Тем не менее, в последнее время в литературе наметилась тенденция придавать документам 1686 г. едва ли не определяющее В частности, указывается, что содержащееся в этих документах выражение χ δειαν… χειροτονεν в отношении права Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита якобы означает не «имеет власть хиротонисать», а «имеет дозволение/уполномочен (sur autorisation) хиротонисать», и что обязательство Киевского митрополита воспринимать Московского патриарха ς γροντος κα προεσττος, «как старшего и предстоятеля», якобы в действительности означает «его признание в качестве духовного отца» и не более Подобные выводы представляют собой всего лишь попытку выдать желаемое за действительное. Так, согласно словарю Э. Криараса, наиболее авторитетному словарю греческого языка византийского и поствизантийского периодов, первые — т. е. основные — значения у слова δεια — следующие: 1) ελευθερα να κνει κανες, 2) απλυτη ελευθερα, т. е. «свобода делать что-либо», «полная свобода а отнюдь не выданная кем-то вышестоящим «авторизация». В свою очередь, термин προεστς (προεστς), согласно тому же словарю, означает «начальника» в самом широком смысле а главное, можно указать на примеры использования этого слова в качестве синонима термина Никаких ограничений власти Московского патриарха рукополагать Киевского митрополита или дозволений Киевскому митрополиту относиться к Московскому патриарху «просто как к духовному документы 1686 г. в действительности не содержат. Киевский митрополит полностью и безоговорочно подчиняется ка нонической власти Московского патриарха. Нет в этих документах и утверждений о том, что Киевский митрополит якобы сохраняет за собой статус «экзарха Константинопольского патриарха» в отношении Малороссии. Выражение «экзарх» в отношении Киевского митрополита встречается в двух второстепенных документах июня 1686 г. — патриарших посланиях духовенству и верным Киевской митрополии, а также им же вместе с Адресатам этих посланий предписывается не выходить из послушания митрополиту Гедеону, который назван «митрополитом Киевским… и экзархом всея России». Выражение «экзарх всея России» можно понимать двояко — либо как претензии Константинопольского патриарха на всю Русь, что шло бы вразрез с решениями Великого Константинопольского собора 1593 г. и нарушало бы целый ряд священных канонов, либо как синоним перехода митрополита Киевского под власть патриарха всея Руси — по аналогии с тем, как в предшествующую эпоху тот же митрополит мог называться «экзархом Константинопольского патриарха». Очевидно, что приемлемым толкованием является именно второе: митрополит Киевский признается экзархом [патриарха] всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/5383649.ht...

