В Новогороде бывали случаи, что епархиальные архиереи управляли городом и областью, как княжие наместники, а при республиканском правлении сего города в приговорах и грамотах вечевых всегда в начале писалось имя архиепископа. Некоторые Великие Князья хотели себе присвоить право избрания митрополитов их своими епископами, как например Ярослав Владимирович в XI, Изяслав Мстиславич в XII, и Витовт в XV столетии, но патриархи после того всегда возвращали свое право. В XIV столетии Московские Великие Князья начали сами с духовенством избирать себе митрополитов, но для посвящения посылали их к патриарху; а между тем и патриархи не переставали иногда присылать собой избранных и посвященных. С 1449 г. Московские митрополиты перестали ездить в Константинополь и для посвящения, но не отрекались еще от повиновения Константинопольскому патриарху, пока по согласию всех восточных патриархов уставлен был в Москве в 1589 г. свой патриарший престол. В Киевской митрополии с 1474 г. совершенно уже отделившейся от Московской, начали также избирать митрополитов князья, бояре и духовенство вольными голосами: но по утверждении сего выбора Великим Князем Литовским, а в последовавшие времена польским королем, избранные или сами ездили для посвящения в Константинополь, или посылали послов для испрошения у патриарха благословения на посвящение своими епископами в присутствии присылавшихся на сей случай от патриарха экзархов. Епископов же, по избрании таким же образом, утверждали короли, митрополиты соборне посвящали. По введении с 1596 г. унии и митрополиты униатские удерживали все права, данные православным от Константинопольских патриархов и от православных князей; но для утверждения и посвящения своего относились уже к Папе, а с 1620 г. восстановлена Киевская православная митрополия с отношением к патриарху Константинопольскому на прежних правах, но выбор митрополитов по-прежнему предоставлен своему духовенству и дворянству с утверждением короля. С 1686 г. по присоединении Киевской митрополии к Московской патриаршей иерархии, хотя Гедеон митрополит Киевский подчинен уже был Московскому патриарху, но по одному только посвящению, а в прочем оставлен, по древним преимуществам, независимым и самовластным в управлении своих иерархических дел по малороссийским и польским православным епархиям с титулом только Малыя, а не всея России митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Уже летом 988 г. с помощью русских легионов царям удалось нанести поражение бунтовщикам, а в апреле следующего 989 г. окончательно подавить мятеж. Однако, избавившись от смертельной опасности, цари вовсе не спешили выполнять своего обещания — царевна Анна в далёкую «варварскую» Русь словно и не собиралась. Прождав всё лето 989 г., Владимир понял, что просто обманут… Но в таком случае, речь шла уже не об укреплении мирового авторитета Киевской державы, а об оправдании за нанесенную её в прямом смысле дипломатическую пощёчину. Вот тут-то Владимир и вынужден был двинуть войска на византийские колонии и силой вынудить Константинополь к выполнению своего обязательства (вспомним, как 12 годами ранее Владимир, будучи унижен отказом полоцкого князя Рогволда выдать за него дочь Рогнеду, отправился походом на Полоцк, следствием чего было пленение города и убийство Рогволда с сыновьями). Итак, осенью 989 г. Владимир, как сообщает летопись, собрав вои многы из варяг, словен, чюди, кривичей и черных болгар, осадил важнейшую торговую факторию Византии в Северном Причерноморье г. Херсонес. Пользуясь зимними черноморскими штормами и, соответственно, невозможностью получить подкрепление морем из Византии, Владимир взял город в полную осаду и к маю 990 г. вынудил его полностью капитулировать. Более того, Владимир пообещал привести войско к стенам самого Константинополя... В конце концов, византийские суверены не выдержали предпринятого против них силового давления, и вскоре Владимир венчался в том же Херсонесе на царевне Анне, а в качестве «вена» (выкупа) за невесту возвратил императорам город, заложив в нём прекрасный храм (и поныне его развалины свидетельствуют о красоте и великолепии святыни). Однако корсунское духовенство он всё же взял с собою в Киев в помощь для дальнейшей христианизации. Кроме того, в свите цесаревны Анны прибыли поставленные в Константинополе на Русские кафедры архиереи. Так началась Киевская митрополия, что в формальном смысле и было началом Русской Церкви. Проф. Е.Е. Голубинский в своём роде прав, предлагая считать именно 990 год датой Крещения Руси. Однако в действительности кн. Владимир предпринял «крещение» как утверждение христианства государственной верой на Руси, по сути, сразу после своего личного обращения, то есть уже в 988 г.: Крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети («Память и похвала Владимиру» Иакова Мниха), крестились и придворные, дружина, горожане (разумеется, те, кто ещё оставался в язычестве).

