Будучи прежде духовно мертвым во грехах, человеческий род воскресает ныне силой и светом излившейся на него Божественной благодати и начинает жить новой жизнью. Как говорит об этом преподобный Иустин (Попович) , «воистину Бог как человек на земле родился! Для чего? Чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин. 4:9 )». Кроме того, святые отцы в своих праздничных проповедях на Рождество Христово не устают свидетельствовать о том, что плодом явления в мире Бога Слова стала новая встреча и затем новый обновленный союз любви и духовного единства в теле Церкви Христовой Бога и Его верных, их молитвенное общение с Ним и мистическое соединение с Господом в таинствах. И главнейшим из этих церковных таинств, по убеждению святых отцов, является Евхаристия – приобщение за Божественной литургией истинных Тела и Крови Сына Божия. Именно устремленность к Евхаристическому Приобщению, по убеждению святых отцов, и лежала в самом основании Боговоплощения: Бог пришел во плоти, чтобы дать нам ее в снедь, в пищу. На этой мысли решительно настаивает святитель Григорий Великий (Двоеслов) , припоминая, что само название места, где родился Спаситель, – Вифлеем – означает в переводе «дом хлеба». Так на какой же иной хлеб может духовно указывать нам это название, как не на Тот, что за Божественной литургией делается истинным и собственным Телом Рожденного в Вифлееме Хлеба Жизни (ср. Ин. 6:35 )? На Кого оно указывает, как не на Того, Кто свидетельствует: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 )? На Кого, как не на Того, Кто наставляет: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 )? На Кого, как не на Того, Кто ясно призывает Свою Церковь вкусить Его Евхаристическую Плоть: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6:54–56 )? Как обобщает эту мысль святитель Григорий, «хорошо и то, что Он (Христос) рождается в Вифлееме, потому что Вифлеем значит „дом хлеба“. Ибо Сам же Он говорит: Я есмь хлеб, сшедший с небес ( Ин. 6:41 ). Следовательно, место, в котором Господь рождается, прежде наименовано „домом хлеба“ потому, что совершенно было предназначено к явлению на нем во плоти Того, Кто внутренним насыщением восстановит души избранным».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Перед лицом жестоко убиваемых один за другим сыновей Соломония говорила им: « Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека… опять даст вам дыхание и жизнь » (2 Мак. 7, 21-24) Это слова, в которых слышно не только мужество, но и мудрость особого рода. Вот почему мы любим и славим страдальцев за Истину. И вот почему вера мучеников сильнее сомнений философов. Входя в область веры, уму необходимо обнажаться. Обнажение ума — это добровольный отказ от предварительных знаний, поскольку в области веры эти знания скорее помешают, чем помогут. Моисей, увидевший горящий и не сгорающий терновый куст, сказал: «пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». Но Господь воззвал к нему: « не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая » (Исх. 3, 3-5) Точно так же со страхом должен отказаться от своих пыльных, из-под земли добытых знаний ум, желающий видеть и понимать дела Божии. В земной реальности ум человека действует, чтобы управлять и командовать, подчинять и поглощать. Приступая к Богу, ум сталкивается с реальностью, которой он никогда не будет управлять и командовать! Эту реальность нужно созерцать, и созерцать смиренно. Если есть что-либо, достойное смиренного созерцания, то это праздник Рождества Христова в первую очередь. Зерно бросается в землю, чтобы в виде колоса восторжествовать над землей, вознестись вверх. Зерно должно именно скрыться в земле. Лежащее на ней, оно, скорее всего, будет склевано птицей или погибнет иным образом. «Уйти вглубь, чтобы подняться вверх» — вот закон жизни. В этом смысле дерево яслей было семенем, из которого выросло Древо Креста. Между яслями и крестом есть одно природное тождество. И то, и то – древо смирения. Древо, на котором благоволил возлечь родившийся Царь, и древо, на котором этот же Царь благоволил умереть за согрешивших рабов. Крест, несомненно, вырастает из яслей. Спрятавшись, словно зерно, под землю, малое древо Рождества со временем выросло и вознеслось над землей в виде Великого Древа Голгофы.

