убийца Шемяки. После 63-х лет иночества, преп. Пафнутий приблизился к блаженной кончине, которую предсказал за несколько дней и мирно почил 1 мая 1478 года (Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 30–36). Сопричислен к лику святых на Соборе 1547 года. Память в день преставления. О житии преп. Пафнутия, написанном учеником его Вассианом, см. книгу Ключевского, стр. 240. Наружный вид по «Иконописному Подлиннику»: «подобием стар и сед, брада поменьше Богословли, разсохата, ризы преподобническия, и в святую схиму облечен» (Филимонов, стр. 333). 419. Преподобный Давид строитель монастыря и ученик святаго Пафнутия, преставися в лето 6900 месяца октября в 18 день Сначала был учеником преп. Пафнутия Боровского, к его обители. Потом подвизался в безмолвном уединении. В 1515 г. построил на р. Лопасне, в 23 вер. от Серпухова, храм Вознесения Господня и тем положил начало пустынной обители, известной под именем Давидовой Вознесенской пустыни. Мощи преп. старца, почившего 18 октября 1520 года, погребены в соборном каменном храме обители, где хранится и гроб преп. Моисея Угрина, подвижника Печерского (Филарет, «Рус. Св.», октябрь, стр. 67–68. Ист. Рус. Uep. IV, I . Ратшин, стр. 246). 420. Преподобный отец Никифор Боровский чудотворец Ученик преп. Сергия Радонежского, основатель Покровского Высоцкого монастыря в г. Боровске и наставник преп. Пафнутия (см. вышу 418). Изображен на иконе в Троицком соборе Сергиевой лавры (От. ером. Никон, «Житие преп. Сергия», стр. 204 и 229. А.В. Горского «полное описание Серг. лавры», I, 51). Впрочем, преосв. Филарет Черниговский считает преп. Никифора за одно лицо с Никитою Серпуховским, а о. протоиерей С.К. Смирнов отождествляет с ними и преп. Никиту Костромского. (Душ. Чт. 1885 г., июнь, стр. 147–148). Не канонизирован. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

[Встреча с Православием/Святые и святыни] Вдова разными ухищрениями пыталась обольстить Моисея, но он, словно новый Иосиф, противостоял всем искушениям. Сочтя его сопротивление за оскорбление, женщина приказала бросить его в темницу и уморить голодом. Друзья святого уговаривали его принять предложение и жениться на вдове. Святой же отвечал, что их советы хуже, чем уговоры змея в раю, потому что он решил хранить чистоту, чтобы всецело посвятить себя любви к Господу. Протоиерей Андрей Юревич Распад семьи священника - не просто личная трагедия, это катастрофа, тем более, если это случается в небольшом городке или селе. Протоиерей Андрей Ткачев Но настоящий, подлинный грешник, Библией вытащенный на свет и Христом разоблаченный, это тот, кто любит себя самого без всякой меры, и мир весь согласен рассматривать только в качестве подножия ног своих. Это тот повседневно-бытовой гордец, который ничего великого не совершил, однако не знает над собой никаких авторитетов, и кому Сам Бог не указ. Вот где сатанизм при галстуке и с почищенными зубами, при либеральном наборе расхожих выражений и словесной декларации всеобщего равенства. Илья Майоров После трагедии в Крымске во многих крупных городах России начали действовать пункты сбора помощи для пострадавших: неравнодушные люди собирали необходимое. Ну а кто-то — брал и ехал в затопленный город, чтобы помочь тем, кто лишился всего. Атаман Саратовской станицы Астраханского казачьего войска Илья Майоров — из их числа. Через пять дней после наводнения он с группой волонтеров взял курс на юг — вместе с грузовиком «гуманитарки». Мы попросили Илью рассказать о своих впечатлениях. Юлия Коминко Почти неделя времени между днями памяти двух великих киево-печерских подвижников — прп. Иоанна Многострадального (31 июля) и прп. Моисея Угрина (8 августа). Оба они известны своей молитвенной помощью в борьбе со страстью блуда. Елена Балаян Юлия Выходцева English Edition [Orthodoxy Around the World] In late July, delegations of the Local Orthodox Churches came to Ukraine to celebrate the 20th anniversary of His Beatitude Vladimir’s tenure of office as Metropolitan of Kiev. These were the Churches of Constantinople, Alexandria, Antioch, Jerusalem, Georgia, Serbia, Bulgaria, Cyprus, Greece, Poland, the Church of Czech Lands and Slovakia and the Orthodox Church of America.

