языка Барена и ввиду постоянной смены учителей этого языка, не находящих выгодною службу при семинарии. Во означенное ходатайство высшим начальством не было уважено. В конце 70-х годов поднят был вопрос и об увеличении окладов всех служащих, на основании означенных прецендентов и ввиду возвышения на 50% ректорского оклада, с поступлением на должность ректора прот. Княжинского, жалованье которого было сравнено с получавшимся им в Каменец-Подольске. В 1878 г. служащие в петербургской семинарии подали ревизору Керскому докладную записку о необходимости возвышения их жалованья и, по его предложению, представили ему два бюджета – одинокого и семейного наставника. Соображения ревизора по этому поводу были переданы, вследствие решения об. прокурора гр. Д. А. Толстого, в Хозяйственное управление, семинарское же правление с своей стороны постановило «почтительнейше просить Его В–во, не соблаговолено ли будет ходатайствовать пред Св. Синодом об увеличении содержания должностных лид на 50%» Дело это, первоначально ставшееся без успеха, только в 1881 г. со вступлением в должность обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева , получило благоприятное разрешение. В отчете об. прокурора за 1881 г. значится: «вследствие ходатайства спб. митрополита Исидора, принимая во внимание, что при существующей в С. -Петербургой дороговизны на все жизненные потребности, положенное по штату 1867 г. для служащих в спб. дух. семинарии содержание оказывается недостаточным и влечет за собой частое перемещение преподавателей, вредно отзывающееся на учебно-воспитательной части и что с разрешения св. Синода последовала уже прибавка к штатным окладам содержания ректору спб. семинарии по 1000 р. и врачу 200 р. в год, св. Синод признал возможным возвысить положенные по штату оклады жалованья служащих в спб. семинарии лиц до 20% и постановил с 1-го июля 1881 г. прибавить из дух. учебного капитала к штатным окладам: инспектору 300 р., помощнику инспектора 150 р., учителям наук и древних языков по 200 р. каждому, учителям франц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом с гипотезами письменных первоисточников и взаимного пользования существовала третья теория – устного первоевангелия, составленная Гизелером 2582 . Происхождение наших синоптиков он объясняет по способу, сходному с тем, какой Вольф предполагает при образовании Гомеровых поэм. Сначала апостолы, как из- —338— вестно, жили все вмести в Иерусалиме. Предметом их постоянных бесед между собою были, конечно, воспоминания о дивных делах и словах Великого Учителя. Частое повторение рассказов о словах и делах Господа образовало некоторый общий стереотипный рассказ о жизни Христа или устное первоевангелие, которое апостолы унесли с собою в своей памяти для проповеди в разных странах. Этот текст устного первоевангелия и лежит в основе наших синоптиков, служа их общим первоисточником и объясняя их совпадения между собою. Что же касается до разностей, то они объясняются независимым друг от друга написанием синоптиков, разным назначением их, разными авторами и проч. Но и эта гипотеза встречала три главных затруднения: первое – существенное уклонение от этого устного первоевангелия у Луки относительно первых глав Матфея и пропуск этих глав у Марка, – второе – сравнение синоптического текста предполагает письменный, а не устный источник; третье – неестественность предположения, что апостолы-очевидцы наизусть заучили рассказ о том, что сами видели и слышали, – и несогласие гипотезы с сохранившимися в Новом Завете (Деяниях и Посланиях) данными касательно объема и характера первоапостольной проповеди. Такая запутанность вопроса дала Шлейермахеру 2583 повод соединить гипотезы Эйхгорна и Гизелера вместе, прибавив к ним свои новые предположения. По его гипотезе, сначала образовалось в Палестине устное евангельское предание (Гизелер), но предание это имело две, так сказать, редакции: одна возникла в Иудеи и Иерусалиме, а другая в Галилее, около берегов Геннисаретского озера. От различия места зависит различный характер и содержание преданий. Первая редакция содержала преимущественно рассказы об иудейской деятельности Христа и Его столкновениях с книжниками. Вторая воспроизводила исключительно галилейскую жизнь Христа и Его учение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К характеру библейского стиля относится частое повторение подряд связки-частицы «же» (греч. δ). Переводчику этот библейский прием