Лит.: Акт о воссоединении обновленческого еп. Михаила (Постникова)//Там же. 1943. 3. С. 8-9; В Свящ. Синоде при Патриархе Московском и всея Руси: [Назначен митр. Киевским]//Там же. 1944. 2. С. 9; Шаповалова А. Экзарх Украины, митр. Киевский и Галицкий Иоанн: [Лит. портрет]//Там же. 1945. 3. С. 56-63; Приезд делегации Болгарской ПЦ в СССР//Там же. 9. С. 37; Скоропостижный Н., прот. Из Киевской епархии: [Празднование тезоименитства экзарха]//Там же. 1947. 11. С. 64; Изюмин П. Правительственные награды//Там же. 1948. 3. С. 52-53; Шулакевич Б., прот. Чествование Экзарха Украины Высокопреосв. Иоанна, митр. Киевского и Галицкого//Там же. 12. С. 70; Хроника: [Награжден правом ношения 2 панагий также и вне пределов экзархата]//Там же. 1949. 4. С. 7; Славный юбилей: пребывания в духовном сане]//Там же. 1952. 1. С. 15-18; Приветствие редакции «Журнала Московской Патриархии» высокому юбиляру [митр. Киевскому и Галицкому Иоанну]//Там же. С. 18; Иннокентий [Леоферов?], архим. Церковные торжества в Киеве//Там же. 1953. 11. С. 9-11; Славное 80-летие//Там же. 1957. 2. С. 10; Леонид [Поярков], архим. В гостях у РПЦ: [Посещение делегацией Евангелической Церкви Германии Киева]//Там же. 1958. 5. С. 22; Эппидиос Хасапис, архим., Экзарх Патриарха Александрийского. В ред. ЖМП: [Благодарность]//Там же. 1960. 7. С. 7; Конец Брестской унии//Там же. 1961. 1. С. 67; Награждения архиереев РПЦ: [Награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени]//Там же. 1963. 6. С. 10; Определения Свящ. Синода: [Уволен на покой]//Там же. 1964. 5. С. 7; Кохно А., прот. Митр. Иоанн: [Некролог]//Там же. 1968. 6. С. 27-31; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 333-336; Акты свт. Тихона. С. 21, 600, 702-703, 975; Цыпин. История РЦ. С. 264-265, 268, 281, 297, 299, 306-307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999. С. 95, 99; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР: 1945-1970 гг. М., 2009. Т. 1. С. 71, 126, 340, 527, 546-547, 590, 640, 649, 677, 704, 761-762; РПЦ в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.: Сб. док-тов/Сост.: О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. М., 2009. С. 67, 69, 72, 228-229, 270, 303, 305, 360, 423, 656.

http://pravenc.ru/text/469550.html

Протодиак. Спиридоний, очевидно, служил в Успенском соборе Московского Кремля и переписывал книги при Московской митрополичьей кафедре, к-рую с 1390 по 1406 г. возглавлял свт. Киприан, митр. Киевский. По сообщению московских летописей, святитель с марта 1396 по сент. 1397 г. жил в Киеве. Посетив Смоленск, незадолго перед этим захваченный литовским вел. кн. Витовтом, митр. Киприан «оттоле иде к Киеву и тамо пребысть полтора года» (ПСРЛ. Т. 11. С. 164). Согласно той же летописи, вместе с митр. Киприаном в Киев ездил и бывш. Смоленский владыка Михаил, которого В. В. Майков отождествил с заказчиком К. П. ( Майков. 1902). Московские митрополиты, отправляясь в путь, брали с собой большую свиту. Т. о. Спиридоний оказался в Киеве, где он, очевидно, и жил, исполняя церковные обязанности в Софийском соборе и переписывая заказанную ему Псалтирь. Упомянутый в записи протодиак. Спиридония Михаил в 1383 г. был поставлен Смоленским епископом, а в кон. 80-х гг. XIV в. стал дипломатическим представителем и советником при Московской митрополии. Он постоянно находился в свите митр. Киприана, с которым ездил в 1391 г. в Тверь, в 1396 и 1397 гг.- в Смоленск и Киев. Еп. Михаил, большая часть жизни к-рого была связана с Москвой (где он, вероятно, и родился), умер 6 мая 1402 г. и был похоронен в Троице-Сергиевом мон-ре. К. П., хотя и была написана в Киеве, была заказана жителем Москвы, выполнялась москвичом в московской церковной среде. Рождество Христово. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 128) Рождество Христово. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 128) С К. П. связана еще одна рукопись - Евангелие, переписанное для кн. Владимира Андреевича Храброго боровско-серпуховского (РНБ. F. n. I. 18, 1393 г.). В послесловии сказано, что она написана «благословеньем Киприяна, митрополита Всея Руси, повеленьем благоверного князя Володимира Андреевича… в лето 6801 (1393) индикта 1»; а автор называет себя «многогрешный раб Спиридон диякон» (Л. 207 а-б). Хотя место написания Евангелия не указано, это, несомненно, была Москва, т. к. здесь кн. Владимир Андреевич жил постоянно. Начальная фраза послесловия свидетельствует, что диак. Спиридон работал при митрополичьей кафедре. По заключению А. И. Соболевского, писец К. П. Спиридоний и писец Евангелия 1393 г. Спиридон - одно и то же лицо. Именование в послесловии к Евангелию Спиридона диаконом, а в К. П. протодиаконом не мешает отождествлению писцов, т. к. за 4 года, разделяющие рукописи, Спиридон мог получить повышение в сане. Диалектологические особенности языка Евангелия 1393 г. свидетельствуют, что писец Спиридон был москвич. Поскольку язык К. П. совершенно сходен с языком Евангелия 1393 г., это также доказывает, что К. П. является памятником московской, а не киевской письменности.