http://pravoslavie.ru/5238.html

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Труды Киевской духовной академии»: история и современность 14.12.2011 993 Время на чтение 24 минут Среди научно-богословских журналов, издававшихся духовными академиями в России в XIX - начале ХХ вв., особое место занимали «Труды Киевской духовной академии». Благодаря этому изданию российский читатель получил доступ к русским переводам церковных писателей Западной Церкви, а также ряда библейских книг. На страницах журнала увидели свет многие исследования в области церковной истории, богословия и библеистики, не утратившие своего значения и по сей день. Историческому пути «Трудов» посвящен очерк проректора КДА по научно-богословской работе, доцента Владимира Буреги. Хотя начало издания научного журнала в Киевской духовной академии (далее - КДА) берет свое начало с 1860 года, все же реализации этого проекта предшествовал довольно продолжительный период дискуссий, в рамках которых обсуждались как сама возможность и целесообразность появления такого издания, так и возможный его формат. Предыстория журнала Первое периодическое издание КДА было основано еще в 1837 году. Это был журнал «Воскресное чтение». Инициатива его создания принадлежала тогдашнему ректору Академии епископу Иннокентию (Борисову). Именно он вместе с профессорами КДА протоиреем Иоанном Скворцовым и Яковом Космичом Амфитеатровым, а также молодым бакалавром иеромонахом Димитрием (Муретовым) составил программу издания первого в Киеве духовно-просветительского журнала. Проект был поддержан Киевским митрополитом Евгением (Болховитиновым), благодаря которому было получено и одобрение Святейшего Синода. В результате с 1837 года в свет стал выходить журнал, большая часть статей которого принадлежала перу профессоров КДА. Хотя «Воскресное чтение» было ориентировано, прежде всего, на публикацию общедоступных статей духовного содержания, все же здесь появлялись и важные учебные и научные материалы по богословию, библеистике, патрологии, литургике . Однако 18 марта 1844 года Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде направило во все духовные академии письмо, в котором высказывалась явная неудовлетворенность делом издания научно-богословских трудов. Здесь указывалось, что, несмотря на то, что со времени введения в действие Устава духовных академий 1809 года было подготовлено немало образованный пастырей, все же и по прошествии четверти века с момента появления этого Устава в России ощущается дефицит учебных пособий для духовных школ. Кроме того, в свет вышло совсем немного научных сочинений богословского характера. Хотя академии и издают журналы, но они «предназначены преимущественно для народного чтения» и потому неудобны для публикации сугубо научных и учебных материалов. Поэтому Духовно-учебное управление предлагало академиям «издавать в свет по две, или по три книжки в год ученых записок из трудов наставников духовно-учебных заведений, подведомственных каждой академии» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

После этого, старосты выпускных классов семинарии и академии поблагодарили Блаженнейшего митрополита Владимира, ректора и классных руководителей за многолетнюю преподавательскую работу с ними и преподнесли каждому букет цветов. В конце торжественного собрания митрополит Владимир вручил выпускникам дипломы, а вместе с ними сборники своих проповедей и свежие номера журнала «Академический летописец», выпускаемый трудами преподавателей и студентов Киевских духовных школ. Также в этот день секретарь Ученого Совета КДА Владимир Коцаба отметил свое 25-летие, в связи с чем Блаженнейший митрополит Владимир наградил юбиляра орденом равноапостольного князя Владимира III степени. В конце торжественного акта молодежный хор под управлением игумена Романа (Подлубняка) исполнил гимн Киевской духовной академии, написанный регентом хора специально ко дню очередного выпуска. В этом году семинарию окончили 43 выпускника. Из них в священном сане: 1 священник и 3 диакона. Ученый Совет допустил к сдаче вступительных экзаменов в академию 17 выпускников Киевской духовной семинарии, которые подали соответствующие прошения. Стационарное обучение в академии в этом году окончили 27 человек. Из них в священном сане: 7 священников и 1 диакон; 8 представителей Сербской Православной Церкви и один — Польской Православной Церкви . На заседании Ученого Совета Киевской духовной академии 9 студентов стационара успешно защитили дипломные работы, а 11 — кандидатские. Таким образом, в этом году дипломы Киевских духовных школ получили 63 выпускника стационара (7 студентов академии не защищали дипломы). Выпускник Руслан Рафальский поедет в Ватикан стажироваться в Григорианском институте, Ростислав Воробей продолжит обучение в институте швейцарского города Босе, а Андрей Зозуля в Люблинском католическом университете. Выпускник КДА священник Аполлинарий Симонович решением Священного Синода УПЦ определен на ответственное служение в Италии для пастырского окормления эмигрантов, выходцев из Украины. Обучение на заочном отделении в этом году окончили 109 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/417893.htm...

