Новости Состоялась предновогодняя встреча Патриаршего местоблюстителя с журналистами 29.12.2008 14:22 Москва, 29 декабря, Благовест-инфо. Предновогодняя встреча Патриаршего местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялась сегодня в Москве. Встреча, на которой присутствовало одиннадцать представителей СМИ, прошла в патриаршей резиденции в Чистом переулке. Среди участников встречи – корреспонденты «Радио России», радиостанций «Голос России», «Мир», «Русская служба новостей», радио Белграда, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», агентств «Интерфакс» и «Благовест-инфо». Приветствуя корреспондентов радио и информационных агентств, митрополит Кирилл в шутку назвал встречу «синодом журналистов», поскольку она проходила в зале заседаний Священного синода РПЦ. Патриарший местоблюститель рассказал каждому присутствующему, на месте какого из членов синода он сидит. Затем местоблюститель Патриаршего престола зачитал свое рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Особое место в послании уделено недавно почившему Патриарху Алексию II. «Он, подобно евангельскому доброму пастырю, полагал жизнь свою за овец, врученных его попечению Пастыреначальником Христом, -- говорится в послании. – Несомненная заслуга почившего (…) – это сохранение богозаповеданного единства Церкви, которое не смогли поколебать никакие попытки внести в церковную жизнь расколы и разделения». Важное место в послании митрополита Кирилла занимает и тема подготовки к Поместному собору, на котором будет избран новый Патриарх: «Готовясь ко грядущему собору, будем помнить, что только любовь созидает настоящую соборность. (…) Только в том случае, если мы не оставим в наших душах места вражде, зависти, соперничеству, но откроем свои сердца любви и единению, в нашей жизни будет действовать Божественная благодать». В заключение встречи Патриарший местоблюститель ответил на вопросы журналистов . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Нижеподписавшийся с 14 декабря 1925 года исправляет должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола, т.е. временно стоит во главе иерархии Русской Православной Церкви или Московского Патриархата, пределы которого совпадают с территорией СССР. Должность эта возлагает на меня высшее духовное руководство религиозным обществом, члены которого насчитываются миллионами. Руководство же предполагает постоянное сношение во всесоюзном масштабе. При всем уклонении моем от всяких административных функций деятельность моя требует известных форм и известных вспомогательных органов, существование которых невозможно без законной регистрации. Между тем иерархия нашей Православной Церкви (т. н. «Тихоновской», т. е. Патриаршей) до сих пор не имеет регистрации. Это не может не сопровождаться многими практическими неудобствами, придавая всей нашей деятельности характер какой-то нелегальности, хотя мы и не совершаем ничего запрещенного законами республики. Все эти соображения, а также и то, что исправление мною должности грозит затянуться на неопределенное время, побуждают меня просить о регистрации иерархии Православной Русской Патриаршей Церкви, или т.н. староцерковников (в отличие от обновленцев, самосвятов и др.) и тем дать нам возможность совершенно легально и открыто осуществлять возлагаемые на нас правилами нашей веры обязанности духовного руководства нашей паствы, т.е. тем, кто добровольно признает нас своими руководителями. В частности прошу: 1. Зарегистрировать меня, Сергия, митрополита Нижегородского (гр. Страгородского) в качестве временно исправляющего должность Местоблюстителя Московского Патриаршего Престола (подписываюсь «за Патриаршего Местоблюстителя») и при мне «Канцелярия Московской Патриархии» в составе заведующего и секретарей (от 2 до 4), а также переписчиков в нужном количестве, с правом иметь бланки и печать. Местопребывание мое и Канцелярии в Н.Новгороде временно с тем, чтобы по мере надобности Канцелярия могла переместиться в Москву. Личный состав Канцелярии будет представлен по получении общего разрешения, дополнительно.

