18 января 1506 года Вассиан (Санин) был хиротонисан во архиепископа Ростовского и Ярославского . Хиротонию в Москве возглавил митр. Симон . До отъезда в епархию новопоставленный архиерей обсуждал с митрополитом и вел. князем дела своей епархии, о чем свидетельствует настольная грамота, выданная архиеп. Вассианом в июле 1506 года Иоанну, настоятелю Кириллова Белозерского монастыря (в грамоте говорится о том, что Иоанн поставлен на игуменство «по слову великого князя»). При архиеп. Вассиане в Ростове шла постройка нового здания Успенского собора . Архиеп. Вассиан неоднократно приезжал в Москву, поддерживал прп. Иосифа , о чем известно из сочинений волоцкого игумена. В послании В. А. Челяднину прп. Иосиф писал о поношении в свой адрес со стороны Вассиана (Патрикеева) , добавляя при этом: " А та, господине, татратка ныне у архиепископа у Васиана " . В «Письме о нелюбках» говорится, что когда прп. Иосифу сообщили о еретичестве " у пустынников " в заволжских обителях, то он " послал ту грамоту к Ростовъскому архиепископу Васьяну, понежь в его архиепископьи. А в та времена Васьян архиепископ на Москве был. И Васьян архиепискуп ту грамоту подал великому князю " . После перехода Волоколамского монастыря под патронат вел. князя у прп. Иосифа возник конфликт с Новгородским архиеп. Серапионом , в епархии которого находился монастырь. Конфликт рассматривался на Соборе в 1509 году , лишившем сана Новгородского владыку; по повелению вел. князя Василия III и митр. Симона архиеп. Вассиан спрашивал архиеп. Серапиона о причине отлучения им игум. Иосифа. Житие свт. Серапиона объясняет его сведение с престола влиянием архиеп. Вассиана на митрополита, характеризуя его " легка умом и легчайша разумом " . Между тем прп. Иосиф свидетельствует, что помимо его брата в качестве главного обвинителя на Соборе против Новгородского владыки выступал игум. Нил . 8 июля 1509 года прп. Иосифу была дана разрешительная грамота, его брат был среди участников этого Собора. 3 августа 1511 года ростовский архиепископ возглавил интронизацию нового предстоятеля Русской Церкви - митр. Варлаама .

http://drevo-info.ru/articles/13674007.h...

совершил ряд архиерейских хиротоний. В 1515 г., после возвращения Смоленска России и измены Смоленского еп. Варсонофия , митрополит хиротонисал на Смоленскую кафедру Иосифа, бывш. архим. Чудова мон-ря. В 1517 г. поставил на Суздальскую кафедру Геннадия, бывш. архим. владимирского Рождественского мон-ря (10 февр.), и на Рязанскую кафедру - Сергия, бывш. архим. московского Андроникова мон-ря (12 февр.). В 1520 г. было совершено неск. архиерейских хиротоний: на Ростовскую кафедру 9 февр. был поставлен бывший архим. Симоновского мон-ря Иоанн, 14 февр. Коломенским епископом стал бывш. игум. Угрешского монастыря Тихон, 16 февр. на Вологодскую кафедру был хиротонисан из игуменов Соловецкого мон-ря Пимен. В. принимал участие в жизни великокняжеской семьи. В 1518 г. участвовал в отпевании Симеона Иоанновича, брата вел. князя; подпись В. стояла на 1-й духовной грамоте Василия III, составленной в 1509 или 1514 г. и сожженной в 1533 г. (Акты Российского государства: Архивы моск. мон-рей и соборов XV - нач. XVII в. М., 1998. С. 293. 124). В отличие от митр. Симона В. не получал от вел. князя иммунитетных грамот на имения митрополичьей кафедры, лишь брат Василия III Юрий неск. раз на время освобождал от налогов митрополичьи владения в своем уделе. Митрополичья кафедра при В. приобрела ряд владений в разных уездах, покупая их у местных вотчинников. Ко времени предстоятельства В. относится возобновление прямых контактов Московской митрополии с К-польским Патриархатом, прерванных в сер. XV в. (после поставления Собором рус. епископов на Московский митрополичий престол свт. Ионы , не признанного Патриархией, и посылки на Русь К-польским Патриархом Дионисием I бывшего униатского Киевского митр. Григория Болгарина , не принятого Русской Церковью). В марте 1518 г. в Москву прибыло большое посольство с Афона и из К-поля во главе с митр. Зихны Григорием, в к-рое входил прп. Максим Грек ; посольство оставалось в Москве до 11 сент. 1519 г. (прп. Максим не смог покинуть Россию, в 1556 скончался в Троице-Сергиевом мон-ре).

