Святитель Иларион (Троицкий) и обновленческий раскол в Русской Православной Церкви. Статья 1 Краткая история развития обновленческого движения до освобождения святителя Илариона (май 1922 – июнь 1923 годов) Священномученик Иларион в Соловецком лагере Церковный переворот готовился усилиями ГПУ всю первую половину 1922 года под руководством Политбюро ЦК, где главным идеологом и разработчиком программы уничтожения Церкви с помощью раскольников был Л.Д. Троцкий . В ГПУ с 1921 года активно действовало 6-е отделение секретного отдела, которое до мая 1922 года возглавлял А.Ф. Рутковский, а затем Е.А. Тучков. В марте-апреле 1922 года была проведена основная работа по вербовке будущих обновленцев, проведены организационные собрания и инструктажи. Для того чтобы облегчить церковный переворот, были арестованы ближайшие к патриарху Тихону лица, в том числе в ночь с 22 на 23 марта 1922 года – епископ Верейский Иларион (Троицкий). 9 мая патриарх дал расписку в объявлении ему приговора о привлечении его к ответственности согласно решению Верховного трибунала и подписку о невыезде . В этот же день состоялся новый допрос патриарха в ГПУ. 9 мая по команде ГПУ из Петрограда в Москву приезжает группа обновленцев: протоиерей Александр Введенский, священник Евгений Белков и псаломщик Стефан Стадник . В.Д. Красницкий приехал ранее и уже провел переговоры с Тучковым. Красницкий возглавил группу «Живая церковь», созданную усилиями ОГПУ. Е.А. Тучков писал об этом так: «В Москве с этой целью под непосредственным негласным руководством ОГПУ была организована обновленческая группа, позднее назвавшаяся “живой церковью”» . А.И. Введенский прямо называл Е.А. Тучкова организатором церковного переворота . Власти решили инсценировать помилование осужденных на смерть Московским ревтрибуналом священников, обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей, для того чтобы облегчить обновленцам церковный переворот . Эта инсценировка была необходима для того, чтобы добиться от патриарха Тихона ухода от управления Церковью власти. Приговоренные к расстрелу московские священники были использованы чекистами как заложники, чтобы их возможным расстрелом шантажировать патриарха.

http://pravoslavie.ru/33329.html

Февраля 4 (17) Священномученик Андрей (Беднов) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Андрей родился 5 августа 1885 года в селе Сколково Московского уезда Московской губернии в семье крестьянина Георгия Беднова. С детства мальчик прислуживал в храме. Семья была бедная: отец работал сезонным рабочим, а мать занималась сельским хозяйством. Андрей Беднов до 1923 года нанимался работать на дачные участки. Получить систематическое образование он не смог, но усердно занимался самообразованием. В 1923 году по своему горячему желанию послужить гонимой Церкви Христовой Андрей Беднов принял священный сан и был определен на служение в Георгиевскую церковь села Ганусово Бронницкого района Московской области. В очередную волну беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в конце 1930-х годов власти приняли решение арестовать отца Андрея. Начальник Бронницкого отделения НКВД в конце января 1938 года вызвал на допрос двух священнослужителей Бронницкого района, которые уже неоднократно привлекались сотрудниками НКВД в качестве дежурных свидетелей. Они приписали отцу Андрею различные антисоветские выступления, которые якобы слышали от него. В ночь с 27 на 28 января 1938 года священник Андрей Беднов был арестован и заключен сначала в Бронницкое отделение милиции, а потом – в Таганскую тюрьму в Москве. 28 января состоялся допрос. – Следствию известно, что вы занимаетесь антисоветской агитацией, – признаете себя в этом виновным? – спросил следователь. – Антисоветской агитацией я не занимаюсь и не занимался, этого факта не было, и виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Андрей. Следователь зачитал показания лжесвидетелей, требуя от отца Андрея признания в возводимых на него клеветнических обвинениях. Однако священник все их отверг, категорически заявив, что виновным себя ни в чем не признает. