Дионисия с надписью: образ св. Дионисия архимандрита Троицкого. 673 Узнав о смерти Дионисия, патр. Филарет пожелал почтить знаменитого человека и для этого повелел привезти тело его в Москву, где оно было поставлено в Богоявленской церкви за Ветошным рядом. Патриарх сам совершил обряд погребения преподобного в Троицком Богоявленском монастыре и затем отпустил тело опять в Лавру, где оно и было предано земле в юго-западном притворе Троицкого собора. Тут, по преданию, преп. Сергий удостоился посещения Божией Матери с двумя апостолами, – и раньше тут были погребены митрополит Иоасаф (+1555) и архиепископ Новгородский Серапион (+1516). Стараниями митроп. Московского Платона над мощами архиеп.Серапиона, митр. Иоасафа и архим. Дионисия была построена новая палатка 674 . По указанию Симона, смерть преп. Дионисия последовала вечером 10 мая 1633 года. День смерти у Симона указан совершенно верно, хотя в ногах у гробницы преп. Дионисия и есть надпись, показывающая другое число. Тут читаем: «лета от сотворения Мира 7141, от Рождества Христова 1633, Майя в 12 день преставися раб Божий иеромонах Дионисий Троицкого Сергиева монастыря архимандрит, был на архимандричестве 23 лета и 3 месяца, а от чудотворца Сергия по степени 45-й, а по чудотворце Никоне 44, а по чудотворце Савве Сторожевском 43-й.» Вероятно, в этой надписи указали не день смерти Дионисия, а тот день, в который он положен в могилу. Число же смерти указывается везде 10-е мая. Так, напр., в рук. Моск. Д. Ак. 201 есть перечисление русских святых, составленное в конце XVII века. Здесь под 10 числом мая записано «преставление преподобного отца нашего Дионисия архимарита, иже бысть в Троицком монастыре» (л. 316 об.). Особенно же достоверным должно признать свидетельство «Краткого Летописца Троицкия Сергиева лавры». Этот Краткий летописец составляют приписки, сделанные в разное время разными лицами, современно описанным ими событииям, на белых листах рукописи, хранящейся в Синодальной Библиотеке под 645. В нем мы читаем: «7141-го, месяца мая в 10 день, во вторый на десять час дни представися архимарит Дионисий, муж добродетельный» 675 . Таким образом, в указании числа и даже часа смерти преп. Дионисия Краткий летописец и Симон совершенно согласны, а потому мы признаем за несомненное, что «добродетельный муж» Дионисий умер 1633 года 10 мая в 12 часу дня, а по нашему счету в 6-м часу вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Дмитрий Разумовский, Сергиев Посад 09 февраля 2009г. 00:25 Мышление это очень сложная (в смысле, простая) вещь, некоторые считают, что почти недостижимая. Тяжело постоянно помнить о том, что судьба христианства в (современном) мире – это история катастрофы. «Христианство в современном мире» (прежде всего на Западе) – это и Бонхеффер, и Ницше (пусть, с приставкой «анти-»), и Ханс Христиан Андерсен, и Александр Шмеман, и Кьеркегор, и Антоний Сурожский, и Розанов и все те, про кого Ханс Кюнг писал в своей книге «Великие христианские мыслители». Но, прежде всего, конечно, те, кто старался не заслонять своим «мышлением» того света Христова, что «просвещает всех». Вне зависимости от уровня образования и т.д. Андрей, я не знаю, кто такие «глубокие христианские мистики». «Блуждая по лабиринтам собственного фантомного сознания» (спасибо, Татьяна), думаю, что очень важно попытаться ответить на вопрос, что же за «любимые вещи» находилось в той «паре чемоданов», что было в той «руке» и чем была занята «голова», которые «не поместились в христианстве» и задержали на пороге Церкви Симону Вейль - «бродягу» (как пишет Татьяна), " мыслительницу " - «экстраваганта», готорую в наше время воспринимают то ли как " блаженную " , то ли как " мученицу " (по выражению Федора Шульги). Андрей Шишков 09 февраля 2009г. 01:16 Дмитрий, чтобы столкнуться с действительно живым и глубоким мистическим опытом христианской жизни, предлагаю обратиться, например, к исповедальным письмам прп.