http://pravenc.ru/text/154167.html

святителей, указывающие на принадлежность иконы митрополичьему собору. На обороте иконы, так же как на древнем оригинале, изображен престол с орудиями Страстей (красочный слой XVII в.?). Иконографическая программа могла быть составлена митр. Варлаамом; ее автором, возможно, был один из мастеров, создававших в 1513-1514 гг. росписи Успенского собора. Согласно описям XVII в., на иконе был серебряный сканый оклад. В описи нач. XVII в. сказано, что на окладе имелась «подпись» митр. Симона (Описи Успенского собора. Стб. 309-310). В этом сообщении содержится ошибка; переписчик не разобрал надпись (в описи не воспроизведена), в к-рой, вероятно, было указано имя митр. Варлаама, архим. Симонова мон-ря. В 1-й пол. XVII в. икона помещалась в киоте на амвоне, против царских врат, рядом с образом «Умиление» («Владимирская») в золотом окладе; во 2-й пол. XVII в. ее перенесли в Петропавловский придел. Этот образ носили в плохую погоду в крестных ходах вместо древней чудотворной иконы. В 1917-1925 гг. икона была раскрыта из-под записей. В наст. время находится в Успенском соборе в киоте, с левой стороны от царских врат (на том месте, где до 1917 стояла чудотворная В. и.). В. и. в Благовещенском и Успенском соборах Московского Кремля Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. (ГММК) В придворном царском храме Благовещения в пядничном ряду иконостаса, сформированном в XVII в., были собраны богато украшенные небольшие иконы-пядницы, принесенные сюда из Образной палаты (хранилища икон) и Казны; многие из них принадлежали предкам царей, являлись древними святынями. Согласно описи 1680 (1634) г., количество В. и. (9) намного превосходило число др. Богородичных образов пядничного ряда. При этом 2 иконы имели сплошные золотые оклады, у 3 золотыми были либо венцы и убрусы, либо цаты; у 7 имелись подвесные пелены. 4 иконы-пядницы находились в алтаре; выносной запрестольной иконой придела свт.

http://pravenc.ru/text/154962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Стригин-Оболенский Василий Иванович; † 23.05.1508, Тверь), еп. Тверской. Сын московского боярина и воеводы И. В. Стриги-Оболенского из рода тарусских князей - потомков св. Михаила Всеволодовича Черниговского, двоюродный брат Иоасафа , архиеп. Ростовского. До поставления во епископа В. был архимандритом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (по-видимому, с 1461, когда настоятель этой обители Геннадий (Кожин) стал Тверским епископом). 6 дек. 1477 г. в Москве В. был хиротонисан на Тверскую кафедру, хиротонию возглавил митр. Геронтий , при совершении таинства присутствовал вел. кн. Иоанн Иоаннович Молодой , старший сын и соправитель вел. кн. Иоанна III Васильевича . Поставление Тверским епископом сына одного из близких советников Иоанна III отразило растущую зависимость Тверского княжества от Москвы. При поставлении В. дал митр. Геронтию повольную (присяжную) грамоту, в к-рой подчинял митрополиту «свою волю и хотение» на все церковные дела, совершаемые последним «по святым правилом» и «соборне». При В. произошло присоединение Твери к Москве. В нач. июля 1485 г. к Иоанну III прибыло тверское посольство во главе с В., имевшее целью урегулирование напряженных отношений с вел. князем. Однако оно не было принято Иоанном III, в авг. московские войска выступили на Тверь. 11 сент. В., тверские служилые князья и бояре из осажденного города явились в ставку Иоанна III и признали присоединение Твери к Москве. Несмотря на потерю Тверским княжеством независимости, В. остался на Тверской кафедре до своей смерти. В. являлся участником ряда церковных Соборов, проходивших в Москве в кон. XV - нач. XVI в.: 12 сент. 1490 г. он присутствовал при поставлении на митрополичий престол Зосимы , 17 окт. участвовал в Соборе на жидовствующих , в 1495 г.- в избрании (6 сент.) и поставлении (20 сент.) митр. Симона , 18 дек. 1496 г.- в хиротонии Сарского и Подонского еп. Евфимия, 4 февр. 1498 г. присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на великое княжение Димитрия Иоанновича , внука вел. кн. Иоанна III, в авг.- нач. сент. 1503 г. участвовал в Соборе, на к-ром, в частности, рассматривался вопрос о монастырском землевладении.

