«Каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему» (1, 282). 50 Промысл Божий всякому добру вспомошествует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям (74, 29). 51 Ап. Павел пишет: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:16–17 ). «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). 52 Кстати, Царство Небесное, «Царство Божие – это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог» (41, 80). 53 Тело, остающееся в праздности и бездействии, бывает болезненно и безобразно; а подвижное, трудящееся и переносящее тяжести бывает благообразнее и здоровее; то же бывает и с душею. Железо, когда лежит, ржавеет, а когда находится в деле, то бывает блестящим. Так и душа, – когда она действует в подвиге благочестия: а к действию возбуждают ее несчастия. И способности погибают, если душа остается без действия, а возбуждается к действию противным ей. Если бы не было противного, то не было бы и деятельности; так например, если бы все было отделано прекрасно, то искусство не имело бы над чем трудиться. Так и душа, если бы все шло по нашему желанию не находила бы деятельности, и если бы все нам удавалось, была бы бесчувственна (18, 471). 55 «Наука о душе!» – какая же «наука о душе» может быть у материалистов, если они отрицают наличие самой души в человеке! «Души нет, нет и духа, потому что кроме материального нет ничего вообще в мире: ни душевного, ни духовного – одна материальность!» Но при этом «наука о душе» все-таки есть даже в «научном материализме». Ведь сущая нелепость! И вот с этой нелепостью все как-то примирились и как-то безмолвно согласились: есть душевно больные (психические больные, психопаты), есть врачи, которые их лечат (психиатры), есть медицинская дисциплина по лечению душевно больных (психиатрия) и, наконец, есть «наука о душе» (психология), – вот только нет самой души в человеке! Надо же дойти до такого оскудения логики, чтобы не замечать того, что нелогично. Двухтомник Петровского А. В. имеет название: «Психологическая наука в СССР» (М, 1959–1960). По-русски, это что-то вроде: «Душевно-научная наука в СССР»... Когда говорят, скажем, такое: «Психологический эксперимент переживания радости» (что равнозначно: «душевно-научный опыт переживания радостей»), – то смысл выражения улавливается. Что же касается осмысления «душевно-научной науки», то, думается, это надо предоставить бездушным материалистам: им подстать субъективно «психически отражать» то, что объективно ими же отрицается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Поучение в неделю по Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня («Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36)) То и другое приятно: и душа, и мир сей, слушатели возлюбленные! То и другое, говорю, любо людям: и душевное спасение, и наслаждения мира сего. Люба душа, как близкая телу от утробы материнской, как вместе с ним рожденная по словам Давида: «Избавь от меча душу мою и от пса единородную мою» ( Пс. 21:21 ). Люб и мир сей, который, как говорит Писание, возлюбил и Сам Бог: «Так возлюбил Бог мир» ( Ин. 3:16 ). Мешает разве только разница в том, что мир, люди, и их спасение, которое возлюбил Бог, – одно, а мир и небогоугодная человеческая суетность в многострастной жизни этой – другое. Люба душа, ибо ею живем, ею движемся. Отними душу – и мертв будет человек. Люб и мир сей, ибо в нем наслаждаемся, в нем находим упокоение, в нем имеем все необходимое в настоящей нашей жизни. Люба душа, ибо она, оживотворяя все наши чувства, дает им силу к наслаждению земными благами. Без души ни одно чувство не могло бы как-либо действовать, чем-либо наслаждаться. Люб и мир сей, ибо он представляет чувствам нашим все потребное для наслаждения: зрению – богатства и красоту лиц, слуху – приятное пение и музыку, вкусу – яства, обонянию – благовонные ароматы, и осязанию – сладострастие. Люба душа, ибо кто из земнородных хотел бы ее лишиться? Кто не хотел бы жить с душою тысячу лет и более, бесконечные века? Люб и мир сей, ибо кто не желает в нем добра себе? Кто не ищет его благ? Кто не рад чести, славе? Кто не озабочен тем, чтобы иметь достаток и не быть нищим? Трудно распознать, что лучше: душа или мир сей? Евангелие говорит, что лучше душа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Но почему же многострастная и любосластная жизнь наша так любит мир сей, забывая о своей душе? Что же делать? Как распознать: душа ли лучше, или мир сей? Да