4 июля подсудимым было предоставлено последнее слово. Первым «просто и хорошо» (слова о. Н. Чукова) говорил владыка митрополит: «Второй раз в своей жизни мне приходится предстать перед народным судом. В первый раз я был на суде народном пять лет тому назад, когда в 1917 г. происходили выборы митрополита петроградского. Тогдашнее временное правительство и высшее петроградское духовенство меня не хотели – их кандидатом был преосвященный Андрей Ухтомский . Но приходские собрания и рабочие на заводах называли мое имя. И вот в зале «Общества религиозно-нравственного просвещения», где присутствовало около 1500 человек, я был, вопреки своему собственному желанию, избран подавляющим большинством голосов в митрополиты петроградские. Почему это произошло? Конечно, не потому, что я имел какие-либо большие достоинства по равнению с другими высокими иерархами, тоже кандидатами на этот высокий пост, а только потому, что меня хорошо знал простой петроградский народ, так как я в течение 23 лет перед этим учил и проповедовал в церквах на окраинах Петрограда. И вот пять лет я в сане митрополита работал для народа и на глазах народа и, служа ему, нес в народные массы только успокоение и мир, а не ссору и вражду. Я был всегда лоялен по отношению к гражданской власти и никогда не занимался никакой политикой. И советская власть, по-видимому, это вполне понимала, так как я никогда не получал запрещения ни в совершении богослужения, ни в праве объезда епархий. И в последний год, когда начался тяжелый вопрос об изъятии ценностей, было то же самое: власть вступала со мною в переговоры, принимала мои послания и отвечала на них, а 10 апреля на страницах своей печати поместила мое воззвание к верующим. Так продолжалось дело до 28 мая, когда вдруг неожиданно я оказался в глазах власти врагом народа и опасным контрреволюционером. Я, конечно, отвергаю все предъявленные ко мне обвинения, еще раз торжественно заявляю (ведь, быть может, я говорю в последний раз в своей жизни), что политика была мне совершенно чужда, я старался по мере сил быть только пастырем душ человеческих. И теперь, стоя перед судом, я спокойно дожидаюсь его приговора, каков бы он ни был, хорошо помня слова апостола Петра: «Берегитесь, чтобы вам не пострадать как злодеям, а если кто из вас пострадает, как христианин, то благодарите за это Бога» [ I Nempa IV; 15–16 ]» 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из этих планов ничего не вышло, но год спустя в Москве возник «Исполнительный комитет по делам духовенства всея России» («Исполкомдух»). Эта межрелигиозная организация, инспирированная ЧК, была призвана содействовать ослаблению оппозиционных отношений к большевистскому государству со стороны духовенства разных конфессий. Фактически же в ее деятельности все четче стали прослеживаться черты, свойственные правозащитной организации. Необходимо отметить, что функции почетного председателя «Исполнительного комитета по делам духовенства всея России» принял на себя митрополит Петроградский Вениамин 765 . В какой-то степени «Исполкомдух» сам превращался в «Союз защиты веры», что быстро сказалось на его судьбе – осенью 1920 года он был ликвидирован. Выраженный от лица всех верующих Петрограда – христиан, мусульман, иудеев – протест как бы подтолкнул власти на новые шаги, направленные против религии и свободы совести. 7 августа 1918 года за подписью председателя Совета комиссаров Союза коммун Северной области [С.К.С.О.] Г.Е. Зиновьева и наркома просвещения А.В. Луначарского вышло вызывающее постановление: «Домовые церкви и часовни всех исповеданий, существующие при учебных и воспитательных заведениях всех степеней, а также при всех правительственных учреждениях, подлежат ликвидации в срочном порядке к 10-му августа с. г.» Самым циничным в нем было даже не то, что власти отнимали у верующих храмы, которые те, в связи с отделением Церкви от государства, только что взялись содержать за свой счет. Большевики спешили получить «навар», пустив на распродажу церковное имущество: «суммы, вырученные от его ликвидации,/.../предназначаются на расходы по реализации школьной реформы» 766 . На собрании настоятелей и приходских советов домовых церквей, состоявшемся 9 августа, была вынесена резолюция о том, что изданное постановление находится в явном противоречии сразу с двумя статьями декрета об отделении Церкви от государства. К этой резолюции 12 августа присоединилось Братство приходских советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Красные