[Республика Гватемала; исп. República de Guatemala], гос-во в Центр. Америке. Площадь - 108 889 кв. км. Столица: Гватемала (2 млн 656 тыс. чел.- 2005). Крупнейшие города: Кесальтенанго (624 716 тыс. чел.- 2003), Эскуинтла (113 320 чел.- 2000), Масатенанго (43 316 чел.- 1995), Реталулеу (24 411 чел.- 2005). Гос. язык испанский. География. На севере и западе граничит с Мексикой, на юго-востоке - с Сальвадором и Гондурасом, на северо-востоке - с Белизом и омывается Гондурасским зал. Карибского м., на юге - Тихим океаном. Примерно 2/3 территории Г. занимают горы. Остальная часть (север - плато Петен) покрыта сельвой. Кордильеры в Г. делятся на Кучуматанес и Сьерра-Мадре. Самой высокой точкой считается вулкан Тахумулько (4220 м). Население: 14 655 чел., по оценке 2003 г. Большая часть населения (70%) - индейцы, принадлежащие к языковой семье майя-киче. Большинство индейцев двуязычны, кроме испан. они сохранили свои языки и диалекты, к-рых насчитывается более 20. Подавляющее количество испанцев живет на юго-западе страны и в центральной горной области. Киче и какчикели расселены на крайнем западе, цетушили - к югу от них; там же, по границе с Мексикой, живут мамы. В центре страны сосредоточены кекчи, на юго-востоке - покомамы и чорти. Особое место занимают индейцы лакандоны, ведущие кочевой образ жизни в непроходимых лесах на севере вдоль р. Усумасинты. На юго-востоке живут «черные карибы», смешанное индейско-негритянское население, выходцы с о-ва Сент-Винсент. Ок. 27% населения - метисы ладино. В их среде преобладают испан. обычаи, неск. измененные под влиянием индейцев. Значительную часть населения департамента Исабаль на побережье Карибского м. образуют ямайцы, в основном негры и мулаты. Количество европейцев и их потомков незначительно. Государственное устройство. Г.- президентская республика. В соответствии с конституцией президент избирается вместе с вице-президентом прямым всеобщим голосованием на 5-летний срок и не может быть переизбран на 2-й срок. Президент является также главой Вооруженных сил, он назначает Совет министров, к-рый непосредственно управляет страной, и обладает правом вето в отношении законов, принятых парламентом. Законодательный орган - однопалатный Национальный конгресс республики, состоящий из 80 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Ныне действующая конституция Г. была подготовлена выборной законодательной ассамблеей в 1985 г. и вступила в силу 14 янв. 1986 г. Высшую судебную власть осуществляет Верховный суд в составе 13 членов, избираемых на 5-летний срок Национальным конгрессом. Страна разделена на 22 департамента. Религия

http://pravenc.ru/text/161772.html

Я имею в виду, что они нуждаются в обучении Православному учению и житию, и из их числа должно воспитываться духовенство, которое и будет окормлять эту многочисленную паству. В настоящее время они являются православными, осознают, что они более не католики, но, при этом, не очень четко понимают суть Православной веры. Большинство верующих – чистокровные майя, которые говорят не по-испански, а на одном из языков майя, на котором они говорили до прибытия европейцев. Мы с матушкой Стилианой недавно на две недели ездили в Гватемалу, чтобы самим лично увидеть тамошнюю Церковь. И каждый день Господь посылал нам маленькие знаки того, что мы там нужны. Раньше мы уже проводили миссионерскую работу в Колумбии, где я переводил на местный язык Новый Завет. Так что мы знаем, что значит жить в Латинской Америке среди местного населения. Во время этой поездки в Гватемалу мы останавливались на месте строительства Петропавловской семинарии. Здесь мы и планируем поселиться. У меня там будет два вида служения. Во-первых, я буду преподавать в новой семинарии. Мы будем обучать и новых семинаристов, пришедших прямо после школы, и переобучать уже имеющееся там духовенство. Нам удалось встретиться с шестью из и священников, и все они произвели на нас хорошее впечатление. Они зрелые, Божии люди, самоотверженно служащие Церкви. Однако, их знания о Православном богословии, истории и традициях очень ограничены. Встреча показала, что у них очень много вопросов, огромное желание учиться и исполнять то, чему их будут обучать. Один священник, которого мы встретили, отвечает за 50 приходов! Потребность в новом духовенстве не требует отлагательств. Во-вторых, я буду обучать и наблюдать за группой переводчиков, которые будут работать с разными местными языками, на которых говорят эти православные народности майя. Во время нашей короткой поездки я встречал православных, говорящих на языках мам, чудж, къэчи, попти, киче, тцутуджил и какчикел. Все эти языки совершенно отличаются друг от друга! Майя, которые понимают по-испански, знают его на уровне второго иностранного языка средней школы (помните, как вы знали испанский после школы?), но дома они говорят только на языках народности майя. Вот почему православные майя очень хотят, чтобы текст Божественной литургии был переведен на их собственные языки, и они бы понимали, что происходит. Сейчас же богослужения совершаются на испанским языке. Тексты других богослужений также со временем будут переведены, как и молитвословы и брошюра с объяснением разных аспектов нашей веры и традиций.

