8. Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов, выраженных в действительных бюллетенях. В случае если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех избранных, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов. 9. Избранные имеют право заявить о самоотводе. В таком случае, список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев. В случае самоотвода всех трех кандидатов проводится повторное голосование. 10. Результаты голосования представляются Поместному Собору, который открывается не позднее, чем на третий день после выдвижения кандидатов на Патриарший престол. 11. Председательствует на Поместном Соборе Местоблюститель Патриаршего престола. 12. Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата на Московский Патриарший престол заявлением не менее чем 1/4 своих членов. Такой архиерей должен отвечать критериям, предусмотренным Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол. Для его включения в число кандидатов на Московский Патриарший престол проводится тайное голосование. Включается в список кандидатов тот архиерей, который набирает не менее трети голосов, выраженных в действительных бюллетенях. 13. Члены Собора тайным голосованием избирают из числа кандидатов Патриарха Московского и всея Руси, согласно следующей процедуре: 1) перед началом голосования председатель счетной комиссии в присутствии членов комиссии проверяет состояние урн для голосования и опечатывает их печатью счетной комиссии; 2) бюллетени для голосования выдает счетная комиссия под роспись, по предъявлении удостоверения члена Собора; бюллетень содержит список выдвинутых на голосование иерархов, с местом для проставления знака напротив каждого имени; бюллетень скрепляется печатью счетной комиссии; счетная комиссия несет ответственность за подсчет выданных бюллетеней;

http://patriarchia.ru/db/text/2777464.ht...

«В самом начале совещаний о делах церкви возникло сильнейшее и раздражительное разногласие между его святейшеством и членами св. синода. После, спустя непродолжительное время, частью успокоительным ходом дел в народном совете, частию при помощи посторонней, время от времени пламень разногласия был потухаем. Но отнюдь нельзя сказать, чтобы причины, произведшие сей печальный раздор, были устранены», – писал архимандрит Петр 124 . Предметами обсуждений и постановлений собрания были – избрание патриарха и архиереев, состав св. синода, сношения св. синода с патриархом и взаимные их обязанности, погашение патриаршего долга и содержание православного духовенства и общественных учреждений 125 . Не смотря на преобладание греческого элемента в церковно-народном собрании, некоторые постановления его могли привести в будущем пользу и славянам, так как вообще клонились к расширению прав народного представительства в церковно-общественных делах, которыми могли воспользоваться и славяне. Притом же, и немногочисленные члены собрания из славян нередко поднимали на его заседаниях голос за своих единоплеменников и имели в этом отношении некоторый успех. Не касаясь всех занятий и постановлений церковно-народного собрания, остановимся только на тех из них, которые или прямо касались славян, или же косвенно могли быть впоследствии благоприятны им. В постановлении об избрании патриарха сказано, что, в случае вакансии патриаршего престола, кроме назначения местоблюстителя, уведомления Порте и митрополитам, «равным образом будут отправлены письма к 28 общинам, т. е. к кесарийской, ефесской, ираклийской, кизической, никомидийской и никейской (от сих двух последних будет один представитель), халкидонской и деркосской (от которых также будет один представитель), салоникской, тырновской, адрианопольский, амасийской, янинской, брусской, пелагонийской, боснийской, критской, требизондской, ларисской, филиппопольской, сересской, смирнской, митиленской, виддинской, варнской, софийской, хиосской, скопийской, писидийской и кастамунской, чтобы их пригласить к назначенному дню по одному представителю, или таковым назначить кого-либо из своих соотечественников, человека безукоризненного и пребывающего в Константинополе» 126 , для участия в избрании нового патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Талицкий сознался во всем и был сожжен на костре. С целью