После прихода к власти большевиков мусульмане нек-рое время преследованиям не подвергались, поскольку властям нужно было установить дипломатические отношения с мусульманскими Турцией, Персией и Афганистаном. Однако на рубеже 20-х и 30-х гг. XX в. активизировалась антиислам. кампания, совпавшая по времени с борьбой против кулачества и коллективизацией, в результате репрессивных мер пострадал и средний слой татарского крестьянства. Татары из деревень и сел стали уезжать в города, многие нанимались на строительство заводов и фабрик в Московском регионе. На территории М. о. они селились прежде всего в городах и поселках, расположенных вдоль Казанской железной дороги. Так появились татарские общины в пос. Шатура (город с 1936) и в пос. Куровская (г. Куровское с 1952), оттуда люди направлялись в Егорьевск, в с. Воскресенское (с 1934 в составе пос. Воскресенск, который получил статус города в 1938), Коломну, Каширу, в деревни Ликино и Дулёво (с 1930 пос. Ликино-Дулёво, с 1937 город), Орехово-Зуево, Павловский Посад, в пос. Затишье (г. Электросталь с 1938), Ногинск. Многие селились в непосредственной близости от Москвы - в Подольске, Раменском, пос. Балашиха (с 1939 город), Щёлкове, Мытищах, Пушкине. В Подмосковье мечетей не было, верующие могли посещать 2 московские мечети (с 1936 действовала 1 мечеть). В 30-х гг. XX в. татары добились выделения мусульм. участка на кладбище в Орехово-Зуеве. После окончания Великой Отечественной войны в этническом составе населения Подмосковья произошли большие изменения: сюда начали активно переселяться башкиры, казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, представители народов Кавказа. После войны в Москву и М. о. приехало из деревень множество татар. Во мн. татарских и др. семьях представители старшего поколения, хорошо знавшие основы вероучения и мусульм. обряды, делились знаниями с молодежью. Благодаря им, а также вернувшимся из ссылки муллам, создавались неформальные религ. общины. Соборная мечеть общины Аль-Исхан в Ногинске. 2006–2010 гг. Фотография. 2015 г.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Липецкая область В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения этого региона достигает 10 тысяч человек, а его доля составляет 0,9%. Самыми крупными этническими группами липецкой уммы являются азербайджанцы и татары. В Липецкой области зарегистрирована только одна мусульманская община, действующая в Липецке и входящая в юрисдикцию ДУМ РФ (0,3% от числа всех зарегистрированных). С 2004 года местная мусульманская диаспора (самой активной частью которой являются чеченцы) пытается ставить вопрос о строительстве в Липецке мечети, однако дальше предварительных переговоров дело пока не продвинулось. Организованной деятельности приверженцев радикальных направлений ислама в регионе пока не отмечается. Московская область В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения региона превышает 100 тысяч человек, а его доля составляет 1,5%. Самыми крупными этническими группами областной уммы являются татары и азербайджанцы. В области зарегистрировано около 40 мусульманских организаций (2,5% от числа всех зарегистрированных). Подавляющее большинство из них входит в состав ДУМ РФ, две общины (мытищинская и востряковская) подчиняются ЦДУМ и до четырех общин действуют автономно. В некоторых районах Московской области встречаются небольшие мусульманские (татарские) анклавы. Наиболее крупные общины области действуют в Щелково, Орехово-Зуево, Солнечногорске, Звенигороде, Ногинске, Коломне, Наро-Фоминске, Домодедово, Чехове, Подольске, Сергиевом Посаде, Балашихе, Одинцово, Егорьевске и Дубне. При мечетях и молельных домах Ногинска, Звенигорода и Домодедова открыты небольшие начальные медресе, в Климовске действует мусульманский культурный центр. На данный момент полноценными мечетями располагают общины Солнечногорска, Орехова-Зуева, Щелково, Звенигорода, Ногинска, и Наро-Фоминска. В регионе осуществляют деятельность приверженцы различных направлений радикального ислама, например, террористической организации «Хизб-ут-Тахрир», которые организуют курсы изучения ислама и летние лагеря.