похороны» по размаху должны были превзойти царские – недаром вынос тел убитых был совершен из Зимнего дворца, а бывший Невский проспект (пр. 25 Октября) с утра 12 сентября перекрыли ради сбора на площади колонн «питерского пролетариата». В создавшихся условиях проведение крестного хода в тот день было исключено. У митрополита Вениамина оставалась единственная возможность – в последний момент добиться разрешения перенести его на неделю, что ему и удалось, надо полагать, не без труда. Казалось бы, церковные люди могли только радоваться, что архипастырь и гражданское начальство проявили взаимную уступчивость и нашли приемлемый для каждой стороны выход. Подобных случаев с октября 1917 года было крайне мало, и почти все они связаны с Петроградом. Ригористы же усмотрели здесь «какое-то подслуживание власти и несоблюдение своего достоинства» со стороны митрополита 918 . Сохранившиеся документы передают напряженную атмосферу сентябрьских дней 1920 года. В пятницу 10 сентября, когда переговоры уже привели к нужным результатам, митрополит Вениамин подписал распоряжение: «О. о. Настоятелям церквей г. Петрограда. Предлагаю Вам поставить в известность своих прихожан, что совершаемый ежегодно 30 августа ст. ст. – 12 сентября н. ст. крестный ход в настоящем году отменяется и переносится на воскресенье 6/19 сентября. Крестный ход будет совершен в том же порядке и по тому же чину, который установлен 30 августа – 12 сентября» 919 . За оставшиеся считанные часы до начала крестного хода это распоряжение надо было разнести почти по 250 адресам и вручить каждому настоятелю церкви под расписку. К рассылке митрополичьего текста подключились и управляющий делами Петросовета Б. Каплун, и начальник милиции П. Роцкан. В письме, направленном первым второму, говорилось: «На воскресенье 12/IX был назначен крестный ход всех церквей к Александро-Невской лавре. Вследствие похорон финских товарищей мы крестный ход в этот день воспретили и по соглашению с митрополитом перенесли его на следующее воскресенье, 19 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, душу свою всецело Господу посвятивый. Радуйся, молитвою и Богомыслием ум свой в горняя вперивый; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы. Кондак 3 Силою Божиею укрепляемый, ангельский образ приял еси и в монашестве Вениамином – сыном десницы – наречен был еси, труды великия подъял, постом страсти плотския умертвив, и яко воин, противу князя власти воздушныя, во всеоружия Божия облеклся еси, досточудне. Светом богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою Богу: Аллилуиа. Икос 3 Имея благодать священства дело благовестника и инспектора добре сотворил еси в стенах Холмския семинарии со всяким долготерпением и учением наставляя, иных же ко исправлению жития словесы и делы твоим влекл еси. Почитая сия труды твоя, единодушно, едиными усты с митрополитом Евлогием, восхвалявшего тя и мы тебе вопием: Радуйся, монашеский подвиг и иерейское служение в житии своем добре сочетавый; Радуйся, юные души наставивый и ко Христу приведый. Радуйся, преемниче рода священнаго; Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый. Радуйся, житием своим сего учения не посрамивый; Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения. Радуйся, неутомимый священнослужителю Господень и вся часы суток готовый пребывати в храме Божия; Радуйся, священномучениче Вениамине, архипастырю Церкве Христовы. Кондак 4 Бури греховныя избежав и нападения вражия бодрственным житием своим утишая, к небесным благим устремился, боголюбче Вениамине, единую же Премудрость Ипостасную взыскав, тайны богословия от Нея восприял, сего ради от архиерея Божия во архимандрита возведен, ректором духовныя Петроградския семинарии поставлен, да со всеми учащими и учащимися поеши Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышаша иерархи Церкве Российския о трудех твоих неустанных, яко ангела, знамение благодати небесныя носяща, реки богомудрых словес источающа. Тем же и мы, дивяся чудному промышлению Божию, поставившему тя ректором семинарии, достохвально взываем: Радуйся, Слова Божия богомудрый истолкователю;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Это можно понять, если вспомнить, что в советские годы христианам запрещалось социальное служение, миссионерство, катехизация, воскресные школы, проповедь, помощь бедным и больным и так далее. Оставались только исповедь и причастие. Можно было рано утром потихонечку