опровержения ходивших в народе слухов о явлении антихриста Стефан некоторое время спустя написал сочинение, вышедшее из печати в 1703 г. под названием «Знамения пришествия антихристова и кончины Участие Стефана в следствии и быстрое признание Талицкого усилили симпатию царя к Яворскому, и 16 декабря 1700 г. Стефан был назначен местоблюстителем патриаршего престола. б) Как уже говорилось, полномочия Стефана в области церковного управления были меньше патриарших. Но даже и здесь он на каждом шагу, и со временем все больше, ощущал вмешательство государственной власти. В его обязанности как местоблюстителя входило попечение о замещении епископских кафедр. За время его местоблюстительства многие кафедры оказались заняты малороссами, во-первых, потому, что Стефан знал, как Петр ценил их ученость, а во-вторых, потому, что и самому ему по собственному опыту была известна разница между великорусскими и малороссийскими Петр назначил Стефана также протектором московской Славяно-греко-латинской Академии, где тот ввел в число предметов латынь, а к преподаванию привлек ученых из Киева. Среди них был и ставший впоследствии архиепископом Феофилакт Лопатинский, который получил пост префекта (1706–1722) и принадлежал к самым искренним почитателям и приверженцам Стефана. Указы от 16 декабря 1700 г. об упразднении патриаршего управления и о восстановлении Монастырского приказа (24 января 1701 г.) сузили поле деятельности Стефана и в Рязанской епархии, и в бывшей Патриаршей области, которая была подчинена ему как местоблюстителю. Это было тем более ощутимым, что возглавивший Монастырский приказ боярин И. А. Мусин-Пушкин часто вмешивался в дела духовного управления, подлежавшие власти местоблюстителя. Сам Петр мало заботился о соблюдении установленного им разграничения полномочий, издавая через Монастырский приказ от своего имени указы об исповеди, посещении церкви по праздничным дням, обучении детей духовными лицами, учете не являющихся к исповеди, и о рукоположениях во архиереи при замещении Зависимость местоблюстителя от государственной власти сделалась особенно заметной после учреждения Сената как верховного правительствующего органа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439968/

С таким предложением к нему обратился Тучков, к тому времени переведенный по службе в Свердловск и назначенный полпредом ОГПУ по Уралу. Некоторые другие церковные деятели считали для себя принятие обязанностей осведомителя допустимым, тем более что сотрудничество с органами, как казалось, можно было и имитировать. Митрополит Петр, однако, совмещение служения Церкви и госбезопасности посчитал невозможным. От предложения Тучкова он отказался, предпочтя новые тюремные муки. В письме Менжинскому он так объяснил свой отказ: «Расстроенное здоровье и преклонный возраст не позволили бы мне со всею серьезностью и чуткостью отнестись к роли осведомителя, взяться за которую предлагал тов. Е. А. Тучков. Нечего и говорить, что подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же несходны моей натуре» . Как видно, «натуры» у иерархов Русской Церкви были разные, как и представления о том, что совместимо со званием православного архиерея, а что – нет. В результате вся оставшаяся жизнь митрополита Петра прошла в одиночных камерах, и даже присужденный ему концлагерь стал казаться облегчением участи. Где-то между февралем 1934 г. и июлем 1936-го митрополит Петр был переведен из Внутреннего изолятора ПП ОГПУ по Уралу в Свердловске в Верхнеуральский политизолятор – тюрьму для содержания особо опасных с точки зрения власти политических заключенных. Там в августе 1937 г. Патриаршего Местоблюстителя застиг «Большой террор», начальство политизолятора приступило к ускоренной фабрикации расстрельных дел. Не миновала эта участь и митрополита Петра. Помощником начальника тюрьмы был подан рапорт временно исполняющему должность начальника тюрьмы, в котором сообщалось, что «о настроении заключ[енного] (митрополита Петра): «Он… рассказал мне, что он до сего дня считает себя местоблюстителем патриаршего престола, что он за это-то и сидит, т. к. категорически отказался от предложения ОГПУ снять с себя этот сан в пользу “разных проходимцев, отлученных мною же от церкви” – так сформулировал он причины своего отказа.