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Разделы портала «Азбука веры» ( 15  голосов:  4.5 из  5) Глава третья «Из Москвы в Нагасаки, - С Нью-Йорка на Марс». Игорь Северянин. С Вологды на Кавказ. Это было так. В теплушках через Ярославль на Александров. Далее в объезд Москвы. Из Александрова через Орехово-Зуево на Воскресенск, из Воскресенска на Коломну и на Рязань. В Рязани пересел на пассажирский — 20 человек в купе, сидеть можно было только скорчившись в три погибели. В Ряжске, где поезд стоял два часа, попробовал пройтись по городу. Деревянные домишки, деревянные панели. Подошел к одному дому, присел на лавочку, поговорил с двумя старушками. Из соседнего дома ребятенки лет семи-восьми. Через десять минут появляется милиционер — проверять документы. Оказывается, привели его детишки. Шпиономания, милое советское воспитание. Дальше опять теплушки. В Лихом, сто километров от Ростова, зазевался. Утащили последний баульчик с вещами. В баульчике были рубашка и шубка. Остался лишь в том, что было на мне одна смена белья, куртка и пиджак. От Ростова-на-Дону поездка на платформах. Потом товарняк, потом — пассажирский. В Пятигорск прибыл 27 мая 1942 года. Всюду сирень в цвету. Белого цвета сирень. Разыскал Дом крестьянина, около рынка, тот самый, что существует и теперь. Останавливался в нем через двадцать лет, в 1962 году. Напротив— базар. Обилие продуктов. Глаза разбегаются. Цены фантастические. Килограмм меда — 1000 рублей. Килограмм масла — 800 рублей. Хлеб — 100 рублей. Разыскиваю ленинградский Театральный институт. В Горячеводске, пригороде Пятигорска, в бывшей церкви. Директор — Серебряков. Предъявляю ему знаменитую телеграмму из Москвы. Вылупляет глаза. К этому институту я никогда не имел никакого отношения. В Москве не сообразили. В Ленинграде было два похожих института: Научно-исследовательский Институт Театра и Музыки, где я был аспирантом, на Исаакиевской площади, и Ленинградский Театральный институт на Моховой. Сюда и попал. Однако надпись «Правительственная» и подпись Храпченко (председателя Комитета по делам искусств — это наш, так сказать, министр) действуют магически. Тут же оформляют меня на работу старшим преподавателем. Выдают аванс.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

Особая специфика религиозной жизни сложилась в крупных промышленных районах, населенных старообрядцами, где рабочие представляли смешанный в религиозном отношении коллектив. Больше половины старообрядцев Московской епархии проживало на территории Богородского уезда: из 159 279 человек, проживающих в уезде, старообрядцы составляли 42 939 человек, то есть 27 %, оставшаяся же часть распределялась по Бронницкому, Московскому и Коломенскому уездам 382 . При крупных городах со старообрядческим населением, таких как Богородск и Орехово-Зуево, действовали епархиальные миссионеры, проводя активные противораскольнические собеседования и диспуты. Наиболее ярко характеризует религиозную напряженность в подобных промышленных районах случай, произошедший в 1895 г. на Богородско-Глуховской мануфактуре, расположенной в самом крупном старообрядческом уезде. На традиционном ежегодном крестном ходе после Пасхи вокруг фабрики благочинный, яркий миссионер и будущий священномученик, Константин Голубев, остановился перед домом хозяина мануфактуры и правления для совершения ектении. По мнению руководства компании Богородско-Глуховской мануфактуры, выраженному в донесении московскому митрополиту, при совершении молебна, осеняя крестом здание правления, часть сотрудников которого исповедовала православие, а часть – старообрядчество, благочинный произнес перед тысячной толпой: «Да сокрушатся под знамением креста вся сопротивныя силы» 383 . «Отец благочинный дал толпе понять, что отныне хозяйский дом стал вместилищем вражьей силы, подлежащей сокрушению, и, таким образом, дал толпе повод делать самые разнообразные выводы, весьма враждебные, относительно администрации фабрики». Сам о. Константин от подобных слов отказывался, указывая на громкое исполнение церковных песнопений хором, которое не позволяло никому услышать подобные слова в адрес правления. Донесение о якобы имевшем место оскорблении было отправлено митрополиту за подписью директоров Давида и Константина Морозовых дважды, но оба раза оставлены без последствия по отсутствию свидетельских подтверждений. Фабриканты-старообрядцы (поповцы белокриницкой иерархии) также осуществляли религиозную поддержку своих рабочих, сооружая при своих фабриках храмы и молитвенные дома (Богородско-Глуховская мануфактура, фабрика торгового дома Рыбаковых в Коломне) для рабочих, как православных, так и старообрядцев. Уездные исправники должны были, руководствуясь секретным циркуляром, «иметь постоянное бдительное наблюдение за отправлением во вверенных им в полицейском отношении уездах раскольниками общественных молитв, духовных треб и вообще богослужения» 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Золотая, дремотная