Митр. Тобольский Филофей родился в Малороссии в 1650 г. в небогатой дворянской семье. Образование получил в Киевской духовной академии, женился и служил на приходе, но вскоре овдовел и принял монашество в Киево-Печерской Лавре. Его молитвенность и духовная сосредоточенность в сочетании с незаурядными административными способностями послужили причиной перевода его наместником в Брянский Свенский монастырь. В 1702 г. он был поставлен на Тобольскую кафедру. Главными направлениями деятельности митр. Филофея стали храмоздательство и улучшение быта сибирского духовенства, организация первой в Сибири архиерейской школы, а также борьба со старообрядческим расколом и миссионерская деятельность среди местного коренного населения. Свт. Филофей доносил царю из Тобольска: «Пришел в Сибирские страны, в церквах Божиих усмотрел я великое нестроение, а какое нестроение нелеть и писанию предати» С. 62]. Духовенство было необразованным, а зачастую и без средств к существованию, да и таких священником не хватало, многие храмы подолгу оставались без богослужения. Миряне жили «без слышания Слова Божия» и вели порочную жизнь. При этом усиливалась деятельность старообрядцев, под влиянием которых сотни и тысячи людей предавались самосожжению. В отсутствие должного христианского попечения о населении мусульмане вели активную проповедь среди остяков и вогулов, а коренные жители Сибири оставались в большинстве своем язычниками. Исполняя указ Петра Ï «Народ учить и многочисленных в Сибири иноземцев, не ведающих Создателя Господа Бога, приводить в познание истинныя веры и потому ко святому крещению искать расширения до самого государства Китайского» 62 , для подготовки пастырей и проповедников владыкой была открыта первая архиерейская школа в Сибири. Святитель привез с собой целый обоз монахов, учителей, иконников, строителей и в дальнейшем неоднократно выписывал их из Малороссии. В своей школе митрополит намеревался организовать обучение по образцу малороссийских духовных школ. Программа, предложенная им царю Петру I, удивляет своей широтой Ст. 10, 15, 17, 20]: «В школах принуждать учиться детей всякого звания; ввести изучение латинского языка; пригласить учителей из киевских монахов; открыть при школе собственную друкарню (типографию) для печатания учебников».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

После кончины свт. Иоанна (Максимовича) святитель Филофей, вступив во второй раз в управление Сибирской митрополией (1715—1720), вынужден был заняться делами епархиального управления, не оставляя, однако, и своей просветительской и миссионерской деятельности. Летом и осенью 1716 г. он проповедовал Евангелие остякам Сургутского уезда, а на следующий год отправил священников и монахов в Нарымский и Котский уезды, сам же предпринял путешествие на крайний север Сибири — в Обдорский край. К сожалению, обдорская миссия 1717 г. не увенчалась успехом. В 1719 г. для обозрения своей огромной епархии владыка предпринял путешествие, продолжавшееся около двух лет. Во время этой поездки он посетил города Томск, Туруханск, Енисейск, Иркутск, побывал за Байкалом, в Селенгинске и во многих других местах Сибири. Им были крещены енисейские остяки, чулымские татары, кистимцы, посеяны первые семена христианской веры среди тунгусов и камчадалов. Вернувшись в Тобольск в 1720 г., уже больной, митрополит сразу же попросил государя об увольнении на покой. Вместе с тем он доносил царю, что «во все время своей миссионерской деятельности он обратил в христианскую веру до 30 тысяч инородцев и построил для новокрещенцев 37 церквей» С. 146]. По приезде в Тобольск нового митрополита, Антония (Стаховского), в 1726 г. митр. Филофей предпринял свое последнее миссионерское путешествие к обдорским остякам в надежде, что оно будет более успешным, чем в первый раз. Когда он проезжал по прежним местам своей проповеди, крещеное остяцкое население везде встречало его, как своего духовного отца и учителя, с любовью и благоговением. Однако обдорские остяки встретили миссию враждебно и не подпустили судно к берегу. Угрожая убить всех миссионеров, князь Гандин не только настраивал остяков против миссионеров, но и подстрекал убивать и грабить всех крестившихся остяков Обдорского округа. Не добившись результатов, миссионеры вернулись в Тобольск, а митр. Филофей — в свой Троицкий монастырь. Принимать крещение обдорские остяки начали уже после смерти митр. Филофея, и первая церковь у них была построена в 1745 