Кто-то считал, что оно обозначает третью и шестую песни утреннего канона, положенные по уставу пред малым входом на Литургии. Ближе к истине проф. Д.Ф. Беляев, отожествляющий τριτοκτης (подразумевается ρα) со службою часов. Диаковский пришёл к выводу, что тритекти ближе всего по своему чинопоследованию к Литургии оглашенных, или даже можно считать, что это и есть Литургия оглашенных. Древний институт оглашенных нуждался в особом, исключительно для него приспособленном и более или менее постоянном богослужебном последовании. Конечно, это необычно для современного сознания: для оглашенных совершается специальная литургия, перекликающаяся с постовой службой. И, разумеется, это материал для литургистов. Для нас же важно понять, насколько внимательно относились в древности к оглашенным. Россия в конце прошлого столетия оказалась в сходном положении с Древней Церковью: было много людей, не просвещённых христианским учением, и предстояло практически новое крещение Руси. Еще совсем недавно современный канонист протоиерей Владислав Цыпин писал: «Чин оглашения у нас соединяется с самим таинством Крещения. Поэтому " оглашенных " в точном смысле этого слова у нас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства. Согласно указу Св. Синода от 22 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок». Протоиерей Владислав напоминает, что оглашенные были фактически в России еще в XIX веке, и кроме того, даже самую незначительную подготовку приравнивает к оглашению. Но, с момента написания книги многое изменилось, и священноначалие большое внимание обратило на подготовку к Таинства Крещению. 27 декабря 2011 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был принят документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и сейчас в России перед крещением, готовящийся к принятию Таинства должен пройти минимум две беседы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/26/og...

Особенное внимание епархиального начальства обращено было на введение в церквах стройного хорового пения. Народ любит церковное пение и принимает в нем участие. Духовенству ввиду сего внушается, чтобы оно составляло певческие хоры из учащихся в местных церковно-приходских школах, а учителя и псаломщики обязываются с особенным усердием заниматься церковным пением. В январе 1896 г. в городе Гапсале открыто общество любителей православного церковного пения. Деятельность общества выразилась в устройстве церковного хора из действительных членов общества и учащихся в приходском училище. Всех членов общества к 1-му января 1898 г. состояло 39. Ввиду испытанного уже весьма важного значения церковно-приходских школ в деле религиозно-нравственного просвещения подрастающего молодого поколения, как епархиальное начальство, так и духовенство заботились об увеличении числа сих школ и о возможно лучшей их постановке. К концу 1897 г. церковно-приходских школ в Рижской епархии состояло 483, а именно: в Лифляндской губернии 368 (из них 224 вспомогательных), в Курляндской 46 (из них 15 вспомогательных) и в Эстляндской 69 (из них 38 вспомогательных). В числе школ, показанных во всех трех губерниях 22 было женских. В перечисленных школах обучалось 17.434 детей обоего пола (11.230 мальчиков и 6.204 девочек), в том числе православных 12.916, единоверцев 57, старообрядцев 136, католиков 231, лютеран 4.038, баптистов 2 и евреев 54. Кроме обычных предметов преподавания, в некоторых школах епархии введено обучение рукоделиям, переплетному, столярному, токарному ремеслам и т. п. При всех приходских школах устроены библиотеки, состоящие преимущественно из учебников и книг религиозно-нравственного и исторического содержания. При Гапсальском и Верроском приходских училищах велись, кроме того, по воскресным и праздничным дням учебного времени народные чтения со световыми картинами, предметом коих служили: евангельская история и некоторые выдающиеся события из русской истории, тесно соприкасающиеся с духовно-религюзной жизнью русского народа. Устройство этих чтений, привлекающих, кроме учеников, массу посторонних и даже иноверцев, принося несомненную пользу учащимся, вызывает всеобщей живой интересе со стороны взрослых и оказывает на них благотворное влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Итак, те, которые