Азия Опочила на куполах». (Сергей Есенин). Все это прекрасно, но что же все-таки дальше? Попробовал написать в Москву, в Комитет по делам искусств. Как аспирант Института Театра и Музыки, я был в юрисдикции Комитета. Пишу, пишу — ни ответа, ни привета. Так можно писать до конца войны. Попробовал зайти в облоно. Там мне предложили ехать по реке Сухоне в самый глухой угол Вологодской области. Связь с городом по реке, на зиму район отрезан от мира. Подумал, подумал — и вдруг осенило. Зашел на телеграф и бабахнул телеграмму, от которой телеграфистку бросило в жар. Она ее выронила, посмотрела на меня, пошла за старшим телеграфистом. Вышел здоровый вологодский парень, сказал: «Зайдите завтра к заведующему телеграфом». Зашел. Тот телеграмму отправил. А телеграмма была следующего содержания: «Москва. Кремль. Сталину. Эвакуировавшись Ленинграда, лежу Вологде, эвакогоспиталь 5, улица Герцена, 9. Не могу добиться комитета делам искусств направления. Прошу Вас побудить бюрократов из комитета дать указания. Аспирант Ленинградского Института Театра и Музыки Левитин». Через три дня у меня на тумбочке в больнице лежала телеграмма следующего содержания: «Правительственная. Вологда, 5й эвакогоспиталь, Левитину. Направляйтесь в Пятигорск-Горячеводск, местопребывание Ленинградского Театрального института. Храпченко». Через несколько дней я вышел из госпиталя и направился на Кавказ. Глава третья «Из Москвы в Нагасаки, - С Нью-Йорка на Марс». Игорь Северянин. С Вологды на Кавказ. Это было так. В теплушках через Ярославль на Александров. Далее в объезд Москвы. Из Александрова через Орехово-Зуево на Воскресенск, из Воскресенска на Коломну и на Рязань. В Рязани пересел на пассажирский — 20 человек в купе, сидеть можно было только скорчившись в три погибели. В Ряжске, где поезд стоял два часа, попробовал пройтись по городу. Деревянные домишки, деревянные панели. Подошел к одному дому, присел на лавочку, поговорил с двумя старушками. Из соседнего дома ребятенки лет семи-восьми. Через десять минут появляется милиционер — проверять документы. Оказывается, привели его детишки. Шпиономания, милое советское воспитание.

http://azbyka.ru/fiction/ruk-tvoix-zhar-...

В 2011-2012 учебном году количество школьников, охваченных изучением предметов духовно-нравственной культуры, достигло 92 тысяч человек, что составляет 15% от общего количества детей, обучающихся в школах Московской области. Преподавание предметов духовно-нравственной культуры организовано в 1145 общеобразовательных учреждениях Московской области (что составляет 81% от общего количества). Отрадно заметить, что охват школьников изучением предметов духовно-нравственной направленности увеличился по сравнению с 2010-2011 учебным годом на 12%. В 29 муниципальных образованиях в 100% общеобразовательных учреждений ведется преподавание предметов духовно-нравственной культуры. (В 2010-2011 учебном году таких территорий было на 6 меньше). С 1 сентября 2012 года на федеральном уровне вводится комплексный учебный курс " Основы религиозных культур и светской этики " во всех 4-х классах. Помимо преподавания предметов духовно-нравственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях Московской области важным направлением является подготовка педагогических кадров. В этой работе активное участие принимают высшие учебные заведения Московской области. Это Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна), Московский государственный областной гуманитарный институт (г. Орехово-Зуево). Разработаны и продолжают успешно реализовываться программы подготовки учителей " Духовно-нравственная культура " , " Основы православной культуры " , " Духовные основы русской культуры " , " Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект " , " Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины " , " Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся при изучении основ православной культуры " (Московский государственный областной гуманитарный институт), " Духовное краеведение Восточного Подмосковья " , " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами авторской сказки " (Московский государственный областной гуманитарный институт).