2) один депутат от православного населения квартала Медан в Дамаске; он избирается на собрании из местных священников и светских представителей общины, под председательством старшего священника и по большинству голосов, и снабжается официальным удостоверением, которое и представляет местоблюстителю патриаршего престола; 3) один представитель от православного населения Антиохии, избранный таким же порядком, какой применяется при выборе депутата от населения Медана. Относительно светских членов того собрания, которому предстоит избирать патриарха, «Устав» предъявляет требование, чтобы они имели не менее тридцати лет от роду, принадлежали к искренним и преданным сынам Антиохийского патриаршего престола, были из числа верноподданных оттоманского правительства, пользовались уважением народа и отличались безукоризненным в нравственном отношении поведением. Таким образом, состав собрания, избирающего Антиохийского патриарха, невелик и ограничивается, применительно к настоящему состоянию Антиохийской церкви, лишь 27-ю лицами, из которых 17 принадлежат к духовным членам собрания (т. е. 14 представителей от всех епархий патриархата, вместе с местоблюстителем, дамасский патриарший епитроп, антиохийский патриарший епитроп и один дамасский священник) и 10-к светским членам 9 . Избирательное собрание, приступая к избранию патриарха, должно руководиться особыми указаниями «Устава» относительно качеств кандидатов патриаршества. В частности, кандидат патриаршества должен быть одним из правящих митрополитов Антиохийской церкви и с успехом управлять вверенною ему епархией 10 . Значит, иерархи других восточных патриархатов исключаются из числа кандидатов антиохийского патриаршества. Затем, избираемый на Антиохийский патриарший престол должен иметь надлежащее образование в богословских и светских науках, отличаться безукоризненною жизнью и быть засвидетельствованным, по своей прежней деятельности, в точном соблюдении догматов и учения православной церкви, быть достаточно способным защищать святую веру и бороться за нее словом и делом, всегда и везде, при всяких обстоятельствах. Наконец, он должен быть оттоманским подданным от третьего поколения со стороны отца, пользоваться доверием турецкого правительства, знать законы и иметь необходимые достоинства для привлечения к себе доверия и уважения народа в исполнении тех обязанностей, которые возлагаются на патриарха высоким бератом султана, и в осуществлении тех прономий, которые издавна пожалованы великими турецкими султанами относительно духовных дел и вообще управления христианским обществом в пределах Антиохийского патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Тематическое разнообразие публикаций Коммерсанта по рассматриваемым нами вопросам составили одиннадцать текстов в декабре 2008 года и четырнадцать материалов в январе - феврале 2009 года. Однако если в декабре основное внимание журналистов было приковано к смерти и похоронам Предстоятеля Русской Православной Церкви, то в конце января - начале февраля - к избранию Патриархом Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его личности и торжествам по случаю интронизации. Помимо этого в декабре в газете можно встретить одну публикацию-прогноз относительно следующего Патриарха Московского и всея Руси, один текст - о персоналиях кандидатов, три сообщения - о процедуре выборов. В январе 2009 года Коммерсант также писал о кандидатах на Московский Патриарший престол (одна публикация - прогнозы, две - персоналии), о процедуре выборов (два текста), об истории учреждения Патриаршества и избрании Предстоятелей Русской Православной Церкви (одна публикация), комментарий о новом Патриархе Московском и всея Руси (одно сообщение). Стараясь не замыкаться только на кончине Патриарха Алексия II, в декабре 2008 года Московский комсомолец разместил шесть публикаций об этом событии и в общей сложности семь информаций о кандидатах в Патриархи. Из них три текста - это прогнозы январских выборов и четыре - обзоры персоналий лиц, претендующих возглавить Московский Патриархат. В преддверии Поместного Собора, в январе 2009 года, на страницах газеты появились две статьи о почившем Предстоятеле Русской Православной Церкви, два материала - о процедуре проведения Поместного Собора, один - об истории выборов Патриархов на Руси. Шесть публикаций в конце января - начале февраля 2009 года повествуют об избранном Патриархе Кирилле и торжествах по случаю его интронизации. В декабре 2008 года Российская газета сконцентрировала внимание на поминальных мероприятиях по Патриарху Алексию II (четырнадцать текстов). Также печатный орган Правительства Российской Федерации знакомил читателей с кандидатами на Московский Патриарший престол (два материала) и процедурой проведения Поместного Собора (четыре сообщения).

