Иеромонах Софроний Часть первая ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 15) «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» I ДЕТСТВО И МОЛОДЫЕ ГОДЫ ЖИЗНЬ блаженного Старца Силуана внешне протекала мало интересно. До призывного возраста это была жизнь бедного русского крестьянина, потом обычная военная служба в нижних чинах, и затем долгие годы, 46 лет, монотонной монастырской жизни простого монаха. Формуляр Монастыря говорит о нем следующее: Схимонах Отец Силуан, мирское имяСемен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года. От «родился» до «скончался» — все бедно, не о чем рассказать: касаться же внутренней жизни человека пред Богом — дело нескромное, дерзновенное. Среди площади мира открывать «глубокое» сердце христианина — почти святотатство; но уверенные в том, что ныне Старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе попытку хоть что-нибудь рассказать о его чрезвычайно богатом, царственно высоком житии, имея в виду тех немногих, которые и сами влекутся к той же божественной жизни. Полем духовной борьбы для всякого человека, прежде всего, является его собственное сердце; и тот, кто любит входить в свое сердце, оценит выражение Пророка Давида: «приступит человек и сердце глубоко» (Пс. 63, 7). Подлинная христианская жизнь течет там, в глубоком сердце, сокрытом не только от посторонних взоров, но в полноте и от самого носителя этого сердца. Кто входил в этот таинственный чертог, тот несомненно испытал невыявляемое изумление перед тайной бытия. Кто чистым умом погружался в напряженное созерцание своего внутреннего человека, тот понимает невозможность проследить в полноте течение своей жизни даже за короткий отрезок времени, тот сознает невозможность уловить процессы духовной жизни сердца, которое своей глубиной касается того бытия, где уже нет процессов. А ведь перед нами, в данном житии, стоит как будто именно эта задача: изобразить внутренний процесс роста великого подвижника.

http://predanie.ru/book/69621-starec-sil...

Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост — русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. 24 сентября, 2010 В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост — русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня,» но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово. Афонский схимонах отец Силуан (мирское имяСемен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892г, в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911г.. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 24 сентября 1938 года. Эти немногочисленные факты почерпнуты из формуляра Афонского монастыря.

http://pravmir.ru/nikogda-ne-prixozhu-k-...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней I Детство и молодые годы иеромонах Софроний ЖИЗНЬ И УЧЕНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА   «Призови Меня в день скорби твоей;   и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня»  (Пс. 49, 15)   I Детство и молодые годы       ЖИЗНЬ блаженного Старца Силуана внешне протекала мало интересно. До призывного возраста это была жизнь бедного русского крестьянина, потом обычная военная служба в нижних чинах, и затем долгие годы, 46 лет, монотонной монастырской жизни простого монаха.         Формуляр Монастыря говорит о нем следующее: Схимонах Отец Силуан, мирское имяСемен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года.         От «родился» до «скончался» — все бедно, не о чем рассказать: касаться же внутренней жизни человека пред Богом — дело нескромное, дерзновенное. Среди площади мира открывать «глубокое» сердце христианина — почти святотатство; но уверенные в том, что ныне Старцу, ушедшему из мира победителем мира, уже ничто не страшно, уже ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе попытку хоть что-нибудь рассказать о его чрезвычайно богатом, царственно высоком житии, имея в виду тех немногих, которые и сами влекутся к той же божественной жизни.         Полем духовной борьбы для всякого человека, прежде всего, является его собственное сердце; и тот, кто любит входить в свое сердце, оценит выражение Пророка Давида: «приступит человек и сердце глубоко» (Пс. 63, 7). Подлинная христианская жизнь течет там, в глубоком сердце, сокрытом не только от посторонних взоров, но в полноте и от самого носителя этого сердца. Кто входил в этот таинственный чертог, тот несомненно испытал невыявляемое изумление перед тайной бытия. Кто чистым умом погружался в напряженное созерцание своего внутреннего человека, тот понимает невозможность проследить в полноте течение своей жизни даже за короткий отрезок времени, тот сознает невозможность уловить процессы духовной жизни сердца, которое своей глубиной касается того бытия, где уже нет процессов. А ведь перед нами, в данном житии, стоит как будто именно эта задача: изобразить внутренний процесс роста великого подвижника.