http://pravmir.ru/yasli-krest/

и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11:6-9). Сколько лет я в Церкви, и никак не могу понять, почему такие трогательные слова мы не поём всем храмом каждый день или хотя бы по праздникам? А ведь мы их даже и не слышим. Загадочная логика современного богослужения не находит место для этого текста. Если он прозвучит, то лишь однажды в виде паремии на славянском языке в монотонном и утомительном чтении накануне праздника. — А чего, собственно, так волноваться? Это же пророчество! Оно сбылось, значит, осталось в прошлом. Мы, конечно, из вежливости к заслугам помянем, но не более. — Но эти божественные слова невероятно современны! Во-первых, потому что в них так много жажды и предчувствие Христа, без которого невозможно христианство; во-вторых, пророк описывает не апокалиптическое видение за гранью времён, а жизнь внутри церкви Христовой. Теперь эти две позиции надо прояснить. Общим правилом стало говорить, что Мессию ожидали не только евреи, но и всё человечество. По крайней мере, у Исаии осуществление всех этих пророчеств относится не к одним иудеям, а вообще ко всему роду людскому, и чуткие души во всём мире это чувствовали и чувствуют, потому что эпоха Ветхого Завета всё ещё продолжается там, куда ещё не дошла евангельская весть. За девятнадцать лет до Рождества Христова в Италии умер Вергилий, один из величайших поэтов мира. Конечно, он не был христианином, не знал и иудейской традиции, однако уже в IV веке его смело ставили в ряд пророков, предрекших явление Христа. Интересно, что предсказание является частью сборника пастушеских песен под названием «Буколики»: если Рождество – куда без пастухов? Открываем четвёртую эклогу и читаем:

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него (Деян 21:8). Античные руины на берегу ярко-синего Средиземного моря, крепость вдалеке и свежий морской воздух — все это древний римский город Кесария. Пожалуй, его главная достопримечательность — руины некогда роскошного дворца Понтия Пилата на самом берегу моря. О том, что здесь был его дом, свидетельствует надпись на колонне, которая появилась еще во время жизни прокуратора, а нашли ее не так давно. Сейчас оригинал колонны находится в одном из музеев в Иерусалиме, а копию можно увидеть здесь. Кесария — город, откуда апостол Павел отправился в свое первое миссионерское путешествие и куда он несколько раз потом возвращался.   Иордания, место Крещения Господня И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк 1:9–11). Причудливо, совсем по-особенному выглядит золотой купол русской часовни на фоне пустыни и похожих на халву песчаных барханов… Здесь каждый год на праздник Крещения Господня патриарх Иерусалимский освящает воду в Иордане. Паломники совершают омовение в водах священной реки… Воздух горячий, поэтому заходить в воду трудно — холодно! Но стоит окунуться в эту мутноватую, совсем не манящую в нее погрузиться воду, — и тут же появляется удивительное ощущение свежести, обновления… Вифлеем, Палестинская автономия Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:4–7). Вифлеем — маленький и тихий арабский городок (больше похожий на деревеньку), окруженный, как и тысячу лет назад, пастбищами. Главный храм города — базилика Рождества Христова, которая была построена над местом рождения Спасителя. Сейчас пространство храма поделено между двумя Церквями: тут служат православные арабы Иерусалимского Патриархата и греки. Храм заполнен туристами, стоящими в очереди, чтобы попасть в пещерку Рождества. Паломники прикладываются к Вифлеемской иконе Божией Матери и спускаются в пещерку ... В ней возникает ощущение удивительного тепла, и, конечно, дело здесь не только в горящих свечах. На месте Рождества — серебряная звезда … Горненский монастырь

http://foma.ru/evangelskij-marshrut.html

