В 1805 коллегия была разделена на два департамента, католический и униатский. Председателем последнего был назначен Ираклий (Лисовский) , возведенный в 1806 в сан митрополита. Лисовский задумал очистить от католиков униатские монастыри, но это ему не удалось; он мог только значительно подорвать силу базилиан в крае и поднять значение белого духовенства, для образования которого им была основана в 1806 униатская духовная семинария в Полоцке . Лисовский умер в 1809 . Его преемником на митрополии был назначен луцкий епископ Григорий (Коханович) , полоцким же епископом — протоиерей Иоанн Красовский . Отечественная война заставила на время забыть униатский вопрос, и Коханович умер в 1814 , не сделав ничего существенного. Серьезным кандидатом на митрополию был Иоанн Красовский, которому и было поручено управление кафедрой; но вследствие интриг митрополитом был назначен Булгак, Красовский же попал под суд. Его обвиняли в нетрезвости, в жестокостях, в нарушении канонических уставов и т.д. Из членов судной комиссии за Красовского стояли только два — литовский каноник Василий Маркович и протоиерей луцкой епархии Иосиф Семашко . Министр кн. Голицын был настроен враждебно против Красовского. Дело его кончилось только при преемнике кн. Голицына, Шишкове. Красовский был оправдан и переведен на кафедру в Луцк, где вскоре и умер. В начале царствования имп. Николая I униатская церковь состояла из четырех епархий: брестской, виленской, полоцкой и луцкой. Управление униатскими делами сосредоточивалось во втором департаменте римско-католической коллегии, представителем которой был униатский митрополит, а так как Булгак стоял на стороне католиков, то при решении дел в общем собрании голоса католических членов всегда имели перевес. Коллегия состояла в ведении министра народного просвещения, которому был подчинен департамент иностранных исповеданий. Директором этого департамента в то время был Г.И. Карташевский. В 1827 асессор коллегии от луцкой епархии Иосиф Семашко обратил его внимание на тяжелое положение униатской церкви и подал записку, послужившую исходным моментом уничтожения унии.

http://drevo-info.ru/articles/2295.html

И. Булгак в сослужении 2 лат. католических епископов возвел К. в сан митрополита. В том же месяце в Вильне К. совершил епископские рукоположения Полоцкого еп. И. Красовского и 2 суффраганов Виленской митрополии - Брестского еп. Льва Яворского и Оршанского еп. Адриана Головни. Поскольку К. постоянно проживал в резиденциях при Почаевском мон-ре и Жидичинском во имя свт. Николая Чудотворца мужском монастыре , еп. А. Головне были доверены управление Виленским архиеп-ством и дела Виленской униатской консистории. В связи с тем что в 1809-1815 гг. в состав Российской империи временно входил Тарнопольский округ, К. принял меры по включению приходов этого округа, ранее относившихся к Львовской униат. митрополии, в состав Луцкой епархии. Вначале управляющим приходами Тарнопольского округа был назначен архидиакон Луцкой кафедры Антоний Бучинский, а 21 окт. 1811 г. К. ликвидировал консисторию в Теребовле и учредил по образцу других униат. церковно-адм. единиц Тарнопольское уездное духовное правление, к-рое возглавил кафедральный советник Луцкой униат. епархии свящ. Григорий Ганкевич. К. пытался ограничить влияние ордена василиан, инициировав в 1810 г. решение Греко-униат. духовной коллегии в С.-Петербурге о запрете принимать в василианский орден шляхтичей-католиков лат. обряда. Тем не менее попытки Полоцкого еп. И. Красовского добиться от Сената полного запрета на прием в орден василиан католиков лат. обряда встретили в 1811 г. противодействие со стороны К., который опасался, что подобный запрет приведет к упадку василианских школ, где значительную часть преподавателей составляли выходцы из католиков лат. обряда. При этом К. выступал против попыток латинизации василианских мон-рей и василианских школ. Конфликт между К. и руководством ордена василиан проявился в 1812 г. После захвата Литвы войсками Наполеона в Вильне был образован самозваный «Духовный комитет» из василиан и представителей католического лат. духовенства, выступивший с требованием низложить К. с Виленской кафедры в связи с тем, что он, не будучи монахом, в управлении епархией оказывал предпочтение секулярному (белому) духовенству перед монашествующими.

