Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — нынешний Местоблюститель Патриаршего престола — некогда давал интервью для студенческой газеты «Татьянин день». Сегодня мы публикуем его вновь, чтобы помочь нашим читателям поближе познакомиться с Преосвященнейшим владыкой Кириллом, на плечи которого возлегло нелегкое бремя предстоятельствовать в Церкви до времени избрания следующего Патриарха Московского и всея Руси. Владислав Томачинский Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — нынешний Местоблюститель Патриаршего престола —  некогда давал интервью для студенческой газеты «Татьянин день». Сегодня мы публикуем его вновь, чтобы помочь нашим читателям поближе познакомиться с Преосвященнейшим владыкой Кириллом, на плечи которого возлегло нелегкое бремя предстоятельствовать в Церкви до времени избрания следующего Патриарха Московского и всея Руси. «Человек же, как известно, наилучше познается в мелочах». Н.С. Лесков Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви, один из самых ярких деятелей современной церковной истории. Владыка дал специальное интервью газете «Татьянин День». Митрополит Кирилл: «Поле может принести хороший урожай, только если оно обработано по полной программе» — Владыка, для современного студента архиерей воспринимается в лучшем случае через призму чеховского рассказа, в худшем — ассоциируется с прошлыми коммунистическими вождями или с теперешними политическими лидерами, которые стоят на трибуне и о чем-то там вещают. А нам, вслед за Лесковым, хотелось бы начать с некоторых мелочей архиерейской жизни. Из чего складывается быт архиерея? — Мой или архиерея вообще? — Ваш. — Моя проблема заключается в том, что я совмещаю архиерейское служение с должностью председателя Отдела внешних церковных связей. Отдел сегодня несет ответственность за связи нашей Церкви со внешним миром: правительство, парламент, партии, общественные движения, творческие союзы, профсоюзы, различные национальные движения и, наконец, средства массовой информации. Кроме того, это вся заграница: отношения с правительствами, парламентами, международными организациями, церковно-государственные связи. Более чем в 30 странах созданы «посольства» или приходы епархии. Поэтому работа моя осложняется необходимостью частых выездов за границу. И надо все это совмещать с управлением епархией, которая находится в двух областях — Смоленской и Калининградской.

http://pravmir.ru/melochi-mitropolichej-...

Но зная неумолимое и непоколебимое упорство Никона, что он надмился до высшей точки гордости, он допустил ему на время уйти в надежде исцелить впоследствии преждевременную скорбь Никона. После этого посылалось не мало посольств, посредников, просьб, писем, но все ни к чему; единственный результат был тот, что он стал возноситься перед ними и, обращаясь с ними все более и более гордо сражаясь и неистовствуя против них, он вознес высоко свою выю, подобно горячей и неукротимой лошади, заявляя, что он не хотел Патриаршества, в то время как в действительности он алкал его подобно оленю». Вот, источник, откуда явилось мнение о неимоверной гордости Никона, мнение, которое призвано было у Соловьева, а вслед за ним у Каптерева, освещать и самый уход Никона и все позднейшие переговоры его с царем, которые мы цитировали, при чем основой всей последующей деятельности Никона от 1658 г. до его осуждения являлось будто бы намерение его захватить опять патриарший престол. Для Соловьева явилось загадкой первоначальное заявление Никона послам царя о готовности допустить другого Патриарха и его благословение Митрополиту Питириму на местоблюстительство, и затем последующия заявления в апреле и мае 1659 г. о том, что благодать Святого Духа с ним, с Никоном, что он от Патриаршества не отрекался и только не называет себя больше Патриархом Московским. Соловьев полагает, что Никон увидел, что ему возврата в Патриархи нет, и в нем поднялись де искушения власти и роскоши, к которым он де привык и потому он стал придумывать свои права и отрицать факт своего отречения от Патриаршества. Причем сам Соловьев доверяет показанию Митрополита Питирима и исходит из того факта, что Никон сказал на себя проклятие, если помыслит быть Патриархом. Мы же не видим никакого противоречия между словами Никона в июле 1658 г. князю Трубецкому о готовности допустить другого Патриарха и о благословении на местоблюстительство Митрополиту Питириму с одной стороны, и его заявлением в апреле 1659 г. Прокофию Елеазарову и дъяку Алмазу Иванову о порицании им Митрополита Питирима за действо в неделю Ваий и напоминанием о том, что он Патриарх, с другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Православной Церковью перед лицом антицерковных и антихристианских настроений в обществе 20 января 2013 г. 20:24 В январе 2013 года в Московскую Патриархию поступило письмо Наместника-председателя Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла, в котором выражается поддержка Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкрепленные достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить ее ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Видный болгарский иерарх сообщает, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершенные в храмах российской столицы, — в Храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе , — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершенные в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесенные повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению святых отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам».