готовятся просветиться в Великую Субботу, должны во всю Четыредесятницу поститься и предочищаться воздержанием и таким образом приступать к просвещению». О            древней практике крещения в Великую Субботу напоминает ныне песнопение «Елицы во Христа крестистеся…», которым заменяется в этот день Трисвятое пение. Чин оглашения у нас соединяется с самим Таинством крещения. Поэтому «оглашенных» в точном смысле этого слова у нас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства. Согласно указу Святейшего Синода от 22 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед крещением обучались закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок. Что же касается детей до 14 лет, то их в синодальную эпоху крестили вместе с родителями и без предварительного обучения православной вере. Лиц, болезнь которых представляла опасность для их жизни, разрешалось крестить немедленно, без оглашения. Но при этом требовалось, чтобы священник был убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти. О крещении больного иноверца без предварительного оглашения его истинам веры священник обязан был немедленно сообщить архиерею. По выздоровлении новокрещеный вручался опытному пастырю для научения. Такая практика отвечает требованию 47-го правила Лаодикийского Собора: «В болезни приявшим крещение и потом получившим здравие подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися». Крещение иноверцев, достигших совершеннолетия, в синодальную эпоху совершалось в воскресные и праздничные дни перед Божественной литургией, чтобы новокрещеный мог причаститься Святых Таин. К крещению не допускаются бесноватые, за исключением тех случаев, когда им угрожает смертельная опасность: «Когда беснуемый не очистился еще от духа нечистаго, то не может прияти святое крещение: но при исходе от сея жизни крещается» (ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Возобновляясь и учреждаясь вновь на началах закона 1864 г., все вышепоименованные братства, хотя и положили в основу своей деятельности оказание «мирской» защиты православию и духовной милости нуждающимся в ней единоверцам, – однако на практике осуществляют свои задачи различно, смотря по тому, в какой местности России они действуют, с какими религиозными интересами главным образом сталкиваются, в какой среде работают и какими средствами обладают. Так, некоторые братства, усвоив идеи христианской самопомощи глубже других, действуя в среде благоприятной и обладая достаточными средствами, а также поддержкой со стороны лиц, сочувствующих их целям, – могли постепенно расширить свою деятельность, усматривая все новые стороны для своего духовно-нравственного воздействия на народ; другие братства должны были обратить свое главное, а в некоторых местностях и исключительное внимание на борьбу с расколом и сектантством, или же на распространение просвещения среди инородцев; иные братства, по недостатку ли средств, а также по каким либо местным причинам, принуждены были ограничить свою деятельность одной лишь стороной – благотворительностью в тесном смысле слова, или же попечением и заботой о своих местных церковных нуждах; наконец, учредились и такие братства, которые сосредоточили все свои усилия на одной книжно-издательской деятельности. Обозревая братскую деятельность в целой ее совокупности, мы видим, что она, согласно закону 1864 г., распадается на четыре самостоятельные группы, которые в свою очередь распадаются на несколько отделов, а именно: I. Религиозно-просветительная деятельность заключается в заботах: а) о просвещении детей, б) о просвещении взрослых. II. Миссионерская распадается на: а) противораскольническую и противосектантскую, б) просвещение и обращение к истинной вере иноверцев. III. Благотворительная осуществляется: а) в устройстве разного рода богоугодных учреждений, б) в оказании материальной помощи неимущим, сирым, немощным и убогим, а также, в частности, бедным ученикам духовных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В 1742 году архимандрит Димитрий поставлен был епископом в нижегородскую епархию, и после него начальником миссии сделался архимандрит Сильвестр Головацкий, бывший учитель Казанской семинарии, который вместе с другим образованным учителем, иеромонахом Вениамином Пуцек-Григоровичем, неутомимо