С 1250 г. основным местом пребывания Киевских митрополитов постепенно стал Владимир-на-Клязьме и его пригороды. По примеру Ср. Поднепровья здесь их викариями и местоблюстителями становятся различные архиереи. Так, напр., при Киевском митр. свт. Кирилле II в таком качестве, по-видимому, пребывал бывш. архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ) Владимирский еп. свт. Серапион (1273-1274/75), которому для управления также была пожалована Нижегородская волость ( Присёлков. 1950. С. 332). С 1342-1344 гг., при митр. свт. Феогносте , большую роль играл его наместник - настоятель владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Алексий (с 1352 епископ Владимирский, с 1354 митрополит Киевский и всея Руси). Во время его отъездов в Византию и Литовское великое княжество (далее ВКЛ) обязанности митрополичьего местоблюстителя выполнял бывш. Владимиро-Волынский еп. Афанасий , ставший епископом Переяславля Залесского (1352/53-1362). Кандидат на Киевскую митрополию архимандрит московского в честь Преображения Господня мужского монастыря Михаил (Митяй) также был митрополичьим наместником. Во время его поездки в К-поль и до прибытия в Москву митр. свт. Киприана митрополичьим местоблюстителем был Коломенский еп. Герасим (1379-1381/82). На рубеже XIV и XV вв. в Сев.-Вост. Руси эту должность постепенно начинают замещать епископы Сарские и Подонские (Крутицкие) (см. Крутицкая кафедра ), к-рые после «великой замятни» в Золотой Орде были вынуждены оставить свои владения в Поволжье и Подонье и окончательно переселиться в Москву. Начиная с сер. XIII в. в Сев.-Вост. Русь вместе с Киевскими митрополитами приезжали служившие им люди. Очевидно, эта практика началась еще при митр. Кирилле II. Так, напр., 23 нояб. 1263 г. вместе со святителем на отпевании во владимирском Успенском кафедральном соборе и похоронах св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича находился митрополичий «иконом» Севастиан (ПСРЛ. Т. 24. С. 99; Т. 25. С. 145). В 1299 г. от «татарьского насилья» митр. свт. Максим бежал из Киева через Брянск «в Суждальскую землю и со всем своим житьем» (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 485). Во Владимир-на-Клязьме он прибыл «со всем клиросом своим, месяца априля в 18». Владимирский еп. Симеон был переведен на более важную Ростовскую кафедру, а митрополит взял под свое прямое управление Владимирскую епархию (Там же. Т. 24. С. 106). Владимир-на-Клязьме фактически стал новой церковной столицей Руси. При этом Киев оставался одной из резиденций митр. Максима и его преемников.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Ок. 1291 г. 1295, 8 сентября Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (8 сентября, 27 ноября). Ок. 1298 г. Св. блгв. кн. Феодор Смоленский и Ярославский (11299, память 19 сентября) благословил родовой иконой Пресвятой Богородицы (по типу Тихвинской) своего сына св. Давида († ок. 1321 г., память 19 сентября, 5 марта). Явление Пресвятой Богородицы во сне свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси († 1305, память 6 декабря), в знамение соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир. Написание Максимовской иконы Пресвятой Богородицы (18 апреля). XIII в. Прославление Белыничской иконы Пресвятой Богородицы (13 апреля). Явление Новгород-Северской иконы Пресвятой Богородицы (20 декабря). Нач. XIV в. Св. Петр, игумен Ратский († 1326, память 21 декабря), написал Новгородскую икону Пресвятой Богородицы (20 декабря). Ок. 1307 г. Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Петровскую икону за свт. Петра († 1326, память 21 декабря) при его путешествии в Константинополь для поставления митрополитом Киевским и всея Руси (24 августа). Явление и прославление (исцеления) Толгской иконы Пресвятой Богородицы (8 августа). Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), при перенесении кафедры из Владимира в Москву перенес в Успенский собор Московского Кремля Петровскую икону (24 августа). Ок. 1326 г. Свт. Петр, митр. Киевский и всея Руси († 1326, память 21 декабря), написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, помещенную в Успенском соборе Московского Кремля (15 августа). Принесение в Нижний Новгород из Киево-Печерского монастыря свт. Дионисием († 1385, память 15 октября, 26 июня) списка Печерской иконы Пресвятой Богородицы с предстоящими Антонием и Феодосием – Нижегородской (3 мая). Прп. Сергий Радонежский († 1392, память 25 сентября) принес в основанную им Троицкую обитель моленную Смоленскую икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия» – родительское благословение (28 июля). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Новгородскую икону «Умиление» (вознесение на воздух, истечение слез) за г. Новгород от морового поветрия (8 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В научной лит-ре высказывалось мнение о том, что Г. был поставлен не на общерус. митрополичью кафедру, но для управления зап. епархиями Русской Церкви - Западнорусской , или Литовской, митрополией (в разное время отделявшейся от общерус. кафедры). Такой т. зр. придерживались митр. Платон (Левшин) , Н. М. Карамзин , Е. Е. Голубинский и др. Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , С. М. Соловьёв , А. И. Соболевский , С. Б. Веселовский , А. А. Зимин , Я. С. Лурье , Б. А. Успенский и др.) считали, что Г. возглавлял общерус. митрополию. Возведение Г. на престол произошло после кончины свт. Фотия, в то время как почти все попытки поставить отдельного митрополита на зап. часть Киевской митрополии осуществлялись при живом митрополите всея Руси. Показательно титулование Г. «митрополитом Киевским и всея Руси», «митрополитом Русьстим» или «Руской земли» в великорус. источниках - псковских и новгородских летописях, Житиях свт. Евфимия (Вяжицкого) и блж. Михаила Клопского. В большинстве редакций Жития св. Михаила Клопского, в т. ч. в древнейшей, содержится сообщение о том, что блж. Михаил, отрицательно относившийся к Литве, предсказал свт. Евфимию (Вяжицкому) поставление у Г. 30 нояб. 1433 г. датируется запись в Минее Праздничной, написанной в Мостищском мон-ре во имя свт. Николая близ Новгорода «при архиепископе нашемь Герасиме Киевьстем и всеа Русе» (ГИМ. Чертк. 230. 1°. Л. 424). Поздняя Новгородская III летопись (списки XVII в.) титулует Г. «митрополитом Московским». Менее значимыми представляются свидетельства западнорус. источников, поскольку Западнорусские (Литовские) митрополиты, начиная с Романа (сер. XIV в.), носили титул «митрополитов Киевских и всея Руси». Г. титулуется «митрополитом Киевским и всея Руси» в западнорус. Кормчей из Ягеллонской б-ки в Кракове АКС 71/1952. С. 721 (кон. XV в.) и в смоленском Требнике (ГИМ. Син. 310. Л. 226 об., нач. XVI в.). В Толковом Евангелии, переписанном в 1434 г. в Киево-Печерском мон-ре иеродиак. Иосифом, Г. назван «архиепископом Киевским» (РНБ. F. I. 73. Л. 297). С сер. XV в. общерус. права Г. ставились под сомнение в Москве митр. св. Ионой (к-рый был возведен на престол Собором великорус. епископов) и его преемниками. После того как Смоленск был присоединен к Москве (1514) и Смоленская кафедра стала частью Московской митрополии, в смоленском Требнике (ГИМ. Син. 310) на полях листа, где Г. назван в числе Киевских митрополитов, была сделана запись о непоминании за богослужением митрополитов «Пимена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Сидора» (Л. 226 об.).