http://bogoslov.ru/article/911914

След кончината на Патриарх Алексий на 2 юни 1971 г. на Поместния събор на Руската православна църква местоблюстителят на Патриаршеския престол митрополит Крутицки и Коломненски Пимен (Извеков) бива избран на московския Патриаршески престол. Подготвя се мирна визита на предстоятеля на Руската църква в Константинопол с посещение и на другите Поместни църкви на православния Изток. И все пак на срещата на двамата патриарси – Пимен и Атинагор – не е съдено да се осъществи. На 7 юли 1972 г. Патриарх Атинагор умира. На същия ден Патриарх Пимен изпраща на председателя на Синода на Константинополската църква митрополит Халкидонски Мелитон (Хадзис) телеграма, поднасяйки му своите съболезнования и информирайки го, че за погребението на покойния Патриарх Атинагор в Истанбул ще пристигне делегация на Руската църква в състав: Ленинградският и Новгородски митрополит Никодим, представителят на Московската патриаршия в Световния съвет на църквите в Женева проф. прот. Виталий Боровой, представителят на Руската духовна мисия в Йерусалим протодякон Владимир Назаркин и секретарят на представителството на Московската патриаршия към Световния съвет на църквите Г. Н. Скобей . Телеграми със съболезнования по адрес на митрополит Мелитон изпращат председателят на Комисията на Светия Синод по въпросите на християнското единство и междуцърковните отношения митрополит Ленинградски Никодим и новоназначеният председател на Отдела за външни църковни връзки митрополит Тулски и Бельовски Ювеналий (Поярков) . На 16 юли 1972 г. се извършва изборът на новия предстоятел на Константинополската църква. Патриарх става Имвроският и Тенедоски митрополит Димитрий (Пападопулос). На 29 декември Патриарх Пимен изпраща до новоизбрания 269-ти Архиепископ на Константинопол – Новия Рим и Вселенски Патриарх поздравително послание . Важен компонент на общуването на двете Поместни църкви са контактите на ръководството на ОВЦС със задграничните йерарси на Константинополската патриаршия. През февруари 1971 г. Ленинградският и Новгородски митрополит Никодим посещава Сидни. По време на визитата му се извършват срещи и съвместни богослужения с главата на гръцката православна архиепископия в Австралия архиепископ Австралийски Йезекил (Цукалас). Вече след като напуска поста си на председател на ОВЦС, митрополит Никодим моли Патриарх Атинагор – по-малко от месец преди кончината му – да благослови ответно посещение на архиепископ Йезекил в СССР, което според ленинградския архипастир трябва да послужи за укрепването и разширяването на братските връзки между Константинопол и Москва . Благоприятният отговор на Фенер идва три дни преди смъртта на Патриарх Атинагор и е подписан от Халкидонския митрополит Мелитон (Хадзис). Архиепископ Йезекил обаче така и не идва в СССР, извинявайки се с лошото си здраве и лекарските препоръки.

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/91...

