Что же потом было? «И разгневался в ярости Господь на народ Свой, и возгнушался наследием Своим, и предал их в руки врагов, и возобладали ими ненавидящие их» (Пс.105:34). Не захотели они истребить язычников, от которых они соблазнились, и потому предал их Господь язычникам, согласно слову Своему: Если не погубите. По той же причине Господь воспретил сынам израильским сочетаться браком с иноплеменниками и неверующими, говоря во Второзаконии и в других местах так: «И не вступай в родство с ними, и дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего: ибо отвратит сына твоего от Меня; и разгневается Господь гневом на вы и потребит вскоре» (Втор. 7:3-4).    Потому и святой Павел говорит Титу: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Святой же Иоанн даже в дом принять еретика и приветствовать его запрещает, говоря: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1:10-11).    Разве общение с еретиком в том только нехорошо, чтобы принимать его в дом и приветствовать? Это плохо не само по себе, но по своим злым последствиям, то есть по превращению, которое может быть худым, ибо слово их, как гангрена. Когда гангрена, по-нашему «антонов огонь», проникает в тело, то против нее нет никакого врачевания, кроме отсечения, ибо она переходит с одного члена в другой и так заражает все тело. Таковы и еретические слова. Апостол потому и повелевает избегать их, чтобы они не проникли в ум, как гангрена, и не приготовили для гееннского сожжения не только тело, но и душу. Что может быть более необходимо для человека, как не члены его? Что ему больше всего дорого, как не члены его? Однако же Господь говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя, и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф.18:8-9).    Этими словами Господь наш повелевает избегать всякой злой дружбы, всех злых случаев и лиц, мест, чинов, от которых происходит падение, если кто хочет наследовать жизнь вечную. Потому все богословы единогласно поучают, что не только тот согрешает, который самим делом впадает в грех, но и тот, который не избегает тех лиц, мест, дел и чинов, на которых и с которыми случается падение, «ибо любящий беду впадет в нее», — говорит Иисус, сын Сирахов (Сир. 2:25). Таким образом, если бы кто и каялся, но не хотел бы удалить от себя случаев и поводов падения, то покаяние такое не истинно и не достойно разрешения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