позволит мне любовь ваша положить то и другое – душу и мир – на весы и посмотреть, что перевесит: душа ли мир, или мир душу? И таким образом мы узнаем, что из них лучше. Весами же да будет для меня честный и животворящий Крест Твой, Христос Спаситель мой, на котором Ты, будучи повешен за спасение наше, положил за нас душу Твою и перевесил весь мир, как Сам говоришь в Евангелии: «Мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Напротив, мятежное состояние духа человеческого, немиролюбивое, неуравновешенное, составляет не только великое несчастие человека, но и служит верным показателем того, что такая душа далече отстоит от спасения, что она служит пока лишь вместилищем греха, но не мира Христова, по оному слову пророка: несть мира в костех моих от лица грех моих. Братоубийца Каин всю свою жизнь дальнейшую провел трясыйся, в великом страхе за свою участь, с печатью мятущегося духа в лице. Саул, потерявший под влиянием духа зависти и злобы мир душевный, окончил жизнь свою самоубийством. Иуда предатель продал за тридесят сребреников не только Христа-Благодетеля и Спасителя, но и навеки потерял свой мир душевный и в отчаянии шед удавися. Всеисторически известные нам враги неба и вечности, враги Бога и Христа, вместе с утратою веры и надежды, навсегда теряли и свой покой душевный и с великою печалью оставляли мир сей. Типичным представителем подобного рода людей может быть указан Юлиан Отступник. И наш недавний покойник Лев Толстой так печально и уныло скитальцем окончил жизнь свою именно потому, что вместе с утратою веры во Христа – Сына Божия навеки должен был расстаться и с миром душевным, и вечным покоем во Христе. Как видите, утрата мира Христова вовсе не шутка. Во гневе на ближнего даже молиться нельзя. «Если ты, говорит Иисус Христос , принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, – оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Но мир Христов, христианская настроенность духа есть дар неба, дар Господа: «Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди своя миром». «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам», говорит Христос. Таким образом, мимо Христа, мимо христианства нельзя получить мира Христова. «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, говорит Спаситель, и Я, только Я, упокою вас». Впрочем, Господь и от нас требует некоторых обязательств, если мы пожелаем стать людьми мира, сынами царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

1. «Благослови, душа моя, Господа и вся внутренность моя – имя святое Его!» ( Пс.102:1 ). Душа занимает средину: с одной стороны, тело склоняет ее к удовольствиям, с другой – дух влечет к Богу, побуждая благословлять Его, т.е. проповедовать Его и прославлять всегда. Об этих трех вспоминал и Павел: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится» ( 1Фес.5:23 ). Здесь разумеется дух че­ловека, который в нем, и о котором в другом месте говорит (апостол): «стану молиться духом, стану молиться и умом» ( 1Кор.14:15 ). Пом­нит и Моисей, во-первых, о теле: «и создал Господь Бог человека из праха земного» ( Быт.2:7 ), во-вторых, о душе: «сотворим человека по образу Нашему» ( Быт.1:26 ), и, в-третьих, о духе: «и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Все душевные силы пригла­шает дух благословлять Бога, – каковы: сила мысли, разума, гнева, желания, представления, воображения, чувства, о которых о всех во­обще сказал: «внутренность». Подобно этому и Павел говорил о про­славлении Бога: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Итак, все, что внутри человека, возносит песнь Богу; но побуждаются действующие силы души выражать хвалу Богу и чрез органы тела. Некоторые относят душу, к духу, однако не в том смысле, что она одушевляет его, но что, наоборот, находится под его управлением. Силу разума он помещает «внутри» чело­века, подобно тому, как и Спаситель сказал, что царствие Божие внутри нас ( Лк.17:21 ). И вообще душевные силы – в обычных и добрых своих отправлениях – относятся к внутреннему миру че­ловека, а о дурных проявлениях говорится, что они выходят из сфер внутреннего. Итак, эти-то душевные силы псалмопевец (под именем «внутренность») побуждает воспевать Бога. Конечно, и всем людям следует говорить: «благослови, душа моя, Господа». По чувству благодарности за божественные благодеяния они должны возбуждать себя к песнопению, чтобы воздать Благодетелю, чем могут. А петь всегда есть возможность, равно