Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121748_10.html

в период его патриаршества относилось к числу центральных придворных церемоний, внесенных в «Книгу записную облачениям и действу» и «Патриаршие выходы». Однако на деле все архиереи, в том числе и патриарх, получали царские пожалования за заслуги перед светской властью. Так, кроме Никона в эти же годы награждены саккосами Казанский митр. Корнилий (1652), Рязанский митр. Иларион (1669), Белгородский митр. Мисаил и Суздальский архиеп. Стефан (1672). Антиохийский патр. Макарий перед отъездом (1656) получил от царя наряду с другими подарками митру, иноходца и деньги на саккос и подризник (см. прим. 127 митр. Макария). Газский митр. Паисий тотчас по приезде в Москву (1662) выпросил у царя пожалование саккосом, митрою, каретою и конской упряжью. Мантию, митру и две кареты царь пожаловал митр. Симеону при учреждении Смоленской епархии (Силкин А. В. Малоизвестные памятники строгановского лицевого шитья из Ростова Великого//Памятники культуры: Новые открытия. 1984. Л., 1986. С. 420–433; он же. Памятники строгановского лицевого шитья в Казани//Памятники русского искусства: Исследования и реставрация. Сб. научных трудов. ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря. М., 1987. С. 58–73; Полознев Д. Ф. Саккос Ростовского митрополита Ионы//Древнерусское художественное шитье. Материалы и исследования. М., 1995. Вып. 10. С. 139–149). В настоящее время сохранившиеся саккосы патр. Никона находятся в собрании музея-заповедника «Московский Кремль». О Требнике митр. Киевского и всея Руси Киприана см.: Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 471 и далее библиографию. См. комм. Вопрос о влиянии патр. Никона на развитие прикладного искусства еще недостаточно изучен, хотя несомненно, что оно было очень значительным. Достаточно указать на то, что только для обеспечения построенных патриархом монастырей требовалось большое количество богослужебной утвари. В последнее время появляются работы, посвященные тем или иным памятникам, см., например: Золотов М. В. Колокол патриарха Никона//Советская археология. 1964. 2. С. 242–243; Бобровницкая И. А. Серебряный панагиар из Успенского собора//Государственные музеи Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1976. Т. 2. С. 116–122; Савина Л. Н. Икона «Спас на престоле с припадающими митрополитом Филиппом и патриархом Никоном» из собрания Московского областного краеведческого музея//Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М., 1989. С. 233–245.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОН Пантелеимон (Луговой), митр. Уманский и Звенигородский. Фотография. 2018 г. Пантелеимон (Луговой), митр. Уманский и Звенигородский. Фотография. 2018 г. (Луговой Михаил Васильевич; род. 11.05.1967, с. Копанки Калушского р-на Ивано-Франковской обл., Украина), митр. Уманский и Звенигородский Украинской Православной Церкви. Из семьи рабочих. С 1974 по 1984 г. обучался в Калушской средней школе 3. В 1984 г. поступил на педагогический фак-т Ивано-Франковского гос. педагогического ин-та им. В. Стефаника. В 1985-1987 гг. проходил срочную военную службу. В 1987 г. продолжил обучение в Ивано-Франковском ин-те. В 1989-1990 гг. нес послушание в Гошевском Преображенском мон-ре. В 1990 г. окончил ин-т и поступил в Киевскую ДС. В 1993 г. окончил семинарию и поступил в Киевскую ДА, к-рую окончил в 1996 г. со степенью кандидата богословия за дис. на тему «Церковные братства Украины и Белоруссии как оплот Православия». В авг. того же года назначен на должность преподавателя и старшего помощника инспектора КДАиС. 21 сент. Криворожским и Никопольским еп. Ефремом (Кицаем ; ныне митрополит) рукоположен во диакона, 9 нояб. Киевским и всея Украины митр. Владимиром (Сабоданом) - во иерея. С нояб. 1996 по сент. 2005 г. находился в составе духовенства КДАиС. 20 марта 1997 г. архим. Митрофаном (Юрчуком ; ныне митрополит) пострижен в монашество с наречением имени в честь вмч. Пантелеимона. С 1 авг. 1997 по 29 авг. 2004 г.- секретарь Ученого совета КДА. В 1999 г. возведен в сан архимандрита. С 29 мая 2000 г.- доцент, с мая 2001 г.- заведующий кафедрой общецерковной истории КДА, к-рую возглавлял до сент. 2005 г. С сент. 2005 по 17 окт. 2007 г.- клирик киевского во имя великомученика Пантелеимона женского монастыря (Феофания) . С сент. 2005 по сент. 2007 г.- преподаватель и доцент кафедры философии, политологии и права Киевского славистического ун-та. Определением Синода УПЦ от 18 окт. 2007 г. избран епископом Ивано-Франковским и Коломыйским. 19 окт. в Трапезном храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры митр. Владимир (Сабодан) возглавил архиерейскую хиротонию П. С 2010 г. включен в состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ. 28 авг. 2014 г. возведен в сан архиепископа. 23 дек. того же года переведен на Шепетовскую и Славутскую кафедру. 24 июня 2015 г. утвержден в должности настоятеля Городищенского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 29 янв. 2016 г. освобожден от управления Шепетовской епархией и назначен управляющим Уманской и Звенигородской епархией . 17 авг. 2018 г. возведен в сан митрополита.