http://isihazm.ru/?id=1438

Честная глава будет принесена в Брянск, Орел, Елец, Тамбов, Екатеринбург, Москву 11 августа. ПРАВМИР. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон в пределы Русской Православной Церкви будет принесена честная глава преподобного Силуана Афонского. Организатором принесения выступает Фонд святителя Василия Великого, сообщает сайт Московского Патриархата. 20 августа из Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, в котором хранятся мощи и из которого они до настоящего момента никогда не вывозились, святыня в сопровождении монахов будет доставлена в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, где она пробудет до 31 августа. Затем начнется российский этап принесения, который включает Брянск (31 августа — 3 сентября), Орел (3-6 сентября), Елец (6-9 сентября), Тамбов (9-12 сентября), Екатеринбург (12-15 сентября), Москву (15-24 сентября). Афонский схимонах отец Силуан (мирское имяСемен Иванович Антонов) — подвижник Свято-Пантелеимонова монастыря, родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892 году, в мантию пострижен в 1896 году; в схиму — в 1911 году. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 24 сентября 1938 года. После смерти оставил записки, опубликованные в 1952 году его духовным чадом архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием» («Добротолюбие» — сборник духовных текстов аскетического содержания православных авторов IV-XV веков). 26 ноября 1987 года решением Синода Константинопольского патриархата была совершена канонизация Силуана Афонского. День его памяти, 11 сентября, является одним из самых чтимых праздников русского монастыря на Афоне, который собирает сотни паломников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-goroda-rossii-budut-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Мельница прп. Силуана       Первым «послушанием» Силуана  была работа на мельнице.             Старый Русик. Середина XIX века. Мельница относилась к Русику   Схимонах Отец Силуан, мирское имяСемен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г., на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года.     Его первым «послушанием» была работа на мельнице. Это было время расцвета русского монашества на Афоне. Монастырь расширился и стал словно город среди пустыни. Число братии достигало почти двух тысяч, а посетители и поклонники сотнями приезжали из России и часто подолгу жили в больших гостиницах Монастыря. Так что работа на мельнице была не малая. И вот, брат Симеон при столь коротком сне, при крайнем воздержании в пище, при непрестанной горячей молитве, при многом, глубоком, по временам отчаянном плаче, исправно выполнял свое тяжелое трудовое послушание, где за день приходилось ему ворочать и таскать множество больших мешков с мукой.     Явление Христа брату Симеону, несомненно, наиважнейшее событие его жизни. Оно не могло не отразиться самым существенным образом на всем ее дальнейшем развитии, не могло не произвести самых глубоких изменений в его душе и сознании. Внешне, однако, течение жизни мало изменяется: он остается на том же «послушании» — на мельнице, и распределение времени продолжает быть тем же, что и прежде — это общий порядок Монастыря; келлейное правило, многочасовые богослужения в храме, трудовой день с обычными человеческими нуждами — питанием, отдыхом, сном. Порядок общий для всех, но жизнь у каждого разная, «своя». И если у каждого есть своя личная жизнь, то тем более была она у Симеона.                 Мельница прп. Силуана, где произошла встреча с бесами и явление Христа