http://pravenc.ru/text/2458903.html

Факсимильные издания Луцкого Евангелия и Луцкой Псалтири будут презентованы в Европе 22 февраля, 2013. Новостная служба Факсимильное издание Луцкого Евангелия было инициировано митрополитом Волынским и Луцким Нифонтом. Владыка лично посещал РГБ и вел переговоры о факсимильном переиздании рукописи. 22 февраля. ПРАВМИР. Факсимильные издания Луцкого Евангелия и Луцкой Псалтири будут презентованы в Милане, Флоренции, Риме и Париже. Проведение презентаций благословил Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, сообщает сайт Украинской Православной Церкви . Во время приема делегации Волынской епархии в резиденции предстоятеля Украинской Церкви в Свято-Пантелеимоновском монастыре в Феофании  22 февраля председатель информационно-просветительского отдела епархии протоиерей Валентин Марчук рассказал о презентации факсимильного издания Луцкого Евангелия в Московской духовной академии, информационном агентстве ИТАР-ТАСС, Российской государственной библиотеке, Свято-Тихоновском университете и Посольстве Украины в Российской Федерации. Митрополит Владимир также благословил провести презентации книг в Киевской духовной академии, Киево-Могилянской академии, Национальном историко-культурном Киево-Печерском заповеднике и Киевском национальном университете им. Т.Г.Шеченка. Луцкое Евангелие — уникальная рукопись XIV века, хранящаяся в Российской государственной библиотеке Термин «Луцкое Евангелие» вошел в научный оборот благодаря тому, что Евангелие было написано в Спасском Красносельского мужском монастыре близ Луцка, в котором долгое время и хранилось. Луцкое Евангелие представляет большую ценность не только как произведение книжного искусства, но и как источник познания истории письменности, языка, литературы и духовного наследия. Факсимильное издание Луцкого Евангелия было инициировано митрополитом Волынским и Луцким Нифонтом. Владыка лично посещал РГБ и вел переговоры о факсимильном переиздании рукописи. Книга была издана в Киеве в 2011 году. Копия изготовлена на бумаге, имитирующей пергамент, искусно воссоздана оправа. Страницы переданы в оригинальном виде, цвете и без ретуширования. Современное издание вышло, подобно оригиналу, толщиной 6,5 см и объемом 500 страниц. Тираж Евангелия составил 1000 экземпляров.

http://pravmir.ru/faksimilnye-izdaniya-l...