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Священник Андрей Беднов был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. 19878. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Января 4 (17) Священномученик Павел (Фелицын) Составитель С. Н. Романова Священномученик Павел родился в 1894 году в семье священника Иоанна Фелицына. В то время они жили в селе Карпово Дмитровского уезда Московской губернии. После окончания школы и ремесленного училища Павел Иванович был призван в армию, где служил рядовым с 1915 по 1916 год. В 1916 году он попал в австрийский плен и находился там до 1918 года. В 1923 году многое изменилось в жизни Павла Ивановича. Умер его отец, и в том же году, несмотря на разворачивавшиеся гонения на Церковь , он стал священником. Первоначально местом служения отца Павла было село Горки Дмитровского района Московской области, а с 1931 года он стал служить в селе Леоново Ростокинского района (сейчас это территория Москвы) в храме Ризоположения. У отца Павла не было своей семьи, своего дома, он снимал квартиру у вдовы священника села Леоново Смирновой Александры Ивановны . Священник Павел был арестован 15 ноября 1937 года по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Таганскую тюрьму. На допросе следователь спросил: – Церкви какого направления принадлежите вы? – Я принадлежу к Тихоновской Церкви. – Следствию известно, что вы на квартире у Смирновой… проводили контрреволюционную агитацию… признаете, что это было так, или нет? – Нет этого не было… никакой контрреволюционной агитации против советской власти я не проводил, – отвечал священник. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника Павла Фелицына к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался 17 января 1941 года. Место его смерти и захоронения неизвестно. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. П-30358. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден 28 мая 1922 года. Арестован 15 июля 1922 года. Во владимирской тюрьме был с еп. Муромским Серафимом (Руженцевым). Без допроса освобожден 25 июля 1922 года. Арестован 10 сентября 1922 года. Во владимирской тюрьме был с еп. Крутицким Никандром (Феноменовым), впоследствии митрополитом Ташкентским, архиеп. Астраханским Фаддеем (Успенским), еп. Звенигородским Николаем (Добронравовым), еп. Вязниковским Корнилием (Соболевым), еп. Переславским Дамианом (Воскресенским) и еп. Суздальским Василием (Зуммером). Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край, считая началом срока 14 ноября 1922 года. В московской Таганской тюрьме был с еп. Коломенским Феодосием (Ганецким). В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся во изгнание 16 февраля 1923 года. Этап. Конец апреля – начало мая 1923 года. Вятская внутренняя тюрьма. В этапе следовал с епископом Дмитровский Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем): май 1923 года. Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский), епископ Звенигородский Николай (Добронравов): май 1923 года. Усть-Вымь: июнь – июль 1923 года. Усть-Сысольск: июль 1923 года – июль 1924 года (епископ Старо-Уфимский Аввакум [Боровков]). В Усть-Сысольском нарсуде пересуд по делу о ценностях: апрель 1924 года. Приговор: один год заключения. По кассации за давностью дело прекращено. Село Усть-Кулома. Митр. Кирилл (Смирнов), еп. Кинешемский Василий (Преображенский): июль 1924 года. Село Керчемье: июль 1924 года – январь 1925 года. Пробыл в Зырянском крае по приговору: май 1923 года – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 года – 20 января 1925 года. Возвратился во Владимир на церковное делание: февраль 1925 года. Арестован в Гавриловом Посаде Юрьевского уезда при поездке по епархии и препровожден во Владимир для " выяснения личности " : 9 сентября 1925 года.

http://e-vestnik.ru/analytics/afanasiy_s...