Стефаниды Скадарской и Битольской, опубликованным митр.Амфилохием (Радовичем) (в русском издании " Христе, жизнь моя " ). Кстати, она современница Симоны Вейль, но закончила жизнь по-настоящему мученически, пострадав от фашистов. Вот уж где действительная, а не мнимая глубина. Андрей Псарев 09 февраля 2009г. 02:35 Думается, что Симона Вейль не воспринимается потому же, что и новомученица Мария (Скобцова)- из-за того, что она не укладывается в рамки нашего понимания. Игумен Всеволод, МДАиС 09 февраля 2009г. 19:13 " Если кого услышишь говорящим: во мне говорит Христос, а между тем он Церкви чуждается, пастырей ее знать не хочет и таинствами не освящается - не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присваивающий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от Св. Церкви Его. " -- Святитель Феофан затворник. Мысли на каждый день года

http://bogoslov.ru/article/379455

4798 Некоторые толковники св. Писания и составители житий и даже Отцы западной церкви, объединяющие Марию Магдалину с известною грешницею, которая в доме Симона фарисея покаялась и получила прощение грехов, – полагают, что Евангелисты Лука и Марк не точно выразили положение Марии Магдалины, говоря, что Христос бесов изгнал из Марии Магдалины; такие писатели полагают, что Мария Магдалина не была одержима бесами, а лишь была только грешницею и будто слова Евангелистов «семь бесов» означают много грехов и пороков (так полагает, например блаж. Иероним, Августин, Григорий Великий и проч.). Но так перетолковывать прямые слова двух евангелистов можно на основании только еврейской демонологии, по которой все самые обыкновенные страсти человеческие и все болезни раввины приписывают злым духам. И Талмуд еврейский много приписывает бесстыдных пороков, толкует о необыкновенной красоте и плетении волос Марии Магдалины и о ее богатстве… Но православная восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощенную в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною и не перетолковывает прямых слов двух Евангелистов об изгнании именно бесов из Марии Магдалины. А св. Димитрий, митр. Ростовский, основательно пишет: «Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя-либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую...» 4799 Назарет (слово означает отпрыск, по другим, страж, охранитель) был городком в Галилее, находился на юго-западе от Капернаума и горы Фавор. Расположен был на горе, возвышавшейся на 600 футов над уровнем моря. Вид с вершины горы по красоте и разнообразию был прекрасен на долины, горы и Средиземное море. Население было бедно, невелико и не пользовалось уважением у иудеев ( Иоан.1:46 ). Назарет получил всемирную известность, как место Благовещения Пресвятой Деве о рождении Сына Божия Спасителя мира. В Назарете протекли детство, юность и жизнь Иисуса Христа до самого Его выступления в открытое служение спасению человеков ( Лк.2:39–51 ). От этого Его называли Назарянином, Назореем ( Иоан.19:19 ) и даже долго христиан называли на востоке назарянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(«Лекции по истории Русской Церкви», т. II). В 1740 г. он, оставаясь профессором академии, пострижен был в монашество, с именем Симона, посвящен в сан иеромонаха и назначен катихизатором в Братском монастыре. Митр. Рафаил настолько ценил качества и способности Симона, что рекомендовал его императрице Елисавете Петровне в законоучители и воспитатели наследнику престола, племяннику государыни. Указ о вызове его последовал 31 мая 1742 г. Вел. кн. Петр Феодорович, род. в Киле, в 1728 г., был сыном вел. кн. Анны Петровны и герцога Голштинского. С раннего детства скверно воспитанный в Германии, он был своенравным, вспыльчивым, грубым и не воспринимал ничего отвлеченного. В Россию