http://pravmir.ru/chto-delaet-gospod-v-g...

Жалеть — «видеть кого-то с печалью» (пиро); «сострадать» (хуастек — один из майя-киче языков, Южная Мексика); «иметь разум, словно вышедшим наружу» (балийский). Жестокий   — «тот, у кого твердая голова» (трик); «тот, у кого уши без отверстий» (шипибо); «тот, у кого не болит сердце» (цоциль); «тот, у кого большое сердце» (хуаве — один из майя-киче языков, Южная Мексика). Забвение  — «потерять из сердца» (цельталь); «потерять из печени» (мискито); «иметь умершие внутренности» (кабба-лака). Завет — «обещание, которое сводит вместе» (яка); «обещанное слово» (пиро); «смертельное распоряжение» (выражение в ацтекском, существовавшее еще в доколумбовы времена для обозначения законно подтвержденного завещания); «оторванное слово» (хуастек); «оставленное слово» (чоль); «помощь обещанию» (море); «вещь-время-связь» (вай); «слово между» (кру — один из нигеро-конголезских языков, Либерия, Кот-д " Ивуар.); «то, что делает рты договаривающихся равными» (коноб). Клясться — «придавить себя бременем» (гуичоль - один из юто-ацтекских языков, Мексика); «сказать — остаться» (понапе — один из австронезийских языков, Каролинские острова); «сказать то, что не возьмешь назад» (цельталь); «крепко обещать» (эскимосский). Лицемер — «имеющий два лица» (масатек — один из отомангских языков, Южная Мексика, тотонак, кункатек — один из отомангских языков, Южная Мексика); «имеющий два сердца» (цельталь, чоль); «имеющий две головы» (миштек); «имеющий два языка» (шипибо); «человек с распухшим ртом» (масауа —- один из отомангских языков, Южная Мексика). Любовь — (в значении привязанности, не имеющей сексуального оттенка, т.е. к друзьям, родственникам и т.п.). Для передачи этого чувства чаще всего используются описательные конструкции: «его сердце горело к ...» (амусго); «его живот умер из-за ...» (коноб); «его сердце ушло с ...» (сапотек  — один из отомангских языков, Южная Мексика); «его мысли направлены к ...» (цельталь); «в свое сердце он поместил ...» (хуаве — один из майя-киче языков, Южная Мексика).

http://bogoslov.ru/article/406948

Богохульствовать — «говорить о Боге плохо» (кечуа); «портить имя Бога» (ломве); «ставить клеймо» (тиморский). Веровать — «укрепить свое сердце» (чоль — один из майя-киче языков, Южная Мексика); «прийти вовнутрь» (трик — один из отомангских языков, Южная Мексика); «согласиться с сердцем» (тиморский); «соединить слово с телом (удук — один из кома языков, Судан); «слышать внутри» (кабба-лакка — один из нигеро-конголезских языков, Восточный Камерун и Чад); «выпрямить сердце» (митла — один из отомангских языков, Мексика); «то, на что опираются» (вай — один из нигеро-конголезских языков, Либерия и Сьерра-Леоне); «быть сильным» (шипибо); «делать сознание большим» (путу — один из нигеро-конголезских языков, Габон); «слышать и принимать внутрь» (каре — один из афразийских языков, Чад). Вечер — «исчезновение солнца» (цоциль — один из майя-киче языков, Южная Мексика); «время сидения вместе» (менде — один из нигеро-конголезских языков, Сьерра-Леоне). Вечность — «день за днем» (кабба-лака — один из нигеро-конголезских языков, Восточный Камерун и Чад); «длящееся все годы» (яка — один из нигеро-конголезских языков, Конго и Ангола); «жизнь без конца» (эскимосский). Гневаться — «быть горячим внутри» (трик); «иметь разрезанное сердце» (менде); «иметь расчлененное сердце» (мискито — один из мискито-матагальпских языков, Никарагуа и Гондурас); «иметь горячее сердце» (цоциль); «иметь раздувшееся сердце» (море — один из нигеро-конголезских языков, Буркина-Фасо); «иметь горящие внутренности» (коноб — один из майя-киче языков. Гватемала); «иметь нехороший глаз» (кечуа); «иметь разрушенную печень» (шиллук — один из нилотских языков, Судан). Гордиться — «говорить только о себе» (ифугао - один из австронезийских языков, о. Лусон); «возносить себя» (цельталь). Господь — «предводитель» (навахо); «владелец всех людей» (кпелле); «повелитель» — (амусго); «большой человек» (пиро); «тот, у кого есть голова» (море); «вождь» (удук); «тот, кто нами владеет» (паме — один из отомангских языков, Южная Мексика).

