Святителю Феофану уже в то время приходилось объяснять значимость духовной жизни и приоритеты нравственного воспитания ребенка. Он пишет в своей работе «Путь ко спасению»: «Через крещение в младенце полагается семя жизни о Христе и есть в нем, но она еще как бы не его... Жизнь духовная, зарожденная благодатию крещения в младенце, станет собственной человеку, явится в полном своем виде... когда он, возникши к сознанию, свободным произволением посвятит себя Богу... Понятно само собою, что после крещения младенца очень важное дело предлежит родителям и восприемникам: так вести крещенного, чтобы он, пришедши в сознание, сознал в себе благодатные силы, с радостным желанием восприял их, равно как и сопряженные с ними обязанности и требуемый ими образ жизни» 329 . Упрощенное понимание мироустройства обычно стремится избавиться от необходимости учитывать активность духовных сущностей, именуемых ангелами и бесами. Святитель разъясняет родителям, что «частое причащение Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом... освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой... Иногда оно исполняется радостью и игранием духа... Нередко святое причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости...» 330 . Далее святитель Феофан отмечает: «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь , прикладывание к святому Кресту, Евангелию, иконам... также и дома – ...частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном... вообще – все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее» 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Невоздержанность в поведении может проявляться с очень большой силой и приводить к припадкам в случае отказа или непонимания. В этих случаях ребенок может упасть на пол, кричать, бить ногами. Эти реакции обостряются увеличением подвижности ребенка. Непонимание ребенка взрослыми связано с особенностью развития речи. Стремление к общению со взрослыми порождает различные средства, которыми пользуется ребенок. На первом этапе таким средством выступает жест, впоследствии жест сопровождается особой речью, называемой автономной. В этой речи звуковой состав слов не совпадает с нашим, отличается и значение слов. Слова могут не иметь постоянных значений или отражать конкретную ситуацию. Часто общение возможно только в конкретной ситуации. Постоянное общение с ребенком, стремление понять его сглаживают негативные реакции кризисного периода. С появлением речи – центрального новообразования этого возраста – заканчивается и кризис одного года. Создание спасительной атмосферы вокруг младенца Рассматривая особенности воспитания ребенка в первые годы его жизни, воспользуемся трудами святителя Феофана Затворника Вышенского – пожалуй, единственного, кто обратил внимание не только на практику христианского воспитания, но и начертал основы православной психологии. Понятно, что мы будем говорить о детях, которых родители покрестили в первые два месяца их жизни. «Младенец живет, – пишет святитель Феофан, – следовательно можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы святые Тайны, за ними вся церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей. Все сие, в совокупности составит спасительную вокруг младенца атмосферу. Всем сим таинственно наитствуется благодатная жизнь, зачатая в младенце. Частое причащение святых Христовых Таин (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистое Тело и Кровь Его освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостию и игранием духа, в коем готово всякого обнимать как своего. Нередко св. причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости…

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-duhovn...

По мысли святителя, «частое причастие Святых Христовых Тайн (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез Пречистые Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил». Однако в своей пастырской практике святитель Феофан учитывал и личное духовное устроение каждого человека. Одной женщине о частоте причастия он пишет: «Что касается до чаще, то не надо учащать, потому что частость эта отнимает не малую часть благоговения к сему величайшему делу... разумею говение и причащение». На рубеже XIX и XX веков практику частого и даже ежедневного причащения возродил святой праведный Иоанн Кронштадтский . В кронштадтском Андреевском соборе, настоятелем которого он был, он совершал литургию ежедневно; за литургией, как правило, причащались все присутствующие. В своем богословском дневнике Иоанн Кронштадтский оспаривал распространенную практику редкого причащения