http://bogoslov.ru/article/4456170

Этот комментарий вызвал в патриархии разногласия, побудившие святейшего Иоакима принести 30 марта 1884 г. второе и окончательное отречение от престола. Был избран местоблюститель патриаршего престола (Ефесский митрополит Агафангел), который вместе с священным синодом и народным советом продолжал настаивать пред Портой на восстановлении древних прономий Церкви во всей их полноте. Наконец, в патриархию было прислано (8 мая) тескере, в котором было сказано, что вопрос о суде над клириками «необходимо согласовать с общими законами государства, но с соблюдением должного уважения к достоинству священного клира». На этой формуле патриархия и правительство и примирились 364 . В патриаршество Иоакима IV (1884–1886 г.) вопрос о церковных прономиях не поднимался. Но при патриархе Дионисии V (1886– 1891 г.) Порта опять открыла против них энергичный поход. В начале 1890 года в патриархию поступили многочисленные донесения о том, что в епархиях судебные дела супругов и по завещаниям рассматриваются не митрополитами, а в гражданских турецких судах; что турецкие масти вмешиваются в школьные дела, – рассматривают программы, смещают учителей и предают их гражданскому суду без ведома церковных властей, закрывают школы, назначают и устраняют церковных епитропов, и даже подвергают священников суду в мусульманских судебных установлениях. Патриарх Дионисий 22-го июня и 6 июля 1890 года заявил Порте протест, и потом (11 июля) подал докладную записку и султану, в которой, выяснив нарушение древних преимуществ Церкви, просил восстановить их. Не получив от правительства законной гарантии в возврате к прежнему порядку, патриарх Дионисий 23 июля также отказался от престола, представив великому визирю и мотивированный свой протест. Но синод и совет не приняли отречения Дионисия, так как причина его лежала вне деятельности патриарха, и просили Порту не принимать этой отставки, а взамен того предоставить Церкви древние права, без которых она и существовать не может в мусульманском государстве. Однако Порта, по своему обыкновению, вступила в хитрую полемику с патриархией и усиливалась убедить ее в том, будто никакого нарушения церковных прав и преимуществ и не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

1–3). Самый порядок избрания, в общем, таков. В случае вдовства вселенского престола, синод и смешанный совет собираются на общее заседание и общим голосом избирают местоблюстителя патриаршего престола. О выборе местоблюстителя и вдовстве патриархии они затем извещают Порту. Порта утверждает местоблюстителя и делает официальное распоряжение об избрании патриарха. Во исполнение распоряжения Порты, предварительно намечаются кандидаты на патриарший престол. Право указания кандидатов принадлежит по преимуществу иерархии – епископату. Вследствие этого епархиальным епископам заблаговременно рассылаются особые грамоты, по силе которых они в течение 41 дня должны, при посредстве запечатанных билетиков, сообщить имена митрополитов, которые, по их мнению, достойны патриаршего сана. Члены синода и другие, находящееся в столице, архиереи в свою очередь также должны указать кандидатов. Когда всё это будет сделано, местоблюститель созывает общее предварительное избирательное собрание из всех указанных выше лиц – клириков и мирян. Здесь приводятся в известность епископские указания кандидатов и составляется список последних. Миряне также могут указать своих кандидатов из епископов. Но указанные мирянами лица заносятся в список только при условии согласия на это одной трети духовных членов избирательного собрания. Составленный список кандидатов закрепляется пред лицом всего собрания подписями и печатями местоблюстителя синода и смешанного совета и пересылается турецкому правительству, которое вычёркивает из списка неугодных для себя кандидатов и в течение 24 часов возвращает его обратно в патриархию. По получении списка от Порты снова созывается общее избирательное собрание. Теперь все члены его равны по голосу. Оно избирает из списка по большинству голосов трёх кандидатов. Из этих же троих уже одни лишь духовные члены избирают одного, который провозглашается патриархом и утверждается Портой (см. устав об избр. патр., гл. 1). Такова организация церковного управления, установленная в константинопольском патриархате канонисмами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Тем не менее Тучков, зная уязвимость позиции обновленцев и их непопулярность в народе, не терял надежды использовать в своих интересах и законного первоиерарха Православной