прибыл проникнутым почтением ко всему немецкому, пренебрежительно относился к русскому, совершенно чужд был православной вере. Учителям трудно было заниматься с ним, особенно же тяжело было иером. Симону. Ученику доставляло удовольствие во время уроков надсмехаться над ним, даже оскорблять его. Краткость срока данного для обучения его основам православной веры тоже затрудняла задачу наставника. По принятию им православия, Симон оставался его духовником. Академик Штелин, преподававший престолонаследнику ряд предметов, говорил, что, если император Петр III не любил никаких шуток над верой и словом Божиим, то этим, без сомнения, он обязан наставлениям Тодорского. В 1744 г. Симон, с 1743 г. архимандрит костромского Ипатиевского монастыря и член Синода, начал давать уроки Закона Божия невесте наследника престола, принцессе Ангальт-Цербстской Софии-Августе, прибывшей в Россию. Отец ея, прусский генерал, по свидетельству короля Фридриха II, был ревностный лютеранин, не желавший даже позволить дочери «сделаться шизматичкой». Пятнадцатилетняя принцесса отличалась характером, неспособным легко поддаваться посторонним влияниям, и была убеждена в правоте лютеранской веры. Архим. Симон не обострял своего отношения к лютеранству, указывая и на положительное в нем имевшееся. Постепенно он отучил ученицу от предубеждения к православию и завоевал её уважение и доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Имя И. вошло в Устав служб московского Успенского собора, составленный по распоряжению патриарха Филарета (Романова) во 2-й четв. XVII в. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 414), а также в месяцеслов РНБ. Кир.-Бел. 516/773, 1626 г. (под 21 янв. и 24 марта; ср.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 23), в Месяцеслов сер. 50-х гг. XVII в. келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) (под 24 янв.: «святаго мученика Ивана синклитика, Нижгородскаго, страдавша в Казани от безбожных в лето 7037»; под 24 марта: «в день 24 страдание святаго священомученика Ивана, иж в Казани от безбожных татар» - РГБ. МДА. 201. Л. 310 об., 313-313 об.), в святцы 3-й четв. XVII в. РНБ. Погод. 637 (под 24 янв.: «Иоанн воин, родом нижегородец» (Л. 283); под 24 марта: «мученик Иоанн, иже в Казани» (Л. 335)), в «Описание о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.; см.: Описание о российских святых. С. 254). И. особо почитался в казанском Зилантовом в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре , где, по преданию, святой был похоронен. Имя И. как местночтимого святого вошло в составленный Владимирским архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 7, 65), что свидетельствует о состоявшемся к этому времени местном прославлении святого. Общецерковной канонизацией И. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя И. также вошло в Собор Казанских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. Житие И., акафист и молитва мученику были составлены свящ. Сергием Галямовым, опубликованы в Казани в 2006 г. по благословению архиеп. Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) . Ист.: ДРВ. 17882. Ч. 6. С. 496 [Синодик Казанской кафедры]; Копия с грамоты митр. Гермогена к патр. Иову, 9 янв. 1592 г.//Приб. к Казан. вестн. Каз., 1829. 16. С. 123-126; Грамота митр. Казанского и Свияжского Гермогена патр. Московскому и всея Руси Иову и грамота патриарха Иова Московского и всея Руси митр. Казанскому и Свияжскому Гермогену//УЗ Казанского ун-та. 1839. Кн. 4. С. 151-157; Два рукописных сказания о мученике Иоанне Казанском//Изв. по Казанской епархии. 1910. 3. С. 93-98; Гермоген, патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912. С. 58-62; Казанская история/Подгот. текста, вступ. ст. и примеч.: Г. Н. Моисеева. М.; Л., 1954. С. 21, 23, 24; Лызлов А. Скифская история. М., 1990. С. 67-68, 420.

