Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть V. Мёртвое море — замки в пустыне Где искать Содом и Гоморру, как выглядит соляной столп, в который превратилась жена Лота, и куда уходит Мертвое море 5 декабря, 2014 Где искать Содом и Гоморру, как выглядит соляной столп, в который превратилась жена Лота, и куда уходит Мертвое море Михаил Моисеев продолжает открывать перед читателями «Правмира» тайны другой Святой земли – той, которая незаслуженно лежит вдалеке от основных туристических и паломнических маршрутов. Сегодня нас ждет рассказ о Мертвом море и его окрестностях, где в библейские времена происходили полные драматизма события. — Сюда арабские мужчины любят привозить своих жён и показывать им, что их ждёт, если они не будут послушными, — Самер, наш смешливый гид, по своему обычаю балагурит. Над смотровой площадкой корявым силуэтом чернеет высокая скала. Это и есть тот соляной столп, в который, по преданию, превратилась жена Лота. Иордания христианская. Мёртвое море Дорога — шоссе, ведущее с севера на юг, проложено по берегу Мёртвого моря. Именно у южной его оконечности, как предполагают археологи, располагались библейские Содом и Гоморра. «Паломничество в Содом и Гоморру» — это звучало бы слишком сильно. Нет, конечно, не паломничество, но поездка по библейским местам — так можно было бы назвать наше сегодняшнее путешествие. Мы стоим на месте, где праведный Лот спасался с семьёй от грядущего Божьего наказания, и история погибших городов, обычно такая умозрительная и отвлечённая, на глазах оживает. Мёртвое море — Вот, где-то здесь они могли быть, Содом и Гоморра, и Лот со своими родственниками уходил отсюда в горы, — Самер показывает рукой на серо-голубую гладь, на белёсые берега, которые здесь, на юге, уже совершенно неживые. Потом он рассказывает о научных экспедициях, которые неоднократно снаряжали для поисков погибших городов, а мы слушаем и молчим. Величественная и страшная библейская история настраивает на серьёзный лад. — А там дальше — Сафи, древний город Зоар, — продолжает наш гид.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Исследованиями экспедиций 1837 и 1864 годов, производивших измерения высоты поверхности по направлению от Мертвого моря к Еланитскому заливу, найдена линия водораздела между гидрографическими бассейнами Мертвого и Красного морей. Наименьшая высота этой линии определена в 160 метров (75 саж.) над уровнем Средиземного моря 401 . Эти исследования не были столь подробными и разнообразными, чтобы могли исключать всякую мысль о том, что новые исследователи найдут линию водораздела между Мертвым морем и Еланитским заливом на еще меньшей высоте. Сопоставляя указанные данные, с одной стороны, о большей высоте поверхности Мертвого моря во времена доисторическиея и, с другой стороны, о сравнительно небольшой высоте линии водораздела между Мертвым и Красным морями, мы можем предположить, что некогда Мертвое море имело связь с Красным морем; связь эта с течением времени была уничтожена по неизвестным нам геологическим причинам, после чего началось постепенное высыхание и уменьшение в размерах Мертвого моря. Могут ли исследователи отрицательного направления, признающие процесс постепенного уменьшения Мертвого моря, доказать, что этот процесс, дойдя до теперешних размеров Мертвого моря, остановился; и с тех пор Мертвое море сохраняет свою постоянную величину, изменяя ее лишь несколько в периоды дождей? Нет, не могут. Следовательно, мы, полагаясь на свидетельство книги Бытия, можем с уверенностью сказать следующее: вполне соглашаясь с геологическими данными о больших размерах в доисторическое время Мертвого моря, сравнительно с теперешними, мы полагаем, что в прошлом был такой период времени, когда Мертвого моря совсем не было 402 . Часть моря, на месте которого находится Мертвое море, потеряв некогда связь с океаном, постепенно высохла, оставив в разных местах свои осадки, а также и огромные залежи соли, которые и теперь существуют в южных окрестностях Мертвого моря; площадь, ныне занимаемая Мертвым морем, содержала более или менее толстые пласты асфальта; впадина, образовавшаяся после того, как этот асфальт сгорел, и есть то углубление, в котором потом образовалось вновь озеро, получившее название Мертвого моря, как это ясно доказывает свойство его воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Нужно уметь принимать и уметь отдавать. И помнить: отданное освящает оставшееся Деньги не есть ценность сами