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Великому делу христианского просвещения прежде всего мешали русские ссыльные и купцы, которые ради своей наживы спаивали и грабили остяков, записывали их крепостными (т. е. попросту в рабство). По ходатайству свт. Филофея митр. Антоний в 1725 г. повелел объявить по всем волостям, чтобы никто из русских не смел наносить обид сибирским народам под страхом смертной казни. Людей, находящихся в услужении у русских, следовало разыскать и освободить, вернув из крепостного состояния, выдать паспорта, «нигде не кабалить, в неволе не держать» С. 68]. Митр. Филофей видел, что необходимо подготовить православных проповедников из местного населения. Для этого он с согласия родителей брал детей остяков в открытую им в Тобольске школу, где они изучали русскую грамоту и катехизис. Дети также обучались в школах при монастырях Верхотурском, Кондинском и Березовском. Сам митр. Филофей очень любил детей: «Живя на покое, в часы досуга, особенно в зимнее время, учил читать, писать и петь детей новокрещенцев…» С. 64]. Трудился владыка совершенно бескорыстно, он не получал даже назначенную от Петра I пенсию в 200 рублей. Незадолго до своей кончины святитель писал архиеп. Феофану Прокоповичу: «А я, бедняк, многи с крещением прошел народы, а хлеба отонка не получил за труды» С. 67]. Весной 1727 г. митр. Филофей, почувствовав приближение смерти, завещал: «Похоронить меня в тюменской обители, вне церкви, на пути, дабы мимоходящие попирали прах мой, попирали меня — обуявшую соль земли» С. 70]. Скончался он 31 мая 1727 г. По смерти схимонаха Филофея тобольский митрополит Антоний (Стаховский) писал в Св. Синод: «Архиерей-схимонах Феодор благоприятные труды Евангельской проповеди отправлял по смерть свою, окрестил в Сибири до сорока тысяч инородцев и построил у них 37 церквей. Все иноверцы призваны им в христианство не нуждою (не принуждением. -  Ред .), не страхом, не иными какими-либо прельщениями, но точию Евангельскою проповедию и трудами его» С. 117]. А его биограф Н. А. Абрамов писал: «Для Сибири он был ясным осветителем истинного богопознания и вместе с тем учителем народа. Восставая против расколов, язычества и магометанства, он старался приводить людей к истинному пониманию жизни. Какая мудрость, какое терпение нужны были для того, чтобы обратить в христианство более сорока тысяч дикарей? Сколько силы воли, мира в сердце, твердой уверенности в истинности своего дела и непоколебимой надежды на помощь Божию нужно было для совершения такого многотрудного подвига!..».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

(Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. До покорения Сибири войсками атамана Ермака (после 1581) на месте А. м. находилась татар. крепость сибир. хана Кучума. В 1636 г. жительница Абалацкого погоста вдова Мария удостоилась видения иконы Богоматери «Знамение» и икон свт. Николая и прп. Марии Египетской; от образа Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя 2 явленных на иконах святых. В 1637 г. по благословению Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636-1637 гг. построили деревянную ц. в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая, где была помещена чудотворная Абалакская икона Божией Матери, написанная в память о чудесном явлении. В 1680 г. деревянная церковь сгорела, и на ее месте в 1683-1691 гг. по плану «опытного в архитектуре» митр. Сибирского и Тобольского Павла возвели Знаменский собор. Как и кафедральный Софийский собор в Тобольске, Знаменский собор А. м. был построен московскими мастерами - каменщиками Василием Ларионовым, Герасимом Шарыпиным, Гаврилой Тютиным, Иваном Григорьевым Смирновым, Василием Кашинцем и др. Собор принадлежит к числу древнейших каменных храмов Сибири. К первоначальным частям здания относятся основной четверик и элементы декора. При перестройке храма в сер. XVIII в. были разобраны внутренние столбы и все перекрытия с пятиглавым завершением, изменено расположение окон и их декор, заново выполненный в кирпиче и алебастре в формах «сибирского барокко». Тогда же был сооружен пятигранный зап. притвор и прежнее пятиглавие заменено одним куполом с надстроенной над ним малой главкой. Такие же ярусные главы с характерным барочным силуэтом, ставшие популярными в Сибири во 2-й пол. XVIII в., украсили и др. главные постройки А. м. В 1748-1750 гг. справа от собора был выстроен зимний храм во имя свт. Николая Чудотворца, а в 1752-1759 гг.- храм во имя прп. Марии Египетской с колокольней.