http://pravenc.ru/text/469724.html

Олега – Михаила Святославича): Sigill. byz. Возвращение Олега из Византии: Ипат. Одоление кн. Давидом Игоревичем Греков во Олешьи: Ипат., Никон. Пребывание Греческих иконописцев в Киево-Печерской лавре: Послание Симона. Обучение Алимпия у Греческих иконописцев: Послание Поликарпа. Правила и Послание митр. Иоанна: Р. И. Б. VI. Перенесение мощей св. Николая Мирликийского в Бари. Описание Ефремом Переяславским его чудес по книгам и рассказам Византийцев; самостоятельное описание им посмертных чудес святителя: Ефрем. Хрисовул имп. Алексея Комнина монаху Христодулу, с упоминанием Русских: Jus gr.-rom- III Отдача имп. Алексеем Комнином Русским инокам монастыря Ксилургу на Афоне. Кончина митр. Иоанна. Прибытие княжны Анны Всеволодовны из Цареграда с новым митрополитом Иоанном скопцем: Лавр., Ипат., Соф. 1 . Византия и Русь в почитании святых: Ефрем. Прибытие из Рима митрополичьего Грека Феодора с мощами святых: Никон. Возвращение Антония Дымского из Константинополя и св. мест. Поход Половцев на Византию: Лавр, Ипат., Никон. Служба Русских в Византии: Donizonis V. Mathildis. Граница Руси и Византии – Дунай: Gotifredi Pantheon. Скотоводство на Русском морском берегу: Ystoria Ierusalimitana. Победа кн. Владимира над Корсунцами, взявшими Русские корабли: Orderico, Никон., Татищ. Митр. Николай (Грек?) Присутствие на соборе в Бари Греческих епископов и одного Русского от архиеп. Ефрема. Обработка Ефремом Греческого материала в виде Слова о перенесении мощей св. Николая: Пам. Др. Письм. Х. Обучение в Константинопольской школе Русских детей (Σκϑαι): Ann Греческая надпись на медали. Греческая надпись на образе. Пентакла переведен из Руси архиепископом в Лимн: Niceph. Call. Перевод Житий Антония Великого (соч. Афанасия), Панкратия Тавроменийского и статей Успенского Сборника (конц. XII в.). Красота цервки Бориса и Глеба: Ж. Бориса и Глеба. Замужество дочери Володаря Ростиславича за Алексеем, Андроником, или Исаакием, сыном имп. Алексея Комнина. Замужество дочери Всеслава Брячиславича Полоцкого за сыном имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

29 сент. 1875 г. выехал с Афона в К-поль, сопровождая экзархов К-польского Патриарха Иоакима II , митр. Никейского Иоанникия и митр. Деркского Иоакима. В ночь на 28 нояб. того же года прибыл в Сухум, 2 янв. 1876 г.- на место предполагаемой постройки новой обители в долине р. Псырцха, у развалин древнего храма во имя ап. Симона Кананита. Земельный участок был выделен наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем в «неотъемлемое достояние этой обители». В письме на Афон от 14 янв. 1897 г. И. упоминал: «По прибытии на избранное для возведения монастыря место мы нашли его все густо заросшее лесом, переплетенным колючкою, а близ реки Псыртсхи - большое заросшее болотными растениями гнилое болото». Лично принимал участие в расчистке места для первых монастырских зданий - храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящен 17 окт. 1876), школы для абхазских мальчиков и др. В нач. апр. 1877 г., с началом русско-турецкой войны, И. оставил обитель и находился с частью братии (всего насчитывавшей 14 чел.) в Богородице-Рождественском мон-ре Гелати , ежедневно совершал богослужения; некоторые иноки, пройдя медицинскую подготовку, служили санитарами в военном госпитале в Тифлисе. В окт. 1878 г. И. вернулся в Новоафонскую обитель, восстановил разрушенные во время войны здания. После утверждения имп. Александром II определения Синода «Об учреждении мужского Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в Сухумском отделе Закавказского края» (8 дек. 1879) обитель стала быстро созидаться, «соблюдая, как отрасль Афонского Пантелеимонова монастыря… общежительный устав афонских монастырей». После кончины (17 нояб.) иером. Арсения (Минина) старцы Пантелеимонова монастыря назначили И. наместником Новоафонской обители. В апр. 1880 г. в Пантелеимоновом монастыре И. был избран (из 5 кандидатов посредством жребия) новоафонским игуменом. 4 мая в Покровском соборе Пантелеимонова мон-ря, во время литургии, И. был произведен во игумена Новоафонского монастыря. Игуменский жезл вручил митр. Пентапольский (Александрийского Патриархата) Нил, пребывавший на Афоне на покое. 7 мая И. был утвержден в этой должности священноначалием Пантелеимонова мон-ря и в тот же день выехал на место служения. В период пребывания в Пантелеимоновом мон-ре принял постриг в великую схиму с тем же именем.

