Все было кончено. Москва достигла того, к чему так долго и так упорно стремилась. Слышались только отголоски старых несогласий. Дионисий, лишенный патриаршества, будто бы за сношения с Россией и согласие уступить Киевскую митрополию, в 1688 г. жаловался п. Иоакиму, что Москва забыла его и не отплатила достойно. Иоаким отвечал, но совсем не заискивающе. Он даже порицал Дионисия за то, что тот в приветствии называл московского патриарха своим экзархом. Просьба о дополнительных милостях оставлена, причем дано понять, что уступка Киевской митрополии – дело совсем маловажное и не стоит особой благодарности 1114 . П. Иоаким теперь мог смело отвечать не только удаленному, но и настоящему константинопольскому патриарху. Одновременно с подчинением Киевской митрополии Киев политически навсегда уступлен Москве, и Москва взяла под свою защиту западнорусское правительство. В 1686 г. 16 апр. – 6 мая вечным миром с поляками прекращены долгие споры о территориальных границах между Польшей и Россией. По этому миру статьи Андрусовского перемирия окончательно утверждены и довольно точно определено, что должно принадлежать России и что Польше. Трактатом о вечном мире и об уступке в российскую сторону Смоленска, Рославля, Малыя России, Киева и пр. 1115 определено: I) всем городам и землям, завоеванным в прошлую войну – Смоленску с городами и уездами, которые от сего краю от Витебского, Полоцкого и от Лютинского уездов к Смоленску належат,– Дорогобужу, Белой, Красному с уездами, а с другого краю Рославлю и где находятся северские города,– Чернигову, Новгороду-Северскому, Почепу и иным, а также всей Малороссии левой стороны Днепра,– городам Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем того малороссийского краю городам... принадлежать России. II) По правую сторону Днепра России должны принадлежать: «около Киева все земли, находящияся между речками Ирпенем и Стугною или Стульмою, даже по Васильков и по местечку Василькову вверх от берега р. Стугны в поле на полмили выше Василькова; оттуда полем прямо к берегу р. Ирпеня». Тут отошли к России, кроме Киева и Василькова, Стайки и Триполь с округами. III) Вопрос о городах от местечка Стаек вниз по правую сторону Днепра по р. Тясьмину, каковы Ржищев, Черкасы, Трехтемиров, Канев, Люшны, Сокольск, Боровица, Бужин, Воронов, Крылов и Чигирин, остался не решенным. Они были разоренны и уступлены Турции по последнему миру. Их положено пока не восстановлять. IV) Города: Полоцк, Витебск, Динабург, Невель, Себеж, Велиж, Лютин, Резица (Режица), Марнаус со всеми лифляндскими полуденными (городами), воеводствами и поветами должны принадлежать Польше. V) Уговорили церквам Божиим и епископам Луцкой, Перемышльской, Львовской и Галицкой, Белорусской (Могилевской) и архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой и Оршанской религиозного утеснения не делать. Высшее духовенство должно принимать посвящение от киевского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

(здесь строка истлела)… купленая; убране каразиевое белое, за два червоных купленое; горшков мидяных два, – горшок по полкопы грошей; панвей дви – по подкопы грошей; узголовий скураных мишцовых дви – за копу грошей купленые; ложников домовое работы шесть – ложник по двадцати грошей; кожухов бараних новых пять – кожух по пятдесят грошей; плахот черчатых шесть – плахта по полкопы грошей, а чорных плахот чотыри – плаха по дванадцати грошей; книга псалтира, за сорок грошей купленая; Шестоденец книга, за копу грошей купленая; книга Треод цвитная, за две копе грошей купленая; книга Требник, за копу грошей купленая; кошуль женских ткацких чотыри – кошуля по золотому, а простых кошуль шесть – кошуля по дванадцати грошей; музских кошуль тонких пят – кошуля по дванадцати грошей; рантухов ткацких шесть – рантух по двадцати грешей, – а простых рантухов три – рантух по девяти грошей; перин дви – по копи грошей; подушок пять – подушка по золотому; опанча московская за два