Настала неделя ваий (в марте 1659 г.), в которую, бывало, он совершал в Москве торжественное шествие на осляти. Теперь это шествие совершал, как и следовало, Крутицкий митрополит, местоблюститель патриаршего престола. Никону об этом донесли, и он в том же месяце марте написал к государю: «Как случилось ныне такое невероятное и непристойное деяние, о котором я слышал от многих и в действительности которого удостоверился? Уже некто дерзнул олюбодействовать седалище великого архиерея всея Руси и незаконно действовать деяние св. недели ваий... И я дивлюсь твоему благородию, как ты попустил без священного Собора обесчестить сие священное дело... И отселе, не знаю, достоит ли ему (митрополиту Крутицкому) святительская деяти... Если с твоей воли то было, Бог тебя да простит, а впредь Господа ради воздержись не в свои дела вмешиваться». Выходка Никона была совершенно несправедливая и оскорбительная. И государь для объяснений с ним послал 1 апреля думного дворянина Прокопия Елизарова да думного дьяка Алмаза Иванова. Они по данному им наказу говорили Никону: «В прошлом году, как ты оставил святительский престол своею волею, государь присылал к тебе князя Алексея Трубецкого, и ты объявил, что Московским патриархом никогда не будешь и дела тебе до архиерейского чину никакого нет, а ныне пишешь к государю о действе, совершенном в неделю ваий, называя его прелюбодейством: писать тебе к государю о таких делах, когда ты оставил свою паству, не следовало бы. То действо учинил митрополит с повеления государева по прежним примерам. В прежние годы до патриаршества то действо совершали митрополиты, а в междупатриаршество — Крутицкие митрополиты, потому что они всегда на Москве как бы наместники патриарховы. Да ты же сам, когда приходил к тебе от государя князь Трубецкой, благословил митрополита Крутицкого ведать и править все дела церковные, как прежде бывало во дни междупатриаршества, и вместе благословил избирать на святительский престол нового патриарха, а о себе сказал, что возвратиться на тот престол никогда и не помыслишь».

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Определяются основные кандидаты на престол Иерусалимского Патриарха (версия для печати)/Православие.Ru Определяются основные кандидаты на престол Иерусалимского Патриарха Православие.Ru , 3 августа 2005 г. При первоначальном выдвижении кандидатур на пост Предстоятеля Иерусалимской Церкви наибольшее число голосов получил архиепископ Фаворский Феофил, бывший представитель Иерусалимского Патриарха в Москве. За него проголосовали семь выборщиков, пишет греческая газета Athen News. Феофил, как считают эксперты, пользуется поддержкой американских правящих кругов. Так, издание называет среди его сторонников бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета. Но наиболее внушительным проявлением поддержки стала встреча Фаворского архиепископа с госсекретарем США Кондолизой Райс во время одной из ее недавних поездок по Ближнему Востоку. Греческая газета подчеркивает, что встреча состоялась по просьбе главы американского внешнеполитического ведомства. Однако дружба с США, если и может послужить причиной положительного отношения со стороны Израиля, вряд ли обеспечит Феофилу поддержку Палестинской национальной администрации или добавит популярности среди арабской паствы, полагают наблюдатели. По мнению экспертов в области церковной политики, арабы будут, скорее всего, поддерживать нынешнего секретаря Синода архиепископа Константинского Аристарха, который при выдвижении получил пять голосов выборщиков. Митрополит Востронский Тимофей был выдвинут тремя голосами. Однако впоследствии поддержка этого выпускника Ленинградской духовной академии, который уже был кандидатом в Патриархи на прошлых выборах и после своего поражения впал в опалу от победившего Иринея, может усилиться, особенно за счет архиереев и клириков, претерпевших различные притеснения от низложенного Патриарха. На последнем месте в списке кандидатов числится нынешний местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петрский Корнилий, который также участвовал в прошлых выборах. Окончательный этап выборов, как сообщили мировые информационные агентства, назначен на 15 августа. Список из тринадцати возможных кандидатов был утвержден в прошлом месяце особым советом в составе членов Синода, прочих архиереев, а также представителей белого духовенства. Теперь из него предстоит выбрать троих кандидатов, из числа которых Синод изберет Патриарха.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Претенциите на Константинопол върху цялата диаспора се основават най-вече върху несподеляното от цялата пълнота на Православната Църква разбиране на 28 правило на IV Вселенски събор, което гласи: «Затова само митрополитите на Понтийската, Азийската и Тракийската области, а също и епископите сред другородците от споменатите области биват назначавани от споменатия светейши престол на светейшата Константинополска църква». Въпросното правило се отнася към конкретни региони на Римската империя, където християнството се е разпространило с мисионерските усилия на Константинополската църква. Днес Константинополската църква обаче заявява въз основа на това правило претенции върху цялата православна диаспора, включително върху Северна и Южна Америка, Западна Европа, Азия, Австралия и Океания. Твърди се, че в тези региони уж можела да съществува само юрисдикция на Константинополската църква, а другите Поместни църкви присъствали там незаконно. Нещо повече, ако, например, епископ или клирик на някоя Поместна Църква, служещ в диаспората, пожелае да премине към Константинополската патриаршия, той уж не се нуждае от отпустително писмо, защото по подразбиране вече е бил епископ или клирик на Константинопол, само дето не е съзнавал това . Претенциите на Константинополската патриаршия обхващат и страни, където няма и никога не е имало структури на тази патриаршия и никога не са проповядвали мисионери от Константинополската църква, например Япония и Китай. Появата на Православието в Япония, както се знае, е свързана изключително с подвига на светия равноапостолен Николай Японски и други изтъкнати мисионери на Руската православна църква. През 1970 г. Японската православна църква получи автономия от Московската патриаршия, но Константинопол не само че не призна този акт, но и заяви, че притежава права върху тази територия, поради което през 1971 г. местоблюстителят на Руския патриаршески престол митрополит Пимен (впоследствие Патриарх на Москва и цяла Русия) в писмо до Патриарх Атинагор отбеляза «принципното противоречие между този акт на Светия Синод на Вселенската патриаршия и православното канонично право и практиката на Поместните православни църкви» . При все това през 2004 г. Константинопол присвои на своя Корейски митрополит титлата «екзарх на Япония» въпреки пълната липса на собствено паство в тази страна.