http://pravenc.ru/text/164561.html

В 1920 г. переведен в Ярославль настоятелем Иоанно-Златоустовской ц. в Коровниках. Среди прихожан пользовался авторитетом, в первые годы после революции участвовал в устраиваемых властями диспутах, часто выступал с проповедями. После закрытия храма служил в пригороде Ярославля за р. Которослью в оставшейся у православных часовне при Никольской ц., захваченной обновленцами. В маленькой часовне помещалось только 15-20 молящихся, но желавших послушать о. Владимира было так много, что верующие стояли службу на улице. Был возведен в сан протоиерея. В 1938 г. овдовел. В 1941 г. участвовал в организации Фонда обороны, занимавшегося сбором средств и материальных ценностей, добровольно вносимых населением для нужд фронта. В авг. 1942 г. получил от Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; с сент. 1943 Патриарх Московский и всея Руси) предложение об архиерействе. 20 нояб. 1942 г. определен быть по пострижении в монашество епископом Можайским. Постриг, наречение и хиротония во епископа должны были состояться в Москве по ближайшему усмотрению митр. Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) . 22 дек. 1942 г. по ходатайству архиеп. Ярославского и Ростовского Иоанна (Соколова) награжден митрой с возложением панагии. 22 янв. 1943 г. пострижен в монашество с именем Димитрий, 24 янв. хиротонисан во епископа Можайского. Хиротонию в Москве возглавил митр. Николай (Ярушевич). Д. был назначен викарием Московской епархии. С 6 сент. 1943 г. епископ Ульяновский. Участвовал в Архиерейском Соборе РПЦ 8 сент. 1943 г. 12 сент. Д. присутствовал на интронизации Патриарха Московского и всея Руси Сергия. С дек. 1943 по февр. 1944 г. временно управлял Орловской епархией, освобожденной от нем. войск. Входил в состав комиссии по чиноприему обновленческих архиереев. Д. был в числе принимавших 4 дек. 1943 г. покаяние обновленческого митр. Корнилия (Попова) , 2 марта 1944 г.- бывш. первоиерарха обновленческой церкви митр. Виталия (Введенского) . С 26 мая 1944 г. епископ Рязанский и Шацкий, с 6 окт. 1944 г. епископ Рязанский и Касимовский. Участник Поместного Собора РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г. В февр. 1945 г. возведен в сан архиепископа. В нояб. 1946 г. был вызван на зимнюю сессию Свящ. Синода. Управляя Рязанской епархией, Д. добился возвращения верующим Борисоглебского собора г. Рязани, закрытого в 1935 г. 22 июня 1946 г., накануне дня памяти свт. Василия Рязанского, Д. получил разрешение начать в храме богослужения и благословил сделать в соборе придел во имя свт. Василия. 27 янв. 1947 г. освятил главный престол Борисоглебского собора и совершил торжественный благодарственный молебен. Собор вновь получил статус кафедрального. Опубликовал в ЖМП статьи: «Памяти Патриарха Сергия», «Жребий св. Кукши», «Отображение Павлово-Тимофеевской дружбы», «Гордость Рязани - митрополит Стефан Яворский», «Послания Патриарха Сергия (Патриарх Сергий и его духовное наследие)» и др.

http://pravenc.ru/text/178153.html

1992 г. в Киеве состоялось епископское совещание УПЦ, на к-ром под давлением Киевского митр. Филарета (впосл. лишенного сана и анафематствованного, см. Денисенко М. А.) было принято обращение к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (Ридигеру) и Синоду РПЦ с ультимативным требованием о предоставлении автокефалии Украинской Церкви, О. и епископы Донецкий Алипий (Погребняк; ныне архиепископ) и Тернопольский Сергий (Генсицкий; ныне митрополит) заявили о несогласии с Киевским митрополитом и отозвали свои подписи под обращением. В связи с этим 23 янв. митр. Филарет, чтобы нейтрализовать влияние несогласных с ним епископов на свою паству, издал указы об их смещении с занимаемых кафедр. О. был переведен с Черновицкой на Ивано-Франковскую кафедру, однако верующие не отпустили своего архиерея из епархии и не допустили к управлению назначенного на его место Ивано-Франковского еп. Илариона (Шукало; впосл. митрополит). О. направил патриарху Алексию личное послание, в к-ром сообщил об отзыве своей подписи под определением Собора УПЦ от 1-3 нояб. 1991 г. и под обращением совещания епископата от 22 янв. 1992 г. На состоявшемся 18-19 февр. 1992 г. заседании Синода РПЦ было принято обращение к митр. Филарету и укр. епископату о созыве в ближайшее время Архиерейского Собора РПЦ для рассмотрения вопроса об автокефалии УПЦ; также митр. Филарету рекомендовалось незамедлительно пересмотреть свои решения от 23 янв. относительно епископов, не подписавших обращение о даровании автокефалии. На Архиерейском Соборе Русской Православной церкви 31 марта - 5 апреля 1992 г. О. выступил по вопросу о статусе УПЦ и высказался против предоставления Украинской Церкви автокефального статуса, его поддержало большинство укр. архиереев. 6 апр. того же года на расширенном заседании Синода УПЦ О. был восстановлен на Черновицкой кафедре. После отказа митр. Филарета от данного им на Архиерейском Соборе РПЦ клятвенного обещания уйти с поста предстоятеля УПЦ О. принял участие в собрании архиереев, клириков, монашествующих, представителей правосл.

