[Республика Гватемала; исп. República de Guatemala], гос-во в Центр. Америке. Площадь - 108 889 кв. км. Столица: Гватемала (2 млн 656 тыс. чел.- 2005). Крупнейшие города: Кесальтенанго (624 716 тыс. чел.- 2003), Эскуинтла (113 320 чел.- 2000), Масатенанго (43 316 чел.- 1995), Реталулеу (24 411 чел.- 2005). Гос. язык испанский. География. На севере и западе граничит с Мексикой, на юго-востоке - с Сальвадором и Гондурасом, на северо-востоке - с Белизом и омывается Гондурасским зал. Карибского м., на юге - Тихим океаном. Примерно 2/3 территории Г. занимают горы. Остальная часть (север - плато Петен) покрыта сельвой. Кордильеры в Г. делятся на Кучуматанес и Сьерра-Мадре. Самой высокой точкой считается вулкан Тахумулько (4220 м). Население: 14 655 чел., по оценке 2003 г. Большая часть населения (70%) - индейцы, принадлежащие к языковой семье майя-киче. Большинство индейцев двуязычны, кроме испан. они сохранили свои языки и диалекты, к-рых насчитывается более 20. Подавляющее количество испанцев живет на юго-западе страны и в центральной горной области. Киче и какчикели расселены на крайнем западе, цетушили - к югу от них; там же, по границе с Мексикой, живут мамы. В центре страны сосредоточены кекчи, на юго-востоке - покомамы и чорти. Особое место занимают индейцы лакандоны, ведущие кочевой образ жизни в непроходимых лесах на севере вдоль р. Усумасинты. На юго-востоке живут «черные карибы», смешанное индейско-негритянское население, выходцы с о-ва Сент-Винсент. Ок. 27% населения - метисы ладино. В их среде преобладают испан. обычаи, неск. измененные под влиянием индейцев. Значительную часть населения департамента Исабаль на побережье Карибского м. образуют ямайцы, в основном негры и мулаты. Количество европейцев и их потомков незначительно. Государственное устройство. Г.- президентская республика. В соответствии с конституцией президент избирается вместе с вице-президентом прямым всеобщим голосованием на 5-летний срок и не может быть переизбран на 2-й срок. Президент является также главой Вооруженных сил, он назначает Совет министров, к-рый непосредственно управляет страной, и обладает правом вето в отношении законов, принятых парламентом. Законодательный орган - однопалатный Национальный конгресс республики, состоящий из 80 депутатов, избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. Ныне действующая конституция Г. была подготовлена выборной законодательной ассамблеей в 1985 г. и вступила в силу 14 янв. 1986 г. Высшую судебную власть осуществляет Верховный суд в составе 13 членов, избираемых на 5-летний срок Национальным конгрессом. Страна разделена на 22 департамента. Религия

