Макарий, архиепископ Сибирский и Тобольский (Кучин) Родился в Костромской губернии. С 1618 года был настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В 1620 году был назначен членом Комиссии для расследования чудес, совершавшихся при гробе основателя Чухломского Городецкого монастыря преподобного Авраамия Галичского († 1375). 19 декабря 1624 года (по другим источникам, в 1625 году) хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа. Скончался 24 июля 1635 года. Погребен в Тобольском соборе 31 мая 1636 года, то есть спустя почти год после смерти. Погребение совершал новоприбывший Тобольский архиепископ Нектарий (Теляшин, † 1667; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых), так как погребение иерарха могло совершаться только иерархом. Преосвященный Макарий – архипастырь необычайно благостный, кроткий и молитвенный, распространитель Православия в Восточной Сибири. Первый на Руси выступил с проповедью против торга женщинами. Литература: Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 962. Нестор (Анисимов) , иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – С. 4, 9–11. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 109. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 317, 854. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1415. Церковный вестник. – СПб., 1891, 41. – С. 647. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 53. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 6. – С. 294, 306, 386. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Через молитву и возложение рук ты получил дар передавать благодать, которой удостоились Христовы ученики в Сионской горнице. Ты получил дар, который немощная врачует и оскудевающая восполняет. Ты поставлен с достоинством стоять впереди пресвитеров люда своего, подавая и пастырям, и их пастве назидательный пример чистоты духовной и телесной, высокого благочестия и духовной мудрости. Пусть вдохновят тебя на ревностное исполнение архипастырских обязанностей слова апостола Павла: в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны ( Рим. 12:10-12 ). Горение духа ревности о Боге и твоего благочестивого усердия в деле спасения своего и врученной тебе паствы должно простираться в тебе до готовности положить жизнь свою за овец ( Ин. 10:11 ). Грозное слово обращает пророк Иезекииль к нерадивым пастырям: горе пастырям… которые пасли себя самих… слабых не укрепляли… угнанной (овцы) не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью… взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец ( Иез. 34:2,4,10 ). Посему, как научает нас первоверховный апостол, чтобы быть добрым пастырем, прежде всего во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное ( Тит. 2:7-8 ). Совершая свое служение, не забывай, что ко многим добродетелям необходимо прилагать вьщержку и спокойствие, преуспевая в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями ( 1Тим. 6:11-12 ). Новосибирская епархия, на которую ты назначен, является центральной в Сибири. Обильная природными богатствами, Сибирь явила собой сокровищницу православного духа. Святители Иннокентий Московский, Со-фроний и Иннокентий Иркутские, Иоанн Тобольский прославились на сибирской земле праведной жизнью, миссионерской и просветительской деятельностью.

http://azbyka.ru/fiction/arxipastyr-sibi...

А мир пока все еще стонет аввакумовыми вопросами. Св. Иоанн Тобольский всея Сибири Чудотворец, опираясь на слова про­рока Аввакума, раскрывает мысль о том, что Чистый и Святой Бог не есть причина грехопадений людских, а вот наказания и бедствия согрешающим посылаются Им, они – действия Промысла Божия в мире. «Если же Бог не есть начало нравственного нашего падения, которое одно и есть истинное зло, и быть им не может: Чисто бо око Его ни видети зла, ни взирати на безза­коние не может 131 ; и возлюби правду, и возненавиде беззаконие 132 ; то вполне истинно, что всякие бедствия, проистекающие от вторич­ных причин, разумных или разума не имущих, каким бы образом ни произо­шли, происходят все по воле Божией, ниспосылаются Его крепкою десницею, по Его смотрению и промыслу» 133 . Ситуации, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, пророк Аввакум находит яркое образное сравнение. Как будто стоя у моря, пророк обращается к Богу, попустившему нечести­вым халдеям-идолопоклонникам