http://fond.ru/kalendar/954/petr/

Митрополит Эммануил заявил, что требуется устранить уставное препятствие перед тем, как вновь рассматривать изначально выдвинутых кандидатов (один делегат предложил это сделать путем голосования за особое расширение положений Устава) или же подыскать новых кандидатов, выполняющих все условия. Было заслушано множество выступлений, содержание которых будет приведено в полном отчете. Выступавшие неоднократно выражали сожаление по поводу того, что Чрезвычайное общее собрание, изначально назначенное на 29 и 30 марта, было превращено в «Епархиальное собрание без уставного значения». Подавляющее большинство делегатов — как клирики, так и миряне — высказывали оговорки по поводу принятия предложения Патриарха в полном размере. Часть членов Совета Архиепископии высказалась за патриаршее предложение. В свою очередь, местоблюститель митрополит Эммануил призвал делегатов не отклонять все пункты патриаршего предложения и тем самым проявить должное почтение к заботе, выраженной в патриаршем предложении касательно Архиепископии. В ходе обсуждения, протопресвитер Иоанн Гейт, помощник председателя Совета Архиепископии, подчеркнул, что, как некоторые кандидатуры должны быть отведены по чисто уставным причинам (без принятия во внимание духовной стороны вопроса), так и отдельные пункты патриаршего предложения должны рассматриваться с уставной и канонической точки зрения. На вопрос, что следует одобрить в патриаршем предложении, а что можно, наоборот, отклонить, местоблюститель митрополит Эммануил заявил, что избрание викарного епископа и пересмотр Устава являются пунктами необязательными. С другой стороны, по его словам, поскольку полномочия местоблюстителя Архиепископии не могут превышать срок в четыре месяца (то есть его полномочия истекают 15 мая 2013 года), первый пункт патриаршего предложения должен быть встречен с пониманием и принят. Местоблюститель митрополит Эммануил неоднократно заверял присутствующих в намерении патриархата поддерживать и в дальнейшем существование и специфический характер Экзархата: нет речи, сказал он, о расчленении Архиепископии и ее слиянии с митрополичьими епархиями (греческими православными митрополиями) Вселенского Патриархата в Западной Европе. Было также уточнено, что Патриарх не предлагает назначить временного Экзарха в качестве правящего Экзарха-Архиепископа для управления Архиепископией, так как богословие и каноническое право Церкви запрещают епископу быть правящим архиереем двух епархий в одно и то же время. В данном случае Митрополит Франции и Экзарх Европы не может быть правящим Архиепископом в Архиепископии, так как Архиепископия в силу Томоса, изданного в 1999 году, является полноправной отдельной епархией Вселенского престола.

http://pravmir.ru/o-situacii-v-arxiepisk...

Архив Пн Патриарший Местоблюститель встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ 2 января 2009 г. 22:17 2 января 2009 года Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил Санкт-Петербургские Духовные школы. У входа в здание Патриаршего Местоблюстителя встречали ректор СПбДАиС епископ Гатчинский Амвросий , преподаватели и студенты академии и семинарии, воспитанницы Регентского отделения. В храме академии владыка Кирилл обратился к учащимся со словом назидания. Отметив, что в этих стенах он провел лучшие годы своей жизни, иерарх сказал: «Куда бы Господь меня затем ни посылал, я вспоминал Санкт-Петербургские Духовные школы». «Мы жили в трудное время, которое отличалось особыми по сложности отношениями Церкви и государства. Позже этот период назвали временем застоя. Но в нашей Духовной академии не было никакого застоя, здесь бурлила жизнь, здесь рождались новые подходы, в том числе в изучении богословия. Часто мы спорили, отстаивали разные точки зрения, но это была благодатная и творческая дискуссия. И в результате нашу духовную школу многие отметили как, наверное, лучшую богословскую школу в православном мире», — подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Патриарший Местоблюститель выразил надежду, что великие традиции Санкт-Петербургской Духовной академии, получившие свое осуществление в веке двадцатом, еще будут воплощены в новых условиях исторического бытия Церкви. «Сегодня есть все для того, чтобы развивалась богословская мысль, чтобы юношество наше получало не только хорошее богословское, но и духовное образование. Исходя из своего опыта, скажу: нужно, конечно, владеть методом богословского исследования, нужно уметь писать богословские тексты, но самое главное — научиться сопрягать богословие с жизнью. Если это происходит, то смысл богословия становится очевидным, тогда богословие становится духовным и интеллектуальным оружием». Как отметил митрополит Кирилл, в свое время выдающийся богослов и архипастырь, кандидат на Патриарший Престол Высокопреосвященнейший митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) мечтал о том, чтобы на место, как он говорил, прогнившей российской либеральной интеллигенции пришла интеллигенция духовная: «Он мечтал о том, чтобы место тех, кто разрушал сознание нашего народа, займут созидатели интеллектуальной его жизни. Митрополит Антоний готовил так называемое ученое монашество, и многое из задуманного ему удалось сделать, но это стройное течение жизни было прервано катастрофой революции и гражданской войны».

http://patriarchia.ru/db/text/519962.htm...

