Скачать epub pdf Несмотря на то, что дискуссия о земном тысячелетнем царстве Христовом, казалось бы, была закрыта II Вселенским Собором, и еще в XIX в. казалось невозможным придерживаться этого взгляда в качестве хотя бы частного мнения 1 , в XX в. в Православной Церкви вновь появились сторонники древнего хилиазма. Одним из них был известный богослов прот. С. Булгаков 2 . Те же взгляды разделяли прот. А. Мень («Читая Апокалипсис»), прот. Б. Кирьянов («Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле») и некоторые другие авторы. Поэтому, не претендуя на полноту рассмотрения заявленной темы, данная статья в какой-то мере является ответом широко тиражируемому мнению (в т.ч. и на портале Богослов.Ru) о возможности считать хилиазм подлинно церковным учением, незаслуженно забытым в связи с историческими обстоятельствами. Свою задачу автор видит в том, чтобы доказать, что хилиазм, бывший дискуссионным мнением в первые века 3 , в посленикейскую эпоху уже не имел своих сторонников. Напротив, в Восточной Церкви сложилось согласие отцов (consensus partum) разных эпох о единственном Втором пришествии, единственном ожидаемом воскресении мертвых и единственном Суде для всех. При этом многие из отцов явно отвергали учение о грядущем временном тысячелетнем царстве Христовом, а другие лишь подразумевали это. Современные православные хилиасты стремятся представить ситуацию таким образом, будто лишь начиная с блж. Августина  и под его влиянием стало общепринятым аллегорическое толкование тысячелетнего царства, а в современной догматической науке оно утвердилось благодаря курсу догматического богословия митр. Макария (Булгакова) 4 . Поэтому в настоящей статье я сознательно избегаю аргументов указанных двух авторов и попытаюсь доказать неприемлемость хилиазма на многочисленных трудах других святых отцов, кроме блж. Августина . Более того, на Востоке блж. Августин был известен преимущественно в связи с его полемикой против пелагианства, а прочие его сочинения либо были не переведены на греческий, либо малодоступны. Поэтому вряд ли можно говорить о его существенном влиянии на становление христианской философии истории на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Вскоре П. оставил Патриарший престол, на к-рый был избран митр. Ларисский Дионисий (см. Дионисий III Вардалис ). П. занял прежнюю кафедру, однако вскоре переехал в Валахию. Затем бывш. патриарх вернулся в К-поль, где стал преемником отрекшегося от престола Дионисия III. В 1666 г. П. низложил патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского, которые, рассчитывая на получение богатой милостыни, согласились прибыть в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича (1645-1676) для участия в суде над патриархом Московским Никоном (Миновым). Офиц. причиной низложения стало самовольное оставление Паисием и Макарием своих кафедр. П. назначил новым патриархом Александрийским Иоакима II ; Антиохийская кафедра оставалась вакантной, поскольку у фанариотов не было возможности навязать христианам Сирии своего ставленника. После завершения Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на котором был осужден Никон, но одобрена инициированная им богослужебная реформа, Алексей Михайлович предпринял попытку реабилитации Александрийского и Антиохийского патриархов. Только эта мера могла придать легитимность соборным решениям в глазах иерархов христ. Востока. П. и патриарху Иерусалимскому Нектарию были направлены царские грамоты, в которых содержалась просьба утвердить постановления Собора и снять прещения с патриархов Паисия и Макария, а также с бывш. митр. Газского Паисия Лигарида . Аналогичное послание было адресовано султану Мехмеду IV (1648-1687). В июле 1667 г. из Москвы в К-поль отправилось рус. посольство. В янв. 1668 г. оно было допущено в Адрианополь, где начались переговоры с высшими сановниками Османской империи. Пересмотр дела Паисия и Макария был облегчен тем, что тур. власти повторно сместили П. с Патриаршего престола. 9 сент. 1667 г. К-польскую кафедру занял Климент , однако не позднее окт. он был изгнан султаном. 5 янв. 1668 г. патриархом стал Мефодий III Моронис. 15 апр. послам от имени Мехмеда IV объявили, что ради дружбы с рус. царем тот восстанавливает Паисия Александрийского и Макария Антиохийского на их кафедрах.

