ζ) Царские хрисовулы и приказы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Метеорских монастырях св. Стефана, Преображения Господня на столпе Метеоро и всех святых на столпе Варлаама, и в фессалийских обителях св. Георгия, называемого Крбово, и Пресвятой Богородицы Ликусадской, с присовокуплением письменных заметок о монастыре Дусико, находящемся близ Фермопил. 1859 г. η) Надписи в Икономийском монастыре св. Димитрия на Фессалийской горе Оссе, и в олимпийском монастыре Дионисиатском, Капалонском и Елассонском, и приписки на тамошних книгах и рукописи, служащие к объяснению историю этих монастырей. 1859. θ) Царские хрисовулы, патриаршие грамоты и другие дееписания в Олимпийских монастырях: Дионисиатском и Елассонском. 1859 г. ι) Живописцы в Фессаллии κ и λ) Каталоги замечательных рукописей, хранящихся в монастырях Метеорских и Киссаво-Олимпийских. μ) Выписки из Икумения (к путешествию по Фессалии). ν) Заметки о епископах в Фессалии и несколько исторических данных о Метеорах и Лариссе, три письма к о. Порфирию от митрополитов: ларисского Стефана и стагонского Феофила и Георгия Иоаннида, и наконец две заметки: а) «об изменениях греческого языка» из греческого афонского журнала: « Να Πανδρα», IX (июль 1858), и б) К истории Македонии и Фессалии. 3) 3-ю книгу (IIA12б) составляет «Путешествие в Солунь и по Метеорам» (255 листов в лист), которое представляет первоначальную редакцию первой книги, не разделенную на две части. Это – собственно дорожная записная книга. В ней также есть и кое-что из того, что помещено во второй книге, и кроме того карты и виды Метеорских монастырей, сделанные от руки о. Порфирием, на 7 листах. Вообще нужно заметить, что описание путешествия в Метеорские монастыри представляется одним из самых ценных трудов преосвящ. Порфирия. Далмация, – в одной книге (IIA13) из 309 лл., – описание этой страны в историко-географическо-политическом отношении К. Ириарта, переведенное о. Порфирием, как замечено им в конце: «окончен перевод с французского 21 января 1881 года в Москве».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  И в той и в другой традиции это бдение подготавливает монаха к Божественной Литургии, понимаемой архим. Емилианом как явление Небесного Царства. Это понимание влечет за собой особое внимание к аккуратному следованию чину службы и к богослужебному пению. Разумеется, замечательного хора, которым славится ныне Симонопетра, не было в скромных церквах, где молился старец Иосиф со своими учениками, однако эти последние не в меньшей степени, чем архим. Емилиан, развили искусство византийского пения (особенно это относится к монастырю Ватопед). В 1970-е гг. подобным образом братства, сформировавшиеся за пределами Святой Горы, влились в афонские обители. Община о. Георгия (Капсаниса) из Аттики пришла в монастырь Св. Григория, о. Христодул с о. Эвбея с 8 монахами обосновался в Кутлумуше, о. Алексий, после ухода о. Емилиана некоторое время занимавший метеорский монастырь Преображения, со своими учениками заселил монастырь Ксенофонт, а в 1979- 1980 гг. пришел черед Дохиара, который стал киновией благодаря трудам о. Григория из Месолонги. После заселения монастырей Ксиропотама, Констамонита, Каракалла и Дионисиата учениками старца Иосифа Исихаста, монастыри Великая Лавра (в 1989 г.), Хиландар, Иверский и Ватопед (в 1990 г.) возвратились к общежительному устроению и испытали новый подъем. Наконец, последний из идиоритмических монастырей, Пантократор, также стал киновией, приняв, по просьбе константинопольского патриархата, общину, которую составили монахи из монастыря Ксенофонт.   Таким образом, между 1972 и 1976 гг. в монастыри Афона пришло около 143 монахов в возрасте менее 30 лет. С 1977-го по 1986 г., с прибытием братств из монастырей, расположенных за пределами Афона, насельниками Святой Горы стало еще 284 монаха. Пика этот процесс достиг между 1987 и 1996 гг., когда в монастыри Афона поступило 790 человек. С тех пор интенсивность притока несколько уменьшилась, однако он стал более постоянным. В целом численность насельников Святой Горы не претерпела особых изменений: сейчас их около 1700 человек, т. е. ненамного больше, чем 50 лет назад. Но теперь преобладают монахи молодого и среднего возраста, чего в те годы, разумеется, не было.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=2...