10 сентября 1922 г. Приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край, считая начало срока В Московской Таганской тюрьме был с епископом Коломенским Феодосием 14 ноября 1922 г. В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся в изгнание 16 февраля 1923 г. Этап В этапе следовал с епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским) и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) конец апреля – начало мая 1923 г. Вятская внутренняя тюрьма май 1923 г. Город Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородский Николай (Добронравов) май 1923 г. Город Усть-Вымь июнь-июль 1923 г. Город Усть-Сысольск Епископ Старо-Уфимский Аввакум июль 1923 г. В Усть-Сысольском народном суде пересуд по делу о ценностях Приговор: 1 год заключения. По кассации за давностью дело прекращено апрель 1924 г. Село Усть-Кулома. Митрополит Кирилл, епископ Кинешемский Василий июль 1924 г. Село Керчемье июль 1924 – январь 1925 г. Пробыл в Зырянском краю по приговору май 1923 г.–14 ноября 1924 г. Счетовод хозчасти июнь-июль 1928 г. Попов Остров август-сентябрь 1928 г. Город Кемь. Сторож склада Епископ Каменец-Подольский Амвросий (Полянский), епископ Вязниковский Герман (Ряшенцев) октябрь 1928 г. – декабрь 1929 г. Арестован 23 декабря 1929 г. Этапирован на Соловецкий остров 24 декабря 1929 г. Возвращен на Попов остров 1 января 1930 г. Болел сыпным тифом январь-февраль 1930 г. Пробыл в Соловецких лагерях: по приговору июнь 1927 г. – 2 января 1930 г. без приговора сверх срока 2 января – 23 февраля 1930 г. Этапирован в Туруханский край на три года Этап Тюрьмы: Ленинградские Кресты, Новосибирская, Красноярская пересыльная и внутренняя. В последней встретился с митрополитом Кириллом 23 февраля – 30 апреля 1930 г. апрель 1930 г. г. Красноярск, г. Енисейск, станки Старый Туруханск, Мельничное июнь 1930 г.– январь 1932 г. Получил известие о смерти матери, скончавшейся 16 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Приговорен к 2 годам ссылки в Зырянский край, считая начало срока – 14 нояб[ря] 1922 [г.] В Московской Таганской тюрьме был с епископом Коломенским Феодосием 20 . В одиночке Таганской тюрьмы освятил для себя походный антиминс во имя Всех святых, в земле Русской просиявших, и несколько антиминсов для раздачи отправлявшимся в изгнание – 16 февр[аля] 1923 г. Этап – конец апреля – начало мая 1923 [г.] Вятская внутр[енняя] тюрьма – май 1923 [г.] В этапе следовал с епископом Дмитровским Серафимом (Звездинским) 21 и епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем) 22 Г. Усть-Сысольск. Митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) 23 , архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородск[ий] Николай (Добронравов) – май 1923 [г.] Г. Усть-Вымь – июнь–июль 1923 [г.] Г. Усть-Сысольск 24  – июль 1923 [г.] – июль 1924 [г.] Епископ Старо-Уфимский Аввакум 25 В Усть-Сысольском нар[одном] суде пересуд по делу о ценностях. – апрель 1924 г. 26 Приговор: 1 год заключения. По кассации за давностью дело прекращено С. Усть-Кулома. Митр[ополит] Кирилл, епископ Кинешемский Василий 27  – июль 1924 г С. Керчемье – июл[ь] [г.] – янв[арь] г. Пробыл в Зырянском краю по приговору  – май г. – 14 нояб[ря] [г.] Пробыл без приговора сверх срока – 14 ноября 1924 г. – 20 января 1925 г. Возвратился во Владимир на церковное делание – февр[аль] 1925 г. Арестован в Гавриловом Посаде Юрьев[ского] у[езда] при поездке по епархии и препровожден во Владимир для «выяснения личности» – 9 сентября] 1925 [г. Освобожден – 10 сент[ября] 1925 [г.] Арестован – 2 янв[аря] 1926 г. Освобожден – 2 марта 1926 г. Назначен управляющим Ивановской епархией – ноябр[ь] 1926 г. Написал одну резолюцию – назначил преподавателя Владимирского Дух[овного] Училища Мих[аила] Алекс[?] [фамилия нрзб.] на священническое место в г. Шую. Предложено добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами. Отказался оставить вверенную паству. На замечание: «Если виновен, – судите», – получен ответ: «Нам не выгодно вас судить» – декабрь 1926 [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Приговор: два года ссылки в Зырянский край, считая с 14 ноября 1922 года. Тюрьмы: владимирская, московская Таганская (еп. Феодосий Коломенский [Ганецкий]), вятская. Этапы (еп. Серафим [Звездинский], еп. Николай [Ярушевич]) 10 сентября 1922 – 15 мая 1923 года. В Зырянском