http://pravenc.ru/text/2579103.html

23 мая 1856 г. Г.-П. был назначен цензором Московского духовного комитета, рискуя быть уволенным, допускал к печати мн. сочинения (в частности, славянофилов). Крайне резко отзывался об «Истории Русской Церкви» Московского митр. Макария (Булгакова) , назвав ее «ремесленным изделием с наружным аппаратом учености». В 1857 г. был командирован за границу для изучения евр. уч-щ, особенно раввинских, и лит. деятельности евреев. В 1858-1859 гг. участвовал в составлении «Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу». 11 авг. 1862 г. Г.-П. был уволен от должности цензора, назначен чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Активно участвовал в разработке нового цензурного устава, 1 июня 1863 г. уволен как не вошедший в новый штат. В неск. ун-тах ему предлагали возглавить кафедры, но в авг. того же года при содействии Московского митр. Филарета он стал управляющим Московской Синодальной типографией. Г.-П. упорядочил б-ку типографии, реставрировал типографские палаты и защищал их от попыток использования в коммерческих целях. В 1867 г. уволился и с 1 дек. начал издавать первую московскую ежедневную народную газ. «Современные известия». Регулярно помещал в ней собственные заметки и статьи по самым разным вопросам (всего ок. 1800), что дало повод И. С. Аксакову назвать газету «альбомом мыслей Никиты Петровича». Печатал статьи в ж. «Русская беседа», в изданиях «Русский вестник» , «Православный собеседник» , «Русь», «Москва», «Дело». В них указывал на недостатки синодального управления, пороки рядового духовенства, необходимость оживления приходской жизни, объективного освещения истории старообрядчества. Активно выступал против нигилизма как политического, так и религ., выводя его основания из рационализма. В записке «О первоначальном народном обучении», поданной Г.-П. в 1861 г. имп. Марии Александровне , выступил с обоснованием идеи повсеместного открытия церковноприходских школ. Высказанная им в 1863 г. мысль о неподобающем характере надписей на антиминсах (включавших слова о том, что антиминс освящен повелением императора) и об отсутствии единообразия в надписях получила одобрение митр. Филарета и привела к изменению надписей (в них стали указывать императора, при к-ром был освящен антиминс).

http://pravenc.ru/text/165003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАТАЛОВ Андрей Леонидович (род. 1.07.1955, Москва), историк церковного зодчества Др. Руси. Выпускник Московского архитектурного ин-та (1978), кандидат архитектуры (1987), д-р искусствоведения (1997). Док. дис. «Московское каменное зодчество конца XVI века: Проблемы художественного мышления эпохи» опубликована в 1996 г. и удостоена премии памяти митр . Московского Макария (Булгакова) 1-й степени и Серебряной медали Российской Академии художеств. В работах Б. была обоснована и доказана преимущественная роль заказчика в сложении архитектурной формы, выявлено единство принципов средневек. рус. зодчества и средневек. европ. архитектуры, дана критика национально-романтических тенденций и ложно-символических подходов к исследованию рус. архитектуры и градостроительства. Б. внес вклад в становление иконографического анализа архитектуры в России, важным этапом в исследовании был выход сборника-манифеста «Иконография архитектуры» (1990). По его инициативе была восстановлена традиция изучения роли архитектуры Св. земли, прежде всего святынь Иерусалима, как иконографического образца древнерус. храмов. Б. работает также в области конкретно-исторического исследования архитектуры Московского гос-ва XVI в., он изучает факты истории искусства в контексте литургики. Особое место в его работах занимают исследование формирования церковной топографии и стациональных богослужений, характерных для Москвы, и роль итал. традиций архитектуры в отечественном церковном зодчестве, а также проблемы архитектуры и реставрации в России XVIII-XX вв. Б. является одним из инициаторов создания ряда общественных орг-ций, цель к-рых возродить научное изучение правосл. искусства (Центр восточнохристианской культуры, Институт христианской культуры средневековья, Общество историков архитектуры). Соч.: Об идейном значении и использовании иерусалимского образца в русской архитектуре XVI-XVII вв.//Архитектурное наследство.