Соперник Феодосия - Иван Борзобогатый - все же был утешен королем тем, что в возмещение моральных убытков ему пожаловали Луцкую епархию. Целых три года он управлял ею, будучи светским человеком, и лишь под угрозой лишения кафедры этому женатому и многодетному шляхтичу пришлось принять монашество и постриг с именем Ионы. Иона Борзобогатый придумал замечательный способ увеличить свои доходы: он закрыл и опечатал все семь православных храмов Луцка, дабы народ обращался за требами только в его кафедральный храм. Поскольку Борзобогатый имел громадную семью, разворовывание церковных имуществ Луцкой кафедры приняло при нем колоссальные размеры: сыновья получали в вечное владение епархиальные имения и денежные подарки, дочери и зятья - приданное за счет церковных земель. Многочисленные дети Борзобогатого обирали храмы и монастыри отцовой епархии. Архиерейские сыновья вывезли из нескольких сельских церквей все иконы, колокола и книги. Из Дубищского монастыря они похитили не только церковную утварь, но также разобрали деревянные здания келий, которые перевезли в свое имение и там пустили на дрова. Иона Бозобогатый отличился и тем, что несколько раз выступал во главе вооруженного отряда против королевских войск, чтобы отвоевывать отобранный у него властями Жидичинский монастырь. В конце концов король приговорил епископа к " баннации " - то есть лишению всех прав и ссылке. После кончины Ионы обнаружилось, что его невестка и внуки присвоили себе всю архиерейскую ризницу с утварью и облачениями, документы на церковные имения, напрестольное Евангелие, епископский крест и проч. Даже из оклада иконы Божией Матери внуки епископа не побрезговали вынуть драгоценный камень, который продали с большой выгодой. Преемник Ионы на разоренной Луцкой епархии был ничуть не лучше предыдущего архиерея. Епископ Кирилл Терлецкий отличился такими деяниями, что затмил не только Борзобогатого, но даже Лозовского. Прежде всего Терлецкий решил вернуть себе некогда принадлежавший Луцкой кафедре замок Жабче, который Бозобогатый не постеснялся отдать в приданое за своей дочерью. Кирилл взял замок штурмом, в котором были задействованы около тысячи военных наемников и артиллерия. После штурма, унесшего немало человеческих жизней, по военному обычаю занятый замок был отдан победителям на разграбление. Вообще же Кирилл отличался тем, что постоянно держал при себе отряд вооруженных гайдуков и несколько пушек. Сохранилось множество судебных документов, которые сообщают о " мелочах архиерейской жизни " Кирилла Терлецкого. Среди них: вооруженные нападения на соседние имения, грабежи на дорогах и даже изнасилования. Впоследствии Терлецкий станет одним из главных организаторов Брестской унии. Удивительно, но католические историки пытаются представить эту одиознейшую личность ревнителем оздоровления церковной жизни Западной Руси, единственную возможность которого он видел только в унии в Римом.

http://pravoslavie.ru/archiv/cerkovukrai...

И король хотя заметил, что владыка не имел права дарить так церковное имение, но по просьбе Тимофея утвердил (июль 1572 г.) за ним этот дар, чрез что кафедра навсегда лишилась означенного имения. Заметим еще, что епископ Феодосий носил на руке своей кольцо по примеру латинских бискупов . Другой известный нам владыка, Луцкий и Острожский, Иона Борзобогатый, также своевольно распоряжался своими церковными имениями. Имение Луцкой кафедры Жабче с укрепленным замком он отдал зятю своему Александру Жоравницкому, старосте луцкому, в приданое за своею дочерью. Еще два села — Ставок, принадлежавшее Луцкой кафедре, и Невжин, принадлежавшее Жидичинскому монастырю,— отдал зятю же своему, дворянину Филиппу Водичке «до его живота» — и Сигизмунд Август, всегда благоволивший к Борзобогатому, утвердил (30 мая 1572 г.) такое его распоряжение, с тем чтобы и преемники его не отбирали у Водички данных ему сел до самой его кончины. Замок Хорлуп с относящимися к нему селениями, пожалованный Луцкой епископии еще великим князем Свидригайлом, Иона променял (в 1574 г.) чрез сына своего Василия, королевского секретаря, князьям Радзивиллам, детям Николая Черного, на имение Фалимич, получив от них полторы тысячи золотых придачи в пользу сына Василия, между тем как село Фалимич и вполовину не стоило хорлупского имения, а для благовидности исходатайствовал (5 сентября 1574 г.) на эту мену разрешение короля Генриха . В Львовской епархии по смерти епископа Арсения Балабана (в начале 1569 г.) тотчас началась борьба из-за архиерейской кафедры. Сын покойного, Григорий, считал ее своею в силу еще прежде полученной королевской грамоты. Но арцибискуп Львовский Станислав Шломовский, вспомнив свое давнее право назначать наместников Киевского митрополита в Галиции, представил королю своего кандидата для занятия этой кафедры, какого-то Ивана Лопатку-Осталовского, имевшего уже пресвитерский сан. И король послал старостам львовскому и галицкому свою грамоту (16 июня 1569 г.), в которой объяснял, что хотя прежде он обещал покойному владыке Арсению Балабану предоставить занимаемое им владычество его сыну Григорию, но обещал по неведению права, заявленного теперь Львовским арцибискупом, и потому приказывал теперь ввести Ивана Лопатку, как во Львове, так и в Галиче, в управление Львовскою епархиею и отнять ее у Григория Балабана.

