«Многодетность… – писал греческий старец Епифаний (Феодоропулос), – это свидетельство и мученичество. Свидетельство, потому что многодетный христианин постоянно исповедует свою веру: он исполняет заповедь Божию о чадородии. Мученичество же потому, что среди мирских людей он неизменно становится объектом насмешек и шуток, а также потому, что жертвует собой, будучи постоянно обремененным заботами о семье» . Любопытный факт. Зачастую рождению новых детей в православных многодетных семьях, мягко говоря, в гораздо большей степени радуются знакомые этим семьям монахи, чем ближайшие родственники. «Мягко говоря», поскольку в современных семьях рождение более двух детей, как правило, вызывает не радость, а возмущение, помноженное на количество потомков. Автору этих строк пришлось быть свидетелем встречи покойного ныне наместника Оптиной пустыни о. Венедикта (Пенькова) с семьей, в которой воспитывалось семь детей: «Нынче у меня праздник, – ликовал о. Наместник, – утром я встречался с шестидетной семьей, а теперь с семидетной!» Что касается новомучеников, то если мы пытаемся почитать их, не подражая им своей жизнью, перед нами возникает опасность уподобиться тем книжникам и фарисеям, к которым обращены слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23: 29–32). Рейтинг: 9.7 Голосов: 395 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей Горбачев 15 августа 2022, 14:17 Анастасия 14 августа 2022, 06:56: " Рассудительность-очень важная ценность " . Уважаемая Анастасия! Рассудительность - не просто " очень важная ценность " , а по слову прп. Антония Великого - главная добродетель. Но она имеет своего порочного двойника - лукавство, которое по прп. Иоанну Лествичнику " есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, … превратившееся в природу самомнение, противник смирения, личина покаяния, … упорство в своем мнении, причина падений, препятствие восстанию от падения, коварная улыбка при обличениях, безрассудное сетование, притворное благоговение, словом, оно есть бесовское житие " . А выставляется зачастую как рассудительность.

http://pravoslavie.ru/147422.html

В ветхозаветные времена, когда количество людей на земле заметно выросло, появление детей в семье верующих в Бога людей всегда воспринималось как Божье благословение. И сам брак понимался как инструмент воспроизводства человеческого рода. И наоборот, бесплодие воспринималось обществом как то, что Бог не благословляет супругов, и даже как проклятие. Так, святая Елизавета, супруга священника Захарии и мать пророка Иоанна Крестителя, забеременев в преклонном возрасте, говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение (позор) между людьми» ( Лк.1:25 ). Священное Писание говорит о некоторых случаях чадорождения как об особом благословении Божьем. Так, Аврааму Бог сообщает благословение: «Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» ( Быт.17:15-16 ). Сарра зачинает в 99 и рожает в 100 лет. Праведная Елизавета, о которой сказано выше, также зачинает особым благословением Божьим, сообщенным Захарии Архангелом Гавриилом: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» ( Лк.1:13 ). Самое известное благословение Божие относительно деторождения – благая весть Деве Марии, также сообщенная Ей Архангелом Гавриилом: «Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1:28-31 ). Церковь, понимая деторождение как особый акт творения Божья, видит в нем благословение, преподаваемое Богом верующим в Него. Это важный и принципиальный момент, поскольку нельзя говорить о благословении Божьем для неверующих или закоренелых грешников. Например, в семьях людей, страдающих алкогольной зависимостью или сниженной социальной планкой часто бывает по нескольку детей, такие семьи часто бывают многодетными. Дети в них растут как беспризорники и родителей часто лишают родительских прав. Вряд ли можно сказать, что Бог благословляет такую семью рождением детей. Они там скорее нежелательный элемент, чем желанное благословение.

http://azbyka.ru/semya/chajldfri-svoboda...

Да, мы понимаем, что лучше жить безупречной жизнью, но при этом совершенно точно знаем, что человек, возлагающий на себя бремя, которое не способен понести, оказывается на пути к еще более глубокому падению. Неслучайно говорят, что добровольное воздержание в еде, то есть пост, делает из человека ангела, а принудительное воздержание (голод) превращает его в животное. Необходимо внимательно отслеживать свое духовное состояние, причем не только в краткосрочной перспективе. Если человек говорит себе: «У меня сегодня не было близости с женой, поэтому с утра я зол и раздражителен», – это еще ничего не значит. Возможно, именно преодоление раздражительности со временем приведет его к святости. Но если речь идет об опасности измены или других серьезных опасностях для брака, то, конечно, лучше не отказываться от близости с женой. Неслучайно святой апостол Павел учит нас: [Во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:2–5 ). Иными словами, чувствуя себя пока не готовым к рождению ребенка, лучше уж конвертировать свою похоть в укрепление единства с любимым человеком, чем провожать на улице глазами короткие юбки и жадно заглядывать в каждое декольте. – Отче, о многодетных семьях сказано достаточно, в то время как материалов, посвященных теме бездетности, днем с огнем не сыщешь. Многие мужчины, столкнувшиеся с этим испытанием семьи на прочность, ощущают себя виновными в невозможности зачать ребенка. Что бы вы им посоветовали? И второй вопрос: что вы думаете об усыновлении бездетными парами сирот, содержащихся в детских домах? – Для начала позволю себе небольшое замечание: я бы все-таки не согласился с утверждением, что причиной семейного бесплодия в большинстве случаев становятся мужчины. Это не так, соотношение составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. К сожалению, мы живем в не очень здоровом обществе, и неплодными бывают как мужчины, так и женщины.