Таким же образом одарены все приходившие с Митрополитом: Иеремия Архимандрит от Саввы Освященного, два Архимандрита Макарий и Евстафий, Архидиакон Архангельского монастыря Кирилл и Келарь Дамаскин; с Афона же Пантелеймонский Архимандрит Неофит и Строитель Иоаким, Хилендарский Архимандрит Григорий, Преображенский Мефодий, Метеорской горы Архимандрит Дамаскин, Душского монастыря Афанасий и Ватопедского Старец Софроний, с прочими священниками, диаконами и служителями, ибо Лавра великого Чудотворца Сергия не оскудевала милостью и не уступала щедростью дарам царским. В исходе того года (Декабря 2), повелел Государь Митрополиту быть у себя на дворе для прощального отпуска, и Дионисий въехав, в санях, в город, вышел на паперть дворцовую между соборами Архангела и Благовещения, и оттоле шествовал в золотую подписную палату, где ожидал его Царь Феодор Иванович с боярами, на своем царском месте. Когда же принял благословение, дьяк Андрей Щелкалов от лица его молвил Митрополиту, что Государь жалует его быть у его царского стола; Дионисий же, ударив челом за все великое жалование благочестивого Самодержца, вышел ожидать стола в ответную набережную палату, которая украшена была золотыми полавенниками, а стол накрыт был в золотой средней палате. В тот день вместе с Митрополитом обедали у Государя Пятигорские Черкасы, Князь Янсох с товарищами, и подача яств была от Царя сперва большим боярам, а потом Митрополиту; пред ним кубки и ковши и блюда горели золотом; служившие ему стольники в золотых шубах украшены золотыми цепями, и после трапезы посланы к нему на подворье меды царские со стольником Басмановым и сытниками дворцовыми. Сверх того на отпуске пожаловал Государь Митрополиту: портище черного Венецийского бархату, три портища камки, три атласу, серебряный двойчатый кубок и чару, два сорока соболей и три куниц, и сто рублей деньгами, всего же на 310 р., да еще образ окладный чеканный Пречистые Богородицы, и ризы камчатные с золотом, оплечье же саженое жемчугом; и от Государыни Царицы подобных даяний было на 180 рублей; одарены также и два его Архимандрита Макарий и Евфимий, и Архидиакон, и прочие Архимандриты со Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Одно из древнейших изображений И. К. сохранилось в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 322, 1-я четв. XI в.). С XI в. образ И. К. часто включается в систему храмовых росписей, где помещается среди образов великих аскетов и основателей мон-рей: дважды он изображен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.),- в медальоне в зап. части наоса и на галерее - в рост; образ И. К. находится в кафоликоне монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.). В ц. вмц. Варвары в Соганлы, Каппадокия (между 1006 и 1021), сохранились изображения в зоне рядом с алтарем; его образ находится в виме ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии в Гераки (Ераки), Пелопоннес (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы в Кастории, Греция (XII в.), в крипте церкви мон-ря свт. Николая близ Орхоменоса в Беотии (кон. XII в.), в ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), в ц. Пресв. Богородицы в Ахтале, Армения (между 1205 и 1216), на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.), в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (до 1228),- рядом с прп. Алексием, человеком Божиим, в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), в трапезной Великой Лавры св. Афанасия на Афоне (1512) и др. В иконописи образ И. К. включен в состав святых на минейных иконах (гексаптихе и диптихе) из монастыря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI - нач. XII в.), где святой представлен с крестом в руке. В поствизант. время И. К. в соответствии со сложившейся традицией изображали как безбородого инока, с Евангелием. Он представлен в т. н. Афонской книге образцов (РНБ. 0.I.58. Л. 92, XV в.), в росписи собора свт. Николая в мон-ре Анапавса в Метеорах, Греция (1527, мастер Феофан Критский), в нартексе собора Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (1552), на южной стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.), в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1621).

