У день свята Христового митрополит звершив в св. Магдалини 14 2013 р. 15:35 13 января 2013 года, в неделю по Рождестве Христовом, в день отдания праздника Рождества Христова, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил Божественную литургию в минском храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Хорошевич, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич и духовенство прихода. За богослужением митрополит Филарет совершил иерейскую хиротонию диакона Иоанна Ковалева. По окончании Литургии Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогой отец настоятель, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую вас в эти святые дни, наполненные торжеством Рождения в мир Спасителя, Господа и Бога нашего Иисуса Христа! Отчего же событие Рождества Христова является столь великой, воистину несравненной радостью для всех нас? " Потому, — наставляет нас мудрый учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст, — что Рождество открыло небо; потому что Рождество ниспослало нам Духа Святого; потому что Рождество рассеивает всякий мрак и всякую нечистоту " природы человеческой. Эти слова становятся понятными лишь для тех, кто не только верит, но и по-настоящему переживает чудесное событие Боговоплощения, размышляя о нем и стараясь воплотить его благодатные плоды в своей жизни. Чудесная Вифлеемская звезда, показывая восточным мудрецам путь ко Христу, рассеивает мрак " тьмы и сени смертной " , в который погрузилось все человечество после грехопадения. Но это звезда горела не только для волхвов. У каждого из нас свой путь ко Христу, а это значит, что у каждого из нас есть какие-то свои ориентиры, своя " личная звезда " , которая сияет во тьме лежащего во зле мира и зовет нас к Богу в обстоятельствах нашей жизни. И при свете этой звезды все прелести мира сего тускнеют, теряют свою значимость. Когда человек решает следовать за ее светом и очищает свою душу покаянием, происходит чудо: его душа перестает быть " вертепом разбойников " , где гнездятся многочисленные страсти, и становится вместилищем невместимого Бога и Его благодати.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2725210...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православная Энциклопедия, т. 3: " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г. " АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, заседал 11 ИЮНЯ 1992 г. в Свято-Даниловом московском монастыре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля УПЦ он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе РПЦ. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://sedmitza.ru/lib/text/429439/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_68063.html 14 сентября 2009 Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063_1_21.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92805.html 27 февраля 2012 Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник:  Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805_1_21.html

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович) Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия. В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру. С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 г. 6 июня 2008 г. 19:46 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 11 июня 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Собор был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности. На Архиерейском Соборе по разным причинам не явилось 14 архиереев, в т. ч. 5 украинских, двое из них, митрополит Филарет и епископ Почаевский Иаков (Панчук), отказываясь участвовать в соборных деяниях, заявили, что не подчиняются Собору. Причиной созыва Архиерейского Собора явилось крайне опасное развитие событий церковной жизни на Украине. Согласие митрополита Филарета на уход с поста предстоятеля Украинской Церкви, заявленное на Архиерейском Соборе в апреле 1992 г., давало надежду на благоприятное разрешение церковного кризиса, однако, вернувшись в Киев, митрополит Филарет 14 апреля провел пресс-конференцию, на которой обвинил Архиерейский Собор в давлении на него, заявив, что на Соборе он был «как на Голгофе», где его «распинали». Свое обещание уйти с поста предстоятеля Украинской Православной Церкви он объяснил дипломатическими соображениями, заявив, что в действительности будет возглавлять Украинскую Церковь до конца своих дней. 30 апреля в Житомире состоялось собрание представителей духовенства, монастырей, православных братств и мирян, на котором присутствовали также Винницкий митрополит Агафангел (Саввин), Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк), епископы Кировоградский Василий (Васильцев), Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий), Донецкий Алипий (Погребняк). В своем постановлении собрание выразило недоверие митрополиту Филарету в связи с его преднамеренным обманом отцов Архиерейского Собора. Отказ митрополита Филарета исполнить обещание, данное в апреле 1992 г., участники собрания квалифицировали как клятвопреступление. Собрание заявило также, что оно настаивает на созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ, на котором следует принять отставку митрополита Филарета с поста предстоятеля УПЦ, согласно его заявлению об этом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. О согласии с принятым решением заявили после собрания епископы Луганский Иоанникий (Кобзев) и Симферопольский Глеб (Савин).

http://patriarchia.ru/db/text/417599.htm...

