Второй день Доклад митрополита Киевского Владимира об украинском Православии 25 июня, во второй день работы Собора с докладом выступил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) . Отметив постоянный рост Украинской Церкви, докладчик привёл в подтверждение этому статистические сведения. Украинская Церковь к 2008 году состояла из 43 епархий, которые управлялись 54 архиереями, насчитывала ок. 10 900 общин, 8 962 священнослужителя, 20 духовных учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ; 4 650 монашествующих подвизались в 175 монастырях. Митр. Владимир обратил внимание Собора на активность информационной деятельности УПЦ, являющейся учредителем 52 печатных и 67 интернет-изданий; под патронатом Украинской Церкви действует православный медиа-холдинг «Глас», создавший профессиональный православный телеканал. Особое место в докладе митр. Владимира было уделено объединительной миссии УПЦ в украинском обществе, разделённом в культурном отношении, и её борьбе с проблемами современности: национализмом, секуляризмом, идеологией потребительства. Говоря о проблеме церковных расколов на Украине, митр. Владимир подчеркнул, что священноначалие Украинской Церкви готово обсуждать вопросы, связанные с преодолением раскола, но не изменение канонического статуса УПЦ. Касаясь проблемы церковно-государственных отношений на Украине, митр. Владимир отметил случаи игнорирования позиции УПЦ некоторыми представителями государственной власти, участвующими в процессе преодоления расколов. В заключение митр. Владимир выразил надежду на более конструктивное сотрудничество с властью в разрешении таких насущных проблем, как преподавание христианской этики в школах, осуществление пастырского служения в армии и тюрьмах, предоставление Церкви статуса юридического лица с возвращением отобранного у неё имущества. Доклад митрополита Кишиневского Владимира о Православной Церкви в Молдавии Митр. Кишинёвский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) начал свой доклад с приведения статистических данных. Если до 1988 г. в епархии действовали 194 прихода и один женский монастырь, то в 2008 г. в Кишинёвско-Молдавской митрополии насчитывалось 1277 приходов, 42 монастыря, 8 скитов и 8 духовных школ. Православная Церковь в Молдове разделена на 6 епархий и управляется четырьмя епархиальными архиереями и одним викарием.

http://drevo-info.ru/articles/27708.html

Соч.: «Стязание с латиной»// Павлов А. С. Критические опыты по истории древней греко-рус. полемики против латинян. СПб., 1878. С. 191-198; То же// Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 557-560; Бенешевич В. Н. Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований. София, 1987. Т. 2. С. 276-280, 4; Турилов А. А. Ответы Георгия, митр. Киевского, на вопросы игум. Германа - древнейшее рус. «вопрошание»//Славяне и их соседи. М., 2004. Вып. 11. С. 211-262; Баранкова Г. С. «Стязание с латиной» Киевского митр. Георгия//Лингвистическое источниковедение и история рус. языка, 2004. М., 2005. Лит.: Попов А. Н. Ист.-лит. обзор древнерус. полемических соч. против латинян (XI-XV вв.). М., 1875; Голубинский. История РЦ. М., 19012. Т. 1, 1-я пол. С. 286, 435-437, 854; Павлов А. С. О соч., приписываемых рус. митр. Георгию: (Открытое письмо проф. Голубинскому)//ПО. 1881. Янв. С. 344-353; Никольский Н. К. Рукописная книжность. С. 197-202, 526-527; Смирнов С. И. Мат-лы для истории древнерус. покаянной дисциплины. М., 1912. С. 309-319, 385-388; Рорре A. Pastwo i koció na Rusi w XI w. Warsz., 1968; Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси// Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси XI-XIII вв. М., 1989. С. 191-206 (Прил. 1); Пихоя Р. Г. Док-ты покаянного права о положении трудящихся в Др. Руси//Вспомогательные ист. дисциплины. Свердловск, 1974. Сб. 2. С. 5-18; Thomson F. The Ascription of the Penitencial «Заповедь святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем» to Metropolitan George of Kiev//RM. 1979. T. 4. P. 5-15; Бегунов Ю. К. Козма Пресвитер в слав. лит-рах. София, 1983. С. 28-33; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси. СПб., 1996. С. 75, 193, 282, 283, 285, 290, 304, 308, 435, 439, 450, 451, 517; Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилат. полемика в Киеве (сер. XI - нач. XII в.)//RM. 1996. N 1. С. 43-53; Мошкова Л. В. , Турилов А. А. «Неведомые словеса» Киевского митр. Георгия//Становление слав. мира и Византия в эпоху раннего средневековья: Сб. тез. М., 2001. С. 68-71; Баранкова Г. С. Антилат. послания митр. Никифора: лингвист. и текстол. аспекты исслед.//Лингвистическое источниковедение и история рус. языка, 2002/2003. М., 2004. С. 319-321.