крае. Усть-Сысольск, Усть-Вымь, с. Керчемье (митр. Кирилл [Смирнов], архиеп. Фаддей [Успенский], еп. Николай [Добронравов], прот. [Владимир] Богданов, арх[им]. Неофит [Осипов]). В народном суде пересуд по делу о ценностях, один год заключения. За давностью дело прекращено в апреле 1924 года 198 . В Зырянском крае по приговору: 15 мая 1923 – 14 ноября 1924 года. Без приговора, сверх срока: 14 ноября 1924 – 20 января 1925 года. Возвратился во Владимир на церковное делание в феврале 1925 года. Арестован в Гавриловом Посаде при поездке по епархии 8 сентября 1925 года. Препровожден во Владимир для выяснения личности 9 сентября 1925 года. Освобожден 10 сентября 1925 года. Арестован 2 января 1926 года. Освобожден 2 марта 1926 года. Предложено уехать из Владимира или прекратить управление епархией. Отказался оставить вверенную мне епархию: декабрь 1926 года. Арестован 2 января 1927 года. Московская внутренняя тюрьма: 3 января – 30 апреля 1927 года. В одиночке с митр. Сергием [Страгородским] 23–28 [апр.?] 1927 года. За принадлежность к группе архиереев (архиеп. Корнилий [Соболев], еп. Григорий [Козлов]), возглавляемой митр. Сергием Страгородским , 3 года соловецких лагерей. Ленинградская пересыльная тюрьма: май 1927 года. Соловецкие лагеря (Разноволока, Чупа-пристань, Попов остров, г. Кемь). Сторож, счетовод хозчасти, сторож: июнь 1927 года. Арестован 23 декабря 1929 года. Отправлен на Соловецкие острова 24 декабря 1929 года. Возвращен на Попов остров 1 января 1930 года. Болел сыпным тифом: январь – февраль 1930 года. В соловецких лагерях: – по приговору: июнь 1927 – 2 января 1930 года. – без приговора, сверх срока: 2 января – 3 февраля 1930 года. Этапирован в Туруханский край на три года. Тюрьмы: ленинградские «Кресты», новосибирская, красноярские пересыльная и внутренняя (митр. Кирилл): 23 февраля – 30 апреля 1930 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

3 сент. 1909 г. К. был избран митрополитом Бератским (Велеградским), 23 июля 1911 г.- Веррийским, 10 февр. 1922 г.- митрополитом Кизическим, 26 июля 1932 г.- митрополитом Кесарийским. Член Свящ. Синода К-польской Церкви (с небольшими перерывами). Во время первой мировой войны К. в качестве митрополита Веррийского стал членом Архиерейского Совета в Фессалонике, к-рый управлял епархиями К-польского Патриархата на присоединенных к Греции территориях. К. являлся последовательным сторонником премьер-министра Греции Э. Венизелоса. На Высшем церковном суде в авг.-нояб. 1917 г. К. выступил за низложение Афинского митр. Феоклита I (Минопулоса) и ряда архиереев, бывших инициаторами предания анафеме Венизелоса в дек. 1916 г. В 1922 г. К. опубликовал доклад о неканоничности извержения из архиерейского сана Свящ. Синодом Элладской Православной Церкви Афинского митрополита Мелетия (дек. 1921), ставшего к тому времени К-польским Патриархом (см. в ст. Мелетий IV (Метаксакис) ). Сохранилась переписка К. с Венизелосом, к-рый в 1922 г. предлагал перенести патриаршую резиденцию в Фессалонику, из-за того что в условиях, сложившихся во время второй греко-тур. войны, работа Патриархии в К-поле была невозможна. Но К. и Василий (Георгиадис), митр. Никейский (в 1925-1929 К-польский патриарх Василий III ), считали недопустимым перенесение кафедры К-польского Патриархата из Стамбула. К. был представителем К-польского Патриархата и зам. председателя на «Всеправославном конгрессе» (май-июнь 1923). Он участвовал в догматическо-канонической комиссии «Всеправославного конгресса» и отстаивал календарную реформу, утверждая, что переход православных Церквей на новый стиль не имеет связи с догматами, а представляет собой чисто астрономическую проблему. К. также был в числе сторонников реформы брачного права для духовенства и выступал за сближение правосл. Церкви с англикан. Церковью и старокатоликами. В периоды межпатриаршества К. неоднократно председательствовал в Синоде (2 окт.- 6 дек. 1923; 17-24 нояб. 1924; 29 сент.- 7 окт. 1929). Последние годы жизни он провел в К-поле на о-ве Халки. Похоронен на кладбище «Живоносного Источника» иконы Божией Матери монастыря в Балыклы.