http://pravenc.ru/text/161772.html

Я имею в виду, что они нуждаются в обучении Православному учению и житию, и из их числа должно воспитываться духовенство, которое и будет окормлять эту многочисленную паству. В настоящее время они являются православными, осознают, что они более не католики, но, при этом, не очень четко понимают суть Православной веры. Большинство верующих – чистокровные майя, которые говорят не по-испански, а на одном из языков майя, на котором они говорили до прибытия европейцев. Мы с матушкой Стилианой недавно на две недели ездили в Гватемалу, чтобы самим лично увидеть тамошнюю Церковь. И каждый день Господь посылал нам маленькие знаки того, что мы там нужны. Раньше мы уже проводили миссионерскую работу в Колумбии, где я переводил на местный язык Новый Завет. Так что мы знаем, что значит жить в Латинской Америке среди местного населения. Во время этой поездки в Гватемалу мы останавливались на месте строительства Петропавловской семинарии. Здесь мы и планируем поселиться. У меня там будет два вида служения. Во-первых, я буду преподавать в новой семинарии. Мы будем обучать и новых семинаристов, пришедших прямо после школы, и переобучать уже имеющееся там духовенство. Нам удалось встретиться с шестью из и священников, и все они произвели на нас хорошее впечатление. Они зрелые, Божии люди, самоотверженно служащие Церкви. Однако, их знания о Православном богословии, истории и традициях очень ограничены. Встреча показала, что у них очень много вопросов, огромное желание учиться и исполнять то, чему их будут обучать. Один священник, которого мы встретили, отвечает за 50 приходов! Потребность в новом духовенстве не требует отлагательств. Во-вторых, я буду обучать и наблюдать за группой переводчиков, которые будут работать с разными местными языками, на которых говорят эти православные народности майя. Во время нашей короткой поездки я встречал православных, говорящих на языках мам, чудж, къэчи, попти, киче, тцутуджил и какчикел. Все эти языки совершенно отличаются друг от друга! Майя, которые понимают по-испански, знают его на уровне второго иностранного языка средней школы (помните, как вы знали испанский после школы?), но дома они говорят только на языках народности майя. Вот почему православные майя очень хотят, чтобы текст Божественной литургии был переведен на их собственные языки, и они бы понимали, что происходит. Сейчас же богослужения совершаются на испанским языке. Тексты других богослужений также со временем будут переведены, как и молитвословы и брошюра с объяснением разных аспектов нашей веры и традиций.

http://pravmir.ru/chto-delaet-gospod-v-g...

420 Орбелиани Сулхан Саба (1658–1725) – грузинский писатель, ученый и политический деятель, боровшийся за освобождение Грузии от иностранного порабощения. Был дипломатом при дворе грузинской династии. В правление своего воспитанника Вахтанга VI вел активную политическую деятельность. В 1712 г. сопровождал Вахтанга VI в Иран; в 1713–1716 гг. находился с дипломатической миссией в Западной Европе: в Париже, Риме. Для укрепления связи с Западом принял католичество. В 1724 г. вместе с BaxraHroMVI эмигрировал в Россию. Наиболее значительное произведение – «Мудрость и ложь» (или «О мудрости лжи»), имеющее нравственный и дидактический характер, заключает в себе много притч и афоризмов; также Орбелиани написал книгу «Путешествие в Европу» и ряд сочинений религиозного содержания; составил толковый словарь грузинского языка, охватывающий 50.000 слов. 421 Виет Франциск (1540–1603) – знаменитый французский математик, разработавший почти всю элементарную алгебру; ввел буквенные обозначения для коэффициента в уравнениях. Сочинения его написаны трудным языком и поэтому получили меньшее распространение, чем заслуживали. 422 Диего де Ланда (1524–1579) – испанский прелат из знатной семьи Кальдерон, принадлежавший к ордену францисканцев и бывший в середине XVI в. епископом диоцеза, куда входили земли Юкатана и Гватемалы, населенные в основном племенами майя. Его главной задачей было христианизировать земли майя. Диего прибыл в 1549 г. из Испании в монастырь Иса-маль (Юкатан). Он подробно описал быт майя, верования, нравы, чаи, сделал попытку расшифровать их письменность. Выкорчевывая язычество среди аборигенов, 12 июля 1562 г. в городе Мани – древней столице майя – епископ Диего сжег тысячи рукописей и уничтожил бессчетное количество идолов, алтарей и несколько десятков кодексов. Написанная им работа «Сообщение о делах в Юкатане» стала главным и авторитетным для ученых источником знаний о культуре майя. Сохранились всего три рукописи майя. Сегодня они известны как кодексы – Парижский, Дрезденский и Мадридский, именуемые так по названиям городов, в библиотеках которых они хранятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Мы регулярно виделись с ней в 90-е годы, когда я по благословению о. Михаила Осоргина готовил переиздание «Спутника православного богомольца в Риме». Староста прихода, Майя Александровна, была также и верным секретарем настоятеля – все хлопоты по будущей книге вела она. Наша книга вышла в конце прошлого века, хлопоты закончились, но затем, с начала нового века, и примерно с такой же регулярностью я снова встречал ее на виа Палестро, – когда сопровождал в храм российских паломников. Они, выделив ее в церковном зале, сразу признавали в ней аристократизм, и даже точно называли ее титул, спрашивая меня: «Михаил Григорьевич, это графиня?». Это узнавалось по осанке, которую отмечали все, и по особой дворянской, я бы сказал, «архитектуре» лица. Никольский приход в Риме не раз переживал перипетии, менял юрисдикции. Прихожане, как водится, принимали всё близко к сердцу, переживали, ссорились. Двадцать лет тому назад произошел бурный переход из Патриархии Константинопольской в Патриархию Московскую. Для большинства это было возвращение, для меньшинства – отпадение. Насколько мне известно, Майя Александровна никогда не участвовала в тех жарких спорах. Она всегда высшим авторитетом полагала настоятеля, решения которого ею не обсуждались: если о. Михаил Осоргин, родившийся в Париже, заявил, что пора из-под парижского омофора вернуться в Москву, значит, так и надо. За тридцать лет нашего знакомства она как будто совсем не изменилась. Всё такая же осанистая, сдержанная. Менялся мир, менялись мы, менялся я. В нашу последнюю встречу, года два тому назад, она меня несколько огорчила… Я видел, что Майя Александровна смотрит на меня, не узнавая, и напомнил ей: «…Михаил Талалай». Она помолчала, но потом не выдержала: «Миша, неужели это Вы?». Да, это я, Майя Александровна, это мы, это другие соотечественники, это новые русские жители Италии, вошедшие с конца прошлого века годов в эти, опустевшие было, стены церкви на виа Палестро, заполнившие их, внесшие в них свою новую ностальгию, страсти, проблемы. Многие тут повенчались, крестили своих детей. Иные уже успели уйти в другие сферы. Иные начинают стариться… Майя Александровна для всех нас служила неким гарантом связи эпох, поколений, эмигрантских волн, географической России и России Зарубежной – вне зависимости от церковных юрисдикций и от режимов на родине и вне ее.