В ходе встречи со студентами Сретенской духовной семинарии в Москве митрополит Кирилл подчеркнул: " Мы с вами должны стать богословами, способными отражать в нашем богословском мышлении то, что происходит в мире " Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл Москва. 30 декабря 2008 Патриарший Местоблюститель призвал говорить о Христе с людьми самого разного богословского и образовательного уровня. Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Кирилл считает, что Церкви необходима интеллигенция, которая могла бы нести свидетельство о вере образованным людям. " Простые люди все сердцем понимают, хотя и им нужно разумное научение, а вот люди мыслящие, критически воспринимающие чужое мнение, пропускающие каждое слово проповеди через свое собственное понимание, нуждаются в мощном духовном и интеллектуальном импульсе " , – сказал митрополит Кирилл в ходе встречи со студентами Сретенской духовной семинарии в Москве 28 декабря 2008 года. По его словам, " сухие богословские схемы не способны никого убедить. С людьми нужно говорить языком, который их убеждал бы. И мы обязаны передавать вечное послание Евангелия в таких категориях, мыслях и словах, которые усваивались бы каждым последующим поколением людей " . " Я помню, как-то беседовал со студентами, мы говорили о необходимости изучать языки, в том числе иностранные и классические. Один учащийся встал и совершенно искренне спросил: " Владыка, зачем Вы заставляете нас языки учить? Мы что, с бабками по-английски говорить будем? " В тот момент я понял, что этот семинарист мыслит себя именно в рамках этой задачи – говорить " с бабкой " , – рассказал митрополит. Как подчеркнул архипастырь, " бабушкам того времени, которые были исповедницами веры, ничего не надо было доказывать, они сами могли любого батюшку научить истинной вере на примере своей жизни. В разговорах с этими бабушками вовсе не требовалось никаких интеллектуальных усилий, следовательно, и учиться не нужно было, достаточно было лишь усвоить ход богослужений, уметь совершать службу, сказать проповедь, повторяя дореволюционные образцы " .

