560 (Ст. 34). Самаританский текст, говорят Англ. Комм. Библия (in loco), включает в это место указание на жертвенник для курений, который стоял в середине, против входа у завесы (XXX, 1–10), и буквально повторяет первые десять стихов главы ХХХ-й, где он упомянут. Но в других списках этого места нет, хотя казалось бы, что здесь следовало бы упомянуть о жертвеннике курений. Внесение ковчега откровения и упоминание особо крыши с херувимами (очистилише, седалище милосердия), указывает на важность этого предмета, который независимо от ковчега имел свое особое значение. 561 (Ст. 35). Мы во вступлении объяснили уже, что светильник стоял по левую сторону входящего в скинию, а стол предложения по правую его сторону, но что на священном языке сторона (южная) светильника называлась правою, а сторона (северная) стола предложения называлась левою. Завеса входа в скинию 562 (Ст. 36). Передняя завеса, отделявшая скинию от двора ее, была также богата как и внутренняя завеса и как покров скинии. Между нею и внутреннию завесою была только та разница, что на ней не было херувимов, и о ней сказано, что она была «узорчатой работы», т. е. по всей вероятности на ней были вытканы или вышиты (так переводит это слово узорчатой Англ. Библия), арабески и узоры. О. Герлах указывает, что стало быть стоящему вне скинии не было видно херувимов и только входящий в нее видел их изображения и на завесе и на верху. Этим определяется таинственное значение этих напоминаний мира духов, в который проникнуть может плотский человек только верою, входя во святилище. Жертвенник всесожжений 563 (Ст. 1). Жертвенник медный (XXXIX, 39) или жертвенник всесожжения (XL, 5, 6) стоял, как мы уже знаем, против входа в скинию на дворе ее, ближе ко входу во двор; между ним и скинией стоял умывальный бассейн. В длину и в ширину он имел более сажени (7 1 / 2 фут); высота его три локтя составляла 5 ½ фут, поэтому, как увидим ниже, он имел в половине вышины своей закраину или ступень, или к нему делалась насыпь, на которой, по всей вероятности, становились священники при жертвоприношении. О том, почему он был деревянный и пустой, мы скажем ниже. (См. ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Храм состоял из трех частей: притвора, святилища и Святого святых. Притвор занимал 10 локтей всего помещения храма и украшен был двумя великолепными бронзовыми колоннами (Иахин и Воаз) в 18 локтей высоты каждая, кроме особых капителей, украшенных дорогой резьбой, представлявшей венцы наподобие лилии с гранатовыми яблоками на цепочках. Святилище, или среднее помещение, имело 40 локтей в длину и 20 в ширину (в скинии 20x10 локтей) и Святое святых представляло кубическое помещение в 20 локтей в длину, ширину и высоту (в скинии 10 локтей во всех трех измерениях). Вся внутренность храма была богато украшена дорогой резьбой и золотом. Над ковчегом завета, поставленном во Святом святых, были поставлены два херувима резной работы, покрытой золотом. Своими внутренними крыльями они соприкасались между собой над ковчегом, а внешними касались стен храма. В святилище кроме кедрового и покрытого золотом жертвенника кадильного поставлено было семь золотых светильников (на место одного в скинии) и стол хлебов предложения был заменен десятью золотыми столами, на которых кроме хлебов предложения помещались и все золотые сосуды, необходимые при богослужении. Храм был окружен двумя обширными дворами, обнесенными стенами. Двор внешний назначен был для народа, а двор внутренний для священников. На последнем находился огромный медный жертвенник, к которому нужно было подниматься по ступеням лестницы, перемежавшейся тремя площадками. Тут же пред притвором было «медное море», т.