http://radonezh.ru/2021/03/07/sorokodnev...

Кровь дымящаяся Вот к столбу привязан человек, которому наносят раны копьем или стрелами. Дымясь, струится из тела очередного посланника кровь. Этот способ обращения к богу относился к разряду кровопусканий. Для того чтобы избавить жертву от физических мук, использовались наркотическое питье и даже гипноз, а сам обряд, сопровождавшийся специальными песнопениями и ритмичными танцами, производил на всех участников завораживающее (фасцинирующее) воздействие. Испанцы, появившиеся в Америке в XVI веке, запретили эту практику как «варварскую». Под давлением католической церкви обряд постепенно преобразовался в некое ритуальное действо, получившее у майя название «танец с початками», где меткие лучники стреляли уже не в человека, а в подбрасываемый початок кукурузы. Любопытно, однако, что при испанцах любимым святым индейцев стал Себастьян, изображаемый истыканным стрелами и залитым кровью. Раскусив этот «языческий» подтекст, католические цензоры запретили привлекать индейских мастеров для художественного создания канонических христианских образов. Кровопускание не обязательно предполагало смерть жертвы. Самым экзотическим вариантом несмертельного кровопускания у индейцев майя был ритуал «нанизывания». Обряд заключался в том, что все мужчины одного рода, собравшись в храме, протыкали острым шипом «мужские члены поперек и сбоку», затем сквозь отверстия протаскивали длинный шнур и таким образом оказывались «нанизанными» на пропитанную общей кровью единую веревку — символ пуповины всеобщей матери, а также Млечного Пути. Первые изображения таких веревок появляются на ольмекских алтарях в I тыс. до Р. Х., обозначая связь правителей со своими божественными предками. Индейцы майя, пришедшие на историческую арену в первые века нашей эры, не только сохранили древние представления о веревке-пуповине, но и оставили немало изображений и текстов с обрядами кровопускания. Любопытно, что в классическом периоде майя (VI—IX века) обряд практиковался преимущественно женщинами: правительницы майя пропускали довольно ворсистый шнур через язык, предварительно проткнув его толстым шипом.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/15/krovav...