http://pravoslavie.ru/28869.html

Митрополит же Пётр, не зная о переписке между митрополитом Сергием и митрополитом Агафангелом, отправил митрополиту Агафангелу письмо от 9(22) мая 1926 г., в котором «для блага Церкви и для устранения раздоров в Ней» предложил ему принять на себя исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Это письмо митрополит Агафангел получил 18(31) мая 1926 г. На следующий день 19 мая (1 июня) он прибыл в Москву и принял там патриаршую канцелярию, о чем и сообщил митрополиту Сергию от 22 мая (4 июня). Естественно было ожидать, что вслед за получением патриаршей канцелярии, митрополит Агафангел, согласно сделанному им распоряжению, примет на себя и обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Но этого не произошло. Митрополит Агафангел вскоре отказался принять на себя обязанности Патриаршего Местоблюстителя. Это было так. Митрополит Пётр от 27 мая (9 июня) снова отправил митрополиту Агафангелу письмо. В этом письме митрополит Пётр, между прочим, подтвердил сделанное им митрополиту Агафангелу предложение о занятии последним должности Патриаршего Местоблюстителя, оговорив при этом: «В случае отказа Вашего Высокопреосвященства от восприятия власти Местоблюстителя или невозможности её осуществления права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя возвращаются снова ко мне, а заместительство – к митрополиту Сергию». Эту оговорку митрополит Пётр подтвердил в своём послании к архипастырям и пастырям и всем верным чадам Российской Православной Церкви от 19 декабря 1926 г. (1 января 1927 г.). Митрополит Агафангел в ответ на письмо митрополита Петра от 25 мая (9 июня) письменно уведомил его от 30 мая (12 июня) 1926 г.: «Письмо Вашего Высокопреосвященства от 27 мая (9 июня) с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренно благодарю за выраженное Вами мне доверие, но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья». Действительность этого письма митрополит Пётр подтвердил в упомянутом выше его послании 19 декабря 1926 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Мы считаем по меньшей мере странным этот вопрос со стороны представителей иностранной печати. Вы не можете не знать, что иностранная печать полна в эти дни самых кровожадных, несправедливых и недостойных христианина нападок на СССР и призывов к враждебным против него действиям. Вопрос . Объясните нам, пожалуйста, какой церковный устав и какие полномочия имеет действующий Синод, о котором вы опять упоминаете, а также от имени какой части Греко-Православной Церкви вы уполномочены действовать и говорить. В середине лета 1927 г. в своём сообщении в советской печати вы выражали надежду, что вы и другие члены действующего Синода получите разрешение созвать церковный совет и основать законно избранный Синод. Был ли этот совет созван, и, если да, каковы были его результаты. Ответ . Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и существующий при нем Синод действуют на основании полномочий, данных покойному Святейшему Патриарху Тихону 1 Поместным Собором Православной Церкви 1917–1918 гг. Мои личные канонические полномочия восприняты мною от законного Местоблюстителя Патриаршего Престола. Синод же существует в соответствии с положением того же Собора. Я возглавляю подавляющее большинство верующей части СССР, примыкающей к Патриаршей Церкви. Что касается созыва Поместного Собора, то подготовка к нему ведётся. Вопрос . Каково ваше отношение к административным мерам, принятым против Православной Церкви, как: 1) запрещение колокольного звона в Москве; 2) упразднение воскресений и других церковных праздников; 3) закрытие церквей, например в Одессе, по постановлению Одесского Совета. Ответ . Вам, иностранцам, вероятно, известно, что в ряде стран давно уже ограничен законом колокольный звон, а в некоторых случаях даже совершенно запрещается. В некоторых местах СССР колокольный звон отменяется по желанию трудящегося населения. Мы не видим в этом решение ничего, что умаляло бы нашу религию. Что касается религиозных праздников, то соввласть, не соблюдая их в государственных и общественных учреждениях, отнюдь не препятствует празднованию их Церковью, и мы, празднуя их в своё время, не можем пожаловаться на отсутствие молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Пока моя бумага обходила архиереев, получена была Ваша телеграмма об отказе от притязаний на местоблюстительство. Вопрос принимал исключительно теоретический интерес, и ускорять его разрешение практической нужды уже не было. Дело остановилось. Но постановление о предании Вас суду до сих пор не отменено, а потому вручать верховные полномочия в Церкви лицу, находящемуся под церковным судом, невозможно. Ввиду всего вышеизложенного я не могу признать Ваших прав на местоблюстительство, ни передать Вам управление Русской Церковью. Оставляя за собою управление, а вместе с ним и ответственность за церковное благочиние, я нахожу себя вынужденным снова просить Ваше Высокопреосвященство отказаться от притязаний на местоблюстительство и вообще на управление Церковью, и принятую Вами 19 мая 1 (июня) Канцелярию Местоблюстителя направить мне по принадлежности. От характера ответа Вашего будет зависеть или ликвидация этого дела, или дальнейшее его движение. В виде показания того, какой взгляд на Ваше начинание имеет наша иерархия, при сем прилагаю копию письма на моё имя Архипастырей Украины и других, к ним присоединившихся. В надежде на скорый и утешительный Ваш ответ, остаюсь с братскою о Христе любовью и совершенным почтением Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою и богомольцем. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. 31 мая (13 июня) 1926 г. Архив составителя Телеграмма митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] 171 Я, по крайне расстроенному здоровью, уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру Крутицкому письмом от 30 мая (12 июня) и доведено до сведения советской власти [Вариант:] Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. В ответ на Ваше письмо от 13 июня [н. ст.] с. г. , полученное мною 17 июня [н. ст.], сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я, по преклонности лет и расстроенному здоровью, уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстительства, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 12 сего июня [н.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«Письмо Вашего Высокопреосвященства от 27 мая (9 июня) с. г. с подтверждением передачи Патриаршего Местоблюстительства нашему смирению я имел честь получить. Искренно благодарю за выраженное Вами мне доверие, но принять на себя обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола не могу, ввиду преклонности лет и крайне расстроенного здоровья. При сем позволю себе рекомендовать Вашей Святыне передать вместо меня Патриаршее Местоблюстительство первоиерархам Кириллу, митрополиту Казанскому или Арсению [Стадницкому], митрополиту Новгородскому. С глубоким уважением и неизменною преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою митрополит Агафангел. 30 мая (12 июня) 1926 г. г. Москва». С подлинным верно: Патриарший Местоблюститель, митрополит Петр» 346 . А через несколько дней, 4(17).06.1926 г., получив «угрожающее» письмо Заместителя, митрополит Агафангел сообщает и ему свое последнее решение по вопросу о своем Местоблюстительстве, о котором им было уже доложено митрополиту Петру вышеприведенным письмом от 30.05(12.06). 1926 г. Заместителю он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. В ответ на Ваше письмо от 30.05.(12 июня) с. г., полученное мною 4(17) июня, сообщаю Вашему Высокопреосвященству, что я по преклонности лет и расстроенному здоровью уже отказался от замещения должности Патриаршего Местоблюстителя, о чем и доложено мною Его Высокопреосвященству Местоблюстителю Патриаршего Престола Петру, митрополиту Крутицкому письмом от 30.05(12 сего июня) и доведено до сведения советской власти письмом от 26.05(8 июня). С искренним уважением и братской о Христе любовью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства покорным слугою Агафангел, митрополит Ярославский. 4(17) июня 1926 г. г. Ярославль» 347 . Таким образом, как пишет зарубежный обозреватель, «30 мая (12 июня) 1926 г. митрополит Агафангел подчинился всеобщим просьбам, отказался от своего Пермского послания. Единственным законным управителем остался митрополит Сергий, с каковым советская власть стала продолжать переговоры о легализации, начатые год назад с митрополитом Петром...» 348