Церкви, чадами которой оставались тогда еще многие русские люди. В первых числах ноября начались интенсивные переговоры митрополита Петра с Тучковым об урегулировании положения православной Церкви в Советском государстве. Речь шла о легализации Церкви, о регистрации ВЦУ и епархиальных управлений, существование которых было нелегальным. Тучков требовал новой декларации с призывом к верующим сотрудничать с Советской властью, выведения за штат епархиальных архиереев, неугодных властям, причем каждый раз Местоблюститель должен был отыскивать церковные мотивировки принимаемых решений. Необходимо было также осудить заграничных епископов и в дальнейшем поддерживать тесный контакт с ГПУ в лице Тучкова. Два последних требования были особенно тяжелы для митрополита Петра. Как-то раз он безапелляционно заявил: «Молчать я могу, но говорить ложь не стану». Местоблюститель патриаршего престола твердо отстаивал на переговорах независимость Церкви в ее внутренних делах и аргументы его были резкими и решительными. По словам очевидца, митрополит Петр неожиданно прервал переговоры, которые зашли в тупик, словами: «Вы все лжете, ничего не дадите, а только обещаете. А теперь потрудитесь оставить комнату, у нас будет заседание».    15 ноября в «Известиях» появилась статья некоего Теляковского с обвинениями и угрозами в адрес патриаршего Местоблюстителя, где сообщалось, что его послание расценивается обновленцами как контрреволюционный акт. В признании митрополита Петра карловацкой иерархией он видит доказательство тесных контактов между Местоблюстителем и епископами-беженцами. Митрополита Петра он объявляет орудием и ставленником зарубежных монархистов.    Между тем отношение митрополита Петра к зарубежным архиереям было столь же критическим, как и отношение к ним святителя Тихона. Католический аббат Д’Эрбиньи писал о своей беседе на эту тему с епископом Варфоломеем (Ремовым), который пользовался особым доверием Местоблюстителя: «Эти епископы-эмигранты,— сказал владыка Варфоломей иностранному визитеру,— эти митрополиты — истинные виновники несчастья православия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

О том, какой была атмосфера накануне выборов, нам рассказывал митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, который был начальником церковного штаба по проведению Поместного Собора 1990 года и видел ситуацию изнутри: - Отнюдь не митрополит Алексий, а совсем другой иерарх проводил тогда предвыборную кампанию и уже примерял на себя патриарший омофор. Ставленником Совета по делам религии на высший церковный пост был тогдашний митрополит Киевский, а ныне - извергнутый из лона православия раскольник Филарет (Денисенко). Это был властный, вальяжный, красноречивый архиерей. После кончины Патриарха Пимена именно Денисенко сделался Местоблюстителем Патриаршего престола, председательствовал всюду, где можно было председательствовать, первенствовал всюду, где можно было первенствовать. Помню, как он хлопотал о том, чтобы из всех проектов знака патриаршего достоинства был принят самый роскошный и дорогостоящий. Тогда я позволил себе спросить у него: " Владыка, а что вы так беспокоитесь? Вдруг не вы будете Патриархом? " Вышло так, что Патриархом стал еще недавно опальный митрополит Алексий. ЧИЖИК Патриарха большинство людей видит в основном в его официальной роли. Когда он либо проповеди читает, либо делает заявления от имени Церкви. И потому может сложиться впечатление, что он всегда только такой. И что в жизни изъясняется сугубо высоким штилем. Не говорит, допустим: " Сделал дело " , а изрекает: " Совершил деяние " . Но это не так. Он на самом деле гораздо более прост. И глубок одновременно. Другое дело, что величие фигуры Патриарха иногда провоцирует окружающих на велеречивость, даже когда речь идет о самом обыденном. Священник из ближайшего окружения Патриарха рассказывал нам о перестройке резиденции в Переделкине, где содержатся и домашние животные. - А как там Чижик поживает? - спросили мы про любимую собачку Патриарха. - Преставился два месяца назад, - скорбно сообщил наш собеседник. Через пару дней мы встречались уже с самим Патриархом и в конце разговора вспомнили осторожно про Чижика, не зная точно, как правильно в этой ситуации обозначить его уход из жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Сделаем небольшое отступление и скажем, что отношения между архимандритом Иларионом и Святейшим Патриархом Тихоном начались еще до открытия Собора, сначала на съезде для выборов Московского митрополита , а потом на двух монашеских съездах, проходивших в