е. весь народ, есть хранитель благочестия» 82 . « Церковь утверждена, основана на камне, отверженном некогда зиждущими, как непригодный для здания, представлявшегося их умам; но для земли она не создана раз навсегда, не представляет из себя законченного, готового творения, а созидается и будет созидаться в меру деятельности каждого из членов этого тела», «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Ефес. 4: 12 – 13 ). Никого из верующих, составляющих и созидающих тело Церкви, не устраняет и не исключает апостол из общего зодческого труда, призывая всех к созиданию Церкви через воздействие друг на друга. «Увещевайте друг друга и назидайте», т. е. надстраивайте друг друга, говорит апостол (1 Фессал. 5: 2). «Увещевайте друг друга каждый день, пока еще можно говорить», наставляет тот же апостол ( Евр. 3 : 1З). «Служите друг другу, говорит апостол Петр, каждый тем даром, который получил, как добрые строители многоразличной благодати Господней; говорит ли кто, говори, как слово Божие; служит ли кто, служи по силе, какую дает ему Бог» ( 1Петра 4: 10 – 11 ). « Церковь созидает себя во всей полноте своих членов, через них и от каждого из них получает приращение для созидания себя в любви, и если ни один из членов церкви, как тела, не устранен и не освобожден от общей работы домостроительства, то, разумеется, и мирянин – человек народа, единица народа, что и обозначает самое слово, не устранены от нее» 83 . В статье: «Православное христианство и мир» Н. П. Аксаков касается до некоторой степени злободневного и модного вопроса, служащего для каждого богослова излюбленным местом приложения филологических познаний или философского анализа, вопроса об отношении между «Царством Божиим» и «Церковью». После различных экзегетических и филологических соображений Аксаков говорит: «Слово « церковь » на первых порах употреблялось в посланиях апостолов в обращении к христианам из язычников, которым в виду развития юридическо-общественной жизни у них оно было более знакомо, чем выражение «Царство Божие», и наоборот не употреблялось в обращении к христианам из иудеев, для которых понятие о церкви: «εκκληςα» было менее знакомо, чем родные для них – царство Божие, народ Божий, дом Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Задостойник: Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, небеса, Божию славу. Земля, возвещай радость великую, небеса, хвалите славу Божию. Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно глас Ангела воспевающе, с радостью да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Рука непосвященных (нечистых) отнюдь да не дерзает касаться (Тебя), Одушевленного Кивота Божия, уста же верующих, воспевая неумолчно приветствие Ангела Богородице, в радости да восклицают: «радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» Причастен: Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе. Господь избрал Сион и возжелал его в жилище для Себя. 129. Богослужение входа Господня в Иерусалим Праздник входа Господня в Иерусалим празднуется в различные числа в зависимости от праздника Пасхи, но всегда бывает за неделю до Пасхи. Этот праздник установлен в воспоминание того, как Иисус Христос торжественно входил в Иерусалим, окруженный множеством народа, из которых одни постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев, бросали их по пути и восклицали: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних» ( Мф. 21:7–9 ), (рис. 197, л. 47). В стихирах прежде всего излагается история входа Господня в Иерусалим и предшествующего этому входу события, воскрешения Лазаря, а затем указывается на смирение Спасителя, проявившееся в скромном шествии на бессловесном жеребяти; говорится, что Спаситель приходит в мир для спасения нашего от первородного греха и исполнения ветхозаветных пророчеств. Наконец, содержится призыв к верующим воскликнуть по примеру иерусалимских детей Господу: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних». В паремиях содержатся следующие мысли: в первой паремии говорится о том ( Быт. 49:1–12 ), как патриарх Иаков, благословляя своего сына Иуду, предсказал, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Иисус Христос). Во второй паремии (Софонии 3:14–19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии 9:9–15) предсказывается о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим (на молодом осле) и о ликовании жителей Иерусалима по поводу этого радостного события.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — июль 2017 г. 01.07.2017 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Как понимать слова Спасителя, сказанные апостолам, а значит и всей Церкви до конца времен: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»? В. Антонов, г. Серпухов Чтобы понимать эти слова, надо помнить всегда о том, как постигают святые первоверховные апостолы самое главное, что есть на свете. Апостолу Петру открывается Христос как явление Отца, как Сын Бога Живаго. Но это дар Духа Святого, а не то, что апостол Петр постиг своим сердцем и умом. И апостол Павел был гонителем Церкви Христовой, но Бог открыл ему, что Иисус есть Христос, Мессия. Этот дар дается нам всем в Церкви Христовой. Дух Святой зовет, собирает, просвещает и освящает всю Церковь на земле и хранит ее с Отцом и Божественным Сыном. Христос обещает Петру, что Он созиждет Церковь Свою. И внутри этой Церкви Бог будет знаем верными Ему людьми. Его святая воля управляет небом и землей, и она будет узнаваема теми, кто ищет исполнить ее. Вот что значат слова Спасителя, что Церкви будут даны ключи Царства Небесного. Все что связано на земле, будет связано на небесах. И все что разрешено на земле, будет разрешено на небесах. Это, разумеется, не означает, что Церкви будет дана такая власть, которой она могла бы манипулировать как угодно. Мы помним, как Христос обличал книжников и фарисеев за то, что они взяли ключи разумения тайн Божиих, однако сами не входят в Царство, и другим не дают войти. Разве может Церковь открыть для кого-то небеса пред лицом явного Божия отвержения? И, конечно же, не для того эти слова сказаны Господом, чтобы устрашить людей, объявив им, что если Церковь так пожелает, то может и не простить какие-то особенные грехи, какое бы человек не приносил покаяние. И это не означает также, что Церковь имеет такую власть, что может назвать добром то, что Бог называет злом, и наоборот. Нет, напротив. Это означает, что Бог и Его Церковь неразделимы.