http://pravenc.ru/text/149881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИЕРОФЕЙ (Глазков Никандр Арсеньевич; 1889-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» ИЖЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Сарапульской и Елабужской епархии, образовано в 1921 г. в связи с созданием в 1920 г. Вотской автономной обл. ИЗРАЗЦОВ Константин Гавриилович (1865 - 1953), митрофорный прот. РПЦ, бывш. протопр. РПЦЗ, глава Русского Православного общества (ассоциации) в Аргентине ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1922), антицерковная кампания советских властей, организованная под предлогом сбора средств для оказания помощи голодающим; один из этапов гонений на РПЦ в советский период ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Писарец Иларион Павлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_47.html

В XVI веке Иосифов монастырь считался самым надежным местом заключения осужденных духовным судом. Сюда были сосланы: Максим Грек , проживший здесь 12 лет, Вассиан Косой, князь Патрикеев, Матвей Башкин, Васюк Курицын, временно жил здесь низложенный царь Василий Иванович Шуйский, переведенный сюда из Чудова монастыря в 1610 году и отсюда взятый в Польшу. В Волоколамский монастырь отправляемы были и пленники. Митрополит Варлаам Варлаам был возведен на митрополичий двор и наречен митрополитом всея Руси спустя три месяца после смерти Симона, 27 июля 1511 года; посвящен спустя неделю после возведения и наречения, 3 августа. О деятельности митр. Варлаама за время его 10-летнего пребывания на кафедре мы не имеем совершенно никаких сведений. Не имея сведений о собственной деятельности митр. Варлаама, мы должны говорить о других деятелях, бывших в его время. Эти деятели: ученик пр. Нила Сорского старец Вассиан Патрикеев-Косой и преп. Максим Грек . Фамилия князей Патрикеевых принадлежала к числу исключительно знатных боярских фамилий и состоявшая в близком родстве с великокняжеским домом. Василий Иванович Патрикеев-Косой был пострижен в монахи в Кирилловом Белозерском монастыре. Из Кириллова монастыря Вассиан, бывший Василий Иванович, перешел к преп. Нилу в его скит и сделался приверженцем учения Нилова о неприличии монастырям владеть вотчинами, и после смерти Нила повел настойчивую борьбу словом и делом против этого вотчиновладения монастырей. Существующие свидетельства уверяют, что Вассиан не имел наклонности вести собственную жизнь так, как проповедовал и что он не имел наклонности делать того, что вменял в обязанность другим. Не представляется Вассиан человеком безукоризненно светлым, и проповедникам он был для других, а не для себя. Он поставил проповедь целью и призванием своей монашеской жизни и вел ее до тех пор, пока не был осилен своими противниками. Вассиан вместе со своим отцом привлек на себя опалу великого князя Ивана Васильевичи тем, что был на стороне его внука Дмитрия против его сына Василия. Но этот Василий Иванович, из-за которого пострадал Вассиан, заняв место великого князя, вызвал последнего на жительство в Москву и сделал его приближеннейшим к себе человеком. Приближая к себе Вассиана, великий князь руководствовался важным государственным расчетом. Человек до крайности властолюбивый, он хотел всех крепко взять в свои руки, а в том числе и духовенство. Лучшим средством считал нужным держать его в постоянном страхе за вотчины, через приближение к себе Вассиана, настойчивого противника вотчиновладения. Духовенство ежеминутно должно было опасаться, что вел. князь, поддаваясь его внушениям, решится, наконец, осуществить по отношению к церковным вотчинам мечту своего отца, и должно было стараться отвращать от себя беду усиленной покорностью государю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Симона по вопросу о церковных имуществах. «Отец твой, Симон, митр. всей России, епископы и собор говорят, что святители везде держали монастыри, города и села. При самых предках твоих святители имели монастыри, города, власти, слободы, села, управы, суды, пошлины, оброки и дани церковные. Не Владимир ли и Ярослав сказали в Уставе: «кто преступит его из детей или потомков моих, захватит церковное достояние и святительские десятины, да будет проклят в