http://patriarchia.ru/db/text/2738357.ht...

Две тысячи воспитанников воскресных школ и интернатов посетили Рождественскую елку в Колонном зале Дома Союзов, посвященную памяти Святейшего Патриарха Алексия 11 января 2009 г. 10:09 10 января 2008 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов прошел детский Рождественский праздник, посвященный памяти почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Представление «Стремясь к Божественному свету» увидели две тысячи воспитанников воскресных школ, детей-сирот и инвалидов. Праздник организован при участии Славянского фонда России, департамента культуры города Москвы, комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, московского Института социально-культурных программ. Праздник посетил Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , который отвечая на вопросы представителей СМИ, в частности, сказал: «Дай Бог, чтобы эти праздничные мероприятия оставляли добрый и светлый след в детских душах. Я думаю, что надо делать все для того, чтобы заложенное в Евангелии нравственное начало, не всегда понятное светским людям, становилось понятным в первую очередь нашим детям и молодежи. Чистые детские души способны воспринять эти высокие нравственные истины на всю жизнь». По мнению митрополита Кирилла, важно чтобы воспитание формировало внутренне целостную личность. «Потому что только такой человек способен в новых наисложнейших условиях бытия человеческой цивилизации сохранить самого себя, сохранить те ценности, которые имеют огромное непреходящее значение как для своего народа, так, может быть, и для всего мира», — отметил митрополит Кирилл. Затем он ознакомился с сувенирными мастерскими, где пришедшие на праздник дети могли своими руками сделать Рождественские открытки, расписать деревянные игрушки. Детей встречали сказочные персонажи. В фойе гостей ждали веселые игры, викторины и конкурсы. Каждый желающий мог написать свое послание в «Книгу мира»; на первой странице этой книги было помещено приветствие почившего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В своей записи в книге Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в частности, сказал: «Мир начинается с сердца человека. Мир в сердце — это мир внутри личности, мир в семье, мир на работе, мир в обществе, мир между народами. Мир же в сердце — это дар Божий, который подается в ответ на нашу веру».

http://patriarchia.ru/db/text/523453.htm...

Если мы теперь приложим сделанное нами замечание собственно к истории нашей Церкви, то, кажется, не потребуют от нас доказательств на то, что все время ее существования от самого начала ее и до времени патриаршества мы назовем одним обширным периодом развития духа ее в обрядах. Где там доказательства развития учения? Где памятники достойного образования духовного? Что у нас собственного? Извлекли ли мы, по крайней мере, полезное и нужнейшее из указанных нам источников? Нет, почти что ничего такого еще не видим. Не усомнимся же одной же сею категорией означить и времена патриаршества: высокий сан патриаршества со всей особенностью его священнослужения не есть ли сам как бы дополнение благолепия храма, коего предстоятелем были прежде только митрополиты? Никакого иного преобразования в Церкви российской с патриархией не вошло. Не над тем же ли только трудились все патриархи, чтобы довершить, утвердить, сделать единообразный состав внешнего благолепия церковного в обрядах, в книгах, поддержать уже разрушающуюся буйным своеволием внешность церковного домостроительства. Мы должны исключить отсюда только Иова и Гермогена: это были люди, на особенное дело призванные. Филарет, доколе был митрополитом, был муж государственный; совершив сие служение, когда стал на престол патриарший, обратился к устроению внешности богослужения («Др. Вивл.» VI. стр. 162). Не он ли же возобновил старание об издании и исправлении книг для церковного богослужения? Не то ли же самое продолжали и последние патриархи? Не к сему ли времени относится большая часть торжественных церемоний нашей Церкви? Чин шествия патриарха на осляти при поставлении на престол патриарший, чин погребения патриарха, чин действия в неделю Ваий, чин малого елеосвящения и умовения ног в Великий четверг, чин омовения мощей в Великий пяток, чин пещного действия – не суть ли до наших времен драгоценные отрывки той светлой одежды, которой хотели одеть нашу церковную внешность патриархи? А для учения что сделано? Почти ничего решительно не сделал в пользу его и Никон; а более было некому на этом поприще и трудиться. Только