http://moral.ru/dom_07_2017/

Первым логическим следствием учения Н. П. Аксакова о сущности Церкви и предания является право и долг всякого верующего изучать и исследовать веру; по мере сил своих читать и исследовать Писание, и таким образом веровать Христу, говорящему в Церкви через Писание, «не позволяя соблазнять себя даже и ангелу, сходящему с неба» 94 ... И «православная Церковь приглашает верующих к самодеятельности духовной, к самостоятельному исследованию и изучению источников веры – писания и предания, и внушает им необходимость бдительно, критически относиться к предлагаемому учению, кто бы ни был предлагающий»... «Православие требует от верующего рассмотрения и расследования предлагаемого ему учения, ибо источники веры, источники учения открыты ему»... 95 . Другим практическим следствием того же положения является, по мнению Аксакова, право мирян на учительство в Церкви. Это центральный пункт, в который Аксаков вложил всю свою душу, направил всю свою обширную ученость, справедливо ставящую его в ряд первоклассных знатоков церковной истории. Под светским учительством Н. П. Аксаков разумеет право на богословские, религиозно-нравственные сочинения и частные беседы, но не с церковной кафедры, лиц-мирян, непринадлежащих к составу клира, т. е. профессионально не духовных, не духовенства. Возможность и даже необходимость светского религиозного учительства Аксаков доказывает следующими соображениями: 1) Библейскими фактами и словами. – «Когда ученики жаловались Христу, что человек, не следующий за Ним, изгоняет бесов Его именем, Он сказал: Не запрещайте ему, ибо кто не против вас, тот за вас ( Луки 9, 50 ; Марка 9, 39, 40 ). В Аполлосе, получившем только крещение Иоанново и знавшем учение Христа только отчасти, проповедники Христа в Ефессе видели себе союзника и соработника, а ап. Павел точно также не осудил учеников Иоанновых, проповедовавших в том же Ефессе и вероятно покинувших Палестину еще при жизни Божественного Учителя, но восполнил веру их и привел их к крещению ( Деян. 18, 19 ). В Риме во время заключения Павла некоторые проповедовали Христа по доброму расположению, а другие – по зависти и любопрению и потому проповедовали Христа нечисто, апостол радовался и той и другой проповеди . Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа – притворно или искренно – я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение. По вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа (Филипп. 1, 14 – 19) 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Aksako...

Предание продолжает, что в ту же ночь рука этого неблагодарного распухла, почернела — у него сделался антонов огонь (гангрена). Он скончался в страшных мучениях раньше, чем Господь испустил Дух Свой на Кресте… Поучение о богатом юноше Воскресенье 13 сентября/31 августа 1959 года, г. Елец после Литургии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Поговорим о сегодняшнем Евангелии ( Лк. 18:18-30 ). Однажды к Господу подошел юноша и, зная Его как Великого учителя и Чудотворца, спросил: “Учителю благий! Что сотворю, да наследую жизнь вечную?” Он не был из числа тех совопросников Иисуса Христа, которые окружали Его, чтобы уловить в слове, оклеветать, приписать Ему или противление власти римлян, или нарушение закона Моисеева. Юноша спрашивал искренне и без задней мысли. Но по обращению его чувствовалось, что он видит в Господе не Сына Божия, а лишь знаменитого Учителя. Господь, мягко исправляя его погрешность, говорит: “Почему ты называешь Меня Благим (подразумевается — “а сам считаешь Меня человеком”)? Ведь никто из людей не благ, только один Бог: Всеблагой, Всеведущий, Всемогущий… Что же до вечной жизни, то исполняй заповеди и будешь жить”. “Какие?” — спрашивает юноша. Господь перечисляет в ответ известные всем иудеям ветхозаветные заповеди Закона Моисеева: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй. Отвечает юноша: “Все это я исполняю с детства. Чего еще мне недостает?” Юноша имел представление о том, что одно формальное исполнение заповедей еще недостаточно для спасения. Господь, говоривший о Себе, что Он пришел на землю, чтобы исполнить Закон и дополнить его, указывает юноше, действительно хорошему, на дальнейшее усовершенствование: “Пойди, продай имение свое, и раздай нищим, и приходи, следуй за Мною”. Примером того, как Иисус Христос дополнял Закон Моисеев, может служить толкование Им древней заповеди: “Не убий! Кто же убьет, подлежит суду”. В Новом Завете предупреждается даже возможность преступления. Вот человек рассердился на другого напрасно, показал это ему. Тот ответил ему грубостью. Первый не сдержался, оскорбил второго, получилась ссора. Кто-то первый ударил, и в ответ на это другой хватает кирпич, или топор, или другое что-либо и нечаянно убивает противника неосторожным действием. Чтобы не случилось этого, Господь учит: “Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. Кто же скажет брату своему: “пустой человек”, тот подлежит синедриону, то есть высшему судилищу, а кто еще сильнее оскорбит, подлежит геенне огненной, то есть вечному осуждению”.

http://azbyka.ru/fiction/pod-senyu-lyubv...