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=61

Его советы всегда были мудрыми, его епитрахиль была постоянно в деле, его ломаный греческий делал его еще более милым. Он говорил: «Дитя мое, Христос любит тебя, Он простил тебя. Больше всего Христос любит грешников, которые раскаиваются и живут в смирении». Он был суров к самому себе и мягок с другими. Его кончина, которую он предвидел, была, по словам о. Паисия, поистине благодатной. Третим биографом о. Тихона является иеромонах Агафангел Калафатис, бывший монах Иверского монастыря, а ныне Карейский старец из Кельи Честного Креста монастыря Симонопетра, и с тех пор вышло четыре ее издания 388 . О. Агафангел вспоминает о благорасположенности и любви к людям о. Тихона, о его горячей молитве с поминанием тысяч живых и усопших, постоянных слезах, приносящих радость, о его чудесном подвижничестве. Его оружием были крест и четки, но больше всего он любил Божественную литургию, Св. Писание и св. отцов 389 . Другом о. Тихона был его соотечественник, делатель умной молитвы Афанасий, старец Кельи Честного Креста при монастыре Каракаллу 390 . Конечно же, необходимо провести более систематическую работу, чтобы подробнее описать всех этих святых, русских старцев Св. Горы XX в., молитвами которых да утвердится современное афонское монашество, находящееся в своем расцвете, а также возрождаемое русское монашество – во славу Церкви и на пользу верным. Анестис Кеселопулос (Греция, Фессалоники). Преподобный Силуан Афонский и старец Софроний (Сахаров) Эссекский В Формуляре монастыря Св. Пантелеимона о прп. Силуане содержатся такие сведения: «Схимонах отец Силуан, мирское имяСемен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 г.; на Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен в 1896 г., в схиму – в 1911 г. Послушания проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владения монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 г.». Его биограф старец Софроний, рассуждая о скромности и лаконичности этой записи, говорит: «От «родился» до «скончался» – все бедно, не о чем рассказать; касаться же внутренней жизни человека пред Богом – дело нескромное, дерзновенное. Среди «площадей мира " открывать «глубокое» сердце христианина – почти святотатство; но с убеждением в том, что ныне старцу, ушедшему из мира его победителем, уже ничто не угрожает, ничто не нарушит его вечного покоя в Боге, позволим себе сделать попытку хоть что-нибудь рассказать о его чрезвычайно богатом, и царственно высоком житии, ради тех немногих, которые и сами влекутся к той же Божественной жизни» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец Силуан пребывает в давно существующей, древней традиции. Он не был единственным в своём роде и в своём собственном времени. В каждом поколении существует целый сонм свидетелей тайн Царствия Божия. Наша беда в том, что мы не знаем их и не интересуемся ни ими, ни их свидетельствами. Мы поглощены мирскими заботами. История старца Силуана – это своевременное напоминание нашему поколению о том единственном благе, которое никогда не отнимется. Это также приглашение в паломничество к вере и надежде». 773 Я процитировал всё это целиком, потому что эти слова представляются мне точной квинтэссенцией того, что следует знать об отце (ныне преподобном) Силуане. Он был афонским монахом и если в чём-то исключительным, то только потому, что был тем, кем афонский монах и подразумевается быть: он был одним из того облака свидетелей ( Евр.12:1 ), большинство которых остаются неизвестными. Отец Георгий, однако, особо отметил то, что отличало прп.Силуана: его учение о любви, в особенности о любви к врагам, и наряду с этим его опыт прохождения тьмы, «тёмной ночи» – момент, в котором его можно сравнить с другим великим западным мистиком – Иоанном Креста, также подчеркивавшим роль любви: А la tarde te examinarán еп el amor – «Вечером [твоей жизни] ты будешь проэкзаменован в любви». 774 Опыт прп.Силуана также напоминает опыт другой западной [католической] святой, современной ему, – Терезы де Лизьё. 775 Последующее значение цитируемых о.Георгием слов заключается в том, что, в то время как о.Софроний искал и получил в случае с прп.Силуаном от монахов Горы Афон подтверждение о нём как об истинном представителе афонской духовности, 776 о.Георгий, говоря с академической позиции, которую он выражал, признает прп.Силуана представителем истинной мудрости святых. Жизнь преподобного Силуана Кем он был, этот монах, ставший прп.Силуаном? Монастырский формуляр пишет о нём следующее: «Схимонах отец Силуан, мирское имяСемен Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 году, на Афон приехал в 1892 году, в мантию пострижен в 1896 году, в схиму – в 1911 году. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в экономии. Скончался 11/24 сентября 1938 года». 777