http://pravoslavie.ru/archive/120808

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 8 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Прп. Антоний Киево-Печерский Дмитрий Рыбаков Иноков русских первоначальниче. Преподобный Антоний Киево-Печерский Дмитрий Рыбаков Благочестивая русская традиция сохранила за преподобным Антонием эпитет начальника всех русских иноков. Хотя, ко времени прихода преподобного с Афона на Русь в Киеве уже были княжеские патрональные монастыри (летопись упоминает три таких монастыря), но именно с безмолвнических подвигов преподобного Антония берёт своё начало то русское монашество, которому суждено было сыграть особую историческую роль в путях русской святости и всей нашей культуры в целом. Комментарии Римма 8 августа 2021, 14:27 Святой Моисей, помолись о нас грешных Помоги справиться с блудной страстью р.б.. Борису. Даруй радость, любовь и счастье ему в семье. Любовь 8 августа 2020, 05:01 Пусть всегда помогает Моисей Угрин простому народу, воинству благочистивым властям Руси нести свой Крест в этом лукавом запутанный сатаной мире 21 века. Научи нас Моисее Святой своему долготерпению. Молись Моисее за людей верно празднующих ныне твою память. Ты с нами Моисее Угрин, живой, потому что Ты Вечность вне времени. Молись за народ Российский. Христос ВОСКРЕСЕ! Яна (Jana W.) 8 августа 2016, 15:33 Преподобне Отче Моисее, моли Бога о нас! Спасибо за эту статью. И еще, большое спасибо за публикацию " Проповедь в день памяти преподобного Моисея Угрина " , (Схиархимандрит Зосима (Сокур)8 августа 2006 г.Произнесена 08.08.1999 г.) Там нет возможности оставить комментарий, но проповедь также посвящена Святому Преподобному Моисею Угрину, и в ней наставления, как себя вести, и в борьбе со страстями, и в др. напастях, в жизненных ситуациях. р.Б. Татьяна 14 августа 2014, 10:11 Неплохо было бы знать как сейчас в современной Венгрии в православных храмах говорят о своем таком великом соотечественнике? И добавит об этом в статье.

http://pravoslavie.ru/55323.html

и далее вместо «их же ни оум постигнет и память принесет» ... «постиже ... принесе». Если это так и если указанные изменения были сделаны при внесении рассматриваемого отрывка в середину между Поликарповыми сказаниями, слова «прежде речении черноризци» могут относиться ко всем тем подвижникам, сказания о которых заимствованы Поликарпом из Жития Антония: сюда могут принадлежать Григорий чудотворец , Лаврентий затворник, Моисей Угрин, Иоанн затворник. 6. Рассказав о подвижнической жизни Моисея Угрина, Поликарп говорит: «се же и в житии святого отца нашего Антония вписано есть о сем Моисии, како приде и скончася в добре исповедании о господе пребыв. Т. лет в монастыри, е. лет в плене страдав окован, з. лет за чистоту страдав в страсти» (Берсен. сп.). В Кассиановских редакциях последние слова несколько изме¬нены: «а в пленении страда в оузах. ?. лет, шестое лето за чистотоу»; кроме того выше вместо слов «како приде»: «бе бо пришел блаженный в дни святого Антония» (Румянц. Из слов Поликарпа видно, что рассказ о Моисее Угрине заимствован в существенных частях своих из Жития Антония. 7. В сказании о Федоре и Василии Поликарп влагает в уста Федора, поставленного на суд перед князем Мстиславом Святополковичем, который спросил его, много ли в найденном им сокровище золота, серебра и сосудов и известно ли, кем оно сокрыто в пещере, следующие слова: «в житии святого Антония поведается, варяжскии поклажяи есть, понеже съсоуди латиньстии соуть, и сего ради варяжская печера зовется и до ныне, злата же и сребра бесчислено множество». Из этих слов видно, что в Житии Антония говорилось между прочим о какой-то варяжской пещере, при чем объяснялось и происхождение самого названия ее. Указанные здесь места из Симоновых и Поликарповых сказаний