Майю и ее старшую сестру Софию вырастила в одиночестве мать: отец скончался от туберкулеза, когда Майе был всего год. Росли девочки не в Риме, а в удивительном уголке Италии – в Южном Тироле, среди Альп, в прелестном курортном городке Сиузи. Не исключено, что на решение матери переехать туда из Рима повлиял страх, что и ее дочки также подвержены фатальному туберкулезу. Несколько раз в году они ездили в Рим, повидаться там с другими Ферзенами и прочей родней (а это было почти весь дворянский Русский Рим), а также причаститься у о. Симеона в Никольской церкви на виа Палестро. Иногда и он выбирался к ним в Тироль, окормляя и других тамошних эмигрантов. Майя, с детства от матери знавшая языки и выросшая в краю, где говорили по-немецки, поступила на лингвистику в Туринский университет. Вернувшись в Сиузи, она получила место учительницы в соседнем городке Кастельротто. Похоронив там же в Тироле, в 1968 году, свою мать и выйдя на пенсию, Майя возвратилась в Рим. Вечный Город она по праву могла называть родным, в то время как Родиной все-таки считала Россию, – не географическую, утраченную, а ту Россию, которую стали называть Зарубежной. Теперь она ездила каждый год из Рима в Альпы – помолиться на могиле матери, принести цветы. Мы познакомились с Майей лет тридцать тому назад, но никогда обстоятельно не беседовали, хотя я выведывал у многих эмигрантов, живших в Италии, их семейные истории. Майя Александровна своим строгим, замкнутым видом не располагала к беседам. Об этом говорили многие. Вероятно, тут сказывалась характер. Вероятно, – и особая биография. «Белые русские» в Италии всегда были под «колпаком»: сначала дуче подозревал их как возможных советских агентов; после войны их опасались как вредителей дружбе Италии с СССР. Майя Александровна доживала свой век под церковной сенью. Ее домом стала церковь – и даже в материальном смысле: она обитала на виа Палестро, в том самом палаццо, где находился храм св. Николая и квартиры причта. Думаю, что к ней в полной мере приложимы слова одной прихожанки, которые я вычитал в протоколе одного приходского собрания во Флоренции: «У нас, потерявших родину, осталась только Церковь».

http://radonezh.ru/2021/03/07/sorokodnev...