е. огромный медный умывальник, названный так по обширности своего объема, имевшего пять локтей высоты, 10 в диаметре и 30 в окружности. Он стоял на двенадцати медных волах, которые по три были обращены к четырем странам света, и имел изящный вид шестилиственной лилии. Рядом с ним находилось десять меньших умывальников для омовения жертв. В общем, храм представлял собою великолепное по богатству материалов и изяществу работы и украшений здание, высившееся на самой вершине горы Мориа. Вход с него был с востока и вел вверх по склону горы сначала во двор внешний, оттуда на несколько ступеней выше во двор внутренний, от которого также на несколько ступеней выше стоял уже притвор храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

По крайней мере, это ясно указано о жертвеннике, впоследствии воздвигнутом Ездрою на месте жертвенника Соломонова. С устроением храма, в виду необходимости возвысить жертвенник, чтобы сделать его видным, собиравшемуся в храме народу, было, кажется, отменено постановление не употреблять ступеней или лестницы при жертвеннике. По крайней мере, у пророка Иезекииля ( Иез.43:13–17 ) жертвенник всесожжений предписывается сделать из трех террас: каждая верхняя терраса должна быть одним локтем уже нижней, а восхождение на жертвенник в виде ступеней сделать на восточной стороне 109 . На основании этих немногих данных, невозможно восстановить полный вид жертвенника. Прилагаемый при сем рисунок жертвенника всесожжений принадлежит художнику Манжану; он принят в истории искусства Перро и считается одним из наиболее удачных. Но и против него нужно заметить, что: а) мера 20 локтей длины и широты жертвенника нарушается в нем лестницею, широта которой равна всей широте жертвенника; б) если сопоставить его с описанием Иезекииля, то ему недостает трех террас, постепенно суживавших его длину и ширину; в) на верхних углах нет рогов, безусловно необходимых при ветхозаветном жертвеннике; г) изображения львов, волов, указанные для других сосудов двора, для жертвенника всесожжений не указаны в библейском тексте. Рисунок 52. Жертвенник всесожжений по Манжану 2 . Другим внешним сосудом Соломонова храма был большой медный бассейн для воды, по величине называвшийся морем, круглый, 10 локтей в диаметре, 30 локтей в окружности (по LXX 3Цар.7:23 , – 33 локтя), 5 локтей высоты, подобно высоте капителей медных колонн, и 4 пальцев толщины в своих стенках, подобно толщине стенок медных колонн, вмещавший в себе воды 2000 батов (бат=20 литров) по кн. Царств или 3000 батов по кн. Паралипоменон. Представленные здесь измерения долго служили предметом споров. Со времени Спинозы (tract, theol. pol. 11:22) многие выставляют на вид неполную точность в показанном отношении диаметра к окружности. При диаметре 10 локтей окружность будет не 30 локтей, а 31 или 31,416.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но Ахаз пошел еще гораздо дальше. Будучи человеком развитого вкуса, как это понималось в то время, он старался сделать из Иерусалима соперника языческим столицам своего времени. Золотые и серебряные идолы сверкали по всем сторонам. Особенно поразил его воображение ассирийский жертвенник, который в позднейшее время он видел в Дамаске, и копия его была воздвигнута в Иерусалиме с чертежа, посланного туда царем ( 4Цар. 16:10 ). Он был вероятно сделан из тесанного камня, трехсторонний и украшенный скульптурами, и таким образом резко отличался от жертвенников израильских. Утренние и вечерние жертвы с этого времени приносились на этом новом жертвеннике, причем медный жертвенник Соломонов был употребляем для личных жертвоприношений самого Ахаза, потому что, подобно ассирийскому царю, которому он хотел подражать, он лично обращался к богам, когда это казалось ему нужным. Старый жертвенник однако же был сдвинут с своего почетного положения пред святилищем к северной стороне храма, и, на освобожденном таким образом месте, воздвигнут был этот новый жертвенник. Первосвященник Урия по-видимому без всякого