http://pravenc.ru/text/2578860.html

Фельдман Д. Феогност, богач, персонаж из Жития Иоанна Златоуста Феогност, митр. Московский и Всея Руси Феогност, собирательный образ Феодор I Иванович, ц., вел. кн. Феодор Алексеевич, цч., сын ц. Алексея Михайловича Феодор Стратилат, св. Феодор Тирон, мч. Феодор, архим. Ивирского мон. Феодор, иг. Симонова мон. Феодор, патр. Иерусалимский Феодор, свт. Едесский, св. Феодора Алексеевна, црв., дочь ц. Алексея Михайловича Феодосий Печерский , прп., св. Феодосий, архиеп. Новгородский Феодосий, архим. Богоявленского мон. Феодосий, иг. Спасского мон. Феодосий, иеродк., участник «дела» об отравлении патр. Никона Феодосий, иером., эконом В.Н.-И. мон., затем стрл. Астраханского Троицкого мон. Феодосий, каз., затем архим. Тихвинского мон. Феодосий, стар., доверенное лицо киевского митр. Сильвестра Коссова Феодосий, столпник, персонаж из жития свт. Феодора Едесского Феодосия Алексеевна, црн., дочь ц. Алексея Михайловича Феоктист, иг. Феофан, архим. афонского Кастамонитова мон. Феофан, патр. Иерусалимский Феофил, греческий ц. Феофилакт, архиеп. Болгарский Ферапонт, архим. Чудова мон. Ферапонт, прп. Ферапонт, ч. дк. вологодского Софийского дома Ферезей, библ. Фест, римский правитель, библ. Фетиев Гаврил Мартынович, п. ч. Филагрий, стар., крылошанин В.Н.-И. мон. Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов, бр.), архиеп. Ростовский, патр. Московский Филарет, митр. Смоленский Филарий, префект Филипп I, митр. Московский и Всея Руси Филипп II (в миру бр. Фёдор Степанович Колычев), митр. Московский и Всея Руси Филиппов Тертий Философов Василий, стр. Филофей Коккин, патр. Константинопольский Филофей Синайский Филофей, архим. Иверского мон. Филофей, митр. Трапезундский Филофей, стар. псковского Елеазаровского мон. Филофей, стар., посланный патр. Никоном к ц. Алексею Михайловичу с Воскресенского подворья Финеес, сын первосвященника Елеазара и внук Аарона, библ. Фиораванти Аристотель, итальянский архитектор Фист, библ. Флавиан (Стрекалов) (в миру Туленин, с. б.), стар. В.Н.-И. мон. Флаер (Flier Michael S)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г. Владимир (Сабодан), митр. Киевский и всея Украины. Фотография. 2004 г. (Сабодан Виктор Маркианович; род. 23.11.1935, с. Марковцы ныне Хмельницкой обл., Украина - 05. 07. 2014, Киев), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ). Из крестьянской семьи. С 9 лет исполнял различные послушания при храме во имя арх. Михаила в родном селе. По окончании средней школы в пос. Меджибож учился в Одесской ДС (1954-1958). В 1958 г. поступил в ЛДА, к-рую окончил в 1962 г. со степенью канд. богословия за соч. «Христос Спаситель - Начальник мира». Преподавал в Одесской ДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления. 14 июня 1962 г. Херсонским и Одесским митр. Борисом (Виком) В. был рукоположен в состоянии целибата во диакона, 15 июня - во иерея, 26 авг. пострижен в монашество с наречением имени в честь равноап. кн. Владимира. В 1965 г. окончил аспирантуру при МДА, определен ректором Одесской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1966 г. назначен зам. начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме . 23 июня 1966 г. В. определено быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии с поручением исполнения обязанностей представителя РПЦ при Всемирном Совете Церквей . Хиротонию В., совершенную 9 июля 1966 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры , возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Пимен (Извеков , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 28 нояб. 1968 г. В. был перемещен на Переяслав-Хмельницкое вик-ство Киевской епархии. С 20 марта 1969 г. епископ Черниговский и Нежинский, временно управлял Сумской епархией. В 1970-1973 гг. являлся ответственным редактором ж. «Православний bichuk» . 18 апр. 1973 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС, 9 сент. возведен в сан архиепископа. С 18 апр. 1978 г. профессор МДА. 5 июня 1979 г. В. защитил в МДА магист. дис. «Экклезиология в отечественном богословии». 3 марта 1976 г. введен в состав Комиссии по вопросам христ. единства, в 1978 г. состоял членом комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия восстановления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в комиссию по подготовке и проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси .

http://pravenc.ru/text/159072.html

Титул Киевских митрополитов, как и название митрополии, со временем менялся. В грекоязычных источниках с начала и до сер. XII в. встречаются только «μητροπολτης Ρωσας». Таковы, напр., легенды печатей XI в. митрополитов Феопемпта, Ефрема и др. Сосуществование во 2-й пол. XI и, может быть, нач. XII в. Киевской митрополии с временными митрополиями в Чернигове и Переяславле (Переяславе) не отразилось на титулатуре Киевских митрополитов, судя по печатям Георгия , Иоанна II , Иоанна III и Николая ( Янин. 1970. 43-45; Янин, Гайдуков. 1998. 43а-б). В славяноязычных текстах, как переводных, так и оригинальных, претендующих на официальность, титулатура часто калькирует греческую: «митрополитъ Русьскии», напр., в Канонических ответах митр. Иоанна II или в постановлениях Собора 1273/74 г. (применительно к митр. Кириллу II ) (ПДРКП. Стб. 1, 83). Изменения впервые выступают в надписи на печати митр. Константина II (1167-1169/70), где появляется формула «митрополит всея Руси» («μιτροπολτης πσης Ρωσας») ( Янин. 1970. 51). Можно предположить, что введение такого определения в титул подчеркивало целостность Киевской митрополии после урегулирования вопроса о Владимирской митрополии, планировавшейся кн. св. Андреем Юрьевичем Боголюбским в 60-х гг. XII в. Не последовательно, а лишь эпизодически оно фиксируется и позднее, в т. ч. и в русскоязычных текстах, напр., в послании болгарского деспота Иакова Святослава к митр. Кириллу II от 1262/70 г.: «Архиепископу Кирилу преславнаго града Кыева, учителю же всея Руси» и «освященый архиепископе вся Рускыя земля» ( Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 141). Относительно стабильным элементом митрополичьей титулатуры формула «всея Руси» с частым, хотя и не непременным присовокуплением определения «Киевский» становится в XIV в., в пору постоянно возобновлявшихся разделений митрополии. Так, в документах 1347 г. митр. Феогност именуется «ερτατε μητροπολτης Κυγβου, πρτιμος κα ξαρχος πσης Ρωσας», т. е. «преосвященнейший митрополит Киевский, пречестной экзарх всея Руси» (ПДРКП. Прил. Стб. 13, 17, 21 и др.). Вместе с тем не выходит из употребления и первоначальный упрощенный вариант. В патриаршей грамоте Феогносту от 1339 г. читается обращение: «ερτατος μητροπολτα Ρωσας κα πρτιμε» («преосвященнейший митрополит Руси и пречестной») (Там же. Стб. 11). Перемену в канцелярской терминологии редактор-составитель к-польской notitiae 20 (нач. XV в.) резюмировал так: «Ο δ Ρωσας μητροπολτης γρφεται Κυβου κα πσης Ρωσας» («А митрополит Руси пишется митрополитом Киевским и всея Руси») ( Darrouz è s. Notitiae. P. 418).