http://pravenc.ru/text/1684533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918) КЛИМЕНТ (Верниковский Константин Александрович; 1863-1909), еп. Винницкий, викарий Подольской и Брацлавской епархии КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 1858- сер. 30-х гг. ХХ в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола КОНСТАНТИН (Горянов Олег Александрович; род. 1951),митр. Петрозаводский и Карельский, глава Карельской митрополии КОНСТАНТИН (Островский Илья Константинович, род. 1977), еп. Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КОНСТАНТИН (Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871 - 10.11.1937), митр. Киевский и экзарх Украины, сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края) ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель

http://pravenc.ru/rubrics/121666_19.html

Как шли к «объединительному собору» – хронология автокефального проекта И что привело к расколу уходящего года 14 декабря, 2018 И что привело к расколу уходящего года События вокруг предоставления автокефалии «Киевскому патриархату» – одна из важнейших тем уходящего года. Как уже более четверти века развивается этот проект – напоминает Сергей Худиев. 1992 год 31 марта — 5 апреля проходит Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В ходе собора против митрополита Филарета Киевского другие украинские архиереи выдвигают обвинения в произволе и давлении. Митрополит Филарет перед крестом и Евангелием обещает сложить полномочия, как только соберется Собор УПЦ; он также обещает немедленно провести заседание Синода УПЦ для восстановления на своих кафедрах незаконно смещенных им епископов. 7 апреля, в ходе богослужения в киевском Владимирском соборе в день праздника Благовещения, Филарет заявляет об отказе сложить с себя обязанности Предстоятеля УПЦ, а 14 апреля говорит, что его присяга была вынужденной, а потому недействительной. Президиум Архиерейского Собора 11 июня 1992 г. Слева направо: митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков), митр. Минский Филарет (Вахромеев), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митр. С.-Петербургский Иоанн (Снычёв), митр. Киевский Владимир (Сабодан) 11 июня проходит Архиерейский Собор РПЦ, который, на основании заявления украинского епископата и по итогам разбирательства, лишает митрополита Филарета церковного сана и всех степеней священства. 25-26 июня в Киеве проходит Учредительный собор, на котором создается так называемый «Киевский патриархат» — структура, которую отказываются признать другие Поместные Православные Церкви. 30 июня делегация УПЦ КП посещает Константинополь. После этого по украинскому телевидению распространяется информация о возможном признании новой церкви Вселенским Патриархом. Константинополь, однако, опровергает это утверждение. 26 августа , отвечая на письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета, Патриарх Варфоломей пишет: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодальное решение о вышесказанном». 1993 год