http://pravenc.ru/text/62412.html

На 1 янв. 1990 г. действовали 20 храмов в Омской обл. и 18 - в Тюменской обл., число священнослужителей не изменилось. Летом 1987 г. в Тобольске прошли торжества в честь 400-летия города, праздничные богослужения возглавили Омский архиеп. Феодосий, Курский архиеп. Ювеналий (Тарасов; впосл. митрополит) и Пермский еп. Афанасий (Кудюк; впосл. архиепископ). 17 июня - 14 авг. 1988 г. в епархии в честь 1000-летия Крещения Руси прошли праздничные богослужения, концерты духовной музыки. К торжествам был реконструирован иконостас Крестовоздвиженского собора (из 3-ярусного стал 5-ярусным), обновлена настенная роспись. В 1988-1990 гг. по проекту омского архит. В. А. Баранова к Крестовоздвиженскому собору пристроены приделы во имя Тобольского митр. свт. Иоанна и во имя равноап. кн. Владимира. Однако эти приделы не были освящены, поэтому в наст. время собор имеет 5 приделов, но 3 престола. 26 апр. 1989 г. Совет по делам религий передал епархии Софийско-Успенский собор в Тобольске и здания тюремного замка. 9-12 сент. 1989 г. отмечалось 200-летие книгопечатания в Сибири, Тобольск посетил председатель Издательского отдела Московского Патриархата Волоколамский митр. Питирим (Нечаев). 13 сент. Синод постановил возобновить Тобольскую ДС, ее ректором был назначен архим. Макарий (Веретенников). В 1989 г. верующим передан Абалакский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь с разрушенными храмами и др. постройками. Постановлением Синода от 25-26 янв. 1990 г. восстановлена Тобольская епархия. Омская и Тюменская епархия переименована в Омскую и Тарскую. Собор в честь Рождества Христова в Омске. 1999-2001 гг. Архитекторы А. М. Каримов, А. М. Слинкин Фото: И. Б. Смирнов. 2018 г. Собор в честь Рождества Христова в Омске. 1999-2001 гг. Архитекторы А. М. Каримов, А. М. Слинкин Фото: И. Б. Смирнов. 2018 г. В 90-х - нач. 2000-х гг. активно велось храмостроительство, открылись многие приходы. В 1989 г. верующим переданы церкви: омская Скорбященская, в 1990 г.- Параскевинская, в 1991 г.- Николо-Игнатьевская. Здание Никольского казачьего собора стало использоваться совместно Управлением культуры и Омской епархией. Летом 1991 г., во время празднования 275-летия Омска и 75-летия прославления Тобольского митр. свт. Иоанна, освящены и установлены колокола на колокольню собора, состоялся 1-й за долгие годы общегородской крестный ход. В июле 1991 г. Омский историко-краеведческий музей передал епархии икону Тобольского митр. свт. Иоанна и Абалакскую икону Божией Матери. 14 окт. 1992 г. освящена Покровская ц. в пос. Марьяновка Марьяновского р-на.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Г. Из XVIII века - в век XXI: История Омска. СПб., 2006. С. 46, 57, 60; Жук А. В. Предстоятели Омской епархии РПЦ: Биогр. справ. Омск, [ 2007 ] ; он же. Православие на Омской земле до основания Омска//V регион. Кирилло-Мефодиевские чт., посвящ. 300-летию основания г. Омска. М., 2016. С. 54-58; Беглов А. Л. В поисках «безгрешных катакомб»: Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 112, 116-117, 136, 141, 147, 158-159, 161, 166, 272-273; Владимир (Иким), митр. По стопам ап. Фомы: Христианство в Центр. Азии. М., 2011; Неживых Н. А. Религиозный НЭП: Гос.-церковные отношения в 1920-е гг.: (На мат-лах Зап. Сибири). Омск, 2012. С. 31-49; Сизов С. Г. Религиозная жизнь Омска в годы «послевоенного сталинизма» (1945 - март 1953)//Культура и интеллигенция России: Личности, творчество, интеллектуальные диалоги в эпохи полит. модернизаций: Мат-лы VIII Всерос. науч. конф. с междунар. участием в рамках подгот. к 300-летию Омска и празднования юбилейных событий рос. истории (Омск, 16-18 окт. 2012 г.). Омск, 2012. С. 301-305; Тобольск и вся Сибирь: Альм. Тобольск, 2014. Кн. 16: Тара. С. 198; Печерин А. В. Крест архипастыря: Мат-лы к биографии сщмч. Аркадия (Ершова), еп. Екатеринбургского. Екат., 2015. С. 40-50, 110-132; Лавринов В. В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016; Олихов Д. В., свящ. Деятельность архиеп. Ермогена (Голубева) на Омской кафедре, 1962-1963 гг.