Итак возведенный уже и поставленный в совершенного митрополита киевского и всея Руси, по действующему изначала каноническому законоположению и преданию, посылается теперь сей самый преосвященный митрополит киевский и всея Руси, кир Алексий, во Святом Духе возлюбленный брат и сослужитель нашей мерности, как бы он был из здешних и [здесь] избран туда в архиереи. Поэтому объявляем о нем тамошнему собору боголюбивейших епископов и самому благороднейшему великому князю Руси, кир Иоанну, и прочим благородным князьям, по Господу возлюбленным сынам нашей мерности, также состоящему под ним клиру, начальствующим и всему тамошнему христоименному народу Господнему, и отечески убеждаем, чтобы приняли его с радостью, возвеселились о его пришествии и оказывали ему всяческое благопокорение и честь во всем, что он будет говорить и внушать им, на пользу их душам и к утверждению благочестивых и православных догматов церкви Божьей: ибо оказываемое ему уважение, почтение и послушание относится к Богу, а также переходит к нашей мерности и состоящему при нас божественному и священному собору. Он должен, конечно, занимать [приличное ему] место в священном сопрестолии, как совершенный митрополит киевский и всея Руси, и пользоваться всеми принадлежащими этой святейшей митрополии правами и преимуществами: ибо по божественным и священным канонам, сей самый преосвященный митрополит должен иметь власть во всем, что касается церкви, знаменая в ней чтецов, поставляя иподиаконов и диаконов и рукополагая иереев, словом – совершая все, предоставленное преосвященному архиерею киевскому и всея Руси; все же тамошние клирики и прочие лица, священствующее, монахи в миряне, обязаны подчиняться и покоряться ему, как своему пастырю, отцу, учителю, посреднику и ходатаю пред Богом, охотно принимать и усердно исполнять все, что он будет предлагать и внушать им, на пользу и спасение душ. Поскольку же он необходимо должен, как повелевают божественные и священные каноны, приходить сюда в силу своей зависимости от святой Божьей вселенской и апостольской церкви и по предписанию канонов, но не может удобно приходить каждый год, как по дальности пути, так и по соединенным с ним затруднениям: то мы приказываем, чтобы он чрез каждые два года, если настоит дело, требующее рассуждения, приезжал сюда по своему долгу и по прилучающимся необходимым церковным нуждам, также и для разрешения возникающих в его округе важных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Общие выводы об историческом единстве Русской Церкви. Православные епархии различных русских земель изначально принадлежали к единой митрополии Руси (с XII в. – «всея Руси»). Попытки создания независимых митрополий – неважно, de iure или de facto – для той или иной части русских земель в подавляющем большинстве своем были провальными 93 и, как правило, подвергались строгому осуждению со стороны, прежде всего, Константинопольской Церкви (случаи с Климом Смолятичем, Феодорцом, Феодоритом, Григорием Цамблаком). Константинопольские же паламитские соборы XIV века официально признали Северо-Восток Руси единственным легитимным центром бывшей Киевской митрополии. Проект независимой от Москвы Киевской митрополии родился в недрах Римо-католической Церкви. Рукоположенный Римом униатский митрополит Григорий Болгарин был принят в лоно Константинопольской Церкви по икономии, причем Константинополь не только не ожидал, что принятие Григория приведет к разделению Русской Церкви на части, но и настаивал на сохранении ее единства, имеющего глубокие исторические корни. Последующее признание Константинополем легитимности Московских митрополитов неминуемо значило, что те восстановят контроль над всей Русской Церковью, что постепенно и произошло. За более чем тысячелетнюю историю Русской Церкви, период ее действительного разделения на две большие независимые части – Киевскую, с формальным центром в Константинополе, и Московскую – продолжился лишь немногим более двух столетий. II. Соборные и патриаршие документы, свидетельствующие о единстве Русской Церкви, и рецепция содержащихся в них определений II.1. Документы византийской эпохи В наиболее общем виде о единстве и неделимости Русской Церкви свидетельствует титул русских митрополитов и затем патриархов, в котором к слову «Руси» прибавлено уточнение «всея», подчеркивающее широкие полномочия первоиерарха Русской Церкви и многообразие входящих в состав Русской митрополии земель. В таком уточненном виде этот титул впервые засвидетельствован в послании Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга великому князю св. Андрею Боголюбскому 94 , затем – в печатях русских митрополитов середины XII века 95 , потом – в грамоте Константинопольского патриарха Германа II к митрополиту всея Руси Кириллу I от 1228 г. 96 ; и так далее. В справедливости именно такой трактовки этого титула можно убедиться, например, из послания того же патриарха Германа II к кардиналам Римской Церкви от 1232 г., где паства Русской митрополии описана как μτρητος ωσικ πανσπερμα, «бесчисленное множество народов Руси» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Соболезнования Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру в связи с кончиной старейшего иерарха Русской Православной Церкви выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 16 сентября. ПРАВМИР. Вечером 15 сентября 2011 года преставился ко Господу митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим . Соболезнования Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру в связи с кончиной старейшего иерарха Русской Православной Церкви выразил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «За полувековой период архиерейского служения покойный владыка немало потрудился на ниве Христовой, в различных, зачастую многосложных обстоятельствах оставаясь подлинным «домостроителем таин Божиих» (1 Кор. 4:1) и ревностным свидетелем Евангельской Истины», – отмечает Патриарх. Он также обращает внимание на то, что митрополит Никодим «в судьбоносные моменты истории Украины твердо противостоял раскольническим действиям разрушителей богозаповеданного единства, являя всем христианам добрый пример верности каноническому Православию». Святейший Патриарх вспоминает свое недавнее посещение харьковской земли, во время которого он разделил с почившим архипастырем радость евхаристического общения и обсудил актуальные вопросы жизни Церкви. «Возношу теплые молитвы всемогущему Творцу и Спасителю мира об упокоении новопреставленного собрата и сослужителя, уповая, что его «дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим» (1 Фес. 1:3) будут милостиво приняты у престола Вседержителя», — говорится в патриаршем соболезновании. Читайте также: Митрополит Никодим (Руснак): Господь управляет шествием моим Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-mitrop...

