Но на великих отпустах после указанного начала бывают воспоминания: 1) дней седмицы (см. 805–806 стр. печатного оригинала), 2) «святых славных и всехвальных апостол», 3) святых храмовых (но где храм Рождества Христова, или Богоявления и проч., там «в седмичнем отпусте не возглашаются никогда праздничнии отпусты»), 4) святых числа месяца (рядовых), причем на отпустах литургии присоединяется ещё воспоминание «святого, егоже бывает литургия», 5) святых покровителей города, особенно местно-чтимых (на что в Служебнике нет указаний, но воспоминания сих святых имеются в «Последов. у.в.п.» и эти воспоминания обычаем приняты в церковной практике), 6) святых праведных богоотец Иоакима и Анны» (см. Служеб.). В великих отпустах, печатаемых в «Последов. у.в.п.», после «святых славных и всехвальных апостол», положены следующие воспоминания и в таком порядке: «иже во святых отец наших, митрополитов киевских, Михаила и священномученика Макариа: святых и благоверных российских князей, Владимира и Ольги, Бориса, Глеба и Игоря: святые великомученицы Варвары: святых и праведных богоотец Иоакима и Анны и святого, егоже есть храм и егоже есть день: преподобных и богоносных отец наших Антония и Феодосия и прочиих чудотворцев печерских и всех святых, помилует», и т.д. Великие отпусты положены в конце вседневной и великой вечерен, после утрени (в конце её, а иногда в конце непосредственно следующего за ней 1-го часа) и в конце литургии; причем нужно иметь в виду, что на вечерне (так как она относится к следующему дню) на отпустах всегда воспоминаются святые следующего дня, даже и в том случае, когда служба святому переносится на другой день (см. Уст., отдание Пасхи). На малом отпусте, творимом «в повечерии, и в полунощнице, и в часех», а также и в малом повечерии (см. Уст., 2 гл.), только возглашается (имеющееся в великом отпусте, положенном для субботы): «преподобных и богоносных отец наших», – в течение всей седмицы, и лишь «в неделю на полунощнице и в часех прилагается в начале»: «Воскресый из мертвых».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Первая часть великого повечерия начинается с шестопсалмия (4, 6, 12, 24, 30, 90 псалмы). Эти псалмы по тематике соответствуют вечернему времени суток, соотносятся с темой отхода ко сну. Если после шестопсалмия на утрени возглашается «Бог Господь» и поется тропарь, то после шестопсалмия повечерия аналогичным образом поется «С нами Бог» и тропари. Далее читается Символ веры , молитва святым, Трисвятое по Отче наш, Тропари, завершающие молитвословия и молитва. Таким образом, основная тема первой части – отход ко сну. Структура второй и третьей части великого повечерия Вторая часть повечерия имеет покаянный характер. Эта часть включает 50, 101 псалом, молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш, Тропари, завершающие молитвословия и молитву. Тропари этой части – покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». В праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, храмовые тропари заменяются кондаком праздника. Третья часть имеет славословный, хвалебный характер. Она состоит из 69, 142 псалма, Великого славословия (которое читается на утрени, только вместо слова «день» читается слово «ночь»), канона, «Достойно есть», Трисвятого по Отче наш, «Господи сил с нами буди…» и 150 псалма. Далее читается 40 раз «Господи, помилуй», «Иже на всякое время», совершаются великие поклоны, читается Трисвятое по Отче наш, молитвы, и бывает отпуст и чин прощения. Если на первой части читается канон Андрея Критского , то 69 псалом переносится в начало повечерия. Если повечерие совершается в составе всенощного бдения, то после славословия на третьей части совершается выход на литию, а дальнейший порядок службы повторяет порядок всенощного бдения. Малое повечерие Малое повечерие состоит главным образом из молитвословий третьей части великого повечерия. От первой части великого повечерия в малом имеется Символ веры , а из второй части – 50 псалом. Устав о каноне на повечерии и о пении «Господи сил» На повечерии обычно читается канон Богородице из Октоиха. Не полагается читать канон на повечерии в следующих случаях:

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