золотых; обрусов ткацких чотыри – обрус по полкопи грошей; простых обрусов пятдесят локот, по чотыри гроши локот; основы з утком локот пятдесят – грошей осмдесят стояло; прядива готового чотыриста – сто по десяти грошей; чепцов десять – чепец по чотыри грошей; чепец шитый – за двадцать грошей; сокер три – подкопы грошей; кос три – за золотый; серпов десять – шестнадцать грошей коштовали; михов осм – мих по чотыри гроши; седло зо всим за сто грошей купленое; возок и два коши, далем за них сорок грошей; збожя засеяного моего нажал жита двесте коп; пшеницы пятдесят коп, овса сто и двадцать коп, гречки шестдесят коп, проса десять коп, прядива шесть коп; так теж ктому еще и в дому начиня домового, яко в гумни и на огородех, живностей всяких – того всего шкодую себе золотых на пятдесят» (Архив, ч. 1, т. 6, стр. 96–99). Ещё оно, – как имение Лаврентия Древинского, – упоминается в акте от 17 января 1630 года в фундушевой записи чашника земли Волынской Лаврентия Древинского на содержание православных церквей в его имениях – в сёлах Пашове, Пулганах и Кокорове, а также Братской Луцкой церкви и состоящего при ней шпиталя, монастыря Почаевского и шпиталя Кременецкого (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Межибожье. Города Городно, Дубровица, Степань, Пересопница, Шумск, Тихомль, Выгошев и пр. входили в состав Погодины. Крайним её городом на границе с Киевскими землями был Кореческ (ныне м. Корец Новоград-Волын. уезда). До соединения своего с Волынью Погорина представляла из себя, так сказать, запасной капитал для великого князя Киевского: когда ему нужно было успокоить какого-нибудь князька, то он давал ему несколько погоринских городов. Погорина, таким образом, постоянно переходила из одного рода в другой; она принадлежала то Мстиславичам, то Андреевичам, то Вячеславу с сыном, то сыновьям Юрия Долгорукого. Только с присоединением её к Волыни, здесь появляются отдельные мелкие княжества с установившимися княжескими родами, которые, в конце концов, сошли в ряды служилого боярства. Территория Погорины вошла южной своей половиной в состав Луцкой земли и впоследствии образовала владения князей Острожских, северная же половина её распалась на несколько мелких княжеств – Городненское, Степаньское и Дубровицкое, составившихся из остатков прежних княжеств – Дорогобужского·и Пересопницкого. А. М. Андрияшева «Очерк истории Волынской земли до конца 14 столетия», Киев, 1887 г., стр. 38. 296 Л. Крушннского «Историч. Очерк Волыни» – в Трудах Волын. губ. статистическ. Комитета, вып. 1, Житомир, 1867 г., стр. 35–37. 298 Ап. Сендульского «село Тихомль Остр. уезда» – в Волын. Еп. Ведом. за 1870 г. 5, стр. 158–164. 299 В местном населении сохранилось следующее тёмное воспоминание о Сенютах-Социнианах. В окрестностях м. Ляховец встречается множество отдельно разбросанных курганов. Народ утвеждает, что «то все лежат Сенюты». Точно ли то социнианские могилы, об этом нельзя сказать ничего определённого, пока не будут произведены археологические разыскания. Действительно, у социниан был обычай хоронить своих покойников в пустынных местностях, большею частью на горе, и насыпать над их могилами высокие курганы или ставить каменные башни. Кстати, упомянем ещё об одной особенности похоронных социнианских обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В одной фундационной записи на основание этой коллегии, находящейся в Луцкой гродской книге от 1624 года (за 2,134 и 2:458), княгиня Анна-Алоиза так изъяснила внутренние побуждения, руководившие ею в данном случае: «Следуя примеру моих славных предков, которые, заботясь об умножении хвалы Всемогущего Бога, основывали в своих имениях костёлы, монастыри, коллегии и обеспечивали их достаточными доходами, и стремись с своей стороны к такому же умножению славы Божией, чтобы вера католическая ширилась науками и просвещением молодых людей и проповеданием слова Божия, а также желая, чтобы возносились постоянные молитвы за душу