http://pravenc.ru/text/77662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [араб. ас-Сакизи] († после 1791, о-в Хиос), патриарх Антиохийский (6 авг. 1767 - 15 дек. 1791). По происхождению грек с о-ва Хиос, прозванный Хиосец. Был протосинкеллом К-польского патриарха Самуила , проводившего политику подчинения Поместных Церквей христ. Востока власти Фанара. После смерти Антиохийского патриарха Филимона Самуил, ссылаясь на волю покойного и властные полномочия К-польского престола, своей властью, без ведома сир. архиереев, возвел Д. на Антиохийский престол. В поставлении Д. в патриарха сыграло роль и стремление фанариотов не допустить избрания на Патриаршество араб. кандидата, т. к. греки подозревали арабов в симпатиях к католицизму. В янв. 1768 г. Д. прибыл в Дамаск. Начало его Патриаршества пришлось на тяжелый период в жизни Антиохийской Церкви. Русско-тур. война 1768-1774 гг., неурожаи, мятежи и смуты в Сирии, военные действия османских пашей против мятежных правителей Египта и Палестины легли тяжелым бременем на христиан Дамаска , к-рые вынуждены были возмещать военные расходы властей. В 1772 и 1773 гг. рус. флот атаковал Бейрут, и мн. христиане, бросив имущество, бежали в горы. В 1774 г., после ухода из Бейрута рус. гарнизона, османские власти казнили нек-рых состоятельных христиан и конфисковали их собственность по обвинению в сотрудничестве с русскими. В 1776 г. к побережью подошел тур. флот, направленный для подавления сепаратистских мятежей и сбора недоимок. Христ. верхушка и архиереи Бейрута снова бежали в горы, где более 3 лет укрывались, пока обстановка в Бейруте не нормализовалась. Влиятельный правосл. шейх Юнус Никула, назначенный в кон. 70-х гг. XVIII в. начальником Бейрутской таможни, убедил христ. беженцев, в т. ч. митр. Макария (Садаку), вернуться в город. Бедствия православной общины в 70-х гг. XVIII в. сопровождались нарастанием недовольства властью Д. Христиане обвиняли его в жестокости, в сребролюбии и скупости, в употреблении мясной пищи. Наибольшие порицания вызывало занятие патриарха ростовщичеством, что считалось в высшей степени предосудительным для духовного лица и роняло престиж православных в Дамаске. В 1776 г. Д. совершил поездку по сев. епархиям Патриархата, а оттуда, по-видимому, направился в К-поль. Трудно сказать, был ли отъезд патриарха из Дамаска вызван конфликтом с местными христианами, или их недовольство прорвалось наружу уже в отсутствие Д., однако в течение 2 последующих лет в дамасской общине происходили серьезные волнения. Православные писали К-польскому патриарху Софронию II, арабу по происхождению, о своих претензиях к Д. и выдвигали ряд условий его возвращения в Дамаск. Примирение сторон, по крайней мере формальное, произошло в 1779 г., и патриарх вернулся в Сирию. Впосл. он организовал ремонтные работы в кафедральном соборе и в ряде церквей Дамаска и Сайднаи.