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

Hymnen der Ostkirche – С. 49. Там же – С. 40, 28, 38. Минея (август) – С. 160. ср. Минея – С. 171. ср. Там же, стр. 160. Там же – С. 161. ср. Минея (август) – С. 165. С Булгаков. Философия имени – Санкт-Петербург – 1998 – С. 334; также смотри его книгу «Православие» (1991), где он пишет, что «вера во Христа есть вместе с тем и вера во Св. Троицу» (стр. 226). Минея (август)– С. 162-163. Там же – С. 166. Там же – С. 164. Ср. J. Meyendorff. Introduction a I’etude de Gregoire Palamas – Paris – 1959 – С. 147. Минея (август) – С. 168. Там же – С. 166. Там же – С. 156. Там же – С. 157. Там же – С. 160. Там Же – С. 167-168. Там же – С. 156. Мирское имя Силуана – Семен Иванович Антонов. Старец Силуан. Жизнь и поучения – Москва-Минск – 1991 – С. 163. Ср. письмо кардинала E. Suchard»a, написанное им в 1947 году о посте. – «Esor ou declin de I’Eglise – Paris – 1947 – С. 70. Минея (август) – С. 156, 161. ср. Там же – С. 167. ср. Там же – С. 159-160. Катехизис, о котором идет речь, был утвержден Тридентским собором в 1566 году. Он носит название «Римский катехизис». Минея (август) – С. 156. Там же – С. 164. Там же – С. 160. Там же – С. 156. ср. Там же – С. 159. Там же – С. 171. Там же – С. 163. греч. – имеющий власть, Господь. Kerygma (греч.) – возвещение, Слово Самого Бога. В. Ф. Эрн. «Историческая Церковь» – Сочинения – Москва – 1991 – С. 269. Эта статья была напечатана в 1907 г. в «Церковном обновлении» (Nr. 11). По-видимому, автор (А. М.) пользовался именно этим изданием. Там же – С. 269-270. R. Guardini. Der Herr. Betrachtungen uber die Person und das Leben Jesu Christi. – Wurzburg – 1937 – С. XIII. – В этом произведении Гвардини выступает не только против исследований психологии Христа, но и против описаний истории Его жизни (примечание автора – А. М.). Н. Бердяев. Наука о религии и христианская апологетика. – ж. «Путь» – 1927 – 6 – С. 50-51. Об этом автор достаточно подробно писал в своей работе «Тайна Беззакония» (примечание автора – А. М.). На русском языке упомянутое произведение Мацейны вышло в свет в 1999 г. в Санкт-Петербурге, в из-ве «Алетейя» (замечание переводчика – Т. М.).

http://pravmir.ru/preobrazivshiysya-hris...