представляется, очевидно, стилистическим дефектом, и он старается его по возможности скрасить. Но кому желательно иметь подкрашенное Евангелие? В повествовании об исцелении дочери хананеянки повторяющееся «же» передано в новом переводе вариациями: «Он же (Иисус)«… «Но Он»… «Она же«… «А Он»… «Она же " … ( Мф.15:23–27 ). В других случаях «же» передается как «И»: «И ответил Симон Петр»… «И Иисус ему ответил» (эта забота об улучшении стиля привела к совсем некрасивому стечению в начале фразы трех «И»: «И Иисус») – или как «А»: «А Иисус, пришедши в пределы Кесарии Филиповой»… «А когда они пришли»… С той же, вероятно, целью переводчик избегает в некоторых случаях слова «ибо» (греч. γρ) Он заменяет его словом: «ведь» («ведь дерево познается по плоду»… «ведь от избытка сердца говорят уста»… «сказал ведь Бог» ( Мф.15:4 ); в других случаях он пропускает его вовсе ( Мф.15:2 ). Однако, во многих случаях избежать слова «ибо» все же не может ( Мф.20:16, 22:44, 23:39, 24:7 и др.). Все это создает впечатление отсутствия принципа, впечатление произвола, меняющегося вкуса и недостаточного уважения к самому по себе евангельскому тексту. К чему же тогда заверения в предисловии к пробному выпуску о том, что задачею (переводчика) было сохранить в неприкосновенности, где только возможно, старый перевод; мы не можем быть безразличны и к букве Писания и пр.? Допуская большую вольность передачи в одних случаях, переводчик, в других случаях, сохраняет неуместный буквализм: касается это специально совершенного и несовершенного вида глаголов. В греческой речи, как говорит греческая грамматика и убеждаемся на деле, бывают случаи, когда прош. несовершенное время имеет смысл совершенного (аориста), как его и передают наши тексты русский и славянский. Новый перевод это игнорирует. Здесь читаем: «И говорил Иисус, пришедши в дом начальника..: выйдите»… (вместо прежнего: «и сказал»… Мф.9:23 ). Бывают случаи, когда не подходит передать аорист по-русски совершенным видом, как это и соблюдено в славянском «Аще кто хощет по Мне ити»… В новом переводе это место читается: «если кто хочет пойти за Мной». – Но нужно прибавить, что и этот род грамматического буквализма строго не выдержан (см. Мф.11:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Святитель Феофан Затворник Оппоненты приводят в свою пользу также три цитаты из писем святителя Феофана Затворника († 1894): «Надо причащаться все четыре поста. Можно и еще прибавить, причащаться в Великий и предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Письма. I. 185). «Что касается до “чаще”, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу… разумею говение и причащение. Я, кажется, уже писал, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех» (Письма. III. 500). «О частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного… Но мера в месяц однажды или два раза самая мерная» (Письма. V. 757). Примечательно, что слова «о частом причащении ничего нельзя сказать неодобрительного» помещены среди аргументов в работах, целиком посвященных тому, чтобы говорить весьма много неодобрительного о частом причащении. К сожалению, нередко бывает, что люди, даже невольно, вырывают отдельные высказывания из творений святых, стремясь подтвердить ими свою мысль, и не трудятся восстановить весь контекст мыслей святого отца по интересующему их поводу. Чтобы в нашем случае восстановить этот контекст, я позволю себе процитировать другие высказывания святителя Феофана Затворника о частом причащении. «Замечу здесь, что плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего таинства утешительные» («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Гл. 41). «Частое причащение святых Христовых таин (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил» («Путь ко спасению». I. 1). «“Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе… Ядый хлеб сей, жив будет во веки” (Ин. 6: 53, 51). Вот благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни! Посему с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставляли первым благом частое приобщение. При апостолах оно всюду: христиане все пребывают в молитвах и ломлении хлеба, то есть причащаются. Василий Великий в послании своем в Кесарию говорит, что спасительно причащаться тела и крови на всяк день, а о своем житии пишет: “Мы причащаемся четыре раза в неделю”. И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения и нет преуспеяния в жизни без частого причащения» («Путь ко спасению». III. 2).