прийти в храм, покаяться, помолиться, причаститься — и раствориться в толпе. Проповедь запрещена, никаких обсуждений, бесед со священником, чаепитий после службы — ничего нельзя. Вот как, допустим, 7 ноября, в день Октябрьской революции, мы служили до перестройки? Нам приходила строгая инструкция от райисполкома (на самом деле из КГБ, но транслировал ее райисполком): «Чтобы у вас в 8 часов утра двери, ворота и калитка ограды были закрыты и на территории больше ничего не происходило». Мы должны были служить так, чтобы никто нас не видел и не слышал, и быстро разойтись. И приходилось исполнять: настоятель давал распоряжения клиру, часы читали в полшестого, в 6.10 начинали литургию так, чтобы в 7.15 причастились все, потом молебен быстро, и всё — закрыли. Кто-то не слушался, но общий настрой был таков. За несколько десятилетий все привыкли жить в таких условиях, многие выросли с этим посланием: «Нам осталось только покаяние». И для старшего поколения духовенства и архиереев это до сих пор остается настоящей православной программной деятельностью. Я помню, еще в 1990е годы, когда уже настало время религиозной свободы, мы говорили про воскресные школы, про катехизацию взрослых, а старшие священники реагировали с подозрением: «Чего это вы выдумали? Это какой-то баптизм». Кстати, справедливости ради надо сказать, что баптисты, несмотря на все запреты советской власти, продолжали заниматься христианским просвещением. Им в 1960е годы доставалось больше, чем православным; их сажали, но они не сдавались, ходили по домам и предлагали христианскую литературу. А уж когда кто-то из священников в 1990–2000е годы ходил с миссионерским словом на рок-концерты, это вообще воспринималось старшими как ужас и мракобесие. Как будто этого никогда в Церкви не было! Как будто все забыли, как, например, священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, ходил на заводы, к рабочим. Большевики призывали к забастовке, организации красных дружин, а он проповедовал о том, что надо позаботиться о больных рабочих, о вдовах, которые остались без кормильцев, создать профсоюзные кассы и так далее, то есть владыка вошел в самую гущу социальной жизни и проповедовал там Христа.

http://azbyka.ru/kniga-o-schaste

ОСВЯЩЕНИЕ МЕСТА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЧАСОВНИ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЕНИАМИНА, МИТРОПОЛИТА ПЕТРОГРАДСКОГО И ГДОВСКОГО мая 2003 29 мая, в четверг, на территории Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова при большом стечении молящихся был освящен камень на месте будущего строительства часовни во имя священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского. 29 мая, в четверг, на территории Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова при большом стечении молящихся был освящен камень на месте будущего строительства часовни во имя священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского. По благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Константин, Архиепископ Тихвинский, Ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, викарий Санкт-Петербургской епархии. Ему сослужили: протоиерей Александр Будников, благочинный Большеохтинского округа, настоятель храма святого пророка Илии; священник Петр Мухин, настоятель церкви святых апостолов Петра и Павла при больнице имени Петра Великого Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова, клирики храма святых апостолов Петра и Павла и протодиакон Андрей Левин. На чине освящения присутствовали: Глава Администрации Красногвардейского района Абелев Георгий Александрович, Ректор Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова Шабров Александр Владимирович, преподаватели и студенты медицинской Академии, гости из других городов. По окончании чина освящения Архиепископ Тихвинский Константин к Празднику Святой Пасхи наградил камилавкой священника Анатолия Шипулина, клирика церкви святых апостолов Петра и Павла. За заслуги в восстановлении храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии и в связи с 300-летием Санкт-Петербурга Владыка Ректор вручил награды: Главе Администрации Красногвардейского района Абелеву Г. А. - медаль святого апостола Петра, Ректору Санкт-Петербургской Государственной медицинской академии имени И. И. Мечникова Шаброву А. В. - орден святого князя Владимира, благотворителям храма - ордена святого апостола Петра и архиерейские грамоты.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=185...