и настаивал на том, что причащаться нужно как можно чаще – если возможно, ежедневно: Есть люди, которые только по нужде и необходимости приступают к принятию Святых Тайн раз в год. Это... нехорошо, потому что исполняют уже свой христианский долг как бы из-под палки, по необходимости... А если Господь есть истинный хлеб, то мы должны желать этого хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это – хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище – в Теле и Крови Христовых, мы нуждаемся каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь...» Правила подготовки к причащению Церковь всегда осознавала, что причащение великой святыни – Тела и Крови Христовых – требует от человека внутренней готовности. Апостол Павел предупреждал христиан: Посему кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

А нам, в наш просвещенный век, приходится, к сожалению, видеть его нравственно расслабевающим. От суровости школы церковной не вымерли и не оскудели дарованиями древние дворянские роды, не расслабело, не измельчало население, не упал дух народный. Народ наш чувством сердца понимает, какие сокровища он из церкви выносит. В ней он получает ясные понятия о Боге и вечной жизни, о грехе и добродетели, обличение своих слабостей, побуждение к исправлению, утешение в скорби; в ней он живет духом, в ней он торжествует священные празднества веры и воспоминания великих событий отечественной истории. От того он и готов всегда положить жизнь свою за веру Православную, за храмы Божии, за святыни Родной земли. Теперь, ознакомившись с общими приемами христианского воспитания детей, мы изучим более частные правила воспитания или воздействия на них. Чем раньше, тем лучше воспитывать человека. Воспитание нужно начинать еще с колыбели. Здесь приложимы Святые Тайны, за ними вся церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей. Частое приобщение Святых Христовых Таин (можно прибавить: сколь можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистое Тело и Кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, дажетех, кои в детях всего сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостию и игранием духа, в коем готово обнимать всякого, как своего. Нередко Святое Причащение сопровождается и чудо действиями. Святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречив и премудрости. Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к Святому Причащению, и очень редко имел нужду употреблять потом медицинские пособия.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Ангелина Ангелина 2019/06/18, 15:40:44 Матушка Всецарица, прошу твоих молитв об исцелении позвоночника моего ребенка, об исцелении Р.Б.Парисы от онкологии, о моем исцелении по женской части, сердечной недостаточности, помолись об исцелении моем от порчи и оккультного дара. Аминь. Ангелина 2019/06/17, 07:46:50 Всецарица,Опора больных,исцели и помоги мне в моих женских немощах.Аллилуия!!! р.Б.Лариса 2019/06/16, 22:16:48 Матушка Богородица,Благодетельница наша,помоги родненькая наша! Спаси и вразуми , наставления на путь истинный р.Б.Александру и р.Б.Апполинарию. Не оставь их без ТВОЕГО Святаго попечения и Покрой их Своим Честным Омофором и избавление их от лукавого! Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.Аминь.Аминь. 2019/06/15, 21:48:30 Пресвятая наша Матушка, Матерь Божия Богородице Всецарица! помоги моей сестре Галине. исцели её от рака, прибави ей силы бороться за жизнь и выдержать тяжелое лечение: я так перед ней виновата: плачу до сих пор, вспоминая её глазенки ребенка-беспризорницы, умоляющие меня, уже взрослую девушку о любви и внимании.Прости нас, Милосердная Матушка Всецарица, исцели её, тяжкоболящую Галину, ведь страдает и из-за моего греха.Молю, прости.Аминь. р.б. Иоанна. Иоанна 2019/06/15, 21:14:35 Пресвятая наша Матушка, Матерь Божия Богородице Всецарица! помоги моей сестре Галине. исцели её от рака, прибави ей силы бороться за жизнь и выдержать тяжелое лечение: я так перед ней виновата: плачу до сих пор, вспоминая её глазенки ребенка-беспризорницы, умоляющие меня, уже взрослую девушку о любви и внимании.Прости нас, Милосердная Матушка Всецарица, исцели её, тяжкоболящую Галину, ведь страдает и из-за моиго греха.Молю, прости.Аминь. р.б. Иоанна. Иоанна 2019/06/15, 11:35:43 Пресвятая Богородица!Прошу тебя об исцелении меня р.Б.Елену от психической болезни пожалуйста р.Б.Елене 2019/06/15, 11:35:15 Пресвятая Богородица!Прошу тебя об исцелении меня р.Б.Елену от психической болезни р.Б.Елене 2019/06/13, 07:07:48 Мамочка Божия Вссецарица ,исцели мое ухо пожалуйста.