ясневельможного его милости покойного мужа моего, который при жизни обнаруживал всегда большую склонность и «прихильность» предмету настоящей фундации, а равно и за души иных предков моих, князей Острожских, я, Анна-Алоиза, по совету ясневельможной княгини Анны Острожской, воеводиной Волынской, матери в благодетельницы моей, а также по своей доброй воле и зрело обдуманному решению, фундую на вечные времена в родовой моей маетности, в г. Остроге, коллегиум lesu и при нём костёл, который имеет быть во имя святых – Игнатия Лойолы и Франциска-Ксаверия, отцев иезуитского ордена. Для этого а дарю на вечные временя плац в том же г. Остроге между улицами: так называемою «Згнилою» и «Звягельскою» или «Водяною» (следует определение границ этого плаца); а на построение означенного костёла я особым актом записала велебному ксёндзу-ректору Острожского коллегиума Яну Боршинскому и его преемникам, 30,000 злотых польских, обеспечив эту сумму всем движимым и недвижимым моим имуществом. Теперь же, желая, чтобы отцы коллегиума имели для себя достаточное содержание и чтобы скорее могли быть открыты дли образования молодых людей школы, чрез которые умножилась бы хвала Божья, я на вечные времена дарю и записываю им родовую маетность свою, а именно: двор, фольварк и с. Княгинин, с. Мартыновщину, с. Белоберег, с. Зарудье, с. Остров и Вьезд, с. Спасов с фольварком, сс. Бодаки, Нараев, Шаварки, Замлынь и с. Волицу – со всеми принадлежностями, строениями, угодьями и доходами, со всеми подданными: тяглыми, боярами панцирными и путными, огородниками и подсоседами, с церквами русскими и правом подаранья к ним духовных, с мельницами (следует подробный перечень целого ключа княговиского)... Сверх того – для огорода при коллегиуме дарю оо. иезуитам плац в г. Остроге, над ставом, между Новым-Мистом и пасекою, так называемою, «Наливайковскою». В заключение сисей записи, в видах большего обеспечения её ненарушимости, Анна-Алоиза прибавила: «А защитником настоящей моей фундации я назначаю и униженно упрашиваю всеяснейшего короля Жирмонта III и имеющих быть по нём королей польских». Впоследствии, именно в 1630 году, Анна-Алоиза, сверх поименованных имений, записала иезуитам ещё следующие сёла: Курняки, Могиляны, Мисковцы и Волосковцы. См. Ор Левицкого – «Анна-Алоиза, княжна Острожская», Киев, 1883 г., стр. 16–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

252 Местечко Базар – под именем местечка – упоминается в акте от 1684 года 24 апреля в жалобе дворянина Василия Закидовского – управляющего Хабенским имением – на казацкого полковника Карла Тышкевича о том, что он прислал в Хабенскую волость на постой свой полк, который разорил крестьян сбором огромного провианта и дани, причём всё заграбленное было отправлено казаками в м. Базар (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 75). Ещё – под именем местечка оно, как имение Ксаверово-Овручской иезуитской коллегии – упоминается в акте от 1687 года 25 июня в жалобе иезуитов этой коллегии на казацкого полковника Данила Федоровича о том, что он позволил казакам своего полка брать незаконные контрибуции и притеснять крестьян в имениях иезуитской коллегии, – в том числе и в м. Базаре, где казаки били крестьян Омельку, Ониско, Гришку и др., причём замечено, что Гришку били за то, что у него не нашлось оброка для казацких лошадей, и при этом они приговаривали: «nie masz, dla koni obroku, przedajze iedno dziecie na obrok dla koni, a drugie zabij na miso» (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 144–146). Ещё – под именем села (wioski) – оно упоминается в акте от 1694 года 2 августа в жалобе от имени Овручской иезуитской коллегии на казацкого полковника Ярему Гладкого о том, что казаки полка его собрали от крестьян в иезуитских имениях, – в сёлах Базаре, Калиновке и Игнатовке контрибуцию и причиняли в них крестьянам побои, а их жёнам – насилие (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 295–297). 