нам надлежит себя укорять, а в чем нет. Напомню слова этой молитвы.

http://pravmir.ru/zalozhnik-sobstvennoj-...

Скачать epub pdf 29. 4 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О любви христианской «Дух любви даруй ми, рабу Твоему». Молитве преподобного Ефрема Сирина , благочестивые слушатели, посвящаем сегодня восьмую беседу. Все раньше рассмотренные добродетели из этой молитвы близки и дороги нашей душе, как спасительные средства с Богом, как ступени лествицы восхождения к миру горнему, небесному. Сегодня нам предстоит углубиться в уразумение последней и самой высокой добродетели в молитве святого отца – любви христианской. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает место добродетели среди других добродетелей. Он говорит: «все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно нашему телу. Ноги добродетелей – смиренномудрие, а голова – любовь... Смиренномудрие востекает к любви и блюдёт её, а любовь содержит смиренномудрие и утверждает его» 28 . Такое взаимоотношение смиренномудрия и любви мы и имеем в молитве преподобного Ефрема Сирина , где смиренномудрие начинает, а любовь завершает лествицу добродетелей. Что следует помнить под словом любовь? Укажем сначала смысл этого слова с общечеловеческой точки зрения, чтобы лучше уразуметь его с точки зрения христианской. Со словом любовь у людей связано много представлений и понятий; любовь между мужем и женой, между родителями и детьми, между людьми (друзьями, близкими), любовь к родине, к природе, к избранному делу (труду), к искусству, науке и прочему. Все эти виды любви свойственны в большей или меньшей степени всем людям и носят название любви естественной, возникающей из потребности человека в семье, друзьях, в труде, в знании, искусстве и прочем. Все эти потребности, однако, только тогда превращаются в любовь, когда сильнее затрагивают лучшие чувства (эмоции) человека и носят характер глубокого влечения и преданности предмету любви. С чего начинается и как развивается естественная любовь к человеку? Она начинается с интереса к человеку, с внутреннего внимания к нему. Если человек достоин этого внимания, внимание усиливается, у нас появляемся влечение, уважение, расположение, симпатия, учтивость, приветливость к нему. Мы задумываемся о нём тогда, когда его нет перед глазами. Это обозначает, что мы начинаем брать его в своё сердце. Если случится с ним какая-либо беда, мы жалеем его, если что-либо хорошее – радуемся с ним. Так возникает сочувствие ему. При дальнейшем сближении с этим человеком возрастает в нашем сердце связь с ним в виде уже чувства сострадания, соболезнования у одних случаях, сорадования – в других. Это значительно больше, чем простая жалость или радость. Прежнее сочувствие переходит теперь в соучастие, в потребность поступиться (собой, принести некоторую жертву, если в этом возникает нужда, – ради блага любимого человека, друга, сослуживца и прочих). Это и есть естественная любовь к человеку, на которую способна всякая человеческая душа, если она развила в себе гуманное, сердечное отношении к людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

При чтении молитвы с 16 поклонами все поклоны были, согласно действовавшему тогда Уставу, земными. Именно таким образом эта молитва читается и в наши дни у старообрядцев. Скромная молитва. Молитва Ефрема Сирина не просит о мирных и премирных благах, о спасении, о блаженстве, о каких-то особых духовных дарах. Она не просит даже о прощении. Она просит о духовном труде. Ольга Седакова Перевод греческого текста молитвыМолитва преп. Ефрема Сирина должна была быть написана на сирийском языке. Сирийского текста не сохранилось. История греческого текста молитвы, его разных списков и церковнославянских переводов – особая область. Изложить ее квалифицированно мог бы тот, кто этим занимался профессионально. Мы ограничиваемся дословным переводом греческого текста и комментариям к отдельным его словам. Читатель заметит, что между церковнославянским переводом и греческим текстом есть некоторые различия. Господи и Владыка жизни моей! Духа праздности (безделья) 1 , многоделанья (суетливости) 2 , властолюбия 3 и пустословия не дай 4 мне. Дух же целомудрия, 5 скромности 6 , терпения 7 и любви даруй (по милости) мне, рабу Твоему. Воистину, Господи, Царь! Даруй мне видеть мои ошибки 8 и не выносить суд 9 брату моему, ибо Ты благословен вовеки. SUB SPECIE POETICAE Молитве преп. Ефрема Сирина принадлежит особое место в традиции русского благочестия 10 . А.С. Пушкин из «множества божественных молитв» выбирает ее: Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой . Каждый, кому знаком православный обиход, знает волнение, которым сопровождается первое возглашение этой молитвы перед Великим Постом. И в продолжение постных седмиц, каждый раз, когда священник выходит и начинает: «Господи и Владыко…», что-то происходит: что-то совсем настоящее. Мы чувствуем себя в самом сердце Великого Поста и как будто в сердце молитвы: всех молитв. Момент самой большой серьезности и интимности. Особенности исполнения молитвы, несомненно, содействуют этому. Она как бы разрывает привычное пространство богослужения – как это делает, по-своему, «Житие Марии Египетской», когда его читают по-русски на Мариином стоянии.