2.1.5. Награждение клириков производится правящим епархиальным архиереем либо, по его благословению, викарным архиереем. 2.1.6. Богослужебно-иерархические награды определяют иерархическое место священнослужителя при соборном богослужении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии. 2.2. Богослужебно-иерархические награды епископов 2.2.1. Возведение в сан архиепископа и возведение в сан митрополита определяются местом служения. Митрополит – это архиепископ главного города митрополии и митрополит области. Архиепископ – епархиальный архиерей города и области, не входящих в митрополию. Сана архиепископа и сана митрополита могут быть удостоены архиереи, несущие особо ответственные общецерковные послушания. 2.2.2. При возведении в сан архиепископа архиерей удостаивается права ношения креста на клобуке, а при возведении в сан митрополита – права ношения белого клобука с крестом и мантии голубого цвета. 2.2.3. Право ношения второй панагии принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины. 2.2.4. Право ношения второй панагии принадлежит в пределах их канонических уделов главам Японской Автономной Церкви, Самоуправляемых Православной Церкви в Молдове, Латвийской Православной Церкви, Эстонской Православной Церкви, Белорусского Экзархата, Митрополичьего округа в Республике Казахстан, Среднеазиатского митрополичьего округа, а также председателю Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. 2.2.5. Правом ношения второй панагии в пределах своего канонического удела может быть за особые заслуги удостоен митрополит. 2.2.6. Право преднесения креста за богослужениями принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины (в пределах Украинской Православной Церкви). 2.2.7. Права преднесения креста за богослужениями могут быть удостоены в качестве высшей иерархической награды, в пределах своих уделов, митрополиты, обладающие правом ношения двух панагий. 2.3. Богослужебно-иерархические награды пресвитеров

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

  разделы   рассылка  распечатать Щипков: единство РПЦ сохранится и после смерти митрополита Владимира Источник:  РИА Новости Эксперт в области религиозно-государственных отношений Александр Щипков уверен, что внутрицерковное единство, несмотря на общественно-политическую ситуацию на Украине, сохранится и в будущем, после смерти митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан войдет в историю Русской православной церкви как человек, приложивший огромные усилия для сохранения единства церкви и предотвращения раскольнических тенденций на Украине, заявил РИА Новости эксперт в области религиозно-государственных отношений, политолог Александр Щипков. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан войдет в историю Русской православной церкви как человек, приложивший огромные усилия для сохранения единства церкви и предотвращения раскольнических тенденций на Украине, заявил РИА Новости эксперт в области религиозно-государственных отношений, политолог Александр Щипков. Митрополит Владимир и патриарх Алексий По его оценке, митрополит Владимир был " человеком старой церковной школы и носителем абсолютного церковного сознания, которое органично совмещалось с его ярко выраженным украинским патриотизмом " . " И это его церковное сознание позволило ему, несмотря на его немощи, – известно, что он очень сильно и давно болел – противостоять той националистической составляющей, которая, безусловно, существует и в Украинской православной церкви Московского патриархата, противостоять невероятному давлению со стороны этих сил, которые были направлены на отделение, раскол, сепарацию " , – отметил эксперт. В каком-то смысле, считает он, митрополита Владимира можно сравнить с покойным патриархом Алексием II, бывшим предстоятелем РПЦ с 1990 по 2008 годы и сделавшим в непростое время распада СССР и образования новых независимых государств очень многое для сохранения церковного единства. " При том, что они были абсолютно разными людьми по темпераменту, воспитанию, общественно-политическим взглядам, но у них было одинаковое глубоко церковное сознание. Тогда, правда, при Алексии, были другие проблемы – русское зарубежье, проблемы внутри государства, " разламывающийся " СССР и так далее. Но, тем не менее, в обоих случаях мы видим людей, если можно так сказать, старой церковной " закваски " , видим, что церковное сознание у них преобладает над сознанием политическим, национальным, патриотическим и любым другим, как его ни назови " , – отметил Щипков.

http://religare.ru/2_104657.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир выступил с обращением к президенту Европейского суда по правам человека 23.06.2010 Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) выступил с обращением к президенту Европейского суда по правам человека Жану-Полю Коста. Текст обращения опубликован на официальном сайте Украинской Православной Церкви. Поводом для письма стал недавний запрет на размещение икон и крестов в публичных местах Италии, в частности в школах. «Хотя данное решение на практике будто бы касается внутренних дел отдельной страны, однако оно глубоко задевает вопрос свободы вероисповедания и культурной идентичности других стран — членов Совета Европы», — подчеркивается в обращении. По словам митрополита Владимира, «присутствие христианской символики в общественных местах никоим образом не имеет целью унизить чьи-то религиозные чувства, выразить пренебрежение или исключить кого-то из общества, а является четким и нескрываемым выражением традиционного для этой части мира вероисповеданиям и напоминаниям о высоконравственных евангельских ценностях». Также в письме отмечается, что «во всех странах Европы существует и все более утверждается право на религиозную свободу». «Кроме того, во многих странах мира религиозные символы разрешены законом или же является общепринятыми», — напоминает предстоятель Украинской Православной Церкви. Свобода религии и вероисповедания доступна и открыта для всех, однако не нельзя «обеспечивать право на свободу вероисповедания одних людей путем лишения его других, отрывая их от культурных корней собственного народа, его традиций и обычаев». Блаженнейший митрополит Владимир выражает надежду, что «Европейский суд по правам человека с пониманием отнесется к вопросу размещения христианских символов в общественных местах Италии», ведь «за две тысячи лет существования христианства в этой стране, как и во всех других странах Европы, оно стало неотъемлемой частью общественной, культурной и личной жизни». «Следовательно, возможность открыто исповедовать свои религиозные убеждения, используя, среди прочего, и традиционную символику, является действительным проявлением свободы вероисповедания», — заключил предстоятель УПЦ. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.06.2010 17:03:24