http://pravenc.ru/text/1320039.html

Мастера схематично повторили старую композицию украшения церкви, однако первоначальный облик храма был искажен: штукатурка и побелка уничтожили росписи, верхняя часть строения и первоначальный декор купола были утрачены. В аутентичном виде сохранилась только обходная галерея. Ремонт XIX в. был отрицательно оценен современниками. Груз. писатель и гос. деятель Г. Церетели назвал его варварством. В посл. четв. XIX в. К. и его святыни привлекли внимание груз. историка Д. Бакрадзе и искусствоведа Н. П. Кондакова . Во время секуляризации церковных земель во 2-й пол. XIX в. бóльшая часть имений К. была введена в казну, во владении мон-ря оставалось 10 дес. Обитель пришла в упадок. По сведениям прот. С. Булгакова и Денисова, в нач. XX в. К. имел статус третьеклассного необщежительного монастыря. В 1904 г. еп. Имеретинский Леонид (Окропиридзе , впосл. католикос-патриарх всей Грузии) отправил в Грузино-Имеретинскую синодальную контору ходатайство о закрытии К. и присвоении ему статуса приходской церкви ввиду малого числа насельников и скромного церковного дохода (не было удовлетворено). В 1908 г. здесь подвизались настоятель К. иером. Вениамин (Берекашвили), 2 монаха и послушник ( Денисов. 1908. С. 363). В 1917 г. храм был вновь отреставрирован. В 1923/24 г. мон-рь был закрыт. В 1937 г. Отдел охраны культурных памятников отремонтировал и восстановил колокольню и бóльшую часть ограды К., здание церкви как памятник культуры было взято под охрану гос-ва. В 1990 г. по инициативе митр. Маргветского Константина (Меликидзе) и прот. Амирана Модебадзе (настоятель К. с 1990) в К. было возобновлено богослужение, храм освящен в честь Рождества Христова. В 2001 г. храм был отремонтирован на средства Н. Абашидзе, являющейся потомком И. Абашидзе. В наст. время в К. строится новый монастырский комплекс. Настоятели К. архим. Мелхиседек (Мачавариани) (ок. 1677), архим. Нектарий (Абашидзе) (1-я пол. XVIII в.), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Эристави) (40-е гг. XVIII в.), архим. Симеон (Копадзе) (50-70-е гг. XVIII в.), архим. Тетенос (Чачашвили) (70-90-е гг. XVIII в.), архим. Петр (1797-1823), игум. Порфирий (Церетели) (1823-1825), игум. Евфимий (Цулукидзе) (11 мая 1825 - 6 дек. 1841, впосл. епископ Гурийский), игум. Анфим (Масхарашвили) (24 июля 1846 - 15 окт. 1849), игум. Николай (Нижарадзе) (26 нояб. 1849 - 26 марта 1853, 30 июня 1860 - 20 июня 1865), игум. Иосиф (Бакрадзе) (26 марта 1853 - июнь 1860), иером. Герасим (1865), игум. Серапион (Чикваидзе) (1865 - 25 мая 1872), игум. Никифор (Канделаки) (11 июня 1872 - 7 мая 1892), иером. Иларион (Капанадзе) (май 1892 - июль 1898), игум. Григорий (Чхаидзе) (9 авг. 1898 - 27 нояб. 1903), иером. Вениамин (Берекашвили) (4 дек. 1903 - 23 мая 1909), игум. Лаврентий (Метревели) (27 мая 1909 - окт. 1918), игум. Иларион (Блиадзе) (1919-1921). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/1683961.html

В 1920 году эвакуировался из Крыма в Сербию. С 1923 года жил в Париже. Вместе с женой, бывшей актрисой петербургского Малого театра Диной Кировой , открыл театр, поставив за шесть лет его существования 135 русских пьес, пользовавшихся большим успехом в эмигрантской среде. Перевел на французский язык сказки А.С. Пушкина. Перед началом Второй мировой войны тяжело больной князь Федор Касаткин-Ростовский с женой жили в монастырском приюте для детей-калек. «Дина Никитична, – свидетельствует современник, – без жалования, за стол и квартиру, готовила обеды и завтраки на 50 человек… При первом известии о движении германских войск, в начале мая, монахи с детьми уехали. Касаткины остались на той же одинокой вилле „Ла Солитюд», ни одной души не было подле…» 22 июля 1940 года жена пошла через лес в город, вернувшись, нашла мужа мертвым. Генерал Сергей Позднышев описывал последние дни князя Федора Касаткина-Ростовского и его жены в оккупированном Париже: «Было страшное время – май и июнь 1940 года. Францию поразил немецкий меч. С востока и севера катились к сердцу страны волны завоевателей. Народ французский снимался с мест и бежал, бросая все, куда глаза глядят. Это была великая трагедия. Она не могла не затронуть и нас, русских. Два слабых, больных, беспомощных человека остались на месте. Они не могли бежать, да и некуда было бежать. Отдались на волю судьбы. А эта страшная судьба собрала воедино, в одну ношу: физические муки, голод, нравственное томление, отчаяние одиноких, и все это взвалила на плечи и без того уставшие. Два человека, отдавших свои жизни друг другу, соединивших свои пути в один путь, должны были в полном одиночестве встретить ужасы войны. Однажды, в мрачный серый день поэт сидел у раскрытого окна. Черная, траурная пелена заволакивала низкое, мокрое небо. Перед ним серел в дождливой мгле далекий город. Душа трепетала, гнет был нестерпимый, надрывалось сердце. Протянулись бледные белые руки к образу Богоматери и вырвался страстный шепот молитвы. А потом он свой зов воплотил в стихах:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010