253 Село Новые-Воробьи упоминается в акте от 1705 года 29 января в контракте, по которому униатский Львовский, Галицкий и Каменца-Подольского епископ, администратор Киевской митрополии и Луцкой епископии и архимандрит Печерский Иосиф (из Великих Шумлян на Гошове и Вятнице) Шумлянский представляет в трёхлетнее арендное владение дворянину и чашнику Подольскому Самуилу Шумлянскому имения, принадлежавшие Киевской православной митрополии и Киево-Печерской архимандрии и отчисленные в пользу униатского духовенства. По контракту имения эти следующие: сс. Воробьи Старые и Новые, Унин, Каленцы, Бабинцы, Пилиповичи, Микулицы, Низаловичи, Михалки, Облишки, Веремейки, Толокунь, м. Радомысль, сс. Рубешовка, Чудин, Забилоче, Шибенное, Шнили, Орание и Рудня Крымская (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

6, т. 1, прилож., стр. 202). Ещё оно упоминается в акте от 1682 года 4 октября в приговоре купного суда, состоящего из дворян Барановских, Мошковских и других, а также из крестьян соседних сёл, между прочим, из села Потапович – Гурина и Артёма. Суд уличил дворян Игната Невмирицкого и Иосифа Барановского в том, что они выдрали пчёлы у дворян Богдана и Семёна Барановских, и приговорил виновных к уплате стоимости пчёл и к вознаграждению убытков, понесённых истцами (Архив, ч. 4, т. 1, стр. 170). Ещё оно – как имение Дионисия Жабокрицкого – наречённого епископа Луцкого и Острожского – упоминается в акте от 1701 года 23 февраля в мандате королевском, требующем в задворный асессорский суд этот епископа, вследствие жалобы на него Овручского архимандрита Клементия Домарадзкого из ордена Базилианского о том, что Жабокрицкий, пользуясь неведением короля Августа II, выхлопотал для себя жалованную грамоту на Овруцкую архимандрию, на которую Домарадзкий получил такую же грамоту от короля Uoahha III , причём этот мандат, данный королём Августом II в г. Варшаве, был отнесён в село Потаповичи и передан войту этого села для вручения самому Жабокрицкому (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 163–164). Ещё – как имение того же епископа – село это упоминается в акте от 1706 года 29 июля в жалобе этого епископа на дворян Александра и Софию Немиричей о том, что по их наущению и указанию, вооружённый отряд неизвестных истцу людей напал на его село Жеревцы и ограбил спрятанное там имущество, принадлежавшее как лично Жабокрицкому, так и епископской Луцкой кафедре, причём сам Жабокрицкий жил тогда в своём селе Потаповичах под г. Овручем (Архив, ч. 1, т. 4, стр. 257). 274 Село Христиновка – под именем Кристиновки, как имение Дерптского стольника Щасного-Тышкевича – упоминается в акте от 1664 года в инвентаре имений этого Тышкевича: Королевки Кристиновки, Бышева и других. В Кристиновке подданными его были войт Ярош Цвик, Радко Коробейко, Полещук кузнец, Яско Коломыйец, Смуга Леско, Баршиско Цимош, Слюсарь Стась и Макар Зеленский (Архив, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Его переход в унию был вызван также разногласиями с церковной властью. Он пытался стать идеологом униатского движения, оправдывая его с точки зрения украинских национальных интересов. Никакой карьеры он не сделал, и положение его оказалось печальным. Вообще выяснилось, что, как и в XVII beke католическое духовенство не чувствует ни уважения, ни расположения к духовенству православному, даже если оно переходит в унию. В общем нельзя было опереться на «перелетов», и перед деятелями ново-униатского движения встал вопрос об образовании кадров духовенства Восточного обряда. Первоначально кое-какую помощь оказывала Луцкая католическая семинария. В 1928 году в Дубно, в бывшем монастыре Бернардинов была устроена отдельная семинария Восточного обряда, как бы третья часть Луцкой семинарии. Однако, из этого ничего не вышло, и в июне 1929 года семинария в Дубно была закрыта. Так продолжалось до лета 1931 года, когда появился епископ Н. Чарнецкий в качестве визитатора Восточного обряда. По его докладу папа