сопротивления уступил этому нововведению, не противодействуя и при этом другим переменам, к которым вело оно. Медные быки, на которых стоял великий умывальник, в позднейшее время были взяты для того, чтобы заплатить дань Ассирии, и на место них поставлен был каменный пьедестал, причем малые медные умывальники на колесах, металлический покров над царским седалищем на храмовом дворе и медные украшения царского входа в храм, испытали ту же самую участь. В своей страсти ко всему ассирийскому, как бы для того, чтобы показать не только свой вкус, но и свое грубое раболепство, Ахаз пошел еще дальше и ввел всю систему месопотамского идолопоклонства. Он принял в Иерусалиме боготворение солнца и луны и всех сил небесных, как оно совершалось на берегах Тигра ( 4Цар. 23:5 ). Белоснежные священные кони и великолепные колесницы, посвященные, как это было в Ассирии, солнечному богу и употреблявшиеся на торжественных праздниках, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами ( 3Цар. 6:36 ; 3Цар. 7:12 ). Внутр., или «верхний», двор ( Иер. 36:10 ) был предназначен для священников ( 2Пар. 4:9 ) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения ( 2Пар. 4:1 ; ⇒ Жертвенник всесожжения), возможно, жертвенник скинии (см. 1Пар. 21:29 ; 3Цар. 8:4 ), литое из меди ⇒ «море» ( 3Цар. 7:23–26 ) и десять передвижных подстав с умывальницами ( 3Цар. 6:27–39 ; ⇒ Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба ( 3Цар. 6:15–22 ; ⇒ Воаз, 2 ⇒ Иахин, 4); г) в Святом помещался ⇒ жертвенник курения, называемый также «золотым жертвенником» ( 3Цар. 7:48 ); десять золотых семисвечных светильников – по пять на каждой продольной стороне ( 3Цар. 7:49 ); десять столов для хлебов предложения – по пять на каждой стороне ( 2Пар. 4:8 ), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе ( 3Цар. 7:48 ); д) в Святом Святых находился ⇒ ковчег завета, над которым возвышались два позолоченых ⇒ херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены ( 3Цар. 6:23–28 ; 2Пар. 3:10–13 ). III. ИСТОРИЯ ХРАМА Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля ( 3Цар. 8:14 ). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане ( 3Цар. 12:26–29 ). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены ( 3Цар. 14:26 ; 4Цар. 14:14 ) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям ( 4Цар. 12:18 ; 4Цар. 16:8 ; 4Цар. 18:16 ). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением ( 4Цар. 16:14.17 ; 4Цар. 21:7 ; 2Пар. 24:7 ), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом ( 4Цар. 12:1 ; 4Цар. 22:3–7 ; 2Пар. 29 ), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям ( Иер. 7:4 ). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен ⇒ халдеями (Вавилоном) ( 4Цар. 25:8.9 ). ⇒ Скиния (IV). IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Святая Святых находилась всегда на западе, вход был с востока, южная сторона называлась правою стороною, северная левою, потому во-первых, что таков был издавна обычай древних народов (сравни глав. XIV кн. Бытия ст. 15 прим. 14-е. Свящ. Летописи; и митр. Филарета зап. На кн. Бытия ч. II, 119), во вторых, потому что предполагалось во святая святых таинственное присутствие Иеговы и, по человеческим понятиям, обращающиеся к Нему с молитвою предстояли пред лицем Его, а потому страна южная была Его правою рукою, а северная левою. Приближаясь к зданию, окруженному оградою вышиною в 7 1 / 2 фут (5 локтей), мы видим ряд столбов, завешанных белым виссоном, ограждающим пространство в 150 футов длины (100 локтей) и 75 футов ширины (50 локтей), посреди которого высится изящная огромная Скиния, стоящая в задней части двора. Прямо против ее входа, находится вход во двор, шириною в 20 локтей (30 фут), а при входе во двор мы видим перед собою жертвенник и несколько далее медный бассейн. Скиния представляется нам в виде обширной