дают нам возможность восстановить в общих чертах содержание Жития Антония. В этом любопытном памятнике были изложены предания, связанные с преподобным Антонием и с основанием Печерского монастыря. Поэтому здесь излагались и подвиги первых черноризцев святой обители; так здесь говорилось о прибытии к Антонию Моисея Угрина (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1195. Инок, находясь в городе на лечении, жил у одной благочестивой женщины; воспылав к ней нечистой страстью, он готов был совершить грех; женщина же своей твердостью предотвратила грех; будучи истинной христианкой, она не соблазнилась немощью инока, но убедила его закончить лечение и затем отпустила с миром См. также: Блудная брань ; Женщина мудрая ; Соблазн ; Твердость . Одного инока укусила змея, и он пришел в город лечиться. Его приняла к себе в дом благочестивая и богобоязненная женщина и стала лечить. Лишь только немного успокоилась боль, диавол стал внушать иноку блудные помыслы. Однажды он схватил ее за руку. “Нет, отец! – сказала женщина, – Побойся Христа! Вспомни о скорби и тяжести раскаяния, которые ты испытаешь в своей келии, вспомни о воплях и слезах, которые предстоят тебе.” Вот это и многое другое говорила женщина, и брань оставила инока. От стыда он не мог взглянуть на нее и хотел бежать из дому. Но женщина, проявив жалость к иноку ради Христа, сказала ему: “Не стыдись и не уходи, отец! Тебе еще надо подлечиться. А то был не помысл твоей чистой души, а козни злобного диавола.” Окончив лечение, она без всякого соблазна отпустила его с миром. (Луг духовный. С. 253). 1196. Подвиг преподобного Моисея Угрина См. также: Твердость ; Терпение . Преподобный Моисей Угрин в молодости был взят в плен и отведен в Польскую землю. Вели его, закованного по рукам и ногам в тяжкие железа, и крепко стерегли, потому что был он крепок телом и прекрасен лицом. И увидела его, прекрасного и юного, одна молодая вдова. Была же она из знати той земли, имела большое богатство и власть. И запала ей в душу его красота, и уязвилось ее сердце страстным желанием. Чтобы склонить к тому же и преподобного, она стала увещевать его льстивыми словами: “Зачем ты напрасно переносишь такие муки, когда имеешь разум, который мог бы избавить тебя от этих мук и страданий.” Моисей ответил: “Так Богу угодно.” Она же сказала ему: “Если покоришься мне, я избавлю тебя и сделаю великим во всей Польской земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

28. Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобнаго Антония) почивающих: Антония, основателя Лавры (1073), Прохора чудотворца (1107), Иоанна постника (XII), Иулиании девы, княжны Ольшанския (ок. 1550), преподобномучеников Василия и Феодора (1098), Поликарпа, архимандрита Печерскаго (1182), Варлаама, игумена Печерскаго (1065), Дамиана пресвитера, целебника (1071), Никодима просфорника (XII), Лаврентия затворника, епископа Туровскаго (XII), Афанасия затворника (ок. 1176), Еразма (XII), Луки, иконома Печерскаго (XIII), Агапита, врача безмезднаго (ок. 1095), Феофила и Иоанна (XII), Нектария (XII), Григория иконописца (XII), священномученика Кукши (XII), Алексия (XIII), Саввы (XIII), Сергия Послушливаго (XIII), Меркурия, епископа Смоленскаго (1239), Пимена Многоболезненнаго (1110). Нестора летописца (ок. 1114), преподобномученика Евстратия (1097), Елладия затворника (ок. XII–XIII), Иеремии прозорливаго (XI), преподобномученика Моисея Угрина (1031 –1043), Иоанна Многострадальнаго (1160), Марка гробокопателя (XII), Николы Святоши, князя Черниговскаго (1143), мученика Григория чудотворца (1093), Онисима затворника (XII–XIII), Матфея прозорливаго (XI), Исаии чудотворца (1115), Авраамия трудолюбиваго (XII–XIII), Нифонта, епископа Новгородскаго (1156), Сильвестра (XII), Пимена постника (XII), Онуфрия