полонить народ иудейский: 1.14–17 И оставляешь, Ты, Боже, людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает злой халдей удою, захватывает в сеть свою, и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады? У множества рыб и пресмыкающихся (морских животных) в море нет влас­тителя, который бы защитил их от рыбака. Одна за другой рыба ловится на удочку и множество их попадается в сети и неводы. Судорожно бьется уловлен­ная рыба, а на берегу радуется и торжествует рыбак – сегодня улов хороший! Да, хороша сеть и невод удачный, – с довольствием смотрит на них счастливчик, – им благодаря у него тучна и обильна часть его среди жителей прибрежного села; им благодаря у него роскошна пища! Будет сегодня уха, будет жаркое! Ну, а рыба? – рыба не предмет людской пощады, она – пища их. Рыба, правда, и сама поглощала рыбешек, что мельче ее, ну а сегодня ее черед – она попала в уху.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«В православии, особенно российском, насильственного принуждения к принятию христианства почти никогда не было. … единственным явным исключением, … является инструкция императора Петра I тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить народы Сибири» Свободно-волевая. Исследованию принципов внутренней (в понимании автора публикации) миссии посвящена работа протоиерея С. Стаценко «Богословское обоснование внутренней миссии» Выборка содержательных (описательных) характеристик принципов и их сути приведена в табл. 12. Некоторые моменты, касающиеся формулирования принципов миссии, изложены о. Сергием в его труде Анализ последнего остается за рамками настоящего исследования, поскольку не привносит в него принципиально новых знаний. Таблица 12. Принципы внутренней миссии по протоиерею С. Стаценко (в последовательности приведения в тексте и их классификация по категориям Содержание текста Содержание принципа Категория принципа «… человек может быть научен только через человека …». Личностная. «По примеру Христа проповедь … должна быть в первую очередь направлена на категорию ”мытарей и грешников”, то есть людей, поставивших себя, в силу своей профессии, привычек и наклонностей, в маргинальное положение по отношению к ”добропорядочному обществу”». «И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мк. 2:15–17 ). Церковно-просветительская и духовно-воспитательная. «… принцип постепенности вхождения в опыт Богообщения и в христианскую аскетику …». «…важно сначала открыть «Жениха»-Христа, показать Его человеку, причем сделать это в форме радостного, праздничного переживания» Церковно-просветительская.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

– Где у тебя духовник служит? Она говорит: – В Сибири, в тобольском монастыре. Я ей говорю: – Знаешь, зачем ты избрала вот такого духовника, который служит в Тобольске, а ты в Москве живешь, знаешь зачем? Потому что ты хочешь сама себя пасти. К нему ты в лучшем случае один раз в год съездишь. Духовник должен быть рядом. Это совершенно необходимое обстоятельство нашей жизни. Духовнику надо дозвониться в любое время, застать его в храме, знать, когда можно задать ему вопросы. А некоторые специально вот так хитрят. Или выберут какого-нибудь известного старца, попросят: – Возьми в духовные чада. Ну, старец не откажет, наши старцы добрые, а что в результате? У этого старца, может быть, три тысячи чад, очередь там стоит, вот и пасет человек сам себя. Сам себя пасет! Хорошо, если он со старцем поговорит раз в год. Надо во всем проявлять разумность, чтобы было постоянство нашего ума, чтобы мы заботились иметь Бога в разуме. Последняя, точнее, предпоследняя причина, почему люди отпадают от веры: тщеславие, гордыня. Нам нечем хвалиться перед Богом. Все хорошее, что мы имеем, – от Него. И далее сказано, почему еще мы отпадаем от веры: по немощи тела. Немощь тела. Действительно, мы слабы, и когда будут гонения, непонятно, как мы себя поведем. Мы не должны быть самоуверенными. Помните, апостол Петр проявил самоуверенность: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:35 ), и что он сделал? Он поступил хуже, чем Иуда. Иуда один раз предал Спасителя, а Петр трижды отрекся. Трижды! Господь простил его, потому что Петр был импульсивный человек, Господь это понимал. Петр по годам был старшим среди апостолов, но по характеру был как юноша. Помните, как