Ср. J. Meyendorff . Introduction a I " etude de Gregoire Palamas – Paris – 1959 – С. 147. 52 Минея (август) – С. 168. 53 Там же – С. 166. 54 Там же – С. 156. 55 Там же – С. 157. 56 Там же – С. 160. 57 Там Же – С. 167-168. 58 Там же – С. 156. 59 Мирское имя Силуана – Семен Иванович Антонов. 60 Старец Силуан . Жизнь и поучения – Москва-Минск – 1991 – С. 163. 61 Ср. письмо кардинала E. Suchard " а , написанное им в 1947 году о посте. – «Esor ou declin de I " Eglise – Paris – 1947 – С. 70. 62 Минея (август) – С. 156, 161. 63 ср. Там же – С. 167. 64 ср. Там же – С. 159-160. 65 Катехизис, о котором идет речь, был утвержден Тридентским собором в 1566 году. Он носит название «Римский катехизис». 66 Минея (август) – С. 156. 67 Там же – С. 164. 68 Там же – С. 160. 69 Там же – С. 156. 70 ср. Там же – С. 159. 71  Там же – С. 171. 72 Там же – С. 163. 73 греч. – имеющий власть, Господь. 74 Kerygma (греч.) – возвещение, Слово Самого Бога. 75 В. Ф. Эрн . «Историческая Церковь» – Сочинения – Москва – 1991 – С. 269. Эта статья была напечатана в 1907 г. в «Церковном обновлении» (Nr. 11). По-видимому, автор (А. М.) пользовался именно этим изданием. 76 Там же – С. 269-270. 77 R. Guardini . Der Herr. Betrachtungen uber die Person und das Leben Jesu Christi. – Wurzburg – 1937 – С. XIII. – В этом произведении Гвардини выступает не только против исследований психологии Христа, но и против описаний истории Его жизни ( примечание автора – А. М. ). 78 Н. Бердяев . Наука о религии и христианская апологетика. – ж. «Путь» – 1927 – 6 – С. 50-51. 79 Об этом автор достаточно подробно писал в своей работе «Тайна Беззакония» ( примечание автора – А. М. ). На русском языке упомянутое произведение Мацейны вышло в свет в 1999 г. в Санкт-Петербурге, в из-ве «Алетейя» (замечание переводчика – Т. М.). 80 Г. Федотов . Православие и историческая критика – ж. «Путь» – 1932 – 33 – С. 15. С. Булгаков . Православие – Характерно, что Восточная Церковь не высказала своего мнения ни по одному вопросу новой экзегетики ( примечание автора – А. М. ). 81

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Елена (с возрастающим испугом). Господи!.. Что случилось?.. где письмо? Семен (опустив глаза). Позвольте. Елена Сергеевна, сначала предупредить… Елена. Говорите, ради Бога, говорите!.. Семен (перемогая себя) . Недоброе случилось… Елена. Болен… Семен. Арсений Федорович Палицын – царствие ему небесное (крестится) – скончались. Елена. Господи!.. (падает в кресло почти без чувств) . Семен (стоит над нею в испуге) . Помогите… Барыне дурно, помогите! Елена (приходя в себя, слабым голосом). Не зови… Не надо… Пройдет… Дай воды.   Семен подбегает к столу, наливает воды и подает Елене.   Семен. Ах, беды-то я наделал!.. Так прямо и бухнул, не сумел предупредить… Позвольте, я занавесочку открою… Слава Богу, ветерок свежий подул. Должно быть, гроза где-нибудь прошла.. Елена. Говори, пожалуйста, все сразу говори, не томи меня… Как было? Семен (снова потупив глаза). Страшно сказать… Грех великий. Елена. Неужели? Семен (сурово и тихо). Точно так-с: руки на себя наложили. Елена. Я должна знать все, расскажи!.. Семен. Нечего и рассказывать. Одно слово – без покаяния… Прихожу я к нему утром в комнату платье почистить, открыл занавеску, смотрю… а он на постели лежит, бледный… Я так и затрясся, ноги подкосились… Доктора, доктора, кричу, а какой уж тут доктор: пощупал руку – холодная как лед. Горничная вбежала. Приехали доктора, сказали, что отравился. На столике ночном письмо к вам лежало и мне записка. Елена. Письмо! Ради Бога письмо! Семен. В собственном портфеле барина привез, чтобы как-нибудь дорогой не испортил (вынимает и подает ей письмо). Елена. Его рука! (целует письмо и плачет). Семен. Прощайте. Елена Сергеевна. Елена. Что ты теперь будешь делать? Семен. В монастырь пойду. Елена. В монастырь? Семен. Да, сначала послушником, потом постригусь. Вымолю за него прощение. Хочу вместе с ним быть: где он, там и я; он спасается – и я; его накажет Господь, и меня пусть накажет. Один у нас грех, одно наказание. Я за него ответ дам перед Богом. Елена. Ты так его любишь? Семен (отворачивается и вытирает слезы). Может быть, никто не знает, какой это был души человек… (После молчания) . Прощайте, барыня, милая… Дай вам Бог счастья. Не поминайте лихом…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010