трудился над обращением инородцев. В трудах этих миссионеров деятельное участие принимал и архипастырь Лука Конашевич. Он строил церкви в новокрещенных деревнях, учреждал школы для новокрещенных детей, избирал для них учителей и заботился об обеспечении учеников. В епископство Луки, трудами миссионеров было обращено в христианство более 100.000 иноверцев. Такое успешное распространение христианства зависело оттого, что правительство при императрице Елизавете Петровне оказывало деятельное содействие миссионерам. Императрица Елизавета всем крещённым вновь инородцам объявила свободу от некрещённых помещиков, три года льготы от податей и прощение тяжких преступлений, совершённых до крещения. Новокрещённым велено было давать крест, рубашку, обувь, шапку и денег 1 / 2 р. взрослым и 50 коп. малолетним. Правительство распорядилось отделить крещённых от некрещённых, остановить постройку новых мечетей в татарских поселениях и в тех, в которых жили крещённые татары, сломать мечети. Распоряжение о сломке мечетей, деятельно приводимое в исполнение при Луке Конашевиче, вызвало волнение среди инородцев, так что правительство сочло нужным перевести Луку в другую епархию. С 1762 года казанским архиепископом назначен был опытный миссионер Вениамин Пуцек-Григорович, но при нём миссионерская деятельность в Казанском крае стала ослабевать. Правительство при Екатерине II, руководясь соображениями государственными, чуждыми интересам веры, не только не оказывало миссионерам содействия, но стало неблагосклонно относиться к их деятельности. В 1764 году закрыта была контора новокрещенских дел, а после Пугачёвского бунта, в котором инородцы принимали деятельное участие, запрещено было посылать к ним проповедников без сношений с гражданским начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

4) Поощрять всякую инициативу женщин и вообще лиц в их служении св. миссии через школу, медицинскую помощь и пр. 5) Необходимо устройство воскресных занятий для взрослых по изучению Закона Божия, по преимуществу, для женщин, как менее христианско-просвещённых; это совершенно необходимо среди крещёных инородцев и, в особенности, среди крещёных татар. 6) Предложить интеллигентным женщинам высшаго круга всячески помогать переводами и изданиями книг, переводов с иностранных языков, что уже делается на Западе. 7) Обратить внимание епархиального начальства на то, что «русские женские монастыри могут нести вообще культурную работу, обучая окрестное население садоводству, плодоводству, интенсивному сельскому хозяйству и т.п.» с. 552–553]. Автор Михалев Д. справедливо замечает, что Съезд отводил женской миссии особую роль, принимая женщин-миссионерок и в качестве миссионерского примера, и в качестве миссионера-проповедника, и в качестве учителя иноверцев, и не только в духовном, но и в житейско-бытовом плане С докладом-проектом «О подготовке миссионеров» на Съезде выступил прот. Иоанн Восторгов 97–56]. Добавим, что Съездом было сделано обращение в адрес правительства с ходатайством о лишении установленных льгот и привилегий для мусульман, принявших православие из меркантильных соображений, а потом снова отпавших в ислам . Особенно это касалось инородческой знати, являвшей злостный пример для подражания прочему инородческого населения. Одновременно было принято ходатайство о «закрытии границы» Российской империи для турецких, персидских и иных мусульманских эмиссаров-проповедников, которые «нарушали мирную совместную жизнь христиан и мусульман», особенно в районах Кавказа и Средней Азии В заключении раздела рассмотрим Постановления Первого Казанского миссионерского съезда по внешней миссии (1910 г.) т. 2, с. 16–19]. В результате обсуждения собранием было принято следующее: 1 . Открыть при Св Синоде Всероссийский миссионерский Совет по делам внешней и внутренней миссии, обеспечив его прямую связь с Церковным священноначалием. В состав Совета, на условиях постоянного и временного членства, включить представителей миссионерской науки и наиболее опытных миссионеров-практиков.