палатки с поднятыми и натянутыми боками, в средине которой помещается деревянное здание, завешанное спереди великолепною завесою с вышитыми по ней узорами но без херувимов 525 , трех священных цветов. Завеса эта прикреплена к пяти столбам поддерживающим палатку со стороны входа. Войдя в деревянную постройку святилища, мы видим над нами раскинутый изящный покров (вероятно) голубого цвета с вытканными по нем пурпуром и кармином херувимами. Та же материя представляется нам в виде завесы, отделяющей святилище от Святая Святых. – В самом Святилище на южной его стороне близ завесы стоит светильник с семью ветвями держащими лампы, в которых горит непрестанно огонь; на северной стороне против светильника стол, обложенный золотом с золотым кругом его венцом, на котором лежат хлебы предложения. В середине перед завесой, прямо против ковчега, стоящего за завесой, находится маленький жертвенник для жервы благоухания (для курений). Этот жертвенник имеет роги, как и большой жертвенник всесожжений, стоящий на дворе ( Лeb. IV, 7 ). Если мы посмеем проникнуть за завесу, то посреди Святая Святых мы увидим ковчег, в котором хранятся скрижали, а над ним крыша с двумя преклоненными херувимами. Таков был общий вид скинии, которую подробнее мы рассмотрим при чтении текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Существует и еще одно различие между двумя категориями жертв. Ни одна из первых трех жертв не отождествляется ни с поводом, который побуждает принести жертву, ни с нарушением, которое делает ее необходимой. Жертвоприношение должно быть спонтанным, жертвы, приносимые Богу в порыве хвалы и благодарности. Конечно, мы читаем в 1:4, что всесожжение приносится для «очищения грехов». Мы также должны заметить, что фраза «и приобретет он благоволение» является уникальной – она не встречается ни в описании 4-й, ни в описании 5-й жертвы, и важная фраза – «и прощено будет ему» – здесь отсутствует. Напротив, последние две жертвы предназначены для особого случая: «Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних» (4:2). Эта жертва охватывает случаи неосторожного нарушения Божьих запретительных законов. Жертва повинности такясе обращена к неосторожным нарушениям, но не в сфере запретительных законов, а в сфере «посвященного Господу» (5:15). Первая касается грехов совершенных преступлений, а вторая – грехов, связанных с упущением. Совершенно ясно таким образом, что последние две жертвы, в отличие от первых трех, являются искупительными по своей природе. В этом случае жертва приносится, чтобы получить прощение греха. Исходя из этого разграничения, в библейском повествовании появляется третье различие между двумя категориями жертв. Это различие касается использования крови. В первых трех жертвах (в действительности только в жертве всесожжения и мирной жертве) священник кропит кровью приносимых в жертву животных на жертвенник, находящийся у входа скинии собрания,– медный жертвенник (1:5, 11, 15; 3:2, 8:13). Та же самая процедура сопровождает принесение жертвы за грех кого-нибудь из начальников или главы колена (4:25) и жертвы за грех обычного человека (4:30:34). Однако в случае жертвы за грех либо священника, либо всего собрания картина меняется. В этих двух ситуациях кровь приносится священником в скинию собрания. Затем он кропит кровью семь раз перед завесой, которая отделяет святилище от Святого Святых. Немного крови кропится на роги жертвенника курения (т.е. внутренний жертвенник). Остальная кровь выливается у подножия медного жертвенника, который находится у входа в скинию собрания (4:5–7, 16–18). Таким образом, Библия говорит, что чем выше положение нарушителя, тем больше его проступок. В дополнение Книга Левит (6:30) строго запрещает есть плоть жертвы за грех , если кровь животного была внесена в скинию собрания. В этом случае жертву нужно сжигать, а не употреблять в пищу. (Предвосхищая обсуждение дня Искупления (день Примирения) – 16-я глава, – позволю себе вкратце заметить, что в этот день кровь жертвы вносилась в Святое Святых (16:14:15) – процедура, которая не позволялась ни одним из жертвенных ритуалов ( Лев.1–7 ).)