Филарета Киевского…». Прежде всего, мы обращаемся к только что сказанным выше свидетельствам Редакции Русской Старины о высокопр. Филарете Московском , а именно, что он в деле «воссоединения Униатов» наравне c другими Членами Синода принимал деятельное участие, – второе, что начало этой его деятельности восходит к довольно раннему времени; – и третье что он, Митрополит Московский, по случаю совершившегося «воссоединения Униатов», получил Орден св. Владимира первой степени. Но мы отнюдь не умалим значения этого свидетельства о высокопр. Филарете Московском , если скажем, что это же самое свидетельство совершенно тожественно и почти даже буквально по всему праву, фактически идёт именно и к лицу высокопреосв. Филарета Киевского. Мало этого: такое именно свидетельство об участии и деятельности высокопр. Филарета по воссоединению Униатов нами было уже представлено ещё прежде 372 , когда была речь о присутствовании его в Синоде в 1836–1837 г. Мы уверены, что читатели не посетуют, если мы, не по недоверию к их памяти, a для облегчения припоминания, приведем здесь вкоротке сказанное прежде, и притом в прямое соответствие с приведённым выше свидетельством о высокопр. Филарете Московском . «Личное деятельное участие высокопр. Филарета (Киевского, бывшего тогда ещё Архиепископа Казанского) настолько было несомненно, насколько несомненны его собственные слова, буквально выраженные в его записках, – именно в деле воссоединение Униатов принимал самое деятельное участие " 373 . Следовательно это участие отнюдь не менее того, какое принимал, как сказано выше, наравне с Членами Св. Синода, высокопр Митрополит Московский. Второе, – нами были приведены, прежде же, сведения, что высокопр. Филарет (Киевский) ещё в бытность его Архиепископом Рязанским и присутствующим в Св. Синоде в 1826–1828 г. принимал уже участие в деле воссоединения Униатов, тогда только ещё начинавшегося, и затем в 1836–1837 г., когда это дело подвигалось уже к близкому окончанию, и что при этом, как было нами замечено, он пользовался особенно близкими и расположительными личными отношениями к нему, бывшего самого главного виновника воссоединения Униатов, Грекоунитского Митрополита Иоасафа Булгака, которого он и застал ещё в живых в 1836–1837 г., и который был по прежнему Президентом Грекоунитской Коллегии в С.-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Поведение протопопа Максима изменилось, когда Выговский заключил Гадячский договор о возвращении гетманства в состав Речи Посполитой. Вместе с гетманом на сейм направились митр. Дионисий (Балабан-Тукальский) , ряд епископов и архимандритов. Светский патрон Филимоновича, нежинский полковник В. Н. Золотаренко, хотя и неохотно, встал на сторону Выговского и принял участие в начавшейся войне с Россией. Протопоп Максим вел тайную переписку с командующим рус. армией кн. А. Н. Трубецким и киевским воеводой В. Б. Шереметевым. В письмах он утверждал, что на соглашение с Выговским не следует рассчитывать, что тот не имеет поддержки в народе, и призывал к активным боевым действиям. Через Максима Филимоновича поддерживалась связь между Трубецким и русским гарнизоном в Киеве. В значительной мере благодаря протопопу Максиму Нежин стал в кон. авг. 1659 г. одним из первых центров, поднявших восстание против Выговского. В нач. сентября большая делегация во главе с нежинским протопопом известила Трубецкого о присяге царю казаков Черниговского, Нежинского и Переяславского полков. В 1659 г. из Москвы протопопу были отправлены 500 р. соболями и 500 золотых. Протопоп Максим участвовал в Переяславской раде 1659 г., в кон. 1659 - нач. 1660 г. посетил Москву. Когда весной 1660 г. В. Н. Золотаренко стал главой гетманской делегации на русско-польск. переговорах, Максим Филимонович поддерживал с ним тесные связи. По-видимому, он снабжал полковника утверждениями о том, что Россию и Украину объединяют не только «едина вера и един крест», но и «самое поколение российского прироженья» и что некогда Русь была под властью одного правителя - кн. Владимира. Важной