//V регион. Кирилло-Мефодиевские чт., посвящ. 300-летию основания г. Омска. М., 2016. С. 47-53; он же, прот. Кадровые решения Временных высших церковных управлений на территориях, занятых «белой» армией в 1919-1920 гг.//Вестн. Омской правосл. ДС. 2017. 1(2). С. 60-64; он же. Развитие понятия «светскости государства» в период Всерос. Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. по наст. время//Экономика и право. М., 2017. 12. С. 88-91; он же. Реакция структур РПЦ на большевистский переворот окт. 1917 г.//Вестн. Омской правосл. ДС. 2017. 2(3). С. 30-34; он же.Создание и деятельность Временного высшего церковного управления Сибири (1918-1920 гг.). СПб., 2017; он же. Церковно-гос. отношения в Советскую эпоху в контексте решений Всерос. Поместного собора РПЦ 1917-1918 гг.//Евразийский юридический ж. 2017. 11. С. 119-120; он же. Деятельность братства свт. Гермогена Московского в «белой Сибири» в 1919 г.//Вестн. Омской правосл. ДС. 2018. 1(4). С. 110-117. Н. В. Воробьёва, А. М. Лосунов, прот. Димитрий Олихов, свящ. Вячеслав Суховецкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2578399.html

В 1910 г. И. совершил инспекторские поездки в Ср. Азию для изучения духовных нужд переселенцев, в Сибирь - в связи с возможностью учреждения новых, в т. ч. миссионерских, мон-рей. Принял участие в миссионерском съезде в Иркутске, организовал в Харбине братство Воскресения Христова при Свято-Николаевском соборе, к-рое должно было заботиться о сохранности могил русских воинов, павших в русско-япон. войне. После возвращения участвовал в организации новых курсов духовного образования. 5 окт. назначен Московским митр. Владимиром зав. московскими Высшими богословскими курсами для женщин на базе частного кружка под рук. кнг. С. А. Голицыной. В нояб. того же года назначен зав. Московскими епархиальными миссионерскими курсами. Был известен как организатор большого числа подобных курсов, к-рые открывались даже в отдельных приходах. В янв. 1911 г. был командирован в Италию для покупки в г. Бари участка под строительство правосл. храма и странноприимного дома для паломников, приезжавших из России поклониться мощам свт. и чудотворца Николая. В апр. того же года совершил очередную инспекционную поездку в поволжские, уральские, сибир. и дальневост. епархии. По возвращении 25 авг. того же года был уволен от церкви при Московском епархиальном доме и снова приписан к синодальному храму Св. отцов семи Вселенских Соборов. Летом 1912 г. И. находился в командировке в епархиях Урала, Сибири, Ср. Азии и Дальн. Востока. Он должен был составить заключение о возможности разграничения епархий, открытия новых переселенческих приходов и духовных уч-щ. И. провел занятия на пастырско-миссионерских курсах в Хабаровске, Тобольске и Ташкенте. В нояб.-дек. того же года организовал в Москве очередные епархиальные курсы для священнослужителей, по окончании которых был вновь командирован Синодом в дальневост. и сибирские епархии для «обзора миссионерского дела в Сибири и составления плана открытия новых переселенческих приходов и церковно-школьного строительства». Во время командировки организовывал пастырские курсы в епархиях Сибири. В 1913 г. ревизовал церковноприходские и миссионерские школы в Поволжье и на Урале, затем был отправлен для сбора сведений о положении миссионерского дела в Монголии, после чего ревизовал церковные школы Оренбургской губ., Уральской обл. и Туркестанского края.