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Как известно, в Лондоне существуют участковые «сестры милосердия», и каждая из них имеет свой небольшой район, в котором хорошо знает все бедные семьи, их детей и всю домашнюю обстановку этих семей. Сестры часто обходят свой район, следят за беспризорными детьми, ведут их в ближайшие сады, устраивают игры и таким образом спасают этих детей от уличных опасностей. У нас также несомненно найдутся богобоязненные женщины и девушки, которые бесплатно, или же за небольшое вознаграждение, согласятся в наших городских приходах взять на себя священную обязанность ограждать бедных и беспризорных детей от всяких опасностей и в особенности от впадения в ранний разврат. После забот о детях (являющихся как бы залогом будущего благосостояния церкви и государства), приходской совет должен иметь попечение о беспомощных и убогих женщинах, по преимуществу сирых, дряхлых и вдовых, при чем для тех из них, которые еще могут выйти замуж, приходские советы могли бы собирать и приготовлять небольшое, приданое, состоящее из необходимого белья, одежды и самых необходимых вещей в хозяйстве. Так как, по нашему мнению, в члены приходского совета можно и должно выбирать благочестивых женщин, то на них и следовало бы возлагать ближайшую заботу об устройстве требующих помощи приходских детей и женщин. Затем приходские советы должны обратить внимание и на участь взрослых престарелых и убогих мужчин своего прихода. Для всех таких требующих помощи мужчин надлежит построить в приходе богадельни для их призрения, при чем современные православные люди должны вспомнить, что у нас в старину на погостах (как мы уже упоминали об этом выше) около храмов всегда устраивались кельи для нищих, питавшихся подаяниями «от церквей Божиих». Если многим деревенским и сельским приходам иногда не под силу содержать всех своих бедных, то городским приходам, особенно же столичным, да будет стыдно, что по улицам городов и столиц ходят за подаяниями толпы калек и убогих, возбуждая сострадание даже у иностранцев и иноверцев, и полное их удивление к холодному равнодушию, небрежности и бессердечности православных христиан, допускающих у себя такое публичное оказательство бедноты, наготы и убожества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

постан. Св. Син. от 23 мая–6 июн. 1903 г.; см. подр. Ц.Вед. 1904, 4, офиц. ч.). 498 Г. Обер-Прокурором Св. Синода в циркулярном отношении, от 8 июля 1893 г., на имя Преосвященных юго-западных епархий (Холмско-Варшавской, Литовской, Минской, Могилёвской, Полоцкой, Подольской и Волынской) было разъяснено, что требование 31 ст. Устава Дух. Консисторий относительно крещения малолетних нехристиан только с письменного согласия их родителей или опекунов должно быть соблюдаемо во всей точности, и что только в исключительных случаях, когда таковое условие представляется неудобоисполнимым, на изъятие из означенного требования закона должно быть испрашиваемо разрешение Св. Синода. 499 Здесь под иноверцами должно разуметь нехристиан-евреев, магометан и язычников (Рук. д.с.п. 1885, 49). 500 Это разрешение епархиальное начальство даёт им или прямо, по своему усмотрению, или же предварительно делает сношение с местными гражданскими начальствами, как о том предписано указом Св. Синода 1840 г. 20 февр. 501 По поводу присылки одним священником Черниговской епархии местному Преосвященному телеграммы, в коей была изложена просьба о разрешении окрестить двух евреек, на оной телеграмме от Его Преосвященства резолюция последовала такая: «странно было бы путём телеграфического сообщения разрешить такое дело, как окрещение евреек» (см. Черн. Е.В. 1894, 8). 502 Если изъявляют желание присоединиться муж и жена, а равно и их взрослые дети, то подаётся одно общее прошение за подписью всех указанных лиц. – Священники большей частью раньше знают о желании лиц нехристианского исповедания креститься, чем эти последние подадут просьбы от своего имени к Е.А., а потому этим лицам всего лучше прилагать отзыв приходских священников, имеющих приготовлять их ко св. крещению и совершать самое крещение (Распор. Ставроп. Дух. Кон., – см. Рук. д.с.п. 1887, 8). 