частью событий, развернувшихся на Украине в 1658 г., стал выезд митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) из Киева на земли, находившиеся под властью Речи Посполитой,- в Слуцк, затем в Луцк. Возникла необходимость организации церковного управления на землях, подчинявшихся русской власти. Первоначальным местоблюстителем Киевской митрополии стал Черниговский еп. Лазарь (Баранович) , позднее было принято решение поставить на этот пост человека, более тесно связанного с рус. политическими кругами, показавшего свою преданность в сложных ситуациях. Таким человеком в Москве считали Максима Филимоновича. 4 мая 1661 г. митр. Сарский и Подонский Питирим возглавил хиротонию нежинского протопопа, постриженного в монашество с именем Мефодий, на вакантную Могилёвско-Мстиславскую кафедру Киевской митрополии. Затем М. был направлен в Киев как местоблюститель Киевской митрополии. 16 июля 1661 г. Лазарь (Баранович) передал М. имущество митрополичьего дома. Вместе с М. на его содержание царь направил в Киев 6100 р. и соболей на 410 р.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

С.393–397; Stökl G. Kanzler und Metropolit... S.150–174; Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. Киев, 1966. С.95. (граффито с указанием дня смерти Кирилла); Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI XIII вв. Μ., 1978. С. 139–152, 159–185, 232–246; Czeszak G. Sytuacja košciola prawoslawnego na Rusi w šwietle jarlyków chaskich z XIII i XIV wieku//Czasopismo Prawno-Historyczne. 1979. T.31. S.31–56; Poppe A. Werdegang der Diözesanstruktur... S.279–285; Творогов О.В. Кирилл//СлККДР. Вып.1. С. 225–227. в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Относительно родственных связей между князьями см. прилагаемую к настоящему разделу генеалогическую таблицу, в которой имена киевских князей-сениоров выделены жирным шрифтом. В нижеследующем списке указание дня начала княжения, как правило, имеет в виду день интронизации. Настоящий список представляет собой первую попытку такого рода. 1. Игорь Рюрикович – после 944 2. Ольга, вдова Игоря ок. 945 – ок. 960 3. Святослав Игоревич ок. 960 – весна 972 4. Ярополк Святославич 5. Владимир Святославич – 15 июля 1015 6. Святополк Владимирович(в его княжение происходит борьба за киевский стол) 7. Ярослав Владимирович – 20 февраля 1054 8. Изяслав Ярославич – 15 сентября 1068 9. Всеслав Изяславич Полоцкий 15 сентября 1068 – апрель 1069 10. Изяслав Ярославич (во второй раз) 2 мая 1069 – март 1073 11. Святослав Ярославич после 22 марта 1073 – 27 декабря 1076 12. Всеволод Ярославич 1 января 1077 – июль 1077 13. Изяслав Ярославич (в третий раз) 15 июля 1078 – 3 октября 1078 14. Всеволод Ярославич (во второй раз) октябрь 1078 – 13 апреля 1093 15. Святополк Изяславич 24 апреля 1093 – 16 апреля 1113 16. Владимир Всеволодович Мономах 20 апреля 1113 – 19 мая 1125 17. Мстислав Владимирович 20 мая 1125 – 15 апреля 1132 18. Ярополк Владимирович 17 апреля 1132 – 18 февраля 1139 19. Вячеслав Владимирович 22 февраля 1139 – 4 марта 1139 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершила работу XIV Всеукраинская конференция глав и представителей епархиальных отделов по работе с молодежью 13 июня 2018 г. 10:48 4-8 июня 2018 года в поселке Лазурном Херсонской области по благословению  Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия  прошла XIV Всеукраинская конференция глав и представителей епархиальных молодежных отделов и организаций Украинской Православной Церкви, сообщает  сайт Синодального отдела по делам молодежи УПЦ . Мероприятие, целью которого является координации молодежной деятельности в регионах и обмен опытом между представителями церковных и общественных молодежных организаций, проводится Синодальным отделом по делам молодежи  Украинской Православной Церкви  дважды в год на протяжении семи лет. В этом году конференция собрала около 100 участников из всех регионов Украины. За четыре дня были представлены как перспективные, так и успешно реализованные проекты епархиальных отделов по работе с молодежью, впервые состоялись заседания специализированных рабочих групп по организации летних детских лагерей, пастырских бесед накануне совершения таинства Крещения, духовного окормления людей с алкогольной и наркотической зависимостями и др. Главной темой конференции стал предстоящий первый Всеукраинский молодежный фестиваль OrthoFest. По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия слет состоится в Киеве в июле с.