http://azbyka.ru/molitva-efrema-sirina-s...

167 . Vööbus A. Literary, critical and historical studies in Ephrem the Syrian. Stockholm 1958. 168 . Yousif P. La Croix de Jésus et le paradis d’Eden dans la typologie biblique de St. Éphrem//ParOr 1975–1976. 6–7. 26–48. же://Mélanges Frangois Graffin. Kaslik 1978. 29–48. 169 . Yousif P. Le repas fraternel ou l’agapè dans les memre sur la table attribuées à St. Éphrem//ParOr 1979–1980. 9. 51–66. 170 . Yousif P. Histoire et temps dans la pensée de St. Éphrem de Nisibe//ParOr 1981–1982. 10. 3–36. 171 . Yousif P. Esquisse sur les temps et les fins dernières chez St. Éphrem de Nisibe//Euntes Docete. 1984. 37. 403–425. «Греческий Ефрем» CPG 3905–4175 Многочисл. грекоязычные тексты, надписанные именем Ефрема Сирина , однако не имеющие известных сироязычпых оригиналов, образуют корпус так наз. «греч. Ефрема» (Ephraem Graecus). В бол. части они посвящены аскетизму и традиционно связываются с образом Ефрема – «учителя покаяния». Однако, в силу того, что современная наука в лице, например, Д. Хеммердингер-Илиаду отказывается судить об их подлинности (за возм. исключением нескольких сочинений), а в лице С. Брока, более того, считает, что практически все эти сочинения – неподлинные и отражают не сирийское аскетич. учение, а византийское, мы не вводим их в библиографию, отсылая к соотв. разделу CPG, с. З68–468. Вместе с тем, именно этот корпус, а не подлинные сочинения Ефрема, составлял основу рус. изданий этого Отца Церкви (оч. характерно и то, что т.н. «молитва преп. Ефрема Сирина » не находится среди аутентичных произведений св. Отца). В России и слав. землях с древнейшего пер. (XI-XIII вв.) имел бол. распространение обширный сб-к «Паренесис» (от греч. Λγοι παραινετικο, Увещательные слова), тексты к-рого – переводы из «греч. Ефрема». С учетом всей совокупной ситуации, приведем несколько осн. ссылок. 172 . Sancti Ephraemi Siri opera omnia/Ed. Assemani J. S., Assemani S. E., Mobarek P. B., S. J. Opera graecë 1 (1732) – 3 (1746). Opera syriacë 1 (1737) – 3 (1746). [Editio Princeps «греч. Ефрема " ].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мы просим, чтобы Господь дал нам здравый разум, который позволит выстроить внутри себя приоритеты. Сначала Господь, потом ближние, служение им, и только потом уже какие-то телесные потребности, включая и брак, если есть благословение на брак. Смиренномудрие как раз и возвращает нам эту иерархию бытия, потому что мы перестаем себя ставить выше других. Мы понимаем, что своими силами мы не можем ничего, но с Богом можем все. Терпения, в котором, собственно говоря, и воспитывается любовь, и любви просим мы у Бога. И последнее, о чем мы просим Господа, — дать нам силы начать этот путь. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего. Потому что эти мои прегрешения, эти бревна, лесоповал, в моих глазах таковы, что тут уже не до чужих соринок, с собой бы справиться. Увидеть свой грех гораздо важнее, чем чужие грехи различать. Поэтому плач, молитва древних отцов были не о том, чтобы получить какие-то духовные дарования, а о том, чтобы научиться видеть свой грех, оплакивать его и с помощью Божьей от него избавляться. И вот мы просим Господа в этой молитве преподобного Ефрема Сирина научить нас различать укорные и неукорные страсти, дозволенные и недозволенные нам поступки, избавить нас от духа лжи, иллюзии и неправды и дать нам любовь, в которой мы становимся настоящими. Любовь, благодаря которой мы начинаем видеть свой грех, не осуждать других, а просить Господа, чтобы он и о них тоже позаботился, дал этот навык различения духов и заботы о своей вечной душе. Материал подготовлен при поддержке Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы Читайте также:   О великопостной молитве Ефрема Сирина. «Любовь – скрытый двигатель нашей жизни и ее цель» «Отцы пустынники и жены непорочны…» Великопостная молитва святого Ефрема Сирина   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zalozhnik-sobstvennoj-...