по себе. Иначе они были бы заменой Бога Истинного. Деньги нужно уметь принимать и уметь отдавать. Уметь нужно не что-то одно, а именно то и другое. Священник живет на милостыню. Как никто другой он должен чувствовать это. Следовательно, ему самому следует научиться делиться и отдавать. Смысл отдачи (десятины хотя бы) заключается, например, в том, что отданное освящает оставшееся. Скажем, человек собрал урожай картофеля. Получилось сорок мешков. Четыре из них он, в виде десятины, может отнести в храм. В результате тридцать шесть оставшихся мешков труженика становятся святыми. Отданное освящает оставшееся. Священник, получивший четыре мешка картофеля, отдает (отвозит) часть из полученного самым бедным людям прихода. Перед нами не картина обмена картофелем. Перед нами сама жизнь, смысл которой – отдавать без жалости. «Доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7). Все органы в теле человека работают на отдачу. Принять, чтобы отдать, – это принцип жизни и здоровья. По этому принципу действуют в организме глаза, почки, желудок, сердце. Принять (пищу, кровь, воздух) и не отдать – это смерть. Не принять, потому что кто-то не отдал свою часть на пользу общему, тоже смерть. Если бы в организме был возможен эгоизм отдельных органов, жизнь организма стала бы невозможна. Но человек эгоистом быть, к сожалению, может. Эгоизм даже может становиться идеологическим. Теорию «разумного эгоизма» вынашивал весь XVIII век, XIX-й жил в соответствии с этой теорией, ХХ-й взорвался двумя мировыми войнами. Разумные эгоисты легко превращаются в людоедов. И тогда умирают, разлагаясь, общества и государства. Они чахнут и исчезают. Причина чахлости – зацикленность на себе и, как следствие, неумение (нежелание) делиться. В священной географии есть яркий образ, подтверждающий сказанное. Река Иордан втекает в Галилейское озеро и вытекает из него. Галилейское озеро кипит жизнью и в глубине, и на поверхности. Потом Иордан впадает в Мертвое море и уже никуда не вытекает. Мертвое море воистину мертво. Там нет ни водоросли, ни рыбки, ни моллюска. Урок прост. Принимаешь и отдаешь (как озеро Галилейское) – ты жив. Принимаешь и не отдаешь (как море Мертвое) – ты мертв. Любой священник должен проникнуться глубокой простотой этого образа. Опыт говорит, что многие жалующиеся на скудость дохода бывают просто жадны и не то что не хотят делиться, а даже не хотят слушать об этом. Духовная правда неприятна им. Тему эту глубоко и емко раскрывал блаженной памяти Святейший Алексий II в беседах с московским духовенством. Рука дающего действительно не оскудевает, и это нужно испытать на собственном опыте.

http://pravoslavie.ru/109140.html

Ст. 8. Заградих же море враты, егда изливашеся из чрева матере своея исходящее. По наблюдению простого взгляда, все источники рек и морей проистекают из – под земли, как бы зарождаясь в её мрачных, таинственных недрах: из них образуется море на углубленном лоне земли (ср. ст. 16-й). Так море, этот исполин – дитя общей матери – земли, появляется на её широкой груди: но это исполинское дитя гневливо, бурно, своенравию, бедственно... Господь укрощает море, ограждает его или со всех сторон (Каспийское море, Геннисаретское, Мертвое и пр.) или так, что оно имеет один определенный выход – пролив (Краспое море, Персидский залив и др.), это – по большей части, узкий проход между двумя берегами, на коих всемощной рукою Творца водружены «перси небесные» – высокие горы (Мраморное и Средиземное моря). Ст. 9. Положих же ему облик во одеяние, мглою же пових е (т. е. море). Яростное, свирепое исполинское дитя – море со стоном и ревом, как бы с плачем, с брызгами, как бы слезами, воздымает свою широкую грудь, мечется в стороны, рвется из-за скал... Но Зиждитель вселенной укрощает море, как бдительный отец свое дитя, – Он покрывает все пространство вод облаками, как бы пеленой, и оно успокаивается, прекращает свои мощные стоны... Тем скорее и легче Отец небесный может угасить непомерный гнев человека, укротить волнение во глубине его, отереть его слезы, утешить его стоны и вопли (ср. гл. 7, ст. 11 – 12). Ст. 10 – 11. И положит ему пределы, обложив затворы и врата: Рех же ему, до сего дойдеши, и не прейдеши, но в тебе сокрушатся волны твоя. Малолетнее дитя нередко, по какому-либо легкомысленному побуждению, с воплем и слезами от душевного волнения, усиленно порывается уйти из дома родителей куда-либо: при своем неблагоразумии, дурных наклонностях, неопытности и несдержанности, оно необходимо требует решительных ограничений воли и преднамеренных преград в действиях. Родители запрещают ему выход, оставляют в стенах дома или же позволяют ему погулять только в ограде домашнего сада, но не далее...