Том 1. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского,1999. ) Так кто прав: архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) или Иоанн Кронштадтский? Лично мне симпатична позиция первого, выдающего в нём толерантного человека, способного объективно судить о вещах, в отличие от нетерпимости и узколобости (простите за прямоту) второго. Константин Антонов 08 февраля 2018г. 15:00 Я бы только еще добавил, что у св. прав. Иоанна Кронштадтского есть и много других мест, где он говорит о необходимости уважения ко всем людям, независимо от их вероисповедания и положения, т.к. в каждом из них пребывает образ Божий. Можно просто пробить слово " уважение " по тексту " Моей жизни во Христе " и в этом убедиться. Александр, Иерусалим 09 февраля 2018г. 19:32 Мф.11:28 . Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Как придти? Мф.3:2 . и говорит: покайтесь, Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию. ибо приблизилось Царство Небесное. Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное. Мф.3:3 . Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. «Путем» называется Евангелие, «стезями» же – законные установления, потому что они изношены и древни. Поэтому Креститель говорит: будьте готовы к евангельскому жительству и законные заповеди делайте прямыми, то есть духовными; ибо слово «прямой» означает дух. Когда ты увидишь, что иудей плотски понимает подзаконный строй, то скажи, что он не делает стезей прямыми, то есть духовно не понимает закон. Сам по себе вопрос " борьбы с сектами " достаточно известен в православии и размышления ваши полезны. Однако от богословского размышления вы Константин Михайлович увлекшись данной проблематикой , на мой взгляд, слишком поспешно перешли к реализации своего проекта. Данная статья готовый устав " новой филосовской школы по разделу сектоведения " , опять же, на мой взгяд, не конкуркнтно в данном подходе, например не термины суть и почти отсудствует святоотеческая мысль, а это как известно отказ от Предания ( к сожалению)

http://bogoslov.ru/article/5680673

Кто не знает неутомимых ревнителей царского самодержавия, организаторов черносотенных банд, погромов – Восторгова, Макария и даже бывшего либерала, теперь на церковном соборе открыто высказавшегося Это ведь лишь самые яркие имена, а ведь их легион! И мы же ставим их, наших открытых, заклятых врагов на почву какой-то экстерриториальности, вроде каких-то заграничных дипломатов. Между тем они пользуются этой нашей сентиментальностью вовсю, развиваю[т] под нашим же покровом самую бешеную агитацию против нас. Я считаю, что нам должно быть дано хоть право выемки документов и писем у духовных лиц, скажем, исключая Патриарха. Иначе мы затрудняем себе несказанно нашу задачу: борьбу с контрреволюцией. Аркадий Антонов. Следующее документальное упоминание фамилии Антонов относится к августу 1918 г.: «В Бюро По имеющимся в VIII Отделе Народного комиссариата юстиции сведениям, в Москве, в Лиховом переулке, в епархиальном доме происходят заседания церковного собора, который наряду с вопросами религиозного культа затрагивает вопросы политические. Ввиду полного отсутствия в советской печати каких-либо информаций относительно этого Собора, VIII Отдела Комиссариата юстиции настаивает на необходимости эти сведения иметь, а посему предлагает Бюро посылать на заседания Собора лицо, могущее информировать нашу прессу об этих черносотенных совещаниях. Заведующий Отделом [ неразборчивая Реакция руководства ВЧК был весьма оперативной: «Тов[арищу] Скрыпнику. 1) 17/VIII (послезавтра) открывается Собор Вселенский. Необходимо установить наблюдение, послать туда своего человека – интеллигентного и даже нескольких. Может быть, Антонов мог бы дать указания, как туда попасть. Он имел с попами связи. Ф. Дзержинский. 15/   Настало время задать вопрос, кто же такой Аркадий Антонов? Установить, был ли он сотрудником Отдела по борьбе с контрреволюцией ВЧК, не удалось. В немногочисленных сохранившихся до наших дней делопроизводственных документах Отдела эта фамилия не встречается. Вместе с тем известно, что летом 1918 г. в структуре ВЧК было создано подразделение, занимавшееся контролем столичных Функции заведующего отдела исполнял Аркадий Антонов (сведения от 15 ноября; 7, 13, 20, 22, 25, 26 декабря 1918 г., 3, 4, 7, 27 января 1919 В начале декабря 1918 г. в «Отделе контроля складов при ВЧК» была сформирована членами которой назначались Антонов и А. М. Трепалов, и небольшая следственная часть во главе с Э. Э.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