постановил открыть в Луцке Восточную семинарию, и таковая была поручена иезуитам. Помощь была оказана не только Римом, но и епископами католическими в Польше. Конкордат Рима с Польшей не предусматривает епархии Восточного обряда на Волыни, а потому не могла быть устроена и духовная семинария. В обход этого семинария Восточного обряда в Дубно получила название «папской семинарии»  244 . Этим простым способом был обойден конкордат. На первой конференции в Пинске в 1930 году можно было подвести некоторые итоги ново-униатской работы в Польше. Итоги оказались весьма незначительными: полтора десятка приходов и около десяти тысяч прихожан. На общее число почти тысячи приходов на одной Волыни и на четыре миллиона православных. Эти результаты можно было по справедливости считать ничтожными. На конференции обсуждались разные принципиальные вопросы, вырабатывались методы совращения православных, разрабатывались некоторые вопросы православной догматики. На ней присутствовали не только клирики Восточного обряда, но епископы и духовенство обряда латинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Логика этого подхода проста – уничтожив УПЦ и акцентировав «ПЦУ», как новую самую большую «православную конфессию» страны, на решении вопросов геополитической, политической и идеологической повестки дня (фактически окончательно превратив ее из религиозной структуры в инструмент политического влияния), прокатолический лагерь получит возможность кардинальным образом обрубить связь миллионов украинцев, идентифицирующих себя с Православием, с многовековой историей Православной веры на просторах Малой Руси. А это уже станет победой из побед. Ведь, не зная истоков истинного Православия, относясь к своей вере как к элементу в первую очередь «украинства», находясь в плену националистических и идеологических миражей, а также будучи придатком государственной власти, «епископат» и «духовенство» «ПЦУ» рано или поздно согласятся с предложением об объединении с униатами и признании Папы Римского своим главой. Для этого не нужно будет ничего особенного придумывать. Стоит только, например, властям объявить о том, что слияние «ПЦУ» и УГКЦ необходимо для получения членства Украины в ЕС, а Папа Римский от имени своей новой паствы готов выступать главным лоббистом украинского евроинтеграционного курса, как необходимые процессы будут запущены, поддержаны и завершены в самые кратчайшие сроки. Впрочем, это пока вопросы отдаленной перспективы. Однако униаты (да и римо-католики) уже сейчас активно работают над тем, чтобы к часу Х все в данном плане было готово по максимуму и в лучшем виде. В частности, осуществляется целенаправленная деятельность по размыванию границ между греко-католической и Православной верой, а также вымарыванию из памяти негатива, связанного с насаждением унии на украинских землях. Главной аудиторией при этом выступают живущие в регионах (в первую очередь, западных) «священнослужители» «ПЦУ/УПЦ КП», которые, в силу ряда объективных и субъективных причин, являются идеальным объектом для соответствующих манипуляций. В качестве одного из самых ярких примеров реализации такой политики можно привести совместное «богослужение» представителей РКЦ, УГКЦ и «УПЦ КП» во главе с епископом Луцкой диоцезии РКЦ Виталием Скомаровским, экзархом Луцким Иосафатом Говерою, правящим архиереем Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ Михаилом Колтуном и «епископом Владимир-Волынским УПЦ КП” Матфеем Шевчуком, которое состоялось 2 ноября 2018 года в униатском храме Свв. Иоакима и Анны (Владимир–Волынский). Данное мероприятие было посвящено почитанию Иоасафата (Кунцевича), который зафиксирован в истории Православия как его ярый гонитель и ненавистник. Показательно, но этот факт нисколько не смутил высокопоставленного члена «УПЦ КП», который принял участие в совместной молитве возле «реликвий святого Иосафата» и высказался за необходимость единения с УГКЦ «не на словах, а на деле».