http://pravenc.ru/text/Онуфрий ...

Лит.: Акт о воссоединении обновленческого еп. Михаила (Постникова)//Там же. 1943. 3. С. 8-9; В Свящ. Синоде при Патриархе Московском и всея Руси: [Назначен митр. Киевским]//Там же. 1944. 2. С. 9; Шаповалова А. Экзарх Украины, митр. Киевский и Галицкий Иоанн: [Лит. портрет]//Там же. 1945. 3. С. 56-63; Приезд делегации Болгарской ПЦ в СССР//Там же. 9. С. 37; Скоропостижный Н., прот. Из Киевской епархии: [Празднование тезоименитства экзарха]//Там же. 1947. 11. С. 64; Изюмин П. Правительственные награды//Там же. 1948. 3. С. 52-53; Шулакевич Б., прот. Чествование Экзарха Украины Высокопреосв. Иоанна, митр. Киевского и Галицкого//Там же. 12. С. 70; Хроника: [Награжден правом ношения 2 панагий также и вне пределов экзархата]//Там же. 1949. 4. С. 7; Славный юбилей: пребывания в духовном сане]//Там же. 1952. 1. С. 15-18; Приветствие редакции «Журнала Московской Патриархии» высокому юбиляру [митр. Киевскому и Галицкому Иоанну]//Там же. С. 18; Иннокентий [Леоферов?], архим. Церковные торжества в Киеве//Там же. 1953. 11. С. 9-11; Славное 80-летие//Там же. 1957. 2. С. 10; Леонид [Поярков], архим. В гостях у РПЦ: [Посещение делегацией Евангелической Церкви Германии Киева]//Там же. 1958. 5. С. 22; Эппидиос Хасапис, архим., Экзарх Патриарха Александрийского. В ред. ЖМП: [Благодарность]//Там же. 1960. 7. С. 7; Конец Брестской унии//Там же. 1961. 1. С. 67; Награждения архиереев РПЦ: [Награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени]//Там же. 1963. 6. С. 10; Определения Свящ. Синода: [Уволен на покой]//Там же. 1964. 5. С. 7; Кохно А., прот. Митр. Иоанн: [Некролог]//Там же. 1968. 6. С. 27-31; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 333-336; Акты свт. Тихона. С. 21, 600, 702-703, 975; Цыпин. История РЦ. С. 264-265, 268, 281, 297, 299, 306-307, 322, 327, 334, 345, 350, 360, 400, 415, 741-742; Шкаровский М. В. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999. С. 95, 99; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете министров СССР: 1945-1970 гг. М., 2009. Т. 1. С. 71, 126, 340, 527, 546-547, 590, 640, 649, 677, 704, 761-762; РПЦ в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.: Сб. док-тов/Сост.: О. Ю. Васильева, И. И. Кудрявцев, Л. А. Лыкова. М., 2009. С. 67, 69, 72, 228-229, 270, 303, 305, 360, 423, 656.