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В ведении располагающегося в Москве «Священного синода Православной кафолической церкви» в 1994-1995 гг. зарегистрированы Никольская община в Климовске и приход в Сергиевом Посаде. В. Г. Пидгайко Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) Имеет 3 зарегистрированных прихода в М. о.: Св. Вознесения (Сурб-Амбарцум) в Химках, Св. Троицы (Сурб-Еррордутюн) в Дмитрове и св. Григория Просветителя (Сурб-Григор-Лусаворич) в Балашихе. Приходы входят в Российскую и Новонахичеванскую епархию ААЦ. Храмовых зданий нет. Э. П. Р. Римско-католическая Церковь На территории совр. М. о. католич. приходов не существовало. Проживавшие в Подмосковье немногочисленные католики были рассеяны по различным населенным пунктам. По данным 1-й Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Московской губ. (без Москвы) насчитывалось 2557 римо-католиков, из них в Московском у. (без Москвы) - 455 чел., в Богородском у.- 117, в Бронницком у.- 72, в Верейском у.- 95, в Волоколамском у.- 22, в Дмитровском у.- 70, в Звенигородском у.- 344, в Клинском у.- 60, в Коломенском у.- 313, в Можайском у.- 102, в Подольском у.- 308, в Рузском у.- 186, в Серпуховском у.- 413 чел. (Первая всеобщая перепись населения Российской империи: 1897 г. [СПб.], 1905. Т. 24: Московская губ.). Эти католики окормлялись в католич. приходах Москвы. Официально учрежденных католич. приходов в М. о. не существует. Декретом архиепископа архиепархии Божией Матери в Москве П. Пецци от 17 июня 2014 г. установлены следующие, ныне действующие, границы пастырской ответственности московских католич. приходов в отношении М. о. Приход Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии при кафедральном соборе: Волоколамский, Истринский, Клинский, Красногорский, Лотошинский, Можайский, Наро-Фоминский, Одинцовский, Рузский, Солнечногорский, Шаховской районы; округа Власиха, Восход, Звенигород, Краснознаменск, Молодежный, Химки. Приход св. апостолов Петра и Павла: Дмитровский, Мытищинский, Ногинский, Пушкинский, Сергиево-Посадский, Талдомский, Щёлковский районы; округа Балашиха, Долгопрудный, Дубна, Железнодорожный, Звёздный городок, Ивантеевка, Королёв, Красноармейск, Лобня, Лосино-Петровский, Реутов, Фрязино, Черноголовка, Электросталь. Приход св. Ольги: Воскресенский, Егорьевский, Зарайский, Коломенский, Луховицкий, Люберецкий, Озерский, Орехово-Зуевский, Павлово-Посадский, Раменский, Серебряно-Прудский, Шатурский районы; округа Бронницы, Дзержинский, Жуковский, Коломна, Котельники, Лыткарино, Люберцы, Орехово-Зуево, Рошаль, Электрогорск. Приход Св. Семейства: Каширский, Ленинский, Подольский, Серпуховский, Ступинский, Чеховский районы; округа Домодедово, Климовск, Подольск, Протвино, Пущино, Серпухов.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В дек. 1969 г. управление КГБ по Московской обл. после жалобы уполномоченного по Москве А. С. Плеханова начало следствие по фактам «антисоветских выпадов» со стороны свящ. Димитрия Дудко, закончившееся арестом священнослужителя в 1980 г. (вместе с ним были арестованы миряне В. А. Капитанчук, Л. Л. Регельсон из Москвы, В. Ю. Пореш из Ленинграда - ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-74336. Т. 1). В нач. 70-х гг. особое внимание уполномоченного и КГБ было направлено также на священников Сергия Нечаева (Орехово-Зуево), Виктора Решетина (с. Ст. Кузьменки Серпуховского р-на), Михаила Некрашевича (с. Покровское-Рубцово Истринского р-на), Алексия Волобуева (с. Сысоево Дмитровского р-на), Андрея Ускова (с. Михайловское Домодедовского р-на), Николая Радковского (с. Юдино Одинцовского р-на). Трушин обвинял их в «антисоветских» проповедях, «незаконном вмешательстве в финансово-хозяйственные дела двадцаток, незаконном исполнении обрядов на домах и квартирах верующих». В 1982 г. Трушин писал Куроедову, что, несмотря на аресты «ярых антисоветчиков» Якунина и Дудко, в области «есть еще отдельные лица с диссидентскими настроениями и экстремистскими намерениями»: 2-й свящ. церкви в с. Нов. Деревня Пушкинского р-на Александр Мень, настоятель храма в с. Никольско-Трубецком Балашихинского р-на Владимир Бороздинов, настоятель храма в с. Кабанове Орехово-Зуевского р-на Петр Беспалов, настоятель церкви в Подольске Петр Деревянко (ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 3. Д. 108. Л. 9). После избрания митр. Пимена патриархом К. к. занял в 1971 г. митр. Серафим (Никитин) , прот. Виктор Ипполитов продолжил нести послушание епархиального секретаря. В 1972 г. были инициированы уголовные дела против священников Феодора Полевича из Коломны и Виктора Иванова из с. Удельная Раменского р-на, к-рых обвинили в занятиях магией и знахарством; в действительности с кон. 60-х гг. Трушина беспокоило «антисоветское содержание» проповедей этих священников. В 1974 г. по представлению Трушина была снята с регистрации община в с. Новоникольском Шаховского р-на.