http://pravenc.ru/text/164237.html

Т. о., сразу после подчинения Московскому Патриархату изначальный титул митрополита Киевского был изменен: с «всея России» на «Малой России». Однако митр. Гедеон продолжал подписываться как «митрополит Киевский, Галицкий и всея России». Указом от 27 янв. 1688 г. ему было еще раз запрещено использовать этот титул. После этого митр. Гедеон до конца жизни подписывался как «митрополит всея Малой России и епископ Луцкий и Острожский». После смерти митр. Гедеона 6 апр. 1690 г. гетман И. С. Мазепа испросил у царя Петра I разрешение на избрание нового митрополита. После получения одобрения гетман созвал избирателей. На Соборе, прошедшем в Софийском храме 1-2 июня 1690 г., на Киевскую кафедру был избран архим. Киево-Печерского мон-ря Варлаам (Ясинский). 31 авг. в московском Успенском соборе состоялась его хиротония, 26 и 28 сент. 1690 г. он получил настольные грамоты от патриарха и от царя. Митр. Варлааму благодаря поддержке гетмана впервые в истории Киевской митрополии в 1698 г. было разрешено иметь викария (коадъютора) - Переяславского епископа, в 1700 г. им стал игум. Златоверхого Михайловского мон-ря Захария (Корнилович) . Создание Переяславского и Бориспольского вик-ства существенно повысило престиж Киевской кафедры, к-рая к этому времени уже утратила все прежде подчиненные ей епархии. Митр. Варлаам (Ясинский) пытался вернуть себе статус экзарха К-польского или Московского Патриаршего престола, но осуществить это не получилось. Следующим избранным на Киевскую кафедру митрополитом стал Иоасаф (Кроковский) . Его избрание состоялось 19 окт. 1707 г., 15 авг. следующего года он был хиротонисан в московском Успенском соборе, настольную грамоту от царя получил 14 сент. 1709 г. В грамоте были подтверждены все права и привилегии, пожалованные его предшественникам Гедеону (Святополку-Четвертинскому) и Варлааму (Ясинскому). 12 нояб. 1708 г. в Троицком соборе Глухова по требованию Петра I митрополит возглавил богослужение, на к-ром была провозглашена анафема Мазепе. При этом иерарх отказался произнести проповедь с осуждением Мазепы и не подписал акт избрания нового гетмана - И.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 2 (23). С. 58–64. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917–1943). М., 2004. С. 278–285. Лубенский раскол и «иоанникиевщина» в документах Патриаршей канцелярии//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 70. «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 3: 1925 г. М., 2002. Ч. 1. С. 245. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 333. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 337–341. «Совершенно секретно»: Лубянка – Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 3. Ч. 1. С. 371. ЦГАООУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 66923. Т. 3. Л. 66 об. – 68 об. Текст документа предоставлен А. Н. Сухоруковым. Подробнее см.: Мазырин А., иер. Вопрос о замещении Киевской кафедры в 1920-е годы//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. Вып. 3 (24). С. 118–131. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 368–369. Борис (Рукин), еп. О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви. М., 1927. С. 4. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 369. Распоряжение Патриарха Московского и всея Руси об именующем себя «митрополитом» Феофиле Булдовском//Журнал Московской Патриархии. 1943. 4. С. 9. См.: Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. С. 372–373. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 445. См.: Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 65–66; Мазырин А., иер. Поместный Собор 1917–1918 гг. и вопрос о преемстве патриаршей власти в последующий период (до 1945 г.)//Вестник ПСТГУ. II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 4 (29). С. 35–39.