внутренние волнения, давно уже продолжающиеся, касательно некоторых обрядов священнодействия, некоторых слов в книгах церковных, давали чувствовать нужду в близости перехода Церкви к развитию другого элемента религии; прелагали, углаждали путь с юга ученым святителям для просвещения севера. Только к концу правления патриархов или еще во время правления местоблюстителя начинаются разводиться училища, умножаться имена, сияющие собственным, незаимствованным светом и в сфере образования и на кафедрах епархий российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава 13. Петр, митрополит Крутицкий Митрополит Петр, в миру – Петр Федорович Полянский, родился в Воронежской губернии в 1863 г. Среднее образование получил в Воронежской семинарии, а высшее – в Московской духовной академии, которую окончил в 1892 г. со званием кандидата богословия, магистранта, и был оставлен при ней в должности помощника инспектора. Вскоре он написал диссертацию на тему «О пастырских посланиях», за которую ему была присуждена степень магистра богословия. Из Московской академии он был назначен смотрителем Жировичского духовного училища (Гродненской губ.), а затем был приглашен на должность делопроизводителя Учебного комитета при Святейшем Синоде и через год назначен сверхштатным, а немного спустя, – штатным членом Учебного комитета. В последней должности он пробыл до революции, исполняя обязанности ревизора духовно-учебных заведений. Разъезжая по служебным обязанностям буквально по всей России, включая Кавказ и Сибирь, П.Ф. имел обширное знакомство в кругах высшего духовенства и профессуры. Обладая от природы общительным характером, при несомненной умственной одаренности, П.Ф. пользовался огромным уважением среди своих обширных знакомых. А благодаря твердости своего характера, соединенной с врожденной тактичностью, П.Ф. оказывал большое влияние на духовно-учебное и воспитательное дело в России. После революции П.Ф. работал в составе Всероссийского поместного Собора в 1917–1918 гг. Избранный Собором патриарх Тихон привлек П.Ф. в качестве одного из ближайших своих сотрудников. В 1920 г. патриарх Тихон постриг П.Ф. в монашество и 25 апреля рукоположил его в сан епископа с назначением на должность патриаршего викария, впоследствии возведши его в сан митрополита Крутицкого. По завещанию покойного патриарха Тихона, митрополит Петр Крутицкий значился в числе трех иерархо-долженствующих в порядке определенной преемствености быть местоблюстителями патриаршего престола. Обстоятельства сложились таким образом, что никто из первых двух митрополитов не имел фактической возможности исполнять обязанности местоблюстителя патриаршего престола и только митрополит Петр Крутицкий, третий кандидат, указанный патриархом Тихоном, вступил на эту высокую ответственную должность. Этот момент характеризовался, с одной стороны, провалом последних надежд на создание патриаршего «легального Управления, о котором хлопотал покойный, а с другой стороны, все растущей активностью обновленцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Местоблюститель Болгарского Патриаршего Престола выразил солидарность с Русской Церковью перед лицом антицерковных настроений в обществе Москва, 21 января 2013 года Наместник-председатель Священного Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл выразил поддержку Русской Православной Церкви в связи с тревожными тенденциями, наметившимися в антиклерикально настроенных слоях общества в странах Московского Патриархата. Как сообщает служба коммуникации ОВЦС , в недавно полученном письме митрополит Кирилл с сожалением констатирует, что антихристианские и антицерковные настроения «умышленно разжигаются противными Святому Православию средствами массовой информации» и представляют собой «шумную и сознательную кампанию, осуществляемую исповедующими либеральные ценности журналистами, которые не только высказывают свои антицерковные убеждения, но и негативно освещают события церковной жизни, используя пристрастные и недостоверные представления, не подкреплённые достаточными фактическими основаниями, с целью нанести урон авторитету и престижу Русской Православной Церкви, умалить её ведущую душеспасительную, духовно-нравственную и национальную роль в российском обществе». Митрополит Кирилл подчеркнул, что возглавляемый им Священный Синод «в крайней степени осуждает порочные деяния кощунства и осквернения, совершённые в храмах российской столицы, — в храме Христа Спасителя и Богоявленском Патриаршем соборе, — как и неоднократные случаи безбожного