http://bogoslov.ru/article/406948

Известны также мифы о сотворении мира, создании людей, коронации 1-го царя, похищении младенца Кавиля богом смерти Кими и о его освобождении Йопаатом, богом грома и молний, миф о божественных Близнецах и ряд др. В классический период мифологическая традиция древних майя была преимущественно зафиксирована в иконографических памятниках. Отчасти эта традиция была воспроизведена в тексте «Пополь-Вух» - памятнике майя-киче из области Гватемальского нагорья, записанном в XVI в. на основании устной традиции. Хотя в этом позднем памятнике и отражен ряд общих сюжетов, характерных для культуры майя в целом, однако его тождество с классическими религиозно-мифологическими представлениями сомнительно. Стела с изображением куитлатекского божества (ок. 650–950 гг.) у католич. капеллы в Ла-Соледар-де-Масиель (шт. Герреро) Стела с изображением куитлатекского божества (ок. 650–950 гг.) у католич. капеллы в Ла-Соледар-де-Масиель (шт. Герреро) На пике расцвета классической культуры майя, в IX в., произошел резкий упадок, многочисленные города в центральных низменностях в течение одного столетия были оставлены жителями, классические гос-ва распались, а центр политической и культурной жизни майя сместился на север, на п-ов Юкатан, который был покорен конкистадорами в XVI в. Последний политический центр майя на оз. Петен-Ица (бассейн Петена) пал под ударами испан. войск в кон. XVII в. Классический период в Центр. Мезоамерике ознаменовался развитием Теотиуаканской державы. В кон. I тыс. до Р. Х. Теотиуакан представлял собой один из рядовых политических и культовых центров в бассейне Мехико, однако в I-III вв. по Р. Х. начался его быстрый рост, связанный в т. ч. с изменением религиозно-мифологической парадигмы, когда вместо культа Кецалькоатля (Пернатого змея) главенствующее место в пантеоне занял культ бога дождя и грозы Тлалока, которому приносили массовые человеческие жертвы. Возможно, это изменение было связано с политическим конфликтом внутри правящей элиты. Переход к поклонению Тлалоку как верховному божеству повлек за собой начало масштабной завоевательной политики, приведшей к подчинению обширных территорий в центральной и вост.