2. Понедельник 5-й седмицы. Прп. Тита чудотворца. Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 4-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры прп. Тита чудотворца, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Помышления нечиста...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Архангельски воспоим...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними (с 5 апреля – четверга 5-й седмицы Великого поста). Примечание. В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повечерии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] поем службу прилучившагося святаго в четверток Великаго канона» (Триодь Постная, «В Неделю поста] вечера»). По Типикону же, «службу Минеи прилучившагося святаго в четверток Великаго канона поем во вторник седмицы поста – Сост.] на повечерии» (Типикон, «В туюжде Неделю поста] вечера»). Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы. В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях . Неделя 4-я поста (вечер) с 5 апреля ( с четверга 5-й седмицы ) с 28 апреля (с Субботы Светлой седмицы) Понедельник 5-й седмицы (вечер) с 7 апреля (с субботы 5-й седмицы) с 29 апреля (с Недели Фоминой)

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-15/

Далее совершается вынос плащаницы и положение ее на середину храма. При соборном служении четыре священника поднимают плащаницу на специально приготовленных шестах, а предстоятель (архиерей или старший священник) с Евангелием в руках становится под плащаницу. Процессия выходит из алтаря северными дверьми, подходит к царским вратам, где предстоятель произносит «Премудрость, прости». Затем процессия движется к середине храма, где плащаница полагается на специально приготовленное возвышение. Совершается каждение плащаницы с троекратным обхождением вокруг престола. В это время поются тропари, первый из которых посвящен погребению Христа, а второй – Его воскресению: Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Вечерня. Тропари по «Ныне отпущаеши». Благообразный Иосиф с лрева снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями, во гробе нове покрыв положи.  Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое тело, обвил его плащаницей и, умастив благоуханиями, положил в новом гробе.  Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь.  Ангел, представ при гробе женам-мироносицам, возгласил: миро подобает мертвым, Христос же оказался нетленным. Как правило, сразу же после выноса плащаницы священнослужители читают «Канон на плач Пресвятыя Богородицы» (Устав предписывает читать его в кельях на малом повечерии). Авторство канона усваивается византийскому поэту X века Симеону Логофету; многие тропари написаны от лица Богородицы, Которая обращается к Своему возлюбленному Сыну со скорбными и недоуменными вопрошаниями: Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 3. Се, Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.  «Вот, Свет Мой сладкий, Надежда и Жизнь Моя благая, Бог Мой угас на кресте, Я внутренне терзаюсь», – говорила Дева, рыдая. Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 5.  Едину Надежду и Живот, Владыко, Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.  «Ты был единой Надеждой и Жизнью, Владыка, Сын и Бог Мой, и светом очей для Меня, рабы Твоей, ныне же Я лишилась Тебя, сладкое Мое Чадо и любимое». Триодь постная. Святой и Великий Пяток. Повечерие. Канон. Песнь 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Часы 3, 6 и 9 и чин изобразительных совершаются, как указано для Великого Пятка, с прибавлением лишь тропаря и кондака Благовещения. Литургия совершается св. Иоанна Златоуста в соединении с вечернею – обычным порядком (по уставу положено начинать во 2-м часу; начинается же в 12-ть и ранее). На «Господи, воззвах» поются стихиры дня (на 6) и Благовещения (на 4), «Слава» – дня («О како законопреступный собор...»), «И ныне» – Благовещения («Послан бысть...»). По входе – прокимны и паремии дня, а затем – 2 паремии Благовещения. По малой ектении и «Трисвятом» – прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а потом дня. Задостойник и причастен Благовещения. Вынос плащаницы в праздник Благовещения, случившийся в Великий Пяток, должно совершать на малом повечерии следующим порядком: «К повечерию в 5 ч. пополудни благовест в большой колокол и полный звон во вся. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие – в малое. Плащаницу заблаговременно полагают на престол. Повечерие начинается по обычаю. По прочтении «Верую во единаго Бога...» отверзаются царские врата и поется стихира «Тебе одеющагося светом яко ризою...» В сие время настоятель, раздав свечи, кадит плащаницу на престоле, обходя кругом трижды. По пропении стихиры поднимают плащаницу с престола при пении тропаря: «Благообразный Иосиф...» и несут по обычаю на уготованное место. По положении плащаницы на место настоятель паки кадит оную кругом трижды, при пении другого тропаря: «Мироносицам женам...» По сем целование плащаницы, во время коего поют положенный уставом на повечерии канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. Повечерие оканчивается по указанному в уставе». По распоряжению митр. Филарета плащаница выносится в этом случае после заамвонной молитвы: «По подобию навечерия Богоявления надлежит: по заамвонной молитве петь стихиры на стиховне «И ныне»: «Тебе одеющагося...»; потом «Трисвятое» и при пении тропаря «Благообразный Иосиф...» – перенесение плащаницы, поклонение, целование и отпуст литургии. Малое повечерие с каноном должно быть отдельно в 4 ч. дня».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

7) Это «Трисвятое» называется «первым» (см. Уст., напр., 24 февр., «аще случится» «во един от дней постных»). 8) В Великом посту эти тропари не всегда одни и те же: в понед. и среду – одни, во вторн. и четв. – другие (см. Часосл.); о повечерии пятков (на субботы) – см. на 564, 569 и 583 стр. печатного оригинала; на праздники святых с полиелеем (Уст., 24 фвр., 9 мрт.) и на храмовые праздники (34, 35 хр. гл.) святым, случившиеся во вторн., среду, четв., пятн. и субботу, вместо песнопений Часослова, – тропарь праздника, на «Слава» и «И ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря святому; если предпразднство Благовещения случится в субботу 3-й или 4-й нед., то поётся тропарь предпразднства (Уст., Мр. гл. 24 мар.). На праздники Рождества Христова, Крещения, Благовещения положен тропарь праздника. 9) Это «Трисвятое» называется «вторым» (см. Уст., напр., 25 март.). 10) Кондак праздника поётся на великие праздники и на праздники храмовые, случившиеся в седм. дни – вторн., среду, четв., пяток и субботу Вел. поста; но на праздники с полиелеем (когда повечерие совершается отдельно от утрени) в указанные дни Вел. поста поются тропари покаянные: «Помилуй нас Господи» и проч. (см. Уст., 24 фвр., 9 мрт.). 11) В Уставе, в послед. понедел. 1-й седм. Вел. поста, после «Приидите поклонимся», сказано: «и метания три». 12) В первые 4 дня 1-й седм. Великого поста 69-й псалом читается раньше (см. 4 прим.), а здесь опускается. 13) Это славословие отличается от того, которое поётся на утрене (см. ниже примеч. к утрене). – В первые 4 дня 1-й седм. Великого поста, после славословия непосредственно следует: «Трисвятое». – В Уставе под 26 марта есть такое замечание: «повечерие поем малое», «без поклонов», «точию на Слава в вышних 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по Честнейшую 3 великия поклоны», «и прочие 12, и на последнем Трисвятом 3 поклоны». Под выражением: «без поклонов», здесь разумеется отсутствие поклонов на начальном «Трисвятом» и на «Приидите поклонимся». Такое предположение подтверждается Уставом служб в пост Рождества Христова (см. Уст., 14 нбр.). Там о повечерии сказано так: «повечерие же поем малое сначала без поклонов, точию на Слава в вышних 3 Поклоны», и т.д. – во всём согласно с вышеприведённым указанием под 26 марта. – Исключая поклонов по возгласе «Боже ущедри ны» (в великую Четыредесятницу и прочие посты, когда поётся «Аллилуиа»), под поклонами на малом повечерии следует разуметь метания или малые поклоны (Христ. Чт. 1890, 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Каждый раз, когда владыка Лавр был в монастыре, он неизменно присутствовал на полунощнице в 5 утра и на малом повечерии в 7-30 вечера. Каждое утро он сам читал молитву св. преподобному Иову Почаевскому, покровителю Джорданвилльского монастыря, у его большой иконы. Источник: Православные.Ру Я приехал с паломнической поездкой в Джорданвилль 22 января 2007 года. Я давно хотел там побывать. У нас на полке стоят фильмы, снятые о монастыре в Джорданвилле и есть книги о нем. Наверное, так случилось потому, что инок Всеволод (Филипьев) — один из первых моих православных друзей — много рассказывал о своей обители и дал мне много книг о ней. Поэтому, приехав, я все узнал. Приложился к кресту на могиле брата Иосифа, дошел пешочком до часовни св. Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштадтского, через лес поднялся к большому трехметровому кресту, что стоит на границе монастырских владений. А оттуда, с пригорка открывается вид на американские, но, при этом, такие русские поля! А внизу, маленький-маленький, с крошечными луковичками храм Джорданвилльского монастыря, который при возвращении вырастал до 20-метровой высоты… Я старался побольше молиться — ходил на все полунощницы, литургии, малые повечерия. Каждый раз, когда владыка Лавр был в монастыре, он неизменно присутствовал на полунощнице в 5 утра и на малом повечерии в 7-30 вечера. Каждое утро он сам читал молитву св. преподобному Иову Почаевскому, покровителю Джорданвилльского монастыря, у его большой иконы. Каждое утро и каждый вечер, когда владыка был в обители (пару дней он отсутствовал по делам), я удостаивался вместе с другими монахами и послушниками благословления от его Высокопреосвященства. Мои привычки сыграли со мной шутку. Когда я служил в армии, в нашей части все жутко боялись полковника — начальника этой части. Когда он выходил на улицу — не только солдаты, но и офицеры старались где-то спрятаться. Так и я в монастыре, по этой 20-летней давности привычке, старался не попадаться на глаза митрополиту, хотя он, конечно, не дал мне повода его бояться. Один раз я сидел в типографии за компьютером в Интернете, читал свою почту (мне разрешил инок Всеволод) и вдруг заходит митрополит Лавр. Он тогда, видимо, не знал, кто я. Поэтому я быстро начал лепетать, что мне разрешил поработать инок Всеволод, и т.п… Владыка молча послушал меня, по-доброму посмотрел и ушел…

http://pravmir.ru/take-it-easy-pamyati-v...

В Святую Четыредесятницу вместо малого повечерия, читается великое. Содержание его и цель установления те же, какие указаны в малом повечерии, только великое распространено прибавлением псалмов, молитв, тропарей и других песнопений. В псалмах 4, 6, 12, 24, 30 и 90 выражаем надежду и упование наше на Бога, Защитителя нашего от всех врагов видимых и невидимых. В песни св. пророка Исаии 630 : c нами Бог разумейте языцы .... выражаем живейшее ощущение присутствия Божия с нами, потом благодарим Господа за проведенный день в тропарях: День прешед благодарю Тя Господи .... и испрашиваем молитвенного ходатайства пред Богом у святых угодников Божиих. В следующей за тем молитве святого Василия Великого , псалме 50 и 101 и покаянной молитве Манассии, царя Иудейского, исповедуем грехи свои пред Богом. В стихирах: Господи сил с нами буди и проч. выражаем молитвенное упование наше на Господа и на святых угодников Божиих, особенно на Пресвятую Богородицу. Все упование мое на тя возлагаю Мати Божия... Оканчивается повечерие те ми же молитвами, какими оканчиваем малое повечерие: Нескверная, неблазная и проч. Впрочем вместо обычного отпуста читается иереем молитва: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш .... , та самая, которая читается на литии во время Всенощного бдения. Присутствующие во храме в знак смирения своего пред Богом слушают сию молитву с долу-приклонением. В первую седмицу на повечерии читается Великий канон покаянный св. Андрея Критского , разделенный на четыре части и поемый в первые четыре дня первой седмицы Великого поста; с понедельника второй седмицы на великом повечерии всякий день читается канон Богородичен из Октоиха по гласу и канон тем святым по Минеи, которых службы отлагаются от субботы Лазаревой до недели Фоминой. Только на повечерии в первую неделю Святой Четыредесятницы читается канон святым пророкам из постной Триоди. Примеч. В уставе великое повечерие называется иногда мефимонами (μεϑ’ μν с нами) от того, что в нем воспевается песнь пророка Исаии: с нами Бог и притом выражение сие повторяется несколько раз в этой песни. § 192. Утреннее Богослужение Святой Четыредесятницы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 19. Повечерие Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие совершается во дни Великого поста и на праздники – на Рождество Христово и Богоявление; малое – во все прочие дни года. (О великом повечерии будет изложено в великопостном Богослужении, а здесь – о малом). Чинопоследование малого повечерия по часослову (III кл.). Дополнения из октоиха и минеи (IV кл.). После отпуста на вечерни иерей входить в алтарь, завешивает царские двери завесою, и