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В нескольких километрах ниже Иордан впадает в Мертвое море – по арабски Бахр-Лот («Море Лота»), Мертвое море представляет собой гигантскую впадину, 76 км в длину и около 17 км в ширину, при максимальной глубине 400 м. Если учесть, что зеркало его лежит на 400 м ниже уровня моря, придется признать, что это самый низкий из водоемов планеты. Главной особенностью его является плотность воды: удельный вес – 1,2 (так что в нем нельзя утонуть), 25% составляют взвеси твердого вещества, преимущественно хлористого магния. Море богато растворами минералов, и, благодаря концентрации солей, в нем не может быть никакой жизни. Перефразируя А. С. Пушкина, можно было бы сказать, что «к нему и птица не летит, и зверь нейдет». Рыба, случайно заплывающая из Иордана, тотчас всплывает мертвая. Считается, что море обязано своим происхождением вулканической и сейсмической активности. По библейскому преданию, оно образовалось в результате катастрофы, вызванной наказанием Божиим. В южной части моря (евреи называют его Асфальтовым) есть места, где поверхность воды в результате испарения и кристаллизации прорастает соляными столпами. Туристам показывают также отделившуюся от горного массива высокую, тонкую скалу над дорогой, получившую у журналистов прозвание «Лотовой жены». На дорожном указателе можно прочесть название современного поселения «Сдом» (по-арабски «аль-Уздом», библейский Содом). Показывают неподалеку и «пещеру Лота», где он отдыхал, по преданию, со своими дочерьми. Кумранские пещеры Двигаясь вдоль западного побережья на юг, сначала проезжаем Айн– Фешку с ее источниками, пляжами, купальнями и главное – знаменитыми Кумранскими пещерами. Ни одно из научных достижений XX в. не оказало такого влияния на наши представления об истории Библии и раннего христианства, как Кумранские находки. Само поселение Хирбет-Кумран расположено на вершине аллювиального плато, обрывающегося над северо-западным берегом Мертвого моря. Развалины были известны и посещались большим количеством путешественников и исследователей, по меньшей мере, за сотню лет до обнаружения свитков, но им не придавали особого значения, так как считали остатками крепости, охранявшей дорогу из Иерихона в Вифлеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

в) вост. склоны гор круто спускаются к Сирийской, или Иорданской, впадине, к-рая простирается от Сирии до Акабского залива. Сев. П. дно этой долины резко опускается с 300 до 68 м над уровнем моря (у оз. Хуле; IIIa), а затем – вплоть до отметки 212 м ниже уровня океана (у Геннисаретского озера). У Мертвого моря (⇒ Соленое море) долина опускается до отметки 392 м ниже уровня океана. Юж. Мертвого моря, в Араве, долина постепенно поднимается, а ближе к Акабскому заливу снова опускается; г) возвышенность на вост. берегу Иордана имеет еще более крутой склон, чем горы на зап. берегу. Возвышенность пересекают четыре глубокие речные долины: на юге протекает Ярмук, берущий начало в ⇒ Васане; ⇒ Иавок (совр. Эз-Зарка) течет через ⇒ Галаад, в своем верхнем течении образуя зап. границу аммонитян; в Моаве протекает ⇒ Арнон; Вади-эль-Хеза (⇒ Заред) образует границу между Моавом и ⇒ Эдомом. Самые высокие точки этой возвышенности находятся на севере, в ⇒ Галааде, и на юге, в Эдоме, где гор. вершины достигают высоты 1700 м; д) на востоке и на юге П. лежат пустыни: ровная, но не имеющая дорог вост. пустыня, скалистая и гористая местность Вади-Хасма, к-рую по климатич. признакам также можно считать пустыней, и пустыня Негев на зап. берегу Иордана. IV. В засушливые летние месяцы (⇒ Земледелие ⇒ Календарь ⇒ Восточный ветер ⇒ Дождь ⇒ Снег) многие реки в П. пересыхают (⇒ Поток). Мелкие реки Изреельской равнины впадают в Кишон (библ. – ⇒ Киссон); юж. Кармила текут еще несколько небольших речек, впадающих в Средиземное море. Вся внутр. область П. отдает свои воды в Мертвое море, куда впадает также самая крупная река П. ⇒ Иордан. В сев. части Аравы протекает Вади-эль-Джейбе, которая также впадает в Мертвое море. Южнее горы Джебель-эр-Рише, по которой проходит водораздел Аравы, в Акабский залив впадает несколько более мелких рек. Большинство пересыхающих рек («вади») вост. нагорья впадают в