http://azbyka.ru/semya/muzhskoj-razgovor...

Протестанты говорят, что в этих семействах не было детей. Но это почти невероятно, чтобы во всех этих семействах, – особенно, если учитывать то, что в древности все семьи, как правило, были многодетными, и взрослые дети часто жили в доме своих родителей со своими детьми, а также, что многие люди имели и рабов с их семьями, – не было ни одного ребёнка. Но даже если мы не можем быть уверенными на все 100% в том, что в этих семьях были дети, то нельзя утверждать и того, что их там не было. И раз мы этого точно не знаем, то нужно поступать по Писанию: если оно даёт нам несколько примеров крещения целых семейств, не уточняя того, были ли там дети, то мы и должны крестить целые семейства, независимо от того, есть ли там малые дети или нет. К тому же, крещение целых семейств со всеми детьми полностью соответствует проповеди ап. Петра (и пророчеству Иоиля) о том, что обетование Крещения и Духа Святого принадлежит «всякой плоти», «каждому из вас», в том числе, и «грудным младенцам». Более того, крещение всей семьи, в том числе и детей, полностью соответствует также учению и практике древней, в том числе и первенствующей, Церкви, чему ниже (в абз. 175–186) мой читатель увидит ясные подтверждения. 5) В Ветхом Завете есть прообраз Крещения – переход евреев через Чермное море ( Исх. 14 гл.). Об этом событии вспоминает ап. Павел: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ( 1Кор.10:1–2 ). Вообще, эта знаменательная история спасения израильтян от египетского плена и власти фараона является прообразом не только Крещения, но и всего новозаветного спасения человека во Христе от плена греховного и власти диавола. Здесь присутствуют все 6 элементов новозаветного спасения, о которых было сказано выше (абз. 89–91) в истории о солдатах: 1) вестник о спасении – Моисей 514 ; 2) добрая весть о возможности спасения от врагов на другом берегу моря; 3) вера евреев Моисею и благой вести о спасении; 4) осознание ими своего погибельного положения; 5) действие, то есть сам переход через море, и 6) другой берег – место спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Такие люди не в курсе, что как и во всех семьях дети в многодетных семьях тоже бывают разные. Одни с радостью любят играть с малышами или тянутся к какой-то помощи по дому, на других «где сядешь там и слезешь». Некоторых старших в многодетных семьях родители вообще принципиально не заставляют няньчиться и водиться с младшими. Одного ребенка из многодетной семьи при первом знакомстве «пожалела» преподаватель музыкальной школы, а также как-то не очень адекватная сестра соседки на детской площадке (в анамнезе своей семьи эта сестра соседки оказалась старшим ребенком в семье своих родителей и ненавидящей в детстве свою младшую сестру, с которой тогда ей не хотелось проводить время по просьбе родителей), что старшая девочка в этой многодетной семье (которую «жалела» эта старшая сестра соседки) после таких «семян» из социума в последствии села на шею вообще всей семье. Не только средним детям, но и младшим этой семьи, и дома вообще ничего не делала (не стирала за собой со стола крошки и не убирала тарелки после еды, естественно, не мыла их и не дежурила раз в неделю по загрузке посуды в посудомоечную машину. А об остальных минимальных домашних поручениях подавно речи и близко уже не стояло, о более крупных поручениях и подавно). Радует, что, пожалуй, первыми разочаровались в антипиаре многодетности, по крайней мере в Югре, гинекологи и работники родильных домов (последние зачастую не случайно сами многодетные). За что им спасибо! И это естественно, именно к ним первым идут рожать женщины из благополучных многодетных семейств. В разговоре с одной многодетной мамой (в контексте о компьютерном обеспечении и, если вдуматься, то каждого школьника компьютером – в пяти-семи и более детной многодетной семье за свой счёт! Вряд ли любая семья вообще может позволить себе купить пять, семь и более компьютеров для актированных дней, карантинов и пр.) педагог (и ее тоже можно понять, она так-то выполняла свою работу, и эта проблема государственного регулирования вообще, если ее как-то поднимали даже в Совете Федерации РФ) напирала, требуя исполнения технических обязательств по школе: «Вы нарожали, Ваши проблемы, должны заботиться». Другой многодетной маме тоже из благополучной многодетной семьи тренер (в анамнезе своей семьи, имеющая неблагополучный пример своей мамы – раскидавшей детей по родственникам и детским домам), в лицо сказала прямо при детях этой многодетной мамы: «Зачем ты их столько нарожала вообще?!»