http://pravoslavie.ru/121221.html

Девятым артикулом договора вечного мира у России с Польшею выговорено, чтоб греко-российского закона четырем епископиям – Луцкой, Перемышльской, Львовской и Белорусской, монастырям, архимандриям, игуменствам, братствам и всем живущим в Польше и Литве людям иметь свободное отправление греко-российской веры без всякого утеснения и принуждения к принятию веры римской или унии. Несмотря на то, первые три епархии уже давно привлечены поляками в унию, и теперь осталась одна белорусская и несколько монастырей; но и эта последняя претерпевает беспрестанно жестокие обиды: духовенство берут в гражданский суд, других бьют, церкви запирают и вовсе отнимают, ветхих поправлять и новых строить не позволяют, а представления со стороны императорского двора остаются без всякого успеха. На Волконского возлагалось на все эти обиды, как старые, так и новые, словесно и письменно подать при польском дворе сильнейшие жалобы и домогаться, чтоб все привлеченное к унии было возвращено православию, дозволена была починка старых и строение новых церквей и строжайше запрещено было приневоливать к унии, не принимая никаких отговорок. Границы между Россиею и Польшею до сих пор не определены, а между тем оказывается, что поляки захватили русских земель на 988 квадратных верст; Волконский должен был требовать назначения комиссаров для определения границ. Князь Волконский мог сначала ласкать себя надеждою, что приехал в Варшаву в благоприятное время – пришло известие о Гросс-Егерсдорфской победе Апраксина, и король на радостях дал Волконскому орден Белого Орла. Но скоро стали приходить известия об отступлении русских войск, а между тем французские отношения представляли сильные затруднения. Поляки французской партии передавали французскому министру в Варшаве свои жалобы на тягости, сопряженные с проходом русских войск, французский министр в Варшаве передавал жалобы французскому послу в Петербурге маркизу Лопиталю, который и предъявлял их русскому министерству. Такое посредничество сильно оскорбляло петербургский двор. Волконский должен был хлопотать, чтоб оно прекратилось; но этого трудно было достигнуть. Канцлер Малаховский сообщил Волконскому и Гроссу в секрете, что у французского министра в Варшаве сочиняют записку, где должны быть изложены все жалобы поляков на Россию за целые сорок лет. Волконский заметил при этом, что лучшее средство уменьшить французское влияние – это прекратить острожский спор в пользу членов русской партии; но Малаховский отвечал, что при настоящих обстоятельствах по причине отступления русских войск и особенно вследствие зависимости, в которой саксонский двор находится от французского, ожидая главнейшим образом от него освобождения своих наследственных владений, нельзя ожидать такого шага, ибо французский министр истолковал бы его в крайнее предосуждение своему двору.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Присутствовало 84 человека, 28 семинаристов. Была почтена память С.Лозинского. Были получены приветствия от Пия XI через Пачелли, от нунция в Варшаве – Мармаджи. Первым произнес слово епископ Пшездецкий, который почти накануне – 22 августа – был принят папой. Пий XI ему разъяснил, что Комиссию «Pro Russia» учредил еще Бенедикт XV, что возражения и споры в связи с этой Комиссией имеют место только в Польше, что иерархию в России создал не д’Эрбиньи, а Апостолический престол и вообще не может быть никаких споров о миссии Церкви, данной ей Иисусом Христом. И вообще Пий XI «один и другой раз категорически заявил, что, выступающие против этого дела – не католики». Пшездецкий уверил папу, «что они не дадут себя победить препятствиям» в Польше, и передал благословение конференции от Отца Христианства 314 . Пришло приветствие и от д’Эрбиньи на бланке Восточного института. Доклады ксендза проф. М.Кривицкого «Апелляция Востока к апостольскому престолу после Ефесского разбоя и примат папы»; ксендза И.Свирского «Таинство исповеди в русской православной церкви»; ксендза А.Ищака «Filioque Фотия и его преемников»; свящ. Р.Кремера «Дух любви в унийном движении согласно выступлениям двух последних пап» имели академический характер. Боевыми были доклады о. Я.Урбана «Унийная акция и религиозная миссия Польши», свящ. Б.Пачонка и о. Неманцевича «Изображение нашей унийной работа» и свящ. В. Оношко «Что нужно для нашей унийной работы». О. А.Неманцевич пояснил, что в Виленской митрополии 4 прихода, 7 священников и около 3000 униатов. В Пинской епархии – 12священников, 1 диакон и 6 066 душ. В Луцкой – 25 священников и 11000 душ и в Подляшской – 9 священников, 2 диакона, униатов 3210. В Люблинской – 3 священника, 500 душ. Всего 46 священников, 4 диакона и 23 866 душ «восточного обряда». Это за 10 лет. Кроме того, «беря в общем этих свежеобращенных, можно их назвать скорее грубой и недостаточно обработанной материей, как сырьем, из которого постепенно выработаются католики по жизни и правде. Более подходящий материал – молодежь и дети. Более благоприятная обстановка на Холмщине, ибо новоуниаты получают закрытые православные храмы. Со дня ликвидации унии прошло 57 лет, она сохранилась в памяти, но «вымрут старшие, изменятся условия, и тогда трудно будет присоединять, детей бывших униатов» 315 . Много есть препятствий, и больше – со стороны католического клира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010