четыре главные реки, лишь на самом востоке они устремляются к впадине Вади-Сирхан (⇒ Каркор), а на юге Вади-Ятм впадает в море у Акабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«В море». Настолько ясно, какое, что не требовалось определения. После «войдет в море» – евр. непонятная добавка: «к морю гаммуцаим», второе слово видимо имеющее своим корнем йаца выходит, может быть, только part Hof (страд. прич.) от этого глагола, – форма невозможная от сред. глагола, – и притом член необъясним. LXX считали существительным: «к воде исхода», εκβολης должно быть к излитию, к устью реки (может быть, Иордана). Вульг. exibunt, т. е. воды, войдя в море, выходили потом из него другой рекой. Слово близко по начертанию к «соленый» (гамуцим) и новейшие толкователи читают его так. «И воды его сделаются здоровыми». Ныне вода в Мертвом море очень ясна и прозрачна, но сильно солена, горька и вызывает тошноту; взятая на губы, она производит ощущение как бы сильного раствора квасцов. В древности, по-видимому, вода его была гораздо хуже. По Тациту (Hist. V, 6), «вода в этом громадном озере по вкусу хуже морской, вредоносна для жителей самим запахом своим, не волнуется от ветра, не терпит рыб и обычных птиц». По блаж. Иерониму, «в нем не может жить ничто живое, – это самое горькое море, по-греч. называемое λιμνη ασφαλτου, т. е. озером смолы». Пророк смотрит на воды этого моря как на больные и ожидает в будущем исцеления их; причем может быть, Мертвое море берется как наиболее больная часть природы. Иез.47:9 .  И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и вóды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. «Пресмыкающееся», в общем смысле: «движущееся»; так LXX: εκηεοντων, «вреющих» – «кишащее». Быт 1.20 и др. – «Две струи», букв. «потоки» в двойст. ч.; неожиданное двойств. число, так как доселе была речь об одном потоке. Объясняют (Маигег) дв. ч. тем, что оно поставлено в смысле единств. ч. для соответствия с ближайшие «маим» – duale tantmu (употребляемым в дв. ч. только), или для выражения могущества, силы реки (Генг. Кейль); или потому, что река разделялась во входе в море (? Клиф.) или вследствие впадения в него подле Кедрова (Геф.) или Иордана (Сиггеу). Новейшие читают с LXX просто ед. ч. или сходное по начертание «поток их» (т. е. вод, – невозможное выражение), предполагая, что дв. ч. возникло из сопост. с Зах 14.8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чудный вид открывался на эту окрестность с высоты тех гор, между Вефилем и Гаем, где происходил разговор Авраама с Лотом об их разделении. Мы вправе предполагать, что эта «окрестность» небезызвестна была, как Аврааму, так и Лоту и до этого разговора: в своих странствованиях они уже второй раз проходили мимо нее; но, несмотря на ее обильное орошение и цветущий вид, Авраам предпочитал держаться в стороне от нее, в сравнительно маловодной и гористой местности; причиной этому было то, что жители этой окрестности «были злы и весьма грешны пред Господом» ( Быт. 13:13 ). Окрестность эта была подобна раю, но и в этом раю был свой змей – страшная развращенность ее обитателей. Это обстоятельство, однако, не устрашило Лота: он избирает для своих кочевьев окрестность Иорданскую, раскидывает свои шатры до главного города окрестности – Содома; и, наконец, мы в дальнейшем видим, что он уже ведет оседлый образ жизни и живет не в шатре, а в городском доме. ( Быт. 19:3–11 ). Что же это за «окрестность Иорданская», которую Лот избрал для своего жительства? Это – долина, где в настоящее время находится, так называемое, Мертвое или Соленое море, представляющее собой, собственно, озеро и названное морем, как за свою сравнительную величину, так и за свойства воды. Мертвое или Соленое море имеет и другие названия, как в Слове Божием, так и у древних писателей. Так, оно называется морем равнины или пустыни ( Втор. 3:17; 4:49 ; Нав. 3:16; 12:3 ; 4Цар. 14 – по греч. тексту – θλασσα Αραβα и отсюда по славянской библии – море Аравское); морем восточным ( Иез. 47:18 ; Иоиль 2:20 ; Зах. 14:8 ); – морем Асфальтовым – у Иосифа Флавия; у современных арабов оно носит название Лотова моря. (Бар-Лут) 394 . Так как происхождение Мертвого моря тесно связано с историей Авраама, то мы остановимся на этом вопросе несколько подробнее; тем более, что это море, представляя собой замечательнейшее и исключительное явление на земной поверхности (поскольку она в настоящее время известна), по мнению отрицательной критики, лишь