http://pravenc.ru/text/293694.html

20 «Слово святых отец о посте и о восстании церковного чина», в «Православном собеседнике», 1858 г., 1 часть, 153–154 стр. 21 «Поучения святого Феодосия о терпении и милостыне», в «Учёных записках второго отделения Имп. академии наук», II книга, II выпуск, СПб, 1856 г., 207–208 стр. 23 «О законе Моисеом, данным ему, и о благодати и истине, Иисус Христос бывшим; и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и Вера в вся языки простреся, и до нашего языка русского; и похвала Кагану нашему Владимиру, от него же крещен быхом, и молитва к Богу от всея земли нашеа», митр. Илариона, в «Прибавлениях к Творениям Святых Отцев», 1844 г., II часть, 243 стр. 33 «На поучение ко всем крестьянам» Кирилла I, митр. Киевского, «Москвитятин», 1851 г. 6 март, 119 стр.; есть много и других свидетельств, но с ними мы ещё встретимся. 34 «Слово о слепци и о зависти жидов, от сказания Евангельского; в неделю 5-ю по Пасце», св. Кирилла, епископаТуровского, 59 стр. в «Памятниках российской словесности XII века», изд. К. Калайдовичем, М. 1821 г. 35 «О законе Моисеом даннем ему, и о благодати и истине Иисус Христом бывшим...» митр. Илариона, 228 стр. 36 «Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу черноризцу Печерскому», в «Памятниках российской словесности XII века», изд. К. Калайдовичем, М., 1821 г., 250 стр. 37 «Поучение святаго Илариона о пользе душевней и к всем православным христианом», в «Прибавлениях к Творениям Св. отцев». 1844 г., части II, 295–269 стр. 39 «Слово святаго Феодосия о терпении и любви», в «Учёных записках Имп. академии наук», книга II, выпуск II, СПб., 1856 г., 203 стр. 40 «Поучение на Пянтикостии св. Кирилла, еп. Туровского», в «Памятниках российской словесности XII века», изд. Калайдовичем, М., 1821 г., 87–88 стр. 41 «Слово некоего христолюбца, ревнителя по правой вере», в «Летописях русской литературы и древности», изд. Н. Тихонравовым, IV т., М. 1862 г., 90–91 стр. 42 «Слово святого отца нашего Иоанна Златоустог о, архиепископа Константипа града о том, како пьрвое поганни веровали в идолы, и требы им клали, и имена им нарекали, яже и ныне мнози тако творят и в крстьянстве суще, а не ведают, что есть крстьянство», в «Летописях русской литературы и древности», изд. Н. Тихонравовым, IV т., М. 1862 г., 108–109 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Церковь во имя свт. Василия Великого в с. Мячкове. Ок. 1900 г. Фотография. 2013 г. Церковь во имя свт. Василия Великого в с. Мячкове. Ок. 1900 г. Фотография. 2013 г. Сохранилось неск. предельно кратких описаний комплекса строений обители. В выписи 1586/87 г. из писцовых книг Гороховецкого у. Шишелова этот комплекс фигурирует как погост Евфимиева мон-ря «на Кузе-озере, а на погосте церковь Василей Кесареиский да трапеза, да чотыре кельи, да двор монастырьской, а в нем живут рыболовы Спасково ж монастыря». В слободке Мячково, согласно той же выписи, находился «двор монастырской Василья Великого» (АССЕМ. 1998. 227. С. 429). По писцовым книгам З. В. Быкова и П. Колобова 1628 г. картина практически не изменилась: «...