http://pravenc.ru/text/1684527.html

15. Среда. Прор. Амоса. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября) . Аллилуия. Прп. Иеронима Блаженного, Стридонского. Прмчч. Григория и Кассиана Авнежских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Перенесение мощей прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля) . По Уставу, совершается аллилуйная служба (прор. Амоса) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба прор. Амоса не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (В) , порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца, в соединении со службой прор. Амоса (без праздничного знака) (Г) и порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (Д) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и пророка, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Егда Нескверная Агница...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Болезни претерпевши...». По Трисвятом – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Пророка Твоего Амоса память...» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Препрославленна еси, Богородице Дево...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и пророка на 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-28/

Петра митр. Киевского при открытии оной, – М. 1813). – Что касается до празднования четырем святителям Московским, то праздник трех святителей: Петра, Алексия и Ионы был установлен при патр. Иове в 1596-м году, а четвертый святитель – Филипп присоединен к трем в 1875-м году. 103 В «Сказании действенных чинов» Московского Успенского собора, составленном в 1627-м году и haneчamahhoм b VI части Вивлиофики Новикова, празднование митр. Петру 4-го Августа обозначено: «обретение мощей иже во святых отца нашего Петра митрополита всея России», – стр. 211. 104 Чтобы праздновании Виленским мученикам было установлено св. митр Алексием, это представляется нам довольно сомнительным. Едва ли мог св. Алексий установить празднование в то время, как находился в хороших отношениях с Ольгердом и имел под своею митрополичьею властью Литовскую Русь, потому что сделать это значило бы с его стороны нанести слишком большое и совсем тяжкое оскорбление Ольгерду. Но едва ли миг св. Алексий установить празднование и в то время, как находился во враждебных отношениях с Ольгердом и не имел под своею властью Литовской Руси, ибо, во-первых, сделать это в указанное время значило бы со стороны св. Алексия затруднить себе примирение с Ольгердом, чего он, конечно, не желал; во-вторых, установить празднование в указанное время значило бы установить его ее для Литовской, а для Московской Руси, но чтобы св. Алексий установил для Московской Руси празднование Литовским или чужим для Москвы мученикам, эго не представляется вероятным, а главное – мы прямо знаем, что для Московской Руси празднование им установлено только на соборе 1549-го года. С большею вероятностью должно думать, что празднование мученикам установлено было в Литовской Руси после того, как в ней с 1458-го года явилась своя особая митрополия, а что потом его установление усвоено было св. митр. Алексию из желания придать ему значительнейшие твердость и авторитетность. А если считать справедливым то, что изображения Литовских мучеников находятся на саккосе митр. Фотия (хранящемся в Московской Синодальной ризнице): то можно предполагать, что они причислены к лику святых именно митр Фотием, по настояниям Литовки – вел. княгини Софьи Витовтовны. 105 Составитель Густинской летописи, которая во 2-м томе Собрания летописей, говорит под 1355-м годом, – стр. 350. О Коссове и Дубовиче, которых мы не имеем под руками, см. преосв. Филарета Истории Русской церкви период второй. § 22, 3-го издания, которое у нас под руками, стр. 73, и Русских святых под 14-м Апреля, и преосв. Макария Истории Русск. церкви т. IV, стр. 256.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН Иларион (Шукало), митр. Донецкий и Мариупольский. Фотография. 2009 г. Иларион (Шукало), митр. Донецкий и Мариупольский. Фотография. 2009 г. (Шукало Роман Васильевич; 3.05.1951, пос. Рудно Львовской обл., Украина), митр. Донецкий и Мариупольский. Из религиозной рабочей семьи. В 1968 г. поступил во Львовский сельскохозяйственный ин-т. Исполнял послушание иподиакона при Львовском и Тернопольском митр. Николае (Юрике) . В 1973 г. поступил в аспирантуру Украинской сельскохозяйственной академии (Киев) на кафедру агрохимии. Впоследствии защитил канд. диссертацию. Работал преподавателем Вишнянского сельхозтехникума (Львовская обл.), был начальником районного управления сельского хозяйства. С февр. 1979 по авг. 1980 г. псаломщик в Успенской ц. Донецка. В 1980-1984 гг. учился в Одесской ДС. 15 февр. 1981 г. Херсонским и Одесским митр. Сергием (Петровым) рукоположен во диакона целибатом. Назначен служить в Петропавловский кафедральный собор Ворошиловграда (ныне Луганск). 24 окт. 1982 г. рукоположен во иерея, назначен ключарем того же собора. 3 нояб. 1986 г. определен настоятелем Свято-Николаевской ц. г. Ровеньки Ворошиловградской обл. С 1987 г. служил настоятелем Свято-Николаевского собора Старобельска, назначен благочинным 3-го старобельского округа и членом епархиального совета. В 1987-1991 гг. учился в МДА. Весной 1989 г. возведен в сан протоиерея. 5 сент. 1991 г. Синодом УПЦ избран на должность епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. 22 сент. 1991 г. в Киево-Печерской лавре был пострижен в монашество с именем в честь прп. Илариона , схимника Киево-Печерского. 27 сент. того же года в киевском Крестовоздвиженском храме возведен в сан архимандрита. 29 сент. 1991 г. во Владимирском соборе Киева хиротонисан во епископа Ивано-Франковского и Коломыйского. С 22 янв. по 6 апр. 1992 г. был временно управляющим Черновицкой и Буковинской епархией. 6 апр. 1992 г. назначен епископом Херсонским и Таврическим. 23 нояб. 1995 г. возведен в сан архиепископа. 12 сент. 1996 г. назначен на Донецкую и Мариупольскую кафедру с сохранением управления Херсонской епархией. И. подготовил материалы к прославлению канонизированного УПЦ в 1998 г. Готского и Кефского митр. свт. Игнатия, по преданию бывшего основателем Мариуполя. И. является священноархимандритом Святогорской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры . 11 июня 1997 г. И. освобожден от управления Херсонской епархией, назначен временно управляющим Горловской епархией. 23 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. 24 янв. 2007 г. освобожден от управления Горловской епархией.