искусственным образом связано с историей патриарха Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В библейские времена они составляли болотистую равнину, переходящую в Хуле – лукообразное озеро около шестнадцати километров длиной. Сейчас болота и озеро высохли, и Верхний Иордан переходит в Средний Иордан, из которого река впадает в Галилейское море (озеро) (208 м ниже уровня моря). (Галилейское море называют еще Геннисаретским, Киннереф (Киннерет) (от евр. киннор – «арфа»), а также Тивериадским.) Оно имеет двадцать один километр в длину и тринадцать километров в ширину, по своей форме действительно напоминая арфу. Море расположено между Галилейскими горами и Голанскими высотами Заиорданского плато. Климат в долине Иордана субтропический, но море подвержено внезапным и сильным штормам. На юго-западном берегу моря находится и ранее плодородная Гинносарская равнина. Иордан приносит довольно много соли в Мертвое море – самое соленое море на земном шаре; глубиной оно в среднем 396 м (самое глубокое место – около 765 м ниже уровня моря). Длина моря – семьдесят семь километров, ширина – четырнадцать километров в самом широком месте. Оно еще называется море Соленое и море Восточное. История древнейших обитателей Святой Земли имеет некоторые, лишь только ей присущие, особенности, рассматривать которые следует согласно общепринятой археологической периодизации. Каменный век. Палеолит Ранний палеолит принято отсчитывать от начала существования человека. На Святой Земле древнейший известный памятник – это Убейдия (ок. 300 000 лет до Р.Х.). Средний палеолит, начавшийся здесь ок. 120000 г. до Р.Х., в основном закончился к 35000 г. до Р.Х. Обряды погребения очень разные. Имеется обычное трупоположение с инвентарем: орудиями, останками животных, «мелками» из охры и т. п. (Схул, Кафзех), встречается и без инвентаря (Схул, Табун, Кебара). Существуют расчлененные погребения (Схул), погребения без черепов (Кебара), захоронения отдельных черепов (Кафзех) – духовная культура здесь была весьма и весьма сложной. Одна и та же группа людей хоронила в одном и том же районе по разным обрядам в рамках одного и того же, пусть и длительного, периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Водораздел между долиной Гор и заливом Акаба, смутивший Берту отсутствием морских отложений, по мнению Холля, уже существовал в момент поднятия материков из-под волн океана. Прииорданская долина имела поэтому форму замкнутой чаши и, поднимаясь сама, захватила с собою и подняла часть океанской воды. Этим объясняется, почему в пресных водах Тивериадского озера оказываются породы рыб и моллюсков, свойственные соленому морю 15 . К концу миоцена и началу плиоцена Мертвое море находилось в берегах близких к его нынешним. По своему времени и причинам это понижение уровня Мертвого моря может быть приурочено к тому обсыханию Средиземного моря, при котором Мальта, Сардиния и вообще все внутренние острова этого моря получили с материка своих животных: Мальта и Сицилия – слона, гиппопотама и пресноводную черепаху; Корсика и Сардиния – зайцев, куниц, лисиц и оленей. Иначе как таким обсыханием, при котором Средиземное море разделилось на несколько внутренних озер, нельзя объяснить появления на этих отдаленных островах животных, общих с материками Европы и Азии. Все это совершилось, вероятнее всего, в междуледниковое время квартенара. В плиоцене температура в нашем северном полушарии резко понизилась. Ледники надвинулись на весь север Европы и Азии и спустились в них до 52° сев. широты, т. е. в России до Киева. В Сирии климат приблизился к климату северной Европы. Охлаждению воздуха способствовало понижение под уровень моря огромных пространств суши – окрестности Ливана в это время, судя по осадкам на горах, находились на 220–250 футов под поверхностью океана. Сухая земля своей горячей поверхностью уже не согревала воздух, и охлажденная атмосфера была не в состоянии удержать в себе прежнее количество влаги. Полились дожди и в это время долина Гор стояла почти до краев полная воды, это было озеро – в 350 верст длины и около 2,000 фут. глубиною. Затем началось усыхание моря, пока оно не достигло своих нынешних пределов. Теперь Мертвое море – Бар-эль-Лут, как его называют арабы – лежит на 1292 фут. (183 саж.) ниже уровня Средиземного моря. В длину оно имеет 80 верст, а в самом широком месте – 11 верст. Наибольшая глубина его – 1,278 фут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010