сей и будущий век». Самые ординские цари боялись Господа, щадили собственность святительскую и монастырей. Не дерзаем и не благоволим отдать церковное стяжание, ибо оно есть божие и неприкосновенное» 504 . Мысль Uoahha III , которая казалась смелою, спустя 265 лет, вполне осуществила Екатерина II. Возвратив в казну церковные имущества, она назначила духовенству жалованье. Что же касается вольных городов Новгорода и Пскова, то они ограничивали власть местного духовенства, усчитывали и присваивали себе церковные имущества. Духовенство, как и следует ожидать, подняло протест против притязаний светской власти на церковные права, и имело на это свои основания. Сильный протест против захвата, собственно, митрополичьих имений боярами, епископами и даже великим князем Василием Дмитриевичем, начал митр. Фотий. Нашед, по смерти Киприана, имение и казну митрополичьи расхищенными, Фотий издал увещание к похитителям. В увещании он умолял виновных возвратить принадлежащее Церкви и грозил отлучением 505 . Вслед затем он написал два поучения или послания к великому князю о возврате церковного имущества. В первом поучении, сославшись на постановления Константина великого и русских князей, проповедник говорит; «родитель твой знал, что царь не спасется многою силою, прибегал к руководству святителя и являлся победоносцем. Пребывая всегда в правилах св. отцов, он охранял права Церкви. После него Бог поставил тебя, чтобы ты прогнал всякую неправду, хищение, лукавство и лихоимство». Не получив ответа, он написал другое, резкое поучение, и вооружил против себя почти всех сильных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

Несмотря на ослабление почитания Суздальских святителей, выразившееся в исчезновении придела, освященного во имя этих святых в храме с. Павловского после разборки в 1729 г. ветхой церкви, и в пренебрежении днем их памяти при еп. Симоне (1739-1747), к сер. XVIII в. образы И. и свт. Феодора имелись во мн. приходских церквах и частных домах Суздаля ( Фёдоров. 1855. С. 127). Одним из сохранившихся примеров изображений святителей этого периода служит композиция «Собор Суздальских святых» на обороте Казанской иконы Божией Матери из одноименного зимнего храма при суздальской Воскресенской ц. (1-я треть XVIII в., ГВСМЗ); возможно, образ выполнен в связи со строительством в 20-30-х гг. XVIII в. каменных храмов Воскресенского прихода (см. о нем и о местной иконе на тот же сюжет: Там же. С. 33, 61). Это самое полное изображение Собора Суздальских святых, включающее образы не только святителей И., Феодора, Симона и Дионисия, преподобных Евфимия, Евфросинии и Софии, но и свт. Арсения Элассонского и блж. Трофима. И. и свт. Феодор представлены в центре нижнего ряда, обращены друг к другу, в руках держат раскрытые кодексы с текстами: Лк 6. 37 (у И.) и Ин 12. 26 (у свт. Феодора); в остальном иконография святых традиционна. В сер.- 2-й пол. XVIII в. стимулом к распространению почитания И. и свт. Феодора явилось прибытие в город еп. Порфирия (Крайского). Произошло неск. чудес, и в 1755 г. была получена резолюция Святейшего Синода о праздновании памяти обоих чудотворцев (Там же. С. 137-138). По инициативе преемника еп. Порфирия митр. Сильвестра (Гловатского) были украшены раки И. и свт. Феодора; им посвящены приделы в Рождественском соборе (1756) и во вновь сооруженной ц. в честь Чуда арх. Михаила в Хонех в архиерейском с. Ивановском (1759; Там же. С. 39, 67, 153). Для этих храмов, безусловно, писались новые иконы И. и свт. Феодора; кроме того, в 1756 г. для собора была исполнена икона Суздальских святителей, на к-рой по повелению владыки были представлены святители Симон и Дионисий Суздальские (Там же. С. 22, 29). Митр. Сильвестр приказал изображать И. и свт. Феодора не в белых клобуках, а «в митрах архиерейских, по подобию протчих святителей и угодников Господних» (Там же. С. 39). Причины этого нововведения неизвестны (возможно, митрополит исходил из совр. ему представлений о ношении белого клобука, к-рый давался только митрополитам и не надевался вместе с богослужебными облачениями); однако, как показывают памятники 2-й пол. XVIII - XIX в., оно не прижилось и было вытеснено традиц. иконографией этих святых.