как и сохранять живую память о благодеяниях. (Поступающие так) и весь внутренний мир свой освящают, и всякое помышление обращают к прославлению Бога. Выражением «внутренность моя» псалмопевец указывает, конечно, и на мысли, и на чувства, и на все душевные движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мир душевный Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром ( Пс. 28:11 ). От народа грешного Господь отымет крепкаго и крепкую ( Ис. 3:1 ) 69 , а народу, творящему правду, даст крепость. Поэтому всякому имеющему дастся и приумножится ( Мф. 25:29 ). А кто приобрел силы к совершению добрых дел, тот делается достойным Божия благословения. Но мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений; почему одним из признаков мирного мужа полагается умеренность нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим и который, как превосходящий всякий ум, соблюдает души достойных ( Флп. 4:7 ). Этого-то мира и апостол испрашивает Церквам, говоря: благодать вам и мир да умножится ( 1Пет. 1:2 ). О, если бы и нам, добре подвизавшись, и низложив плотские помышления, которые есть вражда против Бога ( Рим. 8:7 ), когда душа придет в спокойное и безмятежное состояние, наименоваться сынами мира и в мире приобщиться Божия благословения (2). Ищи мира и стремись к нему ( Пс. 33:15 ). Об этом мире сказал Господь: мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам ( Ин. 14:27 ). Потому ищи мира и стремись к нему. А достигнешь его не иначе, как стремясь к цели, к почести вышнего звания ( Флп. 3:14 ). Ибо истинный мир – горе; а доколе мы связаны с плотью, неразлучно с нами многое, что нас возмущает. Потому ищи мира, то есть освобождения от мятежей мира сего, приобрети безмятежный ум, невзволнованное, невозмущенное состояние души, неколеблемое страстями, не увлекаемое ложными учениями, которые своим правдоподобием склоняют к согласию, чтобы через это приобрести тебе мир Божий, который превыше всякого ума ( Флп. 4:7 ) и охраняющий твое сердце. Кто ищет мира, тот ищет Христа; потому что Он есть мир наш, соделавший из обоих одно... одного нового человека, устрояя мир ( Еф. 2:14, 15 ) (2). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сердце, воссоединившееся с Богом, делается свободным от всех склонностей, которые могли бы его осквернить, то есть от всех склонностей беспорядочных и беззаконных. «Сердце чисто созижди во мне, Боже», говорит Святой Псалмопевец, «и дух прав обнови во утробе моей». Такое душевное расположение, даруемое благодатию, открывает нам Бога, как сказал Спаситель: «если пребудете в слове Моем; то вы истинно Мои ученики. И познаете истину... Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам». (Ев. от Ин. 8:31–32; 14:21 ). «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». (Ев. от Лк. 10:21 ). Седьмое блаженство «Блаженны миротворцы; ибо они нарекутся сынами Божиими». Миротворцы суть те, которые любят мир, которые стараются сохранить его со всеми, которые усиливаются восстановить его, когда он нарушен. «Не может быть миротворцем, сказал Святой Григорий Нисский , кто не заботится о сохранении мира в самом себе и о доставлении его другим». «К чему послужит тебе умиротворение других, сказал Блаженный Иероним, если внутри тебя самого пороки тебя поборают». Такая внутренняя борьба, по изречению Апостола Иакова, служит источником внешних борений: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших»? ( Иак. 4:1 ). Поэтому-то Святой Амвросий говорит: «начните с того, чтобы умиротворить самих себя, дабы, имея в самих себе мир, вы могли его доставлять и другим». Но мир может быть двоякий: мир Иисуса Христа и мир светский, то есть от мира сего. «Мир оставляю вам, сказал Спаситель Своим ученикам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». (Ев. от Ин. 14:27 ). Истинный мир есть – христианский; он утверждается на мире с Богом и с самим собою, приобретаемом через победу над пороками. Светский мир есть только призрак мира, ибо утверждается лишь на мирских вожделениях, притворстве и лицемерии. Быть миротворцем в христианском смысле – значит твердо противоборствовать всему, что есть зло; ибо Божественный мир достигается только таким противоборством. Кто, по причинам сего мира, не хочет видеть его пороков и заблуждений, тот стремится не к христианскому миру: его цель – лишь лицемерный мир сего мира, он миротворец лишь в отверженном словами Спасителя смысле. Насколько христианский мир, истекающий из истины, есть благо, которого следует желать, настолько должно опасаться мира от мира сего, истекающего из преступных послаблений, – ибо в последнем таится злое начало лицемерия и равнодушия. Это есть не истинный мир, а духовное омертвение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