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/07/mn...

Дети нужны, чтобы что-то осталось после тебя. II. ПОЧЕМУ В ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЬЯХ БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ? Престиж мучения - один из главных элементов христианства. Поэтому и мучают христиане своих женщин. Есть у одного христианского авторитета слова " плодитесь и размножайтесь " . Сказал авторитет - значит надо. Обсуждению не подлежит. Видела такие православные семьи, где рожают детей не потому, что осознанно хотели много детей, а просто потому, что " так случилось " , а аборты неприемлемы. У меня сложилось впечатление, что как раз в " неправославных " семьях многодетность (более редкая) является более " осознанной " . Православным многодетным семьям просто-напросто проще, чем таким же неправославным. Им легче реагировать на нападки, со стороны окружающих, у них есть твердая опора в лице Церкви. Да и просто в бытовом плане - приход всегда поможет. И в плане общения с единомышленниками православной маме тоже проще. Не могу однозначно связать обилие детей в православных семьях с любовью. Вертится в голове что-то про запрет контрацепции. В семье православной, где Любовь пишется и произносится с большой буквы - любовь к детям (ибо их есть Царствие Божие) - естественна и органична. Думаю, в таких семьях детей больше просто потому, что любое действие воспринимается как воля свыше. Раз забеременела, значит рожать, предохраняться - грех, аборт - тем более. На высшие силы спихивается ответственность за все свои мельчайшие поступки в жизни. Как правило: православная семья - малограмотная семья - много детей. Наверное, действительно, в семьях, живущих по Закону Божьему, детей больше. Может, потому, что в таких семьях страхов меньше. Любая религия ратует за то, чтоб ей плодили паству. Здесь важно не " качество " поколения, а его " количество " , стадо, так как " нести в будущее каноны православия " некому будет, а с вопросом " как их кормить " - многодетных отправляют к Богу. В православных (шире - религиозных) семьях детей больше, так как это люди, которые настроены на то, чтобы давать, а не брать. Для них естественно жить для других.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Девять «Я» семьи Саминских На вопрос, почему молодые родители не хотят больше двоих детей, часто можно услышать: «Зачем нищету плодить?» Распространенный миф о многодетных семьях: живут впроголодь, одежду занашивают до дыр, а главное — не видать детям хорошего образования, в лучшем случае — среднее специальное. 16 ноября, 2011 На вопрос, почему молодые родители не хотят больше двоих детей, часто можно услышать: «Зачем нищету плодить?» Распространенный миф о многодетных семьях: живут впроголодь, одежду занашивают до дыр, а главное — не видать детям хорошего образования, в лучшем случае — среднее специальное. Чтобы опровергнуть распространенный миф о многодетных семьях: живут впроголодь, одежду занашивают до дыр, а главное — не видать детям хорошего образования, в лучшем случае — среднее специальное, «Виноград» решил встретиться с семьей, в которой все дети уже взрослые, некоторые сами имеют семьи, и родители могут подвести итог.  На вопрос, почему молодые родители не хотят больше двоих детей, часто можно услышать: «Зачем нищету плодить?» Распространенный миф о многодетных семьях: живут впроголодь, одежду занашивают до дыр, а главное — не видать детям хорошего образования, в лучшем случае — среднее специальное. Репортажи о жизни молодых многодетных семей не могут убедить скептиков: дети там еще маленькие, что с ними будет дальше — неизвестно. Поэтому «Виноград» решил встретиться с семьей, в которой все дети уже взрослые, некоторые сами имеют семьи, и родители могут подвести итог — удалось ли им вывести сыновей и дочерей «в люди»? Итак, родители:  Саминский Александр Львович. Родился в Москве в 1950 г. В 1972 г. окончил отделение истории искусств исторического факультета МГУ. Историк византийского искусства. Ведущий научный сотрудник Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Головина Анна Федоровна. Родилась в Москве в 1952 г. В 1980 г. окончила русское отделение филологического факультета МГУ. С недавнего времени на пенсии. Дети: София, 36 лет. Окончила романо-германское отделение филологического факультета МГУ по специальности «шведский язык». Замужем. Четверо детей. Преподаватель английского и шведского языка.

http://pravmir.ru/devyat-ya-semi-saminsk...