http://pravmir.ru/kak-shli-k-obediniteln...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений (Могилянский), митр. Киевский (Могилянский Алексей; 17.03.1704 (1711?), мест. Решетиловка Полтавского полка - 8.06. 1770, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Воспитывался в семье деда по матери, свящ. Феодора Могилы, в 1721-1727 гг. учился в Киевской академии, затем перешел в Харьковский коллегиум, к-рый окончил в 1735 г. Ректор коллегиума архим. Митрофан (Слатвинский), хиротонисанный в дек. 1738 г. во епископа Тверского, в 1739 г. назначил Могилянского учителем в новооткрытую Тверскую ДС, в нояб. 1741 г. Могилянский был переведен учителем грамматики в МДА. 21 нояб. 1741 г. принял монашеский постриг с именем А. и поступил в братию ТСЛ. С окт. 1742 г.- катехизатор и учитель, затем проповедник в Троицкой лаврской ДС. Проповеди А. привлекли внимание императрицы Елизаветы Петровны , и в 1743 г. он получил должность придворного проповедника в С.-Петербурге, императрица пожаловала А. бриллиантовые панагию и крест с рубинами. 29 янв. 1744 г. А. повелено быть архимандритом ТСЛ, ректором Троицкой семинарии. 25 июля 1744 г. А. был хиротонисан во архиепископа Переславль-Залесского, вик. Московской епархии, назначен членом Святейшего Синода с оставлением настоятелем ТСЛ. Указом от 30 мая 1752 г. А. был уволен на покой «по расстроенному здоровью», удалился в новгород-северский в честь Преображения Господня мон-рь . Указом от 22 окт. 1757 г. назначен митр. Киевским, Галицким и всея Малыя России (2 апр. 1767 вышел указ императрицы Екатерины II Великой об исключении из титула Киевского митрополита слов «и всея Малыя России»). Заботился о КДА, не раз ходатайствовал перед императрицей Екатериной о субсидиях, жертвовал значительную часть своего жалованья малоимущим ученикам и учителям; стараниями А. в 1763 г. был выстроен особый корпус для малоимущих студентов. А. погребен в киевском Софии Св. соборе . А. является автором службы с акафистом свт. Димитрию (Туптало) , митр. Ростовскому, а также многочисленных проповедей.

http://pravenc.ru/text/76238.html

Хождение в Орду митр. Киевского и всея Руси Максима в 1283 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 144 об.) Хождение в Орду митр. Киевского и всея Руси Максима в 1283 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 144 об.) В вопросе о межконфессиональных браках правители О. вели себя толерантно. Так, напр., в 1317 г. хан Узбек дал свое согласие на брак Кончаки с московским кн. Георгием (Юрием) Данииловичем . По-видимому, в данном случае свою роль сыграли прецеденты матримониальных отношений правителей О. и Византии. Начавшийся, при Киевском митр. Феогносте и его преемнике свт. Алексие , процесс сокращения привилегий Русской Православной Церкви и попыток правителей О. установить выплату дани с церковных людей и владений на Руси в пользу своей казны был приостановлен в 1357 г. из-за «Великой замятни» в О. ( Присёлков. 1950. С. 375-376). Многочисленные войны между претендентами на власть в О. привели к сокращению проживавших в ее городах христиан, а в случае с православными - переезду епископов Сарских и Подонских из Сарая в Москву, когда после событий 1371-1372 гг. наметился переход в вооруженный конфликт многолетнего политического противостояния между Московским великим княжеством и «Мамаевой Ордой». Выданный в 1379 г. ханом Тюляком «по слову» своего «дяди» темника Мамая ярлык московскому кандидату на Киевскую митрополию Михаилу (Митяю) фактически имел декларативный характер, т. к. его легитимность в правление хана Тохтамыша была ничтожна. Походы 90-х гг. XIV в. среднеазиатского эмира Тимура подорвали положение христианских общин в разоренных им городах О. После ее распада люди рус. митрополитов сохранили экономические льготы на право торговли в Казанском ханстве. С сер. XIII в. важной задачей правосл. архиереев в О. и ее улусах стала миссионерская деятельность среди ордынцев, а также поддержка находившегося там православного населения. В сер. XIII - нач. XIV в. этому способствовали многочисленные смешанные браки русских князей, бравших в жены монг. аристократок из рода Чингисхана.