он вел себя на Фаворе? «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» ( Мф.17:4 ). А помните, как он из лодки увидел Господа, стоящего на берегу? Препоясался, прыгнул, поплыл ( Ин.21:7 ). Это был очень импульсивный человек… Петр, когда услышал крик петуха, горько заплакал, он плакал перед Богом своим. Помните, как Давид плакал перед Богом своим? «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой» ( Пс.129:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Другой проповедник (Фицгеральд) разрешил на основании библии проблему обитаемости небесных миров. «Астрономы» – говорил он – «насчитывают до 40 миллионов небесных светил. Они ломают головы над вопросом о том, населены ли эти светила. Но библия дает на это ясный ответ. Пророк Исаия говорит (45:18): «Он (Бог) сотворил ее (землю) не для того, чтобы она была пустою, но создал ее, чтобы она была населена». Если земля сотворена не даром, а для жительства, то, очевидно, что и прочие светила созданы для той же цели. «Он (Бог) распростер небо как тонкую ткань и раскинул его как шатер для жительства» (Исаия 40:22). «Бог не имел бы никакой радости от других миров, если бы они не были населены». Проповедник полагал также, что жители прочих миров исполняют заповеди Божии; одна только земля пала, как заблудшая овца, и только на землю приходил Спаситель для искупления людей. Третий проповедник (Лебсак из Вильны) доказывал пишущему эти строки в частной беседе (на конференции в Митаве), что Библия предсказала даже электрические трамваи, как знамение последнего времени. Так, пророк Наум говорит (2:5). «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях, блеск от них, как от огня; сверкают, как молния». По мнению проповедника, эти колесницы суть не что иное, как наши электрические трамваи 143 . Наконец, на одном из молитвенных собраний адвентистов, происходившем в г. Риге, уже по закрытии митавской конференции, проповедник из г. Омска Г. К. Лебсак (предс. сибирского поля), говоря об успехах адвентистской миссии в Сибири и, в частности, в Тобольской губернии, доказывал своим слушателям, что адвентистская миссия в Тобольской губернии предуказана пророком Исаией. Так в гл. 46 ст. 18 книги Исаии говорится: «и положу на них знамение и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей, и они возвестят народам славу Мою». Тубал, упоминаемый в этом стихе, есть, по мнению проповедника, Тобол, Тобольская губерния. Таким образом, пр. Исаия предсказал, что в «последнее» время евангелие будет проповедано в Тобольской губернии 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Таковы, в общих чертах, те мысли, которые проводились в речах адвентистских проповедников на собраниях всех конференций. Следует при этом отметить, что истолковательные приемы некоторых проповедников поражали своей крайней наивностью. Так, один из проповедников доказывал в своей проповеди, что адвентизм существовал уже во времена Адама, ссылаясь на послание ап. Иуды ст. 14–15, где сказано: «О них (т. е. нечестивых) пророчествовал Енох седьмый от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых ангелов своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Если Енох пророчествовал о будущем пришествии Господнем, то он был адвентист. А так как он родился за 300 лет до смерти Адама то, стало быть, адвентизм существовал во время Адама. Другой проповедник (Фицгеральд) разрешил проблему обитаемости небесных миров, на основании слов пр. Исаии: «Он (Бог) распростер небо, как тонкую ткань, и раскинул его, как шатер для жительства» ( Ис.40:22 ). «Астрономы, говорил он, насчитывают до 40 миллионов небесных светил. Они ломают голову над вопросом о том, населены ли эти светила. Но Библия дает на это ясный ответ». Проповедник полагал также, что жители прочих миров исполняют заповеди Божии; одна только земля пала, как заблудшая овца, и только на землю приходил Спаситель для искупления людей. Третий проповедник находил, что Библия предсказала даже электрические трамваи, как знамение последнего времени. Так, пророк Наум говорит: «По улицам опрометью стремятся колесницы, гремят на площадях, блеск от них, как от огня; сверкают, как молния» ( Наум.2:5 ). По мнению проповедника, эти колесницы суть ничто иное, как наши электрические трамваи. Наконец, проповедник из г. Омска Г. К. Лебсак, говоря об успехах адвентистской миссии в Сибири, и в частности в Тобольской губернии, доказывал своим слушателям, что адвентистская миссия в Тобольской губернии предуказана пророком Исаией в словах: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою» ( Ис.66:19 ). Тубал, упоминаемый в этом стихе, есть по мнению проповедника, Тобол, Тобольская губерния. Таким образом, пр. Исаия предсказал, что в «последнее время» Евангелие будет проповедано в Тобольской губернии 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Закрыть itemscope itemtype="" > ...