http://pravoslavie.ru/5783.html

Мысль о частом причащении святитель Феофан основывает не только на богослужебной практике и церковной традиции, но и на текстах Священного Писания . В толковании на апостольский стих: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет» ( 1Кор.11:26 ), – святитель писал: «Всякий раз, говорит, как ясте хлеб сей, тот то есть, о коем Господь сказал: сие есть Тело Мое, – и чашу сию пиете , – ту, то есть, о коей Господь сказал, что она есть новый завет в Крови Его, – смерть Господню возвещаете . Этим торжественным действием всем возвещаете о смерти Господа, именно, что был на земле Господь, Бог воплотившийся, Который умер на кресте грех ради наших. Не вера, не слово возвещает о сем, а причащение Тела и Крови, без слова, гласно говорит о сем всем. Как преступно непричащение! Как неизвинительно нечастое причащение! В первое время ни одно собрание христиан не проходило без причащения собравшихся. Ныне где причастники?! А литургий много совершается, особенно в городах. Это очень похоже на то, как забежит кто в церковь , поставит свечу и бежит вон, на дела свои: пусть свеча молится! Бескровная жертва приносится, а христианам и дела до того нет. Пусть она возвещает смерть Господню! Апостол же пишет, что не она за каждого возвещает смерть Господню, а причащение ее. То, что нет причащающихся, скорее означает, что христиане хотят заглушить весть о смерти Господа» с. 535–536]. Особенно важно частое причащение младенцев, именно так зачинается церковность, которая создает «особую атмосферу» вокруг младенца: «Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостию и игранием духа, в коем готово всякого обнимать, как своего. Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости. Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к святому причащению, и очень редко имел нужду употреблять потом медицинские пособия» с. 46–47].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«Блаженны те, кто часто с искренним покаянием и искренним испытанием самих себя приступают ко святому причащению!» «…Если Господь есть Истинный Хлеб, то мы должны желать этого Хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это – хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище – в Теле и Крови Христовых, мы нуждаемся каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь …» Свт. Феофан Затворник : «Всегда можно причащаться, когда совесть чиста и мирна. И Господь всегда милостиво принимает таких, приступающих к Нему». («Письма»; V. 829). «Плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего таинства утешительные». («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»; гл. 41). «Частое причащение святых Христовых таин (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил». («Путь ко спасению»; I. 1). «С самого начала Христианства истинные ревнители благочестия поставляли первым благом частое приобщение. При апостолах оно всюду: христиане все пребывают в молитвах и ломлении хлеба, то есть причащаются. Василий Великий в послании своем в Кесарию говорит, что спасительно причащаться тела и крови на всяк день, а о своем житии пишет: “Мы причащаемся четыре раза в неделю”. И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения и нет преуспеяния в жизни без частого причащения». («Путь ко спасению»; III. 2). «У нас стали слова: со страхом Божиим и верою приступите, – пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию и на вечерю Божию».(Письма; V. 777). Прп. Серафим Саровский : «Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую… во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше …» («Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря»).

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

Цель, к какой все при этом должно быть направлено, состоит в том, чтобы сей новый человек, пришедши в сознание, сознал себя не человеком только, существом разумно-свободным, но вместе лицом, вступившим в обязательство с Господом, с Коим соединена неразрывно его вечная участь; не только сознал себя таким, но и находил себя способным действовать по сему обязательству и видел в себе преимущественное к тому тяготение. Спрашивается, как сего достигнуть? Как поступать с крещеным, чтобы, пришедши в возраст, он ничего более не желал, как быть истинным христианином. Или - как воспитывать по-христиански? В ответ на это не беремся рассматривать все подробно. Ограничимся одним общим обозрением всего дела христианского воспитания, имея в виду указать, как в каком случае поддерживать и укреплять добрую в детях сторону и как обессиливать и подавлять худую. Здесь прежде всего внимание останавливается на младенце в колыбели, до пробуждения в нем каких-либо способностей. Младенец живет, следовательно, можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы Святые Тайны, за ними вся церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей. Все сие, в совокупности, составит спасительную вокруг младенца атмосферу. Всем сим таинственно наитствуется (вдохновляется, внушается. Ред.) благодатная жизнь, зачатая в младенце. Частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостию и игранием духа, в коем готово всякого обнимать, как своего. Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости. Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к святому причащению, и очень редко имел нужду употреблять потом медицинские пособия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/356/...

Прп. авва Исаия Вседержительное Слово Бог и есть свет человеком ( Ин. 1, 4 ), свет, просвещающий ведением истин о Боге и делах Божиих, свет, указывающий совести, что добро и что зло, и воодушевляющий на творение одного и удаление от другого, свет, отрадою исполняющий сердце непорочное от чувства благоволения Божия и чаяния всестороннего облаженствования в Нем. От века Он есть для людей Истина, Путь и Живот. Приемлющий этот свет стоит у своей цели и, исполняясь светом, бывает всеблажен. Таково было райское состояние первосозданных. Оно было светло, по ясности богозрения и боговедения, по чистоте совести и невозмутимости всех отношений, по великой отраде жизни непорочной и вседовольной. Падение все это расстроило. На духовную сферу человека пал мрак. Свт. Феофан Затворник Господь наш Иисус Христос, когда на Кресте являл милосердие Свое к человеческому роду, то разлучил двух разбойников, среди коих был Он распят. Бывший на левой стороне смутился, видя, что расторгнуто преступное дружество, какое было у него с другим, висевшим на правой стороне; а сей, взирая со смирением и страхом на Иисуса, говорил: Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии си ( Лк. 23, 42 ). Из сего открылось, что они уже более не друзья. Висящий на левой стороне не может убедить друга своего к худому образу жизни. Впрочем, те, кои не вступили еще на сей путь смирения и любви, часто падают и восстают, доколе не получат милости Божией, без коей они не могут наследовать спасения. Когда это так, будем подражать вере и смирению благоразумного разбойника. Смирение сделает то, что мы охотно перенесем бесчестие Креста. Кто, подъяв Крест свой, отделяется чрез Христа от находящихся на левой стороне [т. е. порочных], тот сознает грехи свои, коими оскорблял Бога, исповедует и оплакивает оные, испрашивает прощения и милосердия у Самого Бога. Прп. авва Исаия Бог, в Троице поклоняемый, спасает нас, падших, в Господе Иисусе Христе, воплотившемся Единородном Сыне Своем. Свт. Феофан Затворник Частое Причащение Святых Христовых Таин [можно прибавить: сколько можно частое] живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез Пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vinogr...