Самый высокий уровень бедности — среди детей в многодетных семьях 7 августа. ПРАВМИР. Более четверти российских детей (26%) в возрасте до 18 лет живут в семьях с уровнем денежных доходов ниже прожиточного минимума. Такие данные статистического мониторинга бедности за 2017 год представил Росстат. Как пишет РБК , это наиболее актуальные официальные данные по уровню детской бедности в России. Итоги 2018 года станут известны только летом 2020 года. Острее всего проблема бедности детей стоит в сельской местности. В 2017 году росли в малоимущих семьях 45% детей, живущих на селе. Самый высокий уровень бедности — среди детей в многодетных семьях. Растут в бедности более половины (52,2%) детей в таких семьях. Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева отметила, что детская бедность опасна формированием «ловушки нищеты». Дети, растущие в таких условиях, не могут получить достойное образование, полноценное медобслуживание и социальные услуги. В итоге они становятся аутсайдерами на рынке труда и обречены на низкооплачиваемую работу, что в будущем автоматически приводит к низкому уровню пенсий. По данным Росстата в 2014 году уровень детской бедности составлял 20,7% и резко вырос в 2015 году до 27,4%. После этого доля детей, растущих в малоимущих семьях, начала постепенно снижаться. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 марта, 2016 21 ноября, 2018 25 января, 2019 29 марта, 2024 28 марта, 2024 28 марта, 2024 26 марта, 2024 25 марта, 2024 20 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/rosstat-bolee-chetvert...

Конечно, нам дан образец, идеал. В реальности не всегда так получается. Но нам есть к чему стремиться. - А каковы, по Вашему опыту, особенности в православных и неверующих многодетных семьях? - Не могу судить обо всех неверующих многодетных семьях. Но по своему опыту могу сказать, что там дети, вырастая, чаще говорят: " Я не хочу много детей " . А в православных семьях дети, как правило, тоже становятся многодетными родителями. И главное, в неверующих семьях часто серьезная беда воспринимается как катастрофа и разрушает саму семью. Например, смерть кого-то из родных или эгоизм выросших детей, которые не хотят работать, сидят на родительской шее и терроризируют всех родных. Если же верующий человек терпит крах, через какое-то время он опять восстанавливается. У него есть вечная основа (Господь, Который отдал свою жизнь за нас, поэтому верующий более устойчив к трудностям, к горю. " Бог в баночке " - Считается, что один-два ребенка в семье - это нормально и достаточно. Зачем же " плодить нищету " , если нет ни материальных возможностей, ни уверенности в завтрашнем дне? - Советское время преподнесло нам замечательный пример. 60-70-е годы были очень тихими, спокойными. Мы были уверены в завтрашнем дне. Рожай не хочу, воспитывай не хочу. Государство заботилось о детях, давало дотации и так далее. А посмотрите на статистику: в семьях было в основном один-два ребенка. Потому что рождение детей на самом деле никак не зависит от материального благополучия. Многодетность - это не экономическая целесообразность и не забота о демографическом состоянии народа (хотя, чтобы общество не вымерло, 15 % семей должны иметь хотя бы троих детей, а реально по статистике их имеют только 4 %). Скорее, это нравственная установка родителей, их состояние души. Это желание прикоснуться к счастью. А нам в качестве символа многодетной семьи преподносят полуголодных голых ребятишек где-нибудь в Индии, толпы побирушек-цыганят или неумытых, грязных детей пьяниц. Это - мифы. В современных православных семьях все по-другому, я знаю об этом не понаслышке. Хотя и бывает, что, например, иногда не вымыта посуда или накопилась стирка, но такое случается в любой семье.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Глава Совета Федерации: В основе единого закона о многодетных семьях будет региональная практика 31 января, 2018. Новостная служба Возможность региональной поддержки семей с тремя и более детьми останется 31 января. ПРАВМИР. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что сенаторы уже начали работу над единым законом о многодетных семьях. Разработкой документа занимаются профильные Комитеты и вице-спикер Софеда Галина Карелова. «На это потребуется время — нам предстоит непростая работа. Лучше не торопиться и сделать качественный закон», — заявила спикер палаты регионов «Парламентской газете». Валентина Матвиенко считает, что российским семьям нужен единый юридический статус, но при этом следует избегать «абсолютной унификации» мер поддержки и оставить для многодетных семей возможность региональной поддержки. «У них должен быть единый юридический статус — сейчас в разных регионах он регламентируется по-разному. Нам предстоит внимательно изучить региональную практику и заложить ее в основу единого закона», — отметила глава Совета Федерации. С предложением о создании единого закона о многодетных семья в ходе недавних Рождественских чтений выступил Патриарх Кирилл. Его инициативу поддержали спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2020 6 марта, 2020 21 июня, 2017 1 августа, 2017 25 января, 2018 31 марта, 2023 10 мая, 2021 1 августа, 2020 20 июля, 2020 4 апреля, 2020 6 марта, 2020 21 июня, 2017 1 августа, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/glava-soveta-federatsi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010