http://pravenc.ru/text/2581481.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 30.10.1651 (?), Киев), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель. В числе способных молодых людей И. был отправлен митр. Киевским свт. Петром (Могилой) за границу с целью подготовки учителей для задуманной им высшей школы при Киево-Печерском мон-ре. Вероятно, там И. получил образование. В 1637 г. митр. Петр рукоположил И. во иерея и определил служить в ц. Успения Пресв. Богородицы Киево-Печерского мон-ря. В 1638 г. И. стал игуменом Гощанского мон-ря (близ Луцка), в 1639-1640 гг.- ректором основанной при мон-ре митр. Петром коллегии (митрополит пытался создать филиал Киевской коллегии в Виннице, но перенес ее в Гощу, где находился И.). В 1640 г. И. возвратился в Киев, в том же году во главе посольства киевского духовенства посетил в Москве царя Михаила Феодоровича . Духовенство просило царя о финансовой помощи в строительстве правосл. церквей, а также предлагало прислать учителей для организации в Москве уч-ща. Царю передали в дар часть мощей равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Посольство было успешным: были отпущены денежные средства и в Киев посланы мастера (АЮЗР. Т. 3. 60-62). В 1641 г. И. стал игуменом Киево-Братского Богоявленского мон-ря, в 1641-1642 гг. был ректором Киево-Могилянской коллегии, в 1642 г. участвовал в работе Ясского правосл. Собора. С 1642 г. игумен киевского Выдубицкого мон-ря. 12 июля 1650 г. хиротонисан во епископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского. Вскоре после назначения умер и похоронен в Киеве, на территории Выдубицкого мон-ря. И., известный проповедник и ревнитель Православия, вместе с митр. Петром (Могилой) отстаивал права правосл. Церкви в борьбе с униатами и католиками, но был лояльным к властям Речи Посполитой и враждебно настроен по отношению к казачеству. Сохранилось составленное им надгробное слово о кн. Илии Четвертинском «Казанье погребовое...» (1641), в к-ром он восхваляет древность рода умершего князя, его воинские подвиги и христ. добродетели.

http://pravenc.ru/text/293465.html

Алешин А.А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской Патриархии» в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943-1948 годы//Вестник Челябинского государственного университета. 2014. 8 (337). С. 79-87. См., напр.: Страгородский С., патр. От святейшего патриарха Сергия ко дню нового 1944 года//ЖМП. 1944. 1. С. 5. Ярушевич Н., митр. От митрополита Киевского и Галицкого Николая из г. Киева//Там же. С. 6. Городцев В., архиеп. От архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея//Там же. 8. С. 39. Сталин И.В.: 1) Архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею//Там же. С. 10; 2) Сергию епископу Кировоградскому//Там же. 12. С. 10. Ломакин Н., прот. Немецкие зверства в г. Старом Петергофе близ Ленинграда//Там же. 1943. 2. С. 40. См. об этом: Шкаровский М.В. Город на все времена. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. С. 254. Будучи секретарем Ленинградских митрополитов, о. Николай выезжал на места для изучения фактов немецких злодеяний в данных областях. Цит. по: Ломагин Н.А. Неизвестная блокада: в 2 кн. Кн. 2. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С. 102. Корреспонденции с мест//ЖМП. 1944. 3. С. 45-46. Вручение медалей «За оборону Москвы»//Там же. 1945. 1. С. 14. Осуждение изменников вере и отечеству, принятое там же//Там же. 1943. 1. С. 16. Страгородский С., Патриарх Московский и всея Руси. Послание Патриарха Сергия к 26-й годовщине Советского государства//Там же. 3. С. 3-4. Ярушевич Н., митр. Обращение митрополита Николая к клиру и верующим Украины//Там же. С. 5-6. Симанский А., митр. Архипастырское послание митрополита Ленинградского и Новгородского к пастырям и пастве в местностях, освобожденных от вражеской оккупации фашистского гнета//Там же. 1944. 4. С. 5-8. Там же. С. 7. Ярушевич Н., митр. Танковая колонна Русской православной церкви имени Димитрия Донского//Там же. 1943. 2. С. 30-32. Симанский А., митр. Христианство и война с гитлеризмом//Там же. 3. С. 18-19. Ярушевич Н., митр. Фашисты — злейшие враги культуры//Там же. С. 20-21.

http://patriarchia.ru/db/text/6025689.ht...