http://pravenc.ru/text/469081.html

489 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. XI, 336, стр. 501. В доношении Св. Синоду от 2-го мая 1732 года о переименовании приказных в секретари и прибавке им жалованья митр. тобольский Антоний, между прочим, писал, что «звание приказных надзирателей дано им прежде бывшим архиереем схимонахом Феодором; а два дьяка бывали прежде за умножением дел, когда еще и Соль-Камская и Кунгур с уездами были ведомы в здешней, т. е. Тобольской епархии» (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XI, 258). Из слов м. Антония видно, что «прежде» Соль-Камская и Кунгур (осн. в 1647 г.) принадлежали к Тобольской епархии. К какому времени нужно относить это «прежде», ответить мы затрудняемся. По крайней мере в конце XVII в. Соль-Камская, а с ней и Кунгур значатся в Вятской епархии, как видно из проектов открытия новых епархий на соборе 1681 – 1682 г. В это время Кунгур состоял в ведении Казанского Приказа; в начале XVIII и. в 1703 г. он был уже в ведении Сибирского Приказа, в 1719 г. и приписан к Вятской провинции, в 1724 году приписан к Соликамской провинции. По росписям городов по губерниям в 1708 и 1719 гг. Соль-Камская и Кунгур состояли в Сибирской губернии, обнимавшей собой, кроме Сибири, все Западное Приуралье с Великой Пермью и Вятской страной. Когда и долго-ли за это время Соль-Камская с Кунгуром и с их уездами принадлежали к Тобольской еиархии, сказать трудно. Можно думать, что зависимость Соли-Камской и Кунгура от тобольских архиереев была недолгой и чисто случайной при петровском делении России на губернии. В 20-х годах XVIII в. Соль-Камская и Кунгур, как известно, входили в состав Вятской епархии (Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. IV, 2218, V, 3380; Русские епархии... I, стр. 305–307; 322. Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. X, 106, XI, 62; П. Семенов. Географический словарь... II, стр. 838–839). Нам не встречалось ни одного факта, который бы говорил за подведомственность Соли-Камской и Кунгура тобольским архиереям. Ни митр. Игнатий (Римский-Корсаков) в конце XVII в., ни митр. Филофей не бывали по эту сторону Урала при обзоре своих епархий и миссионерских путешествиях. Напр., м. Игнатий в 1695 г. объехал все Сибирское Приуралье, однако он не заехал в Соль-Камскую с Кунгуром. Он был в Тюмени с слободами, в Туринском остроге и в Верхотурье; из Тюмени он уехал на Устицу, а отсюда в Нижне-Ницынскую слободу (Сибирский Летописец. Тобольск. 1892 г.). Но с другой стороны не мог же выдумывать м. Антоний, говоря о бывшей зависимости Соли-Камской и Кунгура от Сибирского архиерея да еще писать об этом в Св. Синод. Напоминанием о Соли-Камской и Кунгуре не думал-ли он возвратить их в свою епархию вместо Илимска и Якутска. В своем донесении Синоду м. Антоний очень жаловался, что с разделением Сибири на две епархии Тобольская кафедра очень оскудела и доходов у нее стало мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В., Богданов А. П. «Да будет потомкам явлено…»: Очерки о рус. историках 2-й пол. XVII в. и их трудах. М., 1988. С. 86-102; он же. Общерусский летописный свод кон. XVII в. в собр. И. Е. Забелина//Рус. книжность в XV-XIX вв. М., 1989. С. 183-209; он же. Первое ученое родословие в России: «Генеалогия» Игнатия (Римского-Корсакова)//Ист. генеалогия. Екатеринбург, 1993. Вып. 1. С. 16-22; он же. Творческое наследие Игнатия (Римского-Корсакова)//ГДРЛ. 1993. Вып. 6. Ч. 1. С. 165-248; он же. От летописания к исследованию: Рус. историки посл. четв. XVII в. Ч. 1. М., 1995. С. 30-213; он же. Начало ист. науки в России: Неизв. труд Игнатия (Римского-Корсакова)//Вестн. РАН. 1999. Т. 69. 3. С. 256-267; он же. Европейский историк в России XVII в.