и вся Сибирь К 15-летию Общественного фонда «Возрождение Тобольска» 27.03.2009 342 История вспоминает: Тобольск, отмечавший в 1887 году свое 300-летие, потерявший за полвека до того сибирскую столичность и отодвинутый от магистральных дорог, не был забыт благодарным сибирским обществом. На праздничное поклонение к нему, отцу сибирских городов и весей, съехались именитые люди со всей Сибири. Тогда и был выстроен ими в подарок губернский музей с первосортными экспонатами и полотнами великих мастеров.      После революции у Тобольска отняли и местное губернаторство, переведя его в Тюмень, музей изящных искусств закрывается, а экспонаты его переводятся в областной центр. Закрываются храмы, кремль, лишенный колокольного звона, потерял и знатность свою, и красоту. Тобольск на многие десятилетия захирел и стал забывать имена своих просветителей и радетелей.      И вот чудо — казалось, уже и в землю со всеми своими заслугами и славой ушедший Тобольск, вдруг расправился, вспомнил о своем великом прошлом и еще в 80-е годы минувшего столетия проснувшейся памятью взялся восстанавливать храмы, памятники, кремль. В начале 90-х наконец-то был поставлен памятник Семену Ремезову, одному из самых именитых и многоталанных граждан прошлого. В кремль вернулась со своим именем Тобольская епархия. Тобольск воспрял, именитые его граждане прошлого снова зазвучали по всей Сибири и по всей России. Стали выходить забытые труды великих тоболяков: Д.И.Менделеева, П.П.Ершова, П.А.Словцова и легендарного и многоталанного С.У.Ремезова, автора " Сибирской летописи " и работы воистину необъятной — " Чертежной книги Сибири " .      Но это уже благодаря энтузиазму нашего современника, человека неуемной энергии Аркадия Елфимова, возглавившего Общественный фонд " Возрождение Тобольска " и, на удивление, без всякой государственной поддержки, творящего чудеса " возрождения " .      Одно из последних и самых серьезных деяний Фонда — выпуск специальных номеров журнала " Тобольск и вся Сибирь " , посвященных крупным и значимым сибирским городам. Духовно и культурно Сибирь сейчас разрознена не меньше, чем полтора столетия назад, когда еще не было ни железной дороги, ни университетов, ни академических городков. Вся ее энергия уходит на выживание и самодостаточность. Вот и напоминает Тобольск своим бывшим наследникам о их братстве и благодатных деяниях в прошлом. Уже вышли номера, посвященные Тюмени, Омску, Томску, Красноярску, Иркутску, северным городам, теперь очередь тех, что остаются за Байкалом. Это не что иное, как объединение расшатанной Сибири в один родственный и духовный узел. Как сибирское купечество в 1887 году пришло на помощь отставленному от прежней могущественной службы и теряющему свое звучание Тобольску, так теперь воспрявший духом Тобольск взялся собирать сибирские земли в одно историческое отечество.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

По всей южной границе Сибири тянется полоса гор, снежные хребты которых дают начало могучим рекам. Замечательнейшие из них: Обь, Енисей, Лена, Амур. Реки эти многоводны и обильны рыбой. Озеро Байкал – самое обширное из пресноводных озер России. Хотя 300 лет прошло с тех пор, как завоевана Сибирь, но она до сих пор крайне бедна народонаселением. Важнейшее богатство Сибири – бесконечные леса. Они идут на постройки, дают топливо и служат материалом для изделий. В северной и средней полосах Сибири по суровости климата земледелие невозможно. В южной же полосе свободно родятся хлебные растения и овощи. По всей Сибири сеют преимущественно яровые хлеба; озимые же хлеба вымерзают, и только на западе Сибири они даются хорошо. Прекрасные луга и степи и множество незанятых земель дают возможность разводить жителям южной полосы Сибири сотнями и тысячами голов рогатого скота, лошадей