http://pravenc.ru/text/471337.html

Его же Поминки преосвящ. Порфирия Успенского. Киев, 1887. Лебедев А. Преосвящ. Порфирий (Успенский). Серг. Посад, 1904. Сырку П. Описание бумаг еп. Порфирия (Успенского), пожертвованных имп. акад. наук по завещанию. СПб, 1891. Библиография работ автора:   Книга бытия моего (Дневник и автобиографические записки) в 8-ми частях (извлечение из книги, изданной имп. Палестинским общ.). СПб, 1894, 1895, 1896 (2 ч.), 1899, 1900, 1901. Восток христианский: а) История Афона (в 3-х книгах); б) Первое и второе путешествие в Афонские скиты и монастыри и описание скитов Афонских (в 6-ти книгах). Восток христианский: Путешествие в Метеорские и Особолимпийские монастыри в Фесалии в 1859 г. СПб, 1896. Восток христианский: Александрийская патриархя (сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории Александрийской епархии, т. I. СПб, 1898. Четыре беседы Фотия, святейшего архиепископа Константинопольского и рассуждение о них. СПб, 1864. Священное писание у христианских женщин и библейская редкость у императрицы Марии Феодоровны. СПб, 1864. Афон языческий. Киев, 1847. Восток христианский: Афн, Киев, 1877. Исповедь кающегося грешника. СПб, 1878. Восток христианский: Египет и Синай. СПб, 1857. Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. СПб, 1857. Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (контов). СПб, 1856. Книга издана под инициалами А. П. У. Путешествие по Египту и в монастырь в 1845 г. СПб, 1856 (?). Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. СПб, 1856. История Афона. В 2 т. М.: Даръ, 2007. (Т. 1. 1088 с.). Издательством " Индрик " совместно с Фондом святого всехвального апостола Андрея Первозванного и Центром Национальной Славы России осуществлено полное переиздание восьми томов " Книги бытия моего " епископа Порфирия (Успенского) в формате DVD. Данное издание приурочено к 125-летию со дня смерти выдающегося русского востоковеда. Епископ Порфирий впервые посетил Иерусалим в 1842 году. С тех пор его жизнь и научная деятельность была неразрывно связана с такими центрами Православного Востока как Афон, Синай, Святая Земля. Ему принадлежит честь открытия Синайского кодекса Библии, создания фундаментальной истории Афона. В 1847-1853 годах он возглавлял первую Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме и был в числе тех государственных деятелей, которые вместе с Великим князем Константином Николаевичем Романовым заложили новую основу русского присутствия в

http://bogoslov.ru/person/45922

Я же ограничился тем, что набрал из воды несколько голышей до того округленные водоворотным катаньем по стремнинам, что имели вид как-бы обточенных машиной. Чай мы пили на балконе, имея перед собою картину, которой позавидовал бы любой пейзажист. Тут же расположились и ночлегом, завесившись с подветренной стороны рогожкой 288 Ο τε πρςχριν, ο τε πρς πχθειαν ξβημεν τς ληθεας… Кант. Ч. III. Стр. 364. Бон. изд. 289 ωννης Καντακουζινς, λεμων κα δικαιτατος. Каталог Императоров Константинопольских Matthaei Cigala. Помещен у Бандури: Imperium orientale. Parisiis. 1711. 1. pag. 246. 290 γτε μηδν μελλσας, τν διγησιν εκθσομαι τν πραγμτων, τν ληθεας προτιμσας μηδν. Кант. Ч. 1. стр. 12 291 За собственное имя ктиториссы не ручаюсь. Может быть, я от себя прибавил его по догадке, так-как дело шло о сестре Иоанна-Иоасафа, в документе 20 и на другой иконе Богородичной именующей себя Марией. Но важно это предание монастыря о сестре ктитора, как монахини тем, что им устраняется возможность видеть в ней Ангелину, жену Деспота Эпирского Фомы, умершую не монахиней, а, следовательно, и в ее брате Дуке-Иоасафе, искомого нами Метеорского ктитора. Пуквилю Метеориты говорили, что некая Мария Палеологиня в 1436 г. выстроила женский монастырь (un antre couvent) во имя св. Троицы. 