http://pravenc.ru/text/171218.html

профессор Михаил Андреевич Остроумов (30.12.1847–1920) Каноническое право Философия профессор Михаил Андреевич Остроумов Профессор кафедры церковного права Таврического университета, канонист, богослов, философ. Биография Родился в селе Акаеве Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1864 году окончил Шацкое духовное училище, в 1869 году - Тамбовскую духовную семинарию первым студентом. Поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, но вскоре перешел в медико-хирургическую академию. Однако тиф и полное отсутствие средств принудили его оставить академию, хотя интерес к естественным наукам он сохранил навсегда. В 1870 году поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1874 году окончил академию со степенью магистранта богословия. В 1874 году определён преподавателем всеобщей церковной истории, учения о русском расколе и логики в Тамбовскую духовную семинарию и всеобщей гражданской истории - в женском епархиальном училище. Член совета Тамбовского Богородично-Казанского миссионерского братства. С 1875 года - наставник психологии, обзора философских учений, педагогики и ди­дактики в Вифанской духовной семинарии. Руководил воскресной школой при семинарии. В 1878 году был утвержден в звании члена педагогических собраний и, по старым порядкам, назначен помощником инспектора семинарии. Неоднократно избирался членом комиссии для рассмотрения отчетов духовных училищ Московской епархии. Написал по обзору философских учений учебник, удостоенный Святейшим Синодом полной премии митр. Макария. 29 января 1881 года по семейным обстоятельствам вышел в отставку и поступил на службу в Козловское уездное земство наблюдателем за хозяйствен­ной частью начальных училищ и в тоже время преподавал педагогику в Козловской женской прогимназии, по найму от Козловского земства, а в 1882 году перемещен на должность инспектора народных училищ Козловского уезда. С 1884 года - приват-доцент Московской духовной академии, магистр церковного права (1887).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиереи (в алфавите имен) Алексий, митр. Московский, свт. – см. ИУ. 697. Макарий (Веретенников) , архим. Вехи жизни Всероссийского митрополита Антония//АиО. 1999. 2(20). С. 185–187. Геннадий Новгородский (Гонзов), свт. – см. ИУ. Евфимий Новгородский, свт. – см. 1281. 698. Воробьев М. Н . Митрополит КИРИЛЛ и Владимирский Собор 1274 года//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 29–32. Стефан Пермский, свт. – см. 1301. Святитель Макарий Московский (XVI в.) 699. Воронин Ф. Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси, и его литературная деятельность//БТ. 1996. Сб. 32. С. 120–222. 700. Журинская М. А. Жизнь святителя: Повествование о митрополите Макарии//АиО. 2000. 4(26). С. 339–341. Рец. на кн.: Бобринский Н. Н. Летопись жития Макария, митрополита Всероссийского: Ист. повествование//Роман-газета, XXI век. 2000. 1. С. 8–69. 701. Макарий (Веретенников) , архим. Первосвятительская деятельность Макария, митрополита Московского и всея Руси (f 1563)/Свящ. П. Веретенников//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 213–246. 702. Макарий (Веретенников) , архим. Новые материалы о Всероссийском митрополите Макарии//ЦиВр. 1992. 3. С. 72–76. 703. Макарий (Веретенников) , архим. Из жизни митрополита Московского и всея Руси Макария//АиО. 1995. 4(7). С. 109–119. 704. Макарий (Веретенников) , архим. Митрополит Макарий и его святые современники//АиО. 1996. 4(11). С. 158–172. 705. Макарий (Веретенников) , архим. Можайский период Всероссийского митрополита Макария//АиО. 1997. 3(14). С. 173–182. 706. Макарий (Веретенников) , архим. Заметки о митрополите Макарии//АиО. 1999. 1(19). С. 193–201. 707. Макарий (Веретенников) , архим. Духовные грамоты, подписанные свт. Макарием//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 93–100. 708. Макарий (Веретенников) , архим. Новый автограф свт. Макария//АиО. 1999. 3(21). С. 243–246. 709. Макарий (Веретенников) , архим. Последние годы архиерейства свт. Макария в Великом Новгороде//АиО. 2000. 2(24). С. 160–171. 710. Макарий (Веретенников) , архим. Важнейшие вехи жизни свт. Макария//АиО. 2000. 4(26). С. 151–162.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Алексий; † 5.04.1640), мон., уроженец «муромских мест», возобновитель разоренного монголо-татарами в XV в. Макариева Желтоводского монастыря , основанного прп. Макарием Унженским († 1444; пам. 25 июля). Сказание об обновлении Макариева Желтоводского мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Жёлтых Водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Уньженскаго чюдотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и по многих летех паки на том же месте устроении ея») известно по двум спискам: ГИМ. Увар. 1197; РГБ. Писк. 119; оба - XVII в. В «Сказании» говорится, что А. пришел на оз. Жёлтые Воды в 1620 г. и в лесу около разоренного мон-ря поставил свою келью, вскоре к нему стала собираться братия. Тогда А. ушел в Макариев Унженский монастырь , где долго молился у гроба прп. Макария, чтобы святой помог ему возобновить Желтоводскую обитель. Во время молитвы он получил «некое извещение» от «первонаписанной иконы» прп. Макария, что святой будет ему «помощником на месте том». А. повелел написать список чудотворной иконы и этот «новонаписанный образ» принес на Жёлтые Воды, где поместил его в специально построенной часовне. После этого А. с братией мон-ря начал трудиться над воссозданием обители при помощи жителей близлежащего с. Лыскова. Восстановлению мон-ря содействовало особое почитание прп. Макария династией Романовых , т. к. этому святому, побывавшему в монголо-татар. плену, они молились об избавлении митр. Филарета (Романова) из польск. плена. Царь Михаил Феодорович , по обету посетивший в 1619 г. Унженскую обитель, поддержал восстановление Желтоводского мон-ря. В 1628 г. Патриарх Московский Филарет заявил о своем особом покровительстве Желтоводскому мон-рю жалованной несудимой грамотой, в к-рой повелел своим «десятильникам и поповским старостам» не въезжать в «Желтоводскую пустынь», не взимать с ее строителя никаких кормов и пошлин и «не судить ни в чем» братию мон-ря (ЧОИДР. 1866. Кн. 3. Смесь. С. 10-12). При А. начался интенсивный рост обители, в «Сказании» говорится, что он воздвиг в ней «церковь велию во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы» с 2 приделами: во имя прп. Макария Унженского и во имя св. Михаила Малеина - святого, тезоименитого царю Михаилу Феодоровичу. В 1638 г. в Желтоводском мон-ре уже насчитывалось 200 насельников. «Сказание» завершается особой похвалой А., в к-рой сказано, что А. был «убогим и препростым в разуме», но «вера его и любы святая к Богу безчислена бе», и потому он сумел обновить мон-рь, что не удавалось даже «многоразумным и богатым» (РГБ. Писк. 119. Л. 115-115 об.). Перед кончиной А. написал прощальную грамоту.