http://sedmitza.ru/lib/text/436056/

Гедеон, князь Четвертинский, в сане епископа и митрополита, прославил себя благочестием, христианскими добродетелями, ревностью к православию, обширным умом и твердостью духа. По смерти (6-го апреля 1690 г.) погребен в Киевопечерской лавре. Преемники Четвертинского зависели от русского духовного правительства. История их с этого времени сливается с общей иссторией русской церкви. Митрополичья епархия После введения унии в западно-русской церкви, верными православию оставались только два епископа – львовский и перемышльский. Львовский епископ Гедеон Балабан, по званию патриаршего экзарха, управлял всей западорусской церковью, и кроме своей епархии наблюдал за ходом дел в пяти епархиях –полоцкой, владимирской, луцкой, пинской и холмской, в которых не было православных епископов. После восстановления в западно-русской церкви православной иерархии (1620–1632 г.), образовалась киевская митрополичья епархия, восстановлены захваченные униатами луцкая и перемышльская епархии и вновь образована белорусская епархия. В начале XVIII века прекратились православные епископы во Львове, Перемышле и Луцке, так что остались только две православные епархии – киевская митрополичья и белорусская. Львовская и перемышльская епархии, со всеми духовными учреждениями, всецело перешли в унию; но в луцкой епархии, которая обнимала и прежнюю православную владимиро-брестскую, некоторые обители остались верными православию и перешли в состав киевской митрополичьей епархии и в ведение киевских митрополитов. Таким образом, митрополичья епархия в начале XVIII века состояла: 1) из тех частей бывшей перед унией митрополичьей епархии, которые не захвачены унией и находились в воеводствах киевском, виленском, минском и новогрудском, и 2) из остатков бывших православных пинской, владимиро-брестской и луцко-острожской епархий: вследствие чего по своему внешнему протяжению и по числу учреждений митрополичья епархия была весьма обширна. Но, кроме того, много обителей, находившихся в пределах белорусской епархии, и даже вблизи самой кафедры, состояли в иерархической зависимости от киевского митрополита, вне подчинения своему епископу, что нередко подавало повод к смутам в церкви и, ослабляя единодушие пастырей, увеличивало силу их общих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

2. К Изюмской епархии отнести Барвенковский и Близнюковский районы Харьковской области, выделив их из состава Харьковской епархии. Ж У Р Н А Л 56 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа об открытии (возрождении) Велико-Будищанского Свято-Троицкого женского монастыря в с. Писаревщина Диканьского района Полтавской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Велико-Будищанского Свято-Троицкого женского монастыря в с. Писаревщина Диканьского района Полтавской области. Ж У Р Н А Л 57 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Луцкого и Волынского Нифонта о восстановлении исторического названия Волынской епархии и внесения соответствующих изменений в Устав об управлении епархии. Справка Епархия с названием «Волынская» была образована в пределах Волынской губернии в 1799 году. Несмотря на то, что в течение XIX-XX вв. ее административный центр находился в разных городах (Остроге, Житомире, Луцке), до 1996 года она сохраняла название «Волынская». 3 мая 1996 Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил разделить Волынскую епархию на две самостоятельные: Луцкую и Владимир-Волынскую (Журнал 16). 27 июля 1996 за епархиальным архиереем Луцкой епархии закреплен титул «Луцкий и Волынский». 25 июня 2012 Преосвященный митрополит Луцкий и Волынский Нифонт обратился к Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимира и Священному Синоду Украинской Православной Церкви с рапортом о восстановлении исторического названия «Волынская епархия» вместо «Луцкая епархия» с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Луцкой епархии Украинской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить восстановления исторического названия «Волынская епархия» вместо «Луцкая епархия».