игумения Антония (Троилина) ЖМП 6 июнь 2011 /  6 июня 2011 г. Воспитательница игумений К 190-летию со дня рождения настоятельницы московского Алексеевского монастыря игумении Антонии (Троилиной, 1821–1897)   Александра Троилина родилась в Москве 4 июня 1821 года в семье потомственного почетного гражданина, купца 2-й гильдии Николая Ивановича Троилина. Мать ее Мария Васильевна была глубоко религиозна, помогала нуждающимся. Она скончалась, когда Александре было всего два года.  Александра получила блестящее образование в одном из лучших московских пансионов. Она обладала выдающимися музыкальными способностями, превосходно играла на фортепиано. Это позволило ей в будущем создать в Алексеевском монастыре прекрасный хор, который был известен далеко за пределами обители. Александра рано начала тяготиться светской жизнью и задумываться о своем предназначении. Встреча Александры с игуменией Марией (Тучковой), вдовой генерала Тучкова, основавшей женскую обитель на месте гибели своего мужа — героя войны 1812 года, изменила всю ее жизнь. В девятнадцать лет она поступила в Спасо-Бородинский общежительный монастырь, который стал с тех пор ее «духовной колыбелью». Игумения Мария заменила Александре рано ушедшую мать. Желая, чтобы юная послушница была всегда при ней, она сделала ее своей келейницей. По словам самой игумении Марии, она «только млеком ее не питала». Со временем Александра была облечена в рясофор с именем Антонии, в честь преподобного Антония Печерского. Определение ее в монастырь совершилось при участии и по благословению московского святителя Филарета (Дроздова), духовника Тучковой. С той поры митрополит внимательно наблюдал за духовным возрастанием инокини Антонии и опекал ее. Антония стала ближайшей помощницей игумении Марии во всех монастырских делах. Ее послушанием в монастыре было письмоводство. По указанию митрополита Филарета она изучала ведение монастырской отчетности у секретаря владыки. Так, воспитываемая двумя великими подвижниками — игуменией Марией (Тучковой) и митрополитом Филаретом (Дроздовым), — инокиня Антония постигала азы монашеской жизни. Нет сомнений, что митрополит Филарет с самого начала ее поступления в Бородинскую обитель растил из нее будущую игумению для своей епархии. В 1858 году, уже после кончины игумении Марии, инокиня Антония приняла постриг в мантию. В 1859 году митрополит Филарет перевел монахиню Антонию ризничей в Аносин Борисоглебский монастырь.

http://e-vestnik.ru/analytics/vospitatel...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

поиск:   разделы   рассылка Артем Скоропадский, Валерий Калныш Чья епархия? Источник: Огонек Раскол в Украинской православной церкви Московского патриархата очевиден, или так только кажется? Репортаж из Киева Казалось бы, сколько сил потратила РПЦ на то, чтобы не допустить признания Вселенским патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата?! Но раскол пришел, откуда не ждали,- – из Украинской православной церкви Московского патриархата. Борьба двух " партий " – – промосковской и автокефальной, ориентированной на большую самостоятельность Украинской православной церкви – – закончилась проведением внеочередного заседания Священного Синода. Неожиданного даже для главы УПЦ МП митрополита Владимира, давно и тяжело болеющего. Заседание проходило под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, главы промосковской партии. И закончилось изгнанием со всех постов одного из главных автокефалов – – архиепископа Александра, до середины прошлой недели занимавшего должности председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Украинской православной церкви , постоянного члена Священного синода Украинской православной церкви . Кроме того, он выведен из состава постоянных членов Священного синода УПЦ МП и снят с должности главного редактора официального сайта УПЦ МП. Борьба у истоков Чтобы понять, что происходит в украинском православии, надо коротко вспомнить предысторию. В начале 1990-х годов тогдашний глава УПЦ митрополит Филарет (Денисенко) потребовал от Москвы самостоятельности для Украинской церкви , мотивируя это тем, что " у независимого государства должна быть независимая Церковь " . Ему отказали, и он провозгласил создание Киевского патриархата, за что и был предан анафеме Московской патриархией. Так произошел раскол в православном мире Украины: во главе УПЦ Московского патриархата встал энергичный митрополит Владимир (Сабодан) – – с прекрасным образованием и неплохими дипломатическими способностями. А УПЦ Киевского патриархата, не признаваемого Москвой, возглавил митрополит Филарет (в 1995 году он был избран патриархом).

http://religare.ru/2_92805.html

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева " Бог верит в человека " Международная конференция " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " состоялась в Москве Источник:  Благовест-инфо II международная конференция, посвященная наследию митрополита Сурожского Антония, состоялась в Москве 11-13 сентября в Доме русского зарубежья им.А.И.Солженицына. В отличие от первой конференции, которая была посвящена осмыслению наследия всемирно известного православного пастыря ХХ в. в целом, для второго форума организаторами – – фондом " Духовное наследие митрополита Антония Сурожского " – – была выбрана более определенная тема " Человек в богословии митрополита Антония Сурожского " . Участников форума приветствовал хорошо знавший сурожского архиерея митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший экзарх всея Беларуси, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви. В своем послании, которое зачитал секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии, проректор Московской духовной академии, протоиерей Владимир Шмалий, митрополит Филарет отметил: " Предание Церкви учит нас несомненной истине: человек без Бога, без причастия благодати Его Святого Духа – еще не вполне человек, если мы смотрим на человека с точки зрения его высшего, духовного призвания. Человек становится человеком в полном смысле этого слова лишь тогда, когда он освобождается от греховного плена, от тления и смерти, а это возможно только в открытости Богу – через веру, доверие и верность Ему. Митрополит Антоний являет нам именно такой, подлинно христианский опыт – опыт человека, который всецело поверил открывшемуся ему Христу Спасителю и, доверившись Ему, следовал за Ним до конца своих дней. И потому он мог благовествовать о Боге столь парадоксальными, на первый взгляд, словами, говоря о том, что и " Бог верит в человека " . Патриарший экзарх относит митрополита Антония к тому " сонму свидетелей " , которые убеждают, что " уподобление Человеку Иисусу Христу возможно человеку " .

http://religare.ru/2_68063.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010