вандализма, совершённые в кафедральных соборах, храмах и часовнях в епархиях Русской Православной Церкви». «Нанесённые повреждения святым иконам, храмовым святыням и священной церковной утвари, — отмечается в письме, — как и бесчинства во время святых богослужений крайне предосудительны и подлежат строгому наказанию согласно каноническому праву и учению Святых Отцов». Особое внимание в послании Местоблюстителя уделяется неоднократно имевшим место актам разрушения крестов. «Уничтожение воздвигнутых для поклонения крестов — есть акт сатанизма, который, с церковной точки зрения, следовало бы осуждать, а с гражданской, как хулиганство, — преследовать соответствующими органами сообразно гражданским законам». Священный Синод Болгарской Православной Церкви выражает также сочувствие Русской Православной Церкви в связи с участившимися нападками на её клириков. «Переносимые клириками Святой Православной Церкви в пределах Московской Патриархии и их близкими насилия и угрозы, с православно-богословской точки зрения есть подвиг, достойный страдальческого венца и морального преклонения, — отмечается в поступившем послании. — Требуется не только сострадание к этим людям, но и солидарная поддержка, защита Святой Церкви, которой они посвятили жизнь и служение, и содействие правоохранительных органов». 21 января 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58878.html

Это письмо – свидетельство того, что Митрополит Сергий уже в 1926 году понял всю тщетность попыток управлять зарубежными приходами Российской Православной Церкви из Москвы, находящейся под пристальным контролем ОГПУ. Сам Митрополит испытал ужасы советской тюрьмы. Митрополит Сергий (Воскресенский), близкий сотрудник Митрополита Сергия, трагически погибший в Прибалтике от рук партизан в 1944 году, рассказывал, что в тюрьме Митрополиту пригрозили расстрелом сестры, а также многих арестованных епископов. 2 апреля 1927 года Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия освободили из тюрьмы, а через несколько дней и епископа Павлина. 18 мая Митрополит Сергий провел совещание епископов и сформировал состав Священного Синода. А через несколько дней получил справку из ОГПУ о разрешении деятельности Священного Синода. Для большинства верующих стало понятно, что во время заключения между Митрополитом Сергием и органами ОГПУ было достигнуто некое соглашение. В конце мая последовал указ Митрополита Сергия по епархиям, который предписывал епископам подать в местные органы власти заявления с просьбой о регистрации. 1.5. Послание (Декларация) об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти Прежде опубликования Декларации Митрополит Сергий обратился 1 июня 1926 года в НКВД с ходатайством о регистрации (легализации) Православной Российской Патриаршей Церкви (см. Приложение 9): «Между тем иерархия нашей Православной Церкви (так называемой Тихоновской, т. е. Патриаршеской) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего, запрещенного законами республики». Замечателен текст этого Ходатайства. В условиях полной организационной разрухи Русской Православной Церкви Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола просит разрешить собираться епископам вместе для решения насущных вопросов (соборность), просит разрешения на публикацию и внешнее свидетельство через печатные органы и просит разрешения организовать духовное образование. Следовательно, публичное свидетельство и духовное образование являются столь же важными особенностями Православной Церкви, как и ее целостность и соборность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В заключение необходимо прибавить, что Антиохийский патриарх, пользуясь ipso jure отмеченными многочисленными правами и прономиями, разделяет некоторые из них с подчиненными ему митрополитами, а также с священным синодом, патриаршим и смешанным советом и, в силу такой совместной деятельности, получает и фактическую возможность представительствовать от имени всей Антиохийской церкви и ее паствы. IV. Порядок избрания Антиохийского патриарха В виду высокого назначения Антиохийского патриарха, существует особый порядок его избрания на престол, подробно изложенный в новом «Уставе православного Антиохийского патриархата» который был переработан после кончины патриарха Мелетия. Когда Антиохийский патриарший престол окажется вакантным, вследствие смерти пли низложения патриарха, немедленно избирается местоблюститель престола. Находящийся в Дамаске епитроп или наместник бывшего патриарха по телеграфу предлагает всем правящим митрополитам Антиохийской