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

С 1 июля 1718 по 14 мая 1721 г., когда митрополичий престол вдовствовал после смерти митр. Иоасафа (Кроковского), К. временно управлял делами Киевской епархии . Он продолжил опекать правобережную часть епархии. По его благословению не позднее 1718 г. был основан Маньковский Преображенский мон-рь, настоятелем к-рого стал игум. Арсений (Беляшевский), строитель обители. По благословению К. Арсений (Беляшевский) в 1718 г. поставил Успенскую ц. в с. Иваньки, в 1720 г. была перестроена Рождество-Богородицкая ц. в мест. Лукашовка. 18 июля 1718 г. К., как «администратор Киевской митрополии», выдал благословенную грамоту на восстановление Михайловской ц. в Нежине ( Федотов-Чеховский А. А. Акты греческого Нежинского братства. К., 1884). В 1721 г. по благословению К. и на его средства был основан Пушкарёвский Вознесенский женский монастырь близ Полтавы, на что было дано разрешение от гетмана И. И. Скоропадского. В кон. 10-х гг. XVIII в. на средства К. был восстановлен после татар. набегов Матронинский Троицкий муж. мон-рь, по его просьбе в 1717 г. чигиринский староста Ян Яблонский подтвердил давние права и привилеи Матронинского мон-ря. В Чигирине был возобновлен Крестовоздвиженский собор, для которого К. в мае 1719 г. выдал антиминс, настоятелем был назначен свящ. Иосиф Иванович ( Перепелиця А. З icmopiï Хрестовоздвиженськоï соборноï церкви мicma Чигирина//Biдлyhhя bikib. К., 2004. Вип. 13. С. 184-188). К. уделял большое внимание развитию церковного пения: при нем был заведен при Переяславском архиерейском доме архиерейский хор, регентом которого служил свящ. Илия Турчиновский. Имеются сведения о том, что по инициативе К. был подготовлен план строительства и составлена смета на возведение в Переяславе муж. мон-ря (ЦГИАК. Ф. 990. Оп. 3. Д. 17). В обращении к пастве Луцкой епархии от 21 мая 1721 г. К. подчеркивал, что рассчитывает вернуться на Луцкую кафедру, говорил, что ныне правосл. Луцкая епископия «вынуждена странствовати», но указывал, что «паки помощию Божиею возвратитися имамы и опасно блюсти престол епархии Луцкой» (Материалы к истории Киевской епархии//Киевские ЕВ. 1865. 5. С. 187-188).