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Когда Сергий покинул Орехово-Зуево, таланты Александра пошли батюшке во вред — другие священники завидовали тому, как его любит паства, и стали просить строить козни. Долго он терпел, но, в конце концов, не выдержал и отправился к своему другу. Сергий к тому времени уже был в Москве архиепископом, управляющим делами патриархии, а до того побывал на епископстве и в Коломне, и в Бронницах, и в Дмитрове. Отец Александр чистосердечно пожаловался ему на жизнь и незаслуженные гонения от своих же, и тот посодействовал его переводу в Латвию, где открылось место настоятеля храма в селе Тихом, которое официально по-латышски именовалось Текексне. Здесь отец Александр впервые зажил спокойно и безмятежно, обожаемый паствой и не обижаемый властями. Сыновья его были пристроены в Москве и Ленинграде, трое старших тоже стали священниками, младший служил моряком в Севастополе, и можно было теперь насладиться полнотой своего цветущего шестидесятилетнего возраста, когда в мужчине постепенно угасают чадящие страсти и распахивается радость мудрого собеседования с Божьим миром. К этому времени в бороде и власах батюшки Александра стали образовываться благородная и весьма пригожая седина. Матушка Алевтина, более всего любившая читать писателя Николая Лескова и заимствовать из его сочинений разные забавные слова, ласково называла мужа: — Зайчик мой подседелый. Через пару лет, Латвия вкупе с Литвой и Эстонией вошла в состав СССР. Тревожное время! Всюду шли аресты, всюду свирепствовали «органы бесоопасности», как тайком называл их отец Александр. Кто знает, что могло прийти им в рогатые головы? Возьмут да и тряхнут подседелого зайчика: «А за что это ты, поп, на Урале в лагерях обретался». Но Бог явил милость, и протоиерей Александр Ионин вышел из этого периода своей жизни без единой царапинки. А каково же было ликование, когда на место Августина назначили нового митрополита, и им оказался не кто иной, как родная душа — Сергий Воскресенский! О таком можно было только мечтать. Живи да восхищайся милостью Творца! И на тебе! — прошло всего три месяца с тех пор, как дорогой друг стал митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии, то есть первосвященником всея Прибалтики, новая беда пришла откуда не хотелось. И вот теперь отец Александр ехал к своему другу с новыми треволнениями — что это за война такая и чего от нее ожидать? 6

http://azbyka.ru/fiction/pop/

Коломенская семинария является научным образовательным центром Московской епархии. В отчетном году в ней неоднократно проходили различные мероприятия: чтения, конференции и встречи преподавателей духовной школы с учителями и учениками различных образовательных учреждений Коломны. Издан очередной, 5-й выпуск «Трудов Коломенской духовной семинарии». Активную деятельность осуществляет хор Коломенской православной духовной семинарии под управлением проректора иеромонаха Константина (Островского). На базе этого хора сформирован хор духовенства Московской епархии, который участвует в значимых событиях церковной жизни. Так 7 февраля, в день памяти святых новомучеников и исповедников Российских, и 18 октября, в день памяти Первосвятителей Московских, хор участвовал в богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля, а также пел на праздники Пасхи и Рождества Христова в Новодевичьем монастыре. 10 октября хор принимал участие в мероприятиях, входивших в программу Первосвятительского визита в Орехово-Зуево. В уходящем году продолжилось строительство нового комплекса зданий семинарии. Сейчас практически завершено возведение всех трех корпусов комплекса: административного, учебного и жилого. Проложены наружные инженерные коммуникации. Начинаются отделочные работы и прокладка инженерных коммуникаций внутри зданий. Газовая котельная и хозяйственный корпус готовятся к сдаче в эксплуатацию. Большое внимание в Московской епархии мы уделяем работе с молодежью. Проведена научно-практическая конференция «Молодежь и религия», которая состоялась 18 ноября в помещении Московского Государственного областного университета в городе Москве. Организаторы этого форума — Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодежью Московской области и Епархиальный отдел по делам молодежи. Тема XI конференции была: «Пастырь и молодежь», и она связана с Годом учителя в России, а так же была призвана объединить церковную и светскую общественность в решении практических вопросов молодежной работы.

http://patriarchia.ru/db/text/1345976.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010