503 В виду частого повторения случаев совращения в иудейство евреев, принявших христианскую веру, что происходит от несоблюдения при совершении таинства св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В чем проявила и проявляет эта общественная сила свою деятельность – об этом весьма обстоятельно говорится в главе 1-й: общий обзор деятельности братств и их организация. Автор подразделяет задачи, преследуемые братствами на следующие общие: религиозно-просветительную, подразделяющуюся на просвещение а) детей и б) взрослых, миссионерскую распадающуюся а) на противораскольническую и противосектантскую, б) на просвещение и обращение к вере иноверцев; благотворительную, осуществляющуюся а) устройством разного рода богоугодных учреждений, б) оказанием материальной помощи неимущим, сирым, немощным и убогим, а также в частности бедным ученикам духовных училищ; церковно-благотворительную, заключающуюся в заботах а) о благолепии храмов, построении таковых, помощи бедному причту, поддержании в порядке кладбищ и т. п. и б) в заботах о благолепии совершения Богослужения в церквах (стройном пении и внятном чтении) (стр. 51). Наиболее плодотворною из этих отраслей деятельности оказывается по изображению г. Панкова духовно-просветительная деятельность братств именно по распространению и вспомоществованию церковным школам (церковно-приходским и школам грамоты). Так в 18-ти губерниях братства заведовали всеми епархиальными школами совместно с епархиальными училищными советами, а в некоторых даже одни несут обязанности последних. Многие из братств (именно 39-ть) содержат и поддерживают на свои средства эти школы (стр. 62–63), другие содержат и поддерживают различные низшие средние народные школы и училища (64–65). Трудно, конечно, представить, в чем состоит деятельность первого рода и как велики услуги братств в этом отношении, но что касается материальной поддержки церковным школам, ими оказываемой, то надобно признаться, что она не особенно значительна. Так из 39-ти братств за 1890-й год только два (св. Софии – Новгородской Епархии и св. Димитрия – Ярославской) оказали значительное вспомоществование: первое в размере 8050 р., второе –7430 р., остальные по 2000, по 1000, – сотням и даже по десяткам рублей (напр. Петропавловское Литовской епархии – 36 р., Александровское – Кишеневской епархии – 24 р.), так что общая сумма пожертвований этих 39-ти братств на 204 школы за год всего на 27669 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Долго не могла понять, чем мне так нравится общение с людьми, по-настоящему состоявшимися в какой-то области. Лишь постепенно дошло: это не только интересно, это еще и неплохая гарантия того, что собеседник хотя бы в одной области человеческих знаний сбавит темп рассуждений и начнет подбирать слова аккуратно и ответственно. Пусть в чем-то одном, но человек будет глубоко, сознательно, убежденно скромен… и это бесконечно привлекательно. Чем больше думаю над высказыванием святых отцов о том, что добродетель смирения «Божественна… и невыразима словами», тем большим исполняюсь изумлением. Мы, люди, можем становиться скромны и сдержанны в области, например, знаний просто потому, что чем больше знаний, тем больше осознание недостаточности нашего знания. Но смирение Божественное – оно невыразимо нашими словами и необъятно нашим умом. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Андрей, что согласовывал термины 28 мая 2021, 20:55 Андрей-Андрею 28 мая 2021, 01:31: в предыдущих сообщениях уже говорилось как о возможности господства той или иной партии тараканов в голове человеческой, так и о проблемах идентификации. Кстати, иногда в храм заходят атеисты, иноверцы, хулиганы, воры, сыщики, а порою и бесноватые, но зачем они это делают? Каждый ли из них действительно хочет стать православным христианином? Небось иного и за руку схватить следует, если конечно сил хватит и смелости. А по поводу неверного размещения свечного ящика, так в каждой епархии есть правящий архиерей - если посчитает нужным то приедет, посмотрит и рассмотрит. Когда каноны не нарушались то и настоятеля наказывать не за что, какие бы мнения ни звучали. Галина 28 мая 2021, 11:53 продолжение Все эти разговоры про дорого и должно быть безплатно - ну тогда разведи пчел, собери воск, сделай свечи и принеси их в храм; вспаши поле, посей пшеницу, вырасти … и так далее. Что мы приносим Богу? Никого не интересует? Вот и этот мальчик – герой статьи. Да ведь он уже взрослый парень…Извините, если сумбурно получилось. Галина 28 мая 2021, 11:53

http://pravoslavie.ru/139376.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010