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Находка этих жертвенников разрешила еще одно недоумение библеистов: согласно тексту (см.: 2Пар. 4, 1 ), жертвенник в Храме Соломоновом был не каменный, а медный или, по некоторым спискам, – бронзовый. Кроме того что это не соответствует повелению о создании жертвенника из камня, совершенно непонятно, как такой жертвенник мог выдерживать огонь, круглосуточно на нем горевший (см.: Лев. 6, 12 ), ведь температура горения – около 1 000 °С: уже при 840 градусах медь размягчается, а при 1 010 градусах – плавится. Ответ заключается в том, что жертвенник Храма Соломонова, так же как и жертвенники неканонических святилищ, скорее всего, был каменным, но, подобно им, был увенчан массивной бронзовой либо медной окантовкой «с рогами». Для реконструкции Храма Соломонова важно и то, что обмеры найденных жертвенников свидетельствуют: при создании культовых сооружений израильтяне пользовались не «обыкновенным» локтем в сорок три целых и две десятых сантиметра, а относящимся к израильской праистории египетским «царским» локтем, – т. е. в локоть с ладонью ( Иез. 40, 5 ). Так как все размеры найденных жертвенников кратны египетскому стандарту в пятьдесят два целых и три десятых сантиметра, то следует предположить, что и размеры Храма Соломонова были несколько больше тех, о которых говорили прежние исследователи. Кроме величественного Храма, эпоха царя Соломона ознаменовалась возведением и иных сооружений – до наших дней сохранились фрагменты городских стен и ворот в древних Газере, Гацоре/Асоре и Мегиддо. В перечне строительных работ Соломона (см.: 3Цар. 9, 15 ) эти города названы сразу после Иерусалима. Каждый из них был окружен двойной стеной, состоящей из параллельных кладок. Пространство между внутренней и внешней стеной было разделено перемычками на ряд внутренних помещений-казематов. Ворота защищали две квадратные башни, надстроенные над стеной (в Газере и Мегиддо) или примыкающие к ней (в Гацоре/Асоре). За ними, с обеих сторон прохода, располагалось по три сторожевых помещения. Наверху, над воротами, возможно, были дополнительные перекрытия. В Газере и Мегиддо внешние ворота находились почти перпендикулярно к внутренним – известная хитрость, облегчающая защиту города. Все укрепления строились по схожему плану. В Мегиддо к Соломонову времени относится создание огромного строительного комплекса, идентифицированного рядом исследователей, начиная с открывшего его в 1928 г. П. Ги, как царские конюшни. Они, по их мнению, соответствовали библейским сведениям о строительстве Соломоном городов для колесниц и городов для конницы (см.: 3Цар. 9, 19 ) и о наличии у него тысяч колесниц и всадников, которых он разместил по колесничным городам, об особом внимании его к лошадям, которых приводили из Египта и из Кувы ( 3Цар. 10, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вот как в новейшее время понимают устройство всей скинии. (Fergusson; Cook etc): 520 Самая скиния, независимо от двора или ограды, ее окружавшей, была обширная палатка сорока локтей (60 футов) длины при двадцати локтях (30 футах) ширины. Она состояла однако не из одних покровов, о которых мы скажем ниже, а стены ее состояли из стоячих брусьев (или досок), составляемых плотно один к другому и вставляемых в серебряные подножки или пьедесталы. Брусья эти связывались посредством жердей, проходивших в кольца ввинченные в каждый брус. Середная жердь была цельная, по всей длине стены (она могла быть и составная), остальные же жерди были только вполовину длины всей стены. Стены