http://isihazm.ru/?id=365&c_pid=3

Еще одно решение (журнал 60-й) касалось стороннего для главной темы вопроса, но тоже загадочного. Было принято решение в озродить существовавшую до 1918 года должность протопресвитера военного и морского духовенства. На эту должность был назначен иерей Олег Овчаров, который будет ее исполнять на срок исполнения им обязанностей председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. В чём загадка? В том, что эту идею, насколько нам известно, активно продвигал бывший главный военный капеллан РПЦ епископ Савватий (Загребельный), который решением Св. Синода 27 мая был уволен от должности главы Синодального отдела и направлен на кафедру в далёкую Киргизию. Получается, он идею обосновал и продвинул, но назначили другого… Впрочем, возможно такое решение связано не только с аппаратными ошибками, как говорят, владыки Савватия, но и с тем, что епископ не может быть протопресвитером. Три остальных решения Св. Синода связаны с Украиной. Принято более жёсткое по тональности решение по Киевскому собору (журнал 58-й), в котором помимо призыва к сугубой молитве и выражения сочувствия к собратьям из УПЦ МП, подвергающимся беспрецедентному давлению, звучат уже предупреждения и призывы к соблюдению канонов. Синодалы выразили поддержку тем архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам УПЦ, которые не принимают решения Киевского собора и борются за соблюдение канонического строя Церкви. Акцент уже иной. В решении Синода также подчеркнуто, что самочинные действия по изменению статуса УПЦ МП могут привести к появлению уже в ней нового раскола. Такая позиция нашла поддержку у многих ревнителей церковного единства на Украине . Так к нам в редакцию поступила телеграмма на имя «Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Великия, Малыя, Белыя и иных северных стран) Кирилла» от известного церковного деятеля из Киева председателя Всеукраинского Братства Архистратига Божьего Михаила Валентина Лукияника. В телеграмме выражается поддержка решениям Св.Синода: « Полагаю своим христианским долгом выразить благодарность Св. Синоду РПЦ за принятые четкие канонические решения по разбойному сборищу т.н. УПЦ от 27 мая сего года. Православие, каноническую православную Церковь и на Украине не одолеют врата ада. Изменой, трусостью и обманом не защищают веру и свои жизни. Единство полноты Русской Православной Церкви аксиома, а не предмет «размышления». Прибави им зла, прибави им зла славным земли. Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/13/za...

I. Воспитание нужно начать с самого раннего детства, с колыбели младенца. Младенец живет, следовательно можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы св. тайны, за ними вся церковность; и с ними вместе вера и благочестие родителей. Все сие, в совокупности, составит спасительную вокруг младенца атмосферу. Частое причащение св. Христовых таин (можно прибавить: сколько можно частое) живо и действенно соединяет с Господом новый член Его, чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающие таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостию и игранием духа, в коем готово всякого обнимать, как своего. Нередко св. причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились в молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка, после напоившего церковь потоками сладкоречия и премудрости. Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к св. причащению, и очень редко имел нужду употреблять потом медицинские пособия. Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь , прикладывание к св. кресту, евангелию, иконам, накрыванию воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление св. водою, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее. Под этим видимым охранением есть невидимое: ангел хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения, блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности детищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Частое Причащение Святых Таин. Любовь и благочестие должны окружать младенца с первых дней его жизни. Рассмотрим вкратце основные вопросы христианского воспитания детей родителями (вопросы христианской педагогики). Самый ранний возраст. Ребенок еще в колыбели. Первые месяцы его жизни. Какие возможны здесь способы духовно-воспитательного влияния на младенца? Основные – частое Причащение Святых Таин, вера и благочестие родителей и вообще церковность. Все в совокупности должно составить благодатную атмосферу вокруг дитяти. Сколь можно частое Причащение Святых Таин живо и действенно соединяет младенца с Господом Иисусом Христом, приводит в мирное состояние его душевно-телесный состав и делает неприступным для темных сил. Так замечено, что «в тот день, когда дитя причащается Святых Таин, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, которые в детях сильнее действуют... – говорит епископ Феофан. – Нередко Святое Причащение сопровождается и чудодействиями. Святой Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время Причащения Господь благодатию Своею разрешил узы языка того, кто впоследствии напоил Церковь потоками сладкоречия и премудрости». «Весьма благотворное влияние имеет на детей, – продолжает святитель, – частое ношение их в храм, прикладывание ко святому кресту, Евангелию, также поднесение к иконам, осенение крестным знамением, окропление святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника... и вообще все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее. Наряду с этим видимым охранением есть невидимое: Ангел хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения. Он блюдет его, своим присутствием невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимся в крайности дитем» 501 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Глава 5. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Тот есть пастырь добрый, который учит, и то, чему учит, сам делом показывает. Потому пастырям не только должно учить, но и самим являть пример добрых дел. Пастырь добрый подобен вождю, который и путь указует людям, и сам идет впереди, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал Лука святой: «Иисус делал и учил от начала» ( Деян. 1:1 ). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, потому что учение свое подтверждает делом и житием своим. Святитель Тихон Задонский «Если ты пастырь, то наставь, убеди, укрепи, ободри, раньше всех встань, позже всех ляг – заботься о своей пастве, молись за нее горячо, долго молись, а о себе помолись после; если ты служишь, то служи благоговейно, со страхом и верой», – так говорил протоиерей Валентин Амфитеатров в одной из своих проповедей 31 . Несомненно, что и сам он по мере возможности, и даже сверх обыкновенных человеческих сил следовал этому идеалу. В чем же состояла и как совершалась пастырская деятельность о. Валентина, и каким средствам духовного воспитания батюшка уделял особое внимание? «Источника бессмертнаго вкусите» Частое Причащение жизни, сказал Василий Великий , что иное значит, как не частое оживление? Частое Причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечною жизнию, живущею во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос – водворяется в человеке. Святитель Игнатий Ставропольский Одним из важнейших средств исправления и возрождения души отец Валентин считал частое Причащение Святых Животворящих Таин Христовых и Таинство исповеди. «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто не часто причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое», – писал свт. Иоанн Златоуст . О том же говорили свт. Василий Великий , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский , прп. Серафим Саровский , свт. Иннокентий Херсонский , митр. Московский Платон и другие Святые Отцы и благочестивые проповедники. Едва ли можно найти хотя бы одного святого, который не упоминал бы о важности причащения. Однако в XIX веке в России была уже общепринятой практика редкого – вплоть до одного раза в год – причащения Святых Таин. То же касалось и Таинства покаяния. Такая практика не имела никакого основания в Церковной истории и учении Святых Отцов Православной Церкви и, думаем, возникла из нерадения. Однако она твердо укоренилась, и иной подход к этому вопросу считался неким новшеством, едва ли не ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Чем ни раньше положить начало практическому применению этих общих воспитательных средств, тем лучше. Семейное воспитание возможно и необходимо начать с самого раннего младенчества. Церковность и благочестие родителей лучшие и незаменимые способы воздействия на ребенка в этом периоде. Создать вокруг колыбели младенца христианскую атмосферу, окружить священными предметами и путем примера жизни благочестиво настроенных родителей открыть доступ религиозным впечатлениям к душе его, значит бессознательно, но прочно заложить основы истинно христианской жизни. «Здесь, прежде всего, внимание останавливается на младенце в колыбели, до пробуждения в нем каких-либо способностей. Младенец живет, следовательно можно влиять на его жизнь. Здесь приложимы св. тайны, за ними вся церковность, и с ними вместе вера и благочестие родителей. Все сие, в совокупности, составит спасительную вокруг младенца атмосферу. Всем сим таинственно наитствуется благодатная жизнь, зачатая в младенце. «Частое причащение св. Христовых Таин живо и действенно соединяет с Господом нового члена Его, чрез пречистое тело и кровь Его, освящает его, умиротворяет в себе и делает неприступным для темных сил. Поступающее таким образом замечают, что в тот день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений всех естественных потребностей, даже тех, кои в детях сильнее действуют. Иногда оно исполняется радостью и игранием духа, в коем готово всякого обнимать, как своего. Нередко св. причащение сопровождается и чудодействиями. Св. Андрей Критский в детстве долго не говорил. Когда сокрушенные родители обратились к молитве и благодатным средствам, то во время причащения Господь благодатью Своей разрешил узы языка, после напоившего Церковь потоками сладкоречия и премудрости. Один доктор по своим наблюдениям свидетельствовал, что в большей части детских болезней следует носить детей к св. причащению, и очень редко имел нужду употреблять потом медицинские пособия». «Большое влияние имеет на детей частое ношение в церковь , прикладывание к св. кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; также и дома – частое поднесение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление св. водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к ним, благословение священника, приношение в домы икон из церкви и молебны; вообще – все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее»!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010