http://pravenc.ru/text/468953.html

Более сложную программу имели иконы Суздальских святых, входившие в состав иконостаса собора Покровского мон-ря и исполненные ок. 1674 г. вязниковцем М. И. Пономарёвым по заказу старца Иоасафа Гребенщикова - казначея Суздальского архиеп. Стефана. Из поручной записи 1674 г. известно, что кроме проч. местных икон мастер должен был написать образы прп. Евфросинии, преподобных Евфимия и Софии и икону 4 Суздальских святителей - И., Феодора, Дионисия и Симона ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 495; Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 438-439). По инициативе заказчика круг Суздальских святых был максимально расширен, но образы И. и свт. Феодора сохранили 1-е место, на что указывают порядок упоминания святых в поручной записи и положение иконы в иконостасе. Уже в 1686 г. этот иконостас был заменен новым, созданным по заказу митр. Илариона (Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 454-463. Кат. 96, 97), при к-ром почитание Суздальских святителей было распространено менее, чем раньше ( Фёдоров. 1855. С. 118-119, 132). Так, отсутствуют значительные образы И. и свт. Феодора в составе нового иконостаса Рождественского собора 80-х гг. XVII в. (см. о нем: Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 2002; Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 444-453. Кат. 94, 95), упразднена ц. ап. Иоанна Богослова с приделом И. и свт. Феодора в архиерейском доме ( Фёдоров. 1855. С. 51) и не возобновлен престол во имя святителей в Александровском мон-ре при строительстве каменного Вознесенского храма в 1695 г. (Там же. С. 59, 118; Березин. 1896. С. 57-58), а также отсутствует упоминание образов И. и свт. Феодора в перечне икон, подносившихся Суздальским митрополитом разным лицам (Книги записныя подносным образам от архиепископа, а потом и митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона, с 1682 по 1689 г.//Ежегодник Владимирского губ. стат. комитета. Вып. 1. Владимир, 1875. Стб. 283-296). Вместе с тем, по свидетельству Фёдорова, к сер. XVIII в. «в Покровском девичье монастыре… в настоящей церкви Покрова Пресвятыя Богородицы, и в теплой Зачатия святыя Анны… в Деисусе и местныя имеются древняго писма сих святых святителей святые образа» ( Фёдоров. 1855. С. 126); речь идет не об апостольском Деисусе иларионовского иконостаса Покровского собора ( Гладкая М. С. Иконостас. 2002. С. 33-34), а скорее всего о старом иконостасе, перенесенном в теплую церковь, или об иконостасе Зачатьевского храма, исполненном до вступления на кафедру митр. Илариона.

http://pravenc.ru/text/468953.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010