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Словом, как бы там ни было, но в результате долгих и мучительных размышлений он приходит, наконец, к героическому решению: «не зная о переписке между митрополитом Сергием и митрополитом Агафангелом» с санкции Е. А. Тучкова (разумеется!) направляет Ярославскому Архипастырю письмо, в котором «для блага Церкви и устранения раздоров в Ней» 322 , предлагает тому принять на себя исполнение обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола. Местоблюститель писал тогда: «Его Высокопреосвященству,   Высокопреосвященнейшему Агафангелу,   митрополиту Ярославскому. Из донесения на мое имя Его Высокопреосвященства, митрополита Сергия, я узнал, что Ваше Высокопреосвященство вступили в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. С любовью и благожелательностью приветствую это Ваше вступление. По выходе на свободу, если угодно будет Господу Богу, переговорим лично о дальнейшем возглавлении Православной Церкви. О настоящем моем решении благоволите сообщить митрополиту Сергию. С разрешения властей я сообщил своему келейнику Григорию Лихоманову о предоставлении Вашему Высокопреосвященству в моей квартире нижнего этажа, верхние же две комнаты я оставляю за собой 323 . Вашего Высокопреосвященства, милостивого архипастыря и государя покорнейший слуга – Патриарший Местоблюститель митрополит Петр. 9 (22) мая 1926 г. г. Москва. С подлинным верно. Митрополит Агафангел» 324 . Так, в тот момент никем непредвиденно, «разрешился» многоболезненный вопрос о возглавлении Церкви, искусственно запутанный злой волей Тучкова, григорианцев, обновленцев и прочих недругов Церкви, – когда каждый из трех, самостоятельно действующих иерархов, не имеющих никакой связи друг с другом, пытался в меру своего разумения и в зависимости от представлявшихся каждому в отдельности возможностей, найти наиболее достойный и благоприятный выход в этой церковной трагедии. Пребывающему во узах Патриаршему Местоблюстителю в тот момент показалось наиболее целесообразным осуществить именно этот вариант, тем более, что внешние обстоятельства (прежде всего, в лице того же Тучкова), по-видимому, ему благоприятствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010