молчаливаго (XII), Анатолия затворника (XII), Алипия иконописца (1114), Сисоя затворника (XII–XIII), Феофила затворника (XII–XIII), Арефы затворника (ок. 1195), Спиридона просфорника (XII), Онисифора исповедника (1148), Симона, епископа Суздальскаго (XII), Никона, игумена Печерскаго (1088), Феофана постника (XII), Макария (XII), преподобномученика Анастасия диакона (XII), дванадесяти мастеров зодчих, Авраамия затворника (XII–XIII), Исаакия затворника (ок. 1190), мученика Иоанна младенца, Илии Муромца (ок. 1188), Никона Сухаго (XII), Тита иеромонаха (1190), Ефрема, епископа Переяславскаго (ок. 1098). Преподобнаго Харитона Исповедника (ок. 350). Преподобнаго Харитона Сянжемскаго (1509). Преподобнаго Иродиона Илоезерскаго (1541).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6), об Евстратии и Никоне (2), о пострижении Илариона, будущего митрополита, от Антония (1); говорилось и о других подвижниках (5), между прочим также о Иоанне затворнике, исцелившем больного костью от мощей преподобного Моисея Угрина (3 и 6). Между прочим рассказывалось о какой-то варяжской пещере (7) и подробно излагались события, относящиеся к основанию каменной церкви св. Успения (4). Из слов Симона можно заключить, что записанные им легенды заимствованы из Жития Антония: кроме чудесного элемента в этих рассказах наше внимание останавливает на себе стремление подчеркнуть связь святой русской обители с Грецией, греческими святынями: церковь строят греческие мастера, нанятые в Царьграде самой Богородицей и присланные ею в Киев с мощами св. Артемия, Полиевкта и других; один из первых иноков печерских Моисей Угрин представляется пострижеником Святогорского иеромонаха (в ты же дни некто попин идыи от святыя горы, богоу наставльшю прииде к блаженомоу, и остриг и отъиде, Берсен. сп.). Это – черты, сближающие Житие Антония с теми преданиями о начале Печерского монастыря, которые говорили о пострижении Антония на Афоне и об основании им обители по благословению от Святой Горы. Приведенные из сочинений Поликарпа ссылки на Житие Антония дают основания для решения вопроса о времени составления этого памятника. Из них видно, что сам Поликарп относил это житие к глубокой древности: монах Федор, отвечая на заданный ему князем Мстиславом Святополковичем вопрос, ссылается на Житие Антония; допустив это, Поликарп очевидно предполагал что Житие существовало уже в XI столетии так как Мстислав Святополкович, о смерти которого он говорит через несколько страниц, был убит в 1099 году. Впрочем, в отрывке, помещенном за сказанием об Агапите, Поликарп выражается о времени составления Жития Антония еще определеннее: оно написано 160 лет до того года, когда он сочинил свое послание к Акиндину, игуменствовавшему уже 15-й год. Так следует понимать приведенное выше место: «се же речеся. в ei. 12 ) лето твоего игуменства, еже не бысть поминовения .р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодать Господа и Бога нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь. 15/28–16/29 ноября 1922 г. Оптина Пустынь. Уже 2-й час ночи. Письмо М. Елизавете ... Прп. Мартиниан (13 февраля) Прп. Иоанн Многострадальный (18 июля) Прп. Моисей Мурин (28 августа) Прп. Моисей Угрин (26 июля) Прпмц. Евдокия (1 марта) Св. мц. Фомаида (13 апреля) Св. мц. дева Иустина (2 октября) Прп. Мария Египетская (1 апреля) Св. свщмч. Киприан (2 октября) Св. мч. Вонифатий (19 декабря) Выписка из письма прп. Старца Макария Оптинского (Письма к монашествующим. Отделение 2-е. Письмо 190. С.: 327–328). «... Со смирением прибегай к Богу, вопий к Нему: помилуй мя Господи, яко немощна есмь! Проси помощи тебе; Матерь Божию, которая есть корень девства и чистоты, призывай на помощь, св. мученицу Фомаиду, и св. Моисея Угрина, и Иоанна Многострадального, много пострадавших за