http://pravenc.ru/text/469550.html

В 1944 г. И. было поручено провести ревизию состояния церковных дел на освобожденной от немцев территории Кишинёвской и Молдавской епархии. 31 дек. 1944 г. в Богоявления соборе в Елохове он был хиротонисан во епископа Кишинёвского и Молдавского. Хиротонию возглавил Патриарший Местоблюститель Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Симанский; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) в сослужении Крутицкого и Коломенского митр. Николая (Ярушевича) , Киевского и Галицкого митр. Иоанна (Соколова) , Ижевского и Удмуртского архиеп. Иоанна (Братолюбова) . В мае 1945 г. И. возглавил делегацию Московского Патриархата в Румынию. 13 янв. 1947 г. назначен епископом Рязанским и Касимовским. С нач. 1947 г. по просьбе И. ключарем Борисоглебского собора Рязани был игум. Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 17 окт. 1947 г. И. участвовал в перенесении мощей свт. Алексия Московского в Богоявленский собор в Елохове. 27 февр. 1948 г. назначен епископом Ижевским и Удмуртским. С 31 июля 1952 г. епископ Куйбышевский и Сызранский. Временно управлял Пензенской (1953-1954), Оренбургской (1953), Саратовской (1954-1955) епархиями. В мае 1954 г. был в составе делегации РПЦ в Эчмиадзине на погребении Верховного Патриарха и Католикоса всех армян Геворга VI . 31 мая 1956 г. был назначен епископом Орловским и Брянским. Занимался восстановлением орловского кафедрального собора (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 49. Л. 27; скорее всего речь идет о Богоявленском соборе). К реставрационным работам И. привлек И. Э. Грабаря и художников из Москвы (Там же. Л. 28). В соборе были проведены работы по оборудованию центрального отопления, замене деревянных полов мраморными. Тогда же частично была выполнена роспись трапезной храма, а в 1957 г.- его основного объема с восстановлением старой живописи, позолоты иконостаса (позднее собор был закрыт; с 1963 в нем находился городской кукольный театр). 12 янв. 1962 г. И. по возведении в сан архиепископа возглавил Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Частый перевод И. из одной епархии в другую осуществлялся по предписанию Совета по делам РПЦ. И. обвинялся в нерегулярном посещении уполномоченного Совета и в недостаточном информировании о положении дел в епархии (Там же. Л. 25). 11 мая 1963 г. И. был награжден правом ношения креста на клобуке.

http://pravenc.ru/text/293700.html

Большое внимание Н. уделяет отношениям БПЦ с сестринскими Поместными Православными Церквами. В июле 2013 г. по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. участвовал в торжествах, посвященных 1025-летию Крещения Руси, к-рые проходили в Москве и Киеве. 25 июля Н. освятил закладной камень в основании ц. во имя свт. Киприана, митр. Киевского, в р-не Чертаново г. Москвы. В мае 2014 г. Н. совершил 7-дневный визит в Москву, где 24 мая, в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла, вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом служил литургию в храме Христа Спасителя. 30 нояб. 2014 г. Н. возглавил праздничное богослужение по случаю 100-летия освящения Никольского храма в Софии, подворья РПЦ; за годы своего Патриаршества Н. неоднократно участвовал в богослужениях на Русском подворье. После канонизации 3 февр. 2016 г. решением Архиерейского Собора РПЦ в лике святителей архиеп. Богучарского Серафима (Соболева) 26 февр. в соборе блгв. кн. Александра Невского в Софии Н. возглавил чин его прославления в пределах БПЦ. В марте 2016 г. по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Международного фонда единства православных народов Н. совершил 5-дневный визит в Москву. В храме Христа Спасителя ему была вручена премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества». В сент. 2013 г. Н. совершил визит в Стамбул, где встретился с К-польским патриархом Варфоломеем I и представителями местной болг. правосл. общины. В марте 2014 г. Н. принимал участие в собрании предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в резиденции К-польского патриарха в Стамбуле. Н. является автором ряда церковных песнопений, их обработок и нотаций. К 70-летию Н. была издана кн. «Жизнь и песнопение: Сборник православных песнопений» (Живот и песнопение: Сб. православни песнопения. София, 2015), в состав которой вошли его работы. В Болгарии изданы также грампластинки, компакт-диски и альбомы песнопений в исполнении Н. и хора под его руководством.