в Гороховецком уезде Спасо-Евфимиева в Суздале монастыря за р. Клязьмою монастырь, а в нем церковь Василия Кесарийскаго древяна клецки, да трапеза, да 4 кельи, да двор монастырский, в нем живут рыболовы». Наконец, в переписных книгах 1678 г. в обители указаны ц. свт. Василия Великого с приделом в трапезе во имя прп. Евфимия Суздальского и 4 кельи ( Добронравов, Березин. 1898. С. 442). Первое упоминание в источниках ц. свт. Василия Великого встречается в жалованной грамоте митр. Московского и всея Руси Симона от 15 янв. 1496 г., освобождавшей священника этого храма от митрополичьих даней и пошлин, от подчинения поповскому старосте и от суда митрополичьих десятильников; судить васильевского священника, а равно и старцев того мон-ря брался сам митр. Симон (РИБ. Т. 32. 67. Стб. 93; АСЭИ. Т. 2. 487. С. 527). Это пожалование практически дословно было повторено в грамоте митр. Московского и всея Руси Варлаама от 27 янв. 1512 г. (РИБ. Т. 32. 83. Стб. 139-140; АССЕМ. 1998. 7. С. 24-25). К 70-м гг. XVII в. деревянная Василиевская ц. обветшала, и в 1675 г. патриарх Московский и всея Руси Иоаким выдал грамоту на возведение в М. м. двух церквей (РГАДА. Ф. 1203. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 5). В 1679 г. в обители выстроен каменный 2-престольный храм. По описанию, составленному в 1909 г., 5-главая ц.

http://pravenc.ru/text/2564560.html

В 1478 г. вел. князь произвел частичное изъятие церковной недвижимой собственности в присоединенной Новгородской земле. По-видимому, после 1479 г. прекратились пожалования Иоанна III Васильевича митрополичьему дому. Шло планомерное сокращение иммунитетных прав митрополичьей кафедры, ее земли все чаще жаловались вел. князем в условное владение служилым людям. Проявлением нарушения главой гос-ва церковных установлений стало то, что при закладке в 1479 г. на московском посаде ц. во имя свт. Иоанна Златоуста (небесного покровителя вел. князя) Иоанн III сделал «игумна» этого храма «выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и загородскых попов» (ПСРЛ. Т. 25. С. 323). Возможно, одной из причин охлаждения отношений между Г. и Иоанном III было различное представление о порядке избрания митрополита. Г., как и его предшественники на кафедре, начиная со свт. Ионы, считал себя вправе «благословить» при жизни преемника (об этом свидетельствует повольная грамота Тверского еп. Вассиана 1477 г., в к-рой Тверской архиерей обещает «не отступать» от Г. и от его преемника, «кого Бог избереть, и благодать Святого Духа, и отец нашь святейший митрополит Геронтий всея Русии кого на то на свое место, на Рускую митрополию, благословить ко престолу Пречистыа Богоматери и ко гробу святого чюдотворца Петра» - РФА. Ч. 3. Прил. 38. С. 689-690). Вел. князь стремился сам распоряжаться высшими церковными должностями, о чем говорят сведение по его инициативе с кафедры Новгородского архиеп. Феофила в нач. 1480 г. и поставление после смерти Г. по воле Иоанна III митрополитами Зосимы , затем Симона , а также смещение митр. Зосимы в 1494 г. Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) Благословение митр. Геронтием вел. кн. Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 177) В 1478/79 г.

http://pravenc.ru/text/164853.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010