http://mospat.ru/bg/news/90540/

Писмо на Константинополския Патриарх Атинагор до местоблюстителя на патриаршеския престол на Руската православна църква митрополит Крутицки и Коломненски Пимен 583 от 24 юни 1970 г. Интервю на Пруския митрополит Елпидофор (Ламбриниадис), дадено на Атинско-Македонската новинарска агенция, юли 2018 г. Срв. томоса за автокефалия на Сръбската православна църква от 1879 г.: «Отсега тя е канонически самостоятелна, независима и самоуправляема, и неин глава, както и на всички Православни църкви, е Богочовекът Господ и Спасител наш Иисус Христос». Това положение на томоса беше подложено на критика в изявлението на секретариата на Светия Синод на Албанската православна църква от 15 ноември 2022 г. В документа се казва, че томосът за Албанската църква не съдържа тезата, че глава на тази църква е Вселенският престол, а самата тя е наречена от томоса «сестра», докато в томоса за ПЦУ последната е наречена «дъщеря». Видинският митрополит Даниил от Българската православна църква пише по този повод: «Има се предвид не някакво символично главенство на Константинополския патриарх или главенство в смисъл на пръв среди равни. В томоса въпросът за главенството се свързва с изключителните пълномощия на Константинополския предстоятел над цялата Православна Църква… Чрез условията на томоса се прави опит да се даде общоправославна канонична сила на антиканоничните действия на Константинополската патриаршия по украинския въпрос и на заявените от него пълномощия за трансгранична юрисдикция над каноничната територия на Поместните автокефални църкви» (Даниил, митрополит Видинский. За единство Церкви. М.: Познание, 2021. С. 25, 38). «За съжаление, в случая с украинската автокефалия Вселенският патриарх се отказва от своята призната от традицията координираща роля, предполагаща изразяване и реализация на съборните решения на Поместните православни църкви, а затова и отказва да свика Всеправославен събор или събор на предстоятелите. Напротив, той като Папата: 1) действа трансгранично на територията на чужда юрисдикция, която се подчинява на Руската църква, както самият той доскоро признаваше; 2) взема суверенни и независими решения въпреки мнението не само на самата Украинска църква, но и на Поместните православни църкви; 3) твърди, че всички други православни епископи от целия свят са длъжни да приемат неговите решения; 4) смята, че неговите решения не се нуждаят от одобрението на другите църкви и не могат да бъдат оспорени» (из Отвореното писмо на свещеници, монаси и миряни от Еладската църква, публикувано през септември 2019 г.). «Налице е желание на Константинополската патриаршия… да си присвои пълномощия, каквито никога не е притежавал нито един от епископите на Православната Църква. За съжаление това напомня печалните опити на Римския епископ да узурпира властта в Църквата. Всички знаем до какво доведоха те» (Даниил, митрополит Видинский. За единство Церкви. С. 27).