Пожелание священномученика митрополита Вениамина в условиях большевистского режима оказалось неосуществимым. Через два с половиной месяца после патриаршего визита в Петроград власти развязали по всей стране «красный террор», который на десятилетия стал главным инструментом их внутренней политики. Светлая христианская радость, подобная той, что была пережита в июньские дни 1918 года, пришла в город на Неве только через 70 лет, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. Торжества 1988 года, апогеем которых стало всецерковное прославление в лике святых Блаженной Ксении Петербургской, проходили здесь с 14 по 16 июня, т.е. в самую годовщину посещения города Патриархом Тихоном. Для верующих, наконец, «рыдания время преста». Юбилей 1000-летия Крещения Руси стал закатом системы государственного атеизма. Уже осенью 1989 года Собор архиереев Русской Православной Церкви причислил к лику святых исповедника веры Христовой Святейшего Патриарха Тихона, а перед Пасхой 1992 года на церковном небосводе воссияли священномученик митрополит Петроградский Вениамин и иже с ним пострадавшие... 731 Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской Духовной Консистории//Петроградский церковно-епархиальный вестник [ПЦЕВ]. 1918. 8. С.4. 737 Грандиозный крестный ход//Петроградский голос. 1918. 77 (11 мая). С.З; С крестным ходом//Петроградский голос. 1918. 79 (14 мая). С.4. 740 Что произошло в Луге? (От нашего специального корреспондента)//Петроградский голос. 1918. 93 (30 мая). С.4. 743 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии//ЦВ. 11–12. С.78–79. 745 Выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви//ЦВ. 1918. 21–22. С. 163. 747 Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской пастве//Опубл.: Склярова М. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888 – 1932. СПб., 1994. С. 238 – 242.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Сегодня за Божественной литургией в молитве мы возводили очи к Голгофе, на которой был распят Спаситель; но ныне мы стоим на Русской Голгофе, открытом антиминсе, где находятся святые мощи, где пролита кровь мучеников. Здесь, на нашей земле, в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге, через Русскую Голгофу прошли иерархи Церкви, священники и многие-многие миряне — все те, кто остался верен Христу даже до смерти», — сказал епископ Игнатий.   «Дай Бог, чтобы молитвами священномученика Вениамина Петроградского и с ним убиенных Господь приклонил Свою милость к каждому из нас. Чтобы и на земле по примеру преподобного Серафима Саровского и в Царствии Небесном мы восхваляли имя Господа и Спасителя нашего, друг друга приветствуя: " Радость моя, Христос Воскресе! "  Всех вас благодарю за сегодняшние молитвы здесь, на Ржевском полигоне, месте, которое является священным для каждого жителя Петербурга и Ленобласти, для каждого человека, проходящего по Дороге жизни. Эта земля обагрена не только кровью новомучеников, но и кровью наших воинов, солдат и офицеров, которые уже в годы Великой Отечественной войны отстаивали независимость, свободу и жизнь будущих поколений», — заключил архиерей.  Ранее, 13 августа 2022 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия (Шеина) и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  посетил памятный вечер , посвященный 100-летию мученической кончины святителя Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В этом зале трибунал приговорил к расстрелу митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката Иоанна Ковшарова, профессора Санкт-Петербургского университета Юрия Новицкого, которые были тайно расстреляли в ночь на воскресенье 13 августа 1922 года. Доподлинно место их казни неизвестно.  Патриархия.ru Календарь

http://patriarchia.ru/db/text/5956531.ht...

В Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол, посвященный грядущему 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого 5 апреля 2021 г. 15:41 2 апреля 2021 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии в рамках деятельности Общества по изучению церковного права («Барсовское общество») и Исторического общества духовной школы состоялся круглый стол, посвященный грядущему 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого. Мероприятие было организовано совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом. В 2022 году исполняется 100-летие Петроградского процесса — дела против православного духовенства и мирян в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Результатом процесса стал расстрел четверых обвиняемых: митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), архимандрита Сергия (Шеина), юрисконсульта Александро-Невской лавры Ивана Михайловича Ковшарова и профессора Петроградского университета Юрия Петровича Новицкого. Этот приговор был отменен постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября 1990 года, а уже через два года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил подвижников к лику святых. Встреча прошла в очно-дистанционном формате. Модераторами круглого стола, который по традиции прошел в неформальной обстановке «ученого чаепития», выступили проректор по научно-богословской работе духовной академии, доцент кафедры церковной истории протоиерей Константин Костромин и директор Издательства СПбДА, секретарь «Барсовского общества» Д.В. Волужков. Перед началом мероприятия протоиерей Константин Костромин поприветствовал собравшихся и выразил признательность докладчикам из Института истории Санкт-Петербургского государственного университета за совместную научную деятельность духовного и светского учебных заведений. Первым с сообщением «Юрий Петрович Новицкий: опыт написания биографии канонизированного ученого и педагога» выступил кандидат исторических наук, ассистент Института истории СПбГУ И.В. Петров. Он рассказал о предстоящих мероприятиях 2022 года, посвященных 100-летию Петроградского процесса и гибели новомученика Юрия Новицкого: проведении отдельной секции в рамках II международного Петербургского исторического форума, выпуске альбома о жизни и трудах святого и монографии, связанной с историей защитников Русской Православной Церкви из среды профессорско-преподавательской корпорации.

http://patriarchia.ru/db/text/5794865.ht...

ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович), митрополит Петроградский и Гдовский. 1874 г. – родился на Нименском погосте Андреевской волости Каргопольского уезда, Олонецкой губ., в семье священника. 1893–1897 гг. – учился в Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1895 г. – пострижен в монашество, иеродиакон. 1896 г., 19 мая – иеромонах. 1902 г. – архимандрит, ректор Самарской духовной семинарии. 1905 г. – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. 1910 г. – епископ Гдовский. викарий Санкт-Петербургской епархии. 1917 г. – по избранию от клира и мирян архиепископ Петроградский и Ладожский, затем – митрополит Петроградский и Гдовский. 1917–1918 г. – участник Собора Российской Православной Церкви. 1917 г., август – па открывшемся Соборе Российской Православной Церкви избран членом Св. Синода. 1918 г., 26 января – по определению Собора назначен священноархимандритом Александро-Невской Лавры. Участвовал в открытии Богословско-пастырского училища Петроградской епархии для подготовки священно- и церковнослужителей, преподавателей Закона Божия. Активно участвовал в организации Богословского Института. 1922 г., 15(28) мая – обратился к пастве с посланием, направленным против возникшего в Москве обновленческого раскола. 1922 г., 16(29) мая – арестован и привлечён к суду по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. 1922 г., 10 июня-5 июля – суд над большой группой духовенства и мирян г. Петрограда. 1922 г., 6 июля – приговорён к смертной казни. 1922 г., ночь с 12 на 13 августа – расстрелян вместе с архимандритом Сергием [Шеиным], Юрием Новицким, Иваном Ковшаровым. 1992 г., 5 апреля – Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич ), епископ Стерлитамакский. Родился в г. Торжке, в семье священника (младший из трех братьев). Иподиакон епископа Феофила [Богоявленского], был им рукоположен в иеромонаха. 1920-е годы – сослан в Ташкент. 1929 г. – епископ Стерлитамакский (Уфимский?). Вскоре вновь арестован, скончался в ссылке в Мелекессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010