ТроицеСергиевой Лавре в июле 1917 г. Эти отношения носили отцовскосыновний характер, поэтомуто и старались враги Церкви обновленцы и Тучков, распространить клеветнические заявления, что якобы владыка Иларион в 1923 г. был одним из сторонников отречения Патриарха от престола (по словам же прот. В. Виноградова , именно владыка Иларион был основным знаменем и выразителем патриаршества в то время). К сожалению, эти инсинуации повторяют и некоторые современные историки. Именно верность св. Патриарху Тихону (а потом и его преемнику Местоблюстителю Митрополиту Петру) и стала основной причиной сначала ареста, а потом и незаконного содержания архиепископа Илариона в Соловецком лагере в течении шести лет, а потом и его гибели в лениградских «Крестах». Св. Патриарх Тихон делал неоднократные попытки облегчить участь арестованного и сосланного в Соловки святителя, но Тучков, отлично понимая значение архиепископа для Русской Церкви, неизменно отвечал отказом. Речь архимандрита Илариона в защиту патриаршества на Соборе достаточно хорошо освещена в литературе, как и другие выступления, уже опубликованные в печати, поэтому мы остановимся на архивных материалах, которые до сих пор неизвестны . Значительный интерес представляют собой выступления на заседаниях Отдела о Высшем Церковном Управлении. При обсуждении докладов, представляемых Отделом на пленарные заседания Собора, большинством голосов, как правило, проходили поправки и предложения архимандрита Илариона. Дискуссия, проходившая на Соборе по поводу Высших органов церковного управления, стенографически освещена в Деяниях Собора. Интересна характеристика архимандрита Илариона, данная Предсоборному Присутствию и Предсоборному Совету (в котором он должен был бы принять участие, но не смог): «Предсоборное Присутствие работало долго, и их работа представляет научную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Он должен быть не только осведомленными в духовных делах и знать каноны и церковные уставы, но и пользоваться общими доверием и уважением со стороны народа. Вообще же он должен обладать качествами и пользоваться уважением, какого требует почетное и в то же время ответственное положение константинопольского патриарха нашего времени. Наконец 4) избираемый на константинопольский патриарший престол, по самому рождению своему, непременно должен быть подданными турецкой империи. Одновременно с рассылкой упомянутых уже приглашений митрополитам и епископам должны быть посланы синодскою канцелярией от имени местоблюстителя патриаршего престола письма и к православным обитателями следующих двадцати восьми областей: Кесарии, Зфеса, Ираклии, Кизика, Никомидии, Никеи, Халкидона и Деркоса, Солуни, Тырнова, Адрианополя, Амасии, Янины, Бруссы, Пелагониии, Воснии, Крита, Трапезунта, Лариссы, Филипполя, Оерры, Смирны, Митилены, Варны, Виддина, Софии, Хиоса, Скопии, Писидии и Неокесарии. 28 декабря 1886 г., по постановлению постоянного смешанного совета, из этого списка областей исключены: Тырново, Ларисса, Виддин и София, и вместо них внесены два новые округа-Родосс и Кония, да кроме того обращены в самостоятельные округи-Никея и Деркос, вследствие чего число округов (28) осталось неизмененными. В письмах к жителям указанных провинций местоблюститель патриаршего престола предлагает озаботиться присылкой к назначенному дню избирательного собрания представителей-мирян, по одному от каждого округа. Но кроме этих двадцати восьми представителей-мирян, в состав избирательного собрания из мирских членов обязательно входят: а) три важнейших сановника патриархии; это-логофет и двое других, следующих за ним; б) восемь членов народного постоянного смешанного совета; в) трое из старейших гражданских чиновников 1-го и 2-го классов и два военных в чине мири-алан (полковника) и три гражданских чиновника; г) правитель о. Самоса, если он находится в Константинополе, или его заместитель; д) три представителя придунайских княжеств (в настоящее время они, впрочем, в избрании константинопольского патриарха уже не участвуют; но статья о их праве из устава еще не исключена); е) четыре члена из сословия ученых мужей, наиболее известные; ж) пять представителей торговли и промышленности; з) один банкир (?!); и) два представителя от приходов города Константинополя и Босфора; а всего мирян, принимающих участие в избрании патриарха, должно быть 73 (без представителей придунайских княжеств-70). Само собою понятно, что выборщиками патриарха и со стороны мирян могут быть только одни турецкие подданные.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010