http://pravenc.ru/text/2562792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОДА [греч. δωρ; лат. aqua], один из первоэлементов тварного мира. В ветхозаветной религии и христианстве (как, впрочем, и в остальных традиц. религиях) В. наделяется богатой символикой и широко используется в литургической практике. В древних небиблейских религиях и культах В., как правило, входила в символический ряд, где также присутствовали образы луны, женщины, зачатия, плодородия, змеи, смерти и проч. Водная стихия была неотъемлемым элементом космогонических и теогонических мифов, отождествлялась с первобытным хаосом или океаном, из к-рого рождаются земля, упорядоченный космос, боги и т. д. В. могла представлять не только жен., но и муж. начало (через ассоциацию с семенем). Потоки В. часто выступали элементами сакральной топографии (священные реки), разделяя миры на «горний» и «дольний», на живых и усопших (река смерти, забвения) или, наоборот, соединяя их (как ось мира). Естественным следствием той роли, к-рую В. играет в жизни людей, является с древнейших времен распространенное во всем мире почитание водных источников, колодцев, рек и т. п. С В. тесно связана идея обновления мира, ее выражением служат предания о всемирном потопе (см. шумер. миф о Зиусудре, аккад. вариант эпоса о Гильгамеше, егип. «Книгу коровы», эпос майя-киче «Пополь-Вух» и т. д.), часто имеющие этический аспект: грехи и преступления людей выступают в качестве причины катастрофы. После очищения мира В. человечество возрождается ( Аверинцев. С. 240). В греко-рим. культуре В. считалась одним из 4 или 5 основных элементов (стихий), могла принимать любую форму и преображаться в любые тела. Так, греч. философ Фалес Милетский называл В. началом всех вещей, из к-рого все происходит и в к-рое все возвращается (ФРГФ. С. 109). Античные мудрецы и философы (Орфей, Гераклит Эфесский, Гиппон из Регия и др.) считали, что из В. происходит душа или что душа тождественна В. (ФРГФ. С. 60, 229, 421-422). В. рассматривалась не только как источник всякой вещи и основа мироздания, но и как животворящая сила, способная даровать исцеление от болезней, долголетие и бессмертие (см.: Элиаде . С. 183, 188). Представления о животворности В. могли связываться с идеей реинкарнации (см., напр.: Porphyr. De antro nymph. 10-11).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Христианами являются 95% верующих в Г., из них 79,5% принадлежат к Католической Церкви Гватемалы. Особенность католицизма в Г. заключается в том, что большинство индейцев майя (особенно в племени киче) параллельно с христ. практикой продолжают соблюдать мн. обряды и обычаи традиц. верований, зачастую создавая сложные синкретические религ. формы (напр., кристо-паганизм). После второй мировой войны заметно возросло влияние протестант. и сектантских миссионеров. Общая численность протестантов составляет ок. 15,5% населения страны. Большинство их относится к беднейшим слоям, однако постепенно протестанты появляются и в средних и высших классах. Нередко люди считают себя протестантами, имея католич. крещение. Иудаизм, ислам, буддизм, племенные культы (анимизм), часто образующие с христианством синкретические формы, а также новые религ. движения исповедует незначительное число людей - ок. 1,5%. Ок. 2% жителей Г. не принадлежат ни к одной конфессии. Атеистами являются ок. 1%, в основном представители леворадикальных партий. Христианство. Православная Церковь в Гватемале представлена Антиохийским Патриархатом. Гватемальская епархия находится в юрисдикции Архиепископа Мексики, Центр. Америки, Венесуэлы и Карибского бассейна, верующих не много. Католическая Церковь Гватемалы состоит из 2 архиеп-ств: митрополии Гватемала, управляемой архиеп. Родольфо Кесадой Торуньо и имеющей 5 еп-ств-суффраганов, и митрополии Лос-Альтос-Кесальтенанго-Тотонипакан, возглавляемой архиеп. Виктором Уго Мартинесом Контрерасом и разделенной также на 5 еп-ств-суффраганов. В Г. есть 2 апостольских вик-ства: Эль-Петен и Исабаль. Католич. духовенство составляют 1 кардинал, 19 епископов, 3 апостольских викария. По данным на 2004 г., насчитывается 416 приходов, 903 священника, 6 диаконов, 928 монахов, 2541 монахиня. Общее количество католиков - ок. 11 650 чел. Лютеране, объединенные в Национальный совет лютеранских церквей Гватемалы, имеют 32 прихода и 4 тыс. верующих. Англиканство представлено еп-ством Гватемала, входящим в состав пров. Центр. Америка и являющимся членом Англиканского Сообщества. Общее число приходов - 25, верующих - 1,5 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/161772.html