В начале утрени он тоже должен совершить каждение всего храма. Но здесь в его распоряжении значительно меньше времени, всего столько, сколько займет чтение двух небольших псалмов. Поэтому задерживаться остановками для совершения поклонов он не может, так как он должен возвратиться в алтарь к окончанию молитвы Господней. Поскольку священник в данном случае не имеет возможности совершать поклоны, ради единообразия они отменяются и для всех молящихся. В Великом посте на 9-м часе молитва Ефрема Сирина читается один раз и сопровождается только тремя поклонами. А в малые посты, когда совершается служба с аллилуйей, почти великопостная, на 9-м часе молитва св. Ефрема Сирина читается дважды с 16-ю поклонами. Это потому, что в Великом посте следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и не беззатруднительно для многих богомольцев. Но Блаженны поются один раз в сутки и поклоны на них не могут быть ни отмечены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св. Ефрема Сирина читается один раз. А в малые посты промежуток между чтением на 9-м часе молитвы Ефрема Сирина и пением Блаженных более продолжительный, ибо за молитвой 9-го часа должно быть междучасие, и на изобразительных прежде Блаженных будут псалмы 102 и 145 и песнь «Единородный Сыне». Поэтому здесь не будет чрезмерного соединения в одном месте многих поклонов, а разделенные достаточным промежутком они не будут утомительны и для слабых силами богомольцев. Вечерня самым своим названием показывает, что она должна совершаться вечером. А в Великом посте она присоединяется к дневному богослужению. Но это потому, что назначаемое в Великом посте в качестве вечернего богослужения великое повечерие, если совершать его как положено по Уставу, займет времени гораздо больше, чем обычные 9-й час, вечерня и малое повечерие. У нас обыкновенно на великом повечерии «С нами Бог», «День прошед...», «Бесплотное естество херувимское...», «Верую» и тропари по первом и втором Трисвятом читают.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В день Благовещения после литургии, вечером, или отправляется вечерня и малое повечерие (если в этот день вечерня не совершалась до литургии), или одно повечерие (если в этот день вечерня была до литургии). Если 26 марта полагаются великие поклоны: то эти поклоны бывают и на вечерне и на повечерии 25 мар.; затем на утрени поется «Аллилуиа» с троичными гласа. – В частности: 1) когда Благовещение случится во вторник, среду, четверток и пяток Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы, то накануне праздника вечерня следует непосредственно за чтением часов (3-го, 6-го и 9-го) и изобразительных. На вечерне к стихирам Триоди – на «Господи воззвах» присоединяются стихиры праздника, кроме того на этой вечерне бывает вход, читаются паремии дня (Триоди) и праздника (три). В среду и пяток после паремии следует «Да исправится», и поклоны 3 великие, и прочее Преждеосвященных, а в прочие дни после паремии – «Сподоби Господи», стихиры «на стиховне» – Триоди, «Слава, и ныне» – праздника, по «Ныне отпущаеши» – тропарь праздника. В дальнейшем последовании вечерня совершается как вседневная, заканчиваясь сугубой ектеньей и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. Всенощное бдение начинается великим повечерием, за которым следует утреня. В начале великого повечерия полагается каждение и пение «С нами Бог», по 1-м «Трисвятом» – поется тропарь праздника, по 2-м «Трисвятом» – кондак праздника, после чтения: «Слава в вышних Богу», – следует лития, с пением стихир литии праздника; далее идет праздничный порядок службы, кончая каноном, кроме той особенности, что на утрени читаются 3 кафизмы, причем по 1-й кафизме ектеньи не бывает и седальны читаются из Триоди; а также к канону праздника присоединяется и трипеснец Триоди (тропари трипеснца читаются с припевом: «Слава Тебе, Боже наш») и на 9-й песне канона «Величит душа моя» не поется (как это бывает во все двунадесятые праздники), припевы же праздника поются: святилен, хвалитные стихиры положены праздничные. Конец утрени удерживает