чистоту; и узриши помощь Божию. Бог никогда не оставляет имеющих благое произволение к сохранению себя в чистоте и девстве ниспасть на брани сей; но за подвиг увенчает еще небесным венцем... ... Не оставляй смиренной молитвы ко Господу во всех твоих скорбях и искушениях. Он приемлет молитву смиренных, и услышит моления их ( Пс. 101, 18 ). Поручаю тебя Его всесильному покрову и заступлению Пречистой Девы Богородицы... Молитва ко Пресвятой Богородице О, Мати Господа моего Творца, Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты. О Богородительнице! Ты ми помози, немощной плотскою страстию, и болезненной сущей: едино бо Твое, и с Тобою Сына и Бога, имею заступление. Аминь. Сию молитву читай на всяк день, а паче во время брани плотской». Сестра Елизавета! Этот совет старца Макария 6 предлагаю тебе и я. Бог тебя да благословит. Грешный Иеромонах Никон. Оптина пустынь 10/21 января 1923 г. Письмо М. Елизавете Честнейшая о Господе сестра Елизавета! Мир тебе и Божие благословение. Слышу, что ты все скорбишь. Не скорби, чадо мое, не скорби. Веруй, что близ Господь, близ Его помощь, Его заступление. А если эта помощь как бы медлит придти к тебе, то значит так нужно и полезно. Потерпи поэтому и не унывай, Бог даст, или я буду в Козельске, то навещу тебя, или тебя как-либо привезем сюда. Тогда лично подробно побеседуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» ( Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг. После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на. Колокольня. Фотография. 2006 г. После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.

http://pravenc.ru/text/168568.html

В монастырской церкви находятся три чудотворные иконы : Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Последнюю подарил монастырю святой Иустин Челийский . Передавая икону монастырю, он предрек, что она воссияет усердными молитвами и слезами монахинь. Так и случилось. Сначала поврежденная икона чудесным образом обновилась, а затем обнаружилось, что лик с нее отпечатался на стекле ее рамы, причем, как установили опытные иконописцы, лик со стекла в некоторых деталях отличается от лика с иконы. Перед этой иконой произошло много исцелений. Слева от иконостаса находится киот с мощами священноисповедника Досифея Загребского . В ризнице монастыря хранятся мощи святых и иконы разных периодов истории Православия: иконы Господа Иисуса Христа, список Леснинской иконы Богородицы, святой Марии Египетской XVIII и XIX веков, частицы мощей святых 40 мучеников севастийских, святой равноапостольной царицы Елены, преподобного Евфимия Великого, Иоанна Хозевита, Герасима Иорданского, Романа Чудотворца, частицы мощей русских святых: Александра Невского, Петра Московского, Ионы Киевского, Моисея Угрина, Германа Аляскинского. Здесь же бережно хранятся частицы мощей величайших сербских святых: святого царя Лазаря, превлаксих мучеников, святого Симеона Дайбабского, череп неизвестного новомученика из Ядовна. Тут хранится и крест с частицами мощей святых Серафима Саровского, Даниила Московского, Петра Муромского, князя Владимира Новгородского, святых мучеников Сергия, Иоанна и Патрикия. С недавних пор в церкви находятся иконы святой Ксении Петербургской (дар прихожан), царя Николая, Матроны Московской, Сергия Радонежского и других святых Русской Православной Церкви (дар Введенскому монастырю Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска). Возле церкви похоронены уважаемые и любимые игуменьи монастыря , матушки Мелания, Ангелина и Агния. Здесь же находятся могилы видных деятелей Сербской Православной Церкви : Митрополита Загребского Досифея, Митрополита Скопльского Иосифа, Митрополита Будимского Арсения, Митрополита Дамаскина и владыки Будимского Данилы. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010