1, 31, ср. ст. 32–34). Крещение Иисуса было вместе со всем народом и среди него («когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился», Лк. 3, 21), оно было извне одним из многих, для людей неприметным, и только Иоанн вместе с Самим Иисусом видел в нем происшедшее. Мы уже говорили, что Креститель занимает в боговоплоще–нии по–своему столь же необходимое и неустранимое место, как и Богоматерь, именно как Креститель. Иными словами, крещение есть столь же существенный момент в нем, как и рождество Христово, оно и есть духовное Его рождество. Евангелист рассказывает о крещении Христовом, как о деле простом и ясном, естественном и само собою понятном: «тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф. 3,13; Мк. 1,9; Лк. 3,21). Разумеется, такое событие в жизни Иисуса не могло быть ни случайным, ни произвольным, но было внутренне необходимым, и еще менее можно понимать его только как образ смирения, явленный в крещении покаяния. У Единого Безгрешного не было никаких грехов, как не было места и покаянию, на что косвенно и указывает евангелист, свидетельствуя, что «крестившись, Иисус тотчас (εθ ς) вышел из воды» (Мф. 3,16), тотчас, т. е. не задержавшись для покаяния и исповедания грехов. Об этом же свидетельствует и церковная песнь: «не истязую тя, Крестителю, пределы прехо–дити, не глаголю тебе: рцы Ми яже глаголеши беззаконным и учиши грешники; точию крести Мя молча и чая яже от крещения» (служба 2 января, икос канона). Хотя и показан образ смирения , однако принятие крещения ради мнимого покаяния было бы несоответствующим истине и способно было бы породить неверное истолкование. Господь пришел к Иоанну ради крещения, однако не в покаяние и оставление грехов, но ради приятия Св. Духа, который и сошел на Него при крещении: крещение Иоанново, которое было крещением водою, сделалось здесь крещением Духом Св. И об этом предварен был Иоанн Богом, ибо это событие и составляло главное существо его служения, в отношении к которому все остальное является подчиненным и второстепенным: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Она – храмовый Жертвенник ветхозаветного Иерусалимского храма, на Котором, то есть в Ее чреве, приготавливается и приносится Таинственная Жертва: Грядущий умереть за мир Сын Божий (святитель Андрей Критский ); Она – гора Сион, священная Иерусалимская гора; ведь Богоматерь и есть подлинный духовный Сион как место встречи и соединения Божества и человечества: двух соединившихся в Ее чреве природ Христа (святитель Андрей Критский ). Святые отцы также приводят в своих гомилиях содержащиеся в Ветхом Завете пророчества, соотносимые церковной традицией с Личностью Богоматери: Она – Та Рождающая Дева, о Которой говорит пророк Исаия: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына ( Ис.7:14 ) (святитель Иоанн/Максимович/); Она – Та Царица, о Которой пророчествует в своих псалмах Давид: Предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная ( Пс.44:10 1 ) (святитель Андрей Критский ); Она – Тот Херувимский Престол, носящий Господа Славы, о Котором пророчествовал Исайя: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенному и края риз Его наполняли весь храм ( Ис.6:1 ) (святитель Андрей Критский , святитель Иоанн/Максимович/); Она – Те таинственные Врата, о Которых говорит пророк Иезекииль: И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены ( Иез.44:1–2 ). Речь здесь идет о неких таинственных закрытых вратах храмового святилища, через которые должен войти Господь и которые при этом по-прежнему останутся закрытыми. Здесь, по мысли церковных толкователей, содержится пророчество о Богоматери, Которая, будучи девственна до Рождества Христова, остается Девой и в Рождестве, и по Рождестве Спасителя (святитель Андрей Критский , преподобный Иоанн Дамаскин , святитель Иоанн/Максимович/). Так, преподобный Иоанн Дамаскин , прославляя событие Рождества Богородицы, говорит: «Сегодня воздвигнуты Врата, обращенные на восток, врата, через Которые Христос войдет и выйдет, и ворота сии будут затворены ( Иез.44:1–3 )»;

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