»Сам же Господь мира да дает вам мир всегда во всем« ( 2Фec. III, 16 ). 255. Что сопутствует миру в душе христианина? «Мир Божий сопутствуется явственным присутствием в человеке Святого Духа; он – действие Святого Духа» (Еп. Игнатий Бр., Аскет, опыты, ч. I, стр. 594). «Подобает же всякими добродетелями, наипаче миром душевным упокоевать в себе Духа Святого» (Блаж. Диадох , Добротол.). 256. Как творить мир в душе ближняго? Когда «соделаешься миротворцем собственного сердца» (пр. Варсонофий Вел.), тогда ты можешь и других уже легко умиротворить и примирить враждующих. Для успеха миротворчества следует: а) хранить собственную совест в мире с Богом; б) в случае размолвки с ближним – первым искать примирения; в) искать мира даже с «ненавидящими мир» (Пс. CXIX, 6); г) молиться за враждующаго. " Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми« ( Puм. XII, 18 ). Среди поучений пр. Серафима Саровского «О стяжании Святого Духа» кратко выражена истина о могучем воздействии миротворца на человеческое общество: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокрут тебя». 257. Что значить истинный Христов мир между людьми? Тогда наступает истинный мир, когда соблюдена правда и господствует любовь; ибо все три исходят от существа Божия. «... да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа Сына Отчаго, в истини и любви» ( 2Иоан. 3 ). «Плод же правды в мире сеется у тих, которые хранят мир» ( Uak. III, 18 ). Ветхозаветныя изречения пророков тоже соединяют любовь, правду и мир: «Только любите истину и мир» ( Зax. VIII, 19 ; тоже Uep. XXXIII, 6 и Maл. II, 6 ). По образному слову прор. царя Давида – «правда и мир облобызаются» ( Nc. LXXXIV, 11, 12 ). 258. Тогда, всякою ли ценою возможен истинный мир среди людей? Невозможно устроение мира истиннаго: в гордыне, в забвении Бога, в гневе и ненависти, с ложью и обманом, без милосердия, или с неискренним сердцем; то есть – невозможно осуществить в жизни 7-ю заповедь Господню о мире, если не утвердились в душах шесть блаженств предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

17:21). И вообще душевные силы — в обычных и добрых своих отправлениях — относятся к внутреннему миру человека, а о дурных проявлениях говорится, что они выходят из сфер внутреннего. Итак, эти–то душевные силы псалмопевец (под именем « внутренность ») побуждает воспевать Бога. Конечно, и всем людям следует говорить: « благослови, душа моя, Господа ». По чувству благодарности за божественные благодеяния они должны возбуждать себя к песнопению, чтобы воздать Благодетелю, чем могут. А петь всегда есть возможность, равно как и сохранять живую память о благодеяниях. (Поступающие так) и весь внутренний мир свой освящают, и всякое помышление обращают к прославлению Бога. Выражением « внутренность моя » псалмопевец указывает, конечно, и на мысли, и на чувства, и на все душевные движения. « Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его » (ст. 2). Опять душа наставляется не ослабевать, отогнать тень забвения и возобновить в памяти благодеяния, потому что кто только помнит божественные благодеяния, тот не перестанет воспевать Его. « Воздаяния » — Симмах так и перевел: «благодеяния». Далее, перечисляет эти благодеяния в отдельности. « Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои » (ст. 3). Господь даровал тебе оставление грехов, Он послал тебе исцеление в страданиях. То и другое ты получил, ничего не имея. Конечно, слышал (пророк Его слова): « прощаются тебе грехи » (Мф. 9:5; Лк. 5:20), и: « встань, возьми постель твою и иди в дом твой » (Мк. 2:11). Так грешница получила исцеление и прощение грехов, так разбойник, так мытари, так все уверовавшие. « Избавляющего от истления жизнь твою » (ст. 4). Отведенных в Вавилон пленников Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и облачил нас в одежду нетления. « Ибо благодатью вы спасены через веру », говорит божественный апостол, « и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился » (Еф. 2:8, 9); и опять: « Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Поэтому душевно – личная жизнь в слове Божием называется внешним человеком, видимою