церкви и патриаршему наместнику в Антиохии в течение десяти дней со времени приглашения указать одного из местных иерархов в качестве кандидата на пост местоблюстителя. С таким же предложением наместник обращается и к священникам города Дамаска, а также к членам светской комиссии при патриархии, или димогеронтии, которые в особых своих заседаниях и намечают одного из иерархов Антиохийской церкви кандидатом местоблюстительства и имя его письменно сообщают патриаршему епитропу. На одиннадцатый день после приглашения в патриархии, под председательством патриаршего епитропа, устраивается заседание для избрания местоблюстителя, в присутствии находящихся в Дамаске митрополитов Антиохийской церкви. На этом заседании каждый из присутствующих иерархов письменно указывает угодного ему кандидата местоблюстительства, а также вскрываются бюллетени, присланные епархиальными архиереями, антиохийским патриаршим наместником, священниками Дамаска и светскою комиссией при патриархии. Тот из иерархов Антиохийской церкви, который получил большинство голосов на этом избирательном собрании, объявляется местоблюстителем престола. В случае же равенства голосов, поданных в пользу двух кандидатов, вопрос решается жребием, и на кого падет избирательный жребий, тот и провозглашается местоблюстителем. Но «Уставом» Антиохийской церкви безусловно требуется, чтобы местоблюститель патриаршего престола избирался обязательно из среды местных туземных иерархов, в отличие от прежней практики, допускавшей к этому избранию иерархов из других восточных патриархатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Русское посольство в Константинополе вовремя разведало о затее патриарха и разметало фанариотскую паутину. Кончилось дело тем, что в Иерусалим было послано повеление избрать патриарха из числа Иерусалимского братства. Что было бы вообще с Восточной церковью, если бы она осталась без присмотра со стороны России, являющейся предусмотрительным пестуном для нее?    Со времен рассказанного события выбор новых патриархов для Иерусалима происходит уже здесь и совершается местным синодом. Как происходит здесь иногда выбор патриарха, с этим может достаточно познакомить история выбора нового патриарха на место вышедшего в отставку патриарха Никодима в 1890 г. Вот эта история. По отречении Никодима нужно было избрать патриаршего местоблюстителя, который делался временным председателем синода Для этой цели был собран синод, на котором большинством голосов был избран в местоблюстители Епифаний, архиепископ Иорданский. Но это избрание не понравилось так называемому наместнику патриаршего престола, митрополиту Петры Аравийской, престарелому Никифору, члену синода. Пользуясь своим положением наместника, он на другой же день опять созвал синод, в котором присутствовали лишь члены, благорасположенные к Никифору. Теперь местоблюстителем был выбран сам Никифор, чего ему и хотелось. На этом, однако же, он не успокоился. Ему захотелось пробраться в патриархи, о чем он очень откровенно заявил на заседании синода, сказав, что его заветное желание такое — умереть патриархом или местоблюстителем. Но шансы его на выбор в патриархи оказывались очень ничтожными. Поэтому он стал прибегать к разным незаконным мерам для приведения своего заветного желания в исполнение. Например, одного члена собрания (как ненадежного в данном случае) он отстранил и ввел совершенно незаконно трех архимандритов, расположенных к нему, в число членов синода. Эти действия престарелого Никифора были опротестованы оппозиционной ему партией синода, которая осмелилась назвать синод Никифора псевдо-синодом и даже разбойничьим собором. Свой протест оппозиция довела до сведения Порты, которая признала указанные действия местоблюстителя противозаконными и отменила их. Наконец, после долгого промедления наступил день выборов. Но увы, избран был не Никифор, а Антиохийский патриарх Герасим. Разумеется, Никифор и его клевреты не хотели примириться с таким исходом дела. Они послали донос на Герасима к турецкому правительству в Константинополе. А в этом доносе между прочим обвиняли его в дружбе к России (назидательный факт для тех, кто воображает, что греки хоть скольконибудь любят единоверную и щедродательную Россию! К тому же нужно прибавить, что обвинение это было клеветой). Но хлопоты партии Никифора пропали даром. Султан утвердил Герасима патриархом Иерусалимским. — В настоящее время (с 1897 г.) патриархом Иерусалима состоит Дамиан, бывший архиепископ Филадельфийский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010