Михей, созерцая грядущее восстановление, говорит, что « Он… не совершит суда надо мною выведет меня на свет, и я увижу правду Его. И увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: “Где Господь Бог твой?”» (Мих. 7: 9–10). То есть, когда явится Господь, все те, кто издеваются над верующими, говорят: «Где Бог ваш, почему Он не является заступить вас?» – будут посрамлены. Михей возносит молитвы перед Богом о заступлении народа и явлении ему дивных дел. И здесь произносятся слова : « Увидят это народы и устыдятся при всем могуществе своем; положат руку на уста, уши их сделаются глухими; будут лизать прах, как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Господа Бога нашего и убоятся Тебя» (Мих. 7: 16–17; ср. Ис. 49: 23). Эти слова тоже при буквальном толковании могут быть отнесены к историческим врагам израильтян. Но понятно, что под врагами Божиими, конечно, нужно понимать бесов (ср. Быт. 3: 14) и тех, кто следует путем греха и делает дела дьявольские, а вовсе не какую-то народность. Как и пророк Исаия, пророк Михей заканчивает свою книгу описанием Нового Завета и торжества Церкви: « Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши. Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Мих. 7: 19–20). Заметим, что Новый Завет здесь, как и во многих других местах, соотносится именно с заветом Бога с Авраамом, а не с Синайским. Из Книги пророка Михея читаются паремии Рождества Христова: в навечерие на первом часе (Мих. 5: 2–4) и на вечерне Рождества (Мих. 4: 6–7; 5: 2–4), а также в преполовение Пятидесятницы (Мих. 4: 2–3, 5; 6: 2–5, 8; 5: 4).     Глава 28. Книги пророков Авдия, Ионы и Наума Книги пророков Авдия, Ионы и Наума отличаются от других пророческих книг тем, что они целиком обращены к другим народам. Изучая пророческие книги, мы уже могли убедиться в том, что пророчествам о язычниках отведено значительное место. Выясненное уже нами значение таковых пророчеств сохраняется в силе и для книг, к рассмотрению которых мы приступаем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Не лучше ли так и перевести эти слова? Тогда весь стих будет читаться так: «тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его, от двух лет и ниже, соответственно времени (являвшейся на востоке звезды), о котором он получил самые точные сведения от волхвов». Место это дает нам полное право предполагать, что волхвы, на основании рассказов и объяснений которых, относительно явлений им на востоке звезды, Ирод назначал возраст обреченных на смерть детей, прибыли в Иерусалим, если уже не чрез два года, как предполагал Ирод, то весьма не скоро после рождества Христова; потому что св. евангелист ясно говорит, что Ирод приноравливался ко времени явлений волхвам звезды, соображался с этим временем. Но вот весьма важный вопрос: явление звезды на востоке совпадало со временем рождения Спасителя или, быть может, это было гораздо ранее рождества Христова? Положительный ответ на этот вопрос, разумеется, невозможен. Одно несомненно: это – то, что сами волхвы понимали явление необыкновенной звезды, как указание на родившегося уже необыкновенного человека: иначе необъясним их, дышащий уверенностью вопрос: где находится (στι) родившийся царь иудейский (ст. 2)? Да и Ироду, сообщая о времени явления звезды, они заметили бы, что не знают еще, родился ли будущий необыкновенный царь, или имеет родиться. Сейчас объясненный стих показывает, что Ирод не избивал детей только что родившихся: но тогда ему пришлось бы дать приказание избивать до известного времени и детей, имеющих еще родиться. Возражение: какое было побуждение так долго оставаться Иосифу с Марией в Вифлееме? не может иметь особенного значения. Св. евангелист Лука говорит, что они отправились туда по случаю всеобщей переписи. Такая перепись не могла в то время совершиться скоро, тем более что, по словам св. евангелиста, кроме современных жителей, в свой родовой город обязан был явиться каждый, где бы он ни жил и там записаться – πογρφεσθαι. Простая запись, где бы и на чем бы то ни было, по-гречески обозначалась словом: γραφ, слово же πογραφ имеет несколько иное значение, значение срисовывания, списка, копии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Но не так должно думать о Святой Троице: у Отца, Сына и Святого Духа одна воля, одна мудрость, одна сила. Не существовал Один прежде всех веков, а Другой после