http://bogoslov.ru/article/1108065

Прп. Дионисий Глушицкий Заложение белокаменного Кремля в Москве 1368, 1370, 1372 Походы на Москву кн. Ольгерда, союзника тверского кн. Михаила Александровича Основан Симонов мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы до 1375 г. Поход московского св. блгв. кн. Димитрия Иоанновича на Тверь. Признание тверскими князьями старшинства Москвы и отказ их от притязаний на великое княжение Владимирское Основан Новоезерский Авраамиев мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. 1375–1406 Свт. Киприан, митр. Киевский и всея Руси (с перерывами) ок.1376 г. Прп. Сергий вводит общежительный устав в Троицкой обители; начало возрождения киновии на Руси 1377–1392 Вел. кн. литовский Ягайло После кончины свт. Алексия, митр. Киевского и всея Руси, св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович не принял митр. Киприана и послал своего духовника Михаила (Митяя) в Константинополь за посвящением в митрополиты Битва на р. Воже в Рязанской земле – первая военная победа московских войск над татарами ок.1379 г. Основан Новый Симонов монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Кончина Митяя по пути в Константинополь. Посвящение Пимена в митрополиты 1380, 8 сентября Московская рать под предводительством св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского разбила войско Золотой Орды под предводительством Мамая на Куликовом поле. Установление дня памяти павших на Куликовом поле за веру и отечество (Димитриевская суббота перед 26 октября). Св. блгв. вел. кн. Димитрий Иоаннович не признал митр. Пимена, сослал его в монастырь и вызвал в Москву свт. Киприана. Разорение Москвы ханом Тохтамышем Свт. вел. кн. Димитрий Иоаннович изгнал свт. Киприана из Москвы и временно вернул митр. Пимена Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский, отправился в Константинополь для посвящения в митрополиты Учреждение Пермской епархии Кон. 1384 – нач. 1385 г. Низложение в Москве митр. Пимена послами Константинопольского патриарха 1385–1386 Киевская уния между Литвой и Польшей: создание федеративного Польско-Литовского государства. Ягаило становится королем Польским

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Павел (Лебедь), митр. Вышгородский и Чернобыльский. Фотография. 2018 г. Павел (Лебедь), митр. Вышгородский и Чернобыльский. Фотография. 2018 г. (Лебедь Петр Дмитриевич; род. 19.04.1961, с. Борбин Млиновского р-на Ровенской обл., Украинская ССР), митр. Вышгородский и Чернобыльский, викарий митрополита Киевского и всея Украины. Из крестьянской семьи. В 1976 г. окончил Борбинскую 8-летнюю школу, а в 1978 г.- среднюю школу в с. Долгошии. В 1978-1980 гг. обучался в Луцком техникуме торговли. В 1981-1983 гг. проходил срочную военную службу. В 1984 г. поступил в МДС. 24 мая 1987 г. рукоположен во диакона, 7 янв. 1988 г.- во иерея и назначен настоятелем Успенской ц. с. Низкиничи Иванического р-на Волынской обл. (ныне Свято-Успенский муж. мон-рь). В том же году окончил МДС. 26 июня 1989 г. Волынским и Ровенским архиеп. Варлаамом (Ильющенко) пострижен в монашество с именем в честь св. первоверховного ап. Павла. В 1992 г. возведен в сан архимандрита. 30 марта 1994 г. назначен наместником Киево-Печерской лавры . В 1996 г. заочно окончил КДА. 15 апр. 1997 г. Синодом Украинской Православной Церкви (УПЦ) избран и 19 апр. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры хиротонисан во епископа Вышгородского, викария Киевской митрополии. 27 дек. 2002 г. назначен председателем новообразованной Синодальной комиссии по делам мон-рей УПЦ. 9 июля 2003 г. возведен в сан архиепископа. С 27 июля 2009 г. член Межсоборного присутствия РПЦ, 29 янв. 2010 г. назначен членом комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни мон-рей и монашества. 1 мая 2011 г. возведен в сан митрополита с титулом Вышгородский и Чернобыльский. С 14 июня того же года постоянный член Синода УПЦ. 26 янв. 2012 г. П. был назначен управляющим Киевской епархией на время болезни Киевского и всея Украины митр. Владимира (Сабодана). 19 апр. 2016 г. удостоен права ношения 2-й панагии. Награжден орденами РПЦ и УПЦ: «За церковные заслуги» 2-й степени; прп.