в одной епитрахили возглашает: Благословен Бог наш. Чтец, по обычном начале, читает псалмы: (50) Помилуй мя, Боже .. (69) Боже, в помощь мою вонми... (142) Господи, услыши молитву мою... Слава в вышних Богу. Верую во единого. Канон молебный Божией Матери в октоихе, ирмосы по 1-жды. По каноне Достойно есть, Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Тропарь дню, святого и храму, в субботу вечера упокои гласа. Тропарь дню (в октоихе), святого (в минеи) и храму. Если же храм Господень или Богородицы, то сперва храму, потом дню и святому. Если храм Господень, то во вторник и четверть тропарь храму оставляется во весь год, а вместо его читается: Спаси, Господи, люди Твоя. И рядовые тропари: Боже Отец наших. Иже во всем мире мученик. Слава. Со святыми упокой, и ныне Молитвами, Господи, всех святых. Господи помилуй, 40. Иже на всякое время Честнейшую Херувим. По возгласе, молитвы. Нескверная, неблазная... И дажь нам Владыко Преславная Приснодево. Упование мое Отец. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше Слава и ныне Господи помилуй, 3-жды Отпуст малый. Ектенья помолимся о Благочестивейшем. Молитвами святых отец наших. Аминь. И рядовые тропари…. Если случится праздник Господень или Богородицы, то читается один кондак праздника, а рядовые дневные тропари оставляются. Изъяснение В последовании повечерия мы приносим покаяние во грехах, соделанных в течение дня, и испрапшваем у Господа и Божией Матери помощи и заступления от врагов нашего спасения в предстоящую ночь. Вместе с тем церковь наставляет нас вспоминать о сошествии Господа И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

свящ. Николай Оглоблин Глава III: О девятом часе, повечерии и полунощнице Время отправления и общийсостав 9-го часа § 101. Девятый час церковный, по времени, соответствует нашему 3-му послеполуденному часу; поэтому и Богослужение этого часа, за исключением тех дней четыредесятницы, в которые обедня совершается вместе с вечерней, или «одне часы» с этой последней службой, и еще очень не многих особенных случаев (о которых будет упомянуто в след. отд. нашего изложения), по большой части отправляется в после – полуденное время, именно перед Вечерней. – 198 Внешний его состав ничем особенным строго не отличается от Богослужебного состава прочих «часов»; а великопостовой его тропарь 199 , с некоторыми стихирами, так как и самое его название, напоминают великий и страшный час крестной смерти нашего Искупителя, и, таким образом, с одной стороны, возбуждают чувства покаянные, долженствующие отвращать нас от грехов, как от причины крестной смерти Божественного Искупителя нашего, с другой – вселяют надежду истинных вечных благ, как непременных для верующего плодов этой спасительной крестной смерти нашего Жизнодавца – Христа. Примеч. «Девятым часом» собственно оканчивается дневное, или «суточное общественное Богослужение»; но так как, из этого Богослужения, по принятому нами способу обозрения его, в нашем изложении не обозрены повечерие и полунощница; то мы, хоть и не у места, обозрим их здесь – наряду с 9-м часом, и именно в таком же сжатом объеме, какой дали обозрению этого последнего «часа». Время отправления и различные виды «повечерия» § 102. Само название: повечерие, показывает, что это Богослужение отправляется после вечерни, и отправляется именно в тех случаях, когда за вечерней непосредственно не следует утреня, а между той и другой службой бывает более, или менее продолжительный промежуток времени. – «Повечерие» у нас двух видов: одно великое, другое малое. «Великое» есть по преимуществу принадлежность великого поста и некоторых больших праздников; об нем, поэтому, и будет кратко сказано при изложении особенностей Богослужения великопостового и великопраздничного. Об малом же здесь заметим, что оно состоит: 1) кроме обычного начала церковных служб, из трех псалмов: 50-го, 69-го, 142-го; 2) Из чтения «великого славословия» « символа Веры » и двевного «канона»; 3) после чтения «трисвятого» с дневным тропарем, или кондаком, из трех известных молитв: к Господу Иисусу: Иже на всякое время…., к Пресв. Богородице: нескверная, неблазная, нетленная…, и наконец опять к Господу Иисусу: и даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души… с «малым отпуском», в заключение. Особенности и виды «полунощницы»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010