и овец. Горный промысел весьма распространен в Сибири, но он состоит главным образом в добывании золота и серебра. Первобытные жители Сибири делятся на бродячих и кочевых. Бродячие инородцы живут в тундрах и лесах; ведут бродячую жизнь и занимаются звероловством и рыболовством. Кочевые инородцы живут в степях и занимаются скотоводством. Городов в Сибири пока еще очень мало. Самые большее из них: Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск, Чита. 3 . Кроме Сибири Россия в средней Азии владеет обширными землями. Земли эти занимают Каспийско-Аральскую впадину с поверхностью преимущественно плоской, отличающейся совершенно степным характером; но в крае этом встречаются и возвышенности. Северо-западная часть владений состоит из огромных, пустынных степей. Степи эти по качеству почвы разделяются на ковыльные, солончаковые и песчаные. Ковыльные степи, благодаря хорошей почве, весной на сотни верст покрываются густой, высокой травой, а в остальное время года они по большей части бывают покрыты ковылем. Солончаковые степи состоять из глины и мергеля, сильно пропитанных солью; они почти бесплодны. Песчаные степи состоять или из твердого, или из сыпучего песку; они тоже почти бесплодны. В степных местах, где растет трава, кочуют равные народы татарского племени. Все они живут скотоводством. Нет ни одного киргизского семейства, которое не имело бы несколько десятков овец; у зажиточных они считаются сотнями, а у богатых тысячами. Не мало внимания кочевники обращают на разведение лошадей и верблюдов; есть киргизы, у которых имеются табуны лошадей в несколько тысяч голов. Рогатый скот можно встретить только у оседлого населения края и у киргизов-хлебопашцев, которые содержат по преимуществу быков для обработки полей. В юго-западной части средне-азиатских владений почва по большей части плодородна и есть значительные реки. Жители этой местности ведут жизнь оседлую, занимаются земледелием, шелководством и разными промыслами. В средне-азиатских владениях находится несколько торговых и промышленных городов. Замечательные из них: Уральск, Омск, Ташкент, Самарканд, Туркестан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Н.А. Абрамов Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 году, до начала XIX столетия Источник При общем стремлении во всех краях обширного Отечества нашего к собиранию исторических сведений о родной земле, желательно и мне из Сибирского края внести в общую сокровищницу церковно-исторических сведений хотя бы малую лепту – историческое обозрение Тобольской и Сибирской Епархий, со времени покорения Сибири до начала XIX столетия. Представляемая статья содержит: состояние Церкви в Сибири до учреждения Епархии, основание Епархии и ряд Архиереев, с краткими жизнеописаниями их: в этот отдел, в хронологическом порядке, преимущественно входят сведения о распространении Христианства в Сибири о числе церквей, основании монастырей и исторические данные о Тобольской Семинарии. Признаюсь, что составленный мною очерк далеко не объемлет всех важных церковных событий в Сибири, случившихся в продолжение 220 лет, и сообщает только необходимые сведения о важнейших случаях жизни и деятельности изображаемых лиц; а потому и не может вполне удовлетворить любопытству, ищущему открытия церковно-исторических подробностей. Трудность одному лицу собрать много материалов, краткость свободного времени от служебных занятий, требовали сокращенности в изложении. При таком сознании, прошу просвещенных читателей о благосклонном воззрении на посильный труд мой, в уважение того, что в нем большею частию помещены сведения, доселе неизвестные, и собраны в одно целое отрывки, разбросанные в разных изданиях. Историческое обозрение Сибирской Епархии следовало бы начать с учреждения Архиерейской кафедры в Тобольске: ибо без Архиерея нет Епархии. Но водворение Христианства в Сибири началось при самом завоевании ее. Покоритель Сибири, Василий Тимофеевич Ермак, в 1580 и 1581 годах, во время похода в сию страну идолопоклонства и исламизма, имел подвижную часовню с иконами 1 и священнослужителей, которые отправляли службу Божию. Вскоре за Ермаком отважные Казаки и Стрельцы шли для дальнейшего покорения Сибири, и, подражая примеру доблестного завоевателя, имели впереди икону и священнослужителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010