«Дарагие Дамы и Гаспада, не пожелаете ли преехать к нам на чашку кофе нынче в воскресенье. Милостиво просим Альма и Антон Свенссоны. Каттхульт, Леннеберга». Настало время ехать в церковь. И мама с папой укатили, – ведь им, прежде чем пить кофе, надо было побывать в церкви. А Эмиль послушно отправился с маминым поручением к Кресе-Майе. Утро выдалось чудесное, и Эмиль, весело насвистывая, шагал по тропинке к домику Кресы-Майи. Она жила на старом торпе в лесу. Если тебе доводилось бывать в смоландском лесу в июне ранним воскресным утром, ты сразу вспомнишь, каков этот лес. Услышишь и как кукует кукушка, и как дрозды выводят трели, словно играют на флейте. Почувствуешь, как мягко стелется под босыми ногами хвойная тропинка и как ласково пригревает солнце затылок. Ты идешь и вдыхаешь смолистый запах елей и сосен, любуешься белыми цветами земляники на полянках. Вот таким лесом и шел Эмиль. Поэтому он не спеша дошел до лачуги Кресы-Майи. Серенькая маленькая скособоченная лачуга едва виднелась среди старых елей. Креса-Майя сидела и читала газету «Смоландский вестник», в одно и то же время ужасаясь и радуясь тому, что там писали. – В Йенчепинг пришел тиф, – сказала она, не успев даже поздороваться с Эмилем, и сунула ему газету под нос, чтобы он сам убедился в этом. И верно, в газете сообщалось, что два жителя Йенчепинга тяжело заболели тифом. Креса-Майя, довольная, покачала головой. – Тиф – страшная болезнь! – сказала она. – Скоро тиф и до Леннеберги доберется, помяни мое слово! – Это почему? Как он может сюда попасть? – удивился Эмиль. – Покуда ты тут стоишь, он летит над всем Смоландом, словно пух одуванчика, – молвила Креса-Майя. – Целые килограммы семян тифа! Да поможет Господь тому, в ком они пустят корни. – А какой он, этот тиф? Похож на чуму, что ли? – спросил Эмиль. О чуме Креса-Майя уже как-то рассказывала. Она знала о всех болезнях и напастях, но чума, как она уверяла, была самая страшная болезнь. Просто жуть! В былые времена, давным-давно, она унесла в могилу чуть ли не всех жителей Смоланда, и подумать только, вдруг и тиф окажется таким же ужасным!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Англиканская Церковь имеет еп-ство Белиз, входящее в Провинцию Вест-Индии Англиканского Содружества . Объединяет 8 приходов; кафедральный собор св. Иоанна находится в г. Белиз (1812), 28 действующих церквей, 18 начальных школ, богословский ин-т. Протестантские деноминации и секты: баптисты Всемирного альянса (48 общин - 1998), методисты (4%), в т. ч. Белизская евангелическая методистская церковь (14 общин - 1990), меннониты (4% - 1998), назаряне (31 община), пятидесятники (2%), церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны; 13 общин), адвентисты седьмого дня (3%), члены ассамблеи Бога и др. В стране имеются также общины иудаистов, мусульман, индуистов, буддистов, бахаистов и др. Распространение христианства. В течение столетий территорию совр. Б. населяли индейцы майя, расцвет их цивилизации - между 300 и 900 гг. по Р. Х. В нач. XVI в., когда здесь высадились испанцы, нек-рые племена майя еще жили на прибрежных низменностях. Испанцы пытались проникнуть и во внутренние области Б., однако были вынуждены отказаться от этих намерений, встретив сильное сопротивление майя. В 1520 г. Испания объявила Б. частью Гватемалы. Католич. миссионеры появились в Б. в XVI в., и первоначально белизские католики принадлежали к викариату Тринидад. В XVII в. испан. миссионеры основали первые церкви в поселениях майя с целью обращения их в христианство. Самым крупным центром был г. Типу. В 30-х гг. XVII в. на побережье Б. обосновались англ. пираты, нападавшие на испан. корабли. Позднее появились брит. поселенцы. Попытки испанцев вытеснить англичан (1798) оказались тщетными: англ. колонисты при поддержке брит. флота разбили испанцев. Первым англикан. миссионером в стране был свящ. Роберт Шоу, прибывший в Б. в 1776 г. Кафедральный собор в г. Белиз (1812) - старейшая англикан. церковь в Центр. Америке. В 1836 г. католич. викариат Тринидад стал частью Апостольского викариата Ямайки. В 1851 г. с Ямайки прибыли 2 миссионера-иезуита. Брит. меннониты начали миссионерскую работу на территории Б. в 1825 г.; др. протестант. деноминации появились здесь в XX в.: адвентисты (1927), назаряне (1934).