На президентских выборах 1950 г. победу одержал кандидат правительственного блока полковник Арбенс Гусман, деятельность к-рого вызвала недовольство консервативной части духовенства. Архиеп. Мариано Россель-и-Арельяно опубликовал пастырское послание с призывом подняться на борьбу с «антихристианским коммунизмом». Это послание послужило своего рода сигналом для вторжения в Г. наемников, к-рым при поддержке правящих кругов США и духовенства удалось свергнуть Арбенса. Новая Конституция Г. 1956 г. предоставила Церкви право владения имуществом, право преподавания Закона Божия в гос. школах. В 2001 г. Католическая Церковь Гватемалы обвинила бывш. президента страны Арсу (1996-2000) в соучастии в убийстве епископа и генерального координатора по правам человека в Г. архиеп. Хуана Херарди в 1998 г. Среди причин убийства называют сделанный епископом доклад, в к-ром он обвинил военную разведку в нарушении прав человека и убийствах. В 2002 г. Г. в 3-й раз посетил с пастырским визитом папа Иоанн Павел II . Папа канонизировал францисканского миссионера Педро де Сан-Хосе де Бентакура (1887-1968). Протестантизм в Г. начал распространяться с кон. XIX в. Первые миссии организовали англикане, прибывшие в страну в 1870 г., однако им не удалось собрать вокруг себя значительное число последователей. В 1882 г. президент Барриос пригласил пресвитериан из США в надежде стимулировать подъем экономики и рост уровня жизни. Заслугой пресвитериан стала активная евангелизация индейского населения, введение различных форм религ. образования, включая заочное обучение. Евангелисты, прибывшие в 1899 г. из США, организовали Центральноамериканскую миссию, к-рая, став автономной в 1927 г., преобразовалась в Центральноамериканскую церковь. Организованный ею Библейский ин-т Робинсона в 1923 г. начал подготовку пасторов из числа индейцев. В 1921 г. примитивные методисты открыли библейский ин-т в г. Сан-Кристобале для индейцев майя-киче. В 1902 г. в Г. прибыли квакеры, назареи начали свою деятельность в 1904 г., Адвентисты седьмого дня - в 1908 г., Свидетели Иеговы - в 1920 г.

http://pravenc.ru/text/161772.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Библия переведена на язык майя 04.03.2011 Католическая Церковь Гватемалы осуществила перевод Библии на язык майя . Теперь текст Священного Писания доступен на наиболее распространенном языковом диалекте майякиче, сообщило агентство KNA. Перевод осуществлен под руководством лингвистки Сукукви Изабель и французского священника Бернара Го, который более 23 лет работал над переводом Библии на язык коренного народа Гватемалы. Язык майя принадлежит к крупной языковой семье, распространенной в Южной Мексике, Гватемале и Белизе. В настоящее время насчитывается от 5 до 8 десятков майянских языков и диалектов. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.03.2011 15:54:26

http://drevo-info.ru/news/10313.html

На мгновение он остолбенел. Неизвестное, скрывавшееся между палками и мхом, больно схватило его за нос. Он отскочил и дико завизжал. Услышав его голос, Кича зарычала, дергая за конец палки; она была в ярости от того, что не могла помочь волчонку. Но Серый Бобр громко расхохотался, ударил себя по бедрам и стал рассказывать остальным о том, что произошло. Поднялся общий смех. А Белый Клык, присев на задние лапы, жалобно визжал, и вся его маленькая одинокая фигурка казалась необычайно жалкой и беспомощной среди этих рослых людей-животных. Такой сильной боли он не испытывал еще ни разу в жизни. Нос и язык были обожжены живым веществом, похожим на солнце, которое выросло вдруг между пальцами Серого Бобра. Он плакал, плакал горько и безутешно, и каждый новый вопль вызывал неудержимый взрыв смеха животных-людей. Он попробовал успокоить боль, облизав свою морду, но язык был тоже обожжен и от прикосновения одного обожженного места к другому боль еще обострилась, и он закричал сильнее прежнего. Вдруг ему стало стыдно. Он понимал, что такое смех и что он значит. Нам не надо знать, каким образом некоторые животные понимают смех, но Белый Клык понимал его. И ему стало стыдно оттого, что люди-животные смеялись над ним. Он повернулся и убежал, но его прогнала не боль от ожога, а человеческий смех, который проникал много глубже и ранил самую душу его. И он побежал к Киче, яростно метавшейся около своей палки, к Киче, которая одна не смеялась над ним. Спустились сумерки, и наступила ночь, но Белый Клык не отходил от матери. Нос и язык все еще болели, однако его беспокоило другое чувство. Им овладела тоска по берлоге. Он ощущал какую-то пустоту, стремление к покою и тишине речки и пещеры в скале. Жизнь стала для него слишком шумной. Кругом было чересчур много людей – взрослых и детей, и все они шумели и раздражали его. Кроме того, некоторые собаки все время дрались и грызлись, то и дело разражаясь громким лаем. Мирный покой прежнего уединенного существования исчез. Тут сам воздух был напоен жизнью. В нем слышалось какое-то беспрерывное жужжание и ропот. Он постоянно трепетал от самых разнообразных звуков, и это действовало на чувства и нервы волчонка, тревожа его постоянной угрозой неожиданности.

http://azbyka.ru/fiction/belyj-klyk-dzhe...

  001     002    003