г. В форуме примут участие 400 человек из всех областей Украины, для них будет организован палаточный лагерь. Программа фестиваля рассчитана на шесть дней и предусматривает разнообразные мероприятия: мастер-классы, беседы со священниками, концерты популярных исполнителей, путешествия, экскурсии, игры и конкурсы. Главным событием фестиваля станет крестный ход по случаю Дня Крещения Руси и праздничная Божественная литургия. В ходе работы XIV Всеукраинской конференции представители руководства Синодального молодежного отдела представили ответственных за организацию отдельных направлений работы будущего фестиваля. Концертную программу разрабатывает основатель проекта Svitlo Concert Евгений Кривин. В обустройстве палаточного лагеря примут участие специалисты молодежной скаутской организации «Дружина Ильи Муромца» во главе с духовником организации протоиереем Владимиром Тукалом. Расписание мастер-классов готовят волонтеры киевского межприходского молодежного центра, о деятельности которого участникам конференции рассказала его руководитель Ольга Кирьяновская.

http://patriarchia.ru/db/text/5219518.ht...

Однако, оказалось, что видеозапись была только прелюдией к дальнейшему наступлению автокефальных сил. Вскоре после данной больничной сцены будто бы ставший «дееспособным» Блаженейший якобы сам написал письмо Синоду, дезавуируя часть его решений. Фактически отставляя руководство Киевской епархией своему многолетнему секретарю архиепископу Александру (Драбинко). Это вызывает смущение множества православных, которые могут воспринять происходящее за попытку захвата власти группой лиц от имени тяжело болящего Митрополита Владимира. Ведь Блаженнейший, как следуют из вышеприведенной видеозаписи, явно не мог даже продиктовать, не то, что написать такое сложное письмо. Процитируем само письмо: «Решение по Киевской епархии принимать коллегиально с руководителями викариатства, его подавали на наше утверждение и подпись. Канцелярии Киевской митрополии исполнять свои функции в обычном режиме. Корреспонденцию и документы для ознакомления и утверждения передавать ЧЕРЕЗ НАШЕГО ЛИЧНОГО СЕКРЕТАРЯ». В свете данных событий, дабы развеять ложные слухи и домыслы, Святейшему Патриарху Кириллу следовало бы поддержать Священный Синод УПЦ МП в его стремлении точно выявить состояние Блаженнейшего, и, если он действительно недееспособен (а это явно так и есть), помочь избрать нового Предстоятеля. Вмешательство Патриарха вызовет радость огромного большинства украинских мирян, духовенства, большей части епископата, не мыслящих своей церковной жизни без единства с Матерью-Церковью. Ведь якобы имеющееся «широкое движение за автокефалию» в УПЦ МП - всего лишь нелепый миф. Группа нео-обновленцев в УПЦ МП долго пыталась запугать этим мифом покойного Патриарха Алексия Второго, однако когда он, отринув эту ложь, приехал на Украину, его с радостью встретили сотни тысяч верующих людей. В практическом плане в этом убедился и Патриарх Кирилл, приехав на Украину столь же триумфально. Все «автокефальные» волны исходили «сверху», от группы лиц из Митрополии и от властей. Была и есть несколько сайтов и форумов, призванных изображать ширящуюся волну протеста сторонников «канонической автокефалии» против «тоталитарной-дремучей-кгб-шной Московской Патриархии». Но взирать на эту возню без улыбки невозможно: сторонников автокефалии буквально горстка, они не смогли бы вывести на улицу в защиту своей антихристианской, по сути, идеи, и полсотни людей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/09/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010