http://pravenc.ru/text/77902.html

Независимые латиноамер. пятидесятнические миссии составляют более чем 11 орг-ций, объединяющих ок. 590 тыс. чел. Гватемальские квакеры организовали 330 общин, имеют более 25 тыс. адептов. Проч. мелкие протестант. орг-ции насчитывают ок. 50 тыс. чел. Свидетели Иеговы имеют 326 общин, более 23 тыс. адептов. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) объединяет ок. 100 тыс. адептов в 290 общинах. Иудаизм получил распространение в Г. с появлением выходцев из Зап. и Вост. Европы и потомков изгнанных из Испании и Португалии евреев, а также эмигрантов из Турции, Египта, Сирии и Палестины (до образования гос-ва Израиль), входивших ранее в Османскую империю. Общее число приверженцев иудаизма - ок. 1 тыс. чел. Ислам исповедуют ок. 900 граждан Г., в основном выходцы из араб. стран. Имеется 1 община последователей псевдоисламской мессианской секты Ахмадья. Новые религиозные движения.Бахаизм насчитывает ок. 20 тыс. приверженцев. Спиритические (Вуду) и синкретические афро-христ. культы (растафарианизм) распространены на юго-востоке Г., где живут выходцы с Карибских о-вов. Анимизм и др. формы древних верований, иногда заимствующих христ. символику, до наст. времени имеют приверженцев в общинах нек-рых индейских племен (ок. 3 тыс. чел.). История В течение I тыс. до Р. Х. в горной области Г. возникло неск. городов-гос-в, влияние и торговые связи к-рых распространялись далеко за пределы совр. Г. В тот период на территории совр. Мексики и Г. возникло неск. цивилизаций, самая известная - цивилизация майя. Ок. 300 г. по Р. Х. большая группа майя переселилась дальше к северу, на плато Петен. Эта область стала центром классической цивилизации майя, достигшей расцвета в IV-VI вв. и постепенно распространившейся на территории совр. Мексики, Белиза и Гондураса. Здесь обнаружены мн. памятники этой культуры, напр. сооружения в Тикале, Уашактуне и Киригуа. Майя никогда не имели централизованного гос-ва; вокруг крупных городов возникали др. города со своими правителями, опиравшимися на жрецов, знать и военных.

http://pravenc.ru/text/161772.html

Христианами являются 95% верующих в Г., из них 79,5% принадлежат к Католической Церкви Гватемалы. Особенность католицизма в Г. заключается в том, что большинство индейцев майя (особенно в племени киче) параллельно с христ. практикой продолжают соблюдать мн. обряды и обычаи традиц. верований, зачастую создавая сложные синкретические религ. формы (напр., кристо-паганизм). После второй мировой войны заметно возросло влияние протестант. и сектантских миссионеров. Общая численность протестантов составляет ок. 15,5% населения страны. Большинство их относится к беднейшим слоям, однако постепенно протестанты появляются и в средних и высших классах. Нередко люди считают себя протестантами, имея католич. крещение. Иудаизм, ислам, буддизм, племенные культы (анимизм), часто образующие с христианством синкретические формы, а также новые религ. движения исповедует незначительное число людей - ок. 1,5%. Ок. 2% жителей Г. не принадлежат ни к одной конфессии. Атеистами являются ок. 1%, в основном представители леворадикальных партий. Христианство. Православная Церковь в Гватемале представлена Антиохийским Патриархатом. Гватемальская епархия находится в юрисдикции Архиепископа Мексики, Центр. Америки, Венесуэлы и Карибского бассейна, верующих не много. Католическая Церковь Гватемалы состоит из 2 архиеп-ств: митрополии Гватемала, управляемой архиеп. Родольфо Кесадой Торуньо и имеющей 5 еп-ств-суффраганов, и митрополии Лос-Альтос-Кесальтенанго-Тотонипакан, возглавляемой архиеп. Виктором Уго Мартинесом Контрерасом и разделенной также на 5 еп-ств-суффраганов. В Г. есть 2 апостольских вик-ства: Эль-Петен и Исабаль. Католич. духовенство составляют 1 кардинал, 19 епископов, 3 апостольских викария. По данным на 2004 г., насчитывается 416 приходов, 903 священника, 6 диаконов, 928 монахов, 2541 монахиня. Общее количество католиков - ок. 11 650 чел. Лютеране, объединенные в Национальный совет лютеранских церквей Гватемалы, имеют 32 прихода и 4 тыс. верующих. Англиканство представлено еп-ством Гватемала, входящим в состав пров. Центр. Америка и являющимся членом Англиканского Сообщества. Общее число приходов - 25, верующих - 1,5 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/161772.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010