http://drevo-info.ru/news/8630.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить проведение торжественных мероприятий по случаю 20-летия обретения честных мощей священномученика Владимира (Богоявленского) (+1918 г.) и 20-летия установления дня памяти Собора Новомучеников и исповедников, от безбожной власти в ХХ веке за Христа пострадавших. 2. Для разработки плана мероприятий и их организации создать комиссию во главе с Преосвященным Митрофаном, архиепископом Белоцерковским и Богуславским, Председателем ОВЦС УПЦ. ЖУРНАЛ 28 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении постоянного члена Священного Синода Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: ввести в число постоянных членов Священного Синода Украинской Православной Церкви Преосвященного Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского. ЖУРНАЛ 29 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: информацию Его Блаженства, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира о многочисленных обращениях верующих Украинской Православной Церкви с просьбой выступить от всей полноты Украинской Православной Церкви против введения в Украине следующих законов и законопроектов: — Внедрение документов, удостоверяющих личность с машинно-считываемыми электронными носителями информации (чипами) — Действующего Закона Украины «О защите персональных данных»; — Внедрение в Украине ювенальной юстиции; — Распространение и пропаганда содомский грех, разрешений на проведение гей-парадов, однополых связей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Поручить Председателю Богословско-канонической комиссии Преосвященному Августину, архиепископу Львовскому и Галицкому, Полномочному представителю Украинской Православной Церкви в Верховной Раде Украины протоиерея Василию Русинци, председателю Юридического отдела УПЦ В.Ф. Волынцу разработать официальный документ, в котором бы выражалась четкая позиция Украинской Православной Церкви по указанным вопросам.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Митрополит Корнилий посетил Украину 13 июня 2006 г. 13:21 Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий , Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви, 5-7 июня  находился с визитом в столице Украины. Владыку Корнилия сопровождали иерей Алексей Лопатин, протодиакон Виктор Савельев и чтец Ромил Хрусталев По прибытии в Киев митрополит в сопровождении встречавшего его духовенства во главе с архиепископом Киевским и всея Украины Савватием (РПСЦ) направился в резиденцию правящего архиерея на Почайнинскую улицу. Здесь началось епархиальное совещание, в котором приняли участие священники и миряне-представители общин. В своем докладе архиепископ Савватий обрисовал насущные проблемы старообрядческой Церкви на Украине. Среди основных — нехватка священников на приходах и распространение среди старообрядцев нехристианских обычаев, в частности — греха брадобрития. Собрание обсудило вопросы восстановления на территории Украины некоторых из прежде существовавших епархий, избрало епархиальный совет и ревизионную комиссию. 6 июня митрополит Корнилий в сопровождении духовенства посетил посольство Российской Федерации по приглашению чрезвычайного и полномочного посла РФ на Украине В. С. Черномырдина. В ходе разговора были затронуты различные проблемы приходов и общин, которым В.С. Черномырдин обещал помочь. В ходе беседы был поднят вопрос о причинах разделения древлеправославных християн с новообрядцами. После встречи с послом РФ митрополит Корнилий нанес визит управляющему делами УПЦ МП архиепископу Переяслав-Хмельницкому Митрофану и имел беседу о различных вопросах. Касаясь отношений между Старообрядческой Церковью и новообрядцами митрополит высказал уверенность, что существующие догматические и канонические различия требуют взвешенного взаимного обсуждения, которое еще не началось. В то же время всегда остается возможность взаимодействия и единства в сфере культурной и социальной — проведении конференций, вечеров знаменного пения, русской культуры, помощи неимущим, сиротам и обездоленным. Здесь, как сказал митрополит, мы призваны продемонстрировать национальное единство. После визита в канцелярию УПЦ МП митрополит Корнилий и архиепископ Савватий совершили паломничество в Киевские пещеры, где поклонились мощам святых древнерусской Церкви. В конце дня в кафедральной церкви Киева прошло всенощное бдение. Службу возглавил митрополит Корнилий. На следующий день в кафедральной церкви совершилось торжественное возведение архиепископа Савватия на кафедру с вручением жезла. После службы и торжественного обеда митрополит Корнилий с сопровождающим его духовенством отбыл в Москву. Патриархия.ru по материалам Пресс-службы РПСЦ Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/119513.htm...

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010