292 Начинается: πειδ ζλ θε κινηθες σιτατος ν ερομονχοις κρος Φιλθεο ς νεκαινασε τν… 293 И в этом акте тоже говорится о пожертвованных Угровлахийским воеводой монастырю св. мощах. При сем, воевода назван Ватиславом, а жена его Неаксией ( Νεαξας). 294 В 1637 г. монастырь был в долгу на 150 рублей. Игумен Митрофан послал к царю Михаилу Феодоровичу архимандрита Гавриила. Выдано 40 соболей и 30 рублей! 295 Любопытно это чинословие составлявших в старые времена местное церковное управление лиц и с распорядком их по служебным степеням. Странно, что нет между «официалами» нынешнего экдика. О прозвище: Бахифен не знаю, что сказать. 296 ... τν μβωνα προ τς θρας το βματος στασθαι.... Герман… μν πρ το βματος μβων… Симеон. 297 Павел Силенциарий. Известно его стихотворное описание церкви св. Софии в 1229 стихах. В виде прибавления к нему, есть особое описание амвона в 304-х стихах. В 52-м из них встречается выражение: πργος. И наш Стагийский тоже имеет фигуру шестиугольного столба, с ведущими на него двумя лестницами.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

520]. По другим сведениям, преподобный Григорий Молчаливый скончался в Горняке и был погребен в пещерной церковке во имя святителя Николая с. 121]. Некоторое время его мощи пребывали в этом монастыре. В XVI–XVII веках в связи с турецким игом святые мощи переносились в монастыри Орешковицы с. 198], Войловицы и другие места. В конце XVIII века мощи были возвращены в монастырь Горняк, где и находятся в настоящее время с. 214] и от них совершается много исцелений и чудес с. 121]. В 1977 году по просьбе игумена монастыря Григориат архимандрита Георгия часть мощей святого Григория Горняцкого была перенесена на Афон, в монастырь Григориат с. 259]. Память святого отмечается 7 декабря. Преподобный Афанасий Метеорский К числу ближайших духовных преемников святого Григория Синаита , строго соблюдавших все его заповеди и традиции и несших свет Христов миру, принадлежит и преподобный Афанасий. Он был основателем знаменитого Метеоро-Преображенского монастыря, вокруг которого со временем выросла группа монастырей, получивших общее название Великие Метеоры. Святой Афанасий родился в Новом Патарасе во Фтиотирском крае Эллады (Греция) в 1305 году в благородной и знатной семье. В крещении он получил имя Андроник. Мальчик рано лишился родителей. Мать умерла сразу же после его рождения, а вскоре умер и отец. Воспитывал Андроника дядя, который заботился о нем, как о родном сыне, и дал ему начальное образование. С ранней юности Андроник руководствовался старцем, что свидетельствует о его влечении к духовной жизни. Во время захвата Нового Патараса франками Андроник в числе многих православных был отведен в рабство. На него обратил внимание франкский старейшина, которому понравилась благородная внешность и смышленость мальчика. Старейшина вознамерился взять его в свой дом. Но Андроник убежал от покровителя и отправился на поиски своего старца. Поиски увенчались успехом. Наставник и ученик некоторое время жили вместе в Акапниевом монастыре в Солуни. После кончины старца Андроника взял в свой дом некий человек, вероятно близко знавший старца, и дал ему хорошее светское и философское образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/prp...