жизнью. Впрочем, в исторической действительности лично – человеческая жизнь не дана в своей природной непосредственности, но известна в определенном направлении – не только как природное стремление к счастью и совершенствованию, но как самолюбивое стремление к личному счастью и абсолютному совершенству, как стремление к самодовольству и самоправедности. Так жил весь мир до Христа, так живет все человечество вне христианства. Посему душевная жизнь в священном Писании называется мирскою. Личность, или самосознание, имеет великое религиозное значение: силою свободного самоопределения человек может отречься от себя и чрез то сделать свою жизнь орудием божественной деятельности; но вместе с тем она заключает в себе момент усвоения. Поэтому, хотя все от Бога, однако душевно – личная жизнь, не освященная самоотречением, есть собственно жизнь человеческая в противоположность жизни божественной, – есть жизнь в отчуждении от жизни Божией ( Eфec. IV, 18 ). В этом своем значении душевно – телесная жизнь называется в слове Божием плотью. Таким образом, душевная, иначе мирская, плотская, жизнь характеризуется в общих чертах похотливостью на зло и самоправедностью. «Все, что в мире, по словам апостола, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская ( I Uoah. II, 16 ). Душевная жизнь в священном Писании называется призрачною, скоропреходящею, только видимою, кажущеюся и даже прямой смертью. И это не только потому, что она ведет к смерти и оканчивается смертью, но и потому, что она по существу, по основному характеру своему, есть жизнь призрачная. «Послушайте, пишет апостол, – вы, говорящие: сегодня, или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль, – вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Uak. IV, 13, 14 ). «Помышления плотские, пишет другой апостол, – суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир: потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются; да и не могут» ( Puмл. VIII, 6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

«До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных» (преподобный Макарий Великий . Цит. по 33: 8, 9). «По телесному составу первозданный был свободен от болезней и бессмертен … В Книге премудрости Соломоновой говорится, что смерть не от Бога, что человек сотворен был бессмертным ( Прем. 1:13 ) и во образ Божий ( Прем. 2:23,24 )» (165: 328, 329). «Они (Адам и Ева – П. Д.) были бессмертны по душе и телу; мы рождаемся умерщвленные душою, с семенем смерти в теле... Они (Адам и Ева – П. Д.) вышли из рук Создателя в состоянии зрелости и вместе неувядающей юности, красоты и силы, не подверженные никаким недостаткам, никаким изменениям ни в возрасте, ни в здравии... Тело Адама, легкое, тонкое, бесстрастное, бессмертное, вечно юное, отнюдь не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною одеждою» (32: 139–141). «Из Священного Писания нам известно, что прародители наши – Адам и Ева, от которых произошел весь род человеческий, сотворены были бессмертными: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их, читаем мы в книге Бытия, ...и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт. 1: 27; 2: 7 )» (111: 67; 164: 14). «Бывши до грехопадения как боги бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство…» (164: 15). «Представители двух полов на земле – Адам и Ева – до грехопадения были бессмертны и душой и телом» (119: 206). «…обладая бессмертием – Быт. 2:9,16 , которое, согрешив, человек потерял – Быт. 3:24 …» (155. См. термин «грех»). «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (57: 98). «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1:31 ; ср.: Еккл.7:29 ) (76. Гл. «О первоначальном состоянии человека». § 1) «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное , которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (104: 25, 26). Здесь под «духовным телом», очевидно, имеется в виду бессмертное тело, которое будет у всех людей после всеобщего воскресения мертвых. Для пояснения термина «духовное тело» приведем слова святого апостола Павла: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении… Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное... Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное… Когда же тленное сие облечется в нетленное и бессмертное, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою ( 1Кор. 15:42,44,54 )».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010