http://pravenc.ru/text/1840355.html

По смерти Короля Сигизмунда III 274 , который был великий Благочестивые Веры гонитель, в рассуждении введенной Унии делались в народе возмущения, а от Запорожских Козаков последовали неоднократно войны: почему в 1632 году, на Сейме избирательном, последовало некоторое примирение между Благочестивыми и Униятами, чрез посредство Королевского сына Владислава IV, бывшего тогда Короля Шведского и избранного на том же Сейме Королем Польским. Оного примирения пунктами определено: быть двум Митрополитам, Униятскому и Неуниятскому, т. е. Благочестивого закона Греческого, а потому и в Полоцкой Епархии также двум, Архиепископу Полоцкому Унияту, и Епископу Могилевскому Неунияту, коему Мстиславским и Оршанским именоваться. Сие-то есть первоначальное основание особливой Могилевской Православной Епархии. Определено также было и Епархиям Перемышльской, Львовской и Луцкой быть за Благочестивыми, и из них на оные Епископов избирать; а о Епархиях Владимирской, Хелмской и Пинской ничего не упомянуто, может быть, для того, что оные были тогда уже подвластны Униятам, а по сему в ведомстве их и оставлены. Пункты сии изображены в книжице: Права Религии или закона Грековосточного, напечатанной в Варшаве 1767 года, на стр. 33 275 . После того, в 1650 и 1659 годах, когда Поляки Казацкою войною крайне были притеснены; то еще и Хелмскую Епархию определено было возвратить Благочестивым, а наконец и всю Унию истребить данными Казакам привилегиями обещано: но те обещания и определения, как скоро война к окончанию приходила, остались на всегда без действия. Ибо не видно нигде никаких следов, чтоб Хелмская Епархия была когда-либо возвращена Благочестивым. А в Перемышльской, Львовской и Луцкой Епархиях, по силе тех определений, хотя и были благочестивые Епископы поставлены: однако не получив от Униятов лучших своих монастырей и церквей, и вотчин Епископам принадлежавших, и находясь во всегдашнем от них озлоблении, наконец совсем перевелись: ибо Перемышльский Епископ Иннокентий Винницкий, еще до трактата о вечном мире, с Россиею постановленного в 1686 году, Унию принял. Львовский же Епископ Иосиф Шумлянский, и Епископ Луцкий Мелетий (или как Несецкий его называет, Дионисий) Жабокрицкий вскоре после оного трактата – хотя оным и были предоставлены Епархии Луцкая, Галицкая, Львовская, Перемышльская и Белорусская для Благочестивых – тоже учинили. Был еще в 1711 году поставлен в Луцкую Епархию Благочестивый Епископ Кирилл Шумлянский: но он приехав из Киева в Луцк, того же года оттуда изгнан, и окончил остальные дни жизни своей в Малой России, будучи Епископом Переяславским. VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Опираясь на своего коронованного покровителя, смелый и властолюбивый Иоанн не только без благословения патриарха распоряжался Галицкой митрополией, но, продолжая оставаться в то же время Луцким епархиальным епископом, отважился каким-то образом очень грубо нарушить права смежного с ним по епархии Владимирского епископа. Митр. Киприан, как верховный начальник и Луцкой и Владимирской епархии, воспользовался этим случаем, чтобы сместить самозваного управителя митрополии. Он сделал о нем доклад патриарху. Между тем Иоанн, заручившись рекомендацией Ягайла, отправился в КПль в 1393 г. за посвящением в митрополичий сан. Но здесь его озадачили предстоящим ему предварительным разбирательством по делу с Владимирским епископом, который также должен был вскоре прибыть в КПль. Предчувствуя неблагоприятный для себя оборот дела, Иоанн, не долго думая, решил бежать из КПля и «сел на корабль, готовый к отплытию». Напрасно патриаршие послы хотели задержать его до соборных рассуждений. Иоанн отвечал им: «Галич дан мне королем, который есть местный государь и властитель, мне не доставало только благословения патриарха, но я получил его и больше ни в чем не нуждаюсь: что мне делать на соборе? пойду в Галич, в свою церковь». В трудных обстоятельствах Иоанн, как видно, хватался за соломинку и сознательно лгал, придавая какое-то особенное значение простому благословению патриарха, полученному им наряду с другими членами своей свиты при первом представлении. Этим ничтожным аргументом он хотел обеспечить за собой митрополию в надежде, конечно, на силу расположенного к нему короля. Патриарх за такое самовольство предал епископа отлучению, о чем и написал Ягайлу и Киприану. Первому патриарх писал, что он посылает для управления митрополией своего экзарха, Вифлеемского архиепископа Михаила, но может простить и поставить митрополитом и Иоанна, только под условием его покорности и раскаяния пред его митрополитом. А Киприану предлагалось поставить для Луцкой епархии другого епископа, что и было им исполнено.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010