Испуганная и слабая, я спустилась вниз на костылях среди возбужденной толпы матросов. Антонов шел возле меня, все время их уговаривая. Самое же страшное было, когда мы вышли на площадь перед вокзалом. Тысяч шестнадцать народу — и надо было среди них дойти до автомобиля. Ужасно слышать безумные крики людей, требующих вашей крови… Но Господь чудом спас меня. Я же была уверена, что меня растерзают, и чувствовала себя, как заяц, загнанный собаками… Антонов вел меня под руку, призывая их к спокойствию, умоляя, уговаривая… Все это было делом нескольких минут, но никогда в жизни их не забуду. Антонов бережно посадил меня и сестру в автомобиль, и мы начали медленно двигаться сквозь неистовствующую толпу. «Царская наперсница, дочь Романовых. Пусть идет пешком по камням…» — кричали обезумевшие голоса. Но Антонов, стоя в моторе, жестикулировал, кричал, заставляя их расступиться и давать дорогу… Наконец вырвались и покатились куда-то по городу. На набережной остановились, пришлось лезть по плоту, доскам и, наконец, по отвесному трапу. Антонов почти нес меня на руках. Мы очутились на яхте «Полярная Звезда», с которой связано у меня столько дорогих воспоминаний о плаваниях — по этим же водам с Их Величествами… Яхта перешла, как и все достояние Государя, в руки Временного правительства. Теперь же на ней заседал «Центробалт». Нельзя было узнать в заплеванной, загаженной и накуренной каюте чудную столовую Их Величеств. За теми же столами сидело человек сто «правителей» — грязных, озверелых матросов. Происходило заседание, на котором решались вопросы и судьба разоренного флота и бедной России. Пять суток, которые я провела под арестом на яхте, я целый день слышала, как происходили эти заседания и говорились «умные» речи. Мне казалось, что сижу в доме сумасшедших… Нас поместили в трюм. Все было переполнено паразитами; день и ночь горела электрическая лампочка, так как все это помещение было под водой. Никогда не забуду первой ночи. У наших дверей поставили караул с «Петропавловска», те же матросы с лезвиями на винтовках, и всю ночь разговор между ними шел о том, каким образом с нами покончить, как меня перерезать вдоль и поперек, чтобы потом выбросить через люк, и с кого начать — с женщин или со стариков. Всю ночь не спал и наш новый друг Антонов; сидел у стола, разговаривал то с тем, то с другим; когда караул гнал его спать, он отказывался, говоря, что исполняет при нас обязанности комиссара и не имеет права спать. Он напоминал постоянно матросам, что без согласия совета матросы не имеют права нас лишать жизни. Когда караул сменила команда с «Гангута», Антонов ушел, и я больше никогда его не видала. Вернувшись на свой корабль, матросы с «Петропавловска» убили всех своих офицеров…

http://azbyka.ru/fiction/stranicy-moej-z...

Константин Антонов: Молодые люди считают религию средством манипулирования людьми – и это тревожный факт По результатам опроса, 56% россиян не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми. Результаты опроса комментирует Константин Антонов, доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. 22 июня, 2011 По результатам опроса, 56% россиян не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми. Результаты опроса комментирует Константин Антонов, доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. По результатам опроса общественного мнения, проведенного социологической службой «Среда», 74% российских граждан уверены: мир познаваем, 85% опрошенных верят в науку. На этом фоне россияне в целом позитивно настроены по отношению к религии. Так, 60% опрошенных считают, что научное изучение религиозной жизни приносит пользу обществу, 56% респондентов не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми. Читайте результаты опроса подробно: Большинство россиян не считают религию средством манипулирования людьми, – социологический опрос Результаты опроса комментирует Константин Антонов, доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Константин Антонов Сама идея, что религия служит задаче манипулирования людьми, вводя их в обман и заблуждение, восходит к античности и получает популярность в эпоху Просвещения. И по сегодняшний день она зачастую транслируется через различные образовательные институты, в той или иной форме присутствует как в высокой, так и в массовой культуре… В нашей стране она особенно навязывалась в советское время. Поскольку с того момента, когда советского режима не стало, прошло не так много времени, не трудно понять, что и многие традиции того времени не ушли в прошлое. Вместе с тем, история приучила нас к систематическому недоверию к власти, к знанию, которое эта власть нам навязывает, к любым институтам и структурам, на которые власть смотрит положительно.

http://pravmir.ru/k-antonov-to-chto-molo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010