http://pravenc.ru/text/2578491.html

Школа разместилась в стенах Троицкого больничного мон-ря, расположенного на верхней территории печерской обители и пользовавшегося определенной автономией (в частности, имел отдельного игумена). При этом архим. Петр приказал перевести старых и больных монахов в др. место. Но братия не согласилась на переезд и во главе с игум. Арсением организовала сопротивление. По приказу архим. Петра игум. Арсений и др. недовольные монахи были подвергнуты телесным наказаниям и заточению, в результате чего игум. Арсений скончался. 30 дек. 1631 г. члены Киевского братства обратились к архимандриту с предложением объединить Киево-Печерскую школу с Братской и разместить новую школу в Братском мон-ре. В тот же день был подписан акт об условиях объединения школ. Тем самым преодолевался конфликт, возникший ранее в связи с появлением школы в Киево-Печерском монастыре, что вызывало недовольство киевлян, видевших в этом прямое нарушение воли почившего митр. Иова (Борецкого). Кроме того, обеспокоенность верующих вызывал латино-польск. характер обучения в Печерской школе. Решение об объединении школ утвердил митр. Киевский Исаия (Копинский). Весной 1631 г., после кончины митр. Иова (Борецкого), протопоп А. Мужиловский, принявший постриг с именем Анатолий в Киево-Печерском мон-ре, выступил как один из кандидатов на Киевскую митрополичью кафедру. Но 28 апр. 1633 г. архим. Петр был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. После поставления на Киевскую митрополию он оставался настоятелем Киево-Печерского монастыря вплоть до своей кончины. Исаия (Копинский) был переведен в Киево-Печерский мон-рь, где за ним был установлен надзор. В нач. 1640 г. печерский наместник Игнатий (Оксенович-Старушич) во главе посольства киевского духовенства прибыл в Москву. Царю Михаилу Феодоровичу было передано прошение митр. Петра о подтверждении прежних пожалований Киево-Печерскому монастырю, помощи в ремонте храмов обители, снабжении мон-ря богослужебными книгами. Свои просьбы митрополит обосновал тем, что мон-рь «прародители твоего всесветлого царского величества великие князи российстии создаша и различными изобилии украсиша».

http://pravenc.ru/text/1684519.html

переименован митр. Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая Со 2 апреля 1767 года Арсений (Могилянский) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России со 2.04.1767 †8.06.1770 Гавриил (Кременецкий) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 †9.08.1783 Иларион (Кондратовский) епископ Переяславский и Бориспольский в 1783 временно управлял Самуил (Миславский) митрополит, бывший архиеп. Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 †5.01.1796 Иерофей (Малицкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Нежинский с 1.04.1796 †2.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митр. Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; †14.09.1824 Евгений (Болховитинов) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 †23.02.1837 Филарет (Амфитеатров) митрополит, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 †21.12.1857 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 1.03.1858 по 1.07.1860 митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 1.07.1860 †28.04.1876 Филофей (Успенский) митрополит, бывший, архиеп. Тверской и Кашинский с 5.05.1876 †29.01.1882 Платон (Городецкий) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 4.02.1882 †1.10.1891 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 17.11.1891 †7.06.1900 †8.11.1686 Мефодий (Раковецкий) епископ, упоминается на кафедре с 1687 по 1690 Викарии Киевской епархии Переяславские и Бориспольские епископы Восстановлена в 1698 году Кафедра в Переяславе Захария (Корнилович) епископ, рукоположен с 1.10.1700 †28.08.1715 Кирилл (Шумлянский) епископ, бывший еп. Луцкий и Острожский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