http://pravenc.ru/text/389211.html

С 1250 г. основным местом пребывания Киевских митрополитов постепенно стал Владимир-на-Клязьме и его пригороды. По примеру Ср. Поднепровья здесь их викариями и местоблюстителями становятся различные архиереи. Так, напр., при Киевском митр. свт. Кирилле II в таком качестве, по-видимому, пребывал бывш. архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Владимирский еп. свт. Серапион (1273-1274/75), которому для управления также была пожалована Нижегородская волость ( Присёлков. 1950. С. 332). С 1342-1344 гг., при митр. свт. Феогносте , большую роль играл его наместник - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Алексий (с 1352 епископ Владимирский, с 1354 митрополит Киевский и всея Руси). Во время его отъездов в Византию и Литовское великое княжество (далее ВКЛ) обязанности митрополичьего местоблюстителя выполнял бывш. Владимиро-Волынский еп. Афанасий , ставший епископом Переяславля Залесского (1352/53-1362). Кандидат на Киевскую митрополию архимандрит московского в честь Преображения Господня мужского монастыря Михаил (Митяй) также был митрополичьим наместником. Во время его поездки в К-поль и до прибытия в Москву митр. свт. Киприана митрополичьим местоблюстителем был Коломенский еп. Герасим (1379-1381/82). На рубеже XIV и XV вв. в Сев.-Вост. Руси эту должность постепенно начинают замещать епископы Сарские и Подонские (Крутицкие) (см. Крутицкая кафедра ), к-рые после «великой замятни» в Золотой Орде были вынуждены оставить свои владения в Поволжье и Подонье и окончательно переселиться в Москву. Начиная с сер. XIII в. в Сев.-Вост. Русь вместе с Киевскими митрополитами приезжали служившие им люди. Очевидно, эта практика началась еще при митр. Кирилле II. Так, напр., 23 нояб. 1263 г. вместе со святителем на отпевании во владимирском Успенском кафедральном соборе и похоронах св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича находился митрополичий «иконом» Севастиан (ПСРЛ. Т. 24. С. 99; Т. 25. С. 145). В 1299 г. от «татарьского насилья» митр. свт. Максим бежал из Киева через Брянск «в Суждальскую землю и со всем своим житьем» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 485). Во Владимир-на-Клязьме он прибыл «со всем клиросом своим, месяца априля в 18». Владимирский еп. Симеон был переведен на более важную Ростовскую кафедру, а митрополит взял под свое прямое управление Владимирскую епархию (Там же. Т. 24. С. 106). Владимир-на-Клязьме фактически стал новой церковной столицей Руси. При этом Киев оставался одной из резиденций митр. Максима и его преемников.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010