веков, но всегда были вместе Отец, и Сын, и Святой Дух: Сын в Отце, и Дух в Сыне — совокупное Естество, поэтому Естество и Божество едино, но разделяется на Три Ипостаси, пребывая в вечном единстве. Поэтому, призывая Отца, прославляя Сына и исповедуя Святой Дух, мы призываем одного Бога, Ему поклоняемся и Его почитаем ныне, всегда и во веки веков. Аминь. Слово второе, Божественный апостол и евангелист Матфей говорит: “Когда Иисус родился в Вифлееме во дни царя Ирода Иудейского…”(Ср.: Мф. 2, 1.) И богоугодный апостол Павел, Божий избранник, говорит: “Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление”(Гал. 4, 4–5.). И еще: “Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей…”(1 Тим. 3, 16 — 4, 2.), — и в особенности отнесу я эти слова к нынешним новгородским еретикам, утверждающим, что Христос еще не родился, но придет время, когда Он родится. О Том же, Которого христиане называют Христом Богом, эти еретики говорят, будто Он был простым человеком, а не Богом; что Он был распят иудеями и истлел в гробнице, как человек, не воскрес, не вознесся и не придет судить людей. Но мы имеем свидетельства по всему Священному Писанию о том, что Христос Бог — Тот, Кто родился в Вифлееме Иудейском от Девы Марии во дни Иудейского царя Ирода; что Он был распят, воскрес, вознесся на Небо и вновь придет судить живых и мертвых. Так мы веруем и так мы думаем — и проклинаем всякую ересь, в особенности же ересь Алексея протопопа и соучастников его беззакония: попа Дениса, Федора Курицына и всех, то же думавших и думающих, богохульствующих на Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, и называющих Его простым человеком, а не Богом по естеству, ожидающих губителя-антихриста, вместе с которым они сгорят в неугасающем пламени. Мы же доподлинно знаем, что не только святые апостолы, но и пророки, праведники, цари и патриархи многократно и во многих образах предсказали Рождество Христа — и время, и место его. Не только Рождество, но и Распятие Его, и Воскресение, и Вознесение на Небо, и второе Пришествие, когда Он в славе придет судить живых и мертвых, — все это они предсказали в мельчайших деталях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Как же земная Жена может вместить в себя Небо, носить в Себе Самого Бога? Бог наш есть огнь поядающий, – говорит апостол Павел ( Евр. 12:29 ); как же тварное естество Девы могло принять в себя этот огонь, хранить его в своих глубинах и не попалиться им, не сгореть, не уничтожиться? Ответ на этот вопрос предлагает святитель Григорий Нисский . В «Слове на Рождество Спасителя» он припоминает древний ветхозаветный прообраз Богоматери – горевшую и не сгоравшую неопалимую купину, явленную пророку Моисею возле горы Синай при его призвании к пророческому служению. Вот что повествует об этом событии библейская книга Исход: И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая ( Исх. 3:2–5 ). По убеждению церковных толкователей этого библейского рассказа, и Сама Богоматерь, и чудесное зачатие и рождение Ею Богомладенца Христа были прообразованы в Ветхом Завете тем горевшим и не сгоравшим терновым кустом, в котором Моисею в образе ангела явился Бог. Ведь не зря же и Сама Богородица символически именуется Церковью «Неопалимой Купиной» – «Несгорающим Кустом». Святитель Григорий Нисский учит: Пречистая Дева, имевшая, как и все мы, тварное и подверженное всем последствиям грехопадения первых людей человеческое естество, приняв в Свое девическое чрево и нося в нем Самого Бога – по Его человечеству, не была попалена, сожжена этим, наполнившим глубину Ее людской природы, всепожигающим огнем Божественного присутствия, но, напротив, целиком пребыла нетленна. «Сию тайну, мне кажется, предузнал и великий Моисей во время бывшего ему Богоявления в огне, когда огонь попалял купину (куст) и купина не сгорала (см. Исх. 3:2 ). Что тогда предызображено было в пламени и купине, то в последствии времени ясно открылось в таинстве Рождения от Девы: как там купина горит и не сгорает, так и здесь Дева рождает Свет и пребывает нетленна».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010