из брусьев обнимали собою три стороны скинии; вход, всегда обращенный к востоку, оставался открытым. Кроме стены, спереди скинии и сзади ее по всей вероятности находилось по пяти столбов, из которых средний был высший, а по два с боков понижались, образуя остов палатки. Средние столбы, составляя средину палатки по длине ее, связывались середнею жердью, служившею главною опорою перекинутых через нее покровов скинии. Каждая система столбов связывалась между собой стропилами под прямым углом и быть может, (что не совершенно ясно), жерди по длине палатки были пропущены и от меньших столбов для поддержания с боков покровов образующих крышу. Независимо от брусьев, образующих стены скинии, ряд брусьев по 20 на каждый длинной стороне двора, и по 10 на коротких его сторонах, завешанных кругом тканями составляли около скинии ограду о которой мы говорили выше. Площадка, находившаяся перед скиниею, в пределах ограды была местом жертвоприношений и здесь по средине двора стояли: а) ближе к скинии медный умывальник или лучше сказать, бассейн для омовения; и б) ближе ко входу во двор жертвенник.– Этот жертвенник был деревянный ящик, обитый медью с рогами по углам, который вероятно наполнялся при постановке скинии землею или каменьями; а при снятии ее уносился на шестах, продетых сквозь кольца, точно так как носились все другие священные предметы составлявшие принадлежность скинии 521 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

4 медный жертвенник. Этот упоминаемый также в 3Цар. 8,64 и 4Цар. 16,14 жертвенник был главным в построенном Соломоном храме. 4 море литое. В построенном Соломоном храме оно соответствовало «медному умывальнику» Моисеевой скинии ( Исх. 30,18 ). Содержащаяся в этом «море» вода использовалась для ритуального омовения священников (4,6). 4 подобия волов. В 3Цар. 7,24 читаем: «подобия огурцов». Букв.: «Те, что выглядели, как волы». В рассматриваемом стихе говорится, что «огурцы» выглядели «как волы». 4 на двенадцати волах. См. ком. к 3Цар. 7,25 . Быки смотрели по трое в каждую из сторон света, что соответствовало, вероятно, тому, как израильский стан располагался вокруг скинии ( Чис. 2 ). 4 до трех тысяч батов. В 3Цар. 7,26 сказано, что «море» вмещало две тысячи батов воды. Здесь, вероятно, имеет место ошибка древнего переписчика, поскольку древнееврейские слова, означающие две и три тысячи, очень схожи между собой. 4 священнический двор и большой двор. Оба двора упоминаются в 3Цар. 6,36; 7,12 . В большом дворе стоял народ, не принимающий непосредственного участия в храмовом богослужении. 4 Хирам. Т.е. Хирам-Авий, ремесленник, посланный тирским царем Хирамом (2,13; 4,16). 4:11–22 При описании того, что сделано Хирам-Авием, летописец следует 3Цар. 7,40–50 . Глава 5 5 посвященное Давидом. Летописец подчеркивает непосредственную связь между сделанными Давидом приготовлениями и строительством храма, осуществленным Соломоном. 57,10 В описании освящения храма летописец близко следует 3Цар. 8,1–66 . Это описание делится на четыре части (порядок которых можно представить в виде схемы А Б Б» А): торжественное внесение ковчега в храм (5,2 6,2), благословение Соломоном народа (6,3–11), вознесенная Соломоном освятительная молитва (6,12–42), завершающие церемонию торжества (7,1–10). 5 все Израильтяне. Это выражение присутствует и в 3Цар. 8,2 ; летописец повторяет его, желая показать, что в своем начинании Соломон встретил всенародную поддержку (см. ком. к 1Пар. 11,1 ). в седьмой месяц. Т.е. в месяц Тисри (в 3Цар. 8,2 Афаним), в который было предписано отмечать праздник Кущей. Строительство храма было окончено в восьмой месяц седьмого года царствования Соломона ( 3Цар. 6,38 ). Следовательно, можно предположить, что храм был освящен одиннадцать месяцев спустя после того, как был построен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010