http://mospat.ru/bg/news/90540/

Завершилось пребывание в Сербии делегации Русской Православной Церкви 20 ноября в Белграде состоялось освящение обновленного памятника Российскому императору Николаю II и русским воинам, погибшим на Балканах в период Первой мировой войны, что на Новом кладбище столицы Сербии. Чин освящения совершили Местоблюститель Патриаршего Престола Сербской Православной Церкви митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий и митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Белоруссии, прибывший во главе делегации Русской Православной Церкви на похороны Святейшего Патриарха Сербского Павла. Иерархам сослужили члены делегации в священном сане и клирики города Белграда. На освящении присутствовали посол Российской Федерации в Белграде А.В. Конузин, заместитель председателя Народной скупщины Сербии Р. Обрадович, представители министерств иностранных дел и труда и социальной политики Сербии, наследник сербского королевского престола принц Александр, сербские военачальники, политические деятели, дипломаты посольства Белоруссии в Сербии, российские и сербские бизнесмены. По окончании чина освящения к мемориалу были возложены венки от посольства России, сербского правительства, министерства обороны Сербии. Были исполнены гимны России и Сербии, после чего перед присутствующими выступили митрополиты Амфилохий и Филарет, посол Российской Федерации в Белграде А.В. Конузин, заместитель министра труда и социальной политики Сербии М. Чавалюга. По случаю состоявшегося знаменательного события в российском посольстве в Белграде был устроен торжественный обед от имени посла А.В. Конузина и подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Во время трапезы митрополит Филарет от имени Святейшего Патриарха Кирилла вручил высокие награды Русской Православной Церкви жертвователям, при поддержке которых была осуществлена реставрация памятника. Памятник императору Николаю II и русским воинам, погибшим на Балканах в период Первой мировой войны был сооружен в 1935 году по проекту архитектора Р.Н. Верховского. В основании мемориала находится склеп с останками русских воинов, павших в боях на Салоникском фронте, под Кладово, при обороне Белграда, моряков монитора «Тирасполь», русских солдат, погибших во вражеском плену и скончавшихся в госпиталях от ран. Затем члены делегации Русской Православной Церкви направились в Белградский международный аэропорт имени Николы Теслы, откуда отбыли на родину. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru 24 ноября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32847.html