16 нояб. 1962 г. митр. Борис (Вик) был освобожден от управления Донецко-Луганской епархией, к-рая перешла в непосредственное ведение Московской Патриархии (в 1962-1963 ее окормлял еп. Дмитровский и викарий Московской епархии Пимен (Извеков ; впоследствии патриарх Московский и всея Руси)), в 1963-1964 гг. епархия подчинялась митр. Киевскому и экзарху Украины Иоанну (Соколову) . В 1962 г. ввиду преклонного возраста был уволен секретарь Донецко-Луганского ЕУ прот. Иоанн Пожарский, настоятель Николо-Преображенского собора в Луганске, его дела принял благочинный Донецкой обл. прот. Иоанн Левицкий. В 1962-1964 гг. центр Донецко-Луганской епархии и штат ЕУ находились в Донецке, епархиальный совет с 1963 г. возглавлял прот. Григорий Гавриленко, благочинный Донецкого городского округа. Инициатором такого переноса был митр. Борис, стремившийся усилить контроль за приходской жизнью и церковным окормлением зап. части Донбасса. ЕУ вернулось в Луганск в 1964 г., когда местное духовенство избрало новый состав епархиального совета, к-рый возглавил прот. Николай Гаврилов, клирик Николо-Преображенского собора в Луганске. С 30 марта 1964 по 25 мая 1965 г. Донецко-Луганская епархия находилась под управлением Киевского митр. Иоасафа (Лелюхина) . У него возник конфликт с прот. Н. Гавриловым, к-рый в нач. 1965 г. указом митрополита был уволен с должности главы епархиального совета. В дек. 1964 г. митр. Иоасаф направил письмо патриарху Алексию I с отчетом о своих действиях по руководству Луганской епархией (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 156). 25 мая 1965 г. митр. Иоасаф был отстранен от управления Донецко-Луганской кафедрой. Причинами стали роспуск им епархиального совета и присвоение всех его полномочий, массовое увольнение с приходов духовенства и пособничество властям в закрытии храмов Донбасса, что привело к массовым жалобам местного духовенства в Патриархию. В 1965-1990 гг. епархия находилась в ведении архиеп. Одесско-Херсонского Сергия (Петрова) . Архиерей по 3-4 раза в год совершал поездки по приходам Донбасса.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I (II) митр. Киевский (1224-1233 (27.11?)). По происхождению, вероятнее всего, грек (по сомнительному сообщению позднейшей Густынской летописи XVII в., «русин» - ПСРЛ. Т. 40. С. 116). Поставлен в митрополиты всея Руси Никейским патриархом Германом II в 1224 г. Предшественник К., митр. Матфей , скончался в 1220 г. Продолжительное вдовствование Киевской кафедры может свидетельствовать о трудностях поддержания связей с К-польским Патриархатом, центр к-рого после 1204 г. был перенесен в Никею. Е. Е. Голубинский называет К. Кириллом II, помещая «не упоминаемого летописями» митр. Кирилла I после митр. Феопемпта (ок. 1037) ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 285, 289). 6 янв. 1225 г. К. был торжественно возведен на кафедру (настолован) в Софии Св. соборе в Киеве . По словам киевского летописца, новый первосвятитель был «учителен зело и хитр ученью Божественных книг» (ПСРЛ. T. 1. С. 447; см. также: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 107). Поставление Кирилла I (II) митрополитом Киевским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 894 об.) Поставление Кирилла I (II) митрополитом Киевским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 894 об.) После того как в 1226 г. почил Суздальский еп. св. Симон , один из авторов Киево-Печерского патерика , 14 марта 1227 г. во Владимире-на-Клязьме К. с 4 епископами в присутствии кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича , великокняжеской семьи, бояр и «множества народа» хиротонисал во Владимирского и Суздальского еп. сщмч. Митрофана (это 1-е известие о съезде митрополита и епископов на Ростовской земле). Вероятно, тогда во Владимире-на-Клязьме на церковном Соборе было принято решение о крещении карел: сообщение об этом читается в Лаврентьевской летописи сразу после рассказа о поставлении Владимирского епископа. В 1229 г. оставил архиерейскую кафедру и принял схиму Ростовский еп. Кирилл I ; 6 апр. 1230 г. на нее был возведен духовник кн. Василька Константиновича Кирилл II , хиротонисанный в Киеве К. и собором архиереев, в который входили Черниговский, Полоцкий, Белгородский и Юрьевский епископы. В 1230 г., «по чистеи недели на Сбор», очевидно в Киеве, К. поставил во архиепископа Новгородского Спиридона , избранного в Новгороде (до епископской хиротонии, в неделю сыропустную, Спиридон был рукоположен К. во иерея).

http://pravenc.ru/text/1840357.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010