Для назидания монахов фрески наглядно демонстрировали, какие муки ожидают нераскаявшихся грешников, рисуя яркие сцены Страшного суда, с изображением адских пыток, усекновения голов, бичевания и сожжения на кострах. В бывшей трапезной ныне расположен музей, где можно осмотреть незатейливое помещение с ее простой утварью, лоханями и черпаками. Но монастырь сохранил и уникальнейшие реликвии и раритеты. Среди них греческая рукопись 861 г.; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры основателя монастыря Иоасафа, расшитая плащаница XIV в. и др. Рядом с собором находится святой целебный источник, а с открытой террасы монастыря открывается великолепная панорама на окрестные горы, селение и соседние обители. Невдалеке от входа в монастырь расположен скит св. Афанасия Метеорского, где жил и молился основатель метеорских обителей. В XV–XVI вв., когда турки-османы оккупировали Грецию, в эти недоступные места массово бежали христиане. В этот период здесь возникло свыше тридцати монашеских общин. Это тяжелое время для многих стало духовным подвижничеством и святым молением за свою исстрадавшуюся родину. Но в XVII–XVIII вв. начинается запустение обителей, многие из них распались. XIX в. открывает Метеоры для любопытных путешественников, которые частенько стали нарушать аскетический покой насельников. Чтобы попасть сюда, редким посетителям приходилось либо взбираться по неустойчивым веревочным лестницам длиною более 30 м, либо подниматься в плетеной сетке на канате, раскачиваясь под порывами ветра на головокружительной высоте. Не каждый на это осмеливался. Снабжение монастырей и по сей день осуществляется с помощью подобных сеток. После Первой мировой войны паломничество в монастыри Метеор усилилось, как и активней стал развиваться туристический бизнес, предлагая местные уникальные природные и архитектурные достопримечательности. Из города Каламбаки проложили к наскальным монастырям новую комфортную дорогу. Сейчас до многих монастырей можно подниматься по узким серпантинам вырубленных в скалах ступеней.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Мч. Анастасий. Родом из Навплии, где и пострадал в 1655 г. Считается Небесным покровителем этого города. Служба емуопубликована попечением митрополита Арголидского Хризостома. Мчч. Стаматий и Иоанн, родные братья, и друг их Николай. Родом из города Спетсы. Пострадали на Хиосе в 1822 г. 5 февраля - мч. Антоний Афинский. Пострадал в Константинополе в 1774 г 7 февраля - прп. Лука Стиридский. Родился в Кастри (Эрмиони) в 896 г. Подвизался неподалеку от древней Стириды, где и скончался в 946 или 953 гг. Ныне существующий на месте его подвигов храм является постройкой X в (начата в 974 г). Вторично память прп.Луки празднуется 3 мая. 14 февраля - мч. Николай. Родом из Ихтиоса (Псари), Коринфской митрополии. Пострадал в 1554 г. чрез сожжение и отсечение главы. Честная глава мученика находится в обители св. Афанасия Метеорского. Житие, песенное последование и акафист мч.Николаю имеются в Свято-Троицкой обители на Сиамосе. Свщм. Дамиан. Родился в деревне Мириховос епархии Кардицы. Вершина его деятельности приходится на XVI в. Св. Дамиан прославился как проповедник слова Божия. Он подвизался в Пилии в монастыре Иоанна Предтечи и в Аграфе в монастыре Пелекитис. Пострадал в 1568 г. при султане Селиме. Мч. Георгий Митилинский, по прозванию «Пазьянос». Родом из Плагии. Мученически пострадал в Константинополе в 1693 г. 17 февраля - мч. Феодор Византийский. Родом из Константинополя. Пострадал в Митилине в 1795 г. 19 февраля - прмц. Филофея Афинская (+ 1589). Святые мощи ее почивают в митрополичьем храме в Афинах. 