Определяются основные кандидаты на престол Иерусалимского Патриарха 2 августа 2005 г. 19:27 При первоначальном выдвижении кандидатур на пост Предстоятеля Иерусалимской Церкви наибольшее число голосов получил архиепископ Фаворский Феофил, бывший представитель Иерусалимского Патриарха в Москве. За него проголосовали семь выборщиков, пишет греческая газета Athen News и израильская Haaretz. Феофил, как считают эксперты, пользуется поддержкой американских правящих кругов. Так, издание называет среди его сторонников бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета. Но наиболее внушительным проявлением поддержки стала встреча Фаворского архиепископа с госсекретарем США Кондолизой Райс во время одной из ее недавних поездок по Ближнему Востоку. Греческая газета подчеркивает, что встреча состоялась по просьбе главы американского внешнеполитического ведомства. Однако дружба с США, если и может послужить причиной положительного отношения со стороны Израиля, вряд ли обеспечит Феофилу поддержку Палестинской национальной администрации или добавит популярности среди арабской паствы, полагают наблюдатели. По мнению экспертов в области церковной политики, арабы будут, скорее всего, поддерживать нынешнего секретаря Синода архиепископа Константинского Аристарха, который при выдвижении получил пять голосов выборщиков. Митрополит Востронский Тимофей был выдвинут тремя голосами. Однако впоследствии поддержка этого выпускника Ленинградской духовной академии, который уже был кандидатом в Патриархи на прошлых выборах и после своего поражения впал в опалу от победившего Иринея, может увеличиться, особенно за счет архиереев и клириков, претерпевших различные обиды от низложенного Патриарха. На последнем месте в списке фаворитов числится нынешний местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петрский Корнилий, который также участвовал в прошлых выборах. Окончательный этап выборов, как сообщили мировые информационные агентства, назначен на 15 августа. Список из тринадцати возможных кандидатов был утвержден в прошлом месяце особым советом в составе членов Синода, прочих архиереев, а также представителей белого духовенства. Теперь из него предстоит выбрать троих кандидатов, из числа которых Синод изберет Патриарха. «Интерфакс» /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/31014.html

Израиль по-прежнему признает Иринея I Патриархом Иерусалимским 1 августа 2005 г. 13:22 Израильское правительство проинформировало Иерусалимский Патриархат, что не намерено отказываться от признания Иринея I Патриархом Иерусалимским. Правительство Израиля довело до сведения Священного Синода, что оно не откажется от признания Иринея I до тех пор, пока Синод не прекратит все юридические процедуры по признанию сделки о продаже церковной недвижимости недействительной. Об этом говорится в пресс-релизе Иерусалимского Патриархата от 30 июля. Согласно этому документу, израильское правительство все еще признает Иринея I Патриархом Иерусалимским ввиду его благорасположения к государству Израиль. В пресс-релизе подчеркивается, что Священный Синод, невзирая на давление Израиля, постарается сделать все возможное, чтобы вернуть церковную собственность, проданную израильтянам. Комментируя свою позицию в отношении Патриарха, низложение которого признал весь православный мир, а также Иордания и Палестина, власти Израиля подчеркивают «большие заслуги» бывшего Патриарха перед страной, говорится в пресс-релизе Патриархата, который цитирует агентство WAFA. Между тем выборы нового Предстоятеля Иерусалимской церкви на место низложенного Иринея состоятся в намеченный срок, несмотря на то, что израильское правительство пока не признало состоявшуюся отставку Иринея. Об этом сообщил ранее представитель Иерусалимской церкви, называя 15 августа намеченным днем окончательного избрания Предстоятеля. На Патриарший престол претендуют 13 архиереев и архимандритов Иерусалимской церкви, в том числе нынешний местоблюститель Патриаршего престола митрополит Корнилий и основной конкурент Иринея на прошлых выборах 2001 года митрополит Тимофей. Список кандидатов передан правительствам Иордании, Израиля и Палестинской автономии, однако об утверждении его каким-либо из трех правительств пока не сообщается. По сложившейся традиции, правительства стран, составляющих каноническую территорию Иерусалимского Патриархата, пользуются правом вето в отношении кандидатов на Патриарший престол. Четыре года назад этим правом воспользовался Израиль, вычеркнув из списка несколько имен, в том числе и имя Иринея. Однако затем посредством дипломатических усилий удалось добиться согласия Израиля на его кандидатуру. В настоящее время Израиль остается единственной страной региона, правительство которой продолжает признавать Иринея. «Благовест-инфо» / «Интерфакс» /Патриархия.ru Календарь ← 10 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30530.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010