Святитель Феофан Затворник , который считал для себя большим утешением приобщаться каждый день, находясь в последние 11 лет в затворе одобрительно относился к часто причащающимся и не наблюдающим в этом святом деле каких-либо уставных сроков: «К Таинству причащения приступайте, ничтоже сумняся. Если приступите с верою в Господа, присущаго в Таинствах, с благоговением и готовностью все силы посвятить на служение Ему Единому, то нечего колебаться недостоинством. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может. Все упокоеваются на милости Божией. И вы так делайте. Господь любит причащающихся и милостиво снисходит к недостаткам в должном настроении духа. Потом само причащение, мало-помалу, и исправляет сии недостатки…». «Что вы говели, добре сделали. Вот как у вас?! Редкость – говенье в сей пост. А у нас в монастыре редкое воскресенье проходит без того, чтоб не было причастников больших, не детей, не богомольцев только, а и окольных жителей, и простых, и дворян. Вот с вашей легкой руки пойдут говеть и у вас. Да ведь если жизнь в Господе, и Он говорит, что в Нем тот, кто вкушает Тела и Крови Его, то желающему жизни как не часто причащаться! Вам кто мешает ухитриться почаще приступать к тайнам? Только пустое поверье. У нас стали слова: со страхом Божиим и верою приступите, – пустою формою. Иерей Божий зовет, а никто нейдет, и никто притом не замечает несообразности в сем несоответствии зову Божию и на вечерю Божию» (Письма. V. 777). «Предоброе дело сделали вы, что причастились Святых Христовых Таин. Устрояйте сие и почаще» (Письма. V. 844). «Замечу здесь, что плодов от святого причастия ощутительных не видим мы оттого, что редко причащаемся. Положите себе как можно чаще причащаться – и увидите плоды от сего таинства утешительные» («Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Гл. 41). «Частое причащение Святых Христовых Таин (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил» («Путь ко спасению». I. 1).

http://azbyka.ru/svjatie-jnci-blizkix-k-...

Кругом нее полынь и бурьян; а отведаешь яблока, и не рад будешь: так висло, так горько оно. Поэтому и слово Божие, и св. отцы учат нас не оставлять детей без наказания. Премудрый сын Сирахов учит: „любяй сына своего участит ему раны, да возвеселится в последняя своя! (Сир. 30:1. 2; сн. Притч. 22:16). И апостол Павел учит: „всяко наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен наученным тем воздает правды“ (Евр. 12:11). Св. I. Златоуст говорит так: „те, которые детей своих не наказывают и не учат целомудрию, те строже разбойников осудятся. Разбойник тело смерти предает, а нерадивый отец — душу». Мнимо-сердобольные матери, оказывая иногда сопротивление отцу, желающему наказать ребенка за какой-либо важный проступок, очень часто жалеют при этом не ребенка, а самих себя: они не хотят „расстраивать свои нервы криком дитяти: жалкий, узкий и отвратительный эгоизм, недостойный человека! (Свящ. Гр. Дьяченко). 169 Основные правила религиозно-нравственного воспитания детей. В виду крайней важности вопроса о воспитании детей, в виду глубокоприскорбных последствий, происходящих как для родителей, так и для целого общества, и самых несчастных детей, воспитанием коих пренебрегали, мы здесь по руководству мужей, опытных в духовном руководстве людей, наметим главнейший ход религиозно-нравственного воспитания детей. I. Воспитание нужно начать с самого раннего детства, с колыбели младенца. Младенец живет, следовательно можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы св. тайны, за ними вся церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей. Все сие, в совокупности, составит спасительную вокруг младенца атмосферу. Частое причащение св. Христовых таин (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010