характер вседневной: «Славословие» читается, после просительной ектеньи положены стихиры на стиховни из Триоди (но на «И ныне» стихира праздника); заканчивается утреня сугубой ектеньей и молитвой св. Ефрема Сирина с 3-мя великими поклонами. На первом часе полагается кафизма, а в конце его – молитва св. Ефрема Сирина . В день праздника на часах 3-м, 6-м и 9-м полагается чтение рядовых кафизм, на 6-м часе читается обычная паремия (Триоди), после 9-го часа следует чтение изобразительных, заканчивающихся молитвой св. Ефрема Сирина , затем – молитва «Всесвятая Троице» и отпуст часов, как пред литургией Преждеосвященных Даров. Литургия (св. И. Златоуста) начинается вечерней; на вечерне кафизма не читается, к стихирам Триоди присоединяются стихиры праздника, по вход (с Евангелием) читаются две паремии дня и две праздника, затем следуют: малая ектенья, возглас «Трисвятого», а далее отправляется обычно литургия св. И. Златоуста;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Самым прочным и существенным основанием аскетического проповедничества послужили покаянные проповеди Ефрема Сирина . Ефрем, образовывавшийся, по греческим сочинениям и благоговевший пред авторитетом Василия Великого , устроителя монашества (монашеские правила), всегда проповедовал о сокрушении сердца и покаянии, при чем часто плакал и воздыхал. Он нередко и начинал свои поучение словами скорби: «сокрушайся, душа моя!» «приидите, братие, будем сокрушаться сердцем и рыдать – день и ночь!» Частными темами его скорбного и покаянного проповедничества были; страх Божий, смерть, суд, вечные муки, как побуждение к исправлению жизни и покаянию; внимание к себе самому, удаление от страстей, суетных вещей, соблазнов и вообще невоздержания, как средства, избавляющие от погибели; добродетель, смирение, молитва , девство и вообще нравственное совершенство, ведущие в жизнь. И вообще, нет нравственного предмета, о котором не учил бы св. Ефрем, в чем удостоверят нас самые заглавия слов его. Например, слова о добродетелях и пороках, о любви, о терпении, о молитве, о посте, о безмолвии, о страстях и злоязычии, о низложении гордыни и честолюбии, о покаянии, сердечном сокрушении и умилении, слова о подвигах и совершенстве, о брани с диаволом во время искушения, о суете настоящей жизни и о том, что не должно дивиться временному, обольщаться приятностями жизни, о том, что должно плакать о себе, слова умилительные. Все эти темы изложены в проповедях св. Ефрема таким тоном, что вообще, как спасительное назидание, могут относиться, более или менее, и к каждому христианину. Но следующие темы раскрыты в совершенно аскетическом духе и назначены для иноков. «Увещательные слова (инокам)», «увещание аскетам», «о жизни духовной», «о совершенстве инока», и т. под. Аскетический тон заметен и в полемико-догматических словах Ефрема. Изложенные темы часто повторяются в проповедях Ефрема на разные лады, и, как любимые его идеи, нередко достигают, в своем изложении, высокого одушевления. Таково, например, патетическое слово о страшном суде, в котором проповедник трогательно изображает прощание грешников, осужденных на вечные муки, с праведниками. Между темами отвлеченного свойства в проповедях Ефрема попадаются и такие, которые имеют некоторое отношение к жизни, например: «о том, чтобы не соблазнять ближнего», «о тех, которые прельщают сердца на нечистоту», и, что особенно важно, по тогдашним нравам, «о любви к бедным». Вообще же, по характеру своего слова св. Ефрем сходен со св. Златоустом, который богат нравственными мыслями и называется проповедником покаяния и любви к ближнему. Он сходен с ним и по объему проповеднических произведений. Патр. Фотий приписывает св. Ефрему более 1,000 поучений. Поэтому проповеди св. Ефрема и Златоуста могут служить богатым пособием для проповедников покаяния и любви к ближним. Остается заметить, что на покаянное настроение св. Ефрема имело влияние одно несчастное обстоятельство, по которому он в молодости своей подвергнут был заключению в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010