http://pravenc.ru/text/2564976.html

16 мая 1921 г. хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Херсонской и Одесской епархии. Вскоре был переведен на Ананьевскую викарную кафедру той же епархии. В дек. 1921 г. арестован в Ананьеве и заключен в городскую тюрьму. В мае 1922 г. освобожден, переехал в Киев. Активно противодействовал распространению обновленчества. В Киеве вместе с в. у. Киевской епархией епископом Уманским сщмч. Макарием (Кармазиным) участвовал в совершении негласных хиротоний викарных архиереев Киевской епархии. В окт. 1922 г. арестован в Киеве, переведен в тюрьму в Харькове, через 10 дней приговорен к высылке из Украины в Москву, где проживал без права выезда при Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . После ареста 15 дек. 1924 г. наместника Данилова мон-ря архиепископа Волоколамского Феодора (Поздеевского) возглавил братию мон-ря. После кончины патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина; † 7 апр. 1925) П. стал одним из ближайших помощников патриаршего местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского). 30 нояб. 1925 г. арестован в числе проживавших в Даниловом мон-ре архиереев по делу митр. Петра (Полянского), обвинен за участие в деятельности «церковно-монархической организации, поставившей себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата» и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 21 мая 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. В Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) познакомился с также отбывавшим там ссылку митрополитом Казанским и Свияжским сщмч. Кириллом (Смирновым) . В апр. 1928 г. освобожден, вернулся в Данилов мон-рь в Москве, где служил на полулегальном положении. Находился в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (Страгородскому; впосл. патриарх Московский и всея Руси) (см. Даниловская группа непоминающих ). В окт. 1929 г. власти постановили закрыть все церкви в Даниловом мон-ре и отдать их под склады.

http://pravenc.ru/text/2579069.html

В 1305 г., возвращаясь из Орды, Г. Д. вел в Рязани какие-то переговоры. Возможно, их предметом было закрепление за московскими князьями Коломны (отошедшей Московскому княжеству в 1300), не исключено, что обсуждалась и судьба Константина. Несмотря на поддержку Ордой Михаила Ярославича, Г. Д. стал оспаривать права вел. князя на Новгород, стол в к-ром, согласно традиции, идущей от св. Александра Невского, доставался очередному вел. князю владимирскому. Борьба правителей Москвы и Твери за новгородское княжение продолжалась в 1307 и 1-й пол. 1308 г. 14 июля 1308 г. на новгородский стол сел вел. князь. После этого Михаил Ярославич вновь отправился походом на Москву. Очевидно, его целью было окончательно разгромить соперника и заменить Г. Д. на московском столе одним из лояльных Даниловичей, уехавших в 1305 г. в Тверь. Однако бой у стен Московского Кремля 25 авг. 1308 г. не принес вел. князю успеха. Осенью 1308 г. умер союзник Михаила Александр Даниилович, а его младший брат Борис, очевидно, вскоре перешел на сторону Г. Д. В 1309 или 1310 г. Г. Д. занял Нижегородское княжество, ставшее выморочным после смерти бездетного кн. Михаила Андреевича. Г. Д. и его братья были его двоюродными братьями, и их право ближайшего родства столкнулось в данном случае с правом вел. князя владимирского на выморочные княжества. В кон. 1309 или в 1310 г. на церковном Соборе в Переяславле московские князья выступили в защиту нового Киевского митр. всея Руси св. Петра , обвиненного Тверским еп. Андреем в симонии. Митр. Петр с того времени стал покровительствовать Даниловичам и очень скоро оказал Г. Д. существенную политическую поддержку. Михаил Ярославич еще до Переяславского Собора отправился в Орду, по-видимому за ярлыком на Н. Новгород. В отсутствие вел. князя в нач. 1311 г. тверская рать во главе с его сыном блгв. кн. Димитрием Михайловичем Грозные Очи двинулась на Н. Новгород, где находился Г. Д. Но когда тверичи пришли во Владимир, митр. Петр «не благословил» кн. Димитрия, настояв на прекращении похода.

http://pravenc.ru/text/164459.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010