http://pravenc.ru/text/62908.html

102 святыни Святые мощи Апостола и Евангелиста Луки доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге. Святые мощи сщмч. Харалампия, еп. Магнезийского доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге. Святые мощи сщмч. Макария, митр. Киевского доступны для поклонения в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе. (фото автора). Святой ковчег содержит св.мощи: 1. Апостола и Евангелиста Луки 2. Сщмч. Харалампия 3. Вмц. Варвары 4. Вмч. Георгия Победоносца 5. Вмч. и Целителя Пантелеимона 6. Мч. Севастиана Медиоланского Римского 7. Мч. Трифона 8. Сщмч. Макария, митрополита Киевского 9. Свт. Григория, еп. Акрагантийского 10. Прп. Агапита врача 11. Прп. Прохора Лободника 12. Прп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотв. " Сии св. мощи принесены в благословение Елеонской обители Преосв.Епископом Серафимом настоятелем новой Коренной пустыни в 1952 году " гласит надпись на святом ковчеге.

http://elitsy.ru/holy/temple/25670/

3 апр. 1905 г. хиротонисан во епископа Бийского Томским еп. св. Макарием (Невским ; впосл. митрополит) в Троицком кафедральном соборе Томска. Возглавил Бийское вик-во Томской епархии и Алтайскую духовную миссию. Большую часть жизни провел как миссионер среди коренного населения Алтая. За годы служения им было окрещено 535 человек. 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. участвовал во Всесибир. соборном церковном совещании в Томске, образовавшем Высшее временное церковное управление Сибири . 19 июня 1919 г. в связи с преобразованием Бийского вик-ва в Бийскую и Алтайскую епархию духовенство и миряне Бийска на общем собрании избрали И. главой ЕУ. Был возведен в сан архиепископа. В окт. 1920 г. получил от Патриарха св. Тихона распоряжение поминать митр. Макария (Невского) как митрополита Алтайского в связи с присвоением ему этого титула. Боролся с обновленчеством , стал жертвой доносов обновленцев в органы гос. власти. В 1922 г. был арестован и 9 месяцев находился в тюрьме Бийска. В янв. 1923 г. вновь арестован. Проходил по одному следственному делу с архим. Владимиром (Юденичем ; впосл. епископ). Арест И. и архим. Владимира «как вдохновителей реакционного духовенства в борьбе с группой прогрессивного духовенства» вызвал возмущение верующих, в связи с чем в февр. арестованные были переведены в тюрьму г. Новониколаевска (ныне Новосибирск), а затем в Бутырскую тюрьму в Москву. 20 апр. 1923 г. решением Коллегии ОГПУ освобожден от наказания «по старческой дряхлости» с запретом выезда из Москвы. Проживал вместе с пребывавшим на покое Алтайским митр. Макарием (Невским) в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца муж. монастыре, а после его закрытия в 1925 г.- в с. Котельники (ныне г. Котельники Московской обл.). 4 марта 1926 г. возглавил чин отпевания митр. Макария. В 1927 г. уволен на покой. Проживал в пос. Немчиновка у сына - свящ. Алексия Соколова. Сослужил сыну и диак. сщмч. Елисею Штольдеру в немчиновском храме во имя Рождества Христова, а после его закрытия в 1934 г.- в храме во имя свт. Николая с. Ромашкова (ныне Одинцовского р-на Московской обл.). Скончался вскоре после ареста диак. Елисея, за несколько дней до ареста сына (оба расстреляны). Отпевал И. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский ; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси), погребен с юго-восточной стороны Никольского храма.

http://pravenc.ru/text/468757.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010