митр. Владимира. 1918. С. 31). Митр. Владимир воспринял данный ультиматум как личное оскорбление. 7 янв. 1918 г. в Киеве открылся Всеукраинский православный церковный Собор . В связи с началом боев за Киев между силами Центральной рады и красногвардейскими отрядами под командованием М. А. Муравьёва 19 янв. Собор прекратил свою работу. 23 янв. красногвардейцы вошли в Киево-Печерскую лавру, а вечером 25 янв., накануне взятия Киева отрядами Муравьёва, был убит пребывавший в лавре митр. Владимир. 29 янв. Н. участвовал в его отпевании в Успенском соборе лавры, к-рое возглавил Тифлисский митр. Платон (Рождественский) . Н. известил патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) об убийстве митр. Владимира. 22 февр. 1918 г. патриарх и Синод поручили Н. временное управление Киевской епархией. Через нек-рое время он совершил поездку в Москву и доложил патриарху Тихону об обстоятельствах гибели митр. Владимира и о ситуации в епархии. Из Москвы он вернулся с патриаршим указом, вносящим нек-рые изменения в недавно принятые правила избрания епархиального архиерея. 1 марта 1918 г. Киев был занят нем. войсками и силами Центральной рады. Вскоре правительство Центральной рады было свергнуто и к власти на Украине при нем. поддержке пришел гетман ген. П. П. Скоропадский. Вечером 28 апр., накануне переворота, Скоропадский встретился с Н. Позднее он вспоминал: «Я с ним (Никодимом.- Н. З.) долго разговаривал, посвятил его в сущность переворота; он меня благословил» ( Скоропадський. 1995. С. 154). 29 апр. киевское духовенство во главе с Н. приветствовало гетмана Скоропадского в Софийском соборе. Позднее гетман изменил свое отношение к Н. на отрицательное, что было связано с ролью епископа при избрании нового главы Киевской епархии. Гетманское правительство оказывало на Н. сильнейшее давление с целью заставить его отказаться от выборов Киевского архиерея до созыва новой сессии Всеукраинского Собора. Однако 19 мая созванное Н. епархиальное собрание избрало Харьковского митр. Антония (Храповицкого) на Киевскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я четв. XVIII в. (НКПИКЗ) Иоасаф (Кроковский), митр. Киевский. Портрет. 1-я четв. XVIII в. (НКПИКЗ) (Кроковский Александр; ок. 1648 - 1.07.1718, Тверь), митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России. Место и точная дата рождения И. неизвестны. Дата 1648 г. приведена прот. Ф. И. Титовым , к-рый называет И. сверстником гр. Б. П. Шереметева и считает их возможными соучениками. До 1670 г. Кроковский окончил Киево-Могилянскую коллегию, затем учился в Риме в коллегии св. Афанасия (курс философии и богословия). Перешел в униатство, но в 1683 г., по прибытии на родину, вернулся в Православие. Под влиянием архим. Варлаама (Ясинского ; впосл. митрополит Киевский) принял монашество в Киево-Печерской лавре . С 1683 г. в Киево-Могилянской коллегии преподавал поэтику и риторику, в 1685-1689 гг. занимал должности профессора философии и префекта. 25 июля 1687 г. подписал Коломацкие статьи, данные при избрании гетмана И. С. Мазепы . В 1689-1690 гг. И. исполнял обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии. Грамотой Киевского митр. Варлаама от 20 янв. 1692 г. был назначен ректором. Открыл класс богословия, первым прочитал полный 4-годичный богословский курс (1693-1697). Возобновил студенческую конгрегацию (собрание), к-рая действовала во времена Киевского митр. Петра (Могилы) . Уделял внимание экономическому положению коллегии. 11 янв. 1694 г. цари Петр I и Иоанн V в ответ на представление И. (при поддержке Мазепы) подтвердили статус коллегии как высшего учебного заведения. Ей были даны права внутреннего самоуправления и собственного суда, военные и гражданские власти не должны были вмешиваться в управление. Эти права были вновь подтверждены 26 сент. 1701 г. К нач. XVIII в. количество учащихся достигло рекордного числа - 2 тыс. чел. В 1713 г. И. пригласил на философские диспуты в Киево-Могилянскую академию Шереметева. 1 авг. 1719 г. было закончено сооружение студенческого общежития (бурсы), к-рое строилось полностью на средства И. Кроме того, он передал в б-ку учебного заведения значительное количество своих книг.

http://pravenc.ru/text/578092.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010