//Россия и мир глазами друг друга: Из истории взаимовосприятия. М., 2000. Вып. 1. С. 69-86; Шашков А. Т. Сибирский митр. Игнатий и «дело» Иосифа Астомена//Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: Сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 36-49; он же. «Путное шествие» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) по Сибирской епархии в кон. XVII в.: Планы и реальность//Рус. старожилы: Мат-лы 3-го Сибирского симп. «Культурное наследие народов Зап. Сибири». Тобольск; Омск, 2000. С. 337-339; Белоброва О. А., Богданов А. П. Игнатий//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. 1993. С. 26-31; От Вятки до Тобольска: Церк.-монастырские б-ки Рос. провинции XVI-XVIII вв. Екатеринбург, 1994. С. 88-99; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 165-173; Софронов В. Ю. Светочи Земли Сибирской: Биографии архипастырей Тобольских и Сибирских (1620-1918 гг.). Екатеринбург, 1998. С. 71-75; Журавель О. Д. Житие Симеона Верхотурского: К изучению лит. творчества Игнатия (Римского-Корсакова)//Источники по рус. истории и лит-ре: Средневековье и Новое время. Новосиб., 2000. С. 73-93; Крушельницкая Е. В., Тутова Т. А. Старцы Соловецкого мон-ря XVI в. по упоминаниям в грамотах ризничной коллекции и другим док-там: Указ. имен//КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С.

http://pravenc.ru/text/293471.html

   Попробовал было аннинский Кабинет Министров применить такую же чистку (разбор) к Южной России, но должен был отступиться. Владыки Киевский и Переяславльский разъяснили, что дьячки и пономари здесь не наследуют профессии своих отцов, а священство и диаконство принимают на себя дети свободного казачества. Белгородский Владыка пояснил, что в его епархии, населенной пятью слободскими казачьими полками, все духовенство «малороссийского народа черкасского» не подлежит даже ведению губернаторов и воевод, а является самоуправляющимся кругом под «Комиссией слободских полков». Невежественные при своей абсолютистской жестокости кабинет-министры отступились, постановив — не чинить в Малой России «разбора». Вся тяжесть последних, как и вообще в создании Великой России, пала на плечи многострадального великороссийского народа, выстрадавшего исторически для себя и для других общую великодержавность.    За первый же 1736-й мобилизационный год взято 6.557 человек в солдаты. Церковное ведомство естественно защищало своих людей. 7.IX.1737 г. вышел новый именной указ: — не медлить с разбором и окончить его к половине октября. Приказано сыновей духовенства от 15 до 40 лет, не состоящих в штатах церковных, «всех без разбора» забрать в солдаты. А штатные вакансии впредь заполнять малолетними до 10 лет и старшими после 40 лет.    Едва кончилось это «избиение младенцев и старцев», как, вышел новый указ 3.VII.1738 г. о новом всеобщем наборе по 1 рекруту с каждых 120 человек. В самом указе ставятся упреки духовному ведомству за споры в защиту обреченных и самая защита запрещается. Но вот митр. Тобольский Антоний докладывает, что у него в Сибири много свободных мест, а за взятием даже 15-летних, их нельзя заместить малолетними.    Но жестокость этого набора завершилась сверхжестокостью. Чтобы «вымести под метлу» всех возможных рекрутов из состава причтов, указ Кабинета Министров припомнил Синоду, что в ныне действующем составе причтов есть лица даже и старше 40 лет, но оставленные по нужде на действительной службе, несмотря на то, что они своевременно по той или иной причине не принесли присяги при воцарении императрицы. Теперь Кабинет в своем сообщении Синоду пишет: «было бы весьма предосудительно таких людей к церквам определять, которые в верности Ее Импер. Величеству присяги не учинили и подлежат жесточайшего истязания, от которого Ее Им. Величество из высочайшей своей милости (!) освободить и вместо того в военную службу, где они такую вину заслужить могли, определить повелела».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010