25 февраля - свщм. Ригин Левадийский. Родом из Левадии. Епископ острова Скопела, участник Сардикского Поместного Собора (IV в.). 28 февраля – мц. Киранна. Подвизалась в Фессалониках (+ 1751). 5 марта - свщм. Парфений, иеродиакон. Казнен в Дидимотихе турками в 1805 г., в воскресный день, при выходе из храма. Второе воскресенье марта - прп.Лаврентий, основатель находящейся в Саламине обители «Фанеромени». 10 марта - мч. Михаил Мавродис, подвизавшийся в Солуни (+ 1544). 11 марта - прп. Феодора, правительница и Небесная покровительница Арты. Родилась в Козане Сербской. Ее жизнь, деятельность и прославление связаны с Артой (XIII в.). Она происходила из благородной семьи, была дочерью Иоанна Петралифа, архонта Македонии и Фессалии, супругой правителя Эпирского княжества Михаила II Ангела, герцога Комнинского. После его смерти св. Феодора более десяти лет управляла страной, хотя и приняла монашество. С истинной преданностью Богу и любовью к ближнему совершила много самоотверженных дел. Вела жизнь строго подвижническую. Могила и честные мощи св.Феодоры находятся в Арте, в храме, носящем ее имя. Часть мощей находится в Сервии, куда они были перенесены 23 июня 1968 г. митрополитом Артским Игнатием. Житие прп. Феодоры в XIV в. написал монах Иов Мелос. Память святой совершается также 20 марта (перенесение мощей) и в третье воскресенье по Пятидесятнице.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Порфирия на востоке и путешествии его по св. местам были опять, в связи с некоторыми прежними, следующие новые работы, изданные в виде журнальных статей и книг: 1) Сирийская церковь . 2) Рас-эль – Айнские водометные колодцы у горы Тира. Отрывок из путешествия по св. земле. 3) Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. 4) Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и препод. Павла Фивейского в 1850 г. 5) Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния Египетских христиан (Коптов). 6) Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. 7) Восток Христианский: Египет и Синай, виды, очерки, планы и надписи к путешествиям. Вернувшись с востока, чрез Италию и Австрию, в отечество, архим. Порфирий пробыл в Петербурге до 1858 года, а 24 апреля сего года был снова, в третий раз, командирован на восток, теперь уже исключительно с ученою целью, для собирания сведений о церковной архитектуре и живописи, для описания церковных утварей, библиотек и архивов и для возобновления своих сношений с Коитским духовенством, внимание к которому со стороны православной церкви привлечено о. Порфирием ещё в 1850 году. На этот раз он отправился, чрез Константинополь и Солунь, на Афон, где пробыл до конца 1858 г., часть 1859 и 1861 г.г., со святой горы Афонской, в промежутки этого времени, предпринимая путешествия ещё в 1859 году в Фессалию и Метеорские монастыри, а в 1860 году – в Константинополь, св. Землю, Египет, Малую Азию, Сирию и Одессу, где оставался до конца 1860 года и первой четверти 1861 года, а затем опять вернулся чрез Константинополь на Афон, где пробыл до 15 июня сего года и в августе того же года возвратился в Россию. Этим кончились его путешествия за границу и с 13 августа 1861 года до конца жизни архим. Порфирий, рукоположенный в 1865 году епископа Чигиринского 1 , не покидал более Россию. Во время всех этих путешествий своих